Изобретение фотографии в 19 веке кратко

Обновлено: 01.07.2024

В ранние дни фотографии, 1830-1860 годах, объективы были весьма далеки по совершенству от сегодняшних, а светочувствительность фотоэмульсии низкой, поэтому съемка требовала сильного освещения и долгой выдержки. Для дополнительного освещения фотографы снимали студии со стеклянными потолками или использовали вспышки. Первые вспышки представляли собой металлический поддон на длинной ручке, куда насыпали магниевый порошок и поджигали, что было довольно пожароопасно и непрактично из-за дыма и запаха. Сами же фотоаппараты были громоздкими устройствами и устанавливались на полу.

Цены на фотографию были высокими, например, в Москве середины 19 века стоимость дагерротипа могла достигать среднего месячного жалования служащего. Поскольку фотосъемка была дорогим удовольствием и значительным событием в жизни, на нее приходили целыми семьями, одевались в лучшие наряды, а к наиболее известным фотографам записывались заранее. В конце века, с развитием технологий и удешевлением материалов, фотографии стали более доступны, их цена снизилась приблизительно в 9 раз.

фотосъемка 19 века

в студии фотографа 19 века

Можно заметить, что на старинных фотографиях люди не улыбаются, выражения лиц и позы статичны. Время экспозиции занимало несколько минут, и фотографируемый объект должен был оставаться неподвижным.

Первая фотография, изобретенная в 1826 году, требовала 8 часовой выдержки. С изобретением дагерротипа в 1839 году время уменьшилось до 15 минут. Не удивительно, что люди выбирали наиболее комфортное положение тела и выражения лица.

Вторая причина серьезности объясняется отношением к съемке как особому случаю, официальному и торжественному, серьезность подхода можно сравнить с сегодняшней к фотографии на документы. Ранние фотографии вобрали в себя традиции европейской живописи, где улыбка считалась уделом бедных, детей или простаков. Сначала только богатые могли позволить себе съемку, а улыбка на портрете в их среде считалась неподобающей. Правилом этикета и эталоном красоты для высших сословий были небольшие плотно сжатые губы и серьезное выражение лица.

карикатура Оноре Домье, фотосъемка

карикатура художника Оноре Домье из французской юмористической газеты 1856 года

Снимать детей было еще сложнее. Каждый фотограф изобретал свои способы, чтобы ребенок в момент съемки не капризничал и сидел неподвижно. Для этого детей усаживали на колени и придерживали, отвлекали внимание птичками и животными в клетке. О съемке ребенка отдельно от родителей не могло быть и речи, поэтому появился довольно странный по сегодняшним меркам жанр фото со спрятанными мамами. Они одновременно держали детей и скрывались всевозможными способами.

старые фотографии со спрятанными мамами

Для студийных фотографий 19 – начала 20 века характерно мягкое рассеянное освещение и фон с декорациями. Как правило, на заднем плане было изображение пейзажей или архитектурных сооружений в классическом стиле. Интерьер на старых дореволюционных фотографиях довольно однообразен, обычно это резная мебель: столы, стулья с высокими спинками и подлокотниками; перила, вазы, портьеры.

фотовспышка 19 века

Старинные фотографии отличаются хорошей детализацией, что объясняется техникой фотопечати: размер снимка соответствовал размеру негатива. Бумажный снимок наклеивался на специальную картонную подложку, которая придавала фотографии жесткость, защищала от повреждений и была неотъемлемой частью оформления вплоть до 1920 годов. Картонная основа была декоративным элементом и одновременно несла информацию о фотографе, ателье, месте и времени съемки и заполнялась по определенным правилам. Существовали и стандарты на формат фотографий. Самыми распространенными были визитная карточка (примерно 5,5*9 см) и кабинетный портрет (примерно 11*16 см), ставший общепринятым в портретной фотографии с 1870 года.

С 1920 появляется новый формат фотографий – почтовая карточка (9*14 см), без картонной основы и с разметкой для адреса и почтовой марки на обороте. На фотографиях советских ателье долгое время сохранялась стилизация под кабинетный портрет: светлая рамка на самом снимке, внизу которой была информация о городе, дате съемки и название ателье.

Не все об этом знают, но история фотографии начинается на рубеже I и II тысячелетий нашей эры. Именно тогда Альхазен ибн аль-Хайтам - арабский физик и математик - начал исследовать свет и научным образом описал принцип оптической темной комнаты, которую мы знаем как камера-обскура. Арабский ученый обнаружил, что, если вырезать отверстие в затемненной камере, свет, попадающий в нее, будет проецировать перевернутое изображение на противоположную стену. Это открытие легло в основу записи изображений. Осталось только придумать, как придать ему постоянный вид.

Джозеф Нисефор Ньепс начал новаторскую работу в области фотографии. В 1826 году французский физик поместил слой сирийского асфальта (смеси углеводородов и органических соединений) на полированную цинковую пластину. Вещество затвердело под воздействием света. После смывания незафиксированного слоя изображение получилось негативным, а это значит, что пятно света и тень поменялись местами. После покрытия литографической краской и размещения на поверхности бумаги была создана фотография.

Первое фото

Joseph Nicéphore Niépce - Rebecca A. Moss,Director of Visual Resources and Digital Content Lab, via email. College of Liberal Arts Office of Information Technology University of Minnesota

Joseph Nicéphore Niépce - Rebecca A. Moss,Director of Visual Resources and Digital Content Lab, via email. College of Liberal Arts Office of Information Technology University of Minnesota

В своей дальнейшей работе он использовал открытие, сделанное в 1724 году немецким профессором Иоганном Генрихом Шульцем. Он обнаружил, что часть серебряной соли темнеет под воздействием света. Ньепс пригласил Луи Жака Дагера, французского художника и сценографа, присоединиться к его исследованиям. Ньепс умер в 1833 году, но оставил после себя много заметок и исследований, так что Дагер мог продолжить свою работу. 7 января 1839 года он представил миру метод под названием дагерротип. Он предусматривал использование покрытой серебром пластины, подвергающейся воздействию паров йода и после воздействия паров ртути. Таким образом ему удалось получить так называемые скрытое изображение, которое могло проявиться (только один раз) после погружения в солевой раствор.

В то же время английский ученый Уильям Фокс Талбот работал над техникой захвата изображения с камеры-обскуры. Его метод, называемый фотогеничным рисунком, предполагал использование бумаги, покрытой светочувствительными материалами. Первые фотографии в виде негатива были получены таким способом в 1835 году. В 1839 году Талбот опубликовал результаты своей работы. Он назвал модифицированную технику фотогеничного рисунка талботипией. Хотя официально Дагер считается изобретателем фотографии, именно метод Талбота в наибольшей степени повлиял на ее дальнейшее развитие.

Первые цветные фотографии

James Clerk Maxwell (original photographic slides) ; scan by User:Janke. - Scanned from The Illustrated History of Colour Photography, Jack H. Coote, 1993. ISBN 0-86343-380-4.

James Clerk Maxwell (original photographic slides) ; scan by User:Janke. - Scanned from The Illustrated History of Colour Photography, Jack H. Coote, 1993. ISBN 0-86343-380-4.

Первоначально явление выцветания не могло быть устранено, а используемые в то время светочувствительные вещества не могли регистрировать красный и зеленый цвета. Это изменилось только в начале 20 века. В 1907 году братья Август Мари Луи и Луи Жан Люмьер разработали первую технику записи естественных цветов, которую они назвали автохромом. Их метод заключался в покрытии стеклянной пластины трехцветным картофельным крахмалом, на который необходимо было нанести светочувствительную эмульсию, используемую в черно-белой фотографии.

Основы современной техники цветной фотосъемки заложил Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Он обнаружил, что подходящая комбинация трех фотографий, сделанных в быстрой последовательности с красным, зеленым и синим фильтрами, даст цветное изображение.

Рентгеновские лучи

Фотография - это не только искусство документировать реальность. Фотографические методы в сочетании с использованием электромагнитного излучения легли в основу революционного метода медицинской диагностики, который мы все знаем как рентгеновские лучи. Начнем с самого начала.

Уильям Крукс был одним из предшественников радиационных исследований, которые позже стали известны как рентгеновские лучи. В 1879 году английский ученый изобрел газоразрядную лампу (трубку Крукса), которая стала основой для открытия рентгеновских лучей. Крукс и Иоганн Вильгельм Хитторф обнаружили, что отрицательный электрод генерирует излучение, заставляющее светиться стекло лампы. Крукс провел дальнейшие исследования электрических разрядов в среде благородных газов. Ему удалось обнаружить, что, когда он помещал фотографическую пластинку рядом с лампой, он мог отражать тени предметов, которые закрывали свет лампы, но этот эффект не вызвал у него особого интереса.

Никола Тесла также провел свое исследование по этому поводу. Ему удалось создать катодные лучи такой мощности, что они могли воздействовать на живые организмы. В 1892 году Тесла обнаружил, что катодные лучи можно использовать для наблюдения изнутри тела, и хотя он был первым, кто задокументировал это явление, мир науки отдал приоритет Вильгельму Рентгену, который опубликовал свою работу 28 декабря 1895 года.

В XXI веке, где наряду с людьми сосуществуют технологии, никого уже не удивишь парочкой интересных фото, которые можно оставить у себя в галерее или же выложить в социальных сетях на всеобщее обозрение. Но задумывались ли Вы над тем, как изобрели фотографию? Вот что об этом известно.

Первые попытки

История изобретения фотографии включает в себя начальные визуализационные методы, которыми руководствовался человек. Это можно отнести к предпосылкам создания фотографии. Начнем!

Наши предки, проходя медленный эволюционный процесс, пытались отразить свой быт различными способами. Сначала это были просто наскальные рисунки, чаще всего красками из натуральных материалов, которые описывали процесс охоты, собирательства, разжигания огня, физические явления, которые в то время казались необычными и внушали страх: гром, молния, землетрясения и др.


Затем древние египтяне придумали еще один способ сохранения информации о себе потомкам: они стали высекать рисунки на камнях. Уже тогда была развита иероглифическая письменность — над некоторыми папирусами современные ученые бьются до сих пор. Месопотамия местами даже превосходила Египет, так как там был клинописно издан первый свод законодательных актов.

Средневековье, особенно эпоха Ренессанса, характеризовалось подъемом живописи. В основном это были пейзажи и библейские композиции. Наиболее знаменитыми стали работы Рафаэля, Да Винчи, Боттичелли.


На этом моменте формы визуализации жизни людей застыли приблизительно на десять веков. Появлялись новые жанры, однако чего-то кардинально нового не было.

Всё изменилось благодаря развитию точных наук, таких как математика и физика. Именно благодаря им человечество получило ответы на многие волновавшие его вопросы мироздания: о природе разных явлений, объяснении математических закономерностей и в целом жизни.

Ученые того времени делали многие открытия независимо друг от друга. В 1802 году Гемфри Дэви совместно с Томасом Веджвудом предприняли попытки получения четкого изображения химическим путем, который предусматривал применение солей серебра. Однако этот способ был дорогостоящим и трудоемким, поэтому линия их изобретения оборвалась на начальном этапе.

Кто, когда и где изобрел фотографию?

На этот счет у историков сложилось единое мнение. Долго велись споры о том, в какой стране изобрели фотографию. На основе того, что в XIX веке у людей вновь появился интерес к созданию новых способов документирования событий, Францию определили в качестве окончательной Родины этого молодого искусства.

Когда изобрели фотографию?

Итак, в каком же году произошло это знаменательное событие? Фотография была изобретена 1826 году. Это был колоссальный технологический скачок, подаривший миру новую возможность увидеть, что происходило некоторое время назад. Первое время люди пугались звуков, которые издавали тогдашние устройства, думая, что это голос демонов или чертей.


Даже внешний вид внушал опасения: первые съемочные аппараты были громоздкими. На тяжелые плечи первых фотографов ложилась задача их транспортировки и ремонта, который сложно выполнить. Внутреннее устройство было сравнимо с часовым механизмом.

Кто изобрел фотографию первым в мире?

Этого добился Жозеф Нисефор Ньепс. Он считается пионером в этой сфере. Общество было взбудоражено тем, что этот аппарат может запечатлеть то, что они видят своими глазами здесь и сейчас. Это стало возможно благодаря созданной Ньепсом новой научной области — гелиографии, предполагающий использование такой обскурной камеры. Недостатками этого способа являются:

  1. Нечеткость изображения в целом. Хорошо различимы были объекты, расположенные очень близко к объективу.
  2. Экстремально высокая контрастность, что нарушало общее восприятие снимков.

Но это был всего лишь первый прототип. В будущем человечество перепробует массу методов для того, чтобы вывести идеал. На это потребуется полтора века.

Дальнейшее развитие

Параллельный поиск методов совершенствования фотографии продолжался. В конце 1829 года Ньепс решил заключить контракт с еще одним светлым умом — Луи Дагером, у которого были свои наработки (диорамный метод). Спустя пять лет после смерти человека, который первым изобрел фотографию, Луи вывел новый, более совершенный фотографический метод — дагеротипию.


Он заключался в следующем:

  1. Медная пластинка с серебряным покрытием подвергалась экспозиции.
  2. После этого человек должен был выполнить проявление снимка предварительно нагретой ртутью.
  3. Выполнив предыдущие два пункта, требовалось закрепить всё хлоридом натрия (обычной солью).

Через десять лет Дагер решил передать свой метод в общественное достояние, то есть предоставил право использования и распространения метода всем желающим. За это ему платили отчисления до самой смерти.

Однако сегодня очевидны отрицательные стороны:

  1. Высокая опасность для здоровья. Человек, занимающийся фотографией таким способом, вдыхал большое количество паров ртути, которые оказывали отрицательное влияние на все внутренние органы, в первую очередь на легкие.
  2. Четкое изображение можно было рассмотреть только под углом.

Более удачный способ придумал Уильям Генри Фокс Тальбот — калотипию (получение изображения комбинированным использованием его негатива и позитива). Это делалось на бумаге с пропиткой хлоридом серебра. Именно этот метод на некоторое время поставил под угрозу профессию художника и гравера.

Далее тенденция пошла по пути удешевления материалов, использованных у Тальбота, например, альбуминовая печать.


Фотография 19 века

В черере изобретений точку поставила фотопленка, созданная в 1884 году. Она оказалась гораздо более практичной, нежели фотопластины.

Кто изобрел цветную фотографию?

В обществе быстро возникла потребность к тому, что люди хотели видеть не просто черно-белое изображение, а полноценную копию себя, то есть фото с цветопередачей. Ньепс тоже думал над этой проблемой, однако ее решение так и не было найдено им.

В 1861 году Максвелл всё же получил трехцветное изображение с использованием его одноименной теории. Он — первый, кто изобрел цветную фотографию. Из-за дороговизны технология признавалась только в узких кругах фотографов, которые имели доступ к необходимым материалам в больших количествах.

Его достижение всё же нашло отражение в процессе патентования первого фотоаппарата в 1897 году Фредериком Айвсом. Нужно было делать три экспозиции.


Первая цветная фотография в мире

В начале XX века единого способа вывода цветной фотографии обнаружено не было. Это были в основном отдельные личностные инициативы фотографов и изобретателей, которые пытались прийти к совершенству.

Развитие технологии на современном этапе

Сегодня достаточно популярной остается цифровая фотография, предложенная в 1969 году. Фотопленки окончательно ушли в небытие из-за своего несовершенства и больших производственных затрат компаний-производителей.

Нами была рассмотрена история создания фотографии. Люди постепенно, мелкими шагами шли к прогрессу. Никто не знает, что будет в будущем: быть может, мы сможем массово применять голографические технологии? Надеемся, что эта статья была Вам полезна. Желаем удачи!


Оглавление

  • Предисловие к первому изданию
  • Предисловие ко второму изданию
  • Лекция 1. Предыстория и открытие медиума
  • Лекция 2. Развитие фотографической технологии в XIX веке

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лекции по истории фотографии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Развитие фотографической технологии в XIX веке

Вся первоначальная фотографическая практика основывается на трех главных процессах. Это дагеротипия, калотипия и мокроколлодионный процесс (помимо которых, впрочем, существуют и другие, более локального применения: о некоторых из них будет сказано в дальнейшем). Только в 1870-х годах наступает очередной технический прорыв в области фотографического изобретательства, результатом чего становится появление действительно массовой мгновенной фотографии, а также технологии фотомеханического репродуцирования, которая кладется в основу будущей индустрии иллюстрированных периодических изданий, а также возникновения движущегося изображения в кинематографе.

В 1847 году калотипия появляется и во Франции, где информацию о ней обнародует Луи-Дезире Бланкар-Эврар (Louis-Désiré Blanquart-Evrard, 1819–1875). Несколькими годами ранее этот суконщик из Лилля каким-то образом знакомится с процессом Тэлбота, чтобы затем создать его собственный вариант — более быстрый, легкий и надежный в сравнении с оригинальным. И опять же среди сторонников калотипии оказывается много ученых и людей с художественным образованием. С бланкар-эвраровскими калотипами на бумаге иметь дело оказалось гораздо проще, чем с дагеротипными пластинками, и прежде других эту простоту оценили странствующие фотографы. На эту же методику вскоре переходят тэлботовские родственники и знакомые.

В том же 1847-м, когда Бланкар-Эврар вводит в употребление свою версию калотипии, племянник Нисефора Ньепса Абель Ньепс де Сен-Виктор (Claude Félix Abel Niepce de Saint Victor, 1805–1870) начинает использовать в качестве негативов стеклянные пластинки, покрывая их желатином, крахмалом и альбумином, а затем сенсибилизируя йодистым серебром. Эти негативы соперничают ясностью изображения с дагеротипами, однако их недостатком является малая светочувствительность и, соответственно, долгая экспозиция. Бланкар-Эврар, в свою очередь, улучшает эти альбуминовые пластинки, и в 1850-м ему приходит идея покрывать альбумином бумагу для фотопечати — так он находит технологию, которой будут пользоваться вплоть до XX века. Он же оказывается первым, кто в индустриальном количестве начинает выпускать готовую к употреблению фотобумагу. Такое производство требовало огромных масс яичного белка. К примеру, самая крупная альбуминовая фабрика тех времен в Дрездене потребляла до 68 тысяч яиц в день: белок от желтка отделялся вручную, первый использовался, второй отправллся на продуктовые фабрики. Непрятность, однако, заключалась в том, что для получения бумаги лучшего качества требовалось, чтобы белок был ферментированным (то есть, попросту говоря, тухлым), из-за чего все окрестности фабрики были наполнены ужасным зловонием.

Альбуминовая бумага, создающая подобную экологическую проблему, использовалась в новоизобретенном мокроколлодионном процессе съемки. Вещество, составлявшее его основу — коллодион (спиртовой или эфирный раствор пироксилина). Он был создан в 1846 году Кристианом Фридрихом Шёнбейном Сhristian Fridrich Schonbein (1799–1868), а в 1850–1851-м возможность использование коллодиона в качестве эмульсионного носителя независимо друг от друга открывают французский фотограф Гюстав Лёгре, а также англичане Роберт Бинэм (Robert Bingham, 1824–1870) и Фредерик Скотт Арчер (Frederick Scott Archer, 1813–1857). При этом Лёгре лишь частично публикует собственные находки, отчего лавры открытия достаются граверу и скульптору Арчеру. Арчер использует покрытые коллодием стеклянные пластинки в качестве негативов. Стекло дает четкое и незернистое изображение, а коллодий весьма чувствителен к свету. В этом процессе гораздо меньшее, чем у дагеротипа, время выдержки, а визуальная точность сочетается с возможностью размножения бумажных отпечатков (как и в калотипии), что дает возможность печати в относительно крупных выставочных форматах. Когда же в 1855-м внедряется техника печати на альбуминовой бумаге, новая технология обретает законченность. Скотт Арчер разрешает использовать свой процесс без каких-либо патентных ограничений, благодаря чему в истории медиума наступает следующая эпоха, продолжающаяся до самого конца 1870-х и открывающая дорогу коммерческой экспансии фотографии. В эту пору в профессию оказывается вовлеченым большое количество фотографов, привлекающих клиентов и элегантными студиями, и небывалым разнообразием возможностей фотопечати на самых разных материалах, не говоря уже о самом модном новшестве — carte-de-visite.

Мокроколлодионым процесс называется потому, что перед экспонированием стеклянные пластинки сенсибилизируют водным раствором нитрата серебра. Теперь фотограф вынужден включать дисцилированную воду в свой экпедиционный комплект, по объему и весу значительно больший требовавшегося ранее, при дагеротипировании. Такой комплект, помимо воды, включает палатку, штативы, поддоны, шкалы, химикалии, стеклянные пластинки необходимых форматов и набор камер под каждый из них. На месте, чтобы обработать негатив, фотографу нужно очистить стеклянную пластинку; приготовить и нанести на нее коллодий, опустить пластинку в ванну с очувствителем, экспонировать в камере-обскуре; проявить пластинку пока коллодий не высох, закрепить изображение и, наконец, покрыть его лаком. Звучит устрашающе, однако преимущества процесса (главные из которых — большая резкость и гораздо более короткая, менее секунды, выдержка) все равно покрывают его недостатки: он позволяет получить более предсказуемый результат за более короткое время.

Для печати при мокроколлодионной съемке используется как прежняя солевая бумага, так и (в несравненно большем объеме) новоизобретенная альбуминовая. Она дает четкое, контрастное изображение и обладает глянцевой поверхностью. Главным же недостатком как солевых, так и альбуминовых фотобумаг является их неустойчивость, приводящая к быстрому выцветанию изображений. Кроме того, альбуминовая эмульсия сверхчувствительна к голубой части спектра и недостаточно чувствительна к зеленой и красной, отчего на отпечатке получается либо перетемненный первый план, либо белое небо. Для решения проблемы поначалу долго использовали специальные маски и печать с двух негативов.

Введение мокроколлодионной технологии решительно влияет на популярность прежних процессов. Дагеротип в Европе 1850-х используется уже почти исключительно для портретирования, а в США к началу 1860-х вообще практически исчезает. В 1852-м Тэлбот отзывает свой патент на калотипию, сохранив его действие только в сфере коммерческого портретирования, однако его технология все более угасает и в 1860-х лишь изредка используется любителями. Правда, когда после первых восторгов по поводу коллодия выясняется вся его сложность, ряд фотографов возвращается к использованию негативов на вощеной (в качестве средства улучшения четкости и тональной чувствительности) бумаге, описанной в 1851-м Гюставом Лёгре и введенной в практику Роджером Фентоном (о них речь впереди), которая так же, как и альбуминовая, позволяет добиваться высокой детальности. Фотография бурно развивается, но техника долго еще требует от профессионалов специфической сноровки, оставаясь весьма трудоемкой, капризной и требующей громоздкого оборудования.

Мокроколлодионный процесс сохраняет абсолютное лидерство вплоть до 1870-х годов. Но на рубеже 1870–1880-х английский физик Ричард Меддокс (Richard Meaddox, 1816–1902), работавший в микрофотографии, обнаружив пагубное влияние эфирных паров коллодия на свое здоровье, начинает искать альтернативу мокрому процессу. 8 сентября 1871 года он публикует в British Journal of Photography статью, в которой предлагает вместо коллодия покрывать стеклянную пластинку желатином. На основе этой идеи начинают работать другие изобретатели, в числе которых и Чарльз Беннетт (Charles Bennett), создающий в 1878 году сухую бромсеребряную желатиновую пластинку.

Сентиментальность, шутки, ужас, мелодраматические эффекты и порнография характеризуют материал массовых фотографических развлечений XIX века. Некоторые стереоскопы даже выпускаются в комплекте с закрывающимися ящиками-комодиками, они предназначены для джентльменов, стремящихся уберечь глаза остальных членов семьи от рискованных изображений.

Правда, к сказанному следует добавить и то, что изображения, сделанные многими хорошими фотографами, публика ХIХ века узнает именно по стереофотографиям.

Фотография как медиум с самого начала была ориентирована, во-первых, на тиражное воспроизведение, преодолевающее элитарность традиционного изобразительного искусства, во-вторых, на интеграцию в массовые печатные издания, в том числе периодические. Именно в прессе она найдет свое самое широкое применение, окончательно завоевав сферу массовой визуальности уже в XX веке. Поэтому поисков способов эффективного репродуцирования столь важен в ранней истории фотографии. Однако путь к успеху оказывается долгим и непростым.

В начале 50-х однако появляются новые предприятия, где используется тэлботовская технология, усовершенствованная Бланкар-Эвраром. В 1851-м он открывает печатню со штатом в 40 человек в пригороде Лилля. Внесенные им улучшения в процесс позволяют стандартизировать операции, сократить время отдельных стадий производства и уменьшить издержки. В результате до 1855 года Бланкар-Эврар выпускает два десятка альбомов (в виде папок с отпечатками на солевой бумаге) на разные темы, отпечатанных более чем с 500 клише. Если в Рединге воспроизводятся изображения Тэлбота и фотографов его окружения, то здесь большая часть снимков принадлежит французским и бельгийским калотипистам. Однако и это предприятие закрывается по тем же причинам, что и редингское, в то самое время, когда использование калотипии окончательно сходит на нет.

Уменьшение времени экспозиции в фотографии XIX века является задачей столь же важной, как и нахождение эффективной фотомеханической технологии. В самом общем смысле можно сказать, что это разные направления единого процесса. В первом случае происходит размножение изображений во времени, во втором — в пространстве. В первом случае результатом оказываются массовая snap-shot фотография и кинематограф, во втором — фотоиллюстрированная массовая пресса. В целом же процесс ведет к созданию развитой системы масс-медиа, а его формы (тиражное статичное и движущееся изображения) окончательно объединяются уже в эпоху цифровой революции конца XX столетия.

К середине XIX века, на фоне развивающейся индустрии и рынка, неспособность фотографии показывать изменения во времени становится нетерпимым. Прорыв в этой области связан с двумя фигурами. Одна из них — Эдвард Майбридж (Eadweard Muybridge, урожденный Edward James Muggeridge,1830–1904), известный в истории медиума прежде всего использованием серии камер для фиксации движения, а также изобретением приспособления под названием зупраксископ (zoopraxiscope) — прямого предшественника кинопроектора.

Читайте также: