Универсализация мировой культуры кратко

Обновлено: 02.07.2024

Раздел IV. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций

Тема 4.1 Универсализация мировой культуры и рост значимости ее национальных особенностей в современном мире

Краткое содержание: Постмодернизм и его мировоззренческие установки. Центральная проблема постмодернизма – проблема языка и концепция знака. Постмодерн в искусстве. Постмодернизм и системный кризис культуры. СМИ и массовая культура. Универсализация или вестернизация культуры? Развитие национальных культур. Культурные традиции России

Требования к знаниям и умениям:

Иметь представление: о проблемах развития национальных культур и культурных традиций России

Знать: основные мировоззренческие установки постмодернизма как отражения кризиса культуры

Уметь: ориентироваться в направлениях и тенденциях развития мировой культуры начала XXI века

Постмодернизм и его мировоззренческие установки

Для духовной жизни конца XX века были характерны попытки найти новые средства постижения процессов общественного развития и роли в них отдельной личности. Хрупкость мира, угроза вселенской катастрофы и беспомощность человека перед глобальными проблемами цивилизации породили такое явление современной культуры, как постмодернизм.

Постмодернизм изначально являлся критикой структура­лизма - течения, ориентированного на анализ формальной структуры социальных и культурных явлений. По мнению структуралистов, смысл любого знака (слова в языке, обычая в культуре) зависит не от человека и не от предметов реального мира, а от связей этого знака с другими знаками.

В наиболее явном виде критика структурности проявилась в теории деконструкции французского философа Жака Деррида (1930-2004). По его мнению, в мире нет ничего жестко зафиксированного, все можно деконструировать, т.е. рассмотреть по-новому, без давления чьего-либо авторитета и традиционной логики мышления.

Другой крупный постмодернист - Мишель Фуко (1926-1984) - писал о речевых практиках, довлеющих над человеком. Под ними он понимал совокупность текстов, наборы строгих терминов, по­нятий, характерных для какой-то сферы человеческой жизни, в особенности для науки. Способ организации этих практик - систему правил, предписаний, запретов - Фуко назвал дискур­сом. Дискурс, в том числе научный, является насилием, формой контроля над сознанием и поведением человека. Насилие и жесткий контроль - это проявление власти над человеком. Поэтому знание есть выражение власти, а не истины.

Академическая наука резко критикует взгляды постмо­дернистов, однако нельзя не признать, что именно постмодернизм сумел точнее всего описать изменчивый и непостоянный мир современности с его эклектикой и недоверием к любым глобальным проектам.

Постмодерн в искусстве

Постмодернизм и системный кризис культуры

Постмодернизм есть реакция, притом реакция негативная, критическая, на модернизм и просвещенческий разум, составляющий его ядро. Ему свойственна критика всего, что составляет основу культурной традиции Нового времени. Современная культура оказалась в итоге совершенно несостоятельной, все ее притязания: и на открытие законов, и на универсальность, и на прогресс обернулись для современной цивилизации системным кризисом. Постмодернизм ищет выход из этой ситуации, подвергая модернистские культурные ценности последовательной критике. Да, благодаря разуму наша жизнь стала более комфортной и приятной, но одновременно и более ненадежной, опасно хрупкой, духовно выхолощенной. Да, наши жилища являют собой образец функциональной целесообразности, но та же функциональная целесообразность была заложена в крематориях Освенцима и Бухенвальда. Да, мы проникли в глубины вещества, постигаем субатомный мир, но в то же время, пройдя через кошмары Хиросимы и Нагасаки, через трагедию Чернобыля в 1986г.и Японии в 2011г., наше существование стало еще более негарантированным, зыбким и случайным. Оказывается, чудовища рождает не только сон разума, но и его бодрствование. Разум сделал более совершенной и благородной нашу жизнь, однако он же и стал источником многих бед, страданий и болезней XXI века.

СМИ и массовая культура

Сравнительно новой областью исследования для филосо­фии является и феномен массовой культуры - культуры, при­способленной к вкусам широких масс людей, технически тира­жируемой в виде множества копий и распространяемой с помощью современных коммуникационных технологий - те­левидения, радио, интернета.

В конце XX в. массовая культура начала играть важную роль в экономике и идеологии. Однако эта роль довольно неодно­значна. С одной стороны, массовая культура позволила охва­тить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, переданным в простых и понятных всем образах, а с другой - она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формиро­вания усредненного вкуса.

Универсализация или вестернизация культуры?

Противовесом вестернизации выступает универсализация культуры - процесс взаимовлияния культур, формирование необходимых для этого культурных норм, ценностей общих для большинства культур различных стран мира.

Развитие национальных культур

Настаивая на целостности мировой культуры, постмодернизм пропагандирует бесконфликтный, плюралистический подход к другим видам искусства, особенно народному.


  • С одной стороны, она приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру.

  • С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают, как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры.

Культурные традиции России

Россия - государство многонациональное. В Российской Федерации помимо русских, составляющих около 80% населения, проживает свыше 180 других народов. В историческом плане доминирует русская культура, однако это доминирование никогда не было полным. Важную роль в развитии культуры России играют культура Украины, Белоруссии, а также крупных народностей России, таких как татары, башкиры, калмыки и другие.

Где можно встретить отголоски народных традиций в современной жизни? В настоящее время существует много литературы, посвященной народным традициям: это и научная литература, ориентированная, в основном, на культурологов и этнографов, и литература развлекательного характера (сказки, гадания, рецепты блюд и т. п.). На государственном уровне обсуждаются вопросы не только финансирования, но и способы сохранения народной культуры. Широко отмечаются народные праздники - русская масленица, татарский сабантуй и многие другие. Существуют театры национальной культуры инародные коллективы. Ярмарки издревле были неотъемлемой частью народной культуры, сегодня они модифицировались в специализированные выставки-продажи изделий народных промыслов. Одними из главных хранителей народных традиций являются музеи.

Нельзя недооценивать роль культуры в развитии нашей страны, ведь в ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки. Идеология согласия в отношении модернизации, а точнее постмодернизации - развития для выживания, сохранения, преумножения национальных культур создают нашу общенациональную способность к тому, чтобы Россия заняла достойное место среди стран - мировых лидеров!

В результате процесса универсализации культуры, возникает всеобщее, культурное пространство. В нем встает проблема оптимального сочетания уни­ версализма, всеобщности, глобализма с самобытностью, уникальностью, суве­ ренитетом каждой отдельной культурной системы, защиты каждой неповтори­ мой национальной, этнической культуры в многоцветье всечеловеческого единства. Между глобализмом и многокультурьем вспыхивают идеологиче­ ские, а в ряде случаев и уличные войны и потасовки. Проблемы, порожденные глобализацией, выходят далеко за рамки проблем локальной уникальной отдельной культуры. Глобализация воспроизводит во всемирном масштабе не­ гативные стороны рыночного хозяйствования, которые в западных странах преодолеваются путем построения «социального государства. В мировой и региональной экономике выносятся на глобальный уровень самые грубые фор­ мы индивидуального и группового эгоизма, вследствие чего мировые и нацио­ нальные богатства сосредотачиваются в руках отдельных людей и группировок. С ростом нищеты и неравенства основы глобальной безопасности находятся под угрозой. Одна из форм сопротивления всемирному характеру процессов универсализации – возвращение к традиции в форме фундаментализма и сопро­ вождающий этот процесс рост терроризма.

ООН провозгласила Хартию Земли, в которой сформулировала основы такой культуры, получившие название принципов устойчивого развития. Это сохранение экологической целостности; сохранение богатства и красоты Земли для будущих поколений; применение в производстве только тех моделей, кото­ рые поддерживают регенеративные возможности Земли и благополучие челове­ ческих сообществ; уважение прав человека, демократические институты и сво­ боды; культура толерантности, ненасилия и мира; нравственное воспитание для достижения устойчивого образа жизни8. Развитие человека независимо от его национальных, родоплеменных или государственных приоритетов становится сегодня самым важным и перспективным направлением.

КУЛЬТУРА И ПРИРОДА. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ. МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

КУЛЬТУРА И ПРИРОДА

КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

Культура и цивилизация

Сегодня часто отмечается, что важнейшей составляющей цивилизации является наряду с наукой и техникой гражданское общество со всем комплексом своих атрибутов: системой права, автономной и правопослушной личностью, равенством всех перед законом и свободой. Точно так же цивилизация выступает и как определённый уровень нравственности, гуманизма действующих в обществе нормативов. Конечно, нормативы и ценности существуют в любой социальной системе, и само по себе наличие системы норм вовсе не обязательно свидетельствует о достижении обществом уровня цивилизации; представление цивилизация как системы нормативов необходимо в ряде познавательных ситуаций, например, при исследовании нравственных проблем современного общества. Цивилизация может способствовать дальнейшему совершенствованию интеллекта, техники, познания, гражданского строя и т. п.

КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

Культура и человек

МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ.

Межкультурная коммуникация — это связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации (в том числе язык, речь, письменность, электронную коммуникацию).

Межкультурная коммуникация изучается на междисциплинарном уровне как соотношение таких наук, как культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, экология средств коммуникации.

Вопрос, тем самым, заключается в том, что и как соотносится при взаимодействии различных культур. Причем, "что" и "как" здесь не только предполагают друг друга, но и могут быть, по существу, тождественны.

В настоящее время в межкультурном взаимодействии ведущее место бесспорно принадлежит электронным коммуникациям. Тем не менее, до сих пор значительную роль в нем играют коммуникации доэлектронные, что нередко выражается в том, что исследователи, признавая первичную роль электронной коммуникации, понимают ее по аналогии с доэлектронной.

Для современной России вплоть до настоящего времени электронные коммуникации как форма управленческой культуры и самостоятельного действия играют в межкультурной взаимодействии второстепенную роль, что является серьезным фактором ее отставания. До сих пор научно-исследовательская деятельность организуется преимущественно также по шаблонам технологии Гутенберга (как то, что должно осуществляться линейно и последовательно), а не в режиме, задаваемом электронной одновременности, что существенно сдерживает ее развитие.

История

Первоначально понятие было введено в 1950-х американским культурным антропологом Эдвардом Т. Холлом в рамках разработанной им для Госдепартамента США программы адаптации американских дипломатов и бизнесменов в других странах. Поэтому речь у него идет преимущественно о стереотипизации в понимании представителей различных культур.

Первоначально для описания межкультурной коммуникации использовалось т. н. классическое понимание культуры как более или менее стабильной системы осознанных и бессознательных правил, норм, ценностей, структур, артефактов — национальная или этническая культура.

В настоящее время всё чаще доминирует т. н. динамическое понимание культуры как образа жизни и система поведения, норм, ценностей и т. д. любой социальной группы (например, городская культура, культура поколений, культура организации). Динамическое понятие культуры не предполагает строгой стабильности культурной системы, она до определённой степени может меняться и модифицироваться в зависимости от социальной ситуации.

Как научная дисциплина, межкультурная коммуникация находится в стадии формирования и отличается двумя характерными особенностями: прикладным характером (цель — облегчение коммуникации между представителями различных культур, снижение конфликтного потенциала) и междисциплинарностью.

Исследования по межкультурной коммуникации в последнее время приобретают всё большее значение в связи с процессами глобализации и интенсивной миграции.

Для современного мира характерны интеграционные процессы в экономической, политической, информационной сферах жизни. В подавляющем большинстве стран мира эти процессы имеют объективный характер, которые возникают как следствии роста культурных коммуникаций. Это ведет к росту взаимовлияния культур. Формирование, необходимых для интеграционных процессов, общих культурных норм и ценностей называют культурной универсализацией.

Выделяют два вида культурной модернизации – органическая и неорганическая. Органическая модернизация осуществляется естественным путем, в ходе исторической эволюции общества. Неорганическая модернизация ориентирована на целенаправленное внедрение культурных ценностей и образа жизни извне.

Последний вариант глобализации представляет опасность подчинения всех национальных культур единому космополитическому стандарту. Фактически глобализация есть не что иное, как политика США, направленная на установление мирового господства, и это она делает посредством своей культуры. В современной России происходит имитация рыночной экономики.

Наличие всех ее необходимых атрибутов отнюдь не обеспечивает даже простого социально-экономического воспроизводства. Это уже привело к угрозе потери российской культурной самобытности. История доказывает, что всякий раз, когда в России предпринимались попытки реформ, всегда возникал конфликт между либерализмом и традиционализмом российского общества.

Модернизация культуры

Суть современной модернизации связывают с всемирным распространением ценностей и достижений капиталистической формации. Речь идет о ценностях рационализма, урбанизации и рыночного способа хозяйствования. Лидеры модернизации (США и Западная Европа) полностью приобщились к ним и добились значительных экономических результатов.

Модернизация призвана объяснить, запоздавшим в своем развитии странам, как можно достичь современной стадии развития и решить современные социальные и культурные проблемы. Модернизация указывает способ вхождения в мировое сообщество, под которым понимается мировая экономическая система рыночного капитализма.

Ремесло

Культуры разных народов и исторических эпох сильно отличаются друг от друга. Однако есть определённые аспекты, которые в той или иной форме характерны для каждой культуры, известной науке. Эти аспекты называются культурными универсалиями, и сегодня мы подробно поговорим о том, что они собой представляют.

Что такое культурные универсалии?

Культурные универсалии – это традиции, ценности, социальные нормы и прочие аспекты жизни, свойственные всем известным культурам. То есть, это элементы человеческой культуры, принимающие одинаковый вид во всех обществах, независимо от исторических предпосылок, действующего социального строя, этапа развития и прочих факторов. Стоит отметить, что будучи общими для всех культур, проявляться универсалии могут по-разному.

Рассмотрим в качестве примера такой социальный институт как брак. Он присутствует во всех известных культурах, поэтому является универсалией. При этом правила, регулирующие данный институт, весьма разнообразны. Раньше были распространены такие формы брачных союзов как полиандрия и полигиния, сегодня же во всём мире преобладает моногамия. Кроме того, в разных обществах по-разному относятся к сопутствующим традициям, обрядам и требованиям, предъявляемым к вступающим в брак.

Сегодня в антропологии и других науках используется классификация культурных универсалий, которую разработала группа исследователей из Йельского университета, возглавляемая антропологом Джорджем Питером Мердоком. В эту классификацию вошло 88 универсальных поведенческих категорий, таких как одежда, имущество, праздники, социальная стратификация, институты семьи и брака, родственные связи, труд, использование орудий труда и прочее.

Исследователи заключили, что все обнаруженные ими категории так или иначе связаны с биологическими потребностями человека (выживанием, продолжением рода и сохранением потомства). Таким образом, само существование культурных универсалий объясняется тем, что все люди обладают одинаковой физиологией и одинаковыми биологическими потребностями. Кроме того, где бы и когда бы они ни жили, они решают сходные задачи и сталкиваются с общими проблемами и угрозами.

Примеры культурных универсалий

Существует достаточно большое количество примеров культурных универсалий, рассмотрим наиболее распространенные из них:

1. Брак, семья и родственные связи

Потребность в продолжении рода и сохранении потомства – это основной инстинкт, присутствующий у человека, как и у других животных. При этом в нашей природе заложено стремление создавать брачные союзы, чтобы совместно растить, воспитывать и защищать потомство. И поскольку такое поведение свойственно всем людям (хоть и с некоторыми вариациями), во всех культурах так или иначе формируются институты брака и семьи. Кроме того, каждый человек осознаёт связь с ближайшими родственниками и отличает их от посторонних людей, что также отражено в культуре любого общества.

2. Язык

Это важнейшая культурная универсалия, без которой не может обойтись ни одно человеческое общество. Язык необходим не только для общения, но также и для накопления знаний. Он, по сути, является основным носителем культуры, позволяющим сохранять накопленный опыт и передавать его следующим поколениям как в устной, так и в письменной форме.

3. Приветствие и прощание

У всех народов присутствуют определённые способы поприветствовать другого индивида, чтобы начать общение (или просто показать, что его заметили), и попрощаться с ним, чтобы обозначить завершение контакта. Это больше связано с социальной сущностью человека, чем с его биологическими потребностями. Поскольку социальные контакты для нас очень важны, нам необходимо отчетливо обозначать начало и конец общения, а также просто демонстрировать уважение, давая людям понять, что мы их заметили и не проигнорировали.

4. Календарь и летоисчисление

Во все времена люди нуждались в возможности достаточно точно предсказывать морозы и жару, дожди и засухи, разливы рек и прочие сезонные погодные явления. Особенно актуально это стало с переходом к аграрному обществу. Поэтому в любой культуре присутствует календарь, решающий данную задачу и помогающий выбирать удачное время для сельскохозяйственных работ. При этом основными ориентирами служат Луна и Солнце, иногда используются также яркие звёзды (например, Сириус в Древнем Египте) и планеты.

5. Религия

Формы культурных универсалий

Исследователи выделяют несколько основных форм, которые могут принимать культурные универсалии:

  • Традиции. Это определённые нормы поведения, основанные на коллективном опыте и передающиеся из поколения в поколение. Основная функция традиций – регулирование социальных отношений.
  • Обычаи. Это социальные установки или паттерны поведения, возникающие в определённой местности. Как и традиции, обычаи несут в себе опыт поколений, но не служат регулятором социальных отношений.
  • Обряды и ритуалы. Это обычаи, в основе которых лежат какие-то религиозные или мистические представления о мироустройстве.
  • Устои. Это тоже обычаи, которые приобрели моральную окраску. То есть, подразумевается, что каждый индивид соблюдает устои. Если же он их нарушает, это приводит к общественному осуждению.
  • Культурные нормы. Это исторически сформировавшиеся в рамках отдельной культуры нормы поведения. Общество воспринимает их как естественные и желательные для каждого индивида.
  • Ценности. Это значимость определённых явлений, объектов или их свойств для общества. Действующая система ценностей служит ориентиром при выработке норм морали и нравственности.

Специфика культурных универсалий

Как мы уже отмечали выше, культурные универсалии не статичны, и в каждом конкретном обществе их содержательное наполнение приобретает определённую специфику. Рассмотрим несколько примеров того, как это проявляется:

  • В любой культуре есть спортивные состязания, однако игры везде разные. Так в Европе популярен футбол (soccer), а в США предпочитают играть в американский футбол (football), баскетбол или бейсбол – игры, не особо популярные у европейцев.
  • У всех народов есть детские сказки о животных, обитающих в соответствующей климатической зоне. К примеру, детишкам, живущим в средней полосе, рассказывают истории о зайцах, лисах, волках и медведях. На севере дети слушают сказки о белых медведях и песцах, а на юге – о львах и других обитателях саванны.
  • Приветствие, прощание и другие жесты тоже отличаются. Несмотря на распространение европейской культуры по миру, многие народы и сегодня сохраняют старые знаки уважения. Так японцы кланяются друг другу, иранцы при рукопожатии прижимают вторую руку к сердцу, а эскимосы похлопывают друг друга по спине или по голове.

Подобные отличия, существенные или незначительные, свойственны всем культурным универсалиям. Однако их суть при этом сохраняется, поскольку это типовые явления, неизбежно возникающие в любой культуре под влиянием биологической и социальной сущности человека.

Заключение

Культурные универсалии – это аспекты социальной жизни, которые в той или иной форме присутствуют во всех культурах, известных современной науке. Неважно, когда и как возникло общество, какой порядок в нём установился, какие исторически предпосылки накопилось – у него обязательно проявятся все культурные универсалии без исключений. При этом они могут иметь определённые вариации, но их суть и их природа всегда одинакова.

Читайте также: