Структурная лингвистика это кратко и понятно

Обновлено: 06.07.2024

Диахрония и синхрония — два противопоставленных аспекта исторической лингвистики. Наиболее подробно их рассмотрел Фердинанд де Соссюр.

Когнитивная лингвистика — направление в языкознании, которое исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных когнитивных способностей человека с языком и формы их взаимодействия.

Порожда́ющая грамма́тика (генеративная грамматика, англ. generative grammar) — формализм генеративной лингвистики, связанный с изучением синтаксиса. В рамках подхода порождающей грамматики формулируется система правил, при помощи которых можно определить, какая комбинация слов оформляет грамматически правильное предложение. Термин введён в научный оборот в работах Ноама Хомского в конце 1950-х годов (в ранних версиях теории Хомского использовался термин трансформационная грамматика, англ. transformational.

Дескриптиви́зм, дескриптивная лингвистика (англ. descriptive "описательный" структурной лингвистики сходились в том, что связь лингвистики с другими науками если и может быть, то лишь односторонней: другие науки могут и даже должны использовать результаты, полученные лингвистикой, но последняя от них совершенно независима.

Культурологические исследования ведутся посредством общественно-научной методологии, применяемые в антропологии и социологии: эволюционизм, цивилизационизм, диффузионизм, функционализм, структурализм и пр. Используются также научные принципы синергетики и лингвистики (семиотика, структурная лингвистик и т. п.). Собственно культурологическими методологиями можно назвать постструктурализм и постмодернизм. Они решают познавательные задачи, специфичные именно для культурологии: интерпретируют культуру как исторически сложившуюся на базе социального опыта общества информационную систему, управляющую поведением людей22.

Мартине А. Распространение языка и структурная лингвистика // Новое в лингвистике. – Вып. 6: Языковые контакты. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1972. – С. 81–93.

Связанные понятия (продолжение)

Общее языкознание (общая лингвистика) – раздел языкознания, занимающийся свойствами, которыми обладают все языки, чем отличается от частного языкознания, которое занимается отдельными языками.

Психолингви́стика — дисциплина, которая находится на стыке психологии и лингвистики. Изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания. Возникла в 1953 году.

Лингвокультурология — это отрасль языкознания, которая изучает отношения между языком и культурными концептами (Sharifian, 2011). Культурная лингвистика ускоряет теоретический и аналитический прогресс как когнитивистики (включая изучение сложных систем и процессов распределения познавательной способности), так и антропологии. Культурная лингвистика исследует, как различные языки при помощи своих особенностей отражают культурные концепты, включая культурные модели, культурные категории и культурные.

Типология — раздел лингвистики, занимающийся выяснением наиболее общих закономерностей различных языков, не связанных между собой общим происхождением или взаимным влиянием. Типология стремится выявить наиболее вероятные явления в различных языках. В случае если некоторое явление выявляется в представительной группе языков, оно может считаться типологической закономерностью, применимой к языку как таковому.

Генерати́вная лингви́стика (трансформационная порождающая грамматика, трансформационно-генеративная грамматика, хомскианская лингвистика, генеративизм) — направление в современном мировом языкознании, получило распространение с конца 1950-х годов, основоположник — Ноам Хомский (США). В 1960—1990-е годы генеративизм являлся наиболее влиятельным подходом в лингвистике.

Социолингви́стика (социологическая лингвистика) — раздел языкознания, изучающий связь между языком и социальными условиями его бытования. Социолингвистика тесно связана с такими лингвистическими дисциплинами, как психолингвистика и этнолингвистика. На стыке социолингвистики и экономической теории развивается такое направление исследований, как экономика языка.

Терминове́дение (терминология — устар.) — наука, изучающая специальную лексику с точки зрения её типологии, происхождения, формы, содержания (значения) и функционирования, а также использования, упорядочения и создания.

Словообразова́ние (дериватоло́гия) — раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке.

Младограмма́тики (нем. Junggrammatiker) — школа в немецкой лингвистике XIX в., впервые предложившая применить естественно-научные принципы верификации научного знания к лингвистике. В качестве конкретного примера они предложили гипотезу регулярных фонетических соответствий. Центральную роль в работах младограмматиков играло сравнительно-историческое языкознание, в частности, индоевропеистика.

Переводоведение (англ. Translation Studies), изредка традуктология — гуманитарная дисциплина на стыке лингвистики, теории коммуникации, сравнительного литературоведения, семиотики и социологии, изучающая процесс и результаты устного и письменного перевода, а также широкий круг смежных явлений (например, локализацию). Кроме того, в сферу интересов переводоведения попадают идеология и социальные аспекты перевода как деятельности.

История лингвистики (история языкознания, история лингвистических учений) — наука о становлении и развитии лингвистики как науки, концепций, теорий и практической лингвистической деятельности, о лингвистических традициях.

Историческая, или диахроническая (от греч. δια — через и χρόνος — время) лингвистика является научной дисциплиной, занимающейся изучением истории языка. Этот вид лингвистики направлен ​​на.

Этнолингвистика (от греч. έθνος — народ, племя), лингвистическая антропология — это отрасль лингвистики, изучающая отношения между языком и культурой, а также особенности восприятия мира разными этническими группами. Это соединение лингвистики и этнологии — науки, в рамках которой изучаются аспекты жизни целых общностей, то есть те особенности, благодаря которым одна общность отличается от других.

Универсальная грамматика — термин, которым в ряде лингвистических теорий обозначается предполагаемый набор правил или принципов, присущих каждому человеческому языку. Подобные правила не определяют язык полностью: они допускают значительную вариантность, но ограничивают её некоторыми конечными рамками. В современной когнитивной науке универсальная грамматика понимается как встроенное на генетическом уровне знание о языке.

Грамматикализа́ция — языковое изменение, при котором в ходе эволюции языка слова превращаются в грамматические показатели (например, полнозначный глагол со значением стать может стать маркером будущего времени или указательное местоимение может превратиться в определённый артикль).

Языково́й знак — единица языка (морфема, слово, словосочетание или предложение), служащая либо для обозначения предметов или явлений действительности и их отношений, либо для обозначения отношений между элементами языка в составе сложных знаков; выразитель данного языкового значения. Морфемы, способные реализовывать значения лишь в комбинации с другими знаками, могут быть названы полузнаками или частичными знаками (в противопоставлении полным, отнесённым непосредственно к обозначаемой ситуации.

Си́нтаксис (др.-греч. σύν-ταξις — составление) — раздел лингвистики, изучающий строение и функциональное взаимодействие различных частей речи в предложениях, словосочетаниях и пр. языковых единицах. Является составной частью грамматики. Исследуемые в рамках синтаксиса вопросы тесно соприкасаются с областью изучения морфологии.

Сравнительно-историческое языкознание (также лингвисти́ческая компаративи́стика) — область лингвистики, посвящённая прежде всего родству языков, которое понимается историко-генетически (как факт происхождения от общего праязыка). Сравнительно-историческое языкознание занимается установлением степени родства между языками (построением генеалогической классификации языков), реконструкцией праязыков, исследованием диахронических процессов в истории языков, их групп и семей, этимологией слов.

Прикладна́я лингви́стика (прикладное языкознание) — наряду с теоретической лингвистикой является частью науки, занимающейся языком. Специализируется на решении практических задач, связанных с изучением языка, а также на практическом использовании лингвистической теории в других областях.

Лингводидактика — прикладная лингвистическая дисциплина, рассматривающая как обучение иностранному языку, так и усвоение иностранного языка. Лингводидактика исследует общие закономерности обучения языкам, разрабатывает методы и средства обучения определённому языку в зависимости от дидактических целей, изучает влияние монолингвизма (одноязычия) или билингвизма (двуязычия) на усвоение языка и решает целый ряд смежных задач.

  1. понимание языка как знаковой системы с четко выделенными структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.)
  2. и [отсюда] стремление к строгому формальному описанию языка (как в точных науках).

Основателем структурной лингвистики считается Фердинанд де Соссюр. Свое название СЛ получила благодаря особому вниманию к структуре языка, которая представляет собой сеть [различных?] отношений ([в т.ч.?] противопоставлений) между элементами языковой системы, упорядоченных и находящихся в иерархической [или даже сетевой?] зависимости в пределах определенных уровней.

Разделы страницы о внутренней лингвистике, её школах и направлениях:

  • Структурная лингвистика
  • Генеративная лингвистика и порождающая грамматика
  • Функциональная лингвистика

Структурная лингвистика

Структурализм в лингвистике

Структурное описание языка [структурализм в лингвистике] предполагает такой анализ реального текста, который позволяет выделить обобщенные инвариантные единицы (схемы предложений, морфемы, фонемы) и соотнести их с конкретными речевыми сегментами на основе строгих правил реализации. Эти правила определяют границы допустимого варьирования языковых единиц в речи. В зависимости от уровня анализа правила реализации формулируются как правила позиционного распределения конкретных, например, принцип дополнительной дистрибуции в фонологии и морфологии (дистрибутивный анализ), или как трансформационные правила в синтаксисе (при трансформационном анализе), регулирующие переход от инвариантной глубинной структуры предложения к множеству ее реализации.

Лингвистический структурализм (структурная лингвистика) возник в начале XX в. с появлением "Курса общей лингвистики" (1916) Ф. де Соссюра. Структуралисты, особенно дескриптивистского направления, свели представления о языковых универсалиях до минимума и поставили описание наблюдаемых в языке форм во главу угла, выводя таким образом частные категории и классы для каждого конкретного языка. С такой точки зрения единственными справедливыми обобщениями, касающимися языка, являются выводы конкретного языкового анализа.

Основными принципами лингвистического структурализма являются следующие:

  1. подлинной и основной реальностью является не отдельный факт какого-либо языка, а язык как система; каждый элемент языка существует лишь в силу его отношений к другим элементам в составе системы; система не суммируется из элементов, а, напротив, определяет их;
  2. костяк, структуру системы создают вневременные отношения; отношения в рамках системы доминируют над элементами;
  3. поэтому возможно вневременное квантитативное ("алгебраическое") изучение системы языка, основанное на отношениях, а не на индивидуальности элементов или их материальности; возможно применение строгих, математических методов в лингвистике;
  4. язык есть система особого рода — знаковая система, существующая, с одной стороны, объективно, вне психики человека, в межличностном общении людей, с другой стороны — эта система существует и в психике людей;
  5. подобно языку организованы некоторые др. системы, действующие в человеческих обществах, — фольклор, обычаи и ритуалы, отношения родства и др.; все они могут изучаться, подобно языку, лингвистически, в частности быть достаточно строго формализоваться (семиотика).

Школы лингвистического структурализма

На структурную лингвистику оказали влияние: Сепир, Блумфилд. Ф. де Соссюр, один из создателей и ведущих теоретиков - Якобсон; у нас - Реформатский (знаковая теория языка), Ревзин (общая теория моделирования), Холодович; практическое применение методов СЛ: Апресян, Арутюнова, Гак, Зализняк, Звегинцев, Мельчук, Успенский и др.

Наиболее полное развитие структурализм получил в следующих трех школах:

  1. Пражская лингвистическая школа сложилась в 20-е гг. 20 в. Пражцы работали в русле филологической европейской традиции (в отличие, например, от американских дескриптивистов), изучая европейские языки с богатой культурной историей. На этой основе ими была выработана концепция языка как "системы систем", определена динамика развития таких систем, исследованы многие проблемы высказывания (т.н. актуальное членение предложения и др.). Основным достижением было создание теоретической фонологии с ее центральным понятием оппозиции, по образцу которой формировалось описание других сфер языка. Некоторой слабостью этой школы было недостаточное внимание к логической стороне теории и метода. [Концепция языка пражского лингвистического кружка называется функциональной лингвистикой.]
  2. С середины 30-х гг. начал работу Копенгагенский лингвистический кружок (т.н. датский структурализм; глоссематика). Поставив своей целью на новой основе решить проблему универсальной грамматики (в качестве методологических источников Л. Ельмслев называл работы Карнапа, Рассела и Уайтхеда), копенгагенские лингвисты пришли к теории языка и методам его описания, основанным на абсолютном примате отношений над элементами; язык понимался как "система чистых отношений". В стремлении к универсальности глоссематика достигла такой высокой степени абстракции, что оказалась бесполезной при исследовании конкретных языковых явлений. В определенном смысле глоссематика явилась более логико-ориентированной теорией, чем теории логического направления, поэтому она в более чем полной мере получила критику за свойственные не только ей недостатки — удаление из теории языка языковой субстанции, связанное с этим игнорирование его социального характера и т. д.
  3. Американский вариант структурализма, т.н. дескриптивизм, возник в США также в 20-е. гг. 20 в. На основе изучения бесписьменных индейских языков Америки были выработаны приемы максимально объективного первоначального описания языка — установления его фонем, морфем и элементарных синтаксических конструкций, создан специальный дистрибутивный метод, основой которого послужило понятие дистрибуции. Однако к началу 60-х гг. обнаружились слабая объяснительная сила, малая применимость метода теории этого направления в семантике и синтаксисе. В процессе преодоления указанных недостатков выросло новое направление — генеративизм.

Библиография по структурной лингвистике

  • Введение в структурную лингвистику.Засорина Л.Н. 1974. Твердый переплет. 320 с.
  • Структурная лингвистика.Шаумян С.К. 1965. Твердый переплет. 396 с.

Генеративная лингвистика и порождающая грамматика

На базе структурной лингвистики развилась порождающая грамматика (генеративная лингвистика). идеи структурного анализа во многом определили постановку и решение задач, связанных с машинным переводом. Структурное языковедение открыло дорогу для широкого проникновения в языкознание математических методов (математическая лингвистика).

Функциональная лингвистика

На основе структурной лингвистики возникла также функциональная лингвистика (функционализм). Функциона́льная лингви́стика (функционализм) — совокупность школ и направлений, возникших как одно из ответвлений структур­ной лингвистики, характе­ри­зу­ю­щих­ся преиму­ще­ствен­ным внима­ни­ем к функцио­ни­ро­ва­нию языка как средства общения. Предше­ствен­ни­ки Ф. л. — И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ф. де Соссюр, О. Есперсен.

В ряде случаев функциональный подход понимается как ориентация на ту роль, которую данная единица играет в составе более крупного целого (или в составе единицы высшего ранга), т. е. на её синтаксическую позицию. Таков, например, функциональный подход к типологии лексических значе­ний у Н. Д. Арутюновой.

СТРУКТУ́РНАЯ ЛИНГВИ́СТИКА, со­во­куп­ность воз­зре­ний на язык и ме­то­дов его ис­сле­до­ва­ния, в ос­но­ве ко­то­рых ле­жит по­ни­ма­ние язы­ка как зна­ко­вой сис­те­мы с чёт­ко вы­де­ли­мы­ми струк­тур­ны­ми эле­мен­та­ми ( еди­ни­ца­ми язы­ка , их клас­са­ми и др.) и стрем­ле­ние к стро­го­му (при­бли­жаю­ще­му­ся к точ­ным нау­кам) опи­са­нию язы­ка. Своё на­зва­ние С. л. по­лу­чи­ла бла­го­да­ря осо­бо­му вни­ма­нию к струк­ту­ре язы­ка, ко­то­рая пред­став­ля­ет со­бой сеть от­но­ше­ний (про­ти­во­пос­тав­ле­ний) ме­ж­ду эле­мен­та­ми сис­те­мы язы­ко­вой (см. так­же Знак язы­ко­вой , Оп­по­зи­ции язы­ко­вые ), упо­ря­до­чен­ных и на­хо­дя­щих­ся в ие­рар­хич. за­ви­си­мо­сти в пре­де­лах оп­ре­де­лён­ных уров­ней (см. Уров­ни язы­ка ). Струк­тур­ное опи­са­ние язы­ка пред­по­ла­га­ет та­кой ана­лиз ре­аль­но­го тек­ста, ко­то­рый по­зво­ля­ет вы­де­лить обоб­щён­ные ин­ва­ри­ант­ные еди­ни­цы (схе­мы пред­ло­же­ний, мор­фе­мы , фо­не­мы ) и со­от­не­сти их с кон­крет­ны­ми ре­че­вы­ми сег­мен­та­ми на ос­но­ве стро­гих пра­вил реа­ли­за­ции. Эти пра­ви­ла оп­ре­де­ля­ют гра­ни­цы варь­и­ро­ва­ния язы­ко­вых еди­ниц в ре­чи, до­пус­ти­мо­го с точ­ки зре­ния со­хра­не­ния ими са­мо­то­ж­де­ст­вен­но­сти, т. е. фик­си­ру­ют на­бор до­пус­ти­мых си­но­ни­мич. пре­об­ра­зо­ва­ний еди­ни­цы язы­ка. В за­ви­си­мо­сти от уров­ня ана­ли­за пра­ви­ла реа­ли­за­ции фор­му­ли­ру­ют­ся как пра­ви­ла по­зиц. рас­пре­де­ле­ния кон­крет­ных ва­ри­ан­тов еди­ни­цы, напр. прин­цип до­пол­нит. ди­ст­ри­бу­ции в фо­но­ло­гии и мор­фо­ло­гии (см. Ди­ст­ри­бу­тив­ный ана­лиз ), или как транс­фор­мац. пра­ви­ла в син­так­си­се (при транс­фор­мац. ана­ли­зе; см. Транс­фор­ма­ци­он­ный ме­тод ), ре­гу­ли­рую­щие пе­ре­ход от ин­ва­ри­ант­ной глу­бин­ной струк­ту­ры пред­ло­же­ния к мно­же­ст­ву её реа­ли­за­ций (по­верх­но­ст­ное пред­став­ле­ние). На ба­зе С. л. раз­ви­лась по­ро­ж­даю­щая грам­ма­ти­ка (см. Ге­не­ра­тив­ная лин­гвис­ти­ка ); идеи струк­тур­но­го ана­ли­за язы­ка во мно­гом оп­ре­де­ли­ли по­ста­нов­ку и ре­ше­ние за­дач, свя­зан­ных с ав­то­ма­ти­че­ским пе­ре­во­дом . Со­че­та­ние С. л. с ти­по­ло­ги­ей лин­гвис­ти­че­ской при­ве­ло к воз­ник­но­ве­нию струк­тур­ной ти­по­ло­гии , ис­сле­дую­щей об­щие за­ко­но­мер­но­сти строе­ния отд. фраг­мен­тов язы­ко­вой сис­те­мы и язы­ка в це­лом (см. так­же Уни­вер­са­лии лин­гвис­ти­че­ские ). Бла­го­да­ря С. л. в язы­ко­зна­ние при­шли ма­те­ма­тич. ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния (см. Ма­те­ма­ти­че­ская лин­гвис­ти­ка ).

Структу́рная лингви́стика — языковедческая дисциплина, предметом которой является язык, изучаемый с точки зрения своего формального строения и организации его в целом, а также с точки зрения формального строения образующих его компонентов как в плане выражения, так и в плане содержания.

Содержание

История структурной лингвистики

Основателем структурной лингвистики принято считать Фердинанда де Соссюра.

Предмет структурной лингвистики

Формальное строение любого компонента языка и языка в целом называется его структурой. Таким образом, именно языковые структуры (в плане содержания и в плане выражения) образуют предмет структурной лингвистики.

Специфика структурной лингвистики учитывает в первую очередь отношения между компонентами того или иного языкового объекта и их формацию. Системность и структурность языка отмечалась еще лингвистами начала XX века (швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр).

Базовые теоретические положения структурной лингвистики

  • Определение языка. Теория языка и речи. Учение о лингвистическом знаке. Теория ценности.
  • Системный характер языка. Выявления системы языка. Отношения языковых единиц. Метод анализа языковых единиц.
  • Учение о диахронии и синхронии. Внешняя и внутренняя лингвистики.

Метод структурного анализа - позволяет выявить пути исторического развития внутри структурных отношений.

Основные результаты исследования языка в структурной лингвистике

Этапы развития структурализма

Школы структурализма

Критики структурной лингвистики

См. также

Литература

Ссылки

  • Школы и направления в лингвистике
  • Структурная лингвистика

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Структурная лингвистика" в других словарях:

СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА — (лингвистический структурализм) направление в языкознании, возникшее в начале ХХ в. и определившее во многом не только лингвистическую, но и философскую и культурологическую парадигмы (см. ПАРАДИГМА) всего ХХ века. В основе С. л. понятие… … Энциклопедия культурологии

СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА — совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы (см. Знак языковой) с четко выделяемыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и стремление к строгому… … Большой Энциклопедический словарь

СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА — СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА. Раздел лингвистики, задачами которого являются построение формальных, точных и однозначных лингвистических моделей, выявление взаимных связей в системе и тексте, т. е. парадигматических и синтагматических отношений (см.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

структурная лингвистика — совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы (см. Знак языковой) с чётко выделяемыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и стремление к строгому… … Энциклопедический словарь

Структурная лингвистика — Структурная лингвистика совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы (см. Знак языковой) с чётко выделимыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и… … Лингвистический энциклопедический словарь

Структурная лингвистика — совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы (см. Знак языковой) с четко выделимыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и стремление к… … Большая советская энциклопедия

СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА — раздел лингвистики, для к рого характерно преимущественное внимание к исследованию структуры языковых механизмов и стремление к точному описанию этой структуры. Развитие С. л. привело к созданию математич. методов изучения структуры языка и… … Математическая энциклопедия

структурная лингвистика — 1) То же, что структурализм. 2) Отрасль языкознания, ограничивающая предмет своего исследования внутренними соотношениями и связями в системе языка в отвлечении от таких проблем, как взаимоотношения языка и мышления, связь языка с обществом и т.… … Словарь лингвистических терминов

структурная лингвистика — отрасль языкознания, ограничивающая предмет исследования внутренними соотношениями и связями в системе языка … Толковый переводоведческий словарь

Структурная лингвистика — категория, позволяющая приоткрыть завесу над механизмами создания и передачи информации от человека человеку, а также “промывания мозгов”. Например, бессмысленная фраза Глокая куздра будланула бокра и кудрячит бокренка после некоторого… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

Структурная лингвистика формировал ась как со­циологическая традиция и была направлением язы­кознания, в котором применялась системная мето­дика - универсальная схема описания конкретных языковых структур. Она получила название струк­турализма для обозначения вопросов о составляю­щих объекта как целого. Его сторонники проводят исследования элементов текстов как некой пред­метной структуры, а не пластов сознания, через которое осуществляется восприятие произведения. Основной интерес они проявляют к синтактике, оставляя в стороне вопросы истории, социального контекста и выявления реального содержания ху­дожественного текста.

В любом толковании язык создается человеком благодаря врожденной или полученной им речевой способности: он есть результат творчества. В опи­сательной же теории языка соотношение между ним и человеком прямо противоположно. Язык как средство общения (коммуникации) создает в чело­веке его особые человеческие качества. Поэтому человек не может создавать язык, вмешиваться в его развитие, а может лишь описывать его свойст­ва, регистрировать его изменения в описании.

В этом плане структурализм стремится устано­вить связи не с историей общества, а с социоло­гией, понимая под ней науку о системе функционирующих социальных институтов.

Соссюр решал вопрос о соотношении социаль­ного и индивидуального в языке на основе четкого разграничения языка и речи. По его учению, язык это явление чисто социальное, так как в его систему входит только то, что получает распрос­транение в языковом коллективе. Именно в нем исторически вырабатываются определенные языко­вые нормы, обязательные для всех входящих в него индивидов. Речь же - явление индивидуаль­ное: это реальное звучание (физическая сущность).

Слова в ней относятся к вещам и обозначают их в речи, являясь знаками.

Сущность языка для Соссюра заключалась в том, что он есть система знаков, в которой главную роль играют отношения между ними (а не сами знаки). Элементами языка выступают знаки, со­ставные элементы знаков, устойчивые сочетания знаков, которые неразрывно связаны между собой и образуют единое целое. Эти связи, являющиеся разнообразными отношениями между элементами, представляют собой структуру языка.




Язык как единая система имеет иерархическую структуру знакового продукта, т. е. наличие в нем знаковых единиц разной степени сложности. Еди­ницы языка образуют разные уровни организации языковой системы: фонетической, морфемный, син­таксический, лексико-семантический. Отдельные структуры могут быть разбиты на их компоненты, поэтому систему надо рассматривать как систему чего-то.

В частности, характер взаимоотношений между элементами языка и зависимости их от системы определяется тем, в какой степени они связаны с выражением понятий и других явлений человечес­кого сознания. Фонемы не выражают ни понятий, ни других элементов сознания: их функция в язы­ке - чисто разграничительная. И в фонеме дей­ствительно с точки зрения функции нет ничего, кроме различий, и характер их, сущность их це­ликом определяется системой языка.

Это относится и к морфемам, которые, имея несамостоятельные значения, не соотносятся не­посредственно с действительностью и функциони­руют в полной зависимости от системы языка и тех противопоставлений, которые исторически сло­жились между ними в системе языка.

Ввиду функциональных и качественных разли­чий между языковыми элементами разного рода и отношения между ними совершенно различны. Так, отношения между фонемами иного рода, чем меж­ду словами, и не такие, как между словами и фонемами. Вследствие этого язык образует, по существу, не одну систему, а несколько взаимосвязанных систем (систему систем). Фонемы состав­ляют совершенно иную систему, чем морфемы или словоформы. Но поскольку эти системы в свою очередь связаны между собой и вне этой связи не могут существовать, язык в целом является систе­мой, подчиняющейся своему собственному порядку. Системы же, входящие в его состав, выступают как подсистемы. При этом язык как система не зависит от экстралингвистических факторов - об­щества и мышления.

Роль фактора системности (собственно лингвис­тические факторы) абсолютизируется Соссюром и превращается в принципиальное отрицание влия­ния на структуру языка и ее развитие экстралин­гвистических факторов. В его понимании они дей­ствуют на язык спонтанно. В частности, влияние общества на язык может вызвать в нем только изме­нения отдельных элементов - появление новых слов, возникновение территориальных различий и т. п., а это для системы языка несущественно.

Применение системно-структурного подхода поз­волило Соссюру обеспечить объективность описа­ния структуры языка, исключая субъективность исследователя, и по-новому представить некоторые стороны сущности языка. На основе ряда его об­щих идей в 20-30-х годах сложились различные течения, изучающие язык как имманентную систе­му, которые были объединены под общим названи­ем - структурализм (Парижская, Копенгагенская, Американская лингвистические школы). В его рамках вырабатывается ряд таких понятий, как инвариант, уровень, единица языка и т. п., кото­рые выстраиваются в определенной схеме, считаю­щейся универсальной для описания любого языка.

Структурная лингвистика ориентируется на поиск связей с математической логикой, разработку фор­мально аналитических процедур изучения языка как семиотической системы. Тем самым структура­лизм вносит свой вклад в возникновение новых дисциплин о языковой практике - теорию рекла­мы, информатики, журналистики и др.

К. Леви-Стросс в рамках этнологии исследовал системы родства и семейно-брачных отношений, племенные организации у первобытных народов, а также обряды, тотемизм, мифы, способы мышле­ния и т. п. Он искал за ними скрытые Фундаментальные структуры, которые определяют отдельные элементы систем и их варианты. Данные структуры усматривались им во всеобщих бессознательных фор­мах деятельности интеллекта, а также в лингви­нистических (знаковых) структурах. Эти два мо­мента (бессознательные логические и знаковые структуры) находились в центре внимания в струк­туралистических исследованиях.

В частности, Ж. Лакан исследовал в этом пла­не развитие индивида, соединяя методы психоана­лиза и структурной лингвистики. М. Фуко разра­ботал концепцию культуры, основываясь на различии бессознательных схем и «практике речи. в разных культурно-исторических эпохах. Он от­рицал наличие единого исторического процесса и рассматривал каждую эпоху автономно. Однако в их основе Фуко усматривал единые интеллекту­альные структуры. Социально-экономические про­цессы определялись им лингвистическими систе­мами, соответственно речь должна быть главным объектом исследований.

Структурализм развивался неоднородно, но для различных его течений можно выделить общие принципы.

1. Приоритетность отношений в системе (а не элементов). Структура отношений не зависит от спецификации элементов, а, скорее, определяет их.

2. Структура как инвариантная характеристика системных отношений воплощается в ряде конкрет­ных вариантов на основе универсального изомор­физма - универсального кода структур, который позволяет в определенных условиях превращать их друг в друга средствами соответствующих пра­вил перевода. Отсюда вытекает предположение о возможности создания общей теории социальных наук.

3. Отказ от эмпирических методов исследова­ний и стремление путем лишь усовершенствования формально аналитических методов и процедур ре­шать исследовательские проблемы.

4. Приоритетность синхронического (описатель­ного) изучения объекта над диахроническим (исто­рическим) на основе отрицания единого историчес­кого процесса 1. При этом человек (субъект) рассматривался как отдельный элемент, который всецело обусловливается безличной (объективной) структурой. В предельных случаях проблема чело­века вообще устранял ась.

Необходимо отметить, что надо различать струк­турализм как доктрину и как метод исследования. Претензии возвести его в ранг общей социологи­ческой (философской, мировоззренческой) теории оказались несостоятельны. Метод же структурализ­ма служит одним из инструментов анализа соци­альной действительности.

Структурная лингвистика формировал ась как со­циологическая традиция и была направлением язы­кознания, в котором применялась системная мето­дика - универсальная схема описания конкретных языковых структур. Она получила название струк­турализма для обозначения вопросов о составляю­щих объекта как целого. Его сторонники проводят исследования элементов текстов как некой пред­метной структуры, а не пластов сознания, через которое осуществляется восприятие произведения. Основной интерес они проявляют к синтактике, оставляя в стороне вопросы истории, социального контекста и выявления реального содержания ху­дожественного текста.

В любом толковании язык создается человеком благодаря врожденной или полученной им речевой способности: он есть результат творчества. В опи­сательной же теории языка соотношение между ним и человеком прямо противоположно. Язык как средство общения (коммуникации) создает в чело­веке его особые человеческие качества. Поэтому человек не может создавать язык, вмешиваться в его развитие, а может лишь описывать его свойст­ва, регистрировать его изменения в описании.

В этом плане структурализм стремится устано­вить связи не с историей общества, а с социоло­гией, понимая под ней науку о системе функционирующих социальных институтов.

Соссюр решал вопрос о соотношении социаль­ного и индивидуального в языке на основе четкого разграничения языка и речи. По его учению, язык это явление чисто социальное, так как в его систему входит только то, что получает распрос­транение в языковом коллективе. Именно в нем исторически вырабатываются определенные языко­вые нормы, обязательные для всех входящих в него индивидов. Речь же - явление индивидуаль­ное: это реальное звучание (физическая сущность).

Слова в ней относятся к вещам и обозначают их в речи, являясь знаками.

Сущность языка для Соссюра заключалась в том, что он есть система знаков, в которой главную роль играют отношения между ними (а не сами знаки). Элементами языка выступают знаки, со­ставные элементы знаков, устойчивые сочетания знаков, которые неразрывно связаны между собой и образуют единое целое. Эти связи, являющиеся разнообразными отношениями между элементами, представляют собой структуру языка.

Язык как единая система имеет иерархическую структуру знакового продукта, т. е. наличие в нем знаковых единиц разной степени сложности. Еди­ницы языка образуют разные уровни организации языковой системы: фонетической, морфемный, син­таксический, лексико-семантический. Отдельные структуры могут быть разбиты на их компоненты, поэтому систему надо рассматривать как систему чего-то.

В частности, характер взаимоотношений между элементами языка и зависимости их от системы определяется тем, в какой степени они связаны с выражением понятий и других явлений человечес­кого сознания. Фонемы не выражают ни понятий, ни других элементов сознания: их функция в язы­ке - чисто разграничительная. И в фонеме дей­ствительно с точки зрения функции нет ничего, кроме различий, и характер их, сущность их це­ликом определяется системой языка.

Это относится и к морфемам, которые, имея несамостоятельные значения, не соотносятся не­посредственно с действительностью и функциони­руют в полной зависимости от системы языка и тех противопоставлений, которые исторически сло­жились между ними в системе языка.

Ввиду функциональных и качественных разли­чий между языковыми элементами разного рода и отношения между ними совершенно различны. Так, отношения между фонемами иного рода, чем меж­ду словами, и не такие, как между словами и фонемами. Вследствие этого язык образует, по существу, не одну систему, а несколько взаимосвязанных систем (систему систем). Фонемы состав­ляют совершенно иную систему, чем морфемы или словоформы. Но поскольку эти системы в свою очередь связаны между собой и вне этой связи не могут существовать, язык в целом является систе­мой, подчиняющейся своему собственному порядку. Системы же, входящие в его состав, выступают как подсистемы. При этом язык как система не зависит от экстралингвистических факторов - об­щества и мышления.

Роль фактора системности (собственно лингвис­тические факторы) абсолютизируется Соссюром и превращается в принципиальное отрицание влия­ния на структуру языка и ее развитие экстралин­гвистических факторов. В его понимании они дей­ствуют на язык спонтанно. В частности, влияние общества на язык может вызвать в нем только изме­нения отдельных элементов - появление новых слов, возникновение территориальных различий и т. п., а это для системы языка несущественно.

Применение системно-структурного подхода поз­волило Соссюру обеспечить объективность описа­ния структуры языка, исключая субъективность исследователя, и по-новому представить некоторые стороны сущности языка. На основе ряда его об­щих идей в 20-30-х годах сложились различные течения, изучающие язык как имманентную систе­му, которые были объединены под общим названи­ем - структурализм (Парижская, Копенгагенская, Американская лингвистические школы). В его рамках вырабатывается ряд таких понятий, как инвариант, уровень, единица языка и т. п., кото­рые выстраиваются в определенной схеме, считаю­щейся универсальной для описания любого языка.

Структурная лингвистика ориентируется на поиск связей с математической логикой, разработку фор­мально аналитических процедур изучения языка как семиотической системы. Тем самым структура­лизм вносит свой вклад в возникновение новых дисциплин о языковой практике - теорию рекла­мы, информатики, журналистики и др.

К. Леви-Стросс в рамках этнологии исследовал системы родства и семейно-брачных отношений, племенные организации у первобытных народов, а также обряды, тотемизм, мифы, способы мышле­ния и т. п. Он искал за ними скрытые Фундаментальные структуры, которые определяют отдельные элементы систем и их варианты. Данные структуры усматривались им во всеобщих бессознательных фор­мах деятельности интеллекта, а также в лингви­нистических (знаковых) структурах. Эти два мо­мента (бессознательные логические и знаковые структуры) находились в центре внимания в струк­туралистических исследованиях.

В частности, Ж. Лакан исследовал в этом пла­не развитие индивида, соединяя методы психоана­лиза и структурной лингвистики. М. Фуко разра­ботал концепцию культуры, основываясь на различии бессознательных схем и «практике речи. в разных культурно-исторических эпохах. Он от­рицал наличие единого исторического процесса и рассматривал каждую эпоху автономно. Однако в их основе Фуко усматривал единые интеллекту­альные структуры. Социально-экономические про­цессы определялись им лингвистическими систе­мами, соответственно речь должна быть главным объектом исследований.

Структурализм развивался неоднородно, но для различных его течений можно выделить общие принципы.

1. Приоритетность отношений в системе (а не элементов). Структура отношений не зависит от спецификации элементов, а, скорее, определяет их.

2. Структура как инвариантная характеристика системных отношений воплощается в ряде конкрет­ных вариантов на основе универсального изомор­физма - универсального кода структур, который позволяет в определенных условиях превращать их друг в друга средствами соответствующих пра­вил перевода. Отсюда вытекает предположение о возможности создания общей теории социальных наук.

3. Отказ от эмпирических методов исследова­ний и стремление путем лишь усовершенствования формально аналитических методов и процедур ре­шать исследовательские проблемы.

4. Приоритетность синхронического (описатель­ного) изучения объекта над диахроническим (исто­рическим) на основе отрицания единого историчес­кого процесса 1. При этом человек (субъект) рассматривался как отдельный элемент, который всецело обусловливается безличной (объективной) структурой. В предельных случаях проблема чело­века вообще устранял ась.

Необходимо отметить, что надо различать струк­турализм как доктрину и как метод исследования. Претензии возвести его в ранг общей социологи­ческой (философской, мировоззренческой) теории оказались несостоятельны. Метод же структурализ­ма служит одним из инструментов анализа соци­альной действительности.

Читайте также: