Особенности советско американских отношений 50 70 года кратко

Обновлено: 02.07.2024

Госсекретарь США Хиллари Клинтон 12 октября в рамках своего европейского турне прибывает в Россию, где обсудит новую конфигурацию национальной ПРО, новый договор по СНВ и актуальные международные проблемы

Госсекретарь США Хиллари Клинтон 12 октября в рамках своего европейского турне прибывает в Россию, где обсудит новую конфигурацию национальной ПРО, новый договор по СНВ и актуальные международные проблемы. Клинтон встретится с президентом России Дмитрием Медведевым, а также проведет переговоры с главой МИД РФ Сергеем Лавровым.

После Октябрьской революции 1917 года Соединенные Штаты Америки отказались признать советское правительство. Импульс началу нового политического диалога дали торговые связи, установившиеся между двумя странами в конце 1920‑х – начале 1930‑х годов. В нормализации отношений с Советским Союзом сыграла существенную роль заинтересованность деловых кругов США в торговле с Советским государством.

10 октября 1933 года президент США Франклин Рузвельт направил послание председателю Центрального исполнительного комитета СССР Михаилу Калинину по вопросу установления дипломатических отношений между США и СССР. Ответное послание было направлено в США 17 октября 1933 года.

16 ноября 1933 года народный комиссар иностранных дел СССР Максим Литвинов и президент США Франклин Рузвельт обменялись нотами об установлении дипломатических отношений между двумя странами. Первым полпредом СССР в США был назначен видный советский дипломат Александр Трояновский, а первым американским послом в Советской России стал Уильям Буллит.

13 июля 1935 года было заключено первое Соглашение о торговых взаимоотношениях между СССР и США.

4 августа 1937 года было заключено Соглашение о торговых отношениях между СССР и США, согласно которому стороны предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле.

В годы Второй мировой войны СССР и США были союзниками и активно сотрудничали в рамках Антигитлеровской коалиции. После нападения фашистской Германии на СССР 22 июня 1941 года американское правительство приняло решение об оказании экономического содействия Советскому Союзу в борьбе с фашистами.

В период Второй мировой войны США оказывали помощь странам‑союзницам по антигитлеровской коалиции, осуществляя поставки по ленд‑лизу (англ. lend‑lease, от lend ‑ давать взаймы и lease ‑ сдавать в аренду). Официально переговоры по ленд‑лизу с СССР начались 29 сентября 1941 года. Президент США Франклин Рузвельт направил в Москву своего представителя Аверелла Гарримана. 1 октября 1941 года Гарриман подписал первый протокол о поставках Советскому Союзу на сумму 1 миллиард долларов на срок девять месяцев. 7 ноября 1941 года Рузвельт подписал документ о распространении ленд‑лиза на СССР. Первые поставки в Советский Союз по ленд‑лизу начались уже в октябре 1941 года.

6 июня 1944 года англо‑американский воздушный и морской десанты высадились в Нормандии. Тем самым был открыт второй фронт. 25 апреля 1945 года подразделения 58‑й гвардейской стрелковой дивизии I Украинского фронта и 69‑й пехотной дивизии армии США встретились на реке Эльба близ немецкого города Торгау.

Огромное значение для решения вопросов ведения войны и послевоенного устройства мира имели Тегеранская (ноябрь 1943 года), Ялтинская (февраль 1945 года) и Потсдамская (июль – август 1945 года) конференции глав правительств СССР, США и Великобритании.

После завершения Второй мировой войны, когда мир фактически разделился на сферы влияния двух блоков с разными социально‑политическими системами, между СССР и США началась "холодная война", продолжавшаяся более 40 лет. Были созданы военно‑политический блок НАТО и организация Варшавского договора. Соперничество СССР и США неизбежно вело к наращиванию вооружений обоими блоками. Началась гонка ракетно‑ядерных вооружений, которая привела к крайнему напряжению экономики обоих блоков, а также к жесткой дипломатической конфронтации.

Наиболее драматичной страницей истории послевоенных советско‑американских отношений является Карибский кризис (октябрь 1962 года), который возник после размещения на Кубе советских баллистических ракет. Этот шаг рассматривался советским руководством в качестве ответа на размещение американских ракет в Турции и Италии, а также на угрозы вторжения американских войск на Кубу. Войска США и их союзников были приведены в боевую готовность. В ответ в боевую готовность были приведены советские войска. Кризис, поставивший мир на грань ядерной войны, был ликвидирован вследствие трезвой позиции, занятой высшими руководителями СССР во главе с Никитой Хрущёвым и США во главе с президентом Джоном Кеннеди.

Карибский кризис заставил лидеров сверхдержав осознать, что их противостояние может привести человечество к гибели. Подойдя к опасной черте, "холодная война" пошла на спад. СССР и США впервые заговорили об ограничении гонки вооружений.

В конце 1960‑х годов руководители СССР и США пришли к пониманию необходимости нормализации политического диалога. В тот период был подписан целый ряд важных двусторонних документов, таких как меморандум об установлении линии прямой связи между Кремлем и Белым домом (1963), Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963), Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968).

В 1970‑х годах в ходе встреч на высшем уровне были приняты двусторонние обязательства по вопросам предотвращения ядерной войны, ограничения стратегических вооружений и разоружения.

В 1971 году было подписано Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США.

В 1972 году были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны, а также Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ‑1).

В 1974 году СССР и США подписали Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ‑2).

В то же время в декабре 1974 года конгресс США принял поправку Джексона‑Вэника (The Jackson‑Vanik Amendment) к "Закону о торговле" США, в соответствии с которой запрещалось предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставлять государственные кредиты и кредитные гарантии странам, которые нарушают или серьёзно ограничивают права своих граждан на эмиграцию.Формально эта норма была введена из‑за ограничений на эмиграцию советских граждан. После 1985 года и в условиях свободного выезда и эмиграции граждан СССР (а с 1991 года ‑ Российской Федерации) поправка утеряла свое значение, но официально не была отменена.

В июле 1975 года в рамках международной космической программы "Союз‑Аполлон" была осуществлена стыковка кораблей "Союз" и "Аполлон", которая стала первым крупным мероприятием в рамках российско‑американского космического сотрудничества.

После ввода советских войск в Афганистан в 1979 году администрацией США во главе с президентом Картером была разработана так называемая "доктрина Картера", состоящая из ряда мер политического и экономического воздействия на Советский Союз и его внешнюю политику. Были установлены эмбарго на поставки зерна в СССР; сокращался обмен в культурной, научной и технической областях; большинство западных держав бойкотировали Олимпийские игры в Москве 1980 года.

("Энциклопедия российско‑американских отношений XVIII –XX века" М. "Международные отношения" 2001 г. с. 597, 648‑649; Дипломатический словарь. Издательство "Наука" М. 1986 г. стр. 536)

После провозглашения в СССР курса на перестройку в ноябре 1985 года в Женеве состоялся советско‑американский саммит, в ходе которого состоялась встреча руководителя СССР Михаила Горбачева и президента США Рональда Рейгана. По инициативе советской стороны две державы приступили к обсуждению конкретных формул радикального сокращения своего ядерного потенциала. Результатом переговоров стал Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, выработка которого завершилась в 1987 году.

В 1991 году был также подписан первый Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ‑1).

В декабре 1989 года Михаил Горбачев и новый президент США Джордж Буш смогли обсудить ситуацию фактического прекращения "холодной войны".

Черта под периодом "холодной войны" была окончательно подведена лишь в 1991 году после распада СССР.

В июне 1992 года состоялся первый государственный визит Президента России Бориса Ельцина в США. В январе 1993 года в Москве побывал американский президент Дж. Буш‑старший. Итогом переговоров стало подписание Договора о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ‑2).

В июне 1997 года в городе Денвер (штат Колорадо) состоялся саммит "Группы восьми", на котором Россия впервые была полноправным участником в обсуждении практически всех вопросов повестки дня.

31 октября 2000 года на созданной совместными усилиями международной космической станции (МКС) приступил к работе первый российско‑американский экипаж.

В ноябре 2001 года на встрече российского и американского президентов Владимира Путина и Джорджа Буша в США было зафиксировано вступление обеих стран на путь новых отношений и преодоление наследия "холодной войны".

В 2002 году Министерство торговли США приняло решение о признании с 1 апреля 2002 года рыночного статуса российской экономики по американскому торговому законодательству.

В мае 2002 года в ходе визита Джорджа Буша в Москву были подписаны Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов и Декларация о новых стратегических отношениях. Последовавшее вскоре формальное объявление о выходе США из Договора по ПРО не отразилось на состоянии отношений между двумя странами. Единственным последствием стало заявление России о том, что она не будет считать себя связанной условиями Договора СНВ-2. Однако тесное сотрудничество России и США в вопросе разоружения было продолжено.

3 июля 2007 года было принято Заявление о совместных действиях по развитию ядерной энергетики во всем мире и укреплению режима ядерного нераспространения.

6 апреля 2008 года после переговоров президента РФ Владимира Путина и главы администрации США Джорджа Буша была принята Сочинская декларация, в которой была подтверждена договоренность о намерении России и США выработать новое соглашение взамен договора СНВ. В принятом документе отмечается, что стороны намерены сотрудничать по ряду других военно‑политических вопросов: ДОВСЕ, распространению ядерных технологий, борьбе с международным терроризмом. В Декларации содержатся как принципы взаимодействия ‑ равноправие, взаимная выгода, учет интересов друг друга, так и конкретные сферы сотрудничества: продолжение экономического диалога, расширение возможностей для двустороннего инвестирования, вопрос о присоединении РФ к ВТО, отмена поправки Джексона‑Вэника, борьба с глобальным потеплением.

В Сочинской декларации отмечалось, что Россия и США ". полны решимости работать вместе, а также с другими государствами, для решения задач, связанных с глобальными вызовами 21‑го века, переводя российско‑американские отношения из состояния стратегического соперничества в стратегическое партнерство".

Поддержка Вашингтоном грузинской агрессии в августе 2008 года против российских миротворцев и мирных жителей Южной Осетии привела к осложнению российско‑американских отношений.

6‑8 июля 2009 года президент США Барак Обама посетил Россию с первым государственным визитом.

Главным итогом визита стало подписание Россией и США рамочного соглашения по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ), которое станет основой для нового договора по СНВ. Согласно параметрам будущего Договора, стороны намерены сократить почти в два раза количество ядерных боезарядов ‑ до 1500‑1675 единиц и их носителей ‑ до 500‑1100 единиц.

Важным достижением саммита также стало заключение соглашения о военном транзите в Афганистан, в котором идет речь как о наземном, так и о воздушном транзите. В соответствии с документом предполагается осуществление перевозок через территорию РФ различных грузов.

23 сентября 2009 года Дмитрий Медведев и Барак Обама провели двусторонние переговоры в Нью‑Йорке, в ходе которых лидеры двух стран обсудили целый комплекс вопросов, в частности, изменения планов США по ПРО и иранскую ядерную проблему.

Главной отличительной чертой, которая характеризует содержание отношений между СССР и США в 70-е годы, было сочетание курса на углубление разрядки, одной стороны, и нарастание соперничества, с другой. К этому времени обе сверхдержавы достигли примерного паритета в военной области и дальнейшее бесконтрольное наращивание ракетно-ядерного оружия становилось не только опасным для всего мира и для них самих, но и ложилось тяжелым бременем на экономику обеих стран, особенно Советского Союза. В правящих кругах Москвы и Вашингтона понимали, что необходимо предпринять какие-то практические меры с тем, чтобы поставить под контроль процесс гонки вооружений. Другим фактором, который влиял на развитие отношений между ними, был китайский фактор. Нормализация американо-китайских отношений вызывала серьезное беспокойство у Москвы. Были и другие существенные моменты, влиявшие на характер отношений между СССР и США в эти годы. В первую очередь следует назвать войну во Вьетнаме, которая служила в определенной мере тормозом на пути более или менее быстрого процесса улучшения отношений между двумя странами. Однако важно подчеркнуть, что и Москва, и Вашингтон к тому времени хорошо осознали, что локальные конфликты любого рода не должны были ставить под угрозу общее развитие отношений между ними.

В 1971 г. администрация Никсона активизировала контак­ты с советским руководством, стремясь подготовить визит президента в СССР. В центре советско-американского диало­га находились следующие вопросы: предотвращение ядерной войны; ограничение стратегических вооружений; региональ­ные конфликты, включая положение на. Ближнем Востоке; достижение соглашения по Западному Берлину и проведение общеевропейского совещания. В сентябре того же года было подписано соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между двумя государствами. В мае 1972 г. со­стоялся визит президента США Р. Никсона в Советский Союз. В ходе визита 29 мая был подписан основополагающий политический документ “0сновы взаимоотношений между СССР и США”. В этом документе была официально зафикси­рована общая убежденность сторон в том, что в ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений между ними, кроме мирного сосуществования. Различия в идеологии и социальных системах не должны были служить препятствием для развития нормальных двусторонних отно­шений. Ру­ководители СССР и США признали принцип равной безопас­ности сторон в качестве базового принципа для развития советско-американских отношений. Во время визита стороны подписали Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических, наступательных вооружений (ОСВ-1). По Договору об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) обе стороны взяли на себя обязательство не развертывать такие системы, которые обеспечивали бы защиту всей территории страны от ракетного нападения. Запрещалось испытывать и развертывать противоракетные системы морско­го, воздушного, космического или мобильно-наземного бази­рования. Соглашение ОСВ-1 предусматривало отказ обеих сторон в течение пяти лет наращивать число пусковых установок стратегических наступательных ракет назем­ного базирования и пусковых установок ракет, размещенных на подводных лодках.

Соглашение ОСВ-1 явилось лишь первым шагом на пути ограничения стратегических наступательных вооружений. Оно не препятствовало их качественному усовершенствованию. В дальнейшем США стремились сохранить свои технологические преимуще­ства, сделали ставку на более эффективные и точные ракеты. Советский Союз преодолел отставание по производству ракет с разделяющимися головками и наращивал мощность зарядов, доставляемых к цели.

Позитивная тенденция в советско-американских отноше­ниях получила дальнейшее развитие во время визита Л.И. Брежнева в США в июне 1973 года. Лидеры двух стран подписали соглашение о предотвращении ядерной войны. Обе сторо­ны обязались воздерживаться от угрозы силой или ее приме­нения против другой стороны или ее союзников. В случае возникновения обстоятельств, которые выглядели бы как вле­кущие за собой риск ядерного конфликта, СССР и США обя­зались немедленно осуществить срочные консультации.

В 1974 г. состоялся визит .президента США Р. Никсона в СССР. Руководители двух государств подписали протокол к Договору по ПРО. Кроме того, было за­ключено соглашение об ограничении подземных испытаний ядерного оружия. Было также подписано совместное заявление, в котором стороны взяли на себя обязательство устранить опас­ности использования средств воздействия на природную среду в военных целях.

После подписания соглашения ОСВ-1 Советский Союз и Соединенные Штаты повели переговоры о заключении посто­янного договора об ограничении стратегических наступатель­ных вооружений. Стремление к до­стижению взаимоприемлемых договоренностей позволило вы­работать общие принципы будущего соглашения, которые были зафиксированы во время встречи Л. Брежнева с прези­дентом США Д. Фордом в ноябре 1974 г. в районе Владивос­тока.

В первой половине 70-х годов успешно развивалось совет­ско-американское сотрудничество в сфере науки и техники, в частности, в области охраны окружающей среды, медицины, сельского хозяйства, транспорта, энергетики. Произошло рас­ширение культурных связей между двумя странами.

Для администрации Дж. Картера была характерна разноголосица во мнениях, споры вокруг вопросов внешней политики среди высших должностных лиц: центральным направлением американской международной политики в период президентства Дж. Картера стала попытка утверждения в мире универсальных норм в области прав человека, применения этой установки в качестве критерия подхода США ко всем государствам мира.

На практике эти рекомендации были активно использованы Соединенными Штатами: широко развернули кампанию по борьбе за права человека в СССР - "Голос Америки" и "Свобода/Свободная Европа"; вопросы о положении с правами человека в Советском Союзе, о деятельности диссидентских организаций и отношении к ним советских властей не только поднимались в выступлениях представителей администрации, материалах прессы и радиопередачах, но и ставились перед советскими руководителями на официальных двусторонних и многосторонних переговорах

Советское руководство негативно отнеслось к этому новому повороту в американской политике: проблема соблюдения прав человека в СССР изобретена американской администрацией для оказания давления на нее с целью добиться критических уступок на переговорах по ограничению стратегических вооружений; основания: в 1977 г. во время своего первого визита в СССР новый государственный секретарь США С. Вэнс изложил "всеобъемлющий" вариант Пентагона в качестве позиции новой администрации на переговорах по разоружению - отход от всего, что было наработано в области контроля над вооружениями с предыдущей администрацией В Белграде, на первой после подписания Хельсинкского Заключительного акта встрече СБСЕ американская делегация уходила обсуждения реальных проблем безопасности и сотрудничества, настаивая в первую очередь на неукоснительном выполнении положений "третьей корзины"; США явно демонстрировали избирательный подход, двойной стандарт в оценке положения дел с правами человека в социалистических странах – настаивая на их безусловном выполнении СССР и его основными союзниками, Вашингтон не только спокойно взирал на их нарушение в Китае, но и активно расширял свои связи с КНР; кроме того, администрация Дж. Картера явно нарушала достигнутые уже с ней самой советско-американские договоренности (вопрос ближневосточного урегулирования: американская администрация под давлением Израиля и произраильских лоббистов в США повела дело к стимулированию заключения сепаратного, без участия Советского Союза)

Заморожены были и торговля, сотрудничество в урегулировании международных кризисных ситуаций, обмены в области науки, техники; хотя в 1977 г. и были сделаны шаги в развитии СА отношений – продлены соглашения о научно-техническом сотрудничестве, об освоении космического пространства, совместными усилиями доведена до конца выработка конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, – на ключевых направлениях существенного прогресса не произошло.

С начала 1978 г. в советско-американских отношениях возник новый крупный узел разногласий - на Африканском роге: росло политическое давление с требованиями противодействовать советской и кубинской помощи Эфиопии путем задействования других аспектов советско-американских глобальных отношений; предполагалось включить замедление переговоров по ОСВ и по другим вопросам разоружения, ограничить экономические отношения, а также обмен визитами на достаточно высоком уровне - прекращение или значительное свертывание многих важных двусторонних и многосторонних переговоров, в которых участвовали СССР и США; были заблокированы трехсторонние переговоры с участием Великобритании по выработке документа о полном запрещении ядерных испытаний; в начале 1978 г. США прекратили переговоры с Советским Союзом об ограничении военно-морской деятельности в Индийском океане.

Оказавшись не в состоянии сформулировать стратегическую линию в своих отношениях с СССР администрация Дж. Картера с 1978 г. встает на путь резкого наращивания военных расходов и пытается добиться аналогичных действий со стороны своих союзников по НАТО

Негативная реакция США на ввод советских войск в Афганистан в конце декабря 1979 г.: Афганистан имел совершенно иное геополитическое значение для Запада, чем африканские страны: примыкал к стратегически важному нефтеносному региону Персидского залива, где позиции США были существенно ослаблены после свержения шахского режима в Иране в феврале 1979 г. Дж. Картер заявил, что "Советы лгали" ему, заявляя о своих мирных намерениях. Администрация немедленно отозвала подписанный ею в июне 1979 г. и направленный на процедуру согласования с сенатом договор ОСВ-II и объявила о комплексе мер, которые будут приняты в ответ на это вторжение. В их число входили: дальнейшие существенные ограничения в торговле с Советским Союзом (сокращение на 17 млн. тонн продажи зерна; запрет на продажу высокотехнологичного оборудования, включая вычислительную технику и нефтедобывающее оборудование); запрет на вылов рыбы советскими траулерами в экономической зоне США; прекращение переговоров об открытии новых консульств СССР и США; прекращение культурных и экономических связей; оказание помощи Пакистану и силам афганской оппозиции там; бойкот Олимпийских игр 1980 г. в Москве.

Президентом Дж. Картером 25 июля 1980 г. был издан специальный документ – президентская директива № 59, предусматривавшая создание специальных сил для подготовки к "длительной, но ограниченной ядерной войне". Была провозглашена "доктрина Картера", заявлявшая о готовности Соединенных Штатов применить военную силу – в случае необходимости даже без участия союзников – если СССР будет угрожать интересам Запада в зоне Персидского залива.

Отношения с Соединенными Штатами Америки, ухудшения которых так настойчиво добивались Мао Цзэдун и его окружение, стали приоритетными для советской дипломатии с 1950-х гг. Визит Хрущева в США в 1959 г. не дал ощутимых результатов. Инцидент с американским самолетом-разведчиком У-2, уничтоженным советскими силами ПВО близ Свердловска 1 мая 1960 г., привел к срыву встречи руководителей СССР, США, Франции и Великобритании в Париже. Переговоры Хрущева в Вене в 1961 г. с президентом Д. Кеннеди вылились в спор о преимуществах разных политических систем. В пылу полемики стороны закончили его напоминанием о своей военной мощи. Пожалуй, лишь в нескольких случаях советско-американские контакты приносили ощутимые плоды. В первую очередь это касается договоренности в 1955 г. о восстановлении независимости Австрии и ее нейтралитете. В 1963 г. был подписан Московский договор между СССР, США и Англией о запрещении ядерных испытаний в трех средах — в атмосфере, космическом пространстве и под водой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Внешняя политика ФРГ в середине 1950-х—1960-е гг.

Внешняя политика ФРГ в середине 1950-х—1960-е гг. Формально 5 мая 1955 г. ФРГ стала суверенным государством, однако его суверенитет был относительным. Усилия федерального правительства были направлены на превращение страны из объекта в субъект мировой политики, при этом все

ГДР на рубеже 1950-1960-х гг.

ГДР на рубеже 1950-1960-х гг. Строительство Берлинской стены. Свое первое десятилетие ГДР отметила утверждением нового государственного флага. Черно-красно-золотой государственный флаг был дополнен эмблемой: молот и циркуль в обрамлении венка пшеничных колосьев. Это должно

45. Внешняя и внутренняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг

45. Внешняя и внутренняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг В общественно-политической сфере последние годы правления И. В. Сталина (1945–1953 гг.) были ознаменованы укреплением тотального контроля над духовной жизнью страны.В военные годы появилась новое

46. Общественно-политическое развитие СССР в 1950-х – середине 1960-х гг

46. Общественно-политическое развитие СССР в 1950-х – середине 1960-х гг После смерти И. В. Сталина (5 марта 1953 г.) наиболее влиятельными фигурами в руководстве СССР были:1) Г. М. Маленков;2) Н. С. Хрущев;3) Л. П. Берия.В итоге политической борьбы (март-июнь 1953 г.) – удалось устранить

26. Как происходило развитие США в конце 1950-х и в 1960-е гг.?

26. Как происходило развитие США в конце 1950-х и в 1960-е гг.? К концу 1950-х гг. стремительное развитие НТР порождало новые внутри– и внешнеполитические проблемы, с которыми сталкивались США. Это требовало неординарных рецептов их решения. В ходе избирательной кампании 1960 г.

27. Как происходило развитие Англии в конце 1950-х гг. и 1960-е гг.?

27. Как происходило развитие Англии в конце 1950-х гг. и 1960-е гг.? Если для большинства ведущих стран Запада конец 1950-х гг. и 1960-е гг. были временем бурного экономического роста, то о Великобритании этого сказать нельзя. Английская промышленность переживала застой, ослабели ее

97. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СЕРЕДИНЫ 1950-х – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1960-х гг.

97. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СЕРЕДИНЫ 1950-х – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1960-х гг. Среди мер по частичной либерализации жизни общества, предпринятых руководством страны в середине 50-х – первой половине 60-х гг., следует выделить в первую очередь процесс реабилитации

98. НАУКА И КУЛЬТУРА СЕРЕДИНЫ 1950-х – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1960-х гг

69 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В СЕРЕДИНЕ 1950-1960-Х ГГ

69 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В СЕРЕДИНЕ 1950-1960-Х ГГ В середине 1950—1960-х гг. внешняя политика СССР велась в условиях жесткой конфронтации со странами Запада. Но тем не менее становилась очевидной и необходимость отказа от жесткой конфронтации в межгосударственных отношениях.В

Тема 72 Социально-экономическое развитие СССР в 1950-х – середине 1960-х гг

Тема 72 Социально-экономическое развитие СССР в 1950-х – середине 1960-х гг ПЛАН1. 1953–1957 гг.1.1. Экономический курс Г. М. Маленкова.1.2. Преобразования сельского хозяйства: Планы. – Ход.1.3. Развитие промышленности.1.4. Административно-экономическая реформа.1.5. Социальная политика.2.

Тема 73 Внешняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг

Тема 73 Внешняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг ПЛАН1. Изменение приоритетов внешней политики.1.1. Курс на мирное сосуществование государств.1.2. XX съезд КПСС о новых тенденциях в мировой политике.1.3. Усилия по созданию системы коллективной безопасности.1.4.

7. Укрупнение колхозов в 1950-е гг. и ликвидация неперспективных сел в 1960-1980-е гг.[133]

7. Укрупнение колхозов в 1950-е гг. и ликвидация неперспективных сел в 1960-1980-е гг.[133] Сначала хотелось бы задать Вам ряд вопросов, касающихся истории села до укрупнения (ликвидации).1. Каким был административный статус села (сельсовет, центральная усадьба колхоза, совхоза,

Важным событием 1970-х гг. стало возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. Они проходили в иной обстановке, чем первая встреча в 1959 г. В начале 1970-х гг. американское руководство признало наличие военно-стратегического паритета СССР и США, т.е. примерное равенство вооружений. Благодаря этому паритету 1970-е гг. вошли в историю как эпоха разрядки международной напряженности.

В ходе переговоров руководителей СССР и США были подписаны договоры, которые явились важным шагом человечества к безопасности. Среди договоров, заключенных в 1970-е гг., первостепенную важность имели Договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), заключенный в Москве в 1972 г. во время первой встречи Л.И.Брежнева и Р.Никсона и Договор ОСВ-2 (1979 г.). Эти договоры установили потолки, выше которых нельзя было наращивать стратегические наступательные вооружения. В 1972 г. был подписан Договор по противоракетной обороне (ПРО), по которому СССР и США получили право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных районах. В 1974 г. был подписан дополнительный протокол к Договору. В соответствии с ним количество таких зон у обеих сторон было сокращено до одной. Американцы выбрали для этой цели базу тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Гранд-Форкс, СССР -- Москву. Наконец, были подписаны два договора, касающиеся ядерных испытаний -- Договор 1974 г. об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и Договор 1976 г. о подземных ядерных взрывах в мирных целях.

Отношения СССР с социалистическими странами

*Страны, вошедшие в СЭВ и ОВД.

Содружество представляло собой важную политическую, экономическую и военную силу современной истории мира. Особенно ярко углубление социалистического сотрудничества проявилось в курсе наинтеграцию (объединение) экономических систем. В 1971 г. в рамках СЭВ была принята Комплексная программа социально-экономической интеграции, предусматривавшая международную социалистическую специализацию (международное разделение труда), создание единого рынка социалистических стран, сближение народнохозяйственных структур, валютных систем, координацию планов, создание крупных интернациональных предприятий. Это соответствовало интеграционной тенденции капиталистических стран, проявившейся в создании транснациональных корпораций, а также курсе на экономическое объединение западных стран в системе Общего рынка.




Важным событием 1970-х гг. стало возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. Они проходили в иной обстановке, чем первая встреча в 1959 г. В начале 1970-х гг. американское руководство признало наличие военно-стратегического паритета СССР и США, т.е. примерное равенство вооружений. Благодаря этому паритету 1970-е гг. вошли в историю как эпоха разрядки международной напряженности.

В ходе переговоров руководителей СССР и США были подписаны договоры, которые явились важным шагом человечества к безопасности. Среди договоров, заключенных в 1970-е гг., первостепенную важность имели Договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), заключенный в Москве в 1972 г. во время первой встречи Л.И.Брежнева и Р.Никсона и Договор ОСВ-2 (1979 г.). Эти договоры установили потолки, выше которых нельзя было наращивать стратегические наступательные вооружения. В 1972 г. был подписан Договор по противоракетной обороне (ПРО), по которому СССР и США получили право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных районах. В 1974 г. был подписан дополнительный протокол к Договору. В соответствии с ним количество таких зон у обеих сторон было сокращено до одной. Американцы выбрали для этой цели базу тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Гранд-Форкс, СССР -- Москву. Наконец, были подписаны два договора, касающиеся ядерных испытаний -- Договор 1974 г. об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и Договор 1976 г. о подземных ядерных взрывах в мирных целях.

Отношения СССР с социалистическими странами

*Страны, вошедшие в СЭВ и ОВД.

Содружество представляло собой важную политическую, экономическую и военную силу современной истории мира. Особенно ярко углубление социалистического сотрудничества проявилось в курсе наинтеграцию (объединение) экономических систем. В 1971 г. в рамках СЭВ была принята Комплексная программа социально-экономической интеграции, предусматривавшая международную социалистическую специализацию (международное разделение труда), создание единого рынка социалистических стран, сближение народнохозяйственных структур, валютных систем, координацию планов, создание крупных интернациональных предприятий. Это соответствовало интеграционной тенденции капиталистических стран, проявившейся в создании транснациональных корпораций, а также курсе на экономическое объединение западных стран в системе Общего рынка.

Читайте также: