Проблема соотношения просвещения и самодержавия кратко

Обновлено: 07.07.2024

В преобразованиях царствования Александра I выделяют несколько этапов.

1801—1803гг. Этот этап связан с деятельностью Негласного комитета, не имевшего официального статуса кружка молодых друзей царя П. А. Строганова, Н. Н. Новосильцева, В. П. Кочубея и А. Чарто-рыйского. Обсуждались три вопроса — крестьянский, о реформах государственного аппарата и о мерах в области просвещения:

— в 1802 г. вместо коллегий были учреждены восемь (позднее двенадцать) министерств. Министров назначал царь, вводился принцип единоначалия, призванный повысить эффективность центральных органов управления;

— указом 1803 г. вводилась единая система учреждений образования: одноклассные сельские училища, трехклассные уездные училища, шестиклассные губернские гимназии, университеты. Устав 1804 г. давал университетам широкую автономию, запрещал властям и полиции вмешиваться в дела университетов;

— в 1804 г. был принят самый либеральный в истории России цензурный устав.

С осени 1803 г. значение Негласного комитета стало падать, в 1805—1807 гг. внимание царя занимали главным образом внешнеполитические проблемы (войны с Наполеоном).

— осуществить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

— создать систему представительных учреждений — выборных волостных, окружных, губернских дум, которую венчала бы Государственная дума, высший законодательный орган страны;

— функции высшей судебной инстанции передать Сенату;

— уточнить функции и порядок деятельности министерств, усилить их ответственность как высших органов исполнительной власти;

— учредить Государственный совет — совещательный орган при императоре, связующее звено между монархом и законодательными, исполнительными, судебными органами империи;

— у императора оставалась вся полнота исполнительной власти, он обладал исключительным правом законодательной инициативы, мог распускать Государственную думу, назначал членов Государственного совета;

1818—1820 гг. Это были последние попытки обсуждения крестьянского вопроса и вопроса о государственном правлении:

— в 1818 г. царь поручил Н. Н. Новосильцеву разработать конституцию для введения ее в России. К 1820 г. была готова Уставная грамота Российской империи. Согласно этому проекту, Россия становилась федерацией, вводились гражданские права и свободы и ограниченное народное представительство. Учреждалась конституционная монархия;

— в 1818 г. Александру I был подан подготовленный по его поручению проект отмены крепостного права. Его разработал ближайший сподвижник последнего десятилетия его царствования А. А. Аракчеев.

29. Преобразования 1-й четверти XIX в.: замыслы и свершения.

Россия в I четверти XIX века.

В первой половине XIX века Россия была одной из крупнейших европейских держав. Её территория составляла около 18 млн. квадратных километров, а население превышало 70 млн. человек.

Основу экономики России составляло сельское хозяйство. Крепостные крестьяне были самой многочисленной категорией населения. Земля являлась исключительной собственностью помещиков или государства.

Промышленное развитие России, несмотря на общее увеличение количества предприятий примерно в 5 раз, было невысоким. В основных производствах применялся труд крепостных крестьян, который был мало рентабелен. Основу промышленности составляли кустарные крестьянские промыслы. В центре России существовали крупные промышленные села (на прим. Иваново). В это время значительно возросло количество промышленных центров. Это сказывалось на росте городского населения. Самыми крупными городами являлись Санкт-Петербург и Москва.

Развитие добывающей и текстильной промышленности привело к интенсификации торговли как внутри страны, так и на внешнем рынке. Торговля имела преимущественно сезонный характер. Главными торговыми центрами являлись ярмарки. Их количество в тот период доходило до 4000.

Император Александр I.

Первая четверть XIX века - это эпоха правления Александра I (1801 - 1825 г.г.). Александр Павлович родился 12.12.1777 года и умер 19.11.1825 года. Император Всероссийский с 12.03.1801 года по 19.11.1825 года. Александр I - старший сын императора Павла I и его второй жены императрицы Марии Федеровны. В 1793 его женили на принцессе Луизе Баденской (в православии Елизавета Алексеевна), которая пользовалась симпатией русского общества, но не была любима мужем.

Он взошел на престол в результате заговора, при котором был убит император Павел I. Этот период истории России характеризуется борьбой двух направлений во внутренней политике: либерального и консервативного. Вдохновителем либерального, господствовавшего в 1810 - 1810 г.г. и 1815 - 1820 г.г. был М. М. Сперанский, сторонник идеи правового государства, ограничения самодержавия рамками закона. Сам Александр I, воспитанный швейцарским политическим деятелем Ф. С. Лагарпом, приглашенным Екатериной II, республиканцем по убеждению, который внушал идеи либерализма будущему императору, в молодые годы увлекался идеями Монтескью и Руссо.

Александр был умен, и во время своего правления не мог не считаться с духом времени, и в первую очередь с влиянием идей Французской революции. Более того, некоторые из этих идей он использовал в своей государственной деятельности .

С воцарением нового монарха были связаны надежды на проведение либеральных реформ в России, отказ от деспотических методов правления, свойственных императору Павлу I. Однако теоретические мысли о свободе и равенстве он не отделял от самодержавной формы правления. Половинчатость стала особенность преобразований Александра I.


Либеральный. Стремление провести либеральные преобразования.

Негласный комитет ( 1801-1803)- неофициальный орган власти, входили друзья: П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский. Они разрабатывали реформы. Полностью Негласный комитет распущен в 1805 году из-за несогласий с императором по ряду вопросов.

Преобразования

Реформа органов центрального управления

1802 г. - расширение прав Сената, верховного органа в империи (административная, судебная и контролирующая власть);

Из всего проекта осуществлён один пункт: в 1810 г. создан Государственный Совет – законосовещательный орган при императоре, за Сенатом сохранены функции высшего судебного органа.

Указом 12 декабря 1801 г. лишение дворян монопольного права на частную собственность. Купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне получали право покупать землю.

Запрещение публикаций объявлений о продаже крестьян без земли;

Реформа системы образования:
• Создание 4-ступенчатой единой системы бесплатного образования для всех сословий (одноклассное приходское училище при церковном приходе, уездное трехклассное училище, шестиклассная гимназия в губернском городе, университет во главе учебного округа); Было создано 6 учебных округов - Московский, Петербургский, Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский.

ВЫВОД:

Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершенность. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем — крестьянского вопроса и демократизации страны.

В этом же 1811 г. реформы Сперанского были прекращены. В марте 1812 г. М. Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири — фактически отправлен в почетную ссылку.

2 период: 1815-1825. Консервативный

Период характеризовался постепенным отказом от реформ.

А.А.Аракчеев предложил освободить крестьян посредством выкупа их у помещика с последующим наделением землей за счет средств казны. Д.А.Гурьева, министр финансов: отношения между крестьянами и помещиками следовало строить на договорной основе, а различные формы собственности на землю вводить постепенно.

Е.Ф.Канкрин,министр финансов: медленный выкуп крестьянской земли у помещиков в достаточном размере; программа была рассчитана на 60 лет, то есть до 1880 г

Н.Н. Новосильцев, министр юстиции – Государственная уставная грамота

Ни один из проектов них так и не был реализован.

ВЫВОД: был сделан первый шаг к ликвидации крепостного права. Но само оно не было ликвидировано, так как большинство помещиков выступало против этого, а повторять судьбу отца Александр 1 не хотел.

В политике приходится предавать свою страну или своих избирателей. Я предпочитаю второе.

Шарль де Голль

Негласный комитет

негласный комитет при александре 1

Вступив на престол, Александр 1 искал соратников, на которых можно было бы положиться при руководстве страной. В результате был создал Негласный комитет, в который вошли доверенные императору людям: Строганов, Чарторыйский, Кочубей, Новосильцев. Это были ближайшие соратники императора, которые стояли во главе всех реформ, которые начали проводиться в Российской Империи. Всего Негласный комитет состоял из 12 человек. Официальная работа его началась в июне 1801 года и продолжалось до мая 1802 года. По начальному замыслу основное направление деятельности Комитета заключалась в ограничения самодержавия, но решено было начать с местных, менее масштабных реформ.

Реформы 1801 года

Первые шаги либеральных реформ императора Александра 1 начались с амнистии всех, кто пострадал при Павле 1. В результате амнистии подверглось 12 тысяч человек. Это был вполне осознанное шаг, который наглядно демонстрировала, что Александр не разделяет взглядов своего отца, и что люди, которые представляют угрозу для Павла, являются друзьями для Александра. Это было кардинальное изменение курса внутренней политики страны. Кроме того в 1801 году либеральные реформы включали в себя следующие направления:

  • Восстановление Жалованных грамот дворянству и городам.
  • Разрешение свободного выезда за границу.
  • Разрешение свободного ввоза из заграницы любой литературы.
  • Ликвидация Тайной экспедиции. Тайная экспедиция это специальный надзорный орган, который занимался политическим и гражданским сыском. Его место фактического занял теперь Сенат.

Эти реформы были проведены 2 апреля 1801 года. Они не носили кардинальных перемен для страны, но лишний раз подчеркивает курс Александра 1, который стремился изменить все, что делал его отец. Кроме того в этом году была проведена еще 1 реформа, согласно которой разрешалось мещанам и крестьянам покупать землю (указ от 12 декабря 1801). Кроме того, дворянам запрещалось подавать объявления в газету о продаже своих крепостных.

объявление о продаже крепостного

Реформа 1802 года

1802 год ознаменовался реформированием органов местной и государственной власти. В частности, Сенат получил особые полномочия, стал высшим судебным органом в стране. Кроме того, Сенат занимался еще и тем, кто контролировал деятельность всех органов местной государственной власти. Одновременно с этими реформами, Александр 1 изменил коллеги, поставив на их место министерства (указ от 8 сентября). Реформы в России 1802 года породили следующие министерства (всего их было создано 8): военное, юстиции, морское, внутренних дел, иностранных дел, народного просвещения, финансов и коммерции. Для координации деятельности министерства был создан Комитет министров, который фактически занимался вопросами управления внутри страны. Все члены Негласного комитета вошли в новое правительство (надобность в Негласном комитете ропала):

  • Кочубей занял пост министра внутренних дел.
  • Строганов стал заместителем министра внутренних дел.
  • Новосильцев получил должность министра юстиции России.
  • Чарторыйский официально числился заместителем министра иностранных дел, хотя на практике был не заместителем, а полноценным руководителем данного министерства.

Реформы 1803 года

Одними из самых значимых являются либеральные реформы Александра 1 в 1803 году. В начале этого года произошло реформирование системы народного просвещения. Молодой император настаивал на том, чтобы образование и науки были доступны для всех слоев населения, включая крестьян и бедноту. Также было увеличено количество университетов, которые дополнительно получили больше независимости.

Однако самое важное событие этого года, а также одна из важнейших реформ царствования Александра 1, произошла 20 февраля 1803 года. В этот день был издан указ о Вольных хлебопашцах. Согласно этому указу крестьяне могли по согласованию с помещиком выкупить свою свободу. В данной статье мы не будем подробно останавливаться на этом указе, поскольку он уже подробно описан на нашем сайте, и вы можете найти этот материал.

крепостные крестьяе и реформы

Все либеральные реформы с 1801 по 1804 года

Выше мы рассмотрели только основные либеральные реформы, которые проводились в России на начальном этапе правления Александра 1. Этих реформ было гораздо больше, и они оказывали воздействие на все сферы жизнедеятельности государства. В частности, реформаторская деятельность императора затронула следующие направления:

  • Образование. Александр заявил о бесплатном начальном образовании для всех. Что касается самих учебных заведений, то они были разделены на четыре основные категории: церковные школы, уездные школы, гимназии и университеты.
  • Нормы поведения и жизни. Был утвержден первый либеральный цензурный устав.
  • Открытие новых университетов. Были открыты крупные университеты в Дерпте, Вильно, Казани и Харькове. Работа университетов контролировалась вновь созданным министерством народного просвещения.
  • Шаги к освобождению крестьян. Впервые были озвученны и четко определены крестьянские повинности, а также возможности для выкупа своей свободы крестьянам у помещиков.

таблица либеральных реформа Александра 1

Именно такими были либеральные реформы Александра 1 на начальном этапе его правления. Молодой император с одной стороны пытался показать, что он не разделяет взглядов своего отца но, с другой стороны пытался создать условия для лучшей жизни внутри страны. Можно сколько угодно говорить о причастности Александр к смерти Павла 1, его любви или не любви к России, но его реформаторская деятельность на начальном этапе носила исключительный характер, который был направлен на попытки улучшения жизни в стране.

Глава I. Союз самодержавия и православия против просвещения.

Глава II. Духовное и политическое развращение народа в начальной школе.

Глава III. Проповедь религии и монархизма в средней школе.

Глава IV. Церковное влияние на внешкольное образование.

Глава V. Насаждение религиозной идеологии в высшей школе.

Глава VI. Духовная цензура и ее борьба против науки.

Глава I. Союз самодержавия и православия против просвещения

Церковь в союзе с самодержавием выступала в роли неистового гонителя просвещения народных масс, в роли рассадника невежества и самой темной идеологической реакции.

Царское правительство использовало просвещение для оправдания крепостнических порядков и эксплуатации. Оно стремилось помешать распространению грамотности, воспитать народ в духе преданности самодержавию и религии, в духе подчинения помещикам — крепостникам, старалось увести народ от революционной борьбы.

Напуганное подъемом освободительного движения, особенно после Отечественной войны 1812 года, самодержавие сделало решительный поворот в сторону реакции. Религию старались сделать главной, даже единственной духовной пищей народа. Религиозная идеология распространялась через церковные проповеди, специальную литературу и особенно через школы.

Хоть без книжного учения
И псалтырь одну читал,
А директор просвещения
И с звездою генерал 4 .

Поддержкой правительства пользовалось только реакционно-монархическое и клерикальное направление. Школа рассматривалась как место подготовки покорных слуг самодержавия и крепостничества, науку стремились подчинить религии. Министров и попечителей подбирали из числа наиболее реакционных сановников, профессоров и генералов.




Во главе министерства просвещения был поставлен граф С. С. Уваров — творец казенной славянофильской идеологии с ее тремя китами — православием, самодержавием и народностью. Во времена Уварова возросла роль священника как второго жандарма в деревне. Правительство использовало духовенство, чтобы задержать просвещение народа.

Деятельность Ширинского-Шихматова и его предшественника тяжело отразилась на состоянии народного образования. Сеть учебных заведений была крайне мала. Открытые кое-где приходские школы, по словам H. И. Пирогова, давали лишь механическую грамотность. Но и эта грамотность была ничтожна: в середине XIX в. в России один грамотный приходился на 135 человек, между тем как в Австрии в это время один грамотный приходился на 14 человек, во Франции — на 11, а в Англии — на 9 человек.

Следуя этому принципу, правительство основывало монастыри, строило церкви и тормозило развитие школьной сети. В 1840 г. в России насчитывалось 547 православных монастырей, к концу царствования Александра II их стало 774, а в 1914 г. — 1024.

В 1840 г. в России было 43 тыс. церквей и часовен, в 1890 г., благодаря поддержке правительства, их стало 64 тыс., в 1914 г. — около 80 тыс. Правительство не жалело средств на открытие новых монастырей и церквей, на содержание огромной армии монахов, священников и причетников, но на народное образование денег не отпускало.

Духовенство с радостью встретило весть о назначении Делянова, видя в нем своего союзника в усилении влияний церкви на народное образование.

Члены синода, преимущественно из высших духовных чинов, приглашались на определенный срок, контроль за их деятельностью, а также направление всей деятельности духовного ведомства был целиком в руках обер-прокурора.

Поэт Александр Блок так охарактеризовал мрачную роль Победоносцева в подавлении всего передового и светлого в русской жизни:

В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простер совиные крыла,
И не было ни дня, ни ночи,
А только — тень огромных крыл.

Послушать толки городские
Покойник был шпион, чиновник, генерал.
На службе и теперь (не помню как) он мало потерял.
По старшинству произведен в святые,
Хотя немножко провонял 31 .

Православное духовенство было изолировано от других сословий, профессия священника передавалась из поколения в поколение. Духовенство воспитывалось в специальных закрытых учебных заведениях — церковных училищах и семинариях, подчиненных синоду и местным архиереям. В 54 семинариях одновременно готовилось до 20 тыс. человек.

В затхлую семинарскую атмосферу проникал иногда свежий ветер. Так было, например, в период массовых студенческих волнений начала 900-х годов, когда многие семинаристы прекращали занятия и объявляли забастовки. Они требовали облегчения полицейского режима, усиления в программах светских наук — естествоведения, физики, математики, сокращения программы по богословской схоластике.

Высшее духовенство сурово расправлялось с теми, кто говорил о недостатках духовенства. Книги, разоблачавшие порочность, продажность и отсутствие культуры у духовенства, подвергались уничтожению.

В рядах самих церковников был раскол, шла борьба между епископами и приходским духовенством. Приходское духовенство, тяготясь неограниченной епископской властью, требовало ограничения епископского произвола и уменьшения епископских доходов.

Е. Ф. Грекулов

Православная церковь — враг просвещения

Академия наук СССР. Научно-популярная серия.

Издательство АН СССР. М.: 1962 г.

Scan & OCR - Volucer

Содержание:

Глава I. Союз самодержавия и православия против просвещения.

Глава II. Духовное и политическое развращение народа в начальной школе.

Глава III. Проповедь религии и монархизма в средней школе.

Глава IV. Церковное влияние на внешкольное образование.

Глава V. Насаждение религиозной идеологии в высшей школе.

Глава VI. Духовная цензура и ее борьба против науки.

Глава I. Союз самодержавия и православия против просвещения

Церковь в союзе с самодержавием выступала в роли неистового гонителя просвещения народных масс, в роли рассадника невежества и самой темной идеологической реакции.

Царское правительство использовало просвещение для оправдания крепостнических порядков и эксплуатации. Оно стремилось помешать распространению грамотности, воспитать народ в духе преданности самодержавию и религии, в духе подчинения помещикам — крепостникам, старалось увести народ от революционной борьбы.

Напуганное подъемом освободительного движения, особенно после Отечественной войны 1812 года, самодержавие сделало решительный поворот в сторону реакции. Религию старались сделать главной, даже единственной духовной пищей народа. Религиозная идеология распространялась через церковные проповеди, специальную литературу и особенно через школы.

Хоть без книжного учения
И псалтырь одну читал,
А директор просвещения
И с звездою генерал 4 .

Поддержкой правительства пользовалось только реакционно-монархическое и клерикальное направление. Школа рассматривалась как место подготовки покорных слуг самодержавия и крепостничества, науку стремились подчинить религии. Министров и попечителей подбирали из числа наиболее реакционных сановников, профессоров и генералов.

Во главе министерства просвещения был поставлен граф С. С. Уваров — творец казенной славянофильской идеологии с ее тремя китами — православием, самодержавием и народностью. Во времена Уварова возросла роль священника как второго жандарма в деревне. Правительство использовало духовенство, чтобы задержать просвещение народа.

Деятельность Ширинского-Шихматова и его предшественника тяжело отразилась на состоянии народного образования. Сеть учебных заведений была крайне мала. Открытые кое-где приходские школы, по словам H. И. Пирогова, давали лишь механическую грамотность. Но и эта грамотность была ничтожна: в середине XIX в. в России один грамотный приходился на 135 человек, между тем как в Австрии в это время один грамотный приходился на 14 человек, во Франции — на 11, а в Англии — на 9 человек.

Следуя этому принципу, правительство основывало монастыри, строило церкви и тормозило развитие школьной сети. В 1840 г. в России насчитывалось 547 православных монастырей, к концу царствования Александра II их стало 774, а в 1914 г. — 1024.

В 1840 г. в России было 43 тыс. церквей и часовен, в 1890 г., благодаря поддержке правительства, их стало 64 тыс., в 1914 г. — около 80 тыс. Правительство не жалело средств на открытие новых монастырей и церквей, на содержание огромной армии монахов, священников и причетников, но на народное образование денег не отпускало.

Духовенство с радостью встретило весть о назначении Делянова, видя в нем своего союзника в усилении влияний церкви на народное образование.

Члены синода, преимущественно из высших духовных чинов, приглашались на определенный срок, контроль за их деятельностью, а также направление всей деятельности духовного ведомства был целиком в руках обер-прокурора.

Поэт Александр Блок так охарактеризовал мрачную роль Победоносцева в подавлении всего передового и светлого в русской жизни:

В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простер совиные крыла,
И не было ни дня, ни ночи,
А только — тень огромных крыл.

Послушать толки городские
Покойник был шпион, чиновник, генерал.
На службе и теперь (не помню как) он мало потерял.
По старшинству произведен в святые,
Хотя немножко провонял 31 .

Православное духовенство было изолировано от других сословий, профессия священника передавалась из поколения в поколение. Духовенство воспитывалось в специальных закрытых учебных заведениях — церковных училищах и семинариях, подчиненных синоду и местным архиереям. В 54 семинариях одновременно готовилось до 20 тыс. человек.

В затхлую семинарскую атмосферу проникал иногда свежий ветер. Так было, например, в период массовых студенческих волнений начала 900-х годов, когда многие семинаристы прекращали занятия и объявляли забастовки. Они требовали облегчения полицейского режима, усиления в программах светских наук — естествоведения, физики, математики, сокращения программы по богословской схоластике.

Высшее духовенство сурово расправлялось с теми, кто говорил о недостатках духовенства. Книги, разоблачавшие порочность, продажность и отсутствие культуры у духовенства, подвергались уничтожению.

В рядах самих церковников был раскол, шла борьба между епископами и приходским духовенством. Приходское духовенство, тяготясь неограниченной епископской властью, требовало ограничения епископского произвола и уменьшения епископских доходов.

Читайте также: