Людвига витгенштейна биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Людвиг Витгенштейн — австрийский философ ХХ столетия, разработавший теорию идеального языка. В ее основе лежала математическая логика. Авторству ученого принадлежит концепция логического атомизма.

Детство и юность

Людвиг родился 26 апреля 1889 года в Вене. Мальчик оказался младшим из восьми детей сталелитейного магната и его супруги. Отец планировал вырастить из сыновей видных промышленных деятелей и не доверял школьному образованию, поэтому в детстве они обучались на дому.

Витгенштейн-старший был суровым и непреклонным человеком, что негативно сказывалось на родных. Трое из пяти молодых людей покончили с собой. Старшего брата Ганса считали гением. В 1902 году он сбежал в США и скончался при загадочных обстоятельствах.

Родитель смягчился и позволил Людвигу с Паулем обучение в государственной школе. Будущий философ был замкнутым, не демонстрировал успехи в учебе и с трудом находил общий язык со сверстниками.

Витгенштейн заинтересовался инженерным делом и авиаконструированием, будучи учеником Technische Hochschule Berlin. В 1908 году он получил диплом в Манчестерском университете Виктории. Знаковым моментом в биографии Людвига стало знакомство с трудами Готлоба Фреге, которые навели на размышления о философских обоснованиях математики и логики.

Личная жизнь

Витгенштейн состоял в романтических отношениях как с женщинами, так и с мужчинами. Помогая сестре в строительстве дома в Вене в период с 1926 по 1928 год, он познакомился со шведкой Маргаритой Респингер. Пять лет девушка стойко переносила аскетический образ жизни партнера, но последней каплей стала поездка в Норвегию. В ней Респингер поняла, что не сможет стать женой философа, и покинула его.

В числе избранников Людвига называют Дэвида Пинсента, с которым философ был в отношениях в 1912-м, Фрэнсиса Скиннера, его партнера в 1930-м, и Бена Ричардса, фигурировавшего в личной жизни австрийца в 1940-х.

Философия

В 1911 году Витгенштейн поступил в Кембридж, где был помощником и другом Бертрана Рассела.

Его исследования сопрягались с идеями относительно языковых средств. Он предлагал расценивать тавтологию в предложениях как истину, а противоречия — как ложь или не причислять их ни к одной из категорий.

Преподавательская деятельность на время сменилась занятостью в качестве садовника в монастыре. Затем ученый вновь занялся педагогикой в учебном заведении вблизи Траттенбаха. Здесь он написал новую книгу — детский словарь произношения и орфографии, ставший второй работой автора, опубликованной прижизненно.

Основная идея заключалась в идентичности логической структуры языка и структуры мира. Он в понимании основоположника теории состоит не из объектов, а из фактов. Предложения становятся языковыми единицами. В соответствии с этой концепцией язык подчиняется законам логики и может быть формализован, а предложения, которые эти законы нарушают, бессмысленны. Одна из важных цитат трактата гласила:

Впоследствии у Витгенштейна появились новые идеи, раскрывающие язык как изменяющуюся систему контекстов, в которой могут присутствовать противоречия. Исходя из обновленной концепции, задача философии заключалась в создании ясных правил использования языковых единиц и искоренении противоречий.

Людвиг Витгенштейн и Бертран Рассел

Людвиг Витгенштейн и Бертран Рассел / @Desistfilm и @Russell

После аншлюса в 1938 году ученый стал гражданином Германии. В соответствии с Нюрнбергскими законами мужчину классифицировали как еврея. Философ и его родственники оказались в числе немногих из тех, кому Адольфом Гитлером был присвоен особый расовый статус. На это повлияли положение и финансовые возможности семьи. В 1939-м Людвиг получил британское гражданство.

В этот период ученый читал лекции по математике и философии в Кембридже, что на фоне военных сражений казалось ему невыносимым. В 1941 году он устроился санитаром в лондонскую больницу. Витгенштейн занимался доставкой лекарств из аптек под чужим именем и оставался в заведении инкогнито.

Смерть

В биографии Витгенштейна есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Людвига Витгенштейна.

lyudvig-vitgenshtejn

Биография Витгенштейна

Людвиг Витгенштейн появился на свет 26 апреля 1889 года в Вене. Он рос и воспитывался в семье сталелитейного олигарха еврейского происхождения Карла Витгенштейна и Леопольдины Кальмус. У своих родителей он был самым младшим из 8 детей.

Детство и юность

Глава семейства являлся одним из богатейших людей Европы. Он планировал вырастить из сыновей зажиточных предпринимателей. В связи с этим мужчина решил не отдавать детей в школу, а дать им домашнее образование.

lyudvig-vitgenshtejn-v-detstve

Людвиг в детстве

Карл Витгенштейн отличался суровым характером, вследствие чего требовал беспрекословного подчинения от всех членов семьи. Это негативно отразилось на психике детей. В результате, в молодости трое из 5 братьев Людвига свели счеты с жизнью.

Это привело к тому, что Витгенштейн-старший смягчился и разрешил Людвигу и Паулю посещать обычную школу. Людвиг предпочитал находиться в одиночестве, получая довольно посредственные оценки и крайне трудно находя общий язык с другими ребятами.

Существует версия, согласно которой Людвиг учился в одном классе с Адольфом Гитлером. В свою очередь его брат Пауль стал профессиональным пианистом. Интересен факт, что когда на войне он лишился правой руки, Паулю удалось продолжить играть на инструменте.

В юности Витгенштейн увлекся инженерным делом, а затем и авиаконструированием. В частности, он занимался конструированием пропеллера. Тогда же он стал проявлять интерес к проблеме философских оснований математики.

Философия

Когда Людвигу было около 22 лет он поступил в Кембридж, где был помощником и другом Бертрана Рассела. Когда в 1913 г. не стало его отца, молодой ученый оказался одним из богатейших людей в Европе.

Исследования парня сопрягались с идеями касающимися языковых проблем. Он предлагал относится к тавтологии в предложениях как к истине, а противоречия расценивать как обман.

lyudvig-vitgenshtejn-4

Однако Витгенштейн никогда не стремился к славе, которая обрушилась на него после издания данного труда. В этот период биографии он преподавал в сельской школе, а позже трудился садовником в монастыре.

Людвиг был уверен, что все главные философские проблемы в его трактате уже решены, но в 1926 г. он пересмотрел свои взгляды. Писатель понял, что проблемы по-прежнему существуют, а некоторые изложенные в его книге идеи являются ошибочными.

Ключевая идея заключалась в тождественности логической структуры языка и структуры мира. В свою очередь, мир состоял из фактов, а не из объектов, как он представлялся во многих философских системах.

Весь язык не что иное, как полное описание всего, что есть в мире, то есть всех фактов. Язык подчиняется законам логики и поддается формализации. Все предложения, идущие вразрез с логикой не имеют смысла. То, что возможно описать, может быть сделано.

В итоге, у философа появились новые идеи, раскрывающие язык как меняющуюся систему контекстов, в которой могут присутствовать противоречия. Теперь задача философии заключалась в создании простых и понятных правил использования языковых единиц и устранения противоречий.

Поздние идеи Витгенштейна послужили образованию лингвистической философии, а также повлияли на характер новейшей англо-американской аналитической философии. Одновременно с этим, на основе его взглядов была сформулирована теория логического позитивизма.

lyudvig-vitgenshtejn-1

В 1929 г. Людвиг обосновался в Великобритании, где работал лектором в Тринити-колледже. После аншлюса в 1938 г. он стал гражданином Германии. Как известно, фашисты с особой ненавистью относились к евреям, подвергая их гонениям и репрессиям.

Витгенштейн и его родственники оказались одними из немногих евреев, которым Гитлер предоставил особенный расовый статус. Во многом это было связано с финансовыми возможностями ученого. Спустя год он получил британское гражданство.

В это время биографии Людвиг читал лекции по математике и философии в Кембридже. В разгар Второй мировой войны (1939-1945) он оставил научную деятельность ради работы санитаром в одной из больниц. После окончания войны он покинул Кембриджский университет и сосредоточился на писательской деятельности.

Личная жизнь

Людвиг являлся бисексуалом, то есть имел интимные отношения как с женщинами, так и с мужчинами. В конце 20-х годов он познакомился со швейцаркой Маргаритой Респингер.

На протяжении 5 лет девушка терпела аскетический образ жизни Витгенштейна, но после поездки в Норвегию ее терпение лопнуло. Там она окончательно осознала, что не сможет жить под одной крышей с философом.

Любовниками Людвига были как минимум 3 человека: Дэвид Пинсент, Фрэнсис Скиннер и Бен Ричардс. Любопытно, что ученый имел абсолютный слух, являясь прекрасным музыкантом. Также он был хорошим скульптором и архитектором.

Смерть

Людвиг Витгенштейн умер 29 апреля 1951 года в возрасте 62 лет. Причиной его смерти стал рак простаты. Он был похоронен согласно католическим традициям на одном из кладбищ Кембриджа.

Фото Витгенштейна

lyudvig-vitgenshtejn-i-frensis-skinner

Фрэнсис Скиннер и Людвиг Витгенштейн

Содержание

Биография

Родился 26 апреля 1889 года в Вене в семье сталелитейного магната еврейского происхождения. Его родителями были Карл и Леопольдина Витгенштейн. Он был самым младшим из восьми детей, рождённых в одной из наиболее известных и богатых семей Австро-Венгерской империи. Среди его братьев ― пианист Пауль Витгенштейн, который на войне потерял правую руку. Родители его отца, Герман Христиан и Фанни Витгенштейн, родились в еврейских семьях, но приняли протестантство после переезда из Саксонии в Вену в 1850-х годах, успешно ассимилировавшись в венские протестантские профессиональные слои общества. Витгенштейн, кстати, сказал однажды одному из друзей, что он, вероятно, единственный на свете профессор философии, который никогда не читал Аристотеля.

С 1929 года Витгенштейн живёт в Великобритании, в 1939—1947 годах работает в Кембридже в должности профессора [4] .



Людвиг Витгенштейн умер в Кембридже 29 апреля 1951 года от рака простаты [5] . Похоронен по католическому обычаю на местном кладбище у часовни Святого Эгидия.

Логико-философский трактат

Новая философия Витгенштейна представляет собой скорее набор методов и практик, чем теорию. Он сам полагал, что только так и может выглядеть дисциплина, постоянно вынужденная приспосабливаться к своему меняющемуся предмету. Взгляды позднего Витгенштейна нашли сторонников прежде всего в Оксфорде и Кембридже, дав начало лингвистической философии.

Влияние

В философии Витгенштейна были поставлены и разработаны вопросы и темы, во многом определившие характер новейшей англо-американской аналитической философии. Известны попытки сближения его идей с феноменологией и герменевтикой, а также с религиозной философией (в частности, восточной). В последние годы на Западе опубликованы многие тексты из его обширного рукописного наследия. Ежегодно в Австрии (в городке Кирхберг-на-Векселе) проводятся Витгенштейновские симпозиумы, собирающие философов и ученых со всего мира [1] .

Библиография

Книги

Статьи и журнальные публикации

Литература о Л. Витгенштейне

Книги

Статьи

Ссылки

См. также

Примечания

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 26 апреля
  • Родившиеся в 1889 году
  • Умершие 29 апреля
  • Умершие в 1951 году
  • Философы по алфавиту
  • Родившиеся в Вене
  • Умершие в Кембридже
  • Философы Австрии
  • Философы Великобритании
  • Философы XX века
  • Философы языка
  • Логики Австрии
  • Логики XX века
  • Аналитическая философия
  • Участники Первой мировой войны
  • Умершие от рака предстательной железы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Витгенштейн, Людвиг" в других словарях:

ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг — ВИТГЕНШТЕЙН, ЛЮДВИГ ЙОЗЕФ ИОГАНН (Wittgenstein, Ludwig Josef Johann) (1889 1951), австрийский философ, один из наиболее влиятельных мыслителей 20 в. Витгенштейн родился в Вене 26 апреля 1889. После нескольких лет учебы в Берлине стажировался в… … Энциклопедия Кольера

Витгенштейн Людвиг — Людвиг Витгенштейн Дата и место рождения: 26 апреля 1889 Вена, Австро Венгрия Дата и место смерти: 29 апреля … Википедия

Витгенштейн Людвиг — Витгенштейн (Wittgenstein) Людвиг (26.4.1889, Вена, ‒ 29.4.1951, Кембридж), австрийский философ и логик, представитель аналитической философии. С 1929 жил в Англии, профессор Кембриджского университета (1939‒47). В первом периоде своей… … Большая советская энциклопедия

Витгенштейн, Людвиг — ВИТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг (1889 1951), австрийский философ и логик, один из основателей аналитической философии. С 1929 в Великобритании. Друг и ученик Б. Рассела. Основные труды (“Логико философский трактат”, 1921; “Философские… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Витгенштейн Людвиг — Жизнь Людвиг Витгенштейн родился в Вене в 1889 г. Его отец Карл Витгенштейн был среди основателей сталелитейной промышленности империи Габсбургов. В 1906 г. он отправил сына учиться в Англию. Закончив техническую школу, Людвиг стал студентом… … Западная философия от истоков до наших дней

Витгенштейн Людвиг — (18891951) наиболее яркий представитель философии лингвистического анализа. Его можно считать выдающимся философом XX в. Витгенштейн родился в Вене и был самым младшим из восьми детей. Его четыре брата и три сестры также были талантливыми, в… … Великие философы: учебный словарь-справочник

ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг — (WITTGENSTEIN, Ludwig) (1889 1951) Философ, родился в Австрии; большая часть его творчества была связана с британским периодом жизни. Витгенштейн оказал значительное влияние на некоторые области социологии и прежде всего этнометодологию. Наиболее … Социологический словарь

Витгенштейн, Людвиг — (26.04.1889 (Вена) – 29.04.1951 (Вена, Кембридж) Австрийский философ и логик, представитель аналитической философии. В Логико философском трактате (1921) выдвинул программу построения искусственного логически совершенного , идеального языка,… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

ВИТГЕНШТЕЙН ЛЮДВИГ — (Wittgenstein, Ludwig) (1889 1951) австрийский философ, оказавший огромное влияние на современную философию и на некоторые области социологии. Необычен среди философов тем, что внес свой главный вклад в два расходящихся крупных движения в рамках… … Большой толковый социологический словарь

Австрийский философ и логик, представитель аналитической философии. Выдвинул программу построения искусств, "идеального языка", прообраз которого - язык математической логики. Философию понимал как "критику языка". Разработал доктрину логического атомизма, представляющую собой проекцию структуры знания на структуру мира. Основной труд: "Логико-философский трактат" (1958).

Говорят, что каждый великий философ открывает в философии новое направление. Но только Витгенштейну удалось сделать это дважды: первый раз - в "Логико-философском трактате", который был опубликован сразу после первой мировой войны, и во второй раз, когда мысли Витгенштейна обрела законченную форму в "Философских исследованиях", изданных посмертно после Второй мировой войны. Ранние работы Витгенштейна повлияли на логический позитивизм. Его позднее творчество - на аналитическую философию, которая на протяжении почти четверти века была распространена в англоязычных странах. Никакой другой философ не оказал столь значительного влияния на англо-американскую философию XX века, как Витгенштейн. А между тем он был австрийцем, который писал свои книги по-немецки. Его жизнь и личность были полны тайн, и особенно в те решающие годы, когда он создавал свои поздние философские произведения.

Людвиг Иосиф Иоганн Витгенштейн родился 26 апреля 1889 года в Вене в еврейской семье. Витгенштейны переехали в Австрию из Саксонии. Дед Людвига перешел из иудаизма в протестантство. Мать была католичкой и крестила сына в католической церкви.

Отец Витгенштейна, личность незаурядная, был инженером, впоследствии стал видной фигурой в сталелитейной промышленности Дунайской империи. Богатый дом Витгенштейнов, в котором ценили культуру, слыл центром музыкальной жизни города. Близким другом семьи являлся Иоганнес Брамс.

Людвиг был младшим в семье. Его четыре брата и три сестры также обладали талантами, в особенности музыкальными. До четырнадцати лет Витгенштейн получал домашнее образование, затем учился в школе в Линце (Верхняя Австрия), а с 1906 года занимался в Высшей технической школе в Шарлоттенбурге под Берлином. С детства у него проявился интерес к механике. Еще маленьким мальчиком он сконструировал швейную машинку, которая вызвала всеобщее восхищение. В это время он мечтал стать инженером, как и его отец.

Витгенштейн пробыл в Берлине до весны 1908 года, после чего отправился в Англию. Осенью Людвиг был зачислен студентом-исследователем на технический факультет Манчестерского университета, где числился до осени 1911 года. В течение трех лет Витгенштейн занимался исследованиями в области воздухоплавания. Он пытался сконструировать для самолета реактивный двигатель. Сначала его интересовал сам двигатель, но вскоре он сосредоточился на расчете пропеллера, что было прежде всего математической задачей.

В жизни Витгенштейна период с 1906 по 1912 год был временем мучительных поисков своего призвания. И неизвестно, как сложилась бы его судьба, если бы в его руки не попала книга Бертрана Рассела "Основания математики". По совету великого немецкого логика Фреге в 1911 году Людвиг решил заниматься вместе с Расселом, который в то время находился в Тринити-колледже (Кембридж).

Осенью 1926 года Витгенштейн решил построить в Вене особняк для одной из своих сестер. Этот проект занял два года. Витгенштейн продумал все до мельчайших подробностей. Это здание во многом отражает личность его создателя. Здание лишено украшений и отмечено строгостью размеров и пропорций. Можно сказать, что оно было построено в стиле модерн.

Видимо, под влиянием Венского кружка Витгенштейн решил снова заняться философией. Он вернулся в Кембридж на исследовательскую работу. В качестве диссертации на соискание степени доктора философии Людвиг представил свой "Логико-философский трактат", положения которого во многом были созвучны идеям участников Венского кружка. В результате (рецензентами были Рассел и Мур) Витгенштейн получил исследовательскую стипендию в Тринити-колледже.

В Вене философия логического позитивизма разрабатывалась группой философов, объединившихся в Венский кружок под руководством Морица Шлика. Члены кружка приветствовали основные положения "Трактата", но Витгенштейн, несмотря на свое близкое родство с их взглядами, не присоединился к кружку. Он уже работал над своими собственными идеями в математике и философии мышления.

Представление о философских взглядах Витгенштейна этого периода (около 1930 года) дают два его труда - диссертация, содержащая около восьмисот страниц, и "Философские заметки". В этих работах много места уделено философии математики. Возможно, одну из этих работ Бертран Рассел в 1930 году представлял следующим образом. Совету Тринити-колледжа в связи с обсуждением вопроса о предоставлении протеже субсидии: "Теории, изложенные в этой работе Витгенштейна, являются новыми, весьма оригинальными и, бесспорно, важными. Правильны ли они, я не знаю. Как логик, который стремится к простоте, я склоняюсь к мысли, что это не так. Однако из прочитанного мною я вынес стойкое убеждение, что их автор должен иметь возможность продолжать работу, ибо, когда она будет закончена, вполне может оказаться, что перед нами целая новая философия".

Десять лет отделяет "Трактат", который Витгенштейн закончил в 1918 году, от возобновления его философской работы. "Философские исследования", опубликованные в 1953 году, свидетельствуют о различиях между ранней и последующей работой. Два периода творчества обнаруживают также и преемственность в проблематике. В "Философских исследованиях" Витгенштейн занимается анализом языка в той же степени, что и в "Трактате", хотя природа этого анализа другая. "Философские исследования" в основном концентрируются на тех предложениях, которые описывают ментальную жизнь.

В "Трактате" Витгенштейн основывает все на идее, что значение и отсутствие значения зависят от формального отношения предложения к реальности В "Философских исследованиях" значение рассматривается как функция того, как мы используем слова: человеческие цели и формы жизни, в которых человеческие существа пребывают, выступают как то, что дает язык их значениям. Не существует конечного анализа предложений и в логически собственных именах, которые представляют собой имена простых объектов мира. Вместо этого язык рассматривается как естественное человеческое явление, и задача философии в том, чтобы собрать напоминания о нашем актуальном использовании языка, уничтожить загадку, которую он иногда создает. Философия "просто кладет все перед нами и не объясняет и не дедуцирует ничего", ее результаты "являются открытием того или иного куска явной бессмыслицы", философские проблемы не решаются "ни тем, что дается новая информация, ни тем, что обрабатывается то, что мы всегда знаем".

Витгенштейн утверждает, что "рассмотрение философом вопроса подобно лечению болезни", то есть философский подход не имеет форму "вопроса - ответа", но, как и в случае с болезнью, когда проблема трактуется должным образом, она исчезает.

В работе "Философские исследования" Витгенштейн разработал теорию значения, которую назвал теорией "семейных сходств".

Значение он понимал как способ его употребления в языке. Например, мы выясняем значение слова "игра". Для этой цели можно сравнивать различные игры, выделяя общие признаки, характерные для многих игр. Но это не дает желаемого эффекта, так как у некоторых игр нет определенных признаков, которые наличествуют у других игр. Определенные группы игр могут иметь общие признаки, но зато крайние группы игр вообще могут не иметь ничего общего. По мнению Витгенштейна, подобная ситуация возможна в многодетных семьях, где самый младший и самый старший из детей не похожи друг на друга.

На основе этих рассуждений Витгенштейн приходил к выводу, что для всех игр общим является то, что они называются играми. Словом "игра" условно обозначается то, что подразумевается под игрой. Таким образом, это своего рода конвенция, посредством которой мы подвели под определенное слово ряд объектов, фактов действительности. Поэтому становится понятным известное высказывание из "Философских исследований": "Для большого класса случаев, хотя и не для всех, в которых мы используем слово "значение", оно может быть определено следующим образом: значение некоторого слова - это его использование в языке".

Витгенштейн называет употребление языка в нашей жизни языковыми играми. Некоторые из языковых игр имеют дело с практическим использованием знаков и поднимают вопросы об условиях, при которых практическое использование знаков действительно выражается в использовании языка Витгенштейн подчеркивает, таким образом, способы функционирования языка в нашей жизни. Некоторые исследователи считают, что такая позиция выражает своего рода скептицизм в отношении правил и следования им, но Витгенштейн вероятнее всего подчеркивает просто знание того, как следует придерживаться правил, которые содержатся в поведенческих и практических контекстах и ситуациях. Наше понимание использования выражений в языке предполагает такое знание.

В "Философских исследованиях", отвечая на вопрос, "что является целью его философии", он говорит, что его цель - это показать способ, "каким муха вылетает из мухоловки".

С 1929 года и до смерти Витгенштейн почти безвыездно живет в Англии. Когда после "аншлюса" его австрийский паспорт стал недействительным, он предпочел немецкому британское гражданство, хотя не любил английский стиль жизни и ему не нравилась академическая атмосфера Кембриджа.

С 1930 года Витгенштейн начал читать лекции в Кембридже. Как и следовало ожидать, его лекции были совсем не академическими. Он читал лекции в своей комнате в Тринити, сидя за столом, одетый в рубашку с открытым воротом, фланелевые брюки, кожаный пиджак. Г. фон Вригг в своем биографическом очерке о Витгенштейне писал: "Перед ним не было ни рукописи, ни заметок. Он думал перед аудиторией. Впечатление было такое, что он находился в сильнейшей концентрации внимания. Изложение обычно приводило к вопросу, на который аудитории предлагалось ответить. Ответы в свою очередь становились начальными точками для новых мыслей, ведущих к новым вопросам". Два цикла заметок, которые Витгенштейн диктовал своей философской аудитории между 1933 и 1935 годами, стали известными как "Синяя книга" и "Коричневая книга".

Когда в 1935 году истек срок его членства в Тринити-колледже, он подумывал о том, чтобы поселиться в Советском Союзе Он посетил нашу страну вместе с другом и, по-видимому, остался доволен поездкой. То, что его планы не осуществились, связано, по крайней мере, отчасти, с ужесточением политического режима в России. Витгенштейн оставался в Кембридже до лета 1936 года. Потом он почти год жил в своей хижине в Норвегии, где начал писать "Философские исследования".

В 1937 году Витгенштейн возвратился в Кембридж, где через два года сменил Мура на кафедре философии. Незадолго до того, как Витгенштейн занял кафедру, началась Вторая мировая война. Сначала он поступил санитаром в лондонский Гай-госпиталь, потом работал в медицинской лаборатории в Ньюкасле.

Следует отметить, что Витгенштейна очень привлекала профессия медика, и в 1930-е годы у него возникали мысли о том, чтобы оставить философию и заняться медициной. За время пребывания в Ньюкасле он изобрел несколько технических новинок, которые сам и испытал.

Весной 1947 года состоялись его последние лекции в Кембридже. Осенью Виттгенштейн был в отпуске, а в конце года подал в отставку, чтобы посвятить себя исследованиям. Зиму 1948 года он провел на ферме в сельской местности в Ирландии. После чего перебрался в хижину в Голуэе, на западном побережье Ирландии. Его соседями были простые рыбаки. Говорят, что каждый день к нему слетались множество птиц и брали корм из его рук.

Однако жизнь в Голуэе оказалась очень тяжелой для пожилого Витгенштейна, и уже осенью 1948 года философ переехал в Дублин, где поселился в отеле. Следующие полгода были для него исключительно плодотворными. Именно тогда он закончил вторую часть "Философских исследований".

Осенью 1949 года у него обнаружился рак. В это время Витгенштейн находился в Кембридже после непродолжительного пребывания в Соединенных Штатах. Философ предпочел не возвращаться в Ирландию, а остаться у своих друзей в Оксфорде и Кембридже. В следующем году он вместе с другом поехал в Норвегию и даже планировал поселиться там в начале следующего года.

Болезнь отнимала у него силы. Однако последние два месяца он провел на ногах и чувствовал себя на подъеме.

Сильная и яркая личность Витгенштейна не могла не воздействовать на окружающих. К нему нельзя было остаться равнодушным. У некоторых он вызывал активное неприятие. Но многих очаровывал и вызывал восхищение. Верно, что Витгенштейн избегал заводить знакомства, но нуждался в дружбе и настойчиво искал ее. Он был удивительным, но требовательным другом. Мне кажется, что большинство его друзей одновременно и любили и побаивались его.

Витгенштейн иногда говорил, что испытывает чувство обреченности. Будущее рисовалось ему мрачным. Современность была беспросветной. Его мысль о беспощадности человека явно близка некоторым теориям-предопределениям.

У Витгенштейна не было систематических знаний по истории философии. Он мог читать только то, что воспринимал личностно. В юности он отдавал предпочтение Шопенгауэру. В работах Спинозы, Канта и Юма он смог понять, по его собственным словам, только отдельные места. Однако доподлинно известно, что он читал Платона и наслаждался им.

Витгенштейн испытал гораздо большее влияние со стороны авторов, занимающих промежуточное положение между философией, религией и поэзией, чем со стороны философов в строгом смысле слова Это Блаженный Августин, Кьеркегор, Достоевский и Толстой. Философские разделы "Исповеди" Блаженного Августина обнаруживают удивительное сходство с философским методом Витгенштейна. Существуют явные параллели между Витгенштейном и Паскалем.

Жизнь и личность Витгенштейна распространяли почти такое же очарование, как и его мышление. Многочисленные ученики, друзья и коллеги Витгенштейна отмечали его обаяние, вспыльчивость, магнетизм и блеск. Анекдоты о его музыкальном мастерстве, интеллектуальной яркости и памяти, его оригинальности, резкости, щедрости и эксцентричности содержатся во множестве в воспоминаниях тех, кто встречался с Витгенштейном. Он любил американские фильмы и ходил на них, чтобы отдохнуть от философии. Норман Малькольм рассказывает, что Витгенштейн часто чувствовал истощение от лекции и испытывал к ним отвращение.

В своих "Мемуарах" он пишет: "Часто он устремлялся в кино сразу же после своих занятий в аудитории. Как только занимающиеся начинали покидать комнату, он умоляюще глядел и говорил низким голосом "Может быть, пойти в кино?". По дороге в кинотеатр Витгенштейн мог купить булочку или пирожок с холодной свининой и жевать его в то время, как смотрел фильм. Он стремился к тому, чтобы сидеть в первых рядах кресел, так чтобы экран занимал все поле его зрения и его ум был бы далек от мыслей его лекции и чувства отвращения".

Несомненно, что личность и труды Витгенштейна будут вызывать споры и порождать различные мнения в будущем. Автор афоризмов "Загадки не существует" и "То, что может быть сказано, может быть сказано ясно" сам был загадкой. Кто-то однажды сказал, что он был логиком и мистиком одновременно. Ни одна из этих характеристик не является верной, хотя каждая указывает на что-то очень существенное.

За свою не такую уж и долгую жизнь Людвиг Витгенштейн успел побывать миллионером, инженером, солдатом, деревенским учителем, садовником в монастыре, архитектором и санитаром. Однако человечество почему-то запомнило его только как величайшего мыслителя.

И это несмотря на то, что сам Витгенштейн считал философию не только бессмысленным, но и в чем-то даже вредным занятием.

Как Витгенштейну удалось прожить 62 года и ни разу не покончить с собой — загадка. Мало того, что сам философ годами не выходил из тяжелой депрессии (да к тому же, по мнению отдельных исследователей, страдал вялотекущей шизофренией), так еще и окружающие люди, словно нарочно, подавали ему дурные примеры. Родственники, друзья и просто знакомые Витгенштейна с пугающей легкостью расставались с жизнью.

В 1902-м наложил на себя руки Ганс, старший брат будущего философа, уехавший из родной Австрии на Кубу. Год спустя тринадцатилетнему Людвигу пришлось надеть траур по своему второму брату — Рудольфу, ушедшему из жизни в Берлине. К счастью, у Людвига оставались еще два брата — Пауль и Курт. Казалось, уж они-то не совершат подобной глупости. Однако в 1918 году офицер австро-венгерской армии Курт, попав вместе со своим взводом в окружение, не нашел иного выхода, кроме как пустить себе пулю в висок.

Окончив школу, Людвиг собрался было продолжить обучение у австрийского физика Больцмана, но тот тоже свел счеты с жизнью. Скорбный список можно было бы растянуть еще на пару страниц, добавив к самоубийцам и тех знакомых и друзей философа, которые чуть ли не каждый год умирали от тяжелых болезней и несчастных случаев.

В общем, поводов для неважного настроения у Витгенштейна было предостаточно. Но свое собственное стремление к самоуничтожению Людвиг инстинктивно подавлял кардинальными переменами образа жизни и экстравагантным поведением.

Детство, отрочество, юность

Людвиг Йозеф Иоганн родился 26 апреля 1889 года в семье одного из самых богатых людей Австро-Венгрии — сталелитейного магната Карла Витгенштейна. Три дочери, четыре сына и одна жена Витгенштейна-старшего жили в роскоши и благополучии. Впоследствии Людвиг даже утверждал, что в их особняке было девять роялей. Впрочем, биографы отказываются этому верить.

Хотя доподлинно известно, что к Витгенштейнам регулярно захаживали композиторы Густав Малер и Иоганнес Брамс, а братья Ганс и Пауль были талантливыми пианистами, остается неясным, кто играл на оставшихся пяти инструментах. (К слову, после того как Пауль потерял на войне правую руку, Морис Равель специально для него сочинил знаменитый сейчас Концерт для фортепиано с оркестром ре минор для левой руки.) Сам же Людвиг в детстве отлично играл на кларнете.

Получив изрядное начальное домашнее образование, Людвиг отправился за средним. Примечательно, что одним из его одноклассников по Линцевской школе оказался Адольф Гитлер* (тогда еще известный под фамилией Шикльгрубер), который после захвата Австрии в 1938 году вынудит Витгенштейна принять английское гражданство.

Восходящая звезда европейской философии

Людвиг пробыл в Кембридже только до августа 1913 года. Да и то в последние полгода он чувствовал себя не лучшим образом — хандрил и все время говорил о своей скорой смерти (сроки печальной даты колебались от двух месяцев до четырех лет).

Единственное, чего не хватало в Норвегии, — это приличных спарринг-партнеров. Витгенштейн считал, что философ, который не вступает в дискуссии, подобен боксеру, который не выходит на ринг. Людвиг писал Эдварду Муру, преподавателю Кембриджа, основателю аналитической философии: ты, мол, единственный на всем белом свете, кто способен понять меня, срочно приезжай. Тащиться на север Муру не хотелось, но Людвиг был весьма настойчив.

Миллионер

В 1913 году умер отец Людвига, оставив сыну в наследство огромное состояние. Витгенштейн не долго думал, куда деть отвлекавшие от размышлений о бренности существования деньги: он решил помочь бедствовавшим братьям по разуму — художникам, литераторам и философам.

Двадцать тысяч крон от Витгенштейна получил Райнер Мария Рильке. Еще 80 тысяч были распределены среди других деятелей искусства. От остальных денег Витгенштейн отказался в пользу родственников.

Солдат

Читайте также: