Израильско иорданский мирный договор 1994 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Основные принципы договора

Безопасность и оборона: уважение суверенитета и территориальной целостности каждой из сторон, ненарушение границ без разрешения. Сотрудничество в борьбе с терроризмом и совместные усилия по борьбе с террором, в том числе защита от нападений и нарушения границ контрабандистами. Каждая страна обязана предотвращать любые враждебные действия против другой стороны, и не сотрудничать с какой-либо террористической организацией.

Иерусалим: Иордании будет отдаваться предпочтение (в качестве опекуна или хранителя мусульманских святых мест), когда пойдет речь о положении мусульманских святых мест в городе в рамках каких-либо будущих мирных соглашениях с палестинцами.

Вода: в рамках справедливого разделения воды реки Иордан и подземных водных ресурсов пустыни Арава, Израиль согласился предоставлять Иордании 50 млн кубов воды в год (Иордания требовала 100 млн.) и долю в реке Ярмук, чтобы Иордания имела 3/4 от неё. Обе страны будут также развивать другие водные ресурсы и водохранилища, и помогать друг другу в годы засухи.

Палестинские беженцы: Израиль и Иордания будет сотрудничать с тем, чтобы облегчить страдания беженцев, в том числе в четырехстороннем комитете (Израиль, Иордания, Египет и палестинцы), который будет пытаться работать в направлении решения проблемы.


Содержание

История договора

Предпосылки

После Войны за независимость, 3 апреля 1949 г. на острове Родос было заключено первое перемирие между Израилем и Трансиорданией, зафиксировавшее сложившееся в результате боевых действий положение [1] . В том же месяце области на западном берегу реки Иордан, контролировавшиеся Арабским легионом, были аннексированы, а королевство было переименовано в Иорданское Хашимитское Королевство [2] .

Во время Шестидневной Войны 1967 года иорданская армия, участвовавшая в нападении на Израиль была разгромлена в течение двух дней и Иордания потеряла территорию Иерусалима и Западного берега реки Иордан.

До начала 90-х годов отношения между Израилем и Иорданией официально были напряженными. Изменения в политической ситуации начались после оккупации Ираком Кувейта и войны в персидском заливе. После победы над Ираком США приступили в активном миротворческой деятельности на Ближнем Востоке. На Мадридской конференции Израиль впервые вступил в переговоры с арабскими странами.

Предварительные переговоры

Премьер-министр И. Рабин и король Хусейн произнесли торжественные речи. Король Хусейн в частности сказал [5] :

Многие годы в каждой молитве я просил Всевышнего Бога помочь мне стать одним из творцов мира. Это то, о чем мечтал мой великий дед, а сейчас мечтаю я. Мы чувствуем, что близки к осуществлению этой мечты. ; естественное придет на смену тому неестественному в нашей жизни, что долгие годы, к сожале­нию, было естественным.

Подписание соглашения

26 октября, 1994 году Иордания и Израиль подписали этот исторический мирный договор, на церемонии, состоявшейся в долине Арава в Израиле, к северу от Эйлата и вблизи иорданской границы. Премьер-министр Рабин и премьер-министр Абдельсалам аль-Маджали подписали договор, и президент Израиля Эзер Вейцман пожал руку королю Хусейну. Это произошло в присутствии президента Билла Клинтона, сопровождаемого госсекретарем США Уорреном Кристофером [5] .

Основные принципы договора

Краткое содержание договора

Договор состоит из преамбулы, тридцати статей и пять приложений к нему, а также топографические карты, на которых обозначена международная граница между двумя странами и указаны оккупированные Израилем территории, возвращенные под иорданский суверенитет.

  • Преамбула договора: Стремящиеся к миру Израиль и Иордания, учитывая Вашингтонскую декларацию, подписанную 25 июля 1994, и основываясь на резолюции Совета Безопасности ООН во всех её аспектах, заявили о прекращении состояния войны между ними и установлении мира между ними в соответствии с договором о мире.
  • Статья 1: Объявление мира

Между Государством Израиль и Иорданским Хашимитским Королевством установлено состояние мира.

Стороны признают и уважают суверенитет друг друга, территориальную целостность и политическую независимость. Иорданское Хашимитское Королевство будет находиться в гармонии с Государством Израиль.

Определение и признание международной границы между Израилем и Иорданией было установлено со ссылкой на определение границы в соответствии с Британским мандатом. Однако, без ущерба для статуса любых территорий, которые попали под израильский военный контроль правительства в 1967 году (пункт 2).

  • Статья 4: Сотрудничество в области безопасности

Взаимопонимание и сотрудничество в области безопасности, связанные с этим вопросы будут значительной частью отношений. Стороны признали достижения в рамках Европейского союза в развитии Конференции по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (СБСЕ), и взяли на себя обязательства по созданию на Ближнем Востоке организации CSCME (Совещание по безопасности и сотрудничеству на Ближнем Востоке ). Стороны обязуются воздерживаться от силовых угроз, применения силы или традиционного, нетрадиционного или любого другого вида оружия, а также придерживаться борьбы с терроризмом всех видов.

Устанавливаются в полном объеме дипломатические и консульские отношения и производится обмен послами и резидентами, включая нормализацию экономических и культурных связей.

Стороны признают законное разделение воды в реке Иордан и реке Ярмук, подземные воды пустыни Арава и разработку новых водных ресурсов.

Для содействия экономическому сотрудничеству и для устранения дискриминационных барьеров стороны договорились прекратить экономический бойкот.

Проблема перемещенных лиц, будет обсуждаться вместе с Египтом и палестинцами, и вопрос о беженцах будет обсуждаться на многосторонней основе в сочетании с переговорами о постоянном статусе территорий.

Свобода доступа к местам религиозного и исторического значения. Израиль будет учитывать особую роль Иорданского Хашимитского Королевства в сохранении мусульманских святынь в Иерусалиме. Когда начнутся переговоры о постоянном статусе, Израиль будет уделять приоритетное внимание иорданской исторической роли в этих храмах.

Установление культурных и научных обменов во всех областях, и договор о создании нормальных культурных связей.

  • Статья 11: Взаимопонимание и терпимость

Стороны будут воздерживаться от пропаганды в отношении друг друга, не допускать распространения такой пропаганды в их собственных странах, обеспечивать надлежащую правовую процедуру для граждан обоих стран.

Стороны будут бороться с преступностью, контрабандой, незаконным оборотом наркотиков, и привлекать к ответственности виновных.

Стороны предоставят свободное передвижение для людей и транспортных средств, и не будут навязывать дискриминационные налоги и ограничения. Будут открывать и сохранять дороги и пограничные переходы, а также договорились продолжить переговоры по постройке шоссе между Египтом, Израилем и Иорданией возле Эйлата.

Право прохода через территориальные воды в соответствии с нормами международного права и с нормальным доступом к портам. Пролив Тиран и залив Акаба являются международными водными путями, открытыми для всех государств.

Признание прав, привилегий и обязательств, предусмотренных в рамках многостороннего авиационного соглашения, в частности Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция) 1944 года , и соглашения о международных воздушных транзитных перевозках 1944 года.

Стороны будут иметь прямые телефонные и факсимильные линии, и почтовую связь.

Стороны будут содействовать сотрудничеству в области туризма.

Стороны будут сотрудничать в области охраны окружающей среды, охраны природы и предотвращения загрязнений.

Стороны будут развивать освоение энергетических ресурсов и проектов, таких как использование солнечной энергии, а также взаимодействие между электрическими сетями в районе Эйлат - Акаба.

Развитие в долине Иордана, в том числе совместных проектов в экономической, экологической, энергетической и связанных с туризмом областях.

Сотрудничество в области здравоохранения.

Сотрудничество в области сельского хозяйства, включая ветеринарные услуги, защиту растений, биотехнологии и маркетинг.

Будут созданы механизмы для совместного развития городов Акаба и Эйлат, такие, как развитие туризма, таможни, зона свободной торговли, авиация, предотвращения загрязнения окружающей среды, сотрудничество по морским, полицейским и таможенным вопросам, а таже по вопросам здравоохранения.

Последствия договора

В 1996 году был подписан дополнительный торговый договор, по которому Израиль оказывает значительную помощь при создании современного медицинского центра в Аммане.

В 2000 году был подписан договор об экономическом сотрудничестве в районе Эйлата и Акабы. Помимо сотрудничества в области туризма и транспорта имеются проекты по сооружению дороги вдоль Акабского залива;модернизация мостов через реку Иордан [6] .

Критика договора

Иордания стала второй арабской страной после Египта, решившей нормализовать отношения с Израилем.

Бил Клинтон, Ицхак Рабин и король Хусейн на церемонии подписания мирного договора

pinterest button

Израильско-иорданский мирный договор был подписан Израилем и Иорданией 26 октября 1994 г. в Араве. Договор зафиксировал признанную обеими сторонами линию границы между Израилем и Иорданией.

После окончания Шестидневной войны 1967 г. Иордания заявила о том, что впредь будет воздерживаться от враждебных действий против Израиля и подтвердила это, сохранив нейтралитет в ходе войны Судного дня в 1973 г. Иордания полностью зависела от поставок иракской нефти, и ее экономическое положение резко ухудшилось после введения международного эмбарго на торговлю с Ираком в результате войны в Персидском заливе 1991 г.

В 1993 г. в Осло было достигнуто соглашение между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП) о взаимном признании и отказе от враждебных действий в отношении друг друга. В сентября того же года премьер-министр Израиля И. Рабин, председатель ООП Я. Арафат и президент США Б. Клинтон подписали в Вашингтоне соответствующий договор.

Иордания положительно отреагировала на соглашения в Осло и Вашингтоне и начала интенсивные переговоры с Израилем, представлявшим для Иордании в это время меньшую угрозу, чем палестинцы, Сирия и Ирак. Сразу же после подписания договора в Вашингтоне король Иордании Хусейн I встретился с И. Рабином, за этим последовали другие встречи и переговоры которые протекали весьма эффективно и длились около года.

26 октября 1994 г. на израильско-иорданской границе в Араве состоялось подписание Мирного договора между Израилем и Иорданией. С израильской стороны договор подписал премьер-министр И. Рабин, с иорданской — король Хусейном. На церемонии подписания присутствовали президент США Б. Клинтон и министр иностранных дел России А. Козырев, скрепившие документ своими подписями.

Основные принципы мирного договора

Границы. Граница между Израилем и Иорданией будет проходить по руслу реки Иордан. Израиль передаст Иордании полосу длиной в 200 км и шириной в 1-2 км в Араве, а также участок земли в районе Нахараим (северная граница). Часть границы от Эйн-Геди до Бейт-Шеан не была демаркирована, поскольку Иордания заявила, что участником демаркации должна быть Палестинская автономия.

Нормализация. Полная нормализация отношений, установление дипломатических отношений, открытие посольств, выдача туристических виз, открытие прямых авиарейсов, доступ к морским портам, установление зоны свободной торговли. В рамках добрососедства отказ от враждебной пропаганды.

Безопасность. Взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, сотрудничество и совместные усилия против терроризма, отказ от сотрудничества с террористическими организациями.

Иерусалим. Иордании будут предоставлены преференции в вопросе охраны и содержания мусульманских святых мест в Иерусалиме в любом будущем мирном договоре с палестинцами.

Вода. В рамках распределения водных ресурсов реки Иордан и подземных ресурсов в районе Арава Израиль обязуется ежегодно поставлять Иордании 50 млн. куб. м воды из озера Кинерет и предоставит 3/4 водных ресурсов реки Ярмук. Обе страны будут разрабатывать другие источники воды и оказывать взаимную помощь при засухах.

Палестинские беженцы. Стороны будут сотрудничать в вопросе поиска решения проблем палестинских беженцев, включая работу в четырехсторонних (Израиль, Иордания, Египет, Палестина) комиссиях.

Мирный договор Израиля с Иорданией является на сегодня единственным примером настоящего сотрудничества и нормализации отношений между Израилем и арабским государством.

Договор с Иорданией получило в Израиле самую широкую поддержку и было немедленно проведено в жизнь. Между двумя странами установились торговые, транспортные и туристические связи.

Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: gpo.gov, Public Domain.

Фотогалерея

Отметка в визе для въезда в Иорданию из Эйлата NYC2TLV, Public Domain " />
Иордано-израильская дружба на реке Иордан Ecushman, Public Domain " />
Израильско-иорданский КПП в Араве http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Arava_Aquaba_Border_-_Jordan.jpg, CC BY-SA 3.0 " />
Граница по реке Иордан David Bjorgen, CC BY-SA 2.5 " />
Рукопожатие короля Хусейна I и И. Рабина в присутсвии Б. Клинтона White House, Public Domain " />

Архив:Channel 2 - Мирный договор между Израилем и Иорданией.webm

'> Воспроизведение медиаконтента

Мирный договор между Государством Израиль и Иорданским Хашимитским Королевством был подписан 26 октября 1994 года и нормализовал отношения между двумя странами, разрешив их территориальные споры, начавшиеся в арабо-израильской войне 1948 года и обострившиеся в войне Шесть Дней . Подписание, осуществленное в Араве премьер-министром Израиля Исааком Рабином и премьер-министром Иордании Абдельсаламом аль-Маджали , произошло в контексте усилий по достижению мирного соглашения между Израилем и ООП . был вторым мирный договор , который Израиль подписал с момента обретения независимости, после парафирования с Египтом в 1979 году.

Этот договор включает шесть основных пунктов, касающихся демаркации границы, вопросов, связанных с водными ресурсами, безопасностью, свободой передвижения, историческими и религиозными местами, беженцами и перемещенными лицами.

Во второй половине 1970-х гг. президент Египта А. Садат окончательно принял решение наладить отношения с Западом и урегулировать проблему оккупированной Израилем части Синайского полуострова. 14 марта 1976 г. в речи перед египетским парламентом Садат заявил, что разрывает советско-египетский договор о дружбе и сотрудничестве. В том же 1976 г. Египет получил вооружение от США ― военно-транспортные самолеты С-130, боевые самолеты, финансовую помощь из США, нефтедобывающих государств Персидского залива и Западной Европы.

вак

Египет подвергся бойкоту в арабском мире, членство Египта во всех общеарабских организациях было приостановлено. Лига арабских государств была перенесена в Тунис. Все арабские государства, за исключением Омана, а также Судана и Сомали, порвали дипломатические отношения с Египтом. В апреле 1982 г. завершился вывод израильских войск с Синайского полуострова и его демилитаризация. Спор Израиля и Египта по поводу принадлежности г. Таба затянулся до 1989 г. и был решен в результате арбитража международного трибунала.

Израильско-палестинские переговоры в 1990-х

В 1990-х г.г. приоритетными для Израиля при переговорах с палестинцами были соображения национальной безопасности и безопасность жителей Израиля. Поэтому все израильские правительства при мирных переговорах с арабами, прежде всего, учитывали потребность в обеспечении безопасности для жителей Израиля и поселенцев с территорий. Основание Палестинского государства в Газе и Палестине на 90 процентов от удерживаемых Израилем Западного берега и полосы Газа и контроль израильской армии над 10 процентами стратегических важных районов, святых мест и поселений представлялся как решение, отвечающее устремлениям израильских лидеров к максимальной безопасности для Израиля, насколько это достижимо. Этот план не противоречил также решению Палестинского национального совета от 1974 года об основании независимого государства в любой части освобожденной земли.

Также одностороннее провозглашение и основание палестинского государства на ограниченной территории Газы и Западного берега до завершения переговоров об окончательном урегулировании противоречит цели ООП и других организаций, не удовлетворит требований палестинцев и принесет мало практической и политической выгоды, так как оно означает конец переговоров между ООП и израильтянами.

Создание палестинского государства проблематично, в первую очередь для Израиля и Иордании, население которой на 60 процентов состоит из палестинцев, и может привести к стремлению иорданских палестинцев свергнуть существующий режим Хашимитов. ООП может представлять также и для Израиля большую опасность, и если не теперь, то, по крайне мере, в недалеком будущем. Прежде чем палестинское государство успеет дестабилизировать другие государства, оно дестабилизируется само. Будучи провозглашено в одностороннем порядке, палестинское государство немедленно дестабилизируется и рухнет, и тогда Израиль еще долго будет контролировать Западный берег. Многие израильтяне, а также наблюдатели во всем мире полны недобрых предчувствий в отношении этой перспективы, однако, хороша она или плоха, в настоящее время не видно никакой альтернативы.

Договоры между палестинцами и израильтянами также не разделяют географически две государственных образования, и на Западном берегу остаются еврейские поселения. Также в Израиле трудоустраиваются жители территорий. Двусторонние соглашения и международные гарантии не решают проблему еврейских поселений в Иудее и Самарии. Более того, палестинская автономия в территориях А и В согласно договору Осло-2 не представляет стабильного решения, так как постоянно будут провоцироваться столкновения с израильскими войсками, которые могут привести к возвращению израильской армии в районы А и В.

Иордано-израильское мирное соглашение

The Pauper Jew

Многие вопросы иордано-израильского урегулирования решались в присутствии представителей Госдепартамента. Роль Соединенных Штатов как посредника в ближневосточном урегулировании распространялась, помимо усилий по достижению двусторонних мирных договоренностей, на проблемы водных ресурсов и окружающей среды. Представители Госдепа США активно стимулировали переговорный процесс, а также различные экономические проекты совместного сотрудничества.

Важным вопросом израильско-иорданских переговоров стали проблемы водных ресурсов реки Иордан. В начале 1993 г. была создана трехсторонняя (американо-израильско-иорданская) комиссия по экономическим вопросам и использованию гидросистемы реки Иордан. Экспертам предстояло решить многие вопросы природопользования и использования водных ресурсов.

Сравнительная легкость достижения израильско-иорданского договора объясняется тем, что в израильско-иорданских отношениях территориальная проблема была незначительной. Правительство Израиля при заключении мирного договора передало Иордании всего лишь несколько десятков километров спорной пограничной территории вдоль берега реки Иордан. Постепенно налаживалось экономическое сотрудничество. Дипломатические инициативы США, нацеленные на преобразование динамики региональных конфликтов к компромиссу и демократизации, наконец, казалось, принесут плоды.

Однако данные ожидания не оправдались из-за кризиса и стагнации ближневосточного урегулирования на израильско-палестинском направлении. Именно эскалация палестино-израильского конфликта препятствовала развитию экономического сотрудничества Израиля и Иордании. Таким образом, не сбылись надежды израильских политиков и американских дипломатов на взаимовыгодное политическое и экономическое сотрудничество израильтян и иорданцев.

Следует отметить, что израильско-иорданское мирное соглашение не привело к значительной интеграции израильской и иорданской экономики. Этот договор не способствовал установлению полноценных культурных и политических контактов между двумя странами из-за эскалации израильско-палестинского конфликта. Отсутствие прогресса в палестино-израильском урегулировании также создает потенциальную угрозу стабильности и безопасности Хашимитского королевства Иордания, поскольку большая часть подданных иорданского монарха ― палестинцы.

Израильско-сирийские переговоры в 1990-х гг.

Кинерет

В 1990-е гг. США были заинтересованы в мирном урегулировании сирийско-израильского конфликта. Неурегулированный конфликт Израиля с Сирией противоречил основным геополитическим и стратегическим целям Соединенных Штатов, поскольку усугублял региональную нестабильность на Ближнем Востоке. Израильские и американские дипломаты стремились урегулировать противостояние с Сирией не только для достижения процесса ближневосточной разрядки, но и также для нейтрализации наиболее опасного соседа Израиля.

Стремясь затягивать переговорный процесс, сирийский президент полагал, что повысит свой престиж, участвуя в протокольных встречах и обсуждениях с представителями Госдепартамента. Кроме того, Х. аль-Асад вступил в контакты со многими произраильскими лоббистами в США, например с сенатором А. Спектром и еврейскими американскими организациями. Данные контакты сохраняли надежды американских дипломатов на возможное положительное завершение израильско-сирийских переговоров о мирном урегулировании. Однако, кроме заявлений, которые делал сирийский президент, он не был готов пойти на сепаратное соглашение с Израилем вне контекста всеобъемлющего арабо-израильского урегулирования. Кроме того, правительство Сирии стремилось вернуть свои границы с Израилем к состоянию на 4 июня 1967 г. Это означало не только полное возвращение Голанских высот, но и сирийской контроль над наиболее важным ресурсом пресной воды Израиля — Галилейским морем (озером Кинерет).

Переговоры при Рабине

Дипломаты, проводившие переговоры о мирном урегулировании, не предприняли никаких радикальных мер для достижения израильско-сирийского мирного договора. Но, как утверждал И. Рабинович, глава израильской переговорной делегации с 1992 года и вплоть до 1996 г., шанс достижения израильско-сирийского мирного договора существовал в 1993-1994 гг. и в 1995-1996 гг.

Израильское правительство приняло в 1993 году принцип возвращения Голанских высот Сирии как основу израильско-сирийского мирного соглашения. Премьер-министр И. Рабин объявил о готовности правительства Израиля передать Голанские высоты сирийцам с предварительным условием нормализации израильских отношений с Сирией, включая подписание мирного договора. Однако США столкнулись с другим препятствием: Израиль в ответ на нападения со стороны Хезболлы, подверг массивной артиллерийской атаке южный Ливан. 27 июля 1993 года госсекретарь У. Кристофер предложил свои услуги по урегулированию кризисной ситуации между Израилем и Сирией. Однако он не внес никаких новых идей, кроме прекращения огня со стороны Израиля и прекращения поддержки Хезболлы со стороны Сирии. Госсекретарь Кристофер также настаивал на территориальной целостности и нерушимости суверенитета Ливана.

В июле 1993 г., за несколько недель до заключительных переговоров в Осло, американский ближневосточный посланник президента (Middle East envoy) Деннис Росс спросил Х. аль-Асада, готов ли сирийский президент принять предложение Рабина. В ответ сирийский президент предложил заключить мирный договор с Израилем только после передачи Сирии Голанских высот.

Израильские представители настаивали на трехлетнем поэтапном процессе передислокации и отступления с Голанских высот, аналогичного выводу израильских войск с Синая. В ответ Х. аль-Асад недоумевал, почему чтобы оккупировать Голанские высоты потребовалось всего лишь несколько дней, а чтобы их возвратить Сирии потребуются годы. Однако в итоге Х. аль-Асад согласился на концепцию поэтапной передислокации и вывода израильских войск.

Был ли виной фиаско израильско-сирийских переговоров бескомпромиссный ответ Х. аль-Асада на переданные ему У. Кристофером вопросы И. Рабина относительно качества отношений, которые предстояло развивать после подписания мирного соглашения между двумя странами, ожидаемый прорыв на израильско-палестинских переговорах или просто тот факт, что У. Кристофер самоустранился как посредник? Так или иначе, шанс достичь успешного завершения израильско-сирийских переговоров исчез поздней осенью 1995 года.

Переговорный процесс при Пересе

После убийства И. Рабина, когда премьер-министром Израиля стал Ш. Перес, появилась новая возможность продолжить мирные израильско-сирийские переговоры. Ш. Перес стремился добиться мирного договора не только с палестинцами, но и сирийцами. Поэтому премьер-министр Ш. Перес вновь подтвердил своё намерение следовать целям своего предшественника и выразил свое согласие на израильское отступление к границам 4 июня 1967 года.

Конечно, усилия, предпринимавшиеся в тот период американскими дипломатами в рамках израильско-сирийского переговорного процесса, не были напрасными. Сирийские дипломаты до конца 1990-х настаивали на том, что будущие переговоры должны быть продолжены на обсуждении тех аспектов израильско-сирийских переговоров, которые были прерваны весной 1996 года. Однако активные израильско-сирийские переговоры не возобновлялись при правительстве Б. Нетаньяху в 1996-1999 гг. Д. Росс убежден, что если бы Ш. Перес был избран в 1996 г. на пост премьер-министра, мирный израильско-сирийский договор мог быть заключен в течение года. Впрочем, международная политика, как и история, не знает сослагательных наклонений.

Переговоры при Нетаньяху

Для правительства Б. Нетаньяху было характерно нежелание признать мадридскую формулу. Это и стало особенностью израильской внешней политики в ответ на американские дипломатические инициативы по урегулированию израильско-сирийского конфликта. Сирийцы также не соглашались ни на какие территориальные компромиссы в отношении Голанских высот. Они отказывались подтверждать готовность принять любое сепаратное соглашение между Израилем и Ливаном. Тем самым они повергали сомнению саму возможность достижения мирного договора между Сирией и Израилем, нанося ущерб американским дипломатическим инициативам.

Более того, всесторонний процесс разрядки не был успешно завершен и под вопрос ставилась сама роль США как посредника в ближневосточном урегулировании, что обуславливало подключение к этому процессу РФ, ЕС и ООН. Участие России и Евросоюза, а также Организации Объединенных Наций в израильско-сирийском мирном урегулировании противоречило планам дипломатов США. Таким образом, политика премьер-министра Б. Нетаньяху наносила вред американским дипломатическим усилиям на израильско-сирийском направлении.

Во время визита госсекретаря США У. Кристофера в июне 1996 года в Израиль для встречи с премьер-министром Б. Нетаньяху, чтобы найти возможность компромисса и возобновления переговоров, израильский премьер-министр отказался отступить от его бескомпромиссных позиций на израильско-сирийском треке. Однако Б. Нетаньяху предложил американским дипломатам восстановить секретный диалог между Израилем и Сирией при условии, что сирийское правительство согласится приступить к переговорам, которые могли бы вернуть Голанские высоты Сирии и обезопасить Израиль против любой будущей сирийской военной угрозы. Предложение Нетаньяху включало (1) разъединение ливанских и сирийских мирных переговоров; (2) полное израильское отступление с Голанских высот взамен на гарантии безопасности, включая размещение 10,000 американских военных на территории Голанских высот, чтобы контролировать демилитаризированную зону между Сирией и Израилем; и (3) справедливое распределение общих водных источников.

Данное израильское предложение должно было быть приемлемым для Сирии. Однако эффективные переговоры не продолжились. Вероятно, сирийское правительство опасалось, что американские дипломаты и израильтяне готовят западню для них. Сирийцы стремилось привлечь к переговорам еще одну державу, например Россию или ЕС, которые бы усилили позицию Сирии на переговорах. Однако, сирийские планы по привлечению к процессу переговоров европейских держав противоречили планам дипломатов США. Именно на это указал Д. Росс, посетивший ближневосточный регион в конце июля 1996. Целью его визита было возобновление израильско-сирийских мирных переговоров под эгидой США, которые так официально и не возобновились.

Однако, несмотря на сирийскую агрессивную риторику, оскорблявшую Б. Нетаньяху, Х. аль-Асад одобрил в 1998 г. израильско-сирийские мирные переговоры по секретному каналу при посредничестве Рональда Лаудера, влиятельного американского еврейского бизнесмена и бывшего дипломата. Возможно, Х. аль-Асад ошибочно полагал, что Б. Нетаньяху, испытывая стагнацию мирного процесса с палестинцами и давление со стороны представителей Госдепартамента и администрации президента США, будет готов на дополнительные уступки Сирии в процессе переговоров.

Детали переговоров остаются спорными. Но факт, что они были проведены в тайне означал существенное изменение позиции Сирии в отношении дальнейшего процесса ближневосточного урегулирования. Вероятно, позиция сирийцев в отношении возможности проведения мирных переговоров с Израилем изменилась под влиянием крепнущего союза Турции и Израиля и требований турецкого правительства выдать курдских террористов, находящихся в Сирии. Так или иначе, но период крупных достижений американской дипломатии на израильско-сирийском направлении был приостановлен и сменился стагнацией переговорного процесса.

Переговорный процесс при Бараке

Президент Сирии не стремился достичь сепаратного мирного урегулирования конфликта с Израилем и настаивал, что соглашение с Израилем возможно только при условии полного выполнения Израилем резолюций СБ ООН №242 и 338. Более того, Х. аль-Асад не стремился разделять проблему ливанского и израильско-сирийского мирного урегулирования. Именно поэтому одностороннее израильское отступление (эвакуация израильских войск) из Джезина (Jezzine) в южном Ливане в начале июня 1999 года стало триумфом Х. аль-Асада. Ливанский президент Эмиль Лахуд заявил, что освобождение Джезина ― залог безопасности Ливана.

Однако американские дипломаты не скрывали своих надежд на скорое завершение израильско-сирийских переговоров о мирном урегулировании, которые были возобновлены в Шефердстаун (Shepherdstown), штате Западная Виргиния, США, в конце декабря — начале января 2000 г. при участии американских дипломатов. В течение восьми дней интенсивных переговоров сирийцы и израильская команда (возглавляемая премьер-министром Э. Бараком) были ознакомлены с американским проектом мирного договора. Американские гарантии включали намерение разместить на Голанских высотах американские войска.

Предпринимая последнее усилие, чтобы реанимировать процесс израильско-сирийской разрядки, президент Б. Клинтон встретил Х аль-Асада в Женеве 26 марта 2000 г. и предложил ему дополнительную территорию возле Галилейского моря. Это предоставило бы водные ресурсы озера Кинерет израильтянам, но дало бы сирийскому президенту возможность представить в Сирии территориальный обмен как выгодное мирное соглашение. Однако Х. аль-Асад прервал Б. Клинтона, заявив, что он не склонен к компромиссам и встреча была закончена безрезультатно.

Глава израильского правительства Э. Барак тем временем был готов принять сирийское предложение с некоторыми оговорками. Однако Х. аль-Асад дал понять, что он больше не был заинтересован в мирном договоре (возможно из-за ухудшившегося состояния здоровья). Межу тем, отказ сирийского президента продолжать переговоры, как ни парадоксально, был обусловлен готовностью Барака пойти на значительные уступки в процессе переговоров. Кроме того, широкая правящая коалиция Э. Барака была крайне неустойчива, конфликтовала из-за распределения бюджета и религиозных вопросов. Данные факты расценивались сирийским президентом как признак слабости. Таким образом, в специфических условиях Ближнего Востока именно слабость израильского партнера по переговорам обуславливала отказ Х. аль-Асада от достижения компромисса в процессе израильско-сирийского мирного урегулирования. Однако, по мнению Д. Росса, мирный процесс был сорван Х. аль-Асадом из-за ухудшающегося состояния его здоровья. Сирийский президент скончался 10 июня 2000 г. в Дамаске.

Возможно, Х. аль-Асад не стремился к подписанию мирного соглашения с Израилем, опасаясь усиления процессов либерализации в Сирии после подписания мирного договора. Ведь это могло создать опасность для режима его наследника Башара аль-Асада. Таким образом, через восемь лет после Мадридской конференции 1991 г. (МКБВ), Сирия так и не могла извлечь пользу из дипломатического процесса, а сирийская экономика была лишена международной экономической помощи и инвестиций.

Было бы ошибкой винить в неудачном завершении израильско-сирийских мирных переговоров только представителей американской дипслужбы и чиновников Госдепартамента. Дипломаты США приложили огромные усилия, чтобы добиться мирного договора на израильско-сирийском направлении. Они выдвигали далеко идущие дипломатические инициативы в заполненной ненавистью окружающей среде. А официальные ведомства и СМИ Израиля и Сирии порицали их деятельность, не предлагая взамен никаких конструктивных предложений.

Источник: Проблемы ближневосточного урегулирования в дипломатии США на рубеже XX — XXI вв. Дис. … канд. полит. наук: 23.00.04. — СПб., 2006.

Читайте также: