Говорим подробно кратко риторика

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Говорим подробно,кратко

Цель: знакомим детей с тем, что в зависимости от ситуации мы можем говорить подробно или кратко;формируем установку на учет ситуации для определения степени подробности высказывания.

Ход урока

1.Актуализация знаний.

-Рассмотрим примеры ситуаций, когда нам надо говорить подробно или, наоборот, кратко.

2.Открытие новых знаний.

-Работа в учебнике.

-Нам надо находить ответы на вопросы в иллюстрации.

3.Развитие умений.

-Работа по учебнику

-Надо отвечать на вопросы:

-Что тебе нужно было сделать?

-Какие умения формировались при выполнении этого задания?

-Какой уровень был задания?

4.Итог урока

-Предположим что экскурсовод рассказывает о достопримечательностях приезжим в течение трех часов?

5 .Домашнее задание: Надо написать достопримечательности нашего города(поселка); памятные места нашего города(поселка)

Дом(квартира, комната) в котором я живу и т.д

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 343 человека из 66 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 302 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 20.11.2017 1270
  • DOCX 11.5 кбайт
  • 22 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Аушева Марям Магометовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-И еще одна ситуация: ваши родители ушли в гости, а вы остались с младшим братом или сестрой. Уже поздно, вам надо уложить брата спать, а он никак не спит! Что делать? (выбрать героев и разыграть ситуацию)

-Ч то вы использовали в этих случаях? ( пересказали содержание сказки кратко и подробно)

- Так, о чём же мы с вами сегодня будем говорить на уроке? (о пересказе)

Риторика 3 класс

Правила успешного пересказа. Пересказ.

1 Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, родители! Сегодня у нас необычный урок, необычный день! День открытых дверей! Сегодня мы пригласили ваших родителей в гости! Я думаю им понравится у нас в гостях! Итак, мы начинаем урок риторики!

2 Мотивация изучения темы. Беседа. Проблемная ситуация.

-Давайте разыграем ситуацию: вы пришли в библиотеку, хотите взять одну из этих книг, но забыли название и автора! Что делать? ( выбрать библиотекаря и разыграть ситуацию)

-И еще одна ситуация: ваши родители ушли в гости, а вы остались с младшим братом или сестрой. Уже поздно, вам надо уложить брата спать, а он никак не спит! Что делать? (выбрать героев и разыграть ситуацию)

-Ч то вы использовали в этих случаях? ( пересказали содержание сказки кратко и подробно)

- Так, о чём же мы с вами сегодня будем говорить на уроке? (о пересказе) слайд 1

- Какой бывает пересказ? (подробный и краткий) слайд 2

-Когда мы пользуемся в жизни пересказом? ( делимся мыслями, о прочитанном с друзьями, родителями, на уроках, в тех ситуациях, которые показали и т.д.)

- Значит, для нас очень важно уметь пересказывать! Это важно не только на уроках, но и в жизни.

Но, всегда ли у нас получаются хорошие пересказы? Умеем ли мы это делать?

-Какие же мы поставим цели сегодня на урок?

- Научиться правильно пересказывать текст, знать, что такое краткий и подробный пересказ, когда ими пользоваться.

3 Работа по учебнику

- О чём эта басня? Главная мысль? (не все, что хочется, можно получить) слайд 5

- В тексте есть непонятные слова, давайте посмотрим их по толковому словарику в конце учебника слайды 6,7,8

-Это исходный текст, и перед вами есть еще 3 текста, определите, какой текст – краткий пересказ, а какой подробный. (работа в парах) ( подробный пересказ – 3, краткий – 1, а 2 текст не является пересказом, т.к. в нем искажена основная мысль – виноград был зрелый и красный, а не зеленый (кисти рделись; кисти сочные), в басне не говорится, что Лиса решила пойти поискать другую еду. )

-Трудно ли пересказывать стихотворный текст? (да, даже басню)

-Сохраняет ли подробный пересказ выразительность авторского текста? (нет, не сохраняет)

-Подсчитайте сколько слов в кратком и в подробном пересказе слов, по вариантам, запишите.

- с.48, №46,47 Давайте попробуем на основе только что просмотренных текстов, составить правила успешного пересказа! ( письменно записать ответы на вопросы)

1Точно передать основную мысль и содержание текста.

2Не надо текст воспроизводить дословно.

3Нужно сохранять особенности языка писателя.

4Без изменений надо пересказывать определения и правила.

5При кратком пересказе надо исключать подробности, а сходные предметы и признаки называть общим словом.

Русский писатель А.И.Куприн очень любил лошадей. Слайд 9

-Прочитайте текст о давнем помощнике и друге человека – лошади.(вслух читают 3 -5 человек) слайды 10,11,12

-Что самое главное сказано о лошади? (нет ей равного на земле животного)

-Какие слова выделены в тексте? (ключевые) слайд № 13

-Прочитайте предложения с выделенными ключевыми словами. Что у вас получилось? (краткий пересказ)

-А теперь добавьте предложений, чтобы получился подробный пересказ. Замените перечисления общим словом.

- Как можно озаглавить наш пересказ? (Удивительное животное – лошадь) слайд 14

(включить музыку, затем убавить звук, выслушать 2 рассказа)

-Что их связывает? (автор) слайд № 15

-Прочитайте, самостоятельно посмотрите в словарике непонятные вам слова.

-Сколько в отрывке частей? Давайте озаглавим каждую часть, запишим заголовки и у нас получится план

Запись плана в тетеради слайды №16,17,18

-Так почему же именно дядя Чарли был незаменимым спутником Элли?

-Попробуйте по этому плану подробно пересказать этот отрывок.

-Какие слова можно использовать как обобщающие? (искусный рассказчик, мастер на все руки, разные материалы, инструменты)

-Как можно озаглавить этот текст? (Мастер на все руки) слайд № 19

( если будет время записать краткий пересказ № 51, если времени не будет, это домой)

Красноречие — это умение говорить красиво и убедительно. Под красноречием подразумевается искусное владение живым словом и оказание воздействия на слушателя.

Хотите этому научиться?

Что такое красноречие?

Определение этого термина подчеркивает две главные составляющие — искусство украшения речи и искусство убеждать.

Украшают речь хорошая дикция, приятный тембр голоса, нужный темп, живая интонация, богатый словарный запас, грамотное и выразительное изложение. Без умения говорить красиво вряд ли получится убедить кого-либо в чем-либо.

И наоборот. Бессодержательная, непонятная, сумбурная, полная безосновательных аргументов и фактов, не имеющая четкой структуры речь неубедительна. Но если ее подать красиво, то внешне эффектная и многословная она послужит примером не красноречия, а краснобайства.

Что такое красноречие

Как развить красноречие?

Итак, учимся овладевать сердцем и умом собеседника. Красота речи — для сердца, убедительность — для ума. 🙂

Учимся говорить красиво

Основные элементы красивой речи:

Дикция. Отчетливо произносить звуки вы сможете, выполняя артикуляционную гимнастику. С ее помощью станут активными язык, губы, щеки. Занимаясь регулярно и настойчиво, вы достигнете того уровня произношения, когда сложнейшие скороговорки будут “отлетать от зубов”).

Громкость голоса. Менять силу своего голоса, управлять им, у вас получится, если будет уверенность в себе. Настройтесь на общение с аудиторией, чтобы побороть, если он есть, страх публичного выступления. Расслабьтесь, у вас все получится.

Темп. Не тараторьте, не тяните, говорите ровно. А уж быстро или медленно, то это по тексту:)

Чистота. Отслеживайте и избавляйтесь от слов-паразитов. Нет от них никакого толку:)

Интонация. Акцентируйте внимание на важных моментах, включите эмоции, чтобы вызвать интерес и живое участие публики. Так вы обеспечите обратную связь и полноценное общение с залом.

Выразительность. Используйте изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории. Ими так богат русский язык. Они помогут усилить эмоциональное воздействие, и ваша речь надолго запомнится слушателям.

красноречие это

Учимся говорить убедительно

Важные элементы убедительной речи:

Грамотность. Правильное произношение слов, постановка ударений, построение предложений вызовут к вам доверие. Поэтому, без грамматики — никуда.

Словарный запас. Не лезть за словом в карман, без труда находить точные по смыслу слова — эти навыки сделают речь богатой и избавят, кстати, от некрасивых “э-э-э” в вынужденных паузах. Что для этого нужно? Чтение, интенсивное чтение. Или изучение иностранных языков и перевод текстов со словарем, например, с английского на русский.

Точность. Постарайтесь, чтобы подаваемая вами информация была структурированной и конкретной, “без лишней воды”. Так вы быстрее сумеете донести до аудитории свои мысли.

Доказательность приводимых доводов. Заявления и аргументы, которые вы используете, должны быть небезосновательны. Пусть они будут уместны и не звучат невпопад.

Подача себя. Научитесь устанавливать зрительный контакт с аудиторией. Можно, конечно, смотреть и в потолок, но тогда вы не узнаете, понимают ли вас, интересно ли слушателю то, с чем вы к нему пришли. Свободная и непринужденная поза, отсутствие скованности, естественная мимика и жестикуляция — эти навыки играют не последнюю роль в умении убеждать.

Умение говорить красиво и убедительно

Дорогу осилит идущий! Сильное желание, вера в себя и — успех красноречия ваш.

Просто говорите просто. Слушайте себя и других. Будьте чуткими и внимательными, любознательными и открытыми всему новому. Выражайте свои мысли так, чтобы это нравилось вам. Исключите ожидания на этот счет со стороны окружающих.

А сейчас немного теории красноречия.

Основные виды красноречия

Современное искусство публичного общения многообразно. Его можно разделить на следующие виды:

  1. Академическое или научное красноречие — научный доклад, обзор, лекция, выступление в научной дискуссии. Отличается логическим изложением, наличием объективных оценок, выводов, формулировок. Помогает развитию научного мировоззрения.
  2. Социально-политическое красноречие — доклады на съездах и конференциях, обзоры экономической и политической тематики, выступления на митингах. Этому виду красноречия свойственны аргументированность, грамотность, точность, убеждение и призывы к действию.
  3. Судебное красноречие — речь всех участников судебных процессов: обвинительная, защитительная, самозащитительная. Оказывает целенаправленное воздействие на суд, преследует цель сформировать определенные взгляды на произошедшее для вынесения приговора.
  4. Богословско-церковное или духовное красноречие — проповедь, речь на соборе. Делает акцент на внутреннем мире человека, воспитывает высокую нравственность. Отличается выразительностью и простотой.
  5. Социально-бытовое красноречие — выступления на официальных приемах, юбилеях. Этому виду присущ легкий и непринужденный стиль, без полемики и дискуссий.
  6. Педагогическое красноречие — речь преподавателя на уроках и собраниях, сочинения школьников и студентов, выступления на школьных мероприятиях. Отличается информативностью, грамотностью и наличием большинства элементов красивой речи.
  7. Военное красноречие — это боевые приказы, призывы, устав и военные мемуары. Немногословность, однозначность, ясность, повелительная речевая форма и высокая степень побудительности преследуют цель вербального воздействия на военнослужащих.
  8. Дипломатическое красноречие — речь при дипломатическом общении представителей различных государств, а также переписка. Соблюдение обязательных норм речевого этикета, остроумие, изящество, выразительность — характерные качества этого вида красноречия.

Каждый вид красноречия соответствует своей сфере общения. У каждого из них — свои цели и отличительные черты. А в целом, наука об эффективной речевой коммуникации называется риторикой и является одной из древнейших в истории человечества.

Безусловно, навык красноречия — это успешная карьера, высокая самооценка, ярко выраженная индивидуальность.

Кому не хочется быть обладателем таких качеств? А для этого нужно потрудиться. Вот еще несколько практических советов.

Упражнения для развития красивой речи

  1. Выберите для занятия предмет кухонной утвари или домашней обстановки, например, шкаф, и попробуйте в течение 10 минут описывать его в художественном стиле, красивым литературным языком.
  2. Возьмите любой текст и замените в нем все глаголы синонимами, потом то же самое проделайте с существительными и прилагательными.
  3. Очень интересна словесная игра с составлением словосочетаний из слов с противоположным значением. Например, горячий снег, белая ночь, храбрый заяц.
  4. Загадайте слово и придумайте на каждую составляющую его букву отдельное слово. Например, зима — “Зоя Ищет Мой альбом”.
  5. Перескажите газетный очерк своими словами, добавьте собственное мнение о произошедшем, приправьте юмором, если это уместно.
  6. Возьмите себе за правило каждый день осваивать 5 или 10 новых слов.

Как видите, упражнения несложные, но регулярность — главное условие и залог результата.

Упражнения для развития красноречия

Заключение

Овладевая искусством красноречия, каждый ставит для себя цель.

  • Для кого-то это — научиться публичным выступлениям и уверенно чувствовать себя перед аудиторией;
  • для кого-то — освоить навык грамотной речи и умение правильно выражать свои мысли;
  • а кто-то хочет овладеть умением располагать к себе людей или держать их на расстоянии.

Какую цель ставите для себя вы? Впрочем, озвучивать необязательно. Пусть это будет во благо, себе и другим.

Основы ораторского искусства - фото

Умение расположить к себе аудиторию — важнейший навык для человека, стремящегося к успеху в самых разных сферах жизни. Все исследования феномена первого впечатления подтверждают одно: наш мозг воспринимает первоначальную оценку как самую полную и правильную. Первое впечатление очень устойчиво, все, что ему противоречит, мозг относит к исключениям. Чтобы стереть негативное мнение о себе, придется многократно исправлять ситуацию в разных контекстах, иначе неприятное впечатление останется доминирующим.

Римские патриции ставили основы ораторского искусства выше знаний законов. С тех пор мало что поменялось. Умение эффектно говорить и производить впечатление на публику — необходимое качество лидера. Человек, владеющий риторикой, четко и ясно излагает свои мысли, слушает и слышит оппонентов, способен убедить скептиков и договориться с противниками.

Харизматичный руководитель — это удача для компании. Некоторые яркие личности харизматичны от природы, но это большая редкость, поэтому над имиджем топ-менеджеров работают целые PR-отделы. И все же ни один пиарщик не может выступить перед публикой или провести переговоры за своего босса, поэтому руководителю ничего не остается, как научиться ораторскому искусству. Это нужно не только топ-менеджерам и публичным политикам, навыки оратора необходимы руководителям любого уровня, преподавателям, всем, кто планирует продвигаться по карьерной лестнице.

Содержание

Хотите чтобы эти знания превратились в навык?

- 58 видеоуроков / 18 упражнений по развитию речи / 10 практических заданий / Неограниченный доступ по времени

Стоимость 1490 ₽ Подробнее >>>

Что должен уметь оратор

Что должен уметь оратор - фото

Оратор — это спикер, который умеет выступать перед публикой и обладает целым арсеналом риторических навыков. Оратора можно назвать человеком-оркестром, он:

  • владеет приемами ораторской речи — грамотно, красиво и доходчиво доносит свои мысли до публики;
  • знает психологические механизмы воздействия на аудиторию;
  • обладает актерскими навыками — понимает законы сценической речи, контролирует жесты и мимику;
  • чувствует отклик аудитории и умеет импровизировать;
  • отлично разбирается в теме, о которой говорит.

Еще в Древней Греции, где зародилась и расцвела риторика, ходили споры, является ли красноречие врожденным талантом избранных, или это навык, который можно развить. До сих пор многие убеждены, что успешные выступления на публике — удел харизматичных лидеров, остальным эта опция недоступна. Но история знаменитого древнегреческого оратора Демосфена — урок для всех, кто считает ораторские способности исключительно божьим даром.

Демосфен был косноязычен, обладал тихим голосом и постоянно подергивал плечом. Сложно представить себе человека, более непригодного к риторике. Но мечта стать знаменитым оратором осуществилась, благодаря исключительному упорству и бесконечным тренировкам. Так слава о таланте Демосфена пережила уже пару тысячелетий и стала примером, как развить в себе ораторское искусство, имея очевидные противопоказания к публичным выступлениям.

Что является основой ораторского искусства

Основы древнего ораторского искусства - фото

Риторика родилась в Древней Греции как наука об ораторском искусстве. Уже тогда она объединяла и само искусство красноречия, и науку, изучающую ораторские приемы, и сам процесс убеждения с помощью слов.

Если говорить кратко, что такое ораторское искусство, то это мастерство публичного выступления перед аудиторией. Риторика учит эффективно воздействовать на публику, опираясь на три основных фактора:

  1. Этос — условия для произнесения речи: время, место, состав аудитории.
  2. Пафос — посыл оратора, тема и цели его выступления.
  3. Логос — языковые средства и ораторские приемы в речи.

В зависимости от конкретной ситуации (этоса) выделяют разные виды красноречия:

  • академическая риторика — лекции, научные доклады;
  • социально-политическая риторика — парламентские выступления, дипломатические речи, манифесты и доклады, митинговые, военно-патриотические речи;
  • судебная риторика — речи обвинителей и защитников;
  • богословская риторика — проповеди, слово пастора;
  • социально-бытовая риторика — застольные и приветственные речи, гражданская панихида, торговое красноречие.

Пафос определяет цель и особенности стиля ораторской речи:

  • информационная речь сообщает аудитории новые факты или знания;
  • развлекательная — призвана развеселить и увлечь публику;
  • убеждающая — имеет цель убедить слушателей в правоте оратора;
  • агитирующая — призывает аудиторию к каким-то поступкам;
  • воодушевляющая — заражает эмоциями.

Наработка ораторских навыков

Наработка ораторских навыков - фото

Определение ораторского искусства в современном понимании — это, по сути, культура речи и психологические навыки, которые делают человека эффективным в поле публичных выступлений и в межличностном общении. Риторика использует эмоционально-психологические приемы воздействия на слушателей и учитывает портрет аудитории. Ее главная задача не столько донести знания, сколько сформировать мнение и убедить.

Зачем нужно ораторское искусство сегодня? Спикер, овладевший навыками красноречия, не просто контролирует себя во время выступления, он полностью управляет ситуацией. Наработка навыков невозможна без постоянных тренировок. Риторика никогда не была голой теорией, в этой дисциплине количество практики перерастает в качество.

Речь подготовленного оратора обладает особыми свойствами:

  • содержит языковые и невербальные методы воздействия на слушателя;
  • ориентирована на получение обратной связи от аудитории;
  • эффективность воздействия на публику достигается за счет взаимодействия психологического состояния оратора и его авторитета у аудитории.

Композиция ораторской речи

Композиция ораторской речи - фото

  1. Цель вступления — расположить аудиторию, вызвать интерес, наладить необходимую форму взаимодействия с публикой. Яркое начало привлекает внимание к оратору. Хороший тон — в самом начале обозначить тему и проблематику выступления. Чтобы зацепить публику, расскажите уместную историю из жизни, любопытный факт, парадокс, задайте неожиданный вопрос по теме.
  2. Цель основной части ораторской речи — убедить слушателей в правомерности изложенного тезиса с помощью аргументов, примеров, опровержений. Здесь работают факты, логика и приемы ораторского искусства, удерживающие внимание.
  3. Заключение — это не просто обобщение сказанного и подведение итогов. В заключении важен пафос, так как здесь формируется эмоциональное впечатление, нужная спикеру реакция на все вышесказанное. Слушатель может не запомнить всех тезисов и аргументов, но сильная эмоция в конце оставляет сильное впечатление о выступлении в целом. Главное, не заканчивать на минорной ноте. Независимо от темы финал должен внушать оптимизм.

Как выстроить речь по правилам ораторского искусства

Правила ораторской речи - фото

Чтобы зацепить и удержать внимание аудитории, грамотная речь должна подчиняться правилам ораторского искусства вне зависимости от целей, композиции и условий выступления.

Кратко основы ораторского искусства можно сформулировать как базовые правила, которым подчиняется любое направление риторики.

1. Ясная структура выступления.

Структура и цель произносимой речи должны быть понятны не только спикеру, но и аудитории. Повествование строится в логической последовательности, когда каждая последующая мысль вытекает из предыдущей. При этом соблюдается закон усиления, когда каждый следующий аргумент весомее и убедительнее предыдущего.

2. Грамотный и выразительный язык.

Ничто не убивает выступление так, как речь с грамматическими и орфоэпическими ошибками. Еще одна болезнь ораторов — слова-паразиты, которые способны довести слушателей до белого каления. Основа ораторской речи — ее чистота и грамотность.

3. Объективная и полезная информация.

Спикер имеет право на собственную точку зрения, которую он аргументированно доносит до аудитории, но информация должна быть проверенной, правдивой и объективной.

4. Баланс между эмоциями и фактами.

Голые эмоции никому не внушают доверия, в то же время сухие факты и цифры слушать скучно даже подготовленной публике. Разбавляйте цифры эмоциями и интересными историями, это сделает выступление сбалансированным.

5. Лаконичная речь.

6. Уместные паузы.

Особое место в устной речи уделяйте паузам. Короткие остановки после ключевых тезисов или перед особо важной информацией задают определенный ритм, слушатель получает возможность обдумать услышанное, а спикер — собраться с мыслями. Не бойтесь пауз и не заполняйте их мычанием, эканьем и другими паразитными междометиями.

7. Портрет аудитории.

Любой оратор должен учитывать характер и состав аудитории, перед которой он выступает. Здесь тонкая грань: нужно приподнимать слушателей до своего уровня, но при этом говорить так, чтобы люди вас понимали.
Сила слова в ораторском искусстве зависит от того, какое впечатление произвел на публику выступающий. Это и интонация, и внешний вид, и манера держаться. Нужно удерживать баланс, не опускаясь до панибратства или заискивания, но и не завышая планку требований к аудитории.

8. Импровизация.

9. Подготовленные шутки, цитаты, истории.

Украшают речь цитаты признанных лидеров. Шутки не стоит зачитывать с листа, но чтение цитат вполне уместно. Чтобы усилить эффект от яркого изречения, выпишите его на карточку, в процессе выступления сделайте паузу, достаньте карточку и зачитайте цитату.

10. Чувство юмора.

Хорошая шутка снимает напряжение, располагает аудиторию к оратору, сглаживает шероховатости речи. Остроумные выступления запоминаются лучше. Но юмор должен быть уместен и перекликаться с ситуацией.

11. Стиль повествования.

Стилистика ораторской речи должна учитывать ситуацию, вид риторического выступления и характер публики. Стиль должен быть уместным и не вызывать недоумения у аудитории.

Ораторские приемы

Приемы и фишки ораторов - фото

Особенности ораторского искусства связаны с механизмами воздействия речи спикера на аудиторию здесь и сейчас. Риторика — это устное выступление, а большинство людей плохо воспринимает информацию на слух. Ораторские приемы стимулируют внимание, образное мышление слушателей, помогают усвоить материал.

  • При подаче сложного материала или сухих цифровых данных используйте наглядные сравнения, примеры, вызывающие образные ассоциации.
  • Объясняйте сложное понятие несколько раз, придумывая новые образы и сравнения. Используйте разные формы повторения для закрепления материала.
  • Используйте средства художественной выразительности, которые делают речь образной и помогают восприятию информации:
    • аллегория — объяснение абстрактного понятия через конкретный образ, все басни строятся на аллегориях;
    • антитеза — резкое противопоставление понятий, контрастность образов делает речь яркой и эмоциональной;
    • гипербола — нарочитое преувеличение помогает расставить акценты, но здесь главное не перегнуть палку.

    Два пути развития ораторских способностей

    Тренинг по ораторскому мастерству - фото

    Каждый человек без серьезных речевых патологий способен научиться риторике, нужно только время и упорство. Пожалуй, единственное качество, которое не способствует овладению ораторским искусством, это лень.

    Отточенные навыки красноречия играют нам на руку в разных сферах жизни и ситуациях: на собеседовании, презентации проекта, ответе на экзамене, при произнесении торжественных речей, докладов и т.п.

    Есть 2 пути освоения риторики:

    • Регулярные самостоятельные занятия помогут вам овладеть навыками ораторского искусства, как когда-то помогли даже косноязычному Демосфену. В первую очередь, это работа над техникой и культурой речи. Чем больше вы занимаетесь перед зеркалом или камерой телефона, тем свободней, чище и благозвучней будут ваши монологи. Над чем можно работать дома:
      • Тренируйте спокойное, размеренное дыхание, невысокий темп речи, живую интонацию без фальши.
      • Развивайте силу звучания голоса и внятную дикцию.
      • Учитесь работать с текстами:
        • перефразируйте содержание небольших отрывков своими словами, концентрируя смысл в одном предложении;
        • ищите в текстах ключевые фразы и формулируйте их по-своему;
        • пересказывайте прочитанное, выделяя только самое главное.

        Заключение

        Что значит ораторское искусство? Это умение зажигать словом людей. Настоящий оратор владеет речью, умеет донести идеи до любой аудитории, убедить слушателей в важности своих высказываний. Слово в устах умелого спикера имеет большую силу, оно способно увлечь и повести за собой.

        Ораторское мастерство никому не дается по умолчанию, но овладеть им может каждый человек, наделенный даром речи. За плечами любого успешного оратора стоит большая работа над звучанием голоса, чистотой и грамотностью языка, актерскими навыками и личностным развитием.

        Хотите чтобы эти знания превратились в навык?

        - 58 видеоуроков / 18 упражнений по развитию речи / 10 практических заданий / Неограниченный доступ по времени

        Читайте также: