Легенда или и каратал кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Литературное чтение

Тема: Или и Каратал (легенда)

- ознакомление учащихся с природой родного Казахстана, с жемчужинами родного края;

- привитие детям заботливого и бережного отношения к Матушке-Природе своей Родины;

- формирование у ребенка чувства гордости и восхищения за свое Отечество, за его добрый и благостный свет.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, игра, работа с книгой , практическая работа, мгновенная рефлексия.

1. Оргмомент. Поэтическая минутка.

Душа чем ваша полнится,

То в голосе услышится,

То в песенке припомнится,

А мы споем о Родине,

С которой столько связано,

С которой столько пройдено

Хорошего и разного!

Что с Родиною сбудется,

То и с народом станется.

С её лугами, нивами,

С её лесами-чащами

Была б она счастливою, —

А мы-то будем счастливы.

И сколько с ней ни пройдено, —

Усталыми не скажемся.

И песню спеть о Родине

С друзьями не откажемся!

2. Минутка тишины

3. Поговорим

 Сегодня мы будем говорить, как вы уже догадались, о природе нашего любимого Казахстана, о его чудесах, которые украшают нашу страну.

 Расскажите, какие чудеса природы Казахстана вы знаете, видели? (Ответы детей).

 Правильно ребята! Казахская земля протянулась от Алтайских гор до зеленых берегов Урала, от гор Каратау до города Петропавловска…Богата земля наша золотом, железом, углем, нефтью и газом. У нас растут пшеница и рис, овес и просо. Есть белоснежные хлопковые поля. Необозримые сады дарят нам яблоки, груши, виноград, абрикосы, урюк… И каких только чудес природы у нас нет.

4. Обратимся к учебнику

 Наша учебник тоже спешит нам рассказать о чудесах природы нашей Родины. Откройте ее страничку. Рассмотрите рисунки. О каких чудесах Казахстана вы узнали? (Ответы детей).

 Ребята! А вы знаете, есть у нашей страны еще одно знатное чудо природы - это наше Семиречье. На казахском языке – Жетысу. Название говорит само за себя. Семиречье – это семь рек: Или, Каратал, Аксу, Коксу, Тентек, Лепсы, Аягуз. Они все вместе вливаются в озеро Балхаш. В народе считают, что Семиречье – это жемчужина Казахстана.

 Ребята! Много написано писателями и поэтами о Семиречье. Существует также в нашем народе интересная легенда, которая передается из поколения в поколение. Послушайте и вы ее ребята.

У волшебника Балхаша была красавица дочь Или. Слава о ней шла по всей степи. Стали сватать ее женихи - богатые баи и ханы, но все они казались девушке недостойными её красоты.

Тогда Балхаш решил устроить состязание для женихов.

– Кто окажется самым умным, ловким и сильным, тот получит Или в жены! – объявил волшебник.

Услышал об этом молодой Каратал. Джигит был очень беден. Но он имел пару прекрасных коней, отличался ловкостью, отвагой и си­лой. Каратал тоже поехал во дворец волшебника попытать счастья.

Балхаш не хотел и разговаривать с бедным джигитом. Но Или по­любила его с первого взгляда. Она упросила отца позволить Караталу принять участие в состязании женихов.

Каратал победил в борьбе и на скачках молодых баев и ханов.

Однако Балхаш не сдержал своего слова. Он отказался иметь зятем бедняка-джигита.

Весь день проплакала красавица, а ночью к ней тайно пришел Ка­ратал и предложил:

– Если любишь меня – бежим!

Или с радостью согласилась. В ту же ночь они умчались на конях Каратала.

Балхаш узнал об их бегстве. Гневным голосом, прозвучавшим по степи сильнее грома, он приказал остановиться беглецам. Но Или и Каратал не пожелали вернуться. Они мчались в родной аул Каратала.

Тогда волшебник перенёсся в степь и у ног беглецов превратился в огромное озеро.

С тех пор оно стало называться его именем – Балхаш. Или и Каратала волшебник превратил в бурные реки, впадающие в это озеро.

Много веков бурлят и волнуют они, напрасно пытаясь слиться воедино.

 Понравилась ли вам легенда? О чем она?

 Что вы поняли из этой легенды? (Ответы детей).

Учительница делит детей на две группы.

 Сейчас я вам раздам конвертики с заданиями. В этих заданиях говорится о чудесах природы Казахстана. Ваша задача, дети, заключается в том, чтобы собрать из слов связанное предложение; отгадать, о чем идет речь в этом предложении?

Задание 1. Соленое, озеро, горное, Казахстана, самое.

(Самое соленое горное озеро Казахстана. Ответ: Тузколь).

Задание 2. Половина, одна, озера, соленая, пресная, поло­вина, другая.

(Одна половина озера соленая, другая пресная. Ответ: озеро Балхаш).

Если дети затрудняются, то учитель рекомендуется задать допол­нительные (наводящие) вопросы. Например:

Зада­ние 2. Местность, в которой находится это озеро, носит одноименное название. (На карте это озеро изображено двумя цветами).

После того, как задание будет выполнено, учитель/-ница рассказывает об этих чудесных уголках природы Казахстана.

1. Самое соленое горное озеро в Казахстане - Тузколь расположено на востоке Алматинской области в горном обрамлении Кегенской впадины. Его соленость переменчива по сезонам года и от года к году, но установлено, что она может достигать 236 г/л. Соленость Тузколя почти такая же, как в Мертвом море в Израиле или Большом Соленом озере в США. Тузколь называют еще казахстанским Мертвым морем. С озера Тузколь открывается величественная панорама вершин Цен­трального Тянь-Шаня, среди них самая высокая точка Казахстана – пик Хан-Тенгри (6995).

2. Балхаш – озеро, расположенное в Балхашско-Алакольской низ­менности. В старину его называли Атырау кол и Коктениз (Синее мо­ре). Глубина в некоторых местах достигает 26 м. ширина варьирует от 17 до 22 км. Берега изрезанные, с множеством маленьких заливов. По­луостров Сарыесик разделяет озеро на две части. Западная часть, бо­лее пресная, чем восточная, питается водами р. Или, тогда как восточ­ная – Аксу, Каратал и Лепсы. Водная поверхность замерзает прибли­зительно в ноябре, а в апреле обычно начинается паводок.

В основном озеро используется для рыболовного хозяйства. Рядом расположен город с одноименным названием, который был основан в 1937 г. Относится к Карагадинской области.

6. Творим в тетради

 А сейчас ребята, я прошу открыть страничку тетради. Представьте себе, что вы – великие художники. Вам предстоит нарисовать в цвете свои чувства, которые вы испытываете к Матушке-Природе. Прочитайте и выполните Задание 1.

 Дорогие ребята! А вы знаете, как рождаются удивительные картины художников? (Ответы детей).

 У художников прекрасное воображение. Чтобы лучше нарисовать, вы можно закрыть глаза и представить чудеса природы Казахстана. И вы уви­дите, до чего прекрасен и разнообразен этот мир своими красками и формами, запахами и звуками. Вот зелёная ель. Запахи трав и цветов. Звон голосов птиц и шелест листвы. Сколько всего красивого, волшебного, необычного дарит нам Матушка-Природа.

 Ребята, также нужно сидеть очень тихо, не разговаривать, а слушать то, что внутри тебя, то, что тебе хочется нарисовать. Очень важно слушать, что вам подсказывает ваше сердце. (Дети творят в тетради).

Задания такого вида направлены на развитие воображения, креативности мышления, творческой свободы, самовыражения. При выполнении таких заданий учитель не должен давать детям установок, как рисовать и что рисовать.

7. Выставка рисунков

 Молодцы ребята! Какие у вас получились интересные и прекрасные работы. Ну, просто настоящие художественные шедевры! А теперь давайте выставим наши рисунки на общее обозрение. Положите тетрадочки на парты. Сделаем своего рода галерею, как у настоящих художников. (Дети ходят по классу, рассматривают рисунки. Общаются, делятся своими впечатлениями. Дети демонстрируют свои рисунки и рассказывают, почему они выбрали именно эти краски).

 Понравились ли вам рисунки друг друга?

 Чьи рисунки понравились больше? Почему? (Ответы детей).

 Молодцы, ребята! Спасибо вам за ваши чудные творения. Если бы вы не были внимательны и наблюдательны, то такие картинки не родились бы сегодня на нашем уроке.

 Действительно, природа полна чудес, надо лишь повнимательней приглядеться к ней, и тогда даже в маленькой травинке, в крошечной букашке можно увидеть что-то необыкновенное, загадочное и чудесное.

Родного неба милый свет,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки.

Что вашу прелесть заменит?

О, родина святая,

Какое сердце не дрожит,

8. Творим в тетради

9. Домашнее задание

 Дети! Любите свою страну – Республику Казахстан. Любите Матушку-Природу. Учитесь необычному искусству – в самом незаметном и необычном явлении природы увидеть маленькое чудо, маленькое волшебство. Распахните свое сердечко Матушке-Природе, ведь она ваше достояние.

Краткое описание документа:

Тема: Или и Каратал (легенда)

Цели урока:

-ознакомление учащихся с природой родного Казахстана, с жемчужинами родного края;

-привитие детям заботливого и бережного отношения к Матушке-Природе своей Родины;

-формирование у ребенка чувства гордости и восхищения за свое Отечество, за его добрый и благостный свет.

Методы:беседа, рассказ, объяснение, игра,работа с книгой,практическая работа, мгновенная рефлексия.

Ход урока

1. Оргмомент. Поэтическая минутка.

Что любится, чем дышится,

Душа чем ваша полнится,

То в голосе услышится,

То в песенке припомнится,

А мы споем о Родине,

С которой столько связано,

С которой столько пройдено

Хорошего и разного!

Что с Родиною сбудется,

То и с народом станется.

С её лугами, нивами,

С её лесами-чащами

Была б она счастливою, —

А мы-то будем счастливы.

И сколько с ней ни пройдено, —

Усталыми не скажемся.

И песню спеть о Родине

С друзьями не откажемся!

2. Минутка тишины

3. Поговорим

ØСегодня мы будем говорить, как вы уже догадались, о природе нашего любимогоКазахстана, о его чудесах, которые украшают нашу страну.

¨Расскажите, какие чудеса природы Казахстана вы знаете, видели?(Ответы детей).

Ø Правильно ребята! Казахская земля протянулась от Алтайских гор до зеленых берегов Урала, от гор Каратау до города Петропавловска…Богата земля наша золотом, железом, углем, нефтью и газом. У нас растут пшеница и рис, овес и просо. Есть белоснежные хлопковые поля. Необозримые сады дарят нам яблоки, груши, виноград, абрикосы, урюк… И каких только чудес природы у нас нет.

4. Обратимся к учебнику

ØНаша учебник тоже спешит нам рассказать о чудесах природы нашей Родины. Откройте ее страничку. Рассмотрите рисунки. О каких чудесах Казахстана вы узнали? (Ответы детей).

ØРебята! А вы знаете, есть у нашей страны еще одно знатное чудо природы - это наше Семиречье. На казахском языке – Жетысу. Название говорит само за себя. Семиречье – это семь рек: Или, Каратал, Аксу, Коксу, Тентек, Лепсы, Аягуз. Они все вместе вливаются в озеро Балхаш. В народе считают, что Семиречье – это жемчужина Казахстана.

ØРебята! Много написано писателями и поэтами о Семиречье. Существует также в нашем народе интересная легенда, которая передается из поколения в поколение. Послушайте и вы ее ребята.

У волшебника Балхаша была красавица дочь Или. Слава о ней шла по всей степи. Стали сватать ее женихи - богатые баи и ханы, но все они казались девушке недостойными её красоты.

Тогда Балхаш решил устроить состязание для женихов.

– Кто окажется самым умным, ловким и сильным, тот получит Или в жены! – объявил волшебник.

Услышал об этом молодой Каратал. Джигит был очень беден. Но он имел пару прекрасных коней, отличался ловкостью, отвагой и си­лой. Каратал тоже поехал во дворец волшебника попытать счастья.

Балхаш не хотел и разговаривать с бедным джигитом. Но Или по­любила его с первого взгляда. Она упросила отца позволить Караталу принять участие в состязании женихов.

Каратал победил в борьбе и на скачках молодых баев и ханов.

Однако Балхаш не сдержал своего слова. Он отказался иметь зятем бедняка-джигита.

Весь день проплакала красавица, а ночью к ней тайно пришел Ка­ратал и предложил:

– Если любишь меня – бежим!

Или с радостью согласилась. В ту же ночь они умчались на конях Каратала.

Балхаш узнал об их бегстве. Гневным голосом, прозвучавшим по степи сильнее грома, он приказал остановиться беглецам. Но Или и Каратал не пожелали вернуться. Они мчались в родной аул Каратала.

Тогда волшебник перенёсся в степь и у ног беглецов превратился в огромное озеро.

С тех пор оно стало называться его именем – Балхаш. Или и Каратала волшебник превратил в бурные реки, впадающие в это озеро.

Много веков бурлят и волнуют они, напрасно пытаясь слиться воедино.

¨Понравилась ли вам легенда? О чем она?

¨Что вы поняли из этой легенды? (Ответы детей).

Учительница делит детейна две группы.

ØСейчас я вам раздам конвертики с заданиями. В этихзаданиях говорится о чудесах природы Казахстана. Ваша задача, дети,заключается в том, чтобы собрать из слов связанное предложение;отгадать, о чем идет речь в этом предложении?

Задание 1. Соленое, озеро, горное, Казахстана, самое.

(Самое соленое горное озеро Казахстана. Ответ: Тузколь).

Задание 2. Половина, одна, озера, соленая, пресная, поло­вина, другая.

(Одна половина озера соленая, другая пресная. Ответ:озеро Балхаш).

Если дети затрудняются, то учитель рекомендуется задать допол­нительные (наводящие) вопросы. Например:

Зада­ние 2. Местность, в которой находится это озеро, носит одноименноеназвание. (На карте это озеро изображено двумя цветами).

После того, как задание будет выполнено, учитель/-ница рассказывает обэтих чудесных уголках природы Казахстана.

1. Самое соленое горное озеро в Казахстане - Тузколь расположенона востоке Алматинской области в горном обрамлении Кегенскойвпадины. Его соленость переменчива по сезонам года и от года к году,но установлено, что она может достигать 236 г/л. Соленость Тузколяпочти такая же, как в Мертвом море в Израиле или Большом Соленом озере в США. Тузколь называют еще казахстанским Мертвым морем.С озера Тузколь открывается величественная панорама вершин Цен­трального Тянь-Шаня, среди них самая высокая точка Казахстана –пик Хан-Тенгри (6995).

2. Балхаш–озеро, расположенное в Балхашско-Алакольской низ­менности. В старину его называли Атырау кол и Коктениз (Синее мо­ре). Глубина в некоторых местах достигает 26 м. ширина варьирует от17 до 22 км. Берега изрезанные, с множеством маленьких заливов. По­луостров Сарыесик разделяет озеро на две части. Западная часть, бо­лее пресная, чем восточная, питается водами р. Или, тогда как восточ­ная–Аксу, Каратал и Лепсы. Водная поверхность замерзает прибли­зительно в ноябре, а в апреле обычно начинается паводок.

В основном озеро используется для рыболовного хозяйства. Рядомрасположен город с одноименным названием, который был основан в1937 г. Относится к Карагадинской области.

6. Творим в тетради

ØА сейчас ребята, я прошу открыть страничку тетради. Представьте себе, что вы – великие художники. Вам предстоит нарисовать в цвете свои чувства, которые вы испытываете к Матушке-Природе. Прочитайте и выполните Задание 1.

ØДорогие ребята! А вы знаете, как рождаются удивительные картины художников? (Ответы детей).

ØУ художников прекрасное воображение. Чтобы лучше нарисовать, вы можно закрыть глаза и представить чудеса природы Казахстана. Ивы уви­дите, до чего прекрасен и разнообразен этот мир своими красками и формами, запахами и звуками. Вот зелёная ель. Запахи трав и цветов. Звон голосов птиц и шелест листвы. Сколько всего красивого, волшебного, необычного дарит нам Матушка-Природа.

ØРебята, также нужно сидеть очень тихо, не разговаривать, а слушать то, что внутри тебя, то, что тебе хочется нарисовать. Очень важно слушать, что вам подсказывает ваше сердце. (Дети творят в тетради).

Задания такого вида направлены на развитие воображения, креативности мышления, творческой свободы, самовыражения. При выполнении таких заданий учитель не должен давать детям установок, как рисовать и что рисовать.

7. Выставка рисунков

ØМолодцы ребята! Какие у вас получились интересные и прекрасные работы. Ну, просто настоящие художественные шедевры! А теперь давайте выставим наши рисунки на общее обозрение. Положите тетрадочки на парты. Сделаем своего рода галерею, как у настоящих художников. (Дети ходят по классу, рассматривают рисунки. Общаются, делятся своими впечатлениями.Дети демонстрируют свои рисунки и рассказывают, почему онивыбрали именно эти краски).

¨ Понравились ли вам рисунки друг друга?

¨ Чьи рисунки понравились больше? Почему? (Ответы детей).

ØМолодцы, ребята! Спасибо вам за ваши чудные творения. Если бы вы не были внимательны и наблюдательны, то такие картинки не родились бы сегодня на нашем уроке.

ØДействительно, природа полна чудес, надо лишь повнимательней приглядеться к ней, и тогда даже в маленькой травинке, в крошечной букашке можно увидеть что-то необыкновенное, загадочное и чудесное.

Родного неба милый свет,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки.

Что вашу прелесть заменит?

О, родина святая,

Какое сердце не дрожит,

8. Творим в тетради

9. Домашнее задание

ØДети! Любите свою страну – Республику Казахстан. ЛюбитеМатушку-Природу. Учитесь необычному искусству – в самом незаметном и необычном явлении природы увидеть маленькое чудо, маленькое волшебство. Распахните свое сердечко Матушке-Природе, ведь она ваше достояние.

У волшебника Балхаша была красавица-дочь Или. Слава о ней шла по всей степи. Стали сватать ее женихи -богатые баи и ханы, но все они казались девушке недостойными ее красоты. Тогда Балхаш решил устроить состязание для женихов. — Кто окажется самым умным, ловким и сильным, тот получит Или в жены! — объявил волшебник. Услышал об этом молодой Каратал. Жигит был очень беден. Но он имел пару прекрасных коней, отличался ловкостью, отвагой и силой. Каратал тоже поехал во дворец волшебника попытать счастья. Балхаш не хотел и разговаривать с бедным жигитом. Но Или полюбила его с первого взгляда. Она упросила отца позволить Караталу принять участие в состязании женихов. Каратал победил в борьбе и на скачках молодых баев и ханов. Однако Балхаш не сдержал своего слова. Он отказался иметь зятем бедняка-жигита. Весь день проплакала красавица, а ночью к ней тайно пришел Каратал и предложил: — Если любишь меня — бежим! Или с радостью согласилась. В ту же ночь они умчались на конях Каратала. Балхаш узнал об их бегстве. Гневным голосом, прозвучавшим по степи сильнее грома, он приказал остановиться беглецам. Но Или и Каратал не пожелали вернуться. Они мчались в родной аул Каратала. Тогда волшебник перенесся в степь и у ног коней беглецов превратился в огромное озеро. С тех пор оно стало называться его именем — Балхаш. Или и Каратал волшебник превратил в бурные реки, впадающие в разных местах в это озеро. Много веков бурлят и волнуются они, напрасно пытаясь слиться воедино.

Седой ковыль, степной рассказчик
Открыл заветный старый ларчик,
А в нем сказаний целый клад.
Послушать каждый был бы рад.

Давным-давно, в степи ковыльной
Жил хан Балхаш с дружиной сильной.
Всего ему дал щедро Бог,
Детей не дал, видать, не смог.
Бесплоден был богатый хан,
Десяток жён, щедр дастархан,*
Но счастья нет - раз нет детей.
Балхаш становится всё злей.
И злость его гнала всё дальше.
Подобно коршуну, метался.
В округе гнева все боялись,
При виде хана в дом скрывались.

Однажды в маленьком ауле
Просторно было глупой пуле.
Погибли все. Вдруг слышен крик -
Ребёнка видит злой старик.
Девчонка тянет ручки к хану.
Заныло сердце старой раной.
Рыдает кроха, море слёз…
- Вот исполненье дум и грёз!
Балхаш на руки взял ребёнка.
Рубаха стала ей пелёнкой.
Впервые старый хан дрожал:
В руках наследницу держал!

В любви большой росла девица.
Отец по праву мог гордиться.
Одета в золото, шелка.
Ей пели оды облака.
Когда Или вдруг запевала,
Вся степь тюльпанами пылала,
А птицы не посмели петь,
Хотелось слушать и смотреть.
Из белой шерсти юрта девы:
Степной считалась королевой.
Или сияет красотой.
Балхаш устраивает той.**
Решил он выбрать жениха.
Или в раздумьях вся, тиха.
В любви признался Каратал.
Ответа девы поджидал.
Или любила батрака,
Встречались тайно, а пока,
Объяты светлою мечтою…
Готово всё к большому тою.

И вот объявлена байга,***
Игра прошла через века,
Она имела много правил.
Балхаш условие поставил:
- Итог покажет жениха,
Ему отдам я без греха
Свои богатства и наделы,
А им нет счёта и предела,
И дочь, прелестную Или.
Вмиг скрылись воины в пыли.

Все тридцать дней и их ночей
Продлилась гонка силачей.
Потери были бесконечны.
В погоне время быстротечно.
Сгорают кони от жары,
В сердцах гонцов горят костры.
Настал борьбы последний миг.
И воин открывает лик.

Им стал достойный Каратал!
Отдать невесту час настал.
Не этого хотел отец,
Но слово Богу дал мудрец.
- Собакам злым его отдать,
А мёртвый мне не нужен зять.

Не ждёт джигит даров от хана:
Не может бай жить без обмана.
Или в руках у жениха!
И мчатся прочь от зла, греха.
Понёс влюбленных в горы конь,
А вслед погоня и огонь.
От злого взгляда степь горела.
Любовь же песни счастья пела.
Нет сил скакать - пал аргамак.****
Обнял рукой Или батрак.
Помчались, счастье сберегая,
Подальше в степь: она большая.
- Их не догнать, не подкупить,
Ничем любовь не победить,
Пока их руки будут вместе, -
Шептали робко тоя гости.

Обида, злость заводит хана,
Не обойтись тут без обмана.
- Хочу их в реки превратить,
Чтоб жизнь навечно погубить!
Да будет так, - вскричал Балхаш,-
Пусть сгинет род проклятый ваш!
И вам не быть по жизни вместе,
Батрак – позор Или, невесте!
Заклятье злое лишь изрёк,
Рванулся воздуха поток.
Большие вихри закрутили
И милых силой разлучили.
Над степью раздаётся глас.
Страшнее жизни тот приказ:
- Речным потоком стань мгновенно,
В разлуке быть вам непременно!
Не быть вам вместе никогда,
На все столетья и года!
Преграду сделаю я телом,
Закончу быстро это дело!
Балхаш седой меж рек упал,
Преградой водной счастью стал.

А те текут, надеясь вскоре,
Залить слезами сердца горе.
От этих слез горчит водица.
А время мчится, мчится, мчится.
Богиня, деву пожалев,
Нашла у озера пролив.
Взамен Или должна в степи
Всю горечь слёз других испить,
Всех разлучённых злой судьбою
Пройти истерзанной тропою.
Или спешила к Караталу.
Она об этом так мечтала!
Уста влюбленные слились,
Водою нежно обнялись.

По мотивам легенд о Балхаше

* дастархан – праздничный стол с угощениями;
** той – праздничное гуляние, торжество, пир;
*** байга – один из древнейших конных видов скачек;
**** аргамак – казахская порода лошадей.

Площадь озера 16,4 тыс. км;. Это самое крупное озеро в Казахстане. Длина его 600 км. Ширина восточной части 9 – 19 км. Ширина западной части 74 км. Береговая линия озера Балхаш имеет длину 2385 км. Посредине озера Балхаш расположен полуостров Сарыесик который делит его на две части. Западная часть питается водами реки Или и наполнена пресной водой, восточная часть – соленая. Природа озера Балхаш отличается контрастностью.
Существует поверье: искупавшись в водах Балхаша, человек исцелится от болезней и станет намного сильнее и увереннее. Вода в разных частях озера различается по цвету. В западной части - она желтовато - серая, а в восточной – изумрудно – голубая. В прибрежной зоне расположены уникальные озера, полные целебной грязи. И эти грязи по составу не только аналогичны тем, что в водах Мертвого моря, но и превосходят их по лечебным свойствам. Всё дело в уникальном соотношении фтора и брома в солончаках Балхаша. Сказочное озеро содержит более двадцати минералов. Наиболее важные: магний, калий, кальций, натрий, литий, бром, йод и сера. И каждый из них оказывает свое уникальное влияние на организм человека.

И только волны тихо шелестят, вновь и вновь набегая на прибрежный песок.

Прислушайся и ты, путник, к их грустному рассказу…
Жил когда-то в южных краях могучий хан Балхаш. Все дал ему великий Аллах: тысячные табуны лошадей, неисчислимые отары овец, сундуки золота и драгоценных каменьев, красавиц жен. Вдобавок ко всему подчинил его воле волшебные силы. Одного не дал Всевышний Балхашу – отцовского счастья.
Жесток был старый хан Балхаш. Подобно злому коршуну, метался он по бескрайней степи со своими джигитами, на чьих доспехах запеклась кровь погубленных бедняков, посмевших возроптать на своего властелина, или людей соседних племен, непризнавших верховную власть хана. В одном из таких набегов Балхаш заглянул в разграбленную юрту бедняка-джатака. Обитатели ее лежали мертвыми, а на полу ползала маленькая девочка. Увидев вошедшего старика она протянула к нему свои ручонки и залепетала что-то на своем детском языке, доверчиво прижавшись к убийце, осиротившему ее.
Страх и надежда промелькнули в глазах Балхаша. Как обожженный, он выскочил из юрты и приказал забрать ребенка. С тех пор старик не расставался с девочкой, назвав ее дочерью своей. Или – такое было ее имя.

Или! Или! Хрупкое счастье жестокого старого Балхаша! Более заботливого отца казахская степь еще не знавала. Юрта Или была сделана из белоснежных верблюжьих кошм, в жаркие дни над ней колыхались голубые китайские шелка. Выросла девочка, и красота ее стала несравненной. Птицы умолкали, когда она пела. Тюльпаны склонялись к ее ногам, когда она шла по степи. Сотни слуг окружали дочь хана, и среди них горящими глазами и гордой осанкой выделялся батрак Каратал. Беден был Каратал. Но именно его любила Или. Полюбила, а надежды на счастье у молодых не было. И плакала девушка горькими слезами. Медленно тянулись дни, и уходили годы. Дряхлел Балхаш, тревожился, кому передать богатство свое? Только зятю знатному, родовитому, не джатаку же.

И вот по всей степи полетела весть о том, что старый Балхаш ищет зятя.
Лучшие джигиты собрались у дворца хана. Тридцать дней и ночей длилась бешеная байга. Падали кони, пылилась избитая копытами степь. А в ушах каждого джигита звучали слова, сказанные ханом:

И победил самый смелый, самый выносливый, самый красивый и самый бедный – джатак Каратал.
Слово, данное перед лицом Аллаха, – нерушимое слово. Оно должно быть выполнено, иначе на того, кто не сдержит его, падет немилость и гнев Всевышнего. Балхаш должен был отдать свою дочь победителю. Но разве мог он сделать это? Нет, не мог.
И старик приказал бросить юношу своре кровожадных собак.

— Я обещал свою дочь живому и я отдаю ее. Но голодранец мертв.

Глухой ропот возмущения прокатился по собравшейся толпе, но глух был к голосу разума старый хан.
Однако человек, однажды победивший, уже не раб. Каратал молнией подхватил Или, птицей вскочил на своего коня. Крылатым тулпаром взвился конь и понес влюбленных над степью. А вслед ринулась погоня.
Могуч был злой волшебник Балхаш. От одного взгляда его зеленая степь превратилась в сухую безжизненную пустыню. Задохнулся и пал ноздрями в землю аргамак беглецов. А Каратал и Или все бежали. И сам Балхаш не мог их догнать.
— Почему я не могу их догнать? – в ярости вскричал Балхаш.
— Потому, что они держатся за руки, — отвечал волшебнику главный джин.

— Сила джатаков (а ведь Или тоже из этого рода) — в единстве. Раздели их, Балхаш, и они будут в твоей власти.
— Пусть будет так, — вскричал Балхаш.
И полетели ветры, догнали беглецов, подхватили, закружили в свирепом вихре, разорвали их объятия и унесли их в разные стороны.
А Балхаш выкрикнул еще одно злобное заклинание, и превратились Или и Каратал в реки, и потекли они в разные стороны далеко друг от друга. А чтобы эти реки не соединились, сам Балхаш упал между ними седым от пенных волн озером.
Бегут Или и Каратал с далеких гор, пытаясь как можно быстрее слить свои воды, но Балхаш разделяет их. И плачут Или и Каратал не в силах освободиться от чар жестокого волшебника – хана. И жгучи от этого воды озера…

Читайте также: