Уровень грамотности в россии в начале 20 века кратко

Обновлено: 06.07.2024

Настоящая глава ставит своей задачей систематизацию и анализ основных статистических данных о грамотности населения в дореволюционной России по материалам за 1880-1914 гг.

Развивающиеся капиталистическая промышленность и сель­ское хозяйство предъявляли требования на грамотного работ­ника. Поэтому в послереформенный период можно отметить неко­торый рост образовательного уровня населения, хотя в общем он продолжал оставаться весьма низким.

В царской России основная масса населения оставалась не­грамотной, а среди лиц со школьной подготовкой резко преобла­дали получившие лишь начальное образование. Учитывая это явление, основное внимание в исследовании мы сосредоточиваем на характеристике начального образования в стране.

Следует отметить, что по рассматриваемому вопросу мы не располагали сплошными сопоставимыми динамическими показа­телями за длительный период.

Соответствующие исчисления были нами произведены по материалам правительственной, земской и городской статистики народного образования. В дальнейшем изложении указаны де­фекты правительственной статистики народного образования. На­ряду с данными текущей статистики важнейшими источниками оказались также материалы специально проведенных переписей и обследований народного образования. В частности, для харак­теристики состояния начального образования в России за пре i-революционный период ценными оказались материалы переписи начальных школ, произведенной в 1911 г. под руководством ста­тистика В. И. Покровского.

В этой главе сгруппированы основные показатели, характери­зующие развитие грамотности населения России с 60-х годов XIX в. до 1913 г. Так как в течение всего рассматриваемого периода наблюдаются весьма значительные различия в грамотности город­ского и сельского населения, то мы считаем целесообразным при­вести раздельно соответствующие показатели.

Обратимся к основным показателям грамотности сельского населения, количество которых в пореформенный период до на­чала 80-х годов было ограничено. Данные о грамотности населе­ния за период 1880-1913 гг. имеются по значительному числу губерний. Для 60 и 70-х годов, помимо весьма подробных данных о грамотности сельского населения Костромской и Московской губерний, заслуживают внимания также и показатели по Воло­годскому уезду, Области Войска Донского, Псковской, Вятской и Харьковской губерниям.

В 1867 г. в Костромской губернии, в которой уже в течение многих лет были значительно распространены разнообразные от­хожие промыслы, грамотных среди сельского населения было 8,6%, в том числе среди мужчин-16,2% и среди женщин - 2,0%.

Обратимся ко второму источнику массовых статистических данных о грамотности сельского населения - материалам по­дворной переписи 1869 г. по Московской губернии[4].

В среднем по Московской губернии грамотных среди кресть­янского населения в 1869 г. было 7,5%, т. е. меньше, чем в Кост­ромской губернии. Различия в показателях грамотности по от­дельным уездам были весьма значительны: 11,5% -в Коломен­ском, 10,3% - в Богородском, по 4,1% -в Верейском и Рузском уездах. Среди женского сельского населения Московской губернии грамотных было лишь 1,8%, а в некоторых уездах и того меньше: в Можайском - 0,5%, Рузском - 0,4%, т. е. на 200-250 женщин приходилась лишь одна грамотная.

Несмотря на существенное значение первых массовых стати­стических данных о грамотности сельского населения Костром­ской и Московской губерний, эти показатели не могут быть при­няты как типичные для характеристики грамотности всего сель­ского населения России. Обе эти губернии были промышленными, и показатели грамотности в них в значительной степени превы­шали соответствующие средние данные по всей России. В част­ности, укажем, что по данным за 1867-1868 гг.[5] грамотных среди принятых рекрутов было в среднем по России 9-10%, в Костромской губернии - 20,6%, в Московской - 19,1%.

В Вологодском уезде, по сведениям земской управы, в 1872- 1873 гг. среди мужского населения грамотные составляли 18,2%, среди женского - 0,7%, среди же всего населения.- 9,5%[6].

По материалам переписи населения Области Войска Донского в 1873 г.[7] составлена следующая таблица о грамотности насе­ления:

Так как численность городского населения в этой области была незначительной, то в общем можно признать, что грамот­ность сельского населения была близка к этим показателям.

На еще более низком уровне находилась грамотность сель­ского населения некоторых-других губерний. В Псковской губер­нии по данным М. Семевского[8] в 1863 г. среди 601,7 тыс. государственных и временно обязанных крестьян оказалось всего 10,5 тыс. грамотных и учащихся, т. е. 1,7%. Значительно ниже этого среднего показателя был процент грамотных среди времен­нообязанных.

Представляется возможным утверждать, что грамотные среди сельского населения России во второй половине 60-х годов со­ставляли примерно 5-6%; грамотность сельского населения от­дельных губерний за рассматриваемые годы была весьма раз­лична.

Сельское население составляло преобладающую массу насе­ления России (по данным 1897 г.- 86,6%). Поэтому уровень грамотности сельского населения являлся и определяющим для общей грамотности всего населения страны.

Для характеристики изменений в грамотности сельского насе­ления, начиная с 80-х годов, мы располагаем уже массовыми данными по трем периодам, а именно: для первой половины 80-х годов (материалы подворных переписей), для 1897 г. (сплошные материалы первой всеобщей переписи населения) и 1910-1913 гг. (материалы подворных переписей населения ряда губерний).

Относительно уровня грамотности сельского населения России в первой половине 80-х годов можно судить по материалам двух сводных работ Н. Бычкова и Н. А. Благовещенского.

Н. Бычков[14] исчислил показатели грамотности населения по материалам исследований, произведенных в 110 уездах; причем 105 из них исследованы в пятилетие 1882-1886 гг. Он писал: «Обращаясь к населению взятой группы уездов, мы видим, что на их площади разместилось 14 891 437 жителей обоего пола (7 397 405 мужского пола и 7 494 032 - женского), т. е.1/7 всего населения империи. Грамотных и учащихся между ними насчиты­вается:


Российская система государственного школьного образования имеет 300-летнюю историю, однако массово его стали получать лишь в конце XIX — начале XX века, а ликвидацию безграмотности в нашей стране декларировали в 1959 году, всего 60 лет назад.

Первым детей обязал учиться Петр I, учредивший в 1714 году цифирные школы. Они давали начальное образование сыновьям дворян и чиновников. Духовенство предпочитало архиерейские школы, а купцы и ремесленники учили детей дома, хотя тоже имели возможность отдать их в школу. Образованием крестьян не занимались, однако грамоте обучали солдат, 90% которых были выходцами из крестьянских семей.

С 1786 года в стране стали открываться училища, но доступ к ним имело преимущественно городское население. Впервые проблему обучения крестьянских детей попытались решить в 1804 году, когда при церковных приходах стали открывать начальные школы. Содержались церковно-приходские училища из средств самих прихожан, а посещать их могли государственные крестьяне, не принадлежавшие помещикам.

По самым щедрым расчетам предполагается, что из 65 или 70 миллионов жителей Русской империи людей, умеющих читать, набирается до 5 миллионов. Но эта цифра, по всей вероятности, слишком велика. Большинство грамотных людей сосредоточено в городах; в селах едва ли наберется половина того, сколько находится в городах. Но и в городах гораздо больше половины жителей еще не знают грамоты. Судя по этому, едва ли мы ошибемся, положив число грамотных людей в России не превышающим 4 миллионов.

В то время, о котором писал Чернышевский, из 70 миллионов жителей империи более 23 миллионов были помещичьими крестьянами. Эта категория населения получила доступ к образованию лишь после отмены крепостного права в 1861 году. В 1864 году были учреждены земства — прообраз современных муниципалитетов.

Земские трехлетние школы сыграли огромную роль в повышении грамотности крестьянского населения. В 1860–70-х годах исследования показали, что количество грамотных в Центральной России составляло от 1,7% населения в Псковской губернии до 8,6% в Костромской. В 1880-х грамотой владели уже 9,4% жителей всей страны.

По результатам первой российской переписи 1897 года число грамотных возросло уже до 21,1%. При этом среди мужчин читать умели 29,3%, а среди женщин лишь 13,1%. За следующие 20 лет царскому правительству удалось повысить уровень грамотности почти в два раза. К 1917 году уже половина обитателей Центральной России была грамотной, но в целом по стране этот показатель не превышал 30–35%.

Перепись 1926 года показала, что в целом по стране грамотным (то есть умеющим читать хотя бы по слогам и подписываться своей фамилией) было 40,7% населения. Среди горожан грамотой владели 60%, среди сельских жителей — 35,4%. Традиционно грамотнее всего были в возрасте 9–49 лет: 56,6 % из них умели писать и читать.

Уже в 1927 году в СССР ввели единые учебные программы. Пристальное внимание стали уделять изучению русского языка и языков национальных республик. Обязательным предметом на долгие годы стало чистописание. С 1930-х годов все дети должны были посещать школы-четырехлетки, а затем и семилетки. В результате, согласно переписи 1939 года, среди жителей страны в возрасте 9–49 лет число грамотных возросло до 87,4%.

Модернизация системы школьного образования продолжалась в 1940-е годы, несмотря на войну и разруху. В школах преподавали новые предметы: логику, психологию, латынь. Появилась школьная форма, а набирать в первый класс стали строго с семи лет.

Следующая перепись прошла в 1959 году. Она подтвердила, что в СССР практически полностью ликвидировали безграмотность: 98,8% людей в возрасте 9-49 лет умели читать и писать. Стопроцентного показателя грамотности в России не достигли и по сей день.

Согласно переписи 2010 года, из 121 миллиона человек старше 14 лет 712,5 тысячи опрошенных указали, что не имеют начального образования, а 371 тысяча оказалась неграмотной. Наибольшее число неграмотных (140,5 тысячи) выявили среди людей старше 69 лет.

Российская система государственного школьного образования имеет 300-летнюю историю, однако массово его стали получать лишь в конце XIX — начале XX века, а ликвидацию безграмотности в нашей стране декларировали в 1959 году, всего 60 лет назад.

Первым детей обязал учиться Петр I, учредивший в 1714 году цифирные школы. Они давали начальное образование сыновьям дворян и чиновников. Духовенство предпочитало архиерейские школы, а купцы и ремесленники учили детей дома, хотя тоже имели возможность отдать их в школу. Образованием крестьян не занимались, однако грамоте обучали солдат, 90% которых были выходцами из крестьянских семей.

С 1786 года в стране стали открываться училища, но доступ к ним имело преимущественно городское население. Впервые проблему обучения крестьянских детей попытались решить в 1804 году, когда при церковных приходах стали открывать начальные школы. Содержались церковно-приходские училища из средств самих прихожан, а посещать их могли государственные крестьяне, не принадлежавшие помещикам.


В то время, о котором писал Чернышевский, из 70 миллионов жителей империи более 23 миллионов были помещичьими крестьянами. Эта категория населения получила доступ к образованию лишь после отмены крепостного права в 1861 году. В 1864 году были учреждены земства — прообраз современных муниципалитетов.

Земские трехлетние школы сыграли огромную роль в повышении грамотности крестьянского населения. В 1860–70-х годах исследования показали, что количество грамотных в Центральной России составляло от 1,7% населения в Псковской губернии до 8,6% в Костромской. В 1880-х грамотой владели уже 9,4% жителей всей страны.

По результатам первой российской переписи 1897 года число грамотных возросло уже до 21,1%. При этом среди мужчин читать умели 29,3%, а среди женщин лишь 13,1%. За следующие 20 лет царскому правительству удалось повысить уровень грамотности почти в два раза. К 1917 году уже половина обитателей Центральной России была грамотной, но в целом по стране этот показатель не превышал 30–35%.

Перепись 1926 года показала, что в целом по стране грамотным (то есть умеющим читать хотя бы по слогам и подписываться своей фамилией) было 40,7% населения. Среди горожан грамотой владели 60%, среди сельских жителей — 35,4%. Традиционно грамотнее всего были в возрасте 9–49 лет: 56,6 % из них умели писать и читать.

Уже в 1927 году в СССР ввели единые учебные программы. Пристальное внимание стали уделять изучению русского языка и языков национальных республик. Обязательным предметом на долгие годы стало чистописание. С 1930-х годов все дети должны были посещать школы-четырехлетки, а затем и семилетки. В результате, согласно переписи 1939 года, среди жителей страны в возрасте 9–49 лет число грамотных возросло до 87,4%.

Модернизация системы школьного образования продолжалась в 1940-е годы, несмотря на войну и разруху. В школах преподавали новые предметы: логику, психологию, латынь. Появилась школьная форма, а набирать в первый класс стали строго с семи лет.

Следующая перепись прошла в 1959 году. Она подтвердила, что в СССР практически полностью ликвидировали безграмотность: 98,8% людей в возрасте 9-49 лет умели читать и писать. Стопроцентного показателя грамотности в России не достигли и по сей день.

Согласно переписи 2010 года, из 121 миллиона человек старше 14 лет 712,5 тысячи опрошенных указали, что не имеют начального образования, а 371 тысяча оказалась неграмотной. Наибольшее число неграмотных (140,5 тысячи) выявили среди людей старше 69 лет.


ГРАМОТНОСТЬ В ЦАРСКОЙ РОССИИ к 1917 году.

Оценки среднего уровня грамотности населения в России в целом к 1914−1915 гг году достаточно сильно разнятся: от 35−38% к 1915 году[108][109] до 43% в 1917, но применительно только к европейской части собственно России, исключая детей, не достигших 10 лет[18]. Бывший министр просвещения П. Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56% грамотных от всего населения России (на 1916 год).[110] По данным исследования Института этнологии и антропологии РАН под руководством д. и.н., профессора М. М. Громыко[111] реальная грамотность крестьян была заметно выше данных официальной статистики, поскольку многие (особенно старообрядцы) не считали нужным записывать при обследованиях свою грамотность, и по ряду других причин[112](c.59−60). Отмечается также, что тяга крестьян к грамоте, интерес к книгам и периодическим изданиям постоянно росли[113], особенно быстро после 1906 года[114].

Развитие начального школьного образования значительно ускорилось с конца 1907 года. В течение 1908−1915 гг. кредит на постоянные нужды начального образования увеличивался следующим образом: в 1908 — на 6 900 000 р., в 1909 — на 6 000 000 р., в 1910 — на 10 000 000 р., в 1911 — на 7 000 000р., в 1912 — на 9 000 000 р., в 1913 — на 10 000 000 р., в 1914 — на 3 000 000 р., в 1915 — на 3 000 000 р.[115](с.144) — как видно, кредит на нужды начального образования увеличивался даже во время ПМВ. Не только финансирование, но все мероприятия по развитию начального образования (в том числе увеличение числа школ и их доступности в радиусе не более 3 верст) проводились неуклонно вплоть до 1917 года[39]. Тем не менее, уровень грамотности взрослого населения и развитие школьного образования в регионах с преимущественно инородческим населением (особенно в Средней Азии) к 1917 году был еще очень низок.

Имевшие место в России в 1896—1917 гг. неуклонный рост грамотности населения, быстрый рост числа начальных и средних школ и учащихся (см. Грамотность), средних и высших учебных заведений и числа студентов, а также техников, инженеров, специалистов во всех областях хозяйства и учёных (см. Образование в Российской империи), — эти процессы, лишь замедлившиеся в годы Первой мировой войны[117][118](с.59) прервались и обрушились в годы Гражданской войны и массового голода начала 1920-х годов.[119][120][121](с. 71)[122](с.803).

НАЧАЛО и ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА ЛИКБЕЗА

Одну из главных проблем, вследствие Гражданской войны и массового голода начала 1920-х годов, представляли беспризорники. По разным данным, в 1921—1923 гг. их было от 4.5 до 9 миллионов[123].[72]. Число неграмотных постоянно пополнялось за счёт беспризорных подростков.
Практические шаги к решению проблемы возраставшей при большевиках безграмотности (как среди взрослых, так и, особенно, среди детей и подростков) начались в 1920 году. В 1920 Совет народных комиссаров принимает декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез), постановления которой имеют обязательный характер. Она образуется для выполнения принятого в 1919 году декрета о ликвидации безграмотности и будет в 1920—1930 руководить обучением неграмотных и малограмотных. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский[124].

1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18—30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6−8 часов еженедельно).

ЛИКПУНКТЫ И ШКОЛЫ ГРАМОТНОСТИ

Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3−4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.

Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей — ликвидаторов неграмотности.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ЛИКБЕЗА

ИТОГИ ЛИКБЕЗА

Всего в 1917—27 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн. Стартовый уровень (от начала введения Ликбеза в 1920 г.) был достаточно низок. Так, по данным переписи 1 ноября 1920 г (Народное образование по основному обследованию 1920г)[132] в школах учились всего около 7.3 миллионов учеников (в школах первой ступени — 6 860 328 детей, и в школах второй ступени — 399 825), причем школы в европейской части советской России посещали менее 59% детей в возрасте 8−12 лет (старше 12 лет — еще и много меньше).

В годы нэпа темпы снижения неграмотности также были далеки от желаемых. Взрослое население, занятое в частном секторе, не имело социальных гарантий, позволявших сочетать учёбу с трудом. В целом СССР к 1926 г. занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Сохранились значительные различия в уровне грамотности городского и сельского населения (в 1926 г. — соответственно 80,9 и 50,6%), мужчин и женщин (в городе — 88,6 и 73,9%, в селе — 67,3 и 35,4%).

В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтенных школах грамоты — 10 млн.
Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.
К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах только в учтенных школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.

ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ 1937 года

Тем не менее, по переписи населения 1937 года в целом по СССР четвертая часть населения в возрасте 10 лет и старше не умела читать, хотя говорилось о всеобщей грамотности. 30% женщин не умели читать по слогам и подписывать свою фамилию (таков был по переписи критерий грамотности). Данные переписи были немедленно изъяты и уничтожены. Ее организаторов репрессировали. [133][134][135]. «Усилия советской власти по борьбе с безграмотностью позволили только отчасти преодолеть последствия гражданской войны, в частности, массовой детской беспризорности, бывшей в России невиданным до того явлением«[136](с.60).

ЛИТЕРАТУРА и ПРИМЕЧАНИЯ

Вся Российская империя: 38.5%.
3) Август 1920 года.
Возраст: 8 лет и старше.
Критерий грамотности: умение читать или написать свое имя?
Европейская часть РСФСР: 44.4%
Украина (не вся): 41.6%.


LiteracyRussia2.jpg

II) Batcha and Banat (так в тексте, наверное речь идет об областях "Банат, Бачка и Баранья" или/и Бач-Бодрог):

2) РИ/СССР: Википедия, статья "Грамотность в России", А.Г. Рашин Население России за 100 лет (1813 - 1913),

О возможной причине военной операции России на Украине

Почему Россия пошла по пути военной операции на территории другой страны, несмотря на очевидные риски и угрозу тяжелых экономических санкций? Об…

Чтение на бумаге и на экране. 6 неочевидных отличий

Фотографическая память, быстрое чтение и эмоциональная привязанность. Все мы знаем, что бумажная книга по-особенному пахнет, а электронная читалка…

Грамотность и образование в Российской Империи

Читайте также: