Сущность политической коммуникации кратко
Обновлено: 02.07.2024
Политическая сфера является важнейшей составляющей структуры современного государства и общества. При этом ключевую роль в политических процессах играют разного рода формы политической коммуникации, которые, по мнению политологов, наполняют жизнью все политические процессы, поскольку одновременно связывают между собой субъектов политического взаимодействия, политико-правовые и государственные институты, обеспечивая, в конечном итоге, логичность последовательности политических событий.
Политическая коммуникация – это непрерывный процесс передачи политической информации между различными элементами политической системы, а также между политической системой и обществом.
В рамках второго подхода политическая коммуникация определяется следующим образом:
Политическая коммуникация – это весь диапазон коммуникационных процессов неформального характера, происходящих в обществе и оказывающих разнообразное влияние на текущее состояние политики.
Наконец, третий подход выработал такое определение политической коммуникации:
Политическая коммуникация – это постоянный обмен политическими смыслами между членами общества с одной стороны, и политическими силами – с другой, конечного целью которого выступает достижение определенного согласия, консенсуса между ними по социально-значимым и государственно-политическим вопросам.
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, несмотря на наличие различных подходов к определению понятия политической коммуникации необходимо сделать вывод о том, что большинство исследователей едины в понимании того, что под политической коммуникацией необходимо понимать всю совокупность происходящих в обществе формальных и неформальных коммуникационных процессов, оказывающих разнообразное влияние на политическую сферу.
Элементы политической коммуникации
Следующий элемент политической коммуникации – информационные потоки, также характеризуется внутренней неоднородностью, в связи с чем, принято выделять три уровня соответствующих потоков:
- Первый уровень – политико-информационные потоки, необходимые для обслуживания интересов органов государственной власти и управления. Как правило, сведения, передаваемые в рамках данного уровня, носят служебный характер и не подлежат в этой связи широкой огласке;
- Второй уровень, представляет собой самостоятельную политико-информационную среду, связанную с деятельностью политический партий, общественных объединений и организаций, и т.д. Средствами политической коммуникации на данном уровне выступают, в первую очередь, провозглашение программ соответствующих субъектов политики, а также их оценка, обсуждение и т.д. – в результате чего формируется особый массив политической информации;
- Третий уровень – это наиболее обширный элемент политической коммуникации. Это связано с тем, что на нем происходит формирование и распространение политически-значимой информации, источником которой выступает общественное мнение, массовое правовое и политическое сознание, политическое поведение народные масс и т.д.
Функции политической коммуникации
Политическая коммуникация как реальный и важнейший компонент политической сферы общественный жизни, выполняет по отношению к политической системе и обществу в целом ряд функций, ключевыми из которых выступают:
Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. – С. 77–90.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста
на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания
Политическая коммуникация: понятие, сущность
С другой стороны, вполне очевидно, что далеко не всякое управление имеет отношение к политической сфере. Приводя примеры водителя, управляющего автомобилем, и мозга, управляющего движениями тела, как осуществление функций, далеких от политики, О. Ф. Шабров наглядно показывает, что можно говорить лишь о существовании области пересечения предметов теории управления (управление) и политической науки, или политологии (политика), и предлагает назвать эту область политическим управлением, а соответствующую науку – управленческой политологией (рис. 1) 21 .
© М. Н. Грачев, 1999–2012
1 Ratzel F. Politische Geographic. Oldenburg, 1903; цит. по: Цыганков П.А. Международные процессы в условиях глобализации: проблема эффективной коммуникации // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 1999. № 4. С. 57.
2 Burke K. Language as Symbolic Action. Berkeley, 1966. Р. 5.
3 См.: Deutsch K.W. The Nerves of Government: Models of Political Communication and Control. London, 1963.
4 См.: Cottеret J.-M. Gouvernants et gouvernes: La communication politique. Paris, 1973. Р. 9, 112.
5 Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология: В 3 ч. Ч. 1. М., 1992. С. 174.
6 Pye L. Political Communication // The Blackwell Encyclopedia of Political Institutions. Oxford – New York, 1987. P. 442.
8 The Dictionary of Political Analysis / Ed.: J. C. Plano, R. E. Riggs, H. S. Robin. ABC – Clio. Canta Barbara, USA – Great Britain, 1982. P. 112.
9 Гончаров М.Ю. Риторика политической коммуникации // Массовая коммуникация в современном мире. М., 1991. С. 55.
11 Политология: Энциклопедический словарь. / общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. М., 1993. С. 164–165.
12 Основы политологии: Краткий словарь терминов и понятий. / под ред. докт. фил. наук, проф. Г. А. Белова и докт. фил. наук, проф. В. П. Пугачева. М., 1993. С. 54.
13 Политологический словарь: В 2 ч. / научн. ред., рук. авт. колл. А. А. Миголатьев, сост. В. А. Варывдин. Ч. 1. М., 1994. С. 183.
14 См.: Зарубежная политология: Словарь-справочник / под ред. А. В. Миронова, П. А. Цыганкова. М., 1998. С. 197.
15 Латынов В.В. Политическая коммуникация. // Политическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М., 1999. С. 172–173.
18 Held D. Political Theory and the Modern State: Essays on State, Power and Democracy. Standford (Cal.), 1989. P. 248.
20 Наумов Е.Ю. Коварное обаяние диалога // Права человека в диалоге культур: Материалы научной конференции 26–28 ноября 1998 г. М., 1998. С. 105.
В политологии различают два вида политической коммуникации: горизонтальный, когда коммуникации осуществляются между относительно рядом расположенными оппонентами, и вертикальный, когда отношения устанавливаются между различными иерархическими уровнями макро-политической структуры.
Чем демократичнее общество, тем большее значение приобретает горизонтальный уровень обмена потоками политической информации, сопряжение господствующего коммуникационного потока, инициируемого государством, с информационными потребностями и приоритетами гражданского общества, формирующимися на более широкой ценностной основе.
Следует учитывать влияние новых электронных средств связи, которые делают привычным набор услуг телекоммуникационной сети, позволяющей своим пользователям более свободно отправлять и принимать информацию и личного, и общественного характера.
Диалоговая модель относится к случаю распространения информации в реальной коммуникационной сети: индивиды общаются непосредственно между собой, игнорируя центр или посредников, самостоятельно выбирая время, место и тему информационного обмена. Эта модель также имеет широкий круг применения: от простой личной переписки и телефонных переговоров до использования Интернета и электронной почты.
В политологии различают два вида политической коммуникации: горизонтальный, когда коммуникации осуществляются между относительно рядом расположенными оппонентами, и вертикальный, когда отношения устанавливаются между различными иерархическими уровнями макро-политической структуры.
Чем демократичнее общество, тем большее значение приобретает горизонтальный уровень обмена потоками политической информации, сопряжение господствующего коммуникационного потока, инициируемого государством, с информационными потребностями и приоритетами гражданского общества, формирующимися на более широкой ценностной основе.
Следует учитывать влияние новых электронных средств связи, которые делают привычным набор услуг телекоммуникационной сети, позволяющей своим пользователям более свободно отправлять и принимать информацию и личного, и общественного характера.
Диалоговая модель относится к случаю распространения информации в реальной коммуникационной сети: индивиды общаются непосредственно между собой, игнорируя центр или посредников, самостоятельно выбирая время, место и тему информационного обмена. Эта модель также имеет широкий круг применения: от простой личной переписки и телефонных переговоров до использования Интернета и электронной почты.
В обыденном смысле коммуникацией называется взаимодействие между людьми. В гуманитарных науках коммуникация рассматривается уже как феномен, связанный с социальным взаимодействием, которое может осуществляться как непосредственно, т. е. лицом к лицу, так и опосредованно, т. е. с использованием техники или других участников коммуникации.
В начале XXI века в западной литературе отмечалось три основных способа политической коммуникации: коммуникация с помощью средств массовой информации; коммуникация с помощью организаций, в частности, политических партий, которые служат связующим звеном между управляющими и управляемыми, и групп давления; коммуникация с помощью неформальных каналов.
Таким образом, политическая коммуникация представляет собой процесс, протекающий в сфере политики, в рамках которого происходит обмен политической информацией между индивидами, социальными группами, институтами или государствами. Целью данного процесса является достижение определённого политического эффекта. Процесс коммуникации структурирует политическую деятельность, придавая ей новое значение.
- Политическая коммуникация. Теория, образование, опыт: учеб. пос.: в 2 ч. Ч. 1: Исследование и преподавание политической коммуникации / З. Ф. Хубецова; науч. ред. С. Г. Корконосенко. — М., 2017. — 11 с.
- Грачев М. Н. Политическая коммуникация: понятие, сущность // Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика / под ред. Л. Н. Тимофеевой. — М., 2012. — С. 77.
- Грачев М. Н. Политическая коммуникация: понятие, сущность // Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика / под ред. Л. Н. Тимофеевой. — М., 2012. — С. 79.
- Соловьев А. И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации // Политические исследования. — 2002. — № 3. — С. 5–18.
Основные термины (генерируются автоматически): политическая коммуникация, коммуникация, политический эффект, политическая деятельность, процесс коммуникации, вторичная информация, коммуникативная среда, ответ реципиента, политическая информация, социальное взаимодействие.
Читайте также: