Усадьба мураново история кратко

Обновлено: 02.07.2024

В прошлой статье я начинала говорить о том, что поэт Евгений Баратынский был зятем колдуна . Об этом не рассказывают в усадьбе Мураново на экскурсиях, но это общеизвестно, поскольку сохранились многочисленные записки, воспоминания жены Баратынского и книги самого Льва Энгельгардта (отца жены), где он рисует всякие магические круги, звезды и прочие составляющие жизни волшебника из русской глубинки.

Усадьба Мураново - это настоящий вампирский замок. Правда, "вампирскую" составляющую в музее предпочитают скрывать

Усадьба Мураново - это настоящий вампирский замок. Правда, "вампирскую" составляющую в музее предпочитают скрывать

Да и название "Мураново" некоторым напоминает о богине смерти "Моране". Подробнее о том, насколько релевантна эта версия, я уже писала.

Понятно, что об увлечении своего свата знал и сам поэт Баратынский. И это его не остановило. Жену свою он нежно любил. Настасья Львовна не была красавицей, но поэт говорил ей:

Странная смерть Баратынского и вампирская тема

Когда поэт женился, Мураново попало к нему в руки как часть приданого жены. Баратынский взялся строить дом своей мечты. Причем, все этапы строительства взял под личный жесткий контроль. Он собственноручно выполнил проект, проработал до мелочей каждую из восемнадцати комнат.

Знаете, чем более всего пекся Баратынский? Он делал так, чтобы в доме царил вечный полумрак. Поэт не переносил солнечных лучей и мог работать только в сумерках. Любопытна в этом отношении комната детей. Казалось бы, детям нужен свет и все такое, но на стенах учебной комнаты (в обиходе "тужиловки") вы окон не найдете. По официальной версии, это делалось для того, чтобы подрастающее поколение не считало ворон во время учебы.

Я тоже подумала, что это малость вампирско.

Дальше больше. Если взять любую мелочь в доме, то выяснится, что она несет немного демонический смысл. К примеру, гордость Мураново - это изразцы на печке.

Поэт собственноручно придумал узор на изразцы и везде нарисовал василек. Казалось бы, ну и что такого. Но в этом васильке было немало заигрывания с нечистой силой. Василек - магический цветок, помогающий наладить безопасное общение с потусторонними силами. А уж то, что этим васильком поэт решил облицевать печь - тоже красноречиво. Печь издревле считалась переходом между мирами.

Судя по всему, вся эта паранормальщина Евгения Абрамовича тоже сильно заботила. И следы этого можно найти даже в его стихах. Баратынский считался королем элегий, а для жанра элегии характерны мотивы смерти, одиночества и прогулок по кладбищу. В одном из стихотворений поэт даже описал встречу с умершим отцом, которого он потерял в раннем детстве.

А знаете ли вы, как называется последняя поэтическая книга, которую написал здесь Евгений Баратынский?

Правильный ответ - "Сумерки" . Также, как всем известный вампирский роман современной писательницы Стефани Майер.

Причем, выбор названия был вообще странным, поскольку во времена Баратынского имена сборникам стихотворений не давали. Поэтические сборники называли коротко и просто "Стихотворения". Баратынский своими "Сумерками" совершил ноу-хау. (Видать, попутешествовал во времени, у нас подглядел. Им, вампирам, положено путешествовать ;)

Впрочем, как я уже говорила, несмотря на все старания, место его не приняло. В доме он успел прожить меньше года. Заболела его жена Настасья Львовна. Семья уехала на лечение в Неаполь. Там при свете дня бледной супруге совсем поплохело, она упала в обморок. Вызванный доктор не придумал ничего лучше, как пустить ей кровь. При виде крови неожиданно в ту же секунду скончался Баратынский. У него случился мгновенный инсульт. "Переволновался", - заключили доктора.

Поэту было всего сорок четыре года.

Проклятье усадьбы Мураново

Как не вспомнить наказ старого Энгельгардта. Старик велел, чтобы Мураново владел не мужчина, а только женщина.

Мураново - самая феминистическая усадьба, - говорят в музее, - всегда ее хозяйками были только женщины. Причем, так продолжается и по сей день.

Возможно, старик считал, что место, названное в честь богини Мораны (как он полагал), требовало к себе женщину-повелительницу. А может, немного двинулся после того, как единственный сын и наследник в пятнадцатилетнем возрасте заболел чем-то вроде эпилепсии и впал в безумие. (Конечно, после встречи с нечистой силой, а вы как думали).

После внезапной смерти Баратынского стало понятно, что лучше не шутковать. Усадьба мужчин не любит.

Супруга Баратынского, которой в доме все напоминало о муже, продала имение своей же сестре. Та завещала имение своей дочери. А уже та - своей дочери Ольга, а Ольга быстро-быстро сбагрила Мураново государству, едва только пришла Советская власть. В музее умиляются, мол, как разумно поступила. Другие-то владельцы жадничали и ничего отдавать не хотели, поэтому их усадьбы разграбили и сожгли. А здесь - передала домик - и хорошо, все спасла.

Думается мне, что такой поступок Ольги был продиктован не здравым смыслом, а страхом перед всякой нечистью. На момент прихода Советской власти Ольга была немолода. Она понимала, что после ее смерти сын Николай унаследует проклятый старый мужененавистнический дом.

С передачей усадьбы России, требование колдуна было выполнено. Россия - дама. Софья Власьевна - тоже.

ЧТО ТВОРИТСЯ В УСАДЬБЕ СЕЙЧАС

В общем, все правильно сделала. Дом стал музеем, а сын Николай прожил здесь долгие годы, ни в чем себе не отказывая. Практически, как вдова Окуджавы в музее Окуджавы.

И до сих пор дом выглядит так, как будто не музей вовсе, а жилой особняк, чудом сохранившийся с заповедных времен. Нет ни одной этикетки, ни одной надписи на стенах. В нем сохранился даже запах прежних владельцев. Порой он усиливается, и от этого становится жутковато. (Экскурсоводы говорят о призраке женщины, которая появляется в доме, читайте об этом в предыдущем материале).

Нагоняют жути и сумрак и старинные часы, которые "еще идут" и тикают с Баратынских времен.

Впрочем, жутких экспонатов в комнатах - пруд пруди.

Приглядитесь к портрету Гоголя в одной из комнат. Он писан с мертвого писателя, но так, чтобы он выглядел, как живой, то есть, сидя и с полузакрытыми глазами.

А вот, например, интересные колечки и закладочки для книг. Они сделаны из волос мертвой жены Федора Тютчева.

Ну и бюстики Баратынского, которые встречаются в разных комнатах далеко не безобидны. Выглядит бюстик очень мило и даже по-доброму улыбается, но надо понимать, что это улыбка мертвеца.

Когда тело Баратынского привезли в усадьбу из Неаполя, выяснилось, что у поэта нет ни одного скульптурного изображения. Да и вообще с изображениями проблема. Их очень мало. Поэтому решили, пока суть да дело выполнить скульптурный лик поэта по посмертной маске.

Не могу не вспомнить в этой связи о знаменитой особенности вампиров : у них тоже проблемы с изображением. Их нельзя сфотографировать и трудно запечатлеть в скульптуре или живописи.

Не то чтобы я в это верю, но совпадения интересные.

Замечание из моих личных наблюдений: в усадьбе Мураново мужчинам часто становится плохо. Трижды я была здесь с группой поэтов. Помню, как экскурсовод, глядя на 15-летнего мальчика, сына поэтессы Татьяны Полетаевой, сказала:

Сразу после этой фразы мальчик действительно зашатался и его пришлось отпаивать водой.

На вопрос, как экскурсовод это заметила, последовал ответ:

Во время моего визита во второй и в третий раз, из здания выходили здоровые мужчины, которым неожиданно становилось дурно. Они не могли дослушать экскурсию до конца.

Странная история с шаровой молнией

Ну и фишка напоследок. Стихотворение "Люблю грозу в начале мая" здесь не любят и просят не цитировать. Потому что в 2006 году в усадьбу неожиданно залетела молния. Причем, не обычная, а шаровая, что само по себе редкость.

От попадания молнии сгорела "тужиловка", детская комната.

И в этом месте думаешь, а может быть, Баратынский что-то знал, когда ограничил количество окон в доме?

Да, забыла сказать, что количество окон он ограничил, а те окна, которые имелись, жена собственноручно украсила своей вышивкой. Помещаю здесь узор вышивки, может, кто знает, что он означал.

Вот кусочек вышивки.

А вот образец окна с этой вышивкой.

Кстати, попадание молнии случилось в юбилейный год празднования 240-летия со дня рождения и 170-летия со дня смерти Льва Энгельгардта. Того самого деда-колдуна.

Поговаривали, что молния охотилась на знаменитую библиотеку Энгельгардта, которой так гордилось Мураново. У библиотеки есть слава чернокнижной, поскольку среди кучи томов имеются фолианты по оккультизму и черной магии. Энгельгардт очень дорожил библиотекой и передал ее своей дочери.

Усадьба поспешила объявить об уничтожении ценных фолиантов, однако выяснилось, что молния опоздала. Буквально за несколько дней до страшного пожара все книги были вывезены в Клин, где они до сих пор и пребывают.

Я не призываю вас верить в мистические вампирские истории, но, на мой взгляд, все это интересно. А учитывая, что в Европе на историях о вампирах и замках с привидениями делаются целые состояния, то, я считаю, и экскурсоводам Мураново нечего скрывать, а можно все это даже и рассказывать.

А вы что думаете по этому поводу?

На своем канале я пишу о самом интересном в литературе.

В связи с историей о вампирском Мураново вас могут заинтересовать такие тексты:

Первая часть материала про Мураново , где я ввожу в курс дела и рассказываю о чудачествах старика Энгельгардта

История о возникновении дьявола и его преображения в литературе и искусстве. (Ну да, от плохого к хорошему).

Судьба книги "Дракула" в России (Александр Блок читал и стучал зубами от страха. А потом "Дракула" вдохновил кое-кого на дополнения к коммунистическим идеям).

Текст написан по материалам "Комсомольской правды" , там можно почитать кое-какие подробности.

Путешествие в Мураново состоялось, благодаря порталу для путешественников " Путь-дорога ". Там можно составить удобные маршруты для передвижений по Подмосковью, а заодно - почитать официальную версию событий в Мураново. Убедитесь, что я ничего не приврала. Все зависит от интерпретации.


Неизвестный художник. Портрет Екатерины Петровны Энгельгардт. 1810-е гг. Холст, масло

В 1816 году эта небольшая подмосковная усадьба была приобретена Екатериной Петровной Энгельгардт (177? – 1821), женой отставного генерал-майора Льва Николаевича Энгельгардта (1766 – 1836). Участник многих военных походов под знамёнами П.А. Румянцева-Задунайского и А.В. Суворова-Рымникского, он стал известен как автор воспоминаний об этих сражениях, о времени Екатерины II, Павла I и Александра I.

Барду К.И. Портрет семьи Энгельгардт. 1816 г. Холст, пастель

Неизвестный художник. Портрет Льва Николаевича Энгельгардт. 1810-е гг. Холст, масло

В 1826 г. поэт Евгений Абрамович Боратынский (1800-1844) женился на старшей дочери Энгельгардтов Анастасии Львовне (1804-1860), а в 1837 г. его ближайший друг – литератор Николай Васильевич Путята (1802-1877) – стал мужем Софьи Львовны (1811-1883), младшей дочери Энгельгардтов.

Вивьен Ж. Портрет Евгения Абрамовича Боратынского. 1826 г. Бумага, итальянский карандаш

Неизвестный фотограф портрет Настасьи Львовны Боратынской. Подкрашенная фотография

Неизвестный художник. Портрет Николая Васильевича Путяты. Картон, акварель, лак
Неизвестный художник. Портрет Софьи Львовны Путяты. Бумага, итальянский карандаш, соус, кисть

Я помню ясный, чистый пруд;
Под сению берез ветвистых,
Средь мирных вод его три острова цветут;
Светлея нивами меж рощ своих волнистых,
За ним встаёт гора, пред ним в кустах шумит
И брызжет мельница. Деревня, луг широкий,
А там счастливый дом… Туда душа летит,
Там не хладел бы я и в старости глубокой!

В 1843 году Е.А. Боратынский отправился с женой и старшими детьми в заграничное путешествие, из которого ему не суждено было вернуться. Поэт скоропостижно умер в Италии в 1844 г. от разрыва сердца.

В 1850 г. имение по разделу имущества между сёстрами А.Л. Боратынской и С.Л. Путятой отошло во владение к последней.

В 1869 году единственная дочь Путят Ольга Николаевна (1840-1920) вышла замуж за Ивана Фёдоровича Тютчева (1846 - 1909), младшего сына поэта. С этой семьёй завершился усадебный период существования Муранова. Именно Ивану Фёдоровичу и его детям мы обязаны тем, что в Муранове было сосредоточено и бережно хранилось наследие Ф.И. Тютчева и других славных обитателей усадьбы. С 1874 г. сюда перевозились автографы, книги, портреты, личные вещи поэта и членов его семьи из Петербурга, Москвы и обветшавшего к концу XIX века Овстуга, родового имения Тютчевых в Орловской губернии. Своего рода домашним музеем Мураново стало ещё при жизни в усадьбе её последних владельцев.

Петерсон О.А. Вид Овстуга. Дорога на мельницу. 1861 г. Бумага, акварель

В 1879 году И.Ф. Тютчев построил в Муранове для своей овдовевшей матери Эрнестины Фёдоровны флигель, куда она приезжала в летнее время. Здесь она готовила к печати посмертное собрание сочинений мужа, изданное в 1886 году. В Муранове неоднократно бывал Иван Сергеевич Аксаков (1823-1886), женатый на старшей дочери поэта Анне Фёдоровне (1829-1889). Он стал первым биографом Ф.И. Тютчева. После кончины И.С. Аксакова его вдова передала брату И.Ф. Тютчеву часть рукописей, книг и портретов мужа, а также обстановку его московского кабинета. В Муранове оказалось и наследие Николая Васильевича Сушкова (1796-1871), который был женат на Дарье Ивановне Тютчевой, сестре поэта. В Москве, в доме Сушковых, жила Екатерина Фёдоровна Тютчева, младшая дочь поэта. Её сестра Дарья Фёдоровна Тютчева вместе с И.Ф. Тютчевым в 1900 году издала второе, дополненное, собрание сочинений отца. После смерти обеих сестёр в Мураново было доставлено множество портретов, документов, книг и вещей из принадлежавшей им усадьбы Варварино Владимирской губернии. Так семья И.Ф. и О.Н. Тютчевых оказалась хранительницей значительного наследия поэтов Ф.И. Тютчева и Е.А. Боратынского, а также лиц их родственного окружения. В настоящее время он являет собой редкий пример неразорённого родового гнезда, в котором семейные культурные традиции не прерывались и в музейный период.

Молчанов В.С. Портрет Николая Ивановича Тютчева и Кирилла Васильевича Пигарёва. 1948 г. Фотография.

Мураново. Главный усадебный дом. Современная фотография

К материалам музея постоянно обращаются известные литературоведы Г.И. Чулков, С.Н. Дурылин, Д. Благой и многие другие видные учёные того времени; несколько позже к ним присоединяются и зарубежные исследователи. Так Мурановский музей становится источниковедческой базой для изучения жизни и творчества Тютчева и Боратынского. После смерти Н.И. Тютчева (1949 г.) директором музея стал К.В. Пигарёв, остававшийся на этом посту до 1980 г. Доктор филологических наук, он был известен как ведущий исследователь жизни и творчества Ф.И. Тютчева. Николай Иванович Тютчев пополнил мурановские собрания предметами из своей московской коллекции фарфора, стекла и других замечательных произведений искусства, которые безвозмездно были переданы им в музей. Немало ценнейших семейных реликвий было передано в дар музею и К.В. Пигарёвым.

Недалеко от подмосковного Софрино в Пушкинском районе находится усадьба Мураново, построенная в первой половине XIX века.

Двухэтажный деревянный дом с пристройкой и башней возведен по чертежам Е.А. Боратынского в 1841 году. В 1920 году в Мураново был открыт литературно-мемориальный музей Ф.И. Тютчева, созданный сыном поэта.

История усадьбы

Исследователи отмечают, что описание пейзажа в этом стихотворении очень точно передает виды Муранова. При Боратынском был построен новый двухэтажный деревянный дом, обложенный снаружи кирпичом. Перед окнами дома был разбит цветник, вниз от которого шел луг, воспетый поэтом.

После смерти Е.А. Боратынского новым владельцем стал Н.В. Путята, при нем в усадьбе бывали многие видные деятели того времени, в том числе Н.В. Гоголь. Завершается история владения усадьбой фамилией Тютчев, младший сын поэта был женат на Ольге Путята (Тютчевой), которая и стала последней собственницей Муранова.

Во второй половине XIX века усадьба Мураново достигла своего расцвета. На территории располагались персиковая и цветочная оранжереи, ананасовая теплица, в саду росли жасмин и сирень. В 1880 году была посажена липовая аллея. К 1907 году полностью сформировался усадебный комплекс с парковой территорией. И сейчас в парке сохранились несколько деревьев, посаженных при Е.А. Боратынском, например, лиственница европейская у северного фасада главного дома.

Музей в усадьбе

Федор Иванович Тютчев часто и подолгу гостил в усадьбе. После его смерти Иван Федорович Тютчев, сын поэта, собрал рукописи отца, личные вещи и перевез их в Мураново. Также была перевезена обстановка спальни и кабинета из Петербурга, книги, портреты, предметы интерьера из Москвы и обветшавшего к концу XIX века Овстуга, родового имения Тютчевых в Орловской губернии. Эти предметы и послужили основой для открытия музея в 1920 году, когда Мураново перешло во владение государству.

С момента основания музея его директором был внук поэта.

Сегодня усадьба Мураново представляет собой музейный комплекс, который объединяет несколько построек: главный усадебный дом, флигель и кухню, гладилку, кучерскую, ледник, домовую церковь Спаса Нерукотворного. В доме сохранена атмосфера усадебной жизни XIX века, здесь собраны мемориальные предметы, принадлежавшие семье Е.А. Боратынского и Ф.И. Тютчева. Собрание музея насчитывает более 28000 экспонатов, среди которых коллекция мебели, изобразительные материалы и значительная библиотека, насчитывающая свыше 9000 книг.

В 1850 г. имение по разделу имущества между сестрами А.Л.Боратынской и С.Л.Путятой отошло во владение к последней.

Мураново – редкий пример неразоренного родового гнезда, где семейные культурные традиции не прерывались даже в музейный период.

Парковый ансамбль

В семейной переписке Путят и Тютчевых парком называлась лесистая часть за изгородью, пересеченная оврагами, поросшая орешником и папоротниками. Прилегавшая к дому территория с плодовыми деревьями и кустарниками именовалась садом. Ряды яблонь перемежались крыжовником, севернее росли малина, черная смородина; клубничные плантации располагались ближе к церкви.
При Боратынском на усадьбе существовали две фруктовые оранжереи и ананасовая теплица, а также оранжерея цветочная. В парке сохранилось несколько деревьев, относящихся ко времени Боратынского, в возрасте до 160 лет. Совсем недавно украшением парка служила раскидистая вековая береза у дорожки, ведущей к флигелю.
Еще во времена Энгельгардтов в Муранове была персиковая оранжерея, перестроенная потом в 1869 г. (до наших дней она не сохранилась.) В персиковую оранжерею можно было пройти по розовой аллее, начинавшейся у северного фасада усадебного дома и продолжавшейся аллеей из плакучих берез. Северный и южный партеры дома украшали прекрасные цветники. На южном балконе, где раньше был зимний сад, стояли кадки с растениями и цветами. Усадебный дом утопал в цветущих кустарниках сирени, жимолости и жасмина.

Усадьба Мураново


Всего 79 фото

Коллекция музея этой камерной уютной усадьбы интересна и насыщенна. В первой части мы осмотрим усадьбу Мураново, её строения, прогуляемся по усадебному парку, увидим Домовую Церковь Спаса Нерукотворного. А уже во второй части посетим дом-музей.

В прошлом Мураново было как уже упоминалось среднепоместной усадьбой, включавшей главный дом, церковь, жилые и хозяйственные постройки, сад и парк. Усадьба органично вписывалась в природный ландшафт, составляя с ним единый архитектурно-пейзажный ансамбль. С 1816 по 1918 гг. Мурановым владели, последовательно сменяя друг друга, четыре семейства, связанные родственными узами, – Энгельгардты, Боратынские, Путяты и Тютчевы. Каждое из них было причастно к литературной жизни России.

Усадьба Мураново

Рисунков и планов Муранова той поры не сохранилось. Известно что дом Энгельгардта отличался крайней простотой. Недалеко в саду была персиковая оранжерея. С северной стороны сад был огражден стеной елей, защищавших его от холодных ветров. К нему примыкала или же стояла рядом с ним домовая церковь Казанской Богоматери. Судя по расположению оврагов в Муранове, здесь некогда была система искусственных прудов, соединявшая большой пруд с парком.
02.

Кстати, на площадке перед их домом стояли две пушки. В дни рождения и именин членов императорской фамилии из них производились салюты. Эти старые пушки Энгельгардт завещал родственнику своей жены, поэту, партизану Отечественной войны 1812 года Денису Васильевичу Давыдову. Женатый на племяннице Екатерины Петровны - Софье Николаевне Чирковой, Давыдов неоднократно посещал Мураново. У Давыдова было в Московской губернии имение Мышецкое, где он жил в 1830–х годах, после выхода в отставку (сохранились остатки парка с прудом, усадебные постройки утрачены вскоре после 1917 года).

Усадьба Мураново

Достопримечательностью усадьбы сегодня является главный дом, построенный в 1842 году Е.А. Боратынским. В нем постепенно сложился комплекс литературных и бытовых меморий гениальных русских поэтов Е.А.Боратынского и Ф.И.Тютчева. Здесь же были сосредоточены материалы И.С.Аксакова (поэта, публициста, издателя и первого биографа Тютчева), Н.В. Путяты (литератора и друга Е.А.Боратынского), Н.В.Сушкова (литератора, хозяина литературного салона в Москве) и Л.Н.Энгельгардта (автора исторических мемуаров).
03.

Усадьба Мураново

В 1816 году эта небольшая подмосковная усадьба была приобретена Екатериной Петровной Энгельгардт (177?–1821), женой отставного генерал-майора Льва Николаевича Энгельгардта (1766–1836). Участник многих военных походов под знамёнами П.А. Румянцева-Задунайского и А.В. Суворова-Рымникского, он стал известен как автор воспоминаний об этих сражениях, о времени Екатерины II, Павла I и Александра I.
04.

Евгений Абрамович Боратынский. 1826 год.

В 1826 г. поэт Евгений Абрамович Боратынский (1800-1844) женился на старшей дочери Энгельгардтов Анастасии Львовне (1804-1860), а в 1837 г. его ближайший друг – литератор Николай Васильевич Путята (1802-1877) – стал мужем Софьи Львовны (1811-1883), младшей дочери Энгельгардтов.
05.

Впервые Боратынский посетил Мураново в 1826 г. Начиная с 1828 г. он почти ежегодно жил здесь с семьёй в летнее время. В стихотворении "Есть милая страна, есть угол на земле…" (начало 1830-х гг.) он с душевной теплотой и документальной точностью запечатлел характерный мурановский пейзаж:

Читайте также: