Искусство ведения спора кратко

Обновлено: 05.07.2024

Особым видом речевой коммуникации, в котором реализуются все формы красноречия и самые разные риторические навыки, является спор. Спор – это доказательство каких-либо тезисов, в ходе которого каждая из сторон отстаивает свое понимание обсуждаемого вопроса и опровергает мнение противника. Частной, но весьма распространенной разновидностью спора является полемика (греч. рolemikos – враждебный) – спор на собрании, диспуте, в печати, по какому-либо вопросу при обсуждении какой-либо проблемы. Под дискуссией может пониматься обсуждение спорного вопроса, основанное на искусстве рассуждать и излагать свои мысли в соответствии с законами логики, аргументации и демонстрации. Дискуссионной может быть также форма научного общения, получения нового знания – некоторая стратегия научного поиска. Мастерство спора, искусство вести полемику, пользуясь при этом приемами, рассчитанными на то, чтобы победить противника, называется эристикой (греч. еristikos – спорящий) (см. 18, с. 260).

Как известно, истина рождается в споре и борьбе мнений. Но как правильно спорить, с чего начинать спор и чем его завершить? Совета на все случаи дать невозможно, а специально разработанной процедуры спора не существует. Причиной многих споров, как показывает практика, является употребление слов в разных смыслах, что приводит к непониманию. Поэтому перед началом спора нужно уточнить понятия и следить, чтобы спор не превращался в самоцель, когда внимание сосредотачивается не на том, чтобы найти истину, а на победе в споре. Такие споры переходят в перебранку и дрязги.

Спор требует интеллектуальной активности, творческого напряжения сил, и невозможно найти такое средство, которое автоматически научило бы, как быть оригинальным, поскольку тогда оригинальность бы исключалась. Е. Зарецкая отмечает, что нет и общей универсальной классификации ситуаций и методов спора. Тем не менее, достаточно известна типология, основанная на выделении трех основных видов спора – аподиктического, эристического и софистического.

Аподиктический выделяют в случае, если цель участников спора – найти истину или хотя бы приблизиться к ней. Ведут они себя психологически симметрично, осуществляют взаимную проверку достоверности тезиса и антитезиса, корректны по отношению друг к другу. Для осуществления аподиктического спора нужно проявить такие качества как компетентность, заинтересованность, оптимизм, конструктивность подхода, глубину суждений, интеллигентность. Примером данного вида спора может служить многолетний спор Н. Бора и А. Эйнштейна, в котором победителей не было, поскольку каждый остался на своей позиции. Интересно, что Бор, переживший Эйнштейна на семь лет, продолжал мысленно с ним спорить. Русский физик Болотовский по этому поводу отметил, что это не спор двух противников, а скорее дуэт двух великих мастеров, доставляющий наслаждение всем зрителям и слушателям и, без сомнения, самим ученым.

Эристический(диалектический) спор: цель – убедить партнера, заставить его изменить свою точку зрения. В такой ситуации инициатор пытается достичь своей цели, склонить оппонента на свою сторону и добиться его согласия. Однако он неизбежно натолкнется на сопротивление, поскольку для каждого из нас характерно стремление не попасть под влияние другого человека. Это приводит к несовместимости точек зрения, а зачастую и предубеждениям в отношении к его личности. Предмет спора, как правило – житейские представления, выражаемые средствами обыденного языка.




Также важно определить систему аргументации в споре. П. Шародо выделяет три стиля (порядка) аргументирования:

1) аргументация-размышление, скорее перечисляющая соображения по нарастанию значимости, чем принуждающая их принять,

2) аргументация-компоновка, выстраивающая целую сеть причинно-следственных связей в соответствии с планом, воплощаемым прямолинейно или с корректировкой по ходу дела,

Особым видом речевой коммуникации, в котором реализуются все формы красноречия и самые разные риторические навыки, является спор. Спор – это доказательство каких-либо тезисов, в ходе которого каждая из сторон отстаивает свое понимание обсуждаемого вопроса и опровергает мнение противника. Частной, но весьма распространенной разновидностью спора является полемика (греч. рolemikos – враждебный) – спор на собрании, диспуте, в печати, по какому-либо вопросу при обсуждении какой-либо проблемы. Под дискуссией может пониматься обсуждение спорного вопроса, основанное на искусстве рассуждать и излагать свои мысли в соответствии с законами логики, аргументации и демонстрации. Дискуссионной может быть также форма научного общения, получения нового знания – некоторая стратегия научного поиска. Мастерство спора, искусство вести полемику, пользуясь при этом приемами, рассчитанными на то, чтобы победить противника, называется эристикой (греч. еristikos – спорящий) (см. 18, с. 260).

Как известно, истина рождается в споре и борьбе мнений. Но как правильно спорить, с чего начинать спор и чем его завершить? Совета на все случаи дать невозможно, а специально разработанной процедуры спора не существует. Причиной многих споров, как показывает практика, является употребление слов в разных смыслах, что приводит к непониманию. Поэтому перед началом спора нужно уточнить понятия и следить, чтобы спор не превращался в самоцель, когда внимание сосредотачивается не на том, чтобы найти истину, а на победе в споре. Такие споры переходят в перебранку и дрязги.

Спор требует интеллектуальной активности, творческого напряжения сил, и невозможно найти такое средство, которое автоматически научило бы, как быть оригинальным, поскольку тогда оригинальность бы исключалась. Е. Зарецкая отмечает, что нет и общей универсальной классификации ситуаций и методов спора. Тем не менее, достаточно известна типология, основанная на выделении трех основных видов спора – аподиктического, эристического и софистического.

Аподиктический выделяют в случае, если цель участников спора – найти истину или хотя бы приблизиться к ней. Ведут они себя психологически симметрично, осуществляют взаимную проверку достоверности тезиса и антитезиса, корректны по отношению друг к другу. Для осуществления аподиктического спора нужно проявить такие качества как компетентность, заинтересованность, оптимизм, конструктивность подхода, глубину суждений, интеллигентность. Примером данного вида спора может служить многолетний спор Н. Бора и А. Эйнштейна, в котором победителей не было, поскольку каждый остался на своей позиции. Интересно, что Бор, переживший Эйнштейна на семь лет, продолжал мысленно с ним спорить. Русский физик Болотовский по этому поводу отметил, что это не спор двух противников, а скорее дуэт двух великих мастеров, доставляющий наслаждение всем зрителям и слушателям и, без сомнения, самим ученым.

Эристический(диалектический) спор: цель – убедить партнера, заставить его изменить свою точку зрения. В такой ситуации инициатор пытается достичь своей цели, склонить оппонента на свою сторону и добиться его согласия. Однако он неизбежно натолкнется на сопротивление, поскольку для каждого из нас характерно стремление не попасть под влияние другого человека. Это приводит к несовместимости точек зрения, а зачастую и предубеждениям в отношении к его личности. Предмет спора, как правило – житейские представления, выражаемые средствами обыденного языка.

Также важно определить систему аргументации в споре. П. Шародо выделяет три стиля (порядка) аргументирования:

1) аргументация-размышление, скорее перечисляющая соображения по нарастанию значимости, чем принуждающая их принять,

2) аргументация-компоновка, выстраивающая целую сеть причинно-следственных связей в соответствии с планом, воплощаемым прямолинейно или с корректировкой по ходу дела,


Говорят, что в споре рождается истина. Это действительно так. Но для того чтобы выйти из противостояния с конструктивным результатом, нужно знать и соблюдать правила ведения спора. В чем они заключаются? Как одержать победу? Как достойно встретить поражение?

правила ведения спора

Немного теории

Прежде чем изучать правила ведения спора, необходимо ознакомиться с теорией. Так, спор - это словесное противостояние между двумя и более лицами, в котором каждый отстаивает свою точку зрения. Иными словами, это борьба мнений. Выделяют такие виды споров:

правила ведения спора кратко

Виды споров по цели

Правила ведения споров остаются неизменными, независимо от целей. А цели могут быть следующими:

  • Спор ради истины - проверка идеи и обоснование ее правильности. Происходит сопоставление различных точек зрения с целью выявления наиболее верного или формирования принципиально нового утверждения.
  • Спор ради убеждения - спорящий пытается донести до оппонента свое мнение, привести весомые аргументы, чтобы убедить в его правильности.
  • Спор ради победы - происходит тогда, когда каждый из участников искренне убежден в своей правоте. Причем победа имеет принципиальное значение и важна для самоутверждения.
  • Спор ради спора - один из распространенных форматов, когда оппонентам все равно, из-за чего спорить. Их увлекает сам процесс.

основные правила ведения спора

Конструктивные и деструктивные цели

Если кратко, правила ведения спора можно свести к тому, что он должен проходить в конструктивном русле. Таким образом, можно выделить конструктивные и деструктивные цели словесного противостояния. Рассмотрим их подробнее.

  • обсудить возможные варианты решения проблемы;
  • прийти к общему компромиссному мнению по определенному вопросу;
  • привлечь внимание широкого круга лиц к проблемной ситуации;
  • опровергнуть ложные слухи и разоблачить некомпетентный подход к решению проблемы;
  • установить контакты с лицами, готовыми к диалогу и сотрудничеству;
  • оценить союзников и противников, с которыми вам придется иметь дело в дальнейшем.
  • посеять раздор между участниками спора и разделить их на непримиримые группы;
  • привести спор в тупиковое положение;
  • переврать и опорочить первоначальную тему диалога;
  • превратить упорядоченный спор в беспорядочную ругань;
  • увести спор в ложном направлении;
  • дискредитировать тех, кто мыслит иначе.

Принципы спора

Каждый, кто нацелен на успех, должен знать правила ведения спора и принципы, на которых базируется этот процесс. А именно:

  • Предметность. У спора должна быть конкретная тематика, а также должны быть выделены конкретные пункты, по которым присутствует разногласие.
  • Подготовленность. Участники спора должны предварительно собрать максимум информации по рассматриваемому вопросу и очертить для себя схему аргументации.
  • Альтернативность. Как правило, любая проблема имеет несколько вариантов решения. Участники спора должны быть открыты к рассмотрению альтернатив.
  • Аргументированность критики. Опровергать доводы собеседника можно только посредством объективных фактов.
  • Корректность. Независимо от того, в каком направлении развивается спор, важно вести себя достойно.
  • Последовательность. Приводите доводы по заранее намеченной логической последовательности.

принципы и правила ведения спора

Основные правила ведения спора

Спор - это наука и искусство. Словесная дуэль является мощным инструментом определения истины и самоутверждения. Главное - это соблюдать правила ведения спора. А именно:

  • В споре нужно придерживаться четкой позиции. Важно придерживаться исходной позиции на протяжении всего противостояния, а не "прыгать" с одной идеи на другую.
  • Использование терминов должно быть уместным. Во-первых, вы должны четко понимать, что они означают. Во-вторых, вы должны быть уверены, что остальные участники спора также разбираются в специфической терминологии.
  • Уважайте оппонента. Даже если вы в корне не согласны с его позицией, вы должны попытаться понять ее.
  • Демонстрируйте заинтересованность в точке зрения оппонента. Не просто слушайте его, а задавайте уточняющие вопросы.
  • Умейте проигрывать. Если вы понимаете, что соперник прав, открыто признавайте это.
  • Сохраняйте выдержку и самообладание. Агрессия и повышенный тон не должны присутствовать в споре. Не позволяйте оппоненту вывести вас из себя.
  • Игнорируйте выпады оппонента. Если он проявил неуважение или агрессию, не стоит уподобляться ему, сохраняйте спокойный тон. Если поведение оппонента возмутительно, правильнее завершить беседу.

правила ведения диалогов бесед споров

Навыки успешного полемиста

Помимо знания и соблюдения общих правил ведения спора, важно вырабатывать в себе определенные навыки:

  • Умение оценивать настроение, темперамент и действия оппонента. Это поможет вам выстроить выигрышную линию поведения.
  • Умение находить правильные аргументы и меткие опровержения. Они должны формулироваться с учетом индивидуального подхода к оппоненту.
  • Умение держать в голове ключевые моменты спора. Это поможет вам в нужный момент вернуть дискуссию в нужное русло, если оппонент начнет отходить от темы.
  • Умение преодолевать психологические барьеры. Речь идет о внутренних комплексах и страхах, которые могут помешать эффективно отстаивать свою точку зрения.
  • Способность отстраняться. Важно уметь смотреть на ход дискуссии со стороны, чтобы объективно оценить действия и доводы каждого участника спора (включая свои собственные).
  • Стрессоустойчивость. Как бы ни вел себя оппонент, куда бы ни зашел спор, вы всегда должны сохранять объективность и хладнокровие.

общие правила ведения спора

Подходы к ведению спора

Помимо правил ведения диалогов, бесед и споров, важно также ознакомиться с основными полемическими подходами. Среди них:

  • Эвристический. Участник спора не настаивает на своем мнении, а постепенно убеждает оппонентов, оперируя логикой и здравым смыслом.
  • Логический. Каждый довод подвергается жесткому анализу и аргументации с точки зрения формальной логики.
  • Прагматический. Доказывая свою правоту, оппоненты преследуют меркантильные цели.
  • Софистический. Участник спора пытается победить соперника любым путем, используя как логические, так и совершенно абсурдные доводы.
  • Авторитарный. Одна из сторон спора пытается давить на оппонента своей властью, пытаясь навязать собственное мнение.
  • Критикующий. Участник спора не доказывает свою правоту, а акцентирует внимание лишь на слабых местах противоположной точки зрения.
  • Демагогический. Участник не нацелен найти истину в споре, а постоянно уходит от темы, преследуя только ему известные цели.

Допустимыми и конструктивными можно считать только первые три подхода.

Эффективные приемы аргументации

Цель каждого участника спора - это победа его точки зрения. Этого можно достичь посредством эффективных приемов аргументации:

  • "Перелицовка". Убеждение оппонента в собственной правоте путем поэтапного иллюстрирования пути решения проблемы.
  • "Салями". Прием подразумевает предварительную постановку нескольких вопросов, на которые оппонент гарантированно ответит положительно. Далее на принципиальные вопросы соперник по инерции отреагирует аналогично.
  • "Расчленение". Выделение в аргументации собеседника ошибочных аргументов, которые дискредитируют позицию целиком.
  • "Классическая риторика". Вы выслушиваете позицию оппонента и соглашаетесь с ней, после чего приводите резкий неопровержимый аргумент, доказывающий вашу правоту.
  • "Двусторонняя аргументация". Участник спора указывает не только сильные, но и слабые стороны своей позиции, чем располагает к себе оппонента.

спор его виды правила ведения спора

Дурной тон, или Чего не стоит делать в споре

Этические правила ведения делового спора накладывают некоторые ограничения. А именно:

  • Не переходите на личности. Ни в коем случае не используйте факты из жизни оппонента, его недостатки и слабости в качестве аргумента в споре.
  • Не говорите о том, чего вы не знаете. Намного достойнее признаться, что вы не разбираетесь в вопросе, чем загонять себя в тупик ответами невпопад.
  • Не отвечайте вопросом на вопрос. Это выставляет вас не в лучшем свете.
  • Не давайте оценок вопросам и доводам оппонента. Ваша задача - доказывать состоятельность своего мнения, а не критиковать чужое.
  • Не пытайтесь вывести противника из равновесия. Конструктивный разговор возможен только в свободной обстановке.
  • Не демонстрируйте свое превосходство. Даже если вы более компетентны, чем ваш оппонент или выше его по статусу, не стоит открыто это демонстрировать.
  • Не ссылайтесь на авторитеты. Не стоит акцентировать внимание на том, что аналогичного с вашим мнения придерживались какие-то научные деятели и прочие известные люди. Вы должны сами найти убедительные аргументы.
  • Не отвечайте агрессией на правоту противника. Этим вы демонстрируете неуважение к оппоненту и собственную слабость.

Заключение

С настоящим искусством или сложной наукой можно сравнить правила ведения спора. Спор, его виды, цели, принципы и приемы - все это обязательно к изучению тем, кто хочет научиться вести конструктивную дискуссию и выходить победителем из словесных противостояний. Но самое главное - это соблюдение этических норм и правил во время общения с оппонентом. Ведь превосходство, одержанное с нарушением правил приличия, нельзя считать победой. В долгосрочной перспективе это грозит поражением и закреплением за агрессивным спорщиком негативной репутации.

Как правильно вести дискуссию

В жизни невозможно обойтись без конфликтов, споров и дискуссий, они возникают во время учёбы, на работе и в быту. Рассказываем, как дискутировать, чтобы прийти к согласию и сохранить хорошие отношения с людьми.

При участии психолога Ларисы Осинкиной.

Шаг 1. Определите, зачем это вам

Обычно спор затевают, чтобы:

  • выразить свою точку зрения и узнать мнение собеседника;
  • найти компромисс;
  • доказать, что вы умнее других или лучше разбираетесь в предмете;
  • заставить оппонента изменить точку зрения.

Спор будет конструктивным, если вы хотите решить первую и вторую задачу — обменяться мнениями или найти решение, которое устроит всех. А вот стремление самоутвердиться или переубедить собеседника, скорее всего, приведёт к взаимным обидам и усугублению конфликта.

Шаг 2. Определите тему спора

Чем точнее вы сформулируете тему спора, тем спокойней и продуктивней он пройдёт. Заранее договоритесь с оппонентом не отклоняться от выбранной темы.

Шаг 3. Установите правила ведения спора

Лучше всего сформулировать правила заранее, а потом обсудить их со всеми участниками дискуссии. Важно, чтобы ваш оппонент согласился их соблюдать. Тогда есть шанс, что в споре вы найдёте истину и не поругаетесь. Самое главное — соблюдайте границы и не переходите на личности.

Вот универсальные правила для любой дискуссии:

Важно обговорить и организационные моменты:

  • высказывать своё мнение по очереди,
  • внимательно слушать собеседника,
  • не перебивать,
  • задавать уточняющие вопросы, когда оппонент заканчивает говорить.

Шаг 4. Подберите аргументы

Когда не стоит спорить

Теперь вы знаете, как правильно вести дискуссию. При этом порой лучший спор тот, что не состоялся. Собрали для вас пять случаев, когда дискуссии стоит избежать.

  • Когда цель — унизить собеседника и доказать своё превосходство.
  • Когда вы не разбираетесь в предмете дискуссии.
  • Когда у вас нет определённого мнения.
  • Когда вы не можете подобрать внятные аргументы.
  • Когда предмет спора настолько затрагивает вас, что вы не можете сдержать эмоций. Тогда лучше сначала успокоиться, а только потом вступать в дискуссию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Умение спорить — это навык, которому можно и нужно учиться. Одна из самых любопытных работ по развитию навыков убеждения была создана Артуром Шопенгауэром. В ней он приводит множество хитрых уловок, правильное использование которых значительно увеличивает шансы на победу в споре.

Артур Шопенгауэр был одним из остроумнейших людей своего времени. Его перу принадлежат не только труды по академической философии, но и сотни жизненных афоризмов. По словам современников, в разговорах он блистал неподражаемой находчивостью. Шопенгауэр любил затевать споры и всегда выходил из них победителем.

Сущность спора

Но что понимать под спором и победой в нём? Шопенгауэр сразу отделяет область исследования, направленного на получение объективных знаний, от области обычных словесных дебатов. Победа в споре не означает победу истины. В споре вы можете отстаивать совершенно неверную точку зрения, но если ваши аргументы будут звучать убедительно, вы легко можете победить.

Любой спор сводится к опровержению тезиса противника. Разрушить тезис можно двумя путями: указать на его несоответствие реальному положению вещей или другим утверждениям оппонента.

Уловки, которые помогут победить в споре

1. Включите утверждения соперника в более широкий контекст, который противоречит высказыванию

2. Используйте одно и то же слово в разных значениях

3. Используйте относительные суждения как абсолютные

4. Задавайте как можно больше вопросов оппоненту, чтобы сбить его с толку

А если же вы отстаиваете свою точку зрения, аргументируйте свою позицию как можно быстрее.

Противник будет концентрироваться на вашей речи, поэтому у него не будет времени оценить правильность логических умозаключений.

5. Старайтесь раздражать соперника

Будучи в гневе, он не сможет корректно рассуждать.

6. Маскируйте истинные цели своих вопросов

В споре мы часто хотим услышать что-то конкретное от соперника, какое-то слово, чтобы потом использовать его в построении выгодных нам умозаключений. Например:

Правильно было бы замаскировать свою истинную цель:

7. Не позволяйте противнику делать общие выводы из вашей цепочки ложных рассуждений

Вы должны сделать это сами. В этом случае противник заметил вашу уловку:

Правильно закончить нужно было так:

Пусть соперник начнёт доказывать, что вы ошиблись. Вы выиграли баллы в глазах окружающих, а также ухудшили эмоциональное состояние оппонента.

8. Используйте синонимы слов с эмоциональной окраской, создающей ощущение истинности вашей позиции

9. Предоставьте сопернику единственно возможный выбор

Например, нужно доказать, что математику должны изучать абсолютно все дети.

Мы два раза предоставили оппоненту иллюзию выбора. Он вынужден согласиться с вами из страха ответить глупо и погрязнуть в парадоксах.

10. Если соперник стыдлив, выведите из его слов всё что угодно

Главное — делать это уверенно.

Например, мы отстаиваем позицию о божественном сотворении мира и человека.

11. Придирайтесь ко всем утверждениям собеседника, выискивая противоречия

Например, он живёт в Москве, но пытается доказать, что Москва — плохой город. Стоит спросить его, почему же он тогда не уедет. Все эти придирки ослабляют стройность позиции оппонента.

12. Если вы чувствуете, что противник побеждает, срочно уходите от темы

13. Заставьте противника раздуть свой тезис и разрушить его

14. Разозлите противника

Если какой-то ваш аргумент злит противника, повторяйте его как можно чаще.

15. Воспользуйтесь юмором

Если знания слушателей о предмете спора невелики, можно правильный вывод соперника представить в нелепом свете с помощью шуток. Например:

16. Ссылайтесь на известных людей

17. В сложной ситуации признайтесь в своей некомпетентности

18. Сведите тезис оппонента к какой-нибудь презираемой всеми позиции

19. Если противник пытается перевести тему, ни в коем случае не позволяйте ему этого

Когда вы нащупали слабое место оппонента, продолжайте бить по нему.

20. Озадачьте и сбейте противника с толку бессмысленным набором слов и фраз

Главное — сохранять серьёзное выражение лица.

Мы привели наиболее интересные уловки, о которых писал Шопенгауэр. В его книге вы можете найти ещё несколько советов. Их знание пригодится не только для атак, но и для самозащиты, ведь многие из приёмов используются людьми интуитивно.

Читайте также: