Успенский собор сергиев посад кратко

Обновлено: 30.06.2024

Создание Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры тесно связано с именем Ивана Грозного. Храм был построен по образцу одноименного собора в Московском Кремле, однако в результате получился более масштабным по размерам. Некоторые историки, краеведы предполагают, что таким сходством подчеркивалось единство государственной и патриаршей власти. Внешняя красота пятиглавого храма притягивает внимание и порождает непреодолимое желание заглянуть внутрь.

История создания Успенского собора

В российском государстве, так уж повелось, практически во всех русских городах возводились крупные храмы в честь Успения Пресвятой Богородицы, они считались главенствующими соборами. Иван Грозный посчитал несправедливым, что в святая-святых – месте поклонения и развития русской православной церкви, не существует такого храма. Именно поэтому строительство важного объекта на территории Лавры имело государственное значение. К сожалению, имя архитектора и точные сроки постройки собора неизвестны. Однако, по предположениям ученых, закладка первого камня состоялась в 1554 году. Это событие не обошла вниманием вся царская семья. По мнению историков, у Ивана Грозного была мысль о том, что он возведет главный собор в монастыре. Однако, его планам не суждено было сбыться. Строительство затянулось на долгие 26 лет. Царю так и не удалось при жизни увидеть величавый собор, увенчанный пятью колоколами.
Первоначальный вид Успенского собора был изменен. Связаны эти изменения были с разными историческими событиями. В частности, в XVIII веке центральный купол был покрыт листовым червонным золотом. Примерно через 100 лет его отделали золоченой медью, а четыре крайних купола были покрашены в голубой цвет и декорированы звездами в цвет золота. Стоит отметить, что таким образом украшались купола на многих храмах, посвященных Богородице. Именно такой вид пятиглавого собора сохранен до наших дней. Внутри роспись стен появилась не сразу, а лишь в 1684 году. Внутренние стены расписывали мастера Ярославской иконописной мастерской Дмитрия Плеханова. Иконостас несколько раз обновлялся и дополнялся иконами.
В середине XIX века возник риск обрушения части собора: после проведения работ по ликвидации Писаревского пруда, находившегося неподалеку, подземные воды начали разрушать грунт, и по стене пошли трещины. Реставрационные работы, начатые в 1940-х годах, продолжались более 20 лет. За это время удалось очистить фрески, вернуть первоначальный вид позакомарному покрытию, на нижнем ярусе - восстановить проемы окон, спасти от разрушения треснувшие стены собора на цокольном этаже.

Архитектурные особенности

Внутреннее убранство собора


Внутри Успенский собор необыкновенен. Своды храма крепятся на шести пилонах, имеющих в сечении форму прямоугольника. Оконные проемы – довольно большие. Это позволяет насытить солнечным светом огромное помещение.
Мало кто знает, что собор имеет 4 престола. Все потому, что три из них скрыты в алтаре главного: боковые приделы планировались при строительстве храма, возведены в честь великомучеников Федора Стратилата и Ирины. Придел в честь святителя Николая появился позднее, когда в Троицком монастыре люди повально гибли от цинги. Существует легенда, что именно Николай Чудотворец помог остановить страшную эпидемию в начале XVII века.
Первоначальный иконостас собора не сохранился, на его месте сейчас находится большой резной иконостас, имеющий пять ярусов. Иконы, которые в нем содержатся, написаны в разное время. Самые древние – ровесники храма. Сегодня иконостас насчитывает более 75 икон.
Стены и столпы собора украшены фресковой живописью. Вся стенопись смотрится удивительно лаконично и ярко. Сюжеты, которые легли в основу – совершенно разные. Это евангельская тема, "Страшный суд", Вселенские Соборы, изображения образов Радонежских чудотворцев, некоторых русских святых княжеского происхождения.
Внутри куполов также имеется роспись, которая очень органично вписывается в общий вид росписи стен. С центрального купола на прихожан словно по-настоящему смотрит Христос Вседержитель, настолько реально выглядит изображение! В малых куполах изображены Господь Саваоф, Богородица, Иоанн Предтеча и Иисус Благословляющий. Купольные барабаны расписаны образами пророков и праотцов.
Внутри собора находятся 5 надгробий, скрывающих захоронения двух архиепископов - рязанского Моисея и Московского Августина, митрополита Московского Макария. Еще две каменные плиты - усыпальницы королевы Левонии Марии и ее дочери Евдокии.

Святыни Успенского собора

Успенский собор хранит ценнейшие святыни: одной из них является деревянная рака Сергия Радонежского. Именно в ней было изначально погребено тело Святого. Располагается сохранившаяся часть гроба у южной стены храма, специально для святыни соорудили стеклянный саркофаг.
Не менее ценными являются два паникадила, выполненные в XVII веке умельцами московской Оружейной палаты. Они изготовлены из бронзового литья и отчеканены.
Тысячи туристов идут в Успенский собор, чтобы поклониться святым мощам преподобного Максима Грека и святителя Иннокентия, которые находятся здесь.
Успенский собор по праву считается одним из самых красивых храмов на территории Троице-Сергиевской Лавры. Его огромные ярко-синие купола сразу притягивают внимание и порождают сильное желание подойти поближе и зайти внутрь. Внутри храм не менее красив, поэтому нужно воспользоваться случаем и насладиться сочетанием красоты, величавости и простоты.

Успенский собор относится к Троице-Сергиевой Лавре. Это самый большой храм в составе ансамбля. Построен в 1559-1585 годах по образцу одноименного собора в Московском Кремле. При закладке храма присутствовал Иван Грозный с семейством.

Торжественный и строгий храм отличается массивностью. Венчают величественный собор пять близко поставленных куполов.

Внутри храм поражает размером, большим количеством света. Фресковая живопись покрывает стены, столпы и своды собора. Фрески в конце XVII века создали ярославские и троицкие мастера под руководством известного мастера, иконописца Дмитрия Плеханова.

Торжественность убранству придает пятиярусный резной иконостас XVIII века с иконами XVII века и два бронзовых паникадила работы Оружейной палаты.

Храм украшают фрески с изображениями Радонежских чудотворцев, русских святых княжеского происхождения. Образ Христа Вседержителя заполняет центральный купол.

Среди святынь, находящихся в Успенском соборе - мощи святителей Иннокентия Московского, митрополита Московского и Макария (Невского).

Рядом с собором находятся могилы Бориса Годунова и его семьи. Недалеко похоронен писатель Иван Аксаков. А в крипте под Успенским собором покоится прах патриархов Алексия I и Пимена.

Заказ поминовений в нашем храме.

27 февраля 2022 года в актовом зале Воскресной школы состоялась презентация книги иеромонаха Пафнутия (Фокина) "Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий XX века".

Беседа со студентами МДАиС.

В воскресный день 20 февраля 2022 года в здании воскресной школы Успенского собора Сергиево-Посадской епархии состоялась встреча студентов Подготовительного отделения с преподавателем МДАиС игуменом Иоанном (Самойловым).

ВНИМАНИЕ! ПОИСК РОДНЫХ!

Воины Красной армии пропавшие без вести в концлагерях гитлеровской Германии, найдены в ходе проведения поисковых работ.

III. Памятники архитектуры:

a) На территории Лавры

Успенский собор (1559-1585 гг.)

Интерьер Успенского собора

И нтерьер собора производит праздничное и торжественное впечатление благодаря обилию света и нарядной росписи на стенах, сводах и опорных столбах. Собор был расписан спустя 99 лет после постройки 35 ярославскими и местными троицкими живописцами во главе с Дмитрием Григорьевичем и Василием Григорьевичем Плехановыми. Фрески выполнены в холодных звучных тонах, для сюжетов характерна повествовательность. Иконостас пятиярусный, деревянный, резной, золоченый. В иконостасе — 76 икон XVII—XVIII веков. Изображения евангелистов на царских вратах выполнены царским изографом (художником) Симоном Ушаковым. За иконостасом со стороны алтаря устроены трехъярусные деревянные хоры. Украшением интерьера собора служат два огромных медных паникадила XVII века. Они выполнены мастерами Оружейной палаты Московского Кремля и являются вкладом в монастырь царского стольника Янова.

К ак и другие памятники архитектурного ансамбля монастыря, за свое длительное существование собор подвергался переделкам. Так, в XVIII веке позакомарная кровля была заменена четырехскатной, что повлекло надстройку барабана центральной главы, сферическая форма глав была заменена луковичной, разобрана каменная паперть у западной стены, у трех фасадов появились ярко раскрашенные крыльца. В конце XIX века под собором была устроена Всехсвятская церковь-крипта, что значительно ослабило фундамент собора. Эти изменения негативно отразились на конструкции здания. На сегодняшний день – это одно из самых проблемных сооружений ансамбля, требующее регулярного наблюдения и проведения необходимых работ по укреплению этого редкого памятника.

Гробница Годуновых

Гробница Годуновых


Р ядом с Успенским собором, у его северо-западного угла, находится небольших размеров, низкое, с четырехскатной кровлей сооружение конца XVIII в.— усыпальница, где в настоящее время находятся останки царя Бориса Годунова, его жены Марии, сына Федора и дочери Ксении, захороненных в начале XVII века под папертью собора. На фасадной стороне его, обращённой в сторону центральной площади монастыря, на мраморных плитах, начертаны имена и даты смерти погребённых, расположенные в следующей последовательности:

"Лета 7113 (1605) июня в 10 день преставися благоверный царевич Феодор Борисович всея Руси; лета 7113 (1605) мая в 1 день преставися благоверный царь и великий князь Борис Феодорович всея Руси, в иницех Боголеп; лета 7113 (1605) июня в 10 день представися благоверная царица и великая княгиня Мария Григорьевна всея Руси; лета 7130 (1622) августа в 30 день представися царевна Ольга Борисовна"

Читайте также: