Правоприменение в россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Правоприменение — это форма реализации права, имеющая место в случаях, когда сами субъекты не могут реализовать свои права самостоятельно. Такие случаи как:

  • возникновение спора о праве;
  • установление фактов, имеющих юридическое значение;
  • осуществление государственного надзора за отдельными видами общественных отношений;
  • привлечение к юридической ответственности;
  • другие случаи, когда правоотношение не может сложиться без участия государственных органов.

Признаки правоприменения

  • является государственной властной деятельностью, а также деятельностью негосударственных органов, наделенных правоприменительной функцией в силу закона.
  • осуществляется в рамках конкретных правоотношений;
  • осуществляется в установленных государством процессуальных формах;
  • сопровождается вынесением индивидуального персонифицированного и казуистичного правоприменительного акта.

Стадии правоприменительного процесса

  • установление фактической основы дела — исследование всех существенных юридических фактов;
  • установление юридической основы дела — выбор соответствующей нормы права и установление её подлинности (действительности);
  • принятие решения по делу;
  • оформление правоприменительного акта, в том числе в устной форме.

Литература

  • А. М. Лушников Теория государства и права М., 2009

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Правоприменение" в других словарях:

правоприменение — сущ., кол во синонимов: 1 • применение (10) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Правоприменение — (англ. application) в теории права деятельность гос ных органов, обеспечивающая реализацию норм права, содержащихся в законах и др. нормативных правовых актах путем издания … Энциклопедия права

Правоприменение — активно властная форма реализации права, осуществляемая уполномоченными на то субъектами, в основном органами государства, должностными лицами. Суть правоприменения состоит в наделении одних субъектов правами, возложении на других юридических… … Теория государства и права в схемах и определениях

правоприменение — правопримен ение, я … Русский орфографический словарь

Правоприменение — (англ. application) в теории права деятельность гос ных органов, обеспечивающая реализацию норм права, содержащихся в законах и др. нормативных правовых актах путем издания актов применения права … Большой юридический словарь

Правоприменение — применение судебными и другими правоохранительными органами правовых установлений и норм к конкретным действиям конкретных лиц в конкретных обстоятельствах … Социологический словарь Socium

Юрисдикционное правоприменение — рассмотрение компетентными органами и лицами юридических дел о правонарушениях и спорах о праве … Элементарные начала общей теории права

Применение права — властно организующая деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных случаях реализацию юридических норм гражданами и их объединениями. Особенности применения права проявляются в следующем: Применение права это… … Элементарные начала общей теории права

Правовая система — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Канадская береговая охрана — Canadian Coast Guard Garde côtière canadienne Общая информация Дата создания 26 января 1962 Руководство деятельностью осуществляет Правительство Канады Штаб квартира Оттава (Онтарио) Число сотрудников 4554 чел. Годовой бюджет 285 млн CAD… … Википедия


Сужение пространства свободы слова — одна из наших самых острых общественно-политических проблем, это известно всем. Мы хотим начать дискуссию на тему цензуры, ее границ, мотивов и юридических оснований, предоставив слово носителям разных точек зрения, с которыми мы не обязательно будем согласны. Мы хотим, чтобы эта дискуссия коснулась антиэкстремистского законодательства, в том числе печально известной 282, а также и других аспектов цензуры, которые реже становятся предметом обсуждения в среде националистов — например, деятельности Роскомнадзора или авторскому праву.

Идейной основой антиэкстремистского законодательства часто называют статью 4 Конвенции ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации и статью 20 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым пропаганда расовой, национальной и религиозной ненависти должна быть запрещена. Тем не менее, в России основной статьей антиэкстремистского законодательства выступает ст. 282, которая по своей сути коренится в советском уголовном кодексе, где воспроизводилась практически дословно нынешнему изложению в статье 74 Уголовного Кодекса РСФСР от 1960 года.

В большей части ст 282 УК РФ в правоприменительной практике действует избирательно по национальному, этническому либо религиозному признаку, направленную на борьбу с патриотическими организациями, печатными и электронными СМИ, общественными политическими активистами, независимыми журналистами и учеными .

Кроме того, данная статья противоречит принципу свободы слова и создает в России особую группу политических заключенных, осужденных за политические взгляды, либо за позицию, несовместимую или неудобную для официальной власти и чиновников, что несовместимо с демократическими ценностями.

Многократные обращения общественности, юристов и правозащитников к депутатам Госдумы, а также к представителям президента РФ по правам человека остались без ответа. Также направлялись просьбы к Верховному комиссару по правам человека ООН, Старшему Советнику ООН по правам человека при системе ООН в России, Уполномоченному по правам человека в РФ официально выразить свою позицию о нарушении российскими властями Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятых под эгидой ООН в 1966 году, участником которых является Российская Федерация

Юридические несоответствия в данной статье и размытые формулировки можно характеризовать не иначе как правовой нигилизм, то есть отрицание права, как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов либо их искажении в интересах отдельных лиц, что может приводить к противоправным действиям, хаосу и, в целом, тормозить развитие правовой системы. То есть нарушают один из основополагающих принципов любой правовой системы — единообразие правоприменительной практики — в одних случаях конкретное деяние воспринимается как преступление, в других — нет (нарушение ст.ст. 4 и 11 УК РФ).

В трактовке закона сказано, что 282-я — это преступление, совершаемое с прямым умыслом, то есть, согласно ст. 25 УК РФ, лицо осознавало общественную опасность своих действий, предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

По факту же доказать, имел ли конкретный человек умысел на то или иное деяние (фактически не реализованное), фактически не возможно. В подобных случаях следствие и суд устанавливают фактический умысел преступника исходя из конкретных предпринятых им действий. Публикации, заявления, интервью, проведение общественного мероприятия либо из иных действий.

Вину Хотулева в Советском райсуде Казани доказывал гособвинитель, старший помощник прокурора Советского района Андрей Балеев, а судил судья Олег Цветков. С точки зрения прокуратуры, “действуя умышленно, Хотулев высказался в пользу национальной ненависти, вражды между русскими и татарами”, – заявил гособвинитель Балеев, сославшись на заключения четырех экспертиз, проведенных преподавателями местных вузов Татарстана по поручению предварительного следствия.

При этом суд не принял в расчет, что ни одна из этих экспертиз не была комплексной психолого-лингвистической (что необходимо для определения наличия умысла и того, могли ли инкриминируемые высказывания в принципе возбудить национальную вражду).
На всех стадиях следствия и суда адвокат Хотулева Александр Шишляев обращался с ходатайствами назначить такую экспертизу, но получал отказы. В этой связи защита была вынуждена самостоятельно заказать экспертное исследование в Пензенской лаборатории судебной экспертизы.

Общий вывод, к которому пришли судебные эксперты из соседнего с Татарстаном региона – ни одно из интернет-высказываний Павла Хотулева “не направлено на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе”.
“Хотулев не имел умысла на возбуждение вражды, он лишь хотел, чтобы русскоязычные дети Татарстана изучали в школе русский язык в тех же объемах, что и в других регионах”, – подытожил адвокат Шишляев и попросил оправдать его подзащитного. Сам Павел Хотулев в последнем слове высказал уверенность, что расследовавшие его уголовное дело имели “замысел, не имеющий никакого отношения к выяснению истины… целью было привлечь меня к уголовной ответственности за критику власти”.

В делах по обвинению по статье 282 УК РФ ключевым доказательством является заключение эксперта, либо специалиста, но эти экспертные заключения сами по себе являются большим недостатком.

Отдельно стоит выделить экспертизы, приводящиеся по данным уголовным делам, как центральные доказательства по делу. Это объясняется тем, что, в силу специфики объекта исследования, проводимые по такой категории дел экспертизы, зачастую, содержат значительное количество нарушений действующего законодательства.

В деле Сулейманова это лингвистическое заключение, сделанное экспертом следственного комитета Элеонорой Кокушкиной, человека , получившего заочное филологическое образование.

Эксперту, прошедшему в установленном порядке аттестацию и аккредитацию, присваивается статус эксперта определенной категории (ранга). В нашем случае в экспертизе данные о аттестации и аккредитации конкретного сотрудника Нургатиной Ольги Николаевны специализированными экспертными советами (комиссиями), созданными при органах и организациях, уполномоченных на организацию проведения обязательной научной и научно-технической экспертизы, отсутствуют . В качестве экспертов привлекают лиц, которые, несмотря на научные звания и должности, специальную экспертную подготовку не проходили.

Как видно, лица, претендующее на право проведения экспертиз, не имеют (по крайней мере, это не указано в заключении, что так же является нарушением) специальной подготовки. Отсутствие у эксперта необходимой подготовки — достаточное основание для отвода эксперту и заявления ходатайства перед судом об изъятии экспертизы из числа доказательств по делу.

Согласно тексту экспертизы, Нургатина Ольга Николаевна является кандидатом педагогических наук а не психологических . Таким образом среди авторов психолого-лингвистической экспертизы вообще отсутствуют эксперты, подготовленные именно для проведения экспертиз с целью выявления в текстах призывов к межнациональной вражде.

После решения суда и вступления его в законную силу, а нередко и до решения суда, еще на стадии следствия, граждане, осужденные по антиэкстремисткому законодательству, попадают в перечень Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Как таковой Закон об экстремизме в Российской Федерации может способствовать наложению несоразмерных ограничений на основные права и свободы, которые гарантируются Европейской конвенцией о защите прав человека (в особенности Статьями 6, 9, 10 и 11), и нарушению принципов законности, необходимости и соразмерности.

Правоприменение в РФ


Подготовлен доклад о результатах мониторинга правоприменения в РФ за 2017 год

Доклад включает результаты мониторинга выполнения решений
Конституционного Суда РФ, постановлений ЕСПЧ, а также результаты мониторинга правоприменения по отраслям законодательства РФ, в том числе в следующих сферах:
• противодействие коррупции;
• оказание гражданам бесплатной юридической помощи;
• безопасность функционирования организаций оборонно-промышленного, ядерного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов;
• лекарственное обеспечение населения РФ;
• обращение с отходами производства и потребления;
• государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
• деятельность негосударственных пенсионных фондов.
Изучение правоприменительной практики осуществлялось с использованием имеющейся в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ информации о применении нормативных правовых актов с учетом статистической информации, обращений граждан по вопросам, регулируемым нормативными правовыми актами в исследуемой сфере правоотношений, вступивших в силу судебных актов, разъяснений Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, а также сведений, поступивших от научных, общественных и образовательных организаций.
Федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ с учетом поступающих в процессе мониторинга правоприменения данных оперативно принимались меры, направленные на устранение недостатков, выявленных в законодательстве РФ и правоприменительной практике.
С учетом правоприменительной практики в докладе содержатся предложения о необходимости принятия нормативных правовых актов РФ, о мерах по повышению эффективности правоприменения и противодействия коррупции.


Научно-практический рецензируемый журнал

Включён в перечень рецензируемых научных изданий ВАК Минобрнауки России.

Журнал является двуязычным: статьи публикуются на русском языке в печатной версии журнала; на официальном сайте журнала также предоставляется доступ к англоязычным версиям статей.

К публикации в журнале результатов исследований приглашаются ученые-юристы из России и стран мира, исследующие проблемы правоприменения как в рамках общей теории права, так и отраслевых юридических наук, а также представители правоприменительной практики.

Журнал предназначен для ученых-правоведов, практикующих юристов, аспирантов, студентов, а также всех интересующихся данной проблематикой.

Правоприменение — это организационно-правовая форма государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Данная точка зрения является превалирующей в отечественной теории права. Однако существует противоположная точка зрения. Правоприменение - это осуществление правовых норм в правоотношениях и воздействие на обязанных лиц в этих отношениях, посредством юридически значимых действий граждан и общественных организаций

Признаки правоприменения:

· осуществляется в рамках конкретных правоотношений;

· осуществляется в установленных государством процессуальных формах;

· сопровождается вынесением индивидуального персонифицированного и казуистичного правоприменительного акта.

· является государственной властной деятельностью, а также деятельностью негосударственных органов, наделенных правоприменительной функцией в силу закона.

Стадии правоприменительного процесса

· установление фактической основы дела — исследование всех существенных юридических фактов;

· установление юридической основы дела — выбор соответствующей нормы права и установление её подлинности (действительности);

· принятие решения по делу;

· оформление правоприменительного акта, в том числе в устной форме

Субъект правоприменения - это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения.


Различают следующие типы правоприменения:
1.Судебный тип правоприменения (Субъект применения — суд. Он в каких-либо служебных или организационных отноше­ниях с адресатами решения не находится)

2.Управленческий тип правоприменения. (Субъект правопри­менения находится в служебном или организационном отно­шении с адресатами решения. Субъект правоприменения лич­но заинтересован в вынесении решения. Заинтересованность вытекает из его служебного положения, служебного долга)

3.Административныйтип правоприменения. ( Субъект право­применения не находится в служебных или организационных отношениях с адресатом решения. Адресатом решения может быть гражданин или организация)

Правоприменение — это организационно-правовая форма государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Данная точка зрения является превалирующей в отечественной теории права. Однако существует противоположная точка зрения. Правоприменение - это осуществление правовых норм в правоотношениях и воздействие на обязанных лиц в этих отношениях, посредством юридически значимых действий граждан и общественных организаций

Признаки правоприменения:

· осуществляется в рамках конкретных правоотношений;

· осуществляется в установленных государством процессуальных формах;

· сопровождается вынесением индивидуального персонифицированного и казуистичного правоприменительного акта.

· является государственной властной деятельностью, а также деятельностью негосударственных органов, наделенных правоприменительной функцией в силу закона.

Стадии правоприменительного процесса

· установление фактической основы дела — исследование всех существенных юридических фактов;

· установление юридической основы дела — выбор соответствующей нормы права и установление её подлинности (действительности);

· принятие решения по делу;

· оформление правоприменительного акта, в том числе в устной форме

Субъект правоприменения - это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения.


Различают следующие типы правоприменения:
1.Судебный тип правоприменения (Субъект применения — суд. Он в каких-либо служебных или организационных отноше­ниях с адресатами решения не находится)

2.Управленческий тип правоприменения. (Субъект правопри­менения находится в служебном или организационном отно­шении с адресатами решения. Субъект правоприменения лич­но заинтересован в вынесении решения. Заинтересованность вытекает из его служебного положения, служебного долга)

3.Административныйтип правоприменения. ( Субъект право­применения не находится в служебных или организационных отношениях с адресатом решения. Адресатом решения может быть гражданин или организация)

Читайте также: