Уровни научного исследования кратко

Обновлено: 07.07.2024

По длительности сроков проведения научные исследования можно разделить на долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования.

По источникам финансирования различают бюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые научные исследования.

В зависимости от форм, методов и характера исследования выделяют количественные и качественные, монодисциплинарные и междисциплинарные, экспериментальные, методические, описательные, аналитические, комплексные и т. д.

Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная и теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Фундаментальные исследования предпринимаются, главным образом, независимо от перспектив применения.

Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на практическое использование научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований.

Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.

Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

С точки зрения содержания и направленности познавательного интереса различают два взаимосвязанных уровня научных исследований: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень научного исследования связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала и опирается на данные наблюдения и эксперимента. Эмпирическим объектом являются объективные свойства и отношения вещей, обнаруженные в процессе практической деятельности людей. Характерный признак эмпирического объекта – его чувственная воспринимаемость. Изучение эмпирического объекта неразрывно связано с наблюдениями, измерениями, экспериментами и сравнениями. Познавательные операции с эмпирическим объектом всегда осуществляются в чувственно-предметной форме (через ощущение, восприятие, представление, воображение).

Эмпирическому уровню исследования присущи свои познавательные задачи:

· сбор необходимого фактического материала об изучаемом объекте;

· получение статистических данных о различных свойствах и связях эмпирического объекта, о тенденциях его движения и развития;

· составление различных схем, диаграмм, карт, в которых фиксируется и отражается состояние изучаемого объекта, динамика его движения, развития, изменения;

· определенная классификация научных фактов, статистических данных, которые в обобщенном виде называются эмпирической информацией. На основе такой классификации появляется возможность сформулировать некоторые эмпирические закономерности. Кроме того, классификация эмпирической информации является необходимым условием плодотворного и эффективного ее анализа на теоретическом уровне научного исследования.

Теоретический уровень научного исследования связан не с описанием, а с глубоким анализом научных фактов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием законов науки.

Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, теорий, категорий, законов, принципов и других форм научного знания. Живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным аспектом познавательного процесса.

На теоретическом уровне познания исследователь проникает в сущность явлений посредством абстрактного мышления – опосредованного и обобщенного отражения в сознании человека явлений и процессов объективной действительности.

Основной инструмент мышления – логические рассуждения человека, структурными элементами которых являются понятия, суждения, умозаключения.

Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. На теоретическом уровне исследования с помощью специфических методов решаются следующие познавательные задачи:

· всестороннее познание исследователем сущности изучаемых объектов реальной действительности;

· постижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные методы и средства, как абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному и др.

· реализация главного предназначения науки – открытие и описание законов, которым подчиняется природный и социальный мир.

Характерной чертой теоретического исследования является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, то есть исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата.

Эмпирический и теоретический уровни исследования органически дополняют друг друга в целостной структуре научного познания. Поэтому недопустимо абсолютизировать ни один из этих уровней в ущерб другому, а надо рассматривать их в диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности.

Структура научного исследования, как правило, представляет собой логическую совокупность компонентов, которые выражают основные этапы исследования. Обычно исследование состоит из трех рабочих этапов:

1. Программный (подготовительный) этап, который включает в себя: выбор научной темы; разработку программы исследования; определение объекта, предмета, цели, основных задач и методов исследования; формулирование и обоснование исходной гипотезы исследования.

2. Информационно-аналитический (исследовательский) этап, который включает в себя организацию и проведение теоретического и эмпирического исследования, в ходе которого осуществляется сбор и анализ информации; описание и объяснение изучаемого объекта; обработка и систематизация полученных результатов; проверка исходной гипотезы на основе полученных фактов; формулирование предварительных выводов.

3. Практический (заключительный) этап, который включает в себя: практическую апробацию результатов исследования; обоснование заключительных выводов, предложений и рекомендаций; оформление результатов исследования; внедрение полученных научных результатов в практику.

Очевидно, что логика каждого научного исследования специфична, поэтому наполнение этапов варьируется в зависимости от многих факторов (характера научной проблемы, цели и задач работы, уровня ресурсной оснащенности исследования и т. д.).

Более подробно перечисленные этапы научного исследования будут рассмотрены в Теме 7 настоящего учебного пособия.

"Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России"

Научное исследование – рациональная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, всестороннее изучение объекта (процесса или явления), его структуры и связей, внедрение в практику полезных результатов.

Критерии научного знания:

рациональность, эвристичность, новизна, достоверность, истинность, логическая организованность (непротиворечивость, соответствие принципу достаточного основания), опытная обоснованность (оправданность), принципиальная проверяемость, критицизм, возможность опровержения, прогностичность, максимальная простота (красота, сведение сложного к простому), преемственность и др.

Уровни исследования:

  1. метатеоретический – исследование закономерностей научного познания на основе общенаучных и философско-правовых парадигм;
  2. теоретический – исследование закономерностей государственно-правовых явлений с преобладанием логических методов познания;
  3. эмпирический — исследование социально-правовых событий и фактов с помощью наблюдения и эксперимента.

Виды научных исследований:

фундаментальные — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний о сущности и закономерностях организации, функционирования и развития человека и государственно-правовой реальности (например, о закономерностях становления и функционирования социально-правового государства, развитии правовых систем современного мира в условиях глобализации).

прикладные — исследования, направленные на применение научных знаний для решения практических задач (например, на формирование модели оптимизации правового регулирования в контексте социально-экономического развития страны).

разработки — исследования, направленные на внедрение в практику результатов фундаментальных и прикладных исследований (например, разработка индикативных показателей рисков в праве, пилотных проектов или экспертизы оценки эффективности нормативных правовых актов).

Научные исследования в сфере юридических наук представляют собой чаще всего сочетание фундаментальных и прикладных исследований, поэтому их именуют теоретико-прикладными.

Читайте также: