Уровни исторического сознания кратко

Обновлено: 04.07.2024

Историческая наука (история) может рассматриваться 1) как форма общественного сознания, 2) как социальный институт.

С точки зрения формы общественного сознания историческая наука представляет собой, во-первых, один из способов познания мира, которому свойственны специфические методы, во-вторых, область научного знания о процессах и закономерностях развития.

Среди других форм общественного сознания выделяется и историческое сознание, т.е. совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии[1].

При рассмотрении исторической науки как социального института на первый план выходят другие ее составные: институты исторической науки (исторические общественные организации, Академия Наук), группы ученых (востоковеды, медиевисты, ученые ленинградской школы), система исторического образования (средняя школа – исторический факультет университета – аспирантура) и т.п.

Историческое познание – форма отражения исторической действительности. Существуют различные уровни познания – мышление, эмпирическое, теоретическое.

Методы реконструктивного познания разнообразны и включают в себя как методы конкретно-проблемного (специально-исторического) исследования, так и методы обще-научного исторического исследования.

Основной задачей исторического познания является получение знания, которое зафиксировано в источнике, а также на получение нового знания, которое в нем непосредственно не зафиксировано.

условно-документоведческий и грамматически-дипломатический методы, т.е. методы членения текста на составные элементы, применяются для изучения делопроизводства и делопроизводственных документов.

– историко-политический анализ позволяет сопоставить сведения различных источников, воссоздать обстоятельства политической борьбы, породившие документы, конкретизировать состав участников, принявших тот или иной акт.

– Историко-генетический (ретроспективный) метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события (явления, структуры). Он заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений. Историко-генетический метод применяется и для выявления соотношения субъективного, личностного фактора в историческом развитии и объективных факторов (логики политической борьбы, экономического развития и т.п.).

проблемно-хронологический метод предполагает расчленение широких тем на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Этот метод используется как при изучении материала (на первой стадии анализа, совместно с методами систематизации и классифицирования), так и при его компоновке и изложении внутри текста работы по истории.

историко-сравнительный метод (в сочетании с методом отождествления, аналогии как логической основы этого метода) позволяет выявить как общие, так и особенные черты в развитии разных событий, явлений, структур.

историко-типологический метод позволяет упорядочить предметы изучения по качественно различным типам (классам) на основе присущих им существенных признаков. Типологизация по форме является разновидностью классификации, но позволяет выявить существенные признаки предмета. Основой метода является понимание взаимосвязи единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе.

метод периодизации позволяет выделить ряд этапов в развитии различных общественных, социальных явлений. Критерии периодизации в каждом случае могут выдвигаться различные.

структурно-диахронный метод направлен на изучение разновременных исторических процессов. Применение этого метода позволяет выявить продолжительность, частоту различных событий, а также динамику развития различных элементов сложной системы.

К методам теоретического познания может быть отнесен метод моделирования (хотя он не является собственно историческим).

Историческое знание – проверенный практикой и обоснованный логикой результат процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

1) реконструктивное знание – фиксация исторических фактов в хронологической последовательности, – формируемое в процессе реконструктивной деятельности историка. В ходе этой деятельности (как правило, с применением специальных исторических методов – текстологических, дипломатических, источниковедческих, историографических и т.п.) историк устанавливает исторические факты. Реконструктивное знание, реконструктивная картина прошлого создается в виде нарратива (рассказа, повествования) или же в виде таблиц, схем.

2) эмпирическое историческое знание – знание о регулярностях и взаимосвязях между различными фактами, явлениями, процессами – является результатом обработки реконструктивного. Его целью является выяснение повторяемости в процессе исторического развития. В ходе такого исследования историк устанавливает факты более высокого уровня – эмпирические (открытые регулярности – сходные признаки процессов, типологию явлений и т.п.).

3) теоретическое историческое знание – знание о типологии и повторяемости, регулярности фактов, явлений, процессов, структур – объясняет эмпирические факты в ходе теоретического познания. Задачей теоретического знания является формулирование теории, т.е. выявление законов исторического развития (но не функционирования. Так, например, политология изучает законы функционирования государственных институтов, а история – законы их развития. Экономика изучает законы функционирования экономических систем, а история – законы их развития. И т.п.). Функцией исторической теории является объяснение регулярностей исторического процесса, моделирование его развития.

Поскольку историческое познание и знание являются формами социального сознания, то их функции (т.е. задачи, методы и результаты) социально обусловлены. К функциям исторического познания относят[4]:

Методология исторического исследования является объектом внимания как историков, так и философов[5]. Слово методология обозначает учение (понятие) о системе принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Историческим источником называется любой документ, привлеченный для познания действительности. Документ, который содержит в себе информацию о прошлом, но не используется историком, не является для последнего источником (информации)[7].

Классификация – распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившийся системе определенное постоянное место и делится на подклассы. Правильно составленная классификация отражает закономерности развития классифицируемых объектов, глубоко вскрывает связи между ними и служит основой для обобщающих выводов и прогнозов[8].

– изобразительные (изобразительно-художественные, изобразительно-графические, изобразительно-натуральные),

Эта классификация позволяет определить общие методы решения проблем, возникающих при анализе и использовании каждой группы источников.

2) видовая классификация, в основе которой лежит определенная функция воздействия источника на те или иные сферы общественных отношений. Видовая классификация дает возможность выявить и проследить эволюцию источников.

Б) договорно-законодательнеого вида – жалованные грамоты с XII в, кормленые грамоты с XIV в., акты земских соборов с 1566 г. и т.п.

А) договорного вида – акты на землю с XII в. акты на движимое имущество с XIII в., денежные акты с XVI в., акты трудового найма с XVII в. и проч.

3) делопроизводственные документы – распорядительного вида, докладного вида, протокольного вида, отчетного вида,

[1] Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния // Новая и новейшая история. 2000. №4. С.3. Левада Ю.А. Историческое сознание и научный метод // Философские проблемы исторической науки. М., 1969. С.186-224.

[5] Среди обширной литературы по этому вопросу нужно выделить следующие монографии: Философские проблемы исторической науки. Сб. ст. М., 1969; Источниковедение. Теоретические и методические проблемы. Сб. ст. М., 1969; Философия и методология истории. Сб. ст. М., 1977; Лоонэ Ээро. Современная философия истории. Таллин 1980; Ракитов А.И. Системно-гносеологический подход. М., 1982; Фарсобин В.В. Источниковедение и его метод: Опыт анализа понятий и терминологии. М., 1983; Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987; Зевелев А.И. Историографическое исследование: методологические аспекты. М., 1987; Шмаков В.С. Структура исторического знания и картина мира. Новосибирск. 1990; Шмидт С.О. Путь историка. Избранные труды по источниковедению и историографии. М., 1997; Хвостова К.В., Финн В.К. Проблемы исторического познания в свете современных междисциплинарных исследований. М., 1997; Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение: Теория, история, метод. Источники российской истории. М., 1998.

[9] Единой, общепринятой классификации источников до сих пор не существует, а те, которые применяются, не отвечают принципам классификации.

  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Зеленов М.В.
  • Размер: 14.88 Kb
  • © Зеленов М.В.

Сайт "Открытый текст" функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
✉ Письмо в редакцию
🔎 Карта сайта

Понятие исторического сознания

Историческое сознание формируется в ходе изучения историографической науки. При этом, рассматриваемый термин является одной из важнейших сфер общественного сознания, ведь оно выступает в качестве совокупности представлений о своём месте в мире отдельных социальных общественных групп и общества, в целом.


Принципы исторического сознания

Всякая социальная и национальная общность имеет определённый круг исторических представлений не только о своём происхождении, но и об отдельных важных событиях, произошедших за всю историю существования данной общности и человечества. Подобные представления, прежде всего, получают выражение в различных, связанных с хронологией, легендах, сказаниях, преданиях, а также сказках, которые представляют неотъемлемую часть духовной жизни любой народности и считаются способом народного самоутверждения и самовыражения.

На основе информации о своём месте в историческом мировом процессе и о своём прошлом общество осознаёт себя как народ. Таким образом, историческая наука неотъемлемо связана с общественным сознанием, все элементы которого (наука, искусство, религия, мораль, а также правовое и политическое сознание, идеи и взгляды) имеют в общей истории собственную историю.

Данные составляющие могут быть познаны исключительно на основе исторического подхода, который рассматривает каждое явление, анализируя конкретные условия, а также обстоятельства его формирования и получая, таким образом, неразрывную связь между настоящим и прошлым.

Специалисты утверждают, что лишь усвоив опыт предыдущих поколений в сфере социальных, политических и трудовых отношений современники могут научиться не только использовать прошлое, но и оценивать настоящее, принимая верные решения для самореализации и раскрытия потенциала. Лишь через осознание и осмысление исторического опыта можно понять, что происходит в настоящем.

Структура исторического сознания

Как и остальные формы общественного сознания, рассматриваемое нами историческое сознание имеет довольно непростую структуру, которую принято разделять для удобства изучения на четыре самостоятельных уровня.

Таким образом, рассмотренное историческое сознание в качестве элемента общественного сознания, составляющего другую (духовную) сторону исторического процесса, необходимо воспринимать системно, на всех его уровнях и ступенях, ведь только комплексный подход сможет дать наиболее полную картину.

Читайте также: