Усадьба жерновка в санкт петербурге история кратко

Обновлено: 05.07.2024

Большой усадебный дом, спроектированный выдающимся архитектором Джакомо Кваренги, был построен на левом берегу Охты к 1796 году. Здание расположено почти перпендикулярно течению с таким расчетом, чтобы из его комнат открывался красивый вид на реку, мост и ныне утраченные ворота с башенками (они располагались к северо-востоку от дома, на перекрестке дорог, ведущих в деревни Малиновка и Жерновка).

Усадебный дом XVIII века состоит из трех частей: средней части и двух флигелей, пониженных по отношению к главному объему. Симметричный компактный объем здания отсылает нас к так называемой палладианской архитектуре (в честь великого архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио), особенно модной в Англии в эпоху классицизма. Главный фасад здания украшен фронтоном на четырех колоннах коринфского ордера. В 1820-х годах, при нарвском купце первой гильдии Крамере, к барскому дому с двух сторон были пристроены протяженные галереи, завершающиеся башенками, которые когда-то были украшены керамическими вазами и скульптурами.

К главному залу, в котором могли проходить торжественные обеды и даваться концерты, с одной стороны прилегали гостиная и столовая, с другой – бильярдная и спальня. На одной из стен гостиной еще в 1920-е годы сохранялась (правда, в плохом состоянии) роспись, изображающая Гатчинский дворец. Сюжет этой росписи позволил Николаю Евгеньевичу Лансере, посетившему Жерновку в 1924 году, предположить, что она была создана не ранее года постройки и не позднее года перестройки этого дворца. В этой комнате были позолоченные карнизы очень тонкой резьбы, с фризом из головок Меркурия в медальонах. Углы гостиной украшали кафельные печи. За гостиной располагалась столовая – высокая квадратная комната, когда-то отделявшаяся от гостиной застекленной аркой на двух выполненных из дерева и окрашенных под мрамор ионических колоннах. Потолок здесь, как и в других парадных покоях, был расписан: украшен плафоном в виде плоского купола с расходящимися кессонами, фигурками путти и другими элементами, имитирующими барельефы и скульптурный декор в популярной тогда технике гризайль.

Жерновка для своего времени была типичной увеселительной дачей. Главный усадебный дом, сплошь состоящий из парадных покоев, никогда нельзя было назвать комфортным для проживания, да и устроенное в нем отопление позволяло согреть помещения с высокими потолками и большими окнами лишь теплой осенью и поздней весной. Хозяева бывали в Жерновке с кратковременными визитами для увеселений на природе.

Угодья, относящиеся к усадьбе, одним хозяевам служили для поставок овощей и молочных продуктов к своему столу в Петербург, другим, в более позднее время, удавалось извлекать прибыль, продавая продукты при помощи управляющих и приказчиков.

Пережив свой расцвет на рубеже XVIII–XIX веков, Жерновка со второй половины XIX века постепенно начинает терять свою былую привлекательность в качестве места отдыха. Она окончательно утратила ее после прокладки Ириновской железной дороги (в непосредственной близости от усадебного дома) в 1890–1892 годах.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Петербург. Усадьба Жерновка.

В сентябре совершенно спонтанно мы поехали искать Жерновку (усадьбу Безобразовых, как её ещё называют). Нашли. И были ей очарованы: невзирая на соседство современных домов, да и то, что внутри неё и сейчас какое-то действующее учреждение, - усадьба и остатки парка при ней сохранили Дух старины, какой-то нетронутости психологического уклада, внутреннего строя - видимо, в своё время чётко "прописанного" здесь владельцами и их образом жизни.

Немного исторических подробностей, взятых вот с этого сайта:
Во второй половине XVIII века в северо-восточной части Санкт-Петербурга начали раздавать участки для строительства дач. Жерновка являлась одним из таких районов, где развивалось дачное строительство. Само название произошло от деревни, располагавшейся на левом берегу реки Жерновки при впадении ее в Охту.

Усадьба была построена во второй половине XVIII века предположительно по проекту Дж. Кваренги. Позже здание частично перестраивал Ю.М. Фельтен. Каменный дом выполнен в классическом стиле. Кроме здания самой усадьбы, на участке располагались различные хозяйственные постройки, каменные ворота и павильон-пристань. Здесь был также разбит обширный пейзажный парк, примыкавший к дому с юга.


Так усадьба выглядит на подходе к ней - перед мостом через Охту..


Панорама фасада.


Трудночитабельная аббревиатура учреждения - сплав чего-то там.


Балкон над портиком, оформляющим парадный вход.


Западный флигель с башенкой.


Пруд любопытной формы. Посреди него - островок. Пруд расчистили уже в советское время.


Сентябрьский - перезревший уже - боярышник в приусадебном парке.. Уцелело и несколько лип тех времён..


Как видите, всё ещё цветёт вьюнок, вскарабкавшийся по репейнику..


Один из сыновей Безобразовых устроил около дома полигон для испытаний пороха, а в одной из башенок — артиллерийскую мастерскую. Может и в этой..


Но иногда среди гигантских панельных конструкторов встречаются остатки предыдущей цивилизации.


Главное здание усадьбы было возведено в 1790-х знаменитым архитектором Джакомо Кваренги для советника канцелярии кабинета Павла I – Гаврилы Герасимовича Донаурова. Кваренги также построил въездные ворота и павильон-пристань на берегу Охты (не сохранились). Усадьбу окружал ландшафтный парк.

Некогда окраина города выглядела несколько иначе и больше напоминала тихий заповедник, спокойствие которого дарило вдохновение его обитателям. Именно поэтому знаменитый механик Нартов выбрал эти уединенные места, чтобы создавать свои диковинные изобретения и механизмы: от первого в мире токарно-винторезного станка до оптического прицела.








Затерявшаяся на окраине города при впадении ручья Жерновка в Охту старинная усадьба была возведена в середине XVIII века по проекту небезызвестного архитектора Кваренги. Одним из первых владельцев являлся механик и скульптор, а также статский советник и член Академии наук Андрей Константинович Нартов.

Согласно истории ее окружал великолепный пейзажный парк, а под крышей скрывались впечатляющие фрески. Богатую усадьбу отличали пышные интерьеры, классические декоративные элементы. Особого шарма и грандиозности дому придавали одноэтажные галереи, которые связывали главный корпус с боковыми флигелями.

Позднее имением владели Сухозанеты, а последними владельцами усадьбы стали Безобразовы, благодаря чему многие и называют ее Дачей Безобразовых.

Сегодня представить, какой первозданно была эта усадьба, достаточно сложно, ведь пейзажный парк заменили серые панельки, а вместо вековых деревьев к небу тянутся металлические башни линий электропередач.

Читайте также: