Упанишады это кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Упанишады – это древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути.

Ведийская религия – это религиозная система, предшествовавшая брахманизму и фактически являющаяся первой стадией формирования индуизма.

Происхождение Упанишад

Содержание Упанишад

Основу ведийской религии составляют четыре Веды. Веды являются сборником мантр и гимнов, посвященных главным богам индуизма. Позже появились священные писания Брахманы, они содержали инструкции по проведению различных ритуалов, так же эти тексты содержали в себе информацию, о том, как должен вести себя жрец.

Готовые работы на аналогичную тему

Священные писания Араньяки и Упанишады относят к веданте – одной из школ в философии индуизма. Араньяки отражают информацию о практиках йоги и медитациях, в Упанишадах говорится о религиозных и философских идеях, которые первоначально были заложены в Ведах. Красной линией через все тексты Упанишады проходит идея познания человеком самого себя и окружающей его реальности. На втором плане оказываются описания религиозных ритуалов. Древние Упанишады оказали большое влияние на формирование индийской философии.

В VII веке известный индийский мыслитель Шанкара представил свои комментарии к 11 Упанишадам, которые относятся к основному канону Упанишад – мукхья и являются самыми древними Упанишадами.

Обычно Упанишады делят на три группы:

Ведические Упанишады представлены:

Арийские Упанишады представлены:

Общинные Упанишады представлены:

Риши (мудрецы, которым боги раскрыли ведийские гимны) имели дело с познаниями реальности, различных состояний сознаний. Исследователи Упанишад считают, что их содержание в большей степени представлено идеалистическими и наивно-материалистическими концепциями.

Философия Упанишад представлена трема школа веданты (древнеиндийская ортодоксальная школа):

  • Адвайта-веданта
  • Двайта-веданта
  • Вишишта-адвайта

Двайта-веданта представляет несколько иную философию Упанишады. Основоположником этого направления является известный индийский философ Мадхвой. Он выделял три источника знания:

  • восприятие
  • логический вывод
  • свидетельство Вед

Вишишта-адвайта была создана в противовес первой школе Адвайта-веданта. Основоположником этого направления является философ и теолог Рамануджа. Представители этой школы признавали существование реального мира вместе со всеми его компонентами, но в то же время они говорили, что все это имеет тесную связь с высшей реальностью. Высшая реальность представлена богом Вишну. Вселенная это его тело. Цель человека освободиться от цикла рождения и смерти, таким образом можно достичь Вишну.

Упанишады описываются в Ведах и в основном содержат различные представления о природе Бога, философии и медитации. Также в Упанишадах представлено краткое содержание всех Вед. Именно эти священные писания стали основой для ведантического индуизма.

Содержание Упанишад

В основе ведийской религии лежат четыре Веды – сборники мантр и гимнов, восхваляющих главных богов индуизма. Позже возникли священные писания Брахманы, в которых содержались инструкции по проведению разных ритуалов, правила поведения жрецов.

Священные писания Упанишады и Араньяки относят к веданте – одной из философских школ индуизма. В Араньяках отражена информация о медитациях и практиках йоги, в Упанишадах раскрываются религиозные и философские идеи, первоначально заложенные в Ведах.

Через все тексты Упанишад красной нитью проходит мысль о познании человеком себя самого и окружающей его реальности. Описания религиозных ритуалов отходят на второй план. Древние Упанишады во многом обусловили формирование индийской философии.

Виды текстов в Упанишадах

Никто не знает точного числа Упанишад. Изначально их было около 50, некоторые ученые считают, что их около 108, а известный англо-немецкий филолог Макс Мюллер насчитывал до 170 Упанишад. Ряд исследователей выделяли даже около 200-300 текстов

Традиционно выделяется три группы Упанишад:

Ведические Упанишады включают в себя такие тексты:

В арийские Упанишады включены:

Общинные Упанишады представлены следующими текстами:

Упанишады содержат основные концепции индуизма, среди которых:

Риши – мудрецы, которые получили от богов ведийские гимны. Риши занимались познанием реальности, а также различных состояний сознания

Исследователи Упанишад полагают, что их содержание в основном представлено наивно-материалистическими и идеалистическими концепциями.

Основные философские школы

Представителями философии Упанишад являются три школы веданты (так называемая древнеиндийская ортодоксальная школа):

  • Адвайта-веданта,
  • Двайта-веданта,
  • Вишишта-адвайта.

Прародителями этой философии системы считаются индийские мыслители Шанкара и Гаудапада. Исследователи полагают, что такая трактовка Упанишад является самой логичной.

Двайта-веданта продвигала немного другую философию Упанишад. Основоположником данной школы является известный индийский философ Мадхвой. Так, по его мнению, существует три источника знания:

  • свидетельство Вед,
  • восприятие,
  • логический вывод.

Неопределенность Брахмана, о которой говорится в Упанишадах, школа объясняет трудностью его познания, которая создает сложность в толковании происходящей реальности

Вишишта-адвайта возникла как противовес школе Адвайта-веданта. Основоположник этого направления – теолог и философ Рамануджа. Последователи этой школы признавали существование реального мира вместе со всеми его компонентами, но при этом придерживались мнения, что все это тесно связано с высшей реальностью.

Высшую реальность представляет бог Вишну. Вся Вселенная – это его тело. Цель человека состоит в освобождении от цикла рождения и смерти – так можно достичь Вишну.

Упанишады – древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути. В них в основном обсуждается философия, медитация и природа Бога. Считается, что в Упанишадах изложена основная суть Вед – поэтому их также называют "веданта" (конец, завершение Вед) и они являются основой ведантического индуизма. В Упанишадах главным образом описывается безличный аспект Абсолютной Истины.

Этимология

"Упанишада" – отглагольное существительное от упанишад – буквально "сидеть около". Упа- (около), ни- (внизу) и шад (сидеть) буквально означает "сидеть внизу около" гуру с целью получения наставлений. Существует много различных толкований этого термина. Согласно некоторым из них, упанишад означает "сидеть у стоп кого-то, внимая его словам и таким образом получая тайное знание". Макс Мюллер даёт значение термина как "искусство сидеть около гуру и смиренно внимать ему" (от упа – "внизу"; ни – "вниз", и шад – "сидеть"). Но, согласно Шанкаре, слово "упанишад" образовано путём прибавления суффикса квип и префиксов упа и ни к корню шад и означает: "то что разрушает невежество". Согласно традиционному толкованию "упанишад" означает "удаление невежества посредством знания о верховном духе".

Датировка

Упанишады трудно отнести к какому-то определённому периоду санскритской литературы. Старейшие из Упанишад, такие как "Брихадараньяка-упанишаду" и "Чхандогья-упанишаду", учёные относят к периоду VIII века до н. э., тогда как большинство остальных, по мнению учёных, возникли в период с VII по III век до н. э., а некоторые появились только в период средневековья.

В каноне индуизма

Четыре Веды являются сборником мантр и гимнов, воспевающих различных божеств ведической религии и уже содержащих в себе основы монотеизма. Появившиеся позднее Брахманы представляют собой сборник обрядовых инструкций, в которых обстоятельно описаны различные жреческие функции.

Араньяки и Упанишады относятся к веданте. Араньяки детально описывают различные медитативные и йогические практики, тогда как в Упанишадах получают своё дальнейшее развитие религиозные и философские концепции, изложенные в Ведах. Центральной темой Упанишад является познание человеком самого себя и окружающего мира.

Содержание

В Упанишадах содержатся основы философии индуизма – концепция вселенского духа Брахмана, индивидуальной души атмана или дживы, Сверхдуши Параматмы и Верховного Бога в Его личностной форме Бхагавана или Ишвары. Брахман описывается как изначальный, трансцендентный и вездесущий, абсолютный вечный и бесконечный, совокупность всего что когда-либо было есть или будет. О природе Ишвары и атмана, например, в "Иша-упанишаде" говорится следующее:

Тот, кто видит все связанным с Верховным Господом, кто смотрит на все существа как на Его неотъемлемые частицы и ощущает присутствие Верховного Господа во всем сущем, никогда не питает ненависти к кому-либо или чему-либо.

Тот, кто всегда смотрит на живые существа как на духовные искры, качественно равные Господу, понимает истинную природу вещей. Что может ввести в заблуждение или потревожить такого человека?

Такой человек должен постичь истинную природу величайшего из всех, Верховного Господа, бестелесного, всеведущего, безупречного, не имеющего вен, чистого и неосквернённого, самодостаточного философа, того, кто с незапамятных времен исполняет желания каждого.

Мудрецы в Упанишадах занимались познанием реальности, трансцендентной к материальному бытию, а также изучением различных состояний сознания.

Кто есть Знающий?

Что заставляет мой ум думать?

Есть ли у жизни какая-то цель или она управляется просто случайностью?

Откуда появился космос?

Философия

В Упанишадах излагаются различные трансцендентные философские темы, подробно описываются концепции Брахмана и индивидуальной души (атмана). Различные философские школы в индуизме дают свои толкования Упанишад. На протяжении истории, эти интерпретации философии Упанишад положили начало трём основным школам веданты.

Адвайта-веданта

Шанкара трактует Упанишады с точки зрения философии адвайты. В адвайте основную суть Упанишад обобщают в одной фразе "тат-твам-аси" – "То Ты Еси". Последователи адвайты полагают, что в конечном счёте, изначальный, непостижимый и не имеющий формы Брахман един с индивидуальной душой атманом и конечной целью духовной практики является осознание этого единства и прекращение материального существования через слияние атмана с Брахманом.

Двайта-веданта

В появившихся позднее комментариях философской школы двайта даётся совершенно другая интерпретация. Основанная Мадхвой двайта-веданта утверждает, что изначальная сущность и источник Брахмана – это личностный Бог Вишну или Кришна (который объявляет в "Бхагавад-гите" брахмано хи пратиштхахам, "Я – основа безличного Брахмана").

Упанишады, которые были прокомментированы Шанкарой и другими известными учителями, приобрели особое значение как главные, или канонические упанишады. Это:

Эти десять упанишад – наиболее важные и основополагающие. Современные учёные полагают, что они также относятся к старейшим из всех текстов упанишад. Некоторые добавляют Каушитаки и Шветашватару к списку главных упанишад, а некоторые добавляют к ним ещё и Майтраяни.

Другие упанишады

Многие другие упанишады сохранились до наших дней. В традиции индуизма упанишады относятся к шрути, которые считаются вневременными, вечными и апаурушея (не имеющими конкретного автора). По этой причине датировка составления различных упанишад не имеет для индуистов никакого значения и представляется им бессмысленным занятием. Некоторые из текстов, которые называются упанишадами, не могут быть соотнесены с определёнными традициями. Однако в действительности всё дело сводится к признанию статуса шрути для каждого конкретного текста, а не выяснения даты его составления. Современные учёные пытаются установить периоды составления всех этих текстов. Само собой разумеется, что дата составления этих текстов, включая главные упанишады, не имеет совершенно никакого значения в традиции веданты.

Чаще всего упанишады классифицируют согласно их тематике. Таким образом, имеется большое количество упанишад, в которых излагаются общие темы веданты, в дополнение к тем, в которых преподаётся йога и в которых детально описываются предписания саньясы. Упанишады, которые так или иначе посвящены тому или иному божеству из числа главных божеств индуизма, обычно классифицируются как шайва (шиваитские), вайшнава (вишнуитские) и шакта (шактийские) упанишады.

108 канонических Упанишад

Канон "муктика"

Существуют 108 канонических Упанишад школы адвайта. Согласно "Муктика-упанишаде", 1:30-39 в этом каноне:

  • 10 Упанишад относятся к "Риг-веде"
  • 16 Упанишад относятся к "Сама-веде"
  • 19 Упанишад относятся к "Шукла Яджур-веде"
  • 32 Упанишады относятся к "Кришна Яджур-веде"
  • 31 Упанишада относятся к "Атхарва-веде"

Первые 10 считаются основными мукхья. 21 называют саманья-веданта "общая веданта", 23 санньяса, 17 йога, 13 вайшнава, 14 шайва и 9 шакта Упанишадами.

Заключительным разделом ведийской литературы индийская традиция считает упанишады — группу текстов, объединяющих различные философские и религиозно-философские толкования ведийской мифологии и ритуала. Упанишады назывались ведантой — концом вед; наименование это утвердилось позднее за одной из философских школ, более других претендовавшей на ортодоксальную приверженность древнейшим религиозно-философским воззрениям. Предписания ведийской религии с течением времени подвергались все более конкретной детализации. Одновременно с этим из некогда единого комплекса выделялись отдельные самостоятельные темы; сочинения, разъяснявшие их, были уже прообразами позднейших научных трактатов.

Отталкиваясь от древнейших анимистических верований, упанишады формулируют так называемую доктрину кармы, проходящую не только через ортодоксальные течения, но и через такие религиозно-философские системы, как джайнизм и буддизм. Все в мире определяется нравственным законом. Каждая вещь обладает душой, душа рождается и умирает, затем возникает вновь в той или иной форме в соответствии с этическим балансом прижизненных свершений. Человек, уронивший себя безнравственными поступками, рождается потом в виде животного, растения или камня, но праведным поведением он может даже и из окаменелости вернуть себе человеческий облик.

Кроме непосредственно воспринимаемых явлений в схему включается (впрочем, не без некоторой натяжки) весь порожденный ведизмом мир демонов и божеств; душа может возвыситься до божественного ранга, вкусить радости рая или погрузиться в ад, но никакое состояние (и здесь упанишады решительно расходятся с ведийской традицией) не является постоянным: даже боги, которым приносят жертвы, есть лишь обозначения состояний, в которых находится отдельная душа. Карма выступает здесь как бы в качестве инструмента, сводящего все многообразие воспринимаемых человеком явлений к определенному единому принципу.

В упанишадах учение о карме увязывается с концепцией о вечном круговороте жизни — сансаре. Совокупность этих двух представлений вошла составной частью во многие религиозно-философские системы Индии, где учения о карме и сансаре получили дальнейшее развитие. Упанишады не ограничиваются описанием безграничной текучести и взаимосвязанности явлений. Скорее они рассматривают весь этот круг представлений как некое предисловие к наиболее существенной части их учения: Атман тождествен Брахману. Но это не просто констатация некоторого изначального единства всех разнообразных форм существования, это исходная точка хорошо разработанной системы поведения, характер и цели которой имеют явную религиозную окраску.

Идеал упанишад — отрешенный мудрец, не вмешивающийся в мирские дела, равнодушный ко всем потрясениям и страстям мира. Познав свою собственную сопричастность всему, что совершается в мире, и как бы отождествив себя с миром, что может он желать еще? Он выше стихии и богов, он единственный, чье бытие также неизменно и неуничтожимо, как неизменен и неуничтожим сам мир или его постоянный (для Упанишад) символ — Брахман.

Понятно, что такого рода идеи появились в результате развития естественнонаучных знаний древних индийцев, важных перемен в социальной жизни.

В целом концепции упанишад оказали огромное влияние на все последующее культурное развитие Индии.

Цитируется по изд.: К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. История Индии. Издание второе исправленное и дополненное. М., 1979, с. 51-54.

Для европейца многое в индийской культуре не понятно. В этой части познакомимся с ее традиционной философией и происхождением системы каст.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.



Эту часть мы посвятим самым важным явлениям и текстам индийской философии — Ведам и Упанишадам.

📖 Веды — это собрание священных гимнов, магических формул и обрядовых песен. Это самые сакральные и традиционные тексты, которые определяли всю жизнь индусов. Например, какое заклинание нужно прочитать, когда рождается ребенок, как жениться, как решать принадлежность к кастовой системе.

🗂 Веды регламентировали всю человеческую жизнь и оставляли очень мало пространства для свободы мысли.

🗣 Веды — это большая устная традиция, которая постепенно закреплялась и письменно. Ее начали переосмыслять только в 5-6 веке до нашей эры.

✨ Веды имели в большей степени религиозный смысл. Само ведическое течение называется брахманизм, потому что ее носителями были Брахманы, высшая каста.

Поговорим об одном из самых известных и необычных явлений индийской культуры — кастах.

😳 Единой кастовой системы не существует, в разных индийских деревнях ее правила могут сильно отличаться и даже боги могут почитаться разные.

Рассмотрим упрощенную систему 👇

1️⃣🦶 Согласно кастовой системе все люди появились из разных частей тела Бога. Из ног появились шудры — слуги, из корпуса появились вайшьи — торговцы, из рук, которые держат меч, — кшатрии, воины, из головы появились брахманы — мудрецы и жрецы. Неприкасаемые лишены божественного начала и находятся почти вне касты.

2️⃣🐣 Принадлежность к касте и соответствующий ей образ жизни определены с рождения.

3️⃣😟 Быть вне кастовой системы хуже, чем быть неприкасаемым. Если у человека нет касты, он не знает, что ему делать и живет в темноте. А для любого человека из касты, даже неприкасаемого, есть определенная судьба, правила, которым нужно следовать.

📣 Кастовая система — это огромная устная традиция. В классических Ведах о кастах нет информации.

⛔️ Махатма Ганди, один из самых известных реформаторов Индии, боролся с идеей кастовой системы.

Подумайте, из чего появились неприкасаемые, лишенные божественного начала?

👥 Главные герои из-за дхармы, кармического долга, будучи воинами, обязаны сражаться друг с другом. Но им сложно это делать — у них есть общий предок и они приходятся друг другу родственниками.

⚖️ Это произведение дает ответ на вопрос, который мучил людей того времени: что важнее долг или чувства.

Еще один вариант классических индийских текстов — Упанишады.

В чем особенность Упанишад 👇

😶 Идея бессубъектности. Если для западной философии важна личность и действующее лицо, то для восточной характерна идея бессубъектности.

🌿 Фундаментально бессубъектный мир. Упанишады описывают то, как устроен мир с точки зрения человека и имеют общемировоззренческий характер.

🧬 Это мир Брахмана, в котором быть отдельным — плохо. А самое главное — узреть в себе атман — душу мира, почувствовать полную принадлежность мирозданию.



Курс из 5 лекций о том, что свобода значит для философов разных эпох и для каждого из нас. Курс даст ключ к пониманию множества тем: от политики до психологии. Взглянем на хиты мировой литературы и кинематографа сквозь призму философии.

Читайте также: