Различие долга и обязанности кратко обществознание 7 класс

Обновлено: 01.07.2024

Долг — внутренне принятое (добровольное) обязательство, связывающее человека с людьми и обществом. Долг является одним из фундаментальных концепций этики, подразумевающей, что действия человека совершаются на основании морально мотивированного давления или оправдания.

Долг — моральная необходимость, закрепленная как субъективный принцип поведения.

Долг можно определить как обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми, страной или Богом). Чаще всего моральный долг рассматривается как добровольное моральное обязательство человека перед другими людьми.

История происхождения термина

В древнегреческом языке для обозначения правильных (должных) действий использовалось несколько разных слов, в том числе δέον (буквально: насильственное опутывание). Используя этот термин, Иеремия Бентам ввел новое понятие деонтологии для обозначения учения о правильном (должном).

Демокрит, говоря о личностной природе моральных механизмов в своей этике, указывает на стыд и чувство долга как на внутренние регуляторы человеческого поведения.

Виды долгов

  1. Общественный долг — это все объективные обязанности, которые необходимо выполнять человеку в жизни. Этот вид долга проявляется во всех сферах жизни современного человека — материально-производственной (экономической), социальной, политико-правовой и духовной.
  2. Моральный долг — превращение человеком требований морали в личную задачу, предъявление к себе требования и следование им в жизни. Он отличается от общественного тем, что основан на правилах морали и совести.

Здесь речь не может идти об указаниях родственников, друзей или начальства, это лишь индивидуальный выбор человека. В отличие от общественного долга, трудно проверить и оценить результаты морального долга. В этом случае человек не только осознает законы морали, он ставит перед собой цель следовать им и предъявляет к себе требования.

Часто бывает, что понятие сущности морального долга человеку дается с трудом, ведь он вызывает множество внутренних противоречий. Но когда моральный долг формируется и становится неотъемлемой частью человеческого сознания, он отражает его силу и смелость.

Смысл проявления нравственного долга — процесс преодоления внутренних конфликтов и разногласий, выбор в пользу нравственности и совести. Тогда человек смело и уверенно идет к своей цели.

Большинство результатов наших внутренних выборов в жизни оцениваются именно совестью.

Долг и обязанности имеют большое значение для цивилизованного человека, но именно совесть диктует человеку, как поступать правильно. Поэтому совесть определяется как глубокое осознание своей ответственности и долга, а также — как внутренний нравственный самоконтроль.

Разница между понятиями обязанность и долг

Эти два термина очень часто приравнивают и путают друг с другом. Их можно объединять в одно понятие, однако они имеют существенные различия. Вот основные причины, по которым раскрывается разница между долгом и долгом.

Обязанность — это навязанное общественное мнение, а долг — личное решение человека, привитое чувство ответственности. Гражданин вправе по своему усмотрению быть освобожденным от той или иной обязанности. Например, при расторжении трудового договора работник отказывается от всех основных обязательств. Супруги подают на развод, прекращая обязательства по семейному кодексу.

Главное несоответствие в том, что у человека долговая повинность существует с первых дней жизни. Например, отказаться от долга перед Отечеством невозможно. За исключением смены гражданства, переезда на постоянное место жительства в другую страну. В то же время материальный долг существует до тех пор, пока деньги не будут возвращены кредитору и не будут отражены в задолженности.

Понятие долга и обязанности на первый взгляд могут показаться ничем не различающимися, однако, это не так. Обязанность - это нечто временное. Мы выполняем одну обязанность и получаем другую. Мы можем уйти от выполнения определенной обязанности. С долгом так не получится. Долг - это нечто внутреннее в человеке, наряду с совестью. Например, долг перед родителями, или же долг перед Родиной. Долг не несет в себе определенного перечня необходимых действий, которые человеку нужно выполнить, долг - это совокупность действий, негласных правил.

Каждый человек практически ежедневно слышит такие слова, как долг и обязанность. Для гражданина оба термина имеют аналогичное значение, объединенный смысл. Это далеко не так, поскольку терминология данных слов имеет определенные различия. Поэтому важно понимать, какое значение заложено изначально в слово долг, обязанность, и что это такое.

Определение

На детей возлагаются обязанности по дому, школьные задачи. Родители должны объяснить малышу базовые аспекты поведения в обществе, взаимосвязь человеческих отношений. Взрослые трудятся, служат в армии, лечат людей, заботятся о родных и близких. Философское понимание долга, обязанности преподается в школе на уроках обществознания. Глубокое понимание, объяснение этих слов приходит к человеку с жизненным опытом.

Долг представляет собой совокупность обязательств определенного физического лица перед другим гражданином, обществом, государством. Родители ухаживают за малолетними детьми, больными, немощными родственниками. Должник обязуется вернуть денежные средства, полученные взаймы по кредиту, займу, расписке в установленные договором сроки. Выделяют несколько разновидностей долговых обязательств: государственные, муниципальные, корпоративные, персональные, публичные, моральные, врачебные.

Обязанность – составляющая правового статуса личности, определенное действие, которое подлежит исполнению в безусловном порядке. Повинность возникает по личному убеждению физлица или под давлением общественного мнения. В повседневной жизни различают такие понятия, как воинская, должностная, конституционная, культурная обязанность.

Гражданин Российской Федерации обязуется исполнять требования действующего законодательства, конституционного свода. Человек должен получить среднее образование, заботиться о сохранении культурных, исторических ценностей нации. Здоровые молодые мужчины в обязательном порядке проходят воинскую срочную службу.

Исходя из определений долга и обязанности, можно сделать однозначный вывод, что оба слова имеют схожий смысл, практически не отличаются, фактически являются синонимами друг друга. Употребление любого из указанных терминов в речи, фразах, словесных оборотах считается уместным, корректным.

обязанность

С точки зрения закона

Основным подтверждением схожести понятий является статья 59 Конституции РФ. Соотношение терминов определяет их смысловое равенство. Главный российский закон призывает, обязует граждан вставать на защиту отчизны в благодарность за бесплатное образование, медицину, жилье.

Несомненно, в настоящее время концепция социальных гарантий россиян претерпела существенные изменения: очень сложно получить бесплатный кров, многие лечебные процедуры стали платными, за обучение тоже приходится вносить плату. Аналогичная картина формируется по трудоустройству: людям стало трудно подыскать хорошую работу с достойной заработной платой, официальными выплатами. Единственная гарантия, действие которой сохранилось – пенсионное обеспечение, пособия по безработице, больничные.

Дополнительно о понятиях нам говорят гражданский, семейный, административный, налоговый кодексы. Обязательства по денежным займам, имущественным спорам, преступлениям против человека рассматриваются, разрешаются в суде.

Приставы по ФЗ №229 защищают права истцов, занимаются взысканием долгов имущественного, неимущественного характера. Закон № 127-ФЗ регулирует операции по признанию должника банкротом, несостоятельным для осуществления расчетов, ведения деятельности. В том числе действие регламента распространяется на физических лиц, накопивших предельные размеры долговых недоимок.

Параллели терминов

Для того, чтобы понять, что все-таки объединяет и различает понятия долг и обязанность, рассмотрим сходства и проведем сравнение. В первую очередь оба слова подразумевают определенные обязательства для конкретного гражданина. Например, мужа, жену объединяет супружеский долг, маму, ребенка – родительский, сына и отца – сыновий. Задолженность по кредиту также относится именно к заемщику, не к кому более.

Обязанность – наиболее общее понятие моральных, общественных норм поведения человека, формирования личности. В свою очередь, заимствование – более конкретное понимание действий, которые физлицо должно совершить при определенных условиях, требованиях. Говоря о морально-этическом обязательстве, мы подразумеваем такие понятия, как честь, совесть, успех. Нравственность, достоинство, справедливость – важные критерии морали.

мораль

Итак, в чем состоит сходство обязанности и долга: оба понятия относятся к конкретному человеку, подлежат обязательному исполнению. Действие обязательства прекращается по исходу ситуации, выбору личности, окончанию сроков договора.

Отличительные черты

Перечислим основные доводы, в чем выявляется разница между обязанностью и долгом. Образно говоря, можно сказать, что обязанность – навязанное мнение общественности, а долг – личное решение человека, чувство ответственности.

Гражданин вправе по собственному усмотрению освободиться от определенной обязанности. Например, расторгнув трудовой договор, работник снимает с себя все должностные обязательства. Супруги оформляют развод, прекращают действие большинства обязательств по семейному кодексу.

Главное расхождение в том, что долговая повинность существует у человека с первых дней жизни. Например, отказаться от долга перед Отечеством попросту невозможно. За исключением смены гражданства, переезда на постоянное местожительство в другую страну. Денежная задолженность существует до момента возврата денег займодавцу, имеет стоимостное представление.

Заключение

По итогам размышления можно сказать, что долг и обязанность – очень схожие понятия. Очевидно, что гражданин их приобретает в большинстве случаев по собственному убеждению, реже – под внешним воздействием окружающих. Некоторые обязательства закрепляются за личностью с первых дней жизни по конституционным законам страны проживания. Далеко не все долги наказуемы штрафами, уголовной ответственностью, а вот за неисполнение гражданских обязанностей, в отличие от первого вида повинности, могут последовать негативные события.

О причинах появления долгов можно узнать из видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Долг и обязанность - эти понятия очень легко спутать, поскольку они, действительно, похожи. Существует долг перед Родиной, перед своими родителями и детьми, профессиональный долг и так далее. Например, в Конституции в главе шестой

a2XEO69dACl4UxD1YgD0YMds1FxjhOzw.jpg

мы можем найти всё, что обозначается "долгом" человека - соблюдение Конституции и других законов, защита Отечества, забота о детях и так далее. Это пример того, что "долг" и "обязанность" переплетаются. И за пренебрежение своим долгом и обязанностями можно ответить по закону.

К примеру, врач обязан оказать помощь остро нуждающемуся человеку, даже если он в это время находится в отпуске. Учитель обязан учить детей так, чтобы они знали его предмет. все работающие граждане обязаны ходить на работу и выполнять свои функции. Все должны уплачивать своевременно налоги. Все должны беречь природу. И так далее.

Обязанности больше, чем долг, продиктованы морально-нравственны­ ми требованиями общества, они дисциплинируют человека, повышают его ответственность, отношение к труду, к семье, коллективу.

Это взаимосвязанные понятия. Отличие состоит в том, что долг – это, в большей степени, моральная категория. И каждый сам вправе решать, отдавать долг Родине или нет. А обязанность – категория юридическая, и установлена законодательством нашей страны. Основными обязанностями человека являются:

  • соблюдение Конституции и законодательных актов своей страны;
  • служба в армии по призыву, защита своего отечества является и обязанностью и долгом сильной половины граждан России;
  • своевременная уплата налоговых обязательств, которые будут направлены на развитие твоей Родины;
  • получение обязательного среднего образования, что дает возможность успешно участвовать в трудовом процессе на благо Родины;
  • бережное отношение к природе своей страны, животному и растительному миру;
  • бережное отношение к культурно-историческ­ ому наследию своей Родины и ряд других.

Долг-это чувство ответственности, которое имеет нравственный характер, это исполнение моральных требований которые установлены обществом. К примеру патриотический долг или вречебный долг или отцовский, родительский долг.

А обязанность- это обязательное выполнение своих задач и долгов, только в более конкретном понимании.

Долг и обязанность гражданина – весьма близкие по значению слова, но некоторое различие в них все таки существует. У слова "долг" больше нравственной, эстетической или патриотической составляющей, а в слове "обязанность" больше юридической. Например, когда мы говорим, что защита Отечества – это и долг, и обязанность гражданина, мы подразумеваем, что человек сам понимает и формирует свой гражданский долг защищать родину. Гражданский долг ходить на выборы формируется из чувства ответственности, а долг перед семьей, своими детьми человек сам определяет границы и в рамках этих границ этот долг осуществляет. Что касается нашего примера с обязанностью защищать Отечество, то она закреплена во многих законных и подзаконных актах. За невыполнение обязанности, как правило, следует наказание. Для формирования обязанности необходимы некоторые требования со стороны общества. Например, служебные обязанности на производстве, или обязанность мужа помогать жене по дому. У школьников обязанностями является учеба.

Таким образом, долг понимается нами как нравственная категория, то есть ответственность человека перед своей совестью и перед обществом, своими близкими людьми. Человек, выполняя свой гражданский долг совершает добровольный поступок, который характеризует его как достойного гражданина. А обязанность – это юридическая, правовая норма или договоренность с кем-либо. За нарушение этих норм следует наказание.

Модернизация (с точки зрения истории и обществознания) - процесс перехода от традиционного (аграрного) общества к индустриальному. Данный процесс имеет две стороны: техническую (переход от ручного труда к труду машин, от ремесленной мастерской и мануфактуры к фабрике) и социальную (формирование 2-х новых классов - буржуазии и пролетариата). Модернизация - процесс длительный, который охватывает все сферы жизни общества. Кроме индустриализации он (процесс) включает в себя: урбанизацию (рост городов и городского населения); демократизацию (в политической сфере закладываются предпосылки правового государства и гражданского общества); секуляризацию (обмирщение сознания - человек все чаще причины происходящих событий объясняет с точки зрения науки, а не воли Бога - и развитие атеизма); невероятный рост знаний об о природе и обществе и уровня образования людей. Основные типы модернизации (М): органическая, неорганическая. Органическая или первичная М - изменения происходят благодаря внутренним факторам и в странах - "первопроходцах", т.е. эти страны первые переживают этот процесс и заимствования извне просто невозможны. Так было в Англии. Неорганическая или вторичная М происходит по причине необходимости соответствия более развитым странам и предполагает заимствования (например, технологи) и помощь (инвестиции) извне. Например, Россия XIX - нач.XXвв. "Догоняющая М" - тип М, характерный для стран - бывших колоний или полуколоний, которые осуществляют М по существующим и апробированным моделям. Существует и более современная типология М. Она признает наличие трех типов модернизации:

· эндогенная, которая осуществлялась странами на собственной основе (Европа, США и т. п.) - аналог органической М;

· эндогенно-экзогенная, осуществляемая странами на собственной основе, наравне как и на основе заимствований (Россия, Турция, Греция и т. д.) - аналог неорганической М;

· экзогенная ( осуществляемая на основе заимствований при отсутствии собственного основания)- это страны - бывшие колонии.

Какой важный, актуальный вопрос. Школы бывают разные. Есть новые, построенные по современным проектам с атриумами, оборудованными мастерскими и предметными лабораториями. В них работают мобильная команда руководящего состава и высоко квалифицированные педагоги (не все, конечно). Школа не нуждается ни в учебниках, ни в грантах, чтобы залатать какую-нибудь дырку. Есть такие. Где? В Москве, Питере. Недавно, мэр г. Москвы говорил об условиях московских школ и зарплате учителей в 114 тыс. В таких школах директором можно быть. При этом выполнять свои профессиональные обязанности даже в соответствии с пресловутым профстандартом.

Бедный директор российской школы из глубинки. В его обязанности, помимо сугубо должностных управленческих и педагогических функций, входит обеспечение оптимальных условий в разваленном хозяйстве зданий школы. Возьмём для примера сельскую школу, находящуюся не в районном центре. Он и прораб, он и сантехник, он и подвозом топлива и отоплением здания занимается. Он ищет средства, бегая в том числе по спонсорам. Но и самое важное: выполнять задачу по исполнению огромного количества указаний по бестолковым бумагам, идущим вагонами с управления образования. Мониторинги, мониторинги. Ну, и наконец не забудем про сам образовательный процесс. Вот бы кто промониторил деятельность директора, да и заплатил ему московскую зарплату простого учителя в 114 тыс.

К литературе, прилагается, еще и русский язык в обязательном порядке. В дополнение к обществознанию, неплохо бы еще сдать историю-это расширит возможности. Но в общем то, и с набором "литература + обществознание", можно подать документы в педагогические ВУЗы на преподавателя обществознания, в некоторые юридические (где не требуют в дополнение наличия ЕГЭ по английскому языку), ну и прежде всего, в ВУЗы, где есть факультет социальных коммуникаций - это такие специальности, как социолог, работник социальной службы, организация работы с молодежью. В Москве, это, прежде всего, такие ВУЗы, как РГСУ и МГППУ ( московский психолого-педагогиче­ ский университет). МГППУ, к тому же, в ближайшее время, должен получить лицензию на дополнительное образование, дающее право преподавания. В данном случае, я имею в виду, прежде всего, поступление на бюджетную форму обучения.

Законопослушный человек – это человек, соблюдающий действующие в государстве законы, определенные нормы и правила. Такой человек живет, честно выполняя свои обязанности, уверенно пользуясь своими правами, не нарушая законов и не создавая проблем государству и обществу своим поведением. Законопослушное поведение является нормальным, свойственным большинству людей привычное поведение. Оно возникает в качестве активной гражданской позиции и включает в себя уважение к обществу, общественным нормам и правилам. Можно сказать, что законопослушность – это качество личности, которое формируется в человеке обществом, в котором он живет. На развитие этого качества оказывает влияние семья, школа, окружение. Человек сам решает быть ему законопослушным или нет, а также степень своей законопослушности. Ориентиром в этом решении выступает совесть.

О том, с какого возраста можно приступать к работе официально. Какая зарплата будет у ребёнка с начала его работы. Почему за работу разной квалификации, за работу, приносящую разную прибыль работодателю, платят по-разному. Чем работа предпринимателя-бизнесмена отличается от работы по найму в государственной или частной структуре. В чём при трудоустройстве государство ребёнку может помочь, а что зависит только от него самого.

Можно сводить подростка в Центр занятости, познакомить его с теми профессиями, что востребованы государством и частным сектором сегодня. Сориентировать ребёнка насчёт перспективных профессий, к которым он должен готовиться, если хочет жить в материальном достатке.

Читайте также: