Брежнев и церковь кратко

Обновлено: 04.07.2024

Протоиерей Илия Шапиро, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами:

- Не могу сказать, что какое-то из этих высказываний мне близко. На мой взгляд, это была эпоха глубокого загнивания системы, которая прожила столько же, сколько и сам Сталин – 74 года.

В двух словах: скучноватая была эпоха.

Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках:

- Прежде всего это была именно эпоха. Никакого застоя не было. Это либералы придумали. С их точки зрения, прогресс – это пропаганда гомосексуализма, распространение наркотиков и порнографии. Если так - да здравствует застой!

На мой взгляд, Брежнев был последним имперским правителем. Я бы сказал, что это была эпоха позитивного неосталинизма.

По своей натуре это был человек русский. Он чувствовал народ, почву. Не будучи человеком образованным и книжным, он был все-таки добрым. При этом он был глубоким и тонким политиком, которого Запад уважал. Смеяться над ним начали уже в конце жизни - когда он и сам хотел уйти, но ему не давали. По сути дела его оболгали.

Гонений на верующих уже фактически не было. Брежнев сочувствовал простому народу, в том числе и верующим. Это были мои студенческие годы, и я спокойно ходил в церковь.

Эпоха была сложной с массой недостатков. Ну так уберите недостатки, а хорошее оставьте! А наши либералы сделали наоборот. Так, лучшая в мире система образования практически разрушена. О бесплатном здравоохранении я уж и не говорю. Сделайте сначала лучше, чем было раньше, при Брежневе!

Да у него были недостатки, но все-таки это был хороший благонамеренный человек. С любым другим на его месте было бы гораздо хуже.

Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине:

- Вспоминаются слова Н. Я. Мандельштам, что это Брежнев - это ничего, что он не кровожадный. Это мнение человека, пережившего 30-е годы и войну. И это правда. Было, конечно, давление, но уже какое-то вялое. С приходом Андропова органы коготки выпустили гораздо больше.

Понятно, почему люди вспоминают то время по большей части с положительными эмоциями. Сейчас, конечно, есть возможность ездить за границу, есть свобода у Церкви. Но жизнь в целом для большинства сейчас стала все-таки хуже. Тогда жили бедно, но более или менее ровно.

Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище:

Ложь и фальшь были невыносимы. И сейчас меня тошнит от советской эстрады. А настоящий рок был тогда под запретом. Большинство подпало под идеологическое зомбирование и никак этому не сопротивлялось. Смысл жизни мало кого интересовал.

Но бывало, что люди приходили к Богу, именно отталкиваясь от этой системы тотальной лжи. Это была как бы внутренняя эмиграция. Что творилось с этой системой, меня, например, уже не интересовало.

Это была жизнь в сплошном дефиците. Даже русскую классику достать была проблема.

Для меня это эпоха застоя – эпоха лжи и несвободы. В любой компании был стукач. Я рад, что эти времена ушли. Сейчас сложное время, но все же лучше, чем тогда. Открываются храмы и можно говорить, что думаешь.

Продолжали существовать карательные меры в отношении верующих людей. Например, в Ярославской области из Ярославского пединститута были уволены муж и жена за то, что их ребенок был крещен в церкви, в Некрасовском районе были исключены из состава учащихся два школьника, носившие нательные крестики[21].

В результате правильного подбора церковного совета и регулярного контроля за его деятельностью по соблюдению советского законодательства, случаи посещения детьми храма стали очень редкими и о каждом таком посещении комиссия узнавала немедленно, что давало возможность принятия оперативных мер по усилению воспитательной работы с этой категорией людей[25].

[1] Вестник русского христианского движения (ВРХД) Париж. 1979. №9 (130). С. 275-344.

[2] Константинов Д., прот. Продолжение гонений на Церковь// Русское возрождение. Нью-Йорк - Москва-Париж. 1981 (III) №15. - С.102.

[3] Федотов А. А. Русская Православная Церковь в 1943-2000гг: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам центральной России) - Иваново, 2009. - С. 145-146.

[4] Поспеловский Д. В. История русской Православной Церкви в ХХ столетии. - М., 1995. С. 397-399.

[5] ГАЯО. Ф 1033. Оп.1. Д. 40. Л. 107.

[6]ГАКО. Ф. р-2102. Оп.5. Д, 51. Л, 4.

[7] ГАЯО. Ф 1033. Оп.1. Д. 40. Л.59.

[8] ГАЯО. Ф. р-1033, Оп.1. Д. 73. Л. 18.

[9] Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. - М.: Вече, Лепта, 2010. - С.430.

[10] ГАРФ. Ф. р-6991. Оп.2. Д. 167. Л, 37,38, 107; Оп.6. Д.25. Л.7-14.

[11] Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. - М.: Вече, Лепта, 2010. - С.430.

[12] Константинов Д., прот. Продолжение гонений на Церковь// Русское возрождение. Нью-Йорк - Москва-Париж. 1981 (III) №15. - С.109.

[13] ГАЯО. Ф. 1033. Оп. 1. Д. 40. Л. 107.

[14] ГАЯО. Ф. 1033. Оп. 1. Д. 40. Л.106.

[15] ГАЯО. Ф. 1033. Оп. 1. Д. 40. Л.60.

[16] История России в ХХ веке: 1939-2007./под ред. А. Б. Зубова - М.: Астрель. АСТ, 2010. - С.426.

[18] ГАЯО. Ф. 1033. Оп.1. Д. 41. Д.121.

[19] ГАЯО. Ф.1033. Оп.1. Д.40. Л.51.

[20] ГАЯО. Ф.1033. Оп.1. Д.59. Л. 60, 93.

[21] ГАЯО. Ф.1033. Оп.1. Д.40. Л.45.

[23] Никитин В. Патриарх Пимен: Путь устремленный ко Христу. - М.: Эксмо: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2011 - С. 212.

[25] ГАЯО. Ф. 1033. Оп. 1. Д. 40. Л.6.

[27] Любимов Б. Собиратели. Некоторые особенности священнослужения в советскую эпоху. НГ-религия. М., 1997. 30 янв. С.7.

[28] ГАСО. Ф. 985. Оп.2. Д.73. Л.13.

Брежневские гонения на Церковь. Точка зрения церкви.

Продолжали существовать карательные меры в отношении верующих людей. Например, в Ярославской области из Ярославского пединститута были уволены муж и жена за то, что их ребенок был крещен в церкви, в Некрасовском районе были исключены из состава учащихся два школьника, носившие нательные крестики [21] .

В результате правильного подбора церковного совета и регулярного контроля за его деятельностью по соблюдению советского законодательства, случаи посещения детьми храма стали очень редкими и о каждом таком посещении комиссия узнавала немедленно, что давало возможность принятия оперативных мер по усилению воспитательной работы с этой категорией людей [25] .

[1] Вестник русского христианского движения (ВРХД) Париж. 1979. №9 (130). С. 275-344.

[2] Константинов Д., прот. Продолжение гонений на Церковь// Русское возрождение. Нью-Йорк – Москва-Париж. 1981 (III) №15. – С.102.


В 1964 г. к власти пришёл Л. И. Брежнев, секретарём ЦК КПСС, ответственным за идеологию, стал М. А. Суслов. Он считал, что с религией нужно бороться, но так, чтобы не получать упрёков с запада. По сравнению с периодом правления Н. С. Хрущева идут некоторые послабления, но, все же, политика в отношении религии имела двойственный характер. Ее генеральной линией оставалась борьба с религией, в то же время государственный курс был существенно скорректирован, что позволило выстроить государственно-религиозные отношения на принципах компромиссов и стабильности.

8 дек. 1965 г. Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР и Совет по делам религиозных культов при СМ СССР были преобразованы в единый орган — Совет по делам религий (СДР) при Совете Министров СССР. Впервые было опубликовано положение о СДР. Он должен был выполнять те же функции, что и его предшественники. Совет имел право принимать решения о регистрации и снятии с регистрации религиозных объединений, об открытии и закрытии молитвенных зданий, проверять деятельность религиозных организаций в части соблюдения ими советского законодательства о культах. Санкция правительства теперь уже не требовалась. В союзных и автономных республиках, краях и областях Совет имел своих уполномоченных, при исполкомах Советов депутатов трудящихся создавали на общественных началах комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах из работников народного образования, финансовых органов, представителей советского актива. Местные Советы могли только рассматривать ходатайства религиозных организаций о регистрации и направлять их в Совет по делам религий. Бессменным председателем Совета по делам религий при СМ СССР в 1965–1984 гг. являлся В. А. Куроедов.

«Нарушением законодательства следовало считать: уклонение руководителей религиозных объединений от регистрации объединения в органах власти; нарушения установленных законодательством правил организации и проведения религиозных собраний, шествий и других церемоний культа; организацию и проведение служителями культа и членами религиозных объединений специальных детских и юношеских собраний, а также трудовых, литературных и иных кружков и групп, не имеющих отношения к отправлению культа. Подобного рода нарушения законов влекут за собой штраф в размере до 50 рублей, налагаемый административными комиссиями при районных и городских исполкомах. Советские законы запрещают также принудительное взимание поборов и обложений в пользу религиозных организаций и служителей культа; изготовление для массового распространения обращений, писем, листовок и иных документов, призывающих к неисполнению законодательства о религиозных культах; совершение действий с целью возбуждения религиозных суеверий в массах населения.

Для поддержания стабильности внутри страны и укрепления позиций СССР на международной арене государство приняло ряд мер для нормализации государственно-религиозных отношений. Государство не могло игнорировать тот факт, что, несмотря на долгие годы гонений и антирелигиозной пропаганды, религиозные верования искоренить не удалось. Более того, лояльные государству религиозные объединения уже не могли считаться орудиями контрреволюции, напротив, они в известном смысле стали частью советского общества. Стремление укрепить авторитет СССР на международной арене обязывало советское руководство прилагать усилия к созданию образа демократического государства и не давать повода к упрекам в явном нарушении прав человека. Подписав в 1975 г. Хельсинкский акт, СССР принял на себя дополнительные обязательства по соблюдению прав человека, существование религиозных объединений призвано было демонстрировать соблюдение в СССР принципа свободы совести. Кроме того, руководство СССР использовало религиозные объединения и для поддержки своих внешнеполитических инициатив.

1. Государственный архив Российской Федерации. — Ф Р7523. — Оп. 83. — Д. 1155.

9. Иванов А. И., Лобазов П. К. Политика Советского государства по вопросам религии и церкви. — М.: Знание, 1973. — 63 с.

10. Настольная книга Атеиста/ под общ. ред. Сказкина С. Д. — М.: Политиздат, 1987. — 431 с., ил.

11. Потапова Н. В. Политика советского государства в отношении церкви в 1940–1980 гг. (Нормативно-правовые основы регулирования) // Ленинградский юридический журнал. 2007. № 4. — С. 166–178.

Основные термины (генерируются автоматически): объединение, СССР, дело религий, культ, отношение, свобода совести, Совет, легальная деятельность, Русская Православная Церковь, Советское государство.

Похожие статьи

По мнению заявителей, были нарушены из права на свободу религии и объединений.

Суд отмечает, что государство должно сохранять нейтралитет и не вмешиваться в дела

Свобода совести и вероисповедания. Религиоведческая экспертиза. Нормативные акты.

Роль Комиссии по вопросам религиозных культов при.

Советов М.И. Советское законодательство о религиозных культах в 20-30-х гг. ХХ в

Деятельность уполномоченного совета по делам Русской.

Законодательством о культах 1929 г. благотворительная деятельность религиозных организаций в СССР была запрещена.

Церковная жизнь на Дальнем Востоке СССР в 1922–1933 гг.

Специфика советского политического строя коренным образом изменила положение церковной организации на Дальнем Востоке СССР.

Политическая история отношений государственной власти. Русская православная церковь, Церковь, Россия, Русь, православная церковь.

Конфессиональная политика государства в отношении.

Модернизация советского законодательства о религиозных. объединение, СССР, Совет, свобода совести, дело религий, отношение, культ, легальная деятельность, Советское государство, Русская Православная Церковь.

Налог в пользу религиозных объединений как мера укрепления.

Русская Православная Церковь, церковный налог, светское государство, объединение, РФ, религиозное объединение, предпринимательская деятельность, государство, элемент налогообложения.

Церковно-государственные отношения в постсоветскую эпоху

Социальная деятельность Русской православной церкви.

Церковь, государство, Православная Церковь, Русская Православная Церковь, государственная власть

Россия, Православная Церковь, Поместный Собор, Церковь, проблема, Советская власть.

Православные верующие в России перед Октябрьской революцией

Никольское, Пермская епархия, Русская Православная Церковь, периодическая печать, советская власть, документ, отношение, кандидатская

Церковно-государственные взаимоотношения новейшего. Церковь, государство, Православная Церковь, Русская.

Клерикализация современного российского государства.

Ключевые слова: наука, религия, Конституция, клерикализация, государство, церковь, общество.

‒ не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему

Российское государство и православная церковь в XV-XVII веке.

А. И. Солженицын, А. Д. Сахаров и Р. Медведев: дискуссия вокруг.

41. Бакшеева Е. Б. Политика советского государства по отношению к русской православной церкви на Дальнем. Телеологический характер философии истории марксизма. Если последовательный переход от одной.

Читайте также: