Структурная лингвистика это кратко и понятно
Обновлено: 06.07.2024
Диахрония и синхрония — два противопоставленных аспекта исторической лингвистики. Наиболее подробно их рассмотрел Фердинанд де Соссюр.
Когнитивная лингвистика — направление в языкознании, которое исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных когнитивных способностей человека с языком и формы их взаимодействия.
Порожда́ющая грамма́тика (генеративная грамматика, англ. generative grammar) — формализм генеративной лингвистики, связанный с изучением синтаксиса. В рамках подхода порождающей грамматики формулируется система правил, при помощи которых можно определить, какая комбинация слов оформляет грамматически правильное предложение. Термин введён в научный оборот в работах Ноама Хомского в конце 1950-х годов (в ранних версиях теории Хомского использовался термин трансформационная грамматика, англ. transformational.
Дескриптиви́зм, дескриптивная лингвистика (англ. descriptive "описательный" структурной лингвистики сходились в том, что связь лингвистики с другими науками если и может быть, то лишь односторонней: другие науки могут и даже должны использовать результаты, полученные лингвистикой, но последняя от них совершенно независима.
Культурологические исследования ведутся посредством общественно-научной методологии, применяемые в антропологии и социологии: эволюционизм, цивилизационизм, диффузионизм, функционализм, структурализм и пр. Используются также научные принципы синергетики и лингвистики (семиотика, структурная лингвистик и т. п.). Собственно культурологическими методологиями можно назвать постструктурализм и постмодернизм. Они решают познавательные задачи, специфичные именно для культурологии: интерпретируют культуру как исторически сложившуюся на базе социального опыта общества информационную систему, управляющую поведением людей22.
Мартине А. Распространение языка и структурная лингвистика // Новое в лингвистике. – Вып. 6: Языковые контакты. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1972. – С. 81–93.
Связанные понятия (продолжение)
Общее языкознание (общая лингвистика) – раздел языкознания, занимающийся свойствами, которыми обладают все языки, чем отличается от частного языкознания, которое занимается отдельными языками.
Психолингви́стика — дисциплина, которая находится на стыке психологии и лингвистики. Изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания. Возникла в 1953 году.
Лингвокультурология — это отрасль языкознания, которая изучает отношения между языком и культурными концептами (Sharifian, 2011). Культурная лингвистика ускоряет теоретический и аналитический прогресс как когнитивистики (включая изучение сложных систем и процессов распределения познавательной способности), так и антропологии. Культурная лингвистика исследует, как различные языки при помощи своих особенностей отражают культурные концепты, включая культурные модели, культурные категории и культурные.
Типология — раздел лингвистики, занимающийся выяснением наиболее общих закономерностей различных языков, не связанных между собой общим происхождением или взаимным влиянием. Типология стремится выявить наиболее вероятные явления в различных языках. В случае если некоторое явление выявляется в представительной группе языков, оно может считаться типологической закономерностью, применимой к языку как таковому.
Генерати́вная лингви́стика (трансформационная порождающая грамматика, трансформационно-генеративная грамматика, хомскианская лингвистика, генеративизм) — направление в современном мировом языкознании, получило распространение с конца 1950-х годов, основоположник — Ноам Хомский (США). В 1960—1990-е годы генеративизм являлся наиболее влиятельным подходом в лингвистике.
Социолингви́стика (социологическая лингвистика) — раздел языкознания, изучающий связь между языком и социальными условиями его бытования. Социолингвистика тесно связана с такими лингвистическими дисциплинами, как психолингвистика и этнолингвистика. На стыке социолингвистики и экономической теории развивается такое направление исследований, как экономика языка.
Терминове́дение (терминология — устар.) — наука, изучающая специальную лексику с точки зрения её типологии, происхождения, формы, содержания (значения) и функционирования, а также использования, упорядочения и создания.
Словообразова́ние (дериватоло́гия) — раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке.
Младограмма́тики (нем. Junggrammatiker) — школа в немецкой лингвистике XIX в., впервые предложившая применить естественно-научные принципы верификации научного знания к лингвистике. В качестве конкретного примера они предложили гипотезу регулярных фонетических соответствий. Центральную роль в работах младограмматиков играло сравнительно-историческое языкознание, в частности, индоевропеистика.
Переводоведение (англ. Translation Studies), изредка традуктология — гуманитарная дисциплина на стыке лингвистики, теории коммуникации, сравнительного литературоведения, семиотики и социологии, изучающая процесс и результаты устного и письменного перевода, а также широкий круг смежных явлений (например, локализацию). Кроме того, в сферу интересов переводоведения попадают идеология и социальные аспекты перевода как деятельности.
История лингвистики (история языкознания, история лингвистических учений) — наука о становлении и развитии лингвистики как науки, концепций, теорий и практической лингвистической деятельности, о лингвистических традициях.
Историческая, или диахроническая (от греч. δια — через и χρόνος — время) лингвистика является научной дисциплиной, занимающейся изучением истории языка. Этот вид лингвистики направлен на.
Этнолингвистика (от греч. έθνος — народ, племя), лингвистическая антропология — это отрасль лингвистики, изучающая отношения между языком и культурой, а также особенности восприятия мира разными этническими группами. Это соединение лингвистики и этнологии — науки, в рамках которой изучаются аспекты жизни целых общностей, то есть те особенности, благодаря которым одна общность отличается от других.
Универсальная грамматика — термин, которым в ряде лингвистических теорий обозначается предполагаемый набор правил или принципов, присущих каждому человеческому языку. Подобные правила не определяют язык полностью: они допускают значительную вариантность, но ограничивают её некоторыми конечными рамками. В современной когнитивной науке универсальная грамматика понимается как встроенное на генетическом уровне знание о языке.
Грамматикализа́ция — языковое изменение, при котором в ходе эволюции языка слова превращаются в грамматические показатели (например, полнозначный глагол со значением стать может стать маркером будущего времени или указательное местоимение может превратиться в определённый артикль).
Языково́й знак — единица языка (морфема, слово, словосочетание или предложение), служащая либо для обозначения предметов или явлений действительности и их отношений, либо для обозначения отношений между элементами языка в составе сложных знаков; выразитель данного языкового значения. Морфемы, способные реализовывать значения лишь в комбинации с другими знаками, могут быть названы полузнаками или частичными знаками (в противопоставлении полным, отнесённым непосредственно к обозначаемой ситуации.
Си́нтаксис (др.-греч. σύν-ταξις — составление) — раздел лингвистики, изучающий строение и функциональное взаимодействие различных частей речи в предложениях, словосочетаниях и пр. языковых единицах. Является составной частью грамматики. Исследуемые в рамках синтаксиса вопросы тесно соприкасаются с областью изучения морфологии.
Сравнительно-историческое языкознание (также лингвисти́ческая компаративи́стика) — область лингвистики, посвящённая прежде всего родству языков, которое понимается историко-генетически (как факт происхождения от общего праязыка). Сравнительно-историческое языкознание занимается установлением степени родства между языками (построением генеалогической классификации языков), реконструкцией праязыков, исследованием диахронических процессов в истории языков, их групп и семей, этимологией слов.
Прикладна́я лингви́стика (прикладное языкознание) — наряду с теоретической лингвистикой является частью науки, занимающейся языком. Специализируется на решении практических задач, связанных с изучением языка, а также на практическом использовании лингвистической теории в других областях.
Лингводидактика — прикладная лингвистическая дисциплина, рассматривающая как обучение иностранному языку, так и усвоение иностранного языка. Лингводидактика исследует общие закономерности обучения языкам, разрабатывает методы и средства обучения определённому языку в зависимости от дидактических целей, изучает влияние монолингвизма (одноязычия) или билингвизма (двуязычия) на усвоение языка и решает целый ряд смежных задач.
- понимание языка как знаковой системы с четко выделенными структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.)
- и [отсюда] стремление к строгому формальному описанию языка (как в точных науках).
Основателем структурной лингвистики считается Фердинанд де Соссюр. Свое название СЛ получила благодаря особому вниманию к структуре языка, которая представляет собой сеть [различных?] отношений ([в т.ч.?] противопоставлений) между элементами языковой системы, упорядоченных и находящихся в иерархической [или даже сетевой?] зависимости в пределах определенных уровней.
Разделы страницы о внутренней лингвистике, её школах и направлениях:
- Структурная лингвистика
- Генеративная лингвистика и порождающая грамматика
- Функциональная лингвистика
Структурная лингвистика
Структурализм в лингвистике
Структурное описание языка [структурализм в лингвистике] предполагает такой анализ реального текста, который позволяет выделить обобщенные инвариантные единицы (схемы предложений, морфемы, фонемы) и соотнести их с конкретными речевыми сегментами на основе строгих правил реализации. Эти правила определяют границы допустимого варьирования языковых единиц в речи. В зависимости от уровня анализа правила реализации формулируются как правила позиционного распределения конкретных, например, принцип дополнительной дистрибуции в фонологии и морфологии (дистрибутивный анализ), или как трансформационные правила в синтаксисе (при трансформационном анализе), регулирующие переход от инвариантной глубинной структуры предложения к множеству ее реализации.
Лингвистический структурализм (структурная лингвистика) возник в начале XX в. с появлением "Курса общей лингвистики" (1916) Ф. де Соссюра. Структуралисты, особенно дескриптивистского направления, свели представления о языковых универсалиях до минимума и поставили описание наблюдаемых в языке форм во главу угла, выводя таким образом частные категории и классы для каждого конкретного языка. С такой точки зрения единственными справедливыми обобщениями, касающимися языка, являются выводы конкретного языкового анализа.
Основными принципами лингвистического структурализма являются следующие:
- подлинной и основной реальностью является не отдельный факт какого-либо языка, а язык как система; каждый элемент языка существует лишь в силу его отношений к другим элементам в составе системы; система не суммируется из элементов, а, напротив, определяет их;
- костяк, структуру системы создают вневременные отношения; отношения в рамках системы доминируют над элементами;
- поэтому возможно вневременное квантитативное ("алгебраическое") изучение системы языка, основанное на отношениях, а не на индивидуальности элементов или их материальности; возможно применение строгих, математических методов в лингвистике;
- язык есть система особого рода — знаковая система, существующая, с одной стороны, объективно, вне психики человека, в межличностном общении людей, с другой стороны — эта система существует и в психике людей;
- подобно языку организованы некоторые др. системы, действующие в человеческих обществах, — фольклор, обычаи и ритуалы, отношения родства и др.; все они могут изучаться, подобно языку, лингвистически, в частности быть достаточно строго формализоваться (семиотика).
Школы лингвистического структурализма
На структурную лингвистику оказали влияние: Сепир, Блумфилд. Ф. де Соссюр, один из создателей и ведущих теоретиков - Якобсон; у нас - Реформатский (знаковая теория языка), Ревзин (общая теория моделирования), Холодович; практическое применение методов СЛ: Апресян, Арутюнова, Гак, Зализняк, Звегинцев, Мельчук, Успенский и др.
Наиболее полное развитие структурализм получил в следующих трех школах:
- Пражская лингвистическая школа сложилась в 20-е гг. 20 в. Пражцы работали в русле филологической европейской традиции (в отличие, например, от американских дескриптивистов), изучая европейские языки с богатой культурной историей. На этой основе ими была выработана концепция языка как "системы систем", определена динамика развития таких систем, исследованы многие проблемы высказывания (т.н. актуальное членение предложения и др.). Основным достижением было создание теоретической фонологии с ее центральным понятием оппозиции, по образцу которой формировалось описание других сфер языка. Некоторой слабостью этой школы было недостаточное внимание к логической стороне теории и метода. [Концепция языка пражского лингвистического кружка называется функциональной лингвистикой.]
- С середины 30-х гг. начал работу Копенгагенский лингвистический кружок (т.н. датский структурализм; глоссематика). Поставив своей целью на новой основе решить проблему универсальной грамматики (в качестве методологических источников Л. Ельмслев называл работы Карнапа, Рассела и Уайтхеда), копенгагенские лингвисты пришли к теории языка и методам его описания, основанным на абсолютном примате отношений над элементами; язык понимался как "система чистых отношений". В стремлении к универсальности глоссематика достигла такой высокой степени абстракции, что оказалась бесполезной при исследовании конкретных языковых явлений. В определенном смысле глоссематика явилась более логико-ориентированной теорией, чем теории логического направления, поэтому она в более чем полной мере получила критику за свойственные не только ей недостатки — удаление из теории языка языковой субстанции, связанное с этим игнорирование его социального характера и т. д.
- Американский вариант структурализма, т.н. дескриптивизм, возник в США также в 20-е. гг. 20 в. На основе изучения бесписьменных индейских языков Америки были выработаны приемы максимально объективного первоначального описания языка — установления его фонем, морфем и элементарных синтаксических конструкций, создан специальный дистрибутивный метод, основой которого послужило понятие дистрибуции. Однако к началу 60-х гг. обнаружились слабая объяснительная сила, малая применимость метода теории этого направления в семантике и синтаксисе. В процессе преодоления указанных недостатков выросло новое направление — генеративизм.
Библиография по структурной лингвистике
- Введение в структурную лингвистику.Засорина Л.Н. 1974. Твердый переплет. 320 с.
- Структурная лингвистика.Шаумян С.К. 1965. Твердый переплет. 396 с.
Генеративная лингвистика и порождающая грамматика
На базе структурной лингвистики развилась порождающая грамматика (генеративная лингвистика). идеи структурного анализа во многом определили постановку и решение задач, связанных с машинным переводом. Структурное языковедение открыло дорогу для широкого проникновения в языкознание математических методов (математическая лингвистика).
Функциональная лингвистика
На основе структурной лингвистики возникла также функциональная лингвистика (функционализм). Функциона́льная лингви́стика (функционализм) — совокупность школ и направлений, возникших как одно из ответвлений структурной лингвистики, характеризующихся преимущественным вниманием к функционированию языка как средства общения. Предшественники Ф. л. — И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ф. де Соссюр, О. Есперсен.
В ряде случаев функциональный подход понимается как ориентация на ту роль, которую данная единица играет в составе более крупного целого (или в составе единицы высшего ранга), т. е. на её синтаксическую позицию. Таков, например, функциональный подход к типологии лексических значений у Н. Д. Арутюновой.
СТРУКТУ́РНАЯ ЛИНГВИ́СТИКА, совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы с чётко выделимыми структурными элементами ( единицами языка , их классами и др.) и стремление к строгому (приближающемуся к точным наукам) описанию языка. Своё название С. л. получила благодаря особому вниманию к структуре языка, которая представляет собой сеть отношений (противопоставлений) между элементами системы языковой (см. также Знак языковой , Оппозиции языковые ), упорядоченных и находящихся в иерархич. зависимости в пределах определённых уровней (см. Уровни языка ). Структурное описание языка предполагает такой анализ реального текста, который позволяет выделить обобщённые инвариантные единицы (схемы предложений, морфемы , фонемы ) и соотнести их с конкретными речевыми сегментами на основе строгих правил реализации. Эти правила определяют границы варьирования языковых единиц в речи, допустимого с точки зрения сохранения ими самотождественности, т. е. фиксируют набор допустимых синонимич. преобразований единицы языка. В зависимости от уровня анализа правила реализации формулируются как правила позиц. распределения конкретных вариантов единицы, напр. принцип дополнит. дистрибуции в фонологии и морфологии (см. Дистрибутивный анализ ), или как трансформац. правила в синтаксисе (при трансформац. анализе; см. Трансформационный метод ), регулирующие переход от инвариантной глубинной структуры предложения к множеству её реализаций (поверхностное представление). На базе С. л. развилась порождающая грамматика (см. Генеративная лингвистика ); идеи структурного анализа языка во многом определили постановку и решение задач, связанных с автоматическим переводом . Сочетание С. л. с типологией лингвистической привело к возникновению структурной типологии , исследующей общие закономерности строения отд. фрагментов языковой системы и языка в целом (см. также Универсалии лингвистические ). Благодаря С. л. в языкознание пришли математич. методы исследования (см. Математическая лингвистика ).
Структу́рная лингви́стика — языковедческая дисциплина, предметом которой является язык, изучаемый с точки зрения своего формального строения и организации его в целом, а также с точки зрения формального строения образующих его компонентов как в плане выражения, так и в плане содержания.
Содержание
История структурной лингвистики
Основателем структурной лингвистики принято считать Фердинанда де Соссюра.
Предмет структурной лингвистики
Формальное строение любого компонента языка и языка в целом называется его структурой. Таким образом, именно языковые структуры (в плане содержания и в плане выражения) образуют предмет структурной лингвистики.
Специфика структурной лингвистики учитывает в первую очередь отношения между компонентами того или иного языкового объекта и их формацию. Системность и структурность языка отмечалась еще лингвистами начала XX века (швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр).
Базовые теоретические положения структурной лингвистики
- Определение языка. Теория языка и речи. Учение о лингвистическом знаке. Теория ценности.
- Системный характер языка. Выявления системы языка. Отношения языковых единиц. Метод анализа языковых единиц.
- Учение о диахронии и синхронии. Внешняя и внутренняя лингвистики.
Метод структурного анализа - позволяет выявить пути исторического развития внутри структурных отношений.
Основные результаты исследования языка в структурной лингвистике
Этапы развития структурализма
Школы структурализма
Критики структурной лингвистики
См. также
Литература
Ссылки
- Школы и направления в лингвистике
- Структурная лингвистика
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Структурная лингвистика" в других словарях:
СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА — (лингвистический структурализм) направление в языкознании, возникшее в начале ХХ в. и определившее во многом не только лингвистическую, но и философскую и культурологическую парадигмы (см. ПАРАДИГМА) всего ХХ века. В основе С. л. понятие… … Энциклопедия культурологии
СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА — совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы (см. Знак языковой) с четко выделяемыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и стремление к строгому… … Большой Энциклопедический словарь
СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА — СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА. Раздел лингвистики, задачами которого являются построение формальных, точных и однозначных лингвистических моделей, выявление взаимных связей в системе и тексте, т. е. парадигматических и синтагматических отношений (см.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
структурная лингвистика — совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы (см. Знак языковой) с чётко выделяемыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и стремление к строгому… … Энциклопедический словарь
Структурная лингвистика — Структурная лингвистика совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы (см. Знак языковой) с чётко выделимыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и… … Лингвистический энциклопедический словарь
Структурная лингвистика — совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы (см. Знак языковой) с четко выделимыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и стремление к… … Большая советская энциклопедия
СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА — раздел лингвистики, для к рого характерно преимущественное внимание к исследованию структуры языковых механизмов и стремление к точному описанию этой структуры. Развитие С. л. привело к созданию математич. методов изучения структуры языка и… … Математическая энциклопедия
структурная лингвистика — 1) То же, что структурализм. 2) Отрасль языкознания, ограничивающая предмет своего исследования внутренними соотношениями и связями в системе языка в отвлечении от таких проблем, как взаимоотношения языка и мышления, связь языка с обществом и т.… … Словарь лингвистических терминов
структурная лингвистика — отрасль языкознания, ограничивающая предмет исследования внутренними соотношениями и связями в системе языка … Толковый переводоведческий словарь
Структурная лингвистика — категория, позволяющая приоткрыть завесу над механизмами создания и передачи информации от человека человеку, а также “промывания мозгов”. Например, бессмысленная фраза Глокая куздра будланула бокра и кудрячит бокренка после некоторого… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений
Структурная лингвистика формировал ась как социологическая традиция и была направлением языкознания, в котором применялась системная методика - универсальная схема описания конкретных языковых структур. Она получила название структурализма для обозначения вопросов о составляющих объекта как целого. Его сторонники проводят исследования элементов текстов как некой предметной структуры, а не пластов сознания, через которое осуществляется восприятие произведения. Основной интерес они проявляют к синтактике, оставляя в стороне вопросы истории, социального контекста и выявления реального содержания художественного текста.
В любом толковании язык создается человеком благодаря врожденной или полученной им речевой способности: он есть результат творчества. В описательной же теории языка соотношение между ним и человеком прямо противоположно. Язык как средство общения (коммуникации) создает в человеке его особые человеческие качества. Поэтому человек не может создавать язык, вмешиваться в его развитие, а может лишь описывать его свойства, регистрировать его изменения в описании.
В этом плане структурализм стремится установить связи не с историей общества, а с социологией, понимая под ней науку о системе функционирующих социальных институтов.
Соссюр решал вопрос о соотношении социального и индивидуального в языке на основе четкого разграничения языка и речи. По его учению, язык это явление чисто социальное, так как в его систему входит только то, что получает распространение в языковом коллективе. Именно в нем исторически вырабатываются определенные языковые нормы, обязательные для всех входящих в него индивидов. Речь же - явление индивидуальное: это реальное звучание (физическая сущность).
Слова в ней относятся к вещам и обозначают их в речи, являясь знаками.
Сущность языка для Соссюра заключалась в том, что он есть система знаков, в которой главную роль играют отношения между ними (а не сами знаки). Элементами языка выступают знаки, составные элементы знаков, устойчивые сочетания знаков, которые неразрывно связаны между собой и образуют единое целое. Эти связи, являющиеся разнообразными отношениями между элементами, представляют собой структуру языка.
Язык как единая система имеет иерархическую структуру знакового продукта, т. е. наличие в нем знаковых единиц разной степени сложности. Единицы языка образуют разные уровни организации языковой системы: фонетической, морфемный, синтаксический, лексико-семантический. Отдельные структуры могут быть разбиты на их компоненты, поэтому систему надо рассматривать как систему чего-то.
В частности, характер взаимоотношений между элементами языка и зависимости их от системы определяется тем, в какой степени они связаны с выражением понятий и других явлений человеческого сознания. Фонемы не выражают ни понятий, ни других элементов сознания: их функция в языке - чисто разграничительная. И в фонеме действительно с точки зрения функции нет ничего, кроме различий, и характер их, сущность их целиком определяется системой языка.
Это относится и к морфемам, которые, имея несамостоятельные значения, не соотносятся непосредственно с действительностью и функционируют в полной зависимости от системы языка и тех противопоставлений, которые исторически сложились между ними в системе языка.
Ввиду функциональных и качественных различий между языковыми элементами разного рода и отношения между ними совершенно различны. Так, отношения между фонемами иного рода, чем между словами, и не такие, как между словами и фонемами. Вследствие этого язык образует, по существу, не одну систему, а несколько взаимосвязанных систем (систему систем). Фонемы составляют совершенно иную систему, чем морфемы или словоформы. Но поскольку эти системы в свою очередь связаны между собой и вне этой связи не могут существовать, язык в целом является системой, подчиняющейся своему собственному порядку. Системы же, входящие в его состав, выступают как подсистемы. При этом язык как система не зависит от экстралингвистических факторов - общества и мышления.
Роль фактора системности (собственно лингвистические факторы) абсолютизируется Соссюром и превращается в принципиальное отрицание влияния на структуру языка и ее развитие экстралингвистических факторов. В его понимании они действуют на язык спонтанно. В частности, влияние общества на язык может вызвать в нем только изменения отдельных элементов - появление новых слов, возникновение территориальных различий и т. п., а это для системы языка несущественно.
Применение системно-структурного подхода позволило Соссюру обеспечить объективность описания структуры языка, исключая субъективность исследователя, и по-новому представить некоторые стороны сущности языка. На основе ряда его общих идей в 20-30-х годах сложились различные течения, изучающие язык как имманентную систему, которые были объединены под общим названием - структурализм (Парижская, Копенгагенская, Американская лингвистические школы). В его рамках вырабатывается ряд таких понятий, как инвариант, уровень, единица языка и т. п., которые выстраиваются в определенной схеме, считающейся универсальной для описания любого языка.
Структурная лингвистика ориентируется на поиск связей с математической логикой, разработку формально аналитических процедур изучения языка как семиотической системы. Тем самым структурализм вносит свой вклад в возникновение новых дисциплин о языковой практике - теорию рекламы, информатики, журналистики и др.
К. Леви-Стросс в рамках этнологии исследовал системы родства и семейно-брачных отношений, племенные организации у первобытных народов, а также обряды, тотемизм, мифы, способы мышления и т. п. Он искал за ними скрытые Фундаментальные структуры, которые определяют отдельные элементы систем и их варианты. Данные структуры усматривались им во всеобщих бессознательных формах деятельности интеллекта, а также в лингвинистических (знаковых) структурах. Эти два момента (бессознательные логические и знаковые структуры) находились в центре внимания в структуралистических исследованиях.
В частности, Ж. Лакан исследовал в этом плане развитие индивида, соединяя методы психоанализа и структурной лингвистики. М. Фуко разработал концепцию культуры, основываясь на различии бессознательных схем и «практике речи. в разных культурно-исторических эпохах. Он отрицал наличие единого исторического процесса и рассматривал каждую эпоху автономно. Однако в их основе Фуко усматривал единые интеллектуальные структуры. Социально-экономические процессы определялись им лингвистическими системами, соответственно речь должна быть главным объектом исследований.
Структурализм развивался неоднородно, но для различных его течений можно выделить общие принципы.
1. Приоритетность отношений в системе (а не элементов). Структура отношений не зависит от спецификации элементов, а, скорее, определяет их.
2. Структура как инвариантная характеристика системных отношений воплощается в ряде конкретных вариантов на основе универсального изоморфизма - универсального кода структур, который позволяет в определенных условиях превращать их друг в друга средствами соответствующих правил перевода. Отсюда вытекает предположение о возможности создания общей теории социальных наук.
3. Отказ от эмпирических методов исследований и стремление путем лишь усовершенствования формально аналитических методов и процедур решать исследовательские проблемы.
4. Приоритетность синхронического (описательного) изучения объекта над диахроническим (историческим) на основе отрицания единого исторического процесса 1. При этом человек (субъект) рассматривался как отдельный элемент, который всецело обусловливается безличной (объективной) структурой. В предельных случаях проблема человека вообще устранял ась.
Необходимо отметить, что надо различать структурализм как доктрину и как метод исследования. Претензии возвести его в ранг общей социологической (философской, мировоззренческой) теории оказались несостоятельны. Метод же структурализма служит одним из инструментов анализа социальной действительности.
Структурная лингвистика формировал ась как социологическая традиция и была направлением языкознания, в котором применялась системная методика - универсальная схема описания конкретных языковых структур. Она получила название структурализма для обозначения вопросов о составляющих объекта как целого. Его сторонники проводят исследования элементов текстов как некой предметной структуры, а не пластов сознания, через которое осуществляется восприятие произведения. Основной интерес они проявляют к синтактике, оставляя в стороне вопросы истории, социального контекста и выявления реального содержания художественного текста.
В любом толковании язык создается человеком благодаря врожденной или полученной им речевой способности: он есть результат творчества. В описательной же теории языка соотношение между ним и человеком прямо противоположно. Язык как средство общения (коммуникации) создает в человеке его особые человеческие качества. Поэтому человек не может создавать язык, вмешиваться в его развитие, а может лишь описывать его свойства, регистрировать его изменения в описании.
В этом плане структурализм стремится установить связи не с историей общества, а с социологией, понимая под ней науку о системе функционирующих социальных институтов.
Соссюр решал вопрос о соотношении социального и индивидуального в языке на основе четкого разграничения языка и речи. По его учению, язык это явление чисто социальное, так как в его систему входит только то, что получает распространение в языковом коллективе. Именно в нем исторически вырабатываются определенные языковые нормы, обязательные для всех входящих в него индивидов. Речь же - явление индивидуальное: это реальное звучание (физическая сущность).
Слова в ней относятся к вещам и обозначают их в речи, являясь знаками.
Сущность языка для Соссюра заключалась в том, что он есть система знаков, в которой главную роль играют отношения между ними (а не сами знаки). Элементами языка выступают знаки, составные элементы знаков, устойчивые сочетания знаков, которые неразрывно связаны между собой и образуют единое целое. Эти связи, являющиеся разнообразными отношениями между элементами, представляют собой структуру языка.
Язык как единая система имеет иерархическую структуру знакового продукта, т. е. наличие в нем знаковых единиц разной степени сложности. Единицы языка образуют разные уровни организации языковой системы: фонетической, морфемный, синтаксический, лексико-семантический. Отдельные структуры могут быть разбиты на их компоненты, поэтому систему надо рассматривать как систему чего-то.
В частности, характер взаимоотношений между элементами языка и зависимости их от системы определяется тем, в какой степени они связаны с выражением понятий и других явлений человеческого сознания. Фонемы не выражают ни понятий, ни других элементов сознания: их функция в языке - чисто разграничительная. И в фонеме действительно с точки зрения функции нет ничего, кроме различий, и характер их, сущность их целиком определяется системой языка.
Это относится и к морфемам, которые, имея несамостоятельные значения, не соотносятся непосредственно с действительностью и функционируют в полной зависимости от системы языка и тех противопоставлений, которые исторически сложились между ними в системе языка.
Ввиду функциональных и качественных различий между языковыми элементами разного рода и отношения между ними совершенно различны. Так, отношения между фонемами иного рода, чем между словами, и не такие, как между словами и фонемами. Вследствие этого язык образует, по существу, не одну систему, а несколько взаимосвязанных систем (систему систем). Фонемы составляют совершенно иную систему, чем морфемы или словоформы. Но поскольку эти системы в свою очередь связаны между собой и вне этой связи не могут существовать, язык в целом является системой, подчиняющейся своему собственному порядку. Системы же, входящие в его состав, выступают как подсистемы. При этом язык как система не зависит от экстралингвистических факторов - общества и мышления.
Роль фактора системности (собственно лингвистические факторы) абсолютизируется Соссюром и превращается в принципиальное отрицание влияния на структуру языка и ее развитие экстралингвистических факторов. В его понимании они действуют на язык спонтанно. В частности, влияние общества на язык может вызвать в нем только изменения отдельных элементов - появление новых слов, возникновение территориальных различий и т. п., а это для системы языка несущественно.
Применение системно-структурного подхода позволило Соссюру обеспечить объективность описания структуры языка, исключая субъективность исследователя, и по-новому представить некоторые стороны сущности языка. На основе ряда его общих идей в 20-30-х годах сложились различные течения, изучающие язык как имманентную систему, которые были объединены под общим названием - структурализм (Парижская, Копенгагенская, Американская лингвистические школы). В его рамках вырабатывается ряд таких понятий, как инвариант, уровень, единица языка и т. п., которые выстраиваются в определенной схеме, считающейся универсальной для описания любого языка.
Структурная лингвистика ориентируется на поиск связей с математической логикой, разработку формально аналитических процедур изучения языка как семиотической системы. Тем самым структурализм вносит свой вклад в возникновение новых дисциплин о языковой практике - теорию рекламы, информатики, журналистики и др.
К. Леви-Стросс в рамках этнологии исследовал системы родства и семейно-брачных отношений, племенные организации у первобытных народов, а также обряды, тотемизм, мифы, способы мышления и т. п. Он искал за ними скрытые Фундаментальные структуры, которые определяют отдельные элементы систем и их варианты. Данные структуры усматривались им во всеобщих бессознательных формах деятельности интеллекта, а также в лингвинистических (знаковых) структурах. Эти два момента (бессознательные логические и знаковые структуры) находились в центре внимания в структуралистических исследованиях.
В частности, Ж. Лакан исследовал в этом плане развитие индивида, соединяя методы психоанализа и структурной лингвистики. М. Фуко разработал концепцию культуры, основываясь на различии бессознательных схем и «практике речи. в разных культурно-исторических эпохах. Он отрицал наличие единого исторического процесса и рассматривал каждую эпоху автономно. Однако в их основе Фуко усматривал единые интеллектуальные структуры. Социально-экономические процессы определялись им лингвистическими системами, соответственно речь должна быть главным объектом исследований.
Структурализм развивался неоднородно, но для различных его течений можно выделить общие принципы.
1. Приоритетность отношений в системе (а не элементов). Структура отношений не зависит от спецификации элементов, а, скорее, определяет их.
2. Структура как инвариантная характеристика системных отношений воплощается в ряде конкретных вариантов на основе универсального изоморфизма - универсального кода структур, который позволяет в определенных условиях превращать их друг в друга средствами соответствующих правил перевода. Отсюда вытекает предположение о возможности создания общей теории социальных наук.
3. Отказ от эмпирических методов исследований и стремление путем лишь усовершенствования формально аналитических методов и процедур решать исследовательские проблемы.
4. Приоритетность синхронического (описательного) изучения объекта над диахроническим (историческим) на основе отрицания единого исторического процесса 1. При этом человек (субъект) рассматривался как отдельный элемент, который всецело обусловливается безличной (объективной) структурой. В предельных случаях проблема человека вообще устранял ась.
Необходимо отметить, что надо различать структурализм как доктрину и как метод исследования. Претензии возвести его в ранг общей социологической (философской, мировоззренческой) теории оказались несостоятельны. Метод же структурализма служит одним из инструментов анализа социальной действительности.
Читайте также: