Виды органов местного самоуправления участвующих в гражданском судопроизводстве кратко

Обновлено: 04.07.2024

В соответствии с ч. 1 ст. 47 ГПК государственные органы, органы местного самоуправления в предусмотренных законом случаях могут привлекаться судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу. Например, дела о при­знании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным суд рассматривает с обязательным участием органов опеки и попечитель­ства (ст. 284 ГПК). При рассмотрении споров, связанных с воспитани­ем детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства (ст. 78 СК). С участием органов опеки и попечительства должны рас­сматриваться дела об установлении усыновления (ст. 125 СК). Закон предусматривает и другие категории гражданских дел, в которых обя­зательно дают заключение органы местного самоуправления.

104 Глава 8 Субъекты, защищающие в гражд процессе права, свободы и интересы др лиц

§ 3 Участие в гражданском судопроизводстве государственных органов 105

Кроме случаев обязательного в силу закона участия в гражданском судопроизводстве органы местного самоуправления могут вступать в процесс по собственной инициативе или привлекаться судом к уча­стию и в других делах. Основанием для такого участия государствен­ных органов и органов местного самоуправления является их заинте­ресованность в правильном разрешении дела, вытекающая из тех обя­занностей, которые возложены на них в силу их компетенции. Участ­вуя в рассмотрении и разрешении судебных гражданских дел, государственный орган и орган местного самоуправления в своеобраз­ной по сравнению со своей обычной деятельностью форме осуществ­ляют функциональные полномочия по управлению какой-либо отрас­лью народного хозяйства или культуры, либо определенной областью общественных отношений. Таким образом, цель участия в процессе го­сударственного органа, органа местного самоуправления, дающего за­ключение по делу, — осуществление возложенных на него обязанно­стей, что прямо оговорено в законе (ч. 1 ст. 47 ГПК).

Государственные органы, органы местного самоуправления, участ­вующие в процессе для дачи заключения, наделены такими же процес­суальными правами, что и органы и лица, обращающиеся в суд с иском за защитой прав и интересов других лиц. Порядок участия государст­венных органов и органов местного самоуправления в судебном засе­дании регулируется ст 174, 190 ГПК

Обычно письменное заключение составляется до судебного разби­рательства и подписывается руководителем государственного органа, органа местного самоуправления. Однако нельзя не учитывать, что да­леко не всегда их заключение основано на материалах предварительно­го обследования, как, например, в делах по спорам о детях. Кроме того, будучи заинтересованными в исходе дела, государственный орган, ор­ган местного самоуправления в своем заключении касаются не только

отдельных фактов, но и существа спора (чем они значительно отлича­ются от юридически не заинтересованного в исходе дела эксперта).

В своем заключении государственный орган, в компетенцию кото­рого входит охрана определенной группы общественных отношений, оценивает конкретный судебный спор не только с позиций интересов сторон, но и с позиции государственного интереса, помогая суду пра­вильно разрешить этот спор. Следовательно, выраженное в письмен­ном заключении его мнение по делу окончательно формируется только в процессе установления фактических обстоятельств дела в самом су­дебном заседании.




В судебных прениях представители государственных органов, орга­нов местного самоуправления выступают с речью после сторон и треть­их лиц (ст. 190 ГПК). Именно в судебных прениях представитель госу­дарственного органа, органа местного самоуправления с учетом уста­новленных в процессе исследования доказательств оглашает краткое окончательно сформированное заключение. Заключение государст­венного органа, органа местного самоуправления для суда необяза­тельно. Если же суд не согласился с заключением, он должен мотиви­ровать свое несогласие. Такое указание по конкретным делам давал Верховный Суд РФ.

Государственный орган, орган местного самоуправления участвуют в гражданском судопроизводстве лишь в целях осуществления возло­женных на них функциональных обязанностей и только в случаях, пре­дусмотренных законом.

В судебной практике органы, участвующие в гражданском судопро­изводстве по вопросам своей компетенции, иногда признаются третьи­ми лицами, не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора. Такое решение вопроса ошибочно. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, имеют к исходу дела материально-правовой, личный интерес. Этот интерес основан на свя­зи третьего лица с одной из сторон материально-правовым отношени­ем Наконец, третьи лица никакого заключения по делу не дают.

Таким образом, цель участия государственного органа и органа ме­стного самоуправления в гражданском судопроизводстве и характер его заинтересованности в деле являются теми критериями, с помощью которых можно определить, кто участвует в процессе — государствен­ный орган, орган местного самоуправления, дающий заключение по Делу, или третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора.

106 Глава 8. Субъекты, защищающие в гражд процессе права, свободы и интересы др. лиц

Чаще всего для дачи заключения в порядке ст. 47 ГПК в граждан­ском судопроизводстве участвуют такие органы, как жилищно-комму­нальные, здравоохранения, просвещения, финансирования.

Отличие судебных представителей от государственных органов и органов местного самоуправления состоит в том, что судебными пред­ставителями могут быть только физические лица. Судебные предста­вители участвуют в гражданском судопроизводстве не только в инте­ресах сторон или третьих лиц, но и от их имени в пределах предостав­ленных им законом полномочий.

В соответствии с ч. 1 ст. 47 ГПК государственные органы, органы местного самоуправления в предусмотренных законом случаях могут привлекаться судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу. Например, дела о при­знании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным суд рассматривает с обязательным участием органов опеки и попечитель­ства (ст. 284 ГПК). При рассмотрении споров, связанных с воспитани­ем детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства (ст. 78 СК). С участием органов опеки и попечительства должны рас­сматриваться дела об установлении усыновления (ст. 125 СК). Закон предусматривает и другие категории гражданских дел, в которых обя­зательно дают заключение органы местного самоуправления.

104 Глава 8 Субъекты, защищающие в гражд процессе права, свободы и интересы др лиц

§ 3 Участие в гражданском судопроизводстве государственных органов 105

Кроме случаев обязательного в силу закона участия в гражданском судопроизводстве органы местного самоуправления могут вступать в процесс по собственной инициативе или привлекаться судом к уча­стию и в других делах. Основанием для такого участия государствен­ных органов и органов местного самоуправления является их заинте­ресованность в правильном разрешении дела, вытекающая из тех обя­занностей, которые возложены на них в силу их компетенции. Участ­вуя в рассмотрении и разрешении судебных гражданских дел, государственный орган и орган местного самоуправления в своеобраз­ной по сравнению со своей обычной деятельностью форме осуществ­ляют функциональные полномочия по управлению какой-либо отрас­лью народного хозяйства или культуры, либо определенной областью общественных отношений. Таким образом, цель участия в процессе го­сударственного органа, органа местного самоуправления, дающего за­ключение по делу, — осуществление возложенных на него обязанно­стей, что прямо оговорено в законе (ч. 1 ст. 47 ГПК).

Государственные органы, органы местного самоуправления, участ­вующие в процессе для дачи заключения, наделены такими же процес­суальными правами, что и органы и лица, обращающиеся в суд с иском за защитой прав и интересов других лиц. Порядок участия государст­венных органов и органов местного самоуправления в судебном засе­дании регулируется ст 174, 190 ГПК

Обычно письменное заключение составляется до судебного разби­рательства и подписывается руководителем государственного органа, органа местного самоуправления. Однако нельзя не учитывать, что да­леко не всегда их заключение основано на материалах предварительно­го обследования, как, например, в делах по спорам о детях. Кроме того, будучи заинтересованными в исходе дела, государственный орган, ор­ган местного самоуправления в своем заключении касаются не только

отдельных фактов, но и существа спора (чем они значительно отлича­ются от юридически не заинтересованного в исходе дела эксперта).

В своем заключении государственный орган, в компетенцию кото­рого входит охрана определенной группы общественных отношений, оценивает конкретный судебный спор не только с позиций интересов сторон, но и с позиции государственного интереса, помогая суду пра­вильно разрешить этот спор. Следовательно, выраженное в письмен­ном заключении его мнение по делу окончательно формируется только в процессе установления фактических обстоятельств дела в самом су­дебном заседании.

В судебных прениях представители государственных органов, орга­нов местного самоуправления выступают с речью после сторон и треть­их лиц (ст. 190 ГПК). Именно в судебных прениях представитель госу­дарственного органа, органа местного самоуправления с учетом уста­новленных в процессе исследования доказательств оглашает краткое окончательно сформированное заключение. Заключение государст­венного органа, органа местного самоуправления для суда необяза­тельно. Если же суд не согласился с заключением, он должен мотиви­ровать свое несогласие. Такое указание по конкретным делам давал Верховный Суд РФ.

Государственный орган, орган местного самоуправления участвуют в гражданском судопроизводстве лишь в целях осуществления возло­женных на них функциональных обязанностей и только в случаях, пре­дусмотренных законом.

В судебной практике органы, участвующие в гражданском судопро­изводстве по вопросам своей компетенции, иногда признаются третьи­ми лицами, не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора. Такое решение вопроса ошибочно. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, имеют к исходу дела материально-правовой, личный интерес. Этот интерес основан на свя­зи третьего лица с одной из сторон материально-правовым отношени­ем Наконец, третьи лица никакого заключения по делу не дают.

Таким образом, цель участия государственного органа и органа ме­стного самоуправления в гражданском судопроизводстве и характер его заинтересованности в деле являются теми критериями, с помощью которых можно определить, кто участвует в процессе — государствен­ный орган, орган местного самоуправления, дающий заключение по Делу, или третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора.

106 Глава 8. Субъекты, защищающие в гражд процессе права, свободы и интересы др. лиц

Чаще всего для дачи заключения в порядке ст. 47 ГПК в граждан­ском судопроизводстве участвуют такие органы, как жилищно-комму­нальные, здравоохранения, просвещения, финансирования.

Отличие судебных представителей от государственных органов и органов местного самоуправления состоит в том, что судебными пред­ставителями могут быть только физические лица. Судебные предста­вители участвуют в гражданском судопроизводстве не только в инте­ресах сторон или третьих лиц, но и от их имени в пределах предостав­ленных им законом полномочий.

Государственные органы и органы местного самоуправления участвуют в гражданском процессе с целью предоставления судебной защиты лицам, которые в силу состояния здоровья, нетрудоспособности, возраста не могут осуществить ее самостоятельно. Чаще всего их участие связано с реализацией их полномочий в определенной сфере управления. Например, на органы опеки и попечительства возложены обязанности по защите прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

Защищать права других лиц можно по их согласию (просьбе), выраженному либо письменно, либо устно при их личном участии в процессе.

Обратиться в суд с заявлением о защите законных интересов недееспособных или несовершеннолетних граждан государственные органы и органы местного самоуправления могут независимо от наличия просьбы заинтересованного лица или его законного представителя (отца, матери, бабушки и др.).

Лицо, в интересах которого дело начато по заявлению государственных органов и органов местного самоуправления, извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца . Но если истец не хочет проведения судебного процесса и отказывается от иска, суд прекращает производство по делу.

При рассмотрении судебных споров, связанных с воспитанием детей, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Домашняя правовая энциклопедия

Доступно в App Store

Доступно в Google Play

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос или хотели бы увидеть новый раздел в энциклопедии - присылайте свои вопросы, пожелания и предложения в редакцию. Мы обязательно учтем их в развитии издания.

См. вступительное слово Советника Президента Российской Федерации, сопредседателя Ассоциации юристов России, члена-корреспондента Российской академии наук В. Ф. Яковлева к книжному изданию Домашней правовой энциклопедии.

Домашняя правовая энциклопедия дает ответы на вопросы, которые могут возникнуть в жизни любого человека, гражданина России или же проживающего в России.

Круг освещаемых тем охватывает все важнейшие сферы жизни современного человека - семейные отношения, воспитание детей, взаимоотношения с банками, автомобиль, туризм, вопросы гражданства, работа, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, служба в армии и многое другое. Практически любой человек, независимо от его возраста, семейного положения и благосостояния, найдет в книге полезную для себя информацию.

Энциклопедия основана на действующем российском законодательстве, написана понятным языком и излагает содержание важнейших законов и других документов, регулирующих нашу жизнь. Материал структурирован таким образом, чтобы максимально облегчить нахождение нужной информации.

При подготовке Домашней правовой энциклопедии использованы авторские материалы, предоставленные: Полонским П. Б., Алимовой Н. А., Байбородиным А., Беляниновой Ю. В., Букаевой Н. Н., Васильчиковой Н. В., Гаврюшенко П. И., Гатиным А. М., Гречушкиной Е. А., Карповичем В. Д., Касьяновой О. В., Климаковым Л. Л., Колоколовым Г. Р., Новиковым Д. А., Петровым М. И., Пономаревой Н. Г., Поплавской Г.П., Прудниковым А. С., Рафиковой О. Ю., Селяниным А. В., Суховеенко Ю. В., Фомичевым С. С., Щиголевым Ю. В., Якубенко Н. О., Янович Е. Ю.

Над обновлениями Домашней правовой энциклопедии работали: Амирова Л. В., Бадалян Ю. В., Васильев А. С., Воронова Е. В., Демченко Д. М., Дроздова А. В., Иванов А. В., Кошелев С. В., Мазухина А. С., Прибыткова М. В., Рижская М. П., Родюшкин С. П.

ВИЧ - Вирус иммунодефицита человека

ВС РФ - Верховный Суд РФ

Вуз - Организация высшего образования

ГВЭ - Государственный выпускной экзамен

ГД - Государственная Дума

ГИА - Государственная итоговая аттестация

ГИБДД, ГАИ- Государственная инспекция безопасности дорожного движения

ГК - Гражданский кодекс

ГПК - Гражданский процессуальный кодекс

ГЭК - Государственная экзаменационная комиссия

ДТП - Дорожно-транспортное происшествие

ЕГЭ - Единый государственный экзамен

ЕДВ - Ежемесячная денежная выплата

ЖК - Жилищный кодекс

ЖСК - Жилищно-строительный кооператив

ЗК - Земельный кодекс

ИКТ - Информационно-коммуникационные технологии

КАС - Кодекс административного судопроизводства

КИМ - Контрольные измерительные материалы - комплексы заданий стандартизированной формы при проведении ГИА

КС РФ - Конституционный Суд РФ

МВД - Министерство внутренних дел

МРОТ - Минимальный размер оплаты труда

МСЭ - Медико-социальная экспертиза

НДФЛ - Налог на доходы физических лиц

НК - Налоговый кодекс

ОГЭ - Основной государственный экзамен

ОСАГО - Обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев

Основания и цели участия в гражданском процессе государственных органов, органов МСУ и общественных организаций

Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граж­дане вправе обратиться в суд с заявлением

    1. в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо
    2. в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц .

    Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершен­нолетнего гражданина может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

    Согласно ст. 4 ГПК РФ гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав и свобод и законных интересов другого лица, неопределенного крута лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    Государственные органы относятся к той группе лиц, уча­ствующих в деле, которые имеют только процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, участвуют в процессе от своего имени, но в защиту чужих интересов . Они участвуют в процессе в силу возложенной на них законом служебной обязанности.

    Основаниями и целями участия в гражданском процессе государственных органов, органов МСУ и общественных организаций являются:

    • положение стороны или третьего лица, заявляющего само­стоятельные требования , когда они сами являются непосредственными носителями прав и обязанностей, выступают в процессе от своего имени; имеют материально-правовую и процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела ( цель - защита собственных интересов );
    • заинтересованность в законном и обоснованном разрешении спора , вытекающая из тех функций и обязанностей, которые воз­ложены на них законом и актами, определяющими компетенцию данного государственного органа (организации) ( цель - защита интересов и прав других лиц , являющихся субъектами спорного материального правоотношения).

    Осно­ванием участия в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и отдельных граж­дан является не только наличие специальных указаний в законе на возможность участия их в процессе в защиту прав и законных интересов других лиц, но и социальная направленность, особая значимость тех прав и охраняемых законом интересов, в защиту, которых они выступают, например, охрана интересов материнства и детства, охрана окружающей природной среды, защита прав потребителей.

    Обязательными условиями возбуждения дела государственным органом в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц являются следующие:

    • указание закона,
    • наличие просьбы заинтере­сованного лица (субъекта спорного материального правоотноше­ния), в защиту прав которого предъявляется иск истцом в процессуальном смысле (который занимает положение процессуального истца).

    В тех случаях, когда закон возлагает на органы государственного управления специальную обязанность, они участвуют в процессе в качестве процессуальных истцов.

    Характерные признаки процессуальных истцов в гражданском процессе:

    1. отсутствие материально-правового интереса;
    2. освобождены от уплаты государственной пошлины и не несут судебных расходов по делу;
    3. к ним не может быть предъявлен встречный иск;
    4. наряду с процессуальным истцом к делу привлекается истец, чьи материальные права должен защитить суд.

    Процессуальные формы участия в гражданском процессе государственных органов, органов МСУ и общественных организаций

    Закон предусматривает две процессуальные формы участия в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления:

    1. обращение в суд с иском в защиту и прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц по их просьбе или неопределенного круга лиц (иск в защиту интересов недееспособного лица может быть предъявлен независимо от просьбы заинтересованного лица);
    2. вступление в процесс (по своей инициативе или по инициативе суда или участвующих в деле лиц, а также для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей).

    Основная цель участия (в обоих формах):

    • защита прав и интересов граждан, организаций, выполнении обязанностей, порученных им государством по охране этих прав и интересов путем оказания содействия суду. Участвуя в гражданском процессе, государственные органы защищают не только права непосредственных их носителей, но и интересы государства и общества в целом, т.е. правопорядок.

    Первая форма участия — возбуждение гражданского дела

    Иск в защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов недееспособного гражданина может быть предъявлен независимо от просьбы его законного представителя или иного заинтересованного лица (ч. 1 ст. 46 ГПК РФ).

    Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением

    • права на заключение мирового соглашения и
    • обязанности по уплате судебных расходов.

    Государственные органы и другие лица, которым закон предоставляет право защищать интересы иных лиц, возбуждают процесс по собственной инициативе в тех случаях, когда становится известно о нарушении чьих-то прав и охраняемых законом интересов, и закон предоставляет им такое право. В действующем законодательстве нельзя перечислить все возможные случаи предъявления ими исков в защиту чужих интересов.

    Однако в ряде случаев закон содержит такое указание. Нормы, предусматривающие участие государственных органов в гражданском процессе, имеются в нормах материального права, регулирующих большое число правоотношений, служащих предметом рассмотрения в суде, и регулируемых нормами Семейного, Жилищного, Земельного, Градостроительного кодексов РФ и др.

    Ряд норм ГПК РФ предусматривает возможность возбуждения некоторых дел особого производства государственными органами, другими лицами. Например, согласно ст. 281 ГПК РФ дело об ограничении гражданина в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами может быть возбуждено на основании заявления членов его семьи, органа опек и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения, а также комиссии по делам несовершеннолетних.

    Вторая форма участия — всту­пление в дело для дачи заключения

    Заключение, даваемое органами государственного управления, должно отвечать определенным требованиям и среди них наибо­лее важным является указание не только на те действия, которые были совершены данным госорганом, но содержать правовой вывод, основанный на законе о том, как следует разрешить спор, т.е. должна быть рекомендация суду по поводу дела, которое на­ходится в его производстве. Заключение госорганов относится к числу письменных доказательств. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе, по инициативе участвующих в деле лиц для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и закон­ных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    В тех случаях, когда юридическая заинтересованность органов государственного управления в деле вытекает из их государственно-правовой деятельности, они участвуют в процессе со специальной целью — дать заключение по делу.

    Например, при рассмотрении судами споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, к участию в деле должен быть при­влечен орган опеки и попечительства (ст. 78 СК РФ). Согласно ст. 273 ГПК РФ заявление об усыновлении рассма­тривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и по­печительства и прокурора.

    Вопрос об участии государственного органа, органа местного самоуправления, организации в процессе решается в стадии под­готовки дела к судебному разбирательству . Судья должен известить государственный орган о слушании дела. Государственный орган обязан представить к моменту рассмотрения дела свое заключение.

    Заключение указанных органов представляется в письменном виде, оглашается в судебном заседании. После чего суд, лица, участвующие в деле, их представители могут задавать уполномо­ченным представителям вопросы по поводу данного заключения в целях его разъяснения и уточнения. Представители государ­ственных органов выступают в судебных прениях после сторон и третьих лиц, им предоставлено также право реплики.

    Если государственный орган привлекается к участию в деле, то его участие в деле является не только правом, но и обязанностью . Заключение государственного органа имеет важное значение для участия в гражданском процессе государственных органов, правильного разрешения спора, однако суд не связан доводами выводами, содержащимися в заключении, и может вынести ре­шение, противоположное мнению, высказанному в заключении. Однако в этом случае требуются аргументированные доводы суда несогласий с выводами, содержащимися в заключении.

    Заключение государственного органа, органа местного са­моуправления следует отличать от заключения эксперта.

    Экс­перт — лицо, которое не заинтересовано в исходе дела и отвечает лишь на вопросы, поставленные в определении суда о назначении экспертизы и касающиеся фактов, но не права. Его участие за­висит от конкретных обстоятельств дела, в то время как участие в процессе государственного органа, как правило, обусловлено указанием закона.


    Формы, варианты участия в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления регулируются положениями ст. 46 и ст. 47 ГПК. Существуют два варианта защиты прав и других интересов:

    1. Форма, при которой возбуждается дело
    2. Форма, при которой дается заключение по делу в начатом гражданском процессе

    Возбуждение дела государственными органами и органами местного самоуправления возможно в силу ст. 46 ГПК. Помимо озвученных органов в силу ч.1 ст. 46 ГПК организациями и гражданами также возможно возбуждение дела в защиту интересов других лиц и неопределенного круга лиц.

    Форму, при которой дается заключение по делу в начатом гражданском процессе, согласно ст. 47 ГПК могут реализовывать только государственные органы и органы местного самоуправления.

    Особенности данного варианта участия государственных органов, органов местного самоуправления в гражданском процессе:

    Читайте также: