Конституция османской империи 1876 г кратко

Обновлено: 02.07.2024

Однако в начале мая 1876 г. новые османы вновь активизировали свою деятельность. Они опубликовали воззвания, призывавшие собрать палату представителей и заменить Абдул-Азиза другим султаном. Впрочем, деятельностью султана были недовольны многие представители феодальных и богословских кругов, считая его ответственным за внешнеполитические неудачи. Примерно в это же время им удалось привлечь на свою сторону известного турецкого государственного деятеля Мидхата-пашу. Мидхат-паша представлял интересы либеральных помещиков и зарождающейся турецкой буржуазии. Он признавал необходимость более глубоких реформ во имя сохранения Османской империи, но и готов был широко использовать террор против народных масс.

22 мая 1876 г. в Стамбуле разразилась огромная по размаху демонстрация. В ней участвовали учащиеся мусульманских религиозных школ (софты), торговцы, ремесленники, городская беднота. У дворца султана собралось около 40 тыс. демонстрантов, под давлением которых султан вынужден был сменить великого везира Недим-пашу и многих членов правительства. В состав нового кабинета вошел и Мидхат-паша.

Вночь на 30мая 1876г. Абдул-Азизбыл свергнут с престола, а затем было объявлено, что он покончил самоубийством. Недолгое время престол занимал душевнобольной Мурад V,которого считали ставленником Мидхат-паши. Затем был достигнут новый компромисс: 31 августа на престол был возведен угодный верхушке феодалов и богословов Абдул-Хамид II,но и Мидхат-паша получал титул великого везиря вместе с разрешением составить проект будущей конституции.

Во многом такая уступка нового султана и его феодально-клерикального окружения была продиктована чрезвычайными обстоятельствами. Положение на Балканах продолжало накаляться. Вспыхнуло восстание в Болгарии, затем войну против Турции начали Сербия и Черногория. Обострились отношения с Россией и другими державами. В декабре в Стамбуле должна была открыться конференция европейских стран для выработки проекта реформ на Балканах.

В этой обстановке Абдул-Хамид согласился принять проект конституции. Ему приходилось считаться с общим недовольством в стране, с угрозой бунтов. Кроме того, он надеялся использовать провозглашение конституции для того, чтобы сорвать конференцию держав.




Пока шла конференция, Абдул-Хамид поощрял конституционное движение. Но так как конференция не привела к соглашению, то султану стала не нужна конституция и ее автор. По приказу султана Мидхат-паша был сначала приговорен к смерти, а затем по настоянию Аравии выслан за границу. Намык Кемаль и другие руководители новых османов были вновь сосланы в отдаленные части империи.

Однако в начале мая 1876 г. новые османы вновь активизировали свою деятельность. Они опубликовали воззвания, призывавшие собрать палату представителей и заменить Абдул-Азиза другим султаном. Впрочем, деятельностью султана были недовольны многие представители феодальных и богословских кругов, считая его ответственным за внешнеполитические неудачи. Примерно в это же время им удалось привлечь на свою сторону известного турецкого государственного деятеля Мидхата-пашу. Мидхат-паша представлял интересы либеральных помещиков и зарождающейся турецкой буржуазии. Он признавал необходимость более глубоких реформ во имя сохранения Османской империи, но и готов был широко использовать террор против народных масс.

22 мая 1876 г. в Стамбуле разразилась огромная по размаху демонстрация. В ней участвовали учащиеся мусульманских религиозных школ (софты), торговцы, ремесленники, городская беднота. У дворца султана собралось около 40 тыс. демонстрантов, под давлением которых султан вынужден был сменить великого везира Недим-пашу и многих членов правительства. В состав нового кабинета вошел и Мидхат-паша.

Вночь на 30мая 1876г. Абдул-Азизбыл свергнут с престола, а затем было объявлено, что он покончил самоубийством. Недолгое время престол занимал душевнобольной Мурад V,которого считали ставленником Мидхат-паши. Затем был достигнут новый компромисс: 31 августа на престол был возведен угодный верхушке феодалов и богословов Абдул-Хамид II,но и Мидхат-паша получал титул великого везиря вместе с разрешением составить проект будущей конституции.

Во многом такая уступка нового султана и его феодально-клерикального окружения была продиктована чрезвычайными обстоятельствами. Положение на Балканах продолжало накаляться. Вспыхнуло восстание в Болгарии, затем войну против Турции начали Сербия и Черногория. Обострились отношения с Россией и другими державами. В декабре в Стамбуле должна была открыться конференция европейских стран для выработки проекта реформ на Балканах.

В этой обстановке Абдул-Хамид согласился принять проект конституции. Ему приходилось считаться с общим недовольством в стране, с угрозой бунтов. Кроме того, он надеялся использовать провозглашение конституции для того, чтобы сорвать конференцию держав.

Пока шла конференция, Абдул-Хамид поощрял конституционное движение. Но так как конференция не привела к соглашению, то султану стала не нужна конституция и ее автор. По приказу султана Мидхат-паша был сначала приговорен к смерти, а затем по настоянию Аравии выслан за границу. Намык Кемаль и другие руководители новых османов были вновь сосланы в отдаленные части империи.

Первая Конституция Турции была принята в период Османской империи в 1876 году на фоне острых политических и экономических трудностей турецкого государства.

В конце 1870-ых годов Турция стала активно втягиваться в мировую экономику в качестве полуколонии империалистических держав. Экономика страны развивалась исключительно за счет роста иностранных концессионных предприятий и филиалов зарубежных банков. Под контролем иностранного капитала находилась почти вся добывающая и значительная часть обрабатывающей промышленности. От полного разделения территорий Османскую империю спали только острые противоречия между империалистическими державами.

К движению новоосманов примкнул известный турецкий государственный деятель великий везирь Мидхат-паша. Вместе с некоторыми членами правительства 30 мая 1876 года он осуществил государственный переворот, в результате которого был свергнут султан Абдул-Азиз (1861-1876 гг.)

Конституция провозглашала личную свободу и равенство перед законом всех подданных империи без различия вероисповедания, гарантировала безопасность собственности, неприкосновенность жилища, пропорциональное распределение налогов и податей, свободу печати, право на занятие любых административных должностей, а также предусматривала созыв двухпалатного парламента.

Члены верхней палаты, Сената, должны были назначаться султаном на пожизненной основе, а члены нижней избирались путем выборов с учетом имущественного и ряда иных цензов. В компетенцию палаты входило обсуждение бюджета и других финансовых законов.

Поражение Турции в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. привело к крушению турецкого господства на Балканах. На Берлинском конгрессе 1878 г. была признана независимость большинства балканских народов. В 1881 г. Франция захватила Тунис, в 1882 г. Великобритания оккупировала Египет. В 1881 г. иностранные кредиторы вынудили султана дать согласие на учреждение ими Управления Оттоманского государственного долга, в ведение которого перешли наиболее существенные доходы Турции и контроль над её финансами.

Конституция Турции 1921 г.

В 1913 году генералы Энвер-паша, Талаат-паша и Джемаль-паша осуществили переворот и установили в стране военную диктатуру, основанную на триумвирате. В 1914 году Османская империя была втянута в Первую мировую войну на стороне Германии. 30 октября 1918 г. было подписано Мудросское перемирие, обозначившее выход империи из войны и ее фактический распад. На момент подписания перемирия значительная территория страны была оккупирована англо-греческими войсками. После захвата Грецией Измира 15 мая 1919 г. стихийное народное движение против оккупации переросло в освободительную войну во главе которой стал генерал Мустафа Кемаль-паша.

1 ноября 1922 г. ВНСТ приняло закон об отделении султаната от халифата и о ликвидации султаната с передачей ВНСТ всей полноты власти.

Конституция Турции 1924 г.

29 октября 1923 г. было провозглашено создание Турецкой Республики. Новому государству потребовалась новая конституция, которая была ратифицирована 20 апреля 1924 г.

Согласно новой конституции Турция объявлялась республикой. Государственной религией провозглашался Ислам. Все граждане Турецкой Республики объявлялись турками без учета их принадлежности к тем или иным этническим группам.

В Конституции были закреплены уважение к основным правам и свободам человека, в частности, равенство всех граждан перед законом, свобода слова, совести, печати, собраний, право частной собственности, обязательность начального образования для всего населения страны, неприкосновенность жизни, свободы, собственности, жилища, переписки гражданина. Указанные права могли быть временно ограничены в случае возникновения ситуации, угрожающей государственной безопасности страны, и принятия ВНСТ специального закона.

Законодательные и исполнительные полномочия, а также контрольные функции в судебной сфере принадлежали ВНСТ, избираемому сроком на 4 года. В ведении ВНСТ также находились вопросы войны и мира, бюджета, ратификация международных договоров, чеканка монет, объявление амнистии, проведение судебных расследований, вопросы связанные с исполнением высшей меры наказания. С целью предотвращения разгона парламента, ВНСТ, по конституции, было запрещено прерывать свою деятельность более, чем на полгода.

Депутатом мог стать любой гражданин Турецкой Республики, достигший возраста 30 лет, не находящийся под уголовным преследованием, не имевший судимости по статьям о мошеннической деятельности, не состоящий на службе в иностранных государственных органах или предприятиях, не являющийся гражданином иного государства, способный читать и писать на турецком языке.

Должность депутата ВНСТ не могла быть совмещена с иной государственной деятельностью. Депутат ВНСТ мог быть отстранен от должности в случае его отсутствия в течении 2 месяцев без уважительной причины, добровольной отставки, переводу на другую государственную должность или по решению 2/3 членов Собрания в случае обвинения в государственной измене или совершении иных преступлений.

Учреждался пост Президента Турецкой республики. Президент избирался ВНСТ из числа депутатов сроком также на 4 года. В случае долговременного отсутствия Президента или его кончины функции исполняющего обязанности Президента Турецкой Республики были закреплены за Председателем ВНСТ. В обязанности Президента входило рассмотрение в десятидневный срок законопроектов, принятых ВНСТ, а также их последующее утверждение совместно с членами Совета Комиссаров. Президент мог быть ответствен перед ВНСТ только в случае государственной измены. За любые правонарушения, связанные с утверждением законов, ответственность лежала на Совете Комиссаров. За Президентом были также закреплены обязанности верховного главнокомандующего.

В Конституции 1924 г. было закреплено создание Государственного Совета, в функции которого входило консультирование Совета Комиссаров при разработке законопроектов.

Судебная ветвь власти не обладала полной самостоятельностью и была подотчетна ВНСТ. В конституции закреплялись независимость судов и принцип открытости судебных процессов. Провозглашалось создание Верховного Суда в юрисдикцию которого входили вопросы судебного преследования членов Совета Комиссаров, Государственного Совета, Верховной прокуратуры и Апелляционного Суда. Членами Верховного Суда, состоявшего из 21 членов, являлись 11 представителей Апелляционного Суда и 10 представителей Государственного Совета, избираемые тайным голосованием всех членов обоих органов. Решения Верховного Суда носили статус окончательных и не подлежали обжалованию.

В 1945 г. текст конституции был подвергнут редакции с целью устранения терминов, заимствованных из арабского языка.

Конституция Турции 1961 г.

После Второй мировой войны произошел раскол Народно-республиканской партии. Созданная в 1946 г. оппозиционная Демократическая партия во главе с Д. Баяром и А. Мендересом на выборах в ВНСТ, проведенных в мае 1950 г., получила большинство голосов. Новая администрация стала проводить курс на демократизацию политической жизни и либерализацию экономики. Однако к началу 1960-ых годов в экономике Турции стали нарастать кризисные явления. Возросла политическая напряженность. 27 мая 1960 г. в Турции произошел государственный переворот.

12 июня 1960 г. конституция 1924 г. была упразднена. 9 июня 1961 г. референдум принял новую конституцию. Закрепленные гражданские права не претерпели изменений. Турецкая республика провозглашалась национальным, демократическим, светским, социально-правовым государством с республиканской формой правления.

В новой конституции значительное место было уделено принципам светскости: отсутствие государственной религии, свобода вероисповедания, запрет на эксплуатацию религиозных чувств в политических и личных целях. Конституция 1961 года впервые провозглашала принцип разделения властей. С созданием Конституционного Суда судебная власть окончательно оформилась как самостоятельная ветвь власти. Претерпела изменения структура ВНСТ. Была усилена исполнительная власть.

В конституции было зафиксировано особое положение чиновничества. Основной закон закреплял статус и ответственность государственных служащих, в том числе и сотрудников государственных экономических организаций (ГЭО), составлявших основу государственного сектора в экономике страны.

Не имея отдельных положений, запрещающих радикальную деятельность, конституция ничем не ограничила развитие национализма и политического Ислама. Осталась нерешенной и проблема национальных меньшинств.

Была особо подчеркнута решающая роль государства в экономике. За государством было закреплено право обобществления частной собственности. Пределы экономических и социальных обязанностей государства были ограничены масштабом его экономического развития и наличием финансовых источников.

Конституция Турции 1982 г.

К концу 1970-ых годов политическая и экономическая обстановка в Турции снова осложнилась. На фоне нарастающей волны террора в стране снова был осуществлен государственный переворот, по итогам которого к власти пришел Совет Национальной Безопасности во главе с начальником генерального штаба К. Эвреном. ВНСТ было распущено, деятельность политических партий приостановлена.

По итогам референдума 7 ноября 1982 г. была принята новая Конституция Турецкой Республики, действующая вплоть до настоящего периода.

Конституция установила однопалатную структуру ВНСТ с числом депутатов в 400 человек, избраемых раз в 5 лет. Президент избирается сроком на 7 лет парламентом из числа депутатов. Среди его полномочий закреплено право назначать главу правительства. Усилена роль исполнительной власти в лице надпартийного президента и кабинета министров. Социально-экономические функции государства по сравнению с Конституцией 1961 г. были расширены.

Новацией в области суверенитета стало включение берегов морей, рек и озер в юрисдикцию государства.

В области экономики была подтверждена ведущая роль государства, к ведению которого были отнесены задачи экономического планирования, разработки природных богатств, принятия мер по созданию смешанной экономики и развитию кооперирования.

В 2004 г. были внесены поправки, конституционно закрепившие равноправие мужчин и женщин, окончательную отмену смертной казни, упразднение судов государственной безопасности, приоритет международно-правовых норм нд национальным законодательством в области прав человека.

Пакет поправок, принятый по итогам референдума 21 октября 2007 г., закрепил в Конституции Турции следующие изменения: выборы Президента стали прямыми, срок его полномочий был сокращен до 5 лет, ограничение на переизбрание отменено; срок полномочий ВНСТ был сокращен до 4 лет; количество депутатов, необходимое для принятия законопроекта также сокращено с 67% от общего числа всех членов ВНСТ до 34%.

Последние крупные поправки в конституцию Турецкой Республики были приняты на референдуме 12 сентября 2010 г. Пакет из 26 поправок был поддержан 58% голосов избирателей. Голосование проводилось одновременно по всем предложенным статьям, а не по отдельности, как это было ранее. Поправки коснулись реформирования системы правосудия, в частности Конституционного суда, число членов которого было увеличено с 11 до 17, и Высшего совета судей и прокуроров. Была предусмотрена возможность возбуждения уголовных дел в отношении военных гражданскими судебными инстанциями. Полномочия по возбуждению дел о роспуске политических партий были переданы от Апелляционного суда парламенту.

Изменения коснулись и парламентариев. Избранные депутаты получили право сохранить свои посты, даже если партия, от которой они избирались, будет запрещена, как подрывающая конституционный строй.

Конституционная реформа также ввела институт омбудсмена и признала за госслужащими право на заключение коллективных договоров и проведение забастовок. Также в Конституции появились положения, касающиеся запрета дискриминации детей, пожилых и инвалидов; гарантии защиты личной информации; обеспечения доступа к собственным досье, собираемым государственными учреждениями.

Поправки внесенные в 2000-ых годах значительно изменили содержание Конституции страны. Наиболее вероятной представляется скорая замена Конституции 1982 г. на новый Основной закон, отвечающий реалиям современной политической и экономической обстановки в Турции.

Описание этого изображения, также прокомментировано ниже

Конституция Османской империи , официально Основной закон ( арабский язык : قانون اساسى ; Старотурецкая : Канун-у Esasi ) является единственной конституцией , что Османская империя : это было в силе с 23 декабря 1876 ​​г. в 14 февраля 1878 г. затем с 1908 по 1921 год . Благодаря этой Конституции впервые в истории страны был создан двухпалатный парламент . Кроме того, султан был депозитарием исполнительной власти.

Резюме

История

Абдулхамид II назначил комиссию из 31 человека, в том числе трех христиан, чтобы приступить к разработке первой конституции страны. Он вступил в силу в 1876 ​​году, положив начало конституционной монархии, к которой стремились турецкие реформаторы. Это была довольно либеральная конституция, которая в глазах консерваторов ослабила султанат в пользу избранного парламента , состоящего из двух ассамблей: депутатов, избранных народом, и сенаторов, назначенных султаном. Заседания прошли демократично, и парламентарии не преминули критиковать султана.

Едва обнародованное, султан Абдулхамид II принял решение закрыть парламент и приостановить действие конституции из-за русско-турецкой войны 1877–1878 годов и резкой критики, которая была объектом ее со стороны мусульманской религиозной группы и консерваторов. Османская империя снова стала абсолютной монархией до 1908 года, когда Конституция была введена в действие благодаря к молодой турецкой революции , то 24 июля 1908 г. : Османская империя стала парламентской монархией .

Эта конституция оставалась в силе до 1921 года, когда она была заменена новой конституцией, разработанной новым республиканским правительством в Анкаре .

Сайт о Всемирной Истории в деталях. Исторический портал, посвященный Мировой Истории, начиная с появления человеческого общества и заканчивая текущими событиями в Мире. Мы освещаем ход развития Великих событий от эпохи Палеолита до Новейших времен. Редакция сайта является исследовательской группой.

Провозглашение конституции в Стамбуле 23 декабря 1876 г. Гравюра. 1876 г.

Провозглашение конституции в Стамбуле 23 декабря 1876 г. Гравюра. 1876 г.

Они призывали создать парламент и заменить Абдул-Азиза другим султаном. Политикой Абдул-Азиза были недовольны и некоторые феодально-клерикальные круги, считавшие его ответственным за захват в пользу казны части вакуфных доходов и за внешнеполитические неудачи.

22 мая 1876 г. в Стамбуле состоялась многолюдная демонстрация. В ней участвовали софты (учащиеся мусульманских религиозных школ), торговцы, ремесленники, городская беднота столицы.

Возле дворца султана собралось до 40 тыс. демонстрантов. Султан был вынужден согласиться на смену кабинета; в состав нового правительства был включен Мидхат-паша. Но волнения в столице не прекращались.

В ночь на 30 мая 1876 г. Абдул-Азиз был свергнут с престола. Султаном стал очередной наследник — Мурад V, который, однако, ввиду обнаружившейся у него душевной болезни был через три месяца также низложен.

Между тем положение Османской империи осложнялось. Восстание в Болгарии удалось подавить, но две славянские страны — Сербия и Черногория начали войну против Турции.

Обострялись отношения с Россией, поддерживавшей борьбу славянских народов. В декабре в Стамбуле должна была открыться конференция представителей европейских держав для принятия рекомендаций турецкому правительству относительно реформ на Балканах.

В этой обстановке Абдул-Хамид II согласился утвердить разработанный Мидхатом-пашой проект конституции. Ему приходилось считаться с общим недовольством в стране, с угрозой новых стихийных выступлений народных масс.

Галатский мост в Стамбуле. Фотография. Конец XIX в.

Галатский мост в Стамбуле. Фотография. Конец XIX в.

Вместе с тем он надеялся использовать провозглашение конституции для срыва Константинопольской конференции держав. 23 декабря 1876 г. состоялось торжественное объявление конституции Османской империи.

Она предусматривала создание двухпалатного парламента, причем члены сената назначались султаном пожизненно, а палата депутатов избиралась на основе высокого имущественного ценза.

Султан имел право назначать и смещать министров, объявлять войну, заключать мир, вводить военное положение и прекращать действие гражданских законов.

Это позволило Абдул-Хамиду II вскоре после обнародования конституции стать на путь ее ликвидации.

В начале 1877 г. Мидхат-паша был смещен с поста великого везира, арестован и выслан за границу (в 1883 г. Мидхат-паша был убит по приказу Абдул-Хамида II), а через год, в феврале 1878 г., султан распустил парламент.

Читайте также: