Уполномоченный по правам человека в рф история кратко

Обновлено: 06.07.2024

История возникновения института Уполномоченного по правам человека уходит в начало XIX в. где он был создан в 1809 году в Швеции.

Идея учреждения института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР. Статья 40 Декларации предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который назначается Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР. Однако на практике эта норма так и не была реализована.

Парламентский Комитет по правам человека стал первой государственной правозащитной структурой на федеральном уровне, но Комитет прекратил свое существование в связи с роспуском Верховного Совета РСФСР в сентябре 1993 г. Созданная Указом Б.Н. Ельцина в сентябре 1993 г. Комиссия по правам человека при Президенте РФ стала вторым историческим предшественником института российского омбудсмена. В состав Комиссии вошли многие известные правозащитники, общественные деятели, журналисты, юристы. Правозащитник С.А. Ковалев, возглавлявший ранее Комитет по правам человека в Верховном Совете, стал председателем Комиссии.

Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации в 1993 году.

За время существования в Сахалинской области института Уполномоченного по правам человека наработан опыт по защите законных прав и свобод жителей нашего региона. Ежегодно фиксируется более 500 обращений к Уполномоченному.

Институт омбудсмена или государственного правозащитника, выступающего в роли своеобразного адвоката общества перед государством, возник как один из важных механизмов общественного контроля над тем, как государство соблюдает свои обязательства в сфере прав и свобод человека.

Второй страной, где была введена должность омбудсмена, стала Финляндия (Конституция 1919 года), а с середины XX века этот институт стал распространяться и среди других стран мира – как в Европе, так и в других регионах.

Именно после Второй мировой войны стало очевидно, что без гарантий соблюдения прав человека невозможно существование стабильной демократии. С другой стороны, вне демократии нет и не может быть соблюдения и действенной защиты прав человека. Это два взаимосвязанных и взаимозависимых понятия, и именно поэтому демократическому государству необходим такой институт как омбудсмен, являющийся стабилизационным фактором и гарантом эффективного функционирования демократической системы.

Особая потребность в этом институте появляется тогда, когда существующие государственные структуры зачастую лишь имитируют реализацию заложенных в Конституции и законах правозащитных положений, и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола.

Сегодня более чем в ста странах мира существуют уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что данные структуры возлагают на себя роль посредника между государственной властью и обществом в деле защиты прав человека, способствуют созданию демократического правового государства и развитию правосознания граждан и должностных лиц.


Еще до того, как закон об уполномоченном был принят, Государственная Дума в рамках межфракционного соглашения возложила обязанности уполномоченного на известного правозащитника С.А.Ковалева. Он был назначен 17 января 1994 года и освобожден от должности 10 марта 1995 года.​

Закон определяет статус уполномоченного, его компетенцию и порядок назначения и освобождения от должности и предусматривает независимость и неподотчетность уполномоченного каким-либо государственным органам и должностным лицам. Законом также предусматривается учреждение региональных уполномоченных в субъектах федерации.

Миронов О.О.

Другая важная задача уполномоченного – правовое просвещение. Зачастую, права человека в России нарушаются потому, что о своих правах люди попросту мало осведомлены. Одна из основных стратегических целей уполномоченного заключается в том, чтобы граждане в отношениях с властями могли более ясно, четко и с достоинством отстаивать свои права, а власти вынуждены были с этим считаться.

В мае 1998 года Государственная Дума РФ назначила уполномоченным по правам человека в России О.О.Миронова. Доктор юридических наук, профессор Миронов стал первым юристом, занимавшим пост уполномоченного по правам человека в России. Миронову в короткие сроки удалось буквально с нуля организовать деятельность аппарата уполномоченного и наладить его активную работу.

Лукин В.П.

Преемником О.О.Миронова в 2004 году стал В.П.Лукин, доктор исторических наук, бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол России в США. По предложению Президента РФ, Лукин был повторно назначен на должность уполномоченного в 2009 году. В связи с истечением срока полномочий покинул пост в начале 2014 года.

18 марта 2014 года на должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации назначена Э.А. Памфилова.


Памфилова – известный российский политический, государственный и общественный деятель, в прошлом министр социальной защиты населения в правительствах Егора Гайдара и Виктора Черномырдина (1991−1994) и председатель Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (2004−2010). Освобождена от должности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с 28 марта 2016 года.

22 апреля 2016 года депутаты Государственной думы проголосовали за назначение Т.Н. Москальковой на пост Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.


Татьяна Москалькова — доктор юридических и философских наук, профессор, ​заслуженный юрист РФ, МВД в отставке. С декабря 2007 года по апрель 2016 года являлась депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместителем председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Занимала пост председателя Комиссии по законодательству и регламенту Парламентского собрания Союзного государства России и Беларуси, координатором межпарламентских связей.

Как уже говорилось выше, в России впервые должность Уполномоченного по правам человека была Упомянута в Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 года, принятой Верховным Советом. Причем в ней говорилось именно о Парламентском уполномоченном, который назначается парламентом, подотчетен ему и обладает такой же неприкосновенностью, что и депутат. Согласно Декларации, Парламентский уполномоченный осуществляет парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в РФ. Был разработан проект закона "О парламентском уполномоченном по правам человека и гражданина Российской Федерации", в который были заложены черты, близкие к классической модели парламентского омбудсмена. [12]

В Конституции РФ 1993 [13] года эта идея не получила развития, чему причиной являлась политическая ситуация в стране, конфликт между исполнительной и законодательной властью. В принятом варианте Конституции определение "парламентский" исчезло, и единственная норма, касающаяся Уполномоченного по правам человека (ст. 103), относит к ведению Государственной Думы назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

До принятия данного закона институт Уполномоченного действовал на основании президентского указа "О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека" от 04.08.94 N 1587 (утратил силу). Этим документом было установлено, что до принятия соответствующего федерального конституционного закона реализация конституционных функций Уполномоченного по правам человека обеспечивается путем осуществления им полномочий, предоставленных председателю Комиссии по правам человека при Президенте РФ. В качестве гарантий деятельности Уполномоченного были установлены определенные обязанности органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц. Они должны были в 2-недельный срок: представлять по запросам Уполномоченного информацию, необходимую для осуществления его полномочий; давать ответы на его обращения в связи с нарушениями прав конкретных физических лиц; направлять ему все принимаемые ими акты, содержащие нормы, относящиеся к сфере прав и свобод человека и гражданина. Первым омбудсменом в России был Сергей Ковалев.

Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" [14] был принят 26 декабря 1997 года. Он определил порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Как сказано в п. 1 статьи 1 Закона, должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный с помощью средств, указанных в данном законе, способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Хотя Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой, в то же время установлено, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п.1 ст. 2).

Считается, что российский вариант ближе к модели независимого омбудсмена, хотя в отличие от стран, где действует такая модель, он не поставлен по своему правовому статусу в ряд высших органов государственной власти и не наделен мощными властными полномочиями. В то же время его задачи определены чрезвычайно широко. Поэтому, по мнению специалистов, российский омбудсмен представляет собой довольно уникальное явление и по характеру возложенных на него функций больше всего похож на румынского Адвоката народа, с той же декларативно широкой постановкой задачи и столь же малыми полномочиями по их реализации. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации характеризуется юридической неопределенностью и неконкретностью. [15]




Таким образом, институт Уполномоченного по правам человека в нашем государстве пока находится в начальной стадии своего становления. Основываясь на опыте других стран, можно предполагать и надеяться, что в дальнейшем законодательство о нем будет совершенствоваться, и он сможет стать эффективным инструментом контроля за деятельностью государственных органов и их должностных лиц, государственных служащих, контроля за соблюдением ими прав и свобод граждан.

Как уже говорилось выше, в России впервые должность Уполномоченного по правам человека была Упомянута в Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 года, принятой Верховным Советом. Причем в ней говорилось именно о Парламентском уполномоченном, который назначается парламентом, подотчетен ему и обладает такой же неприкосновенностью, что и депутат. Согласно Декларации, Парламентский уполномоченный осуществляет парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в РФ. Был разработан проект закона "О парламентском уполномоченном по правам человека и гражданина Российской Федерации", в который были заложены черты, близкие к классической модели парламентского омбудсмена. [12]

В Конституции РФ 1993 [13] года эта идея не получила развития, чему причиной являлась политическая ситуация в стране, конфликт между исполнительной и законодательной властью. В принятом варианте Конституции определение "парламентский" исчезло, и единственная норма, касающаяся Уполномоченного по правам человека (ст. 103), относит к ведению Государственной Думы назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

До принятия данного закона институт Уполномоченного действовал на основании президентского указа "О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека" от 04.08.94 N 1587 (утратил силу). Этим документом было установлено, что до принятия соответствующего федерального конституционного закона реализация конституционных функций Уполномоченного по правам человека обеспечивается путем осуществления им полномочий, предоставленных председателю Комиссии по правам человека при Президенте РФ. В качестве гарантий деятельности Уполномоченного были установлены определенные обязанности органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц. Они должны были в 2-недельный срок: представлять по запросам Уполномоченного информацию, необходимую для осуществления его полномочий; давать ответы на его обращения в связи с нарушениями прав конкретных физических лиц; направлять ему все принимаемые ими акты, содержащие нормы, относящиеся к сфере прав и свобод человека и гражданина. Первым омбудсменом в России был Сергей Ковалев.

Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" [14] был принят 26 декабря 1997 года. Он определил порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Как сказано в п. 1 статьи 1 Закона, должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный с помощью средств, указанных в данном законе, способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Хотя Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой, в то же время установлено, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п.1 ст. 2).

Считается, что российский вариант ближе к модели независимого омбудсмена, хотя в отличие от стран, где действует такая модель, он не поставлен по своему правовому статусу в ряд высших органов государственной власти и не наделен мощными властными полномочиями. В то же время его задачи определены чрезвычайно широко. Поэтому, по мнению специалистов, российский омбудсмен представляет собой довольно уникальное явление и по характеру возложенных на него функций больше всего похож на румынского Адвоката народа, с той же декларативно широкой постановкой задачи и столь же малыми полномочиями по их реализации. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации характеризуется юридической неопределенностью и неконкретностью. [15]

Таким образом, институт Уполномоченного по правам человека в нашем государстве пока находится в начальной стадии своего становления. Основываясь на опыте других стран, можно предполагать и надеяться, что в дальнейшем законодательство о нем будет совершенствоваться, и он сможет стать эффективным инструментом контроля за деятельностью государственных органов и их должностных лиц, государственных служащих, контроля за соблюдением ими прав и свобод граждан.

Институт омбудсмена или государственного правозащитника, выступающего в роли своеобразного адвоката общества перед государством, возник как один из важных механизмов общественного контроля над тем, как государство соблюдает свои обязательства в сфере прав и свобод человека.

Именно после Второй мировой войны стало очевидно, что без гарантий соблюдения прав человека невозможно существование стабильной демократии. С другой стороны, вне демократии нет и не может быть соблюдения и действенной защиты прав человека. Это два взаимосвязанных и взаимозависимых понятия, и именно поэтому демократическому государству необходим такой институт как омбудсмен, являющийся стабилизационным фактором и гарантом эффективного функционирования демократической системы.

Сегодня более чем в ста странах мира существуют уполномоченные по правам человека. Опыт их работы показывает, что данные структуры возлагают на себя роль посредника между государственной властью и обществом в деле защиты прав человека, способствуют созданию демократического правового государства и развитию правосознания граждан и должностных лиц.

Становление института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – одно из важнейших достижений демократических реформ в нашей стране. Правовая основа института уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в России была заложена Декларацией прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г.

Основные международные обязательства РФ

в области защиты прав человека

Координационным центром сотрудничества государств в области прав человека является Организация Объединенных Наций (ООН). Союз Советских Социалистических Республик был одним из основателей Организации Объединенных Наций с 24 октября 1945 года. В письме от 24 декабря 1991 года Президент Российской Федерации Борис Ельцин проинформировал Генерального секретаря о том, что членство Советского Союза в Совете Безопасности и всех других органах Организации Объединенных Наций будет продолжено Российской Федерацией при поддержке 11 стран — членов Содружества Независимых Государств. В рамках ООН разработаны важнейшие международно-правовые акты по защите прав и свобод человека, фактически установившие международные стандарты в данной области:

— Всеобщая декларация прав человека 1948 года

В Декларации впервые были разработаны в комплексе не национальные, а общечеловеческие, международные стандарты прав и свобод.

Это уникальный документ и по способу разработки, воплотивший все ценное, что было веками накоплено в доктрине и национальном законодательстве, и по содержанию, комплексно регламентирующий основные права и свободы, и по роли в международном нормотворчестве, являющийся фундаментом всего обширного договорного массива в области прав человека, и по степени информированности мирового сообщества (текст Декларации переведен на 370 языков).

Несмотря на то, что Декларация была принята в форме резолюции Генеральной Ассамблеи, которые, как известно, носят рекомендательный характер, всеобщее признание Декларации на современном этапе не вызывает сомнений и позволяет квалифицировать ее положения как обычные нормы общего международного права.

— Пакты о правах человека 1966 года: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Вслед за принятием Всеобщей Декларации прав человека была начата разработка международных пактов о правах человека: одного – о гражданских и политических правах и другого об экономических, социальных и культурных правах, чтобы придать обязательную юридическую силу правам, провозглашенным в Декларации.

К Международному пакту о гражданских и политических правах имеются два Факультативных протокола:

Эти документы вместе с самой Декларацией получили широкую известность под названием Международного билля о правах человека.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Европейский суд по правам человека

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод является одним из основных документов Совета Европы.

Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 5 мая 1998 года.

Важность Конвенции обусловлена не только широтой закрепленных в ней прав, но и особым механизмом защиты, созданным в Страсбурге для расследования предполагаемых нарушений и для обеспечения выполнения обязательств, предусмотренных Конвенцией – Европейским судом по правам человека.

Институт омбудсмена - так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире - был создан в 1809 году в Швеции и начал активно развиваться только после Второй мировой войны. В это время были приняты важные международные правовые документы в области прав человека, в частности. Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 года). Сегодня Уполномоченные по правам человека работают более чем в ста странах мира.

Наряду с решением организационных вопросов - оформления института Уполномоченного как юридического лица, выделения помещения, оргтехники, мебели, штатов, разработки документации, в том числе должностных регламентов для сотрудников и т.д. - уже через неделю после избрания (с 1 апреля) Уполномоченный приступил к приёму граждан. К 15 апреля 2011 года в аппарате Уполномоченного начали работать 2 помощника (советника).

За первые недели своей деятельности после избрания, Уполномоченным были проведены встречи с руководителями профильных республиканских министерств, Общественной палаты, силовых структур, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, православной церкви.

В ходе переговоров была достигнута договорённость о разработке и подписании Соглашений о взаимодействия и сотрудничества с аппаратом Уполномоченного в целях соблюдения прав и свобод человека, защиты прав и законных интересов ребёнка, проведения профилактической работы и правового просвещения населения.

Представители указанных ведомств и учреждений регулярно принимают участие в выездных приёмах граждан совместно с омбудсменом. Подобная практика позволяет оперативно реагировать на жалобы граждан и разрешать многие вопросы непосредственно в ходе приёма.

В июле 2018 года скоропостижно скончался Александр Ильич Чистотин.

С июля 2018 года по июнь 2019 сотрудники аппарата продолжали работу. Исполняющей обязанности Уполномоченного постановлением Верховного Совета республики была назначена советник Ольга Петровна Крафт.

В 2019 году, на девятой сессии Верховного Совета 7-го созыва официально вступил в должность Уполномоченный по правам человека в Республике Хакасия Андрей Олегович Шулбаев.

Депутаты республиканского парламента проголосовали за назначение нового омбудсмена практически единогласно, при одном воздержавшемся. Ранее кандидатура Андрея Олеговича Шулбаева была согласована с аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

С 29 мая новый Уполномоченный по правам человека приступил к исполнению своих обязанностей.

За период 2011 – 2020 годы Уполномоченными и сотрудниками аппарата проведено более 120 выездных приёмов граждан в городах и районах республики. Как правило, выездные приёмы совмещались с посещением социальных учреждений и учреждений системы МВД РХ, с целью контроля за соблюдением прав граждан, находящихся в них.

По итогам ежегодной деятельности Уполномоченным готовится доклад, электронная версия которого размещается на данном сайте.

Читайте также: