Ульмская школа дизайна кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ульмская школа была новой передовой школой для дизайнеров, которая заменила Баухауз после второй мировой войны.

Основана в 1953 году.

Её первым директором стал Макс Билл, получивший дизайнерское образование в Баухаузе.

Он придерживался концепции чистого, функционального дизайна на протяжении тех пяти лет, пока был директором в Ульме. В течение второй половины 50-х годов эта концепция получила теоретическое обоснование. К этому времени директором Ульмской школы стал аргентинец Томас Мальдонадо (р. в 1922 году).

Более четверти своего времени в Ульме студенты тратили на изучение эргономики, социологии, экономики и психологии, чтобы затем в профессиональной деятельности уметь применять системный подход к процессу проектирования.

Ульмские профессора сетовали на то, что богатство западных стран увеличилось настолько, что дизайн стал удовлетворять не только действительные потребности, но и капризы заказчика. Эта критика капиталистической системы, которой занимались Мальдонадо и его коллеги, бывшие ульмские студенты, Гуи Бонсип и Клод Шнейдт, а также упорные дебаты привели к закрытию школы в 1968 году.

  • Искусство Германии
  • Искусство XX века
  • Всемирное наследие в Германии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Ульмская школа" в других словарях:

Ульмская высшая школа художественного конструирования — учебный и исследовательский институт в г. Ульм (ФРГ), занимавшийся разработкой теоретических и практических проблем Дизайна. У. в. ш. х. к. была основана в 1951 швейцарским архитектором, скульптором, живописцем и графиком М. Биллем,… … Большая советская энциклопедия

Ульмская счетная школа — была основана, по предложению Конрада Мархталера в 1545 г. в Ульме. Преемником Мархталера был Галлус Шпенлейн. После него школою заведовал с 1597 г. Иоганн Крафт, бывший арифметиком и модистом, т. е. сторонником возникшего в XV веке модного… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Баухаус — О британском музыкальном коллективе см. Bauhaus. Здание школы в Дессау … Википедия

Федеративная Республика Германии — ФРГ (Bundesrepublik Deutschland). I. Общие сведения ФРГ государство в Центральной Европе. Граничит с ГДР, Чехословакией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией, Нидерландами, Данией. Омывается Сев. морем… … Большая советская энциклопедия

Ядерная энергетика Германии — АЭС Графенрайнфельд в Германии. Запланировано прекратить эксплуатацию всех немецких АЭС до 2022 года. Ядерная энергетика Германии про … Википедия

Кутузов, Михаил Илларионович — князь Михаил Илларионович Кутузов (Голенищев Кутузов Смоленский), 40 й генерал фельдмаршал. Князь Михаил Илларионович Голенищев Кутузов [Голенищевы Кутузовы произошли от выехавшего в Россию к великому князю Александру Невскому из Германии… … Большая биографическая энциклопедия

Техническая эстетика — I Техническая эстетика научная дисциплина, изучающая социально культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и деятельности человека средствами промышленного производства … Большая советская энциклопедия

Архитектура и дизайн – очень живые профессии, откликающиеся на важные социальные повестки. Время от времени в разных частях Земли возникают новые школы, которые, находясь в некоторой оппозиции к уже сложившимся представлениям об образовании, заново смотрят на сердцевину профессии, пытаются заново определить её.

В Современной России такими школами стали Британская школа дизайна и Архитектурная школа МАРШ, на Украине – открытая в этом году Харьковская школа архитектуры.

Самые известные школы XX века, которые произвели настоящие перевороты и во многом определили проектную культуру своего времени – ВХУТЕМАС и Баухауз. Однако ровно через двадцать лет после закрытия Баухауза в Германии появилась ещё одна камерная школа, его прямая наследница – Ульмская школа.

Здание Ульмской школы

Макс Билл – первый ректор школы

Внутренний двор Ульмской школы

Занятия велись на четырёх факультетах: дизайна промышленных изделий, строительства и архитектуры, визуальных коммуникаций, информации. Однако принципы Ульмской школы особенно полно выразились в предметном дизайне.

Образовательная структура школы

История школы очень явно делится на две части: первая связана с художником, архитектором и скульптором Максом Биллом, выпускником Баухауза. В это время школа базировалась на рационально-эстетической теории: как и в Баухаузе, здесь практиковались пропедевтические упражнения на абстрактное формообразование, а принцип синтеза искусства и техники, заимствованный у Гропиуса, был основополагающим.

Макс Билл ведёт занятие, 1956

Выпуски школьного альманаха

Студенты Ульмской школы за работой

На базе Ульмской школы возникли два проектных института: институт дизайна промышленных изделий и институт индустриальных методов строительства. Здесь велись научно-исследовательские разработки и проектирование по заказам фирм и организаций: это обеспечивало постоянную связь школы с промышленностью.

В своих первых проектах Ульмская школа обратилась к традиционным бытовым вещам – мебели, посуде, осветительным приборам, тканям, оборудованию интерьеров. В этот период из сферы работы дизайнера исключались предметы со сложной внутренней структурой.

Радиоприёмник с проигрывателем Braun, 1956. Авторы: Ханс Гугелот и Герберт Линдингер

Бакминстер Фуллер (крайний слева) и Томас Мальдонадо (крайний справа) в Ульмской школе, 1958

Стало очевидно, что необходимо готовить нового специалиста, способного проанализировать и свести воедино технологические и социальные факторы с учётом современных ему повесток. Установление новых теоретических позиций повлекло за собой многочисленные перемены в преподавательском составе и структуре учебного процесса. Не согласившись с новой программой, все выпускники Баухауза покинули школу.

Чарльз Имз представляет три короткометражных фильма в Ульмской школе, 1958

С начала 1960-х гг. деятельность школы приобрела мощную техническую направленность: не менее половины учебных часов отводилось на изучение современных тенденций и научных методов проектирования, усилился курс физико-математических дисциплин. Большой упор был сделан на изучение конструктивно-технологических закономерностей, свойственных разным объектам. Дизайн как дисциплина формы ещё больше сблизился с наукой и технологией. В то же время огромное внимание уделялось социальности, гуманитарным компонентам формы.

Упражнение подготовительного отделения, 1955

Упражнение подготовительного отделения, 1959

Отделение промышленной продукции постепенно стало переходить к проектированию станков, приборов, машин, инструментов. Как раз в проектировании таких изделий, зачастую совершенно новых по формам и функциям, и были определены научные методы работы.

Ульмская школа концентрировалась на исследовании сложных предметных комплексов и систем. Здесь создавались проекты комбинированной мебели и новых бытовых радиоприборов, отличавшихся лаконичностью, простотой форм, мобильным размещением в пространстве.

Кухонный комбайн Braun, Дитер Рам и Ханс Гугелот, 1958

Радиоприёмники, разработанные для компании Braun

Слева – карманное радио, Дитер Рамс, 1958. Справа – плеер iPod от компании Apple, 2001

Последним ректором Ульмской школы в 1962 году стал Отл Айхер, выдающийся графический дизайнер. При этом предыдущий ректор, аргентинец Томас Мальдонадо, продолжал работать в школе как преподаватель и проектировщик.

Отл Айхер ведёт занятие, конец 1950-х

Именно под руководством Айхера команда школы разработала фирменный стиль компании Lufthansa, начиная с графики и заканчивая униформой для стюардесс. Затем, уже в 1972, Айхер был ведущим дизайнером Олимпийских игр в Мюнхене.

Айхер одним из первых описал понятие корпоративной идентичности, которое на много лет вошло в дизайнерский обиход – и положил его в основу собственного метода проектирования. Корпоративная идентичность, или корпоративный дизайн, – это не просто фирменный стиль, связанный с лёгким и узнаваемым обликом продуктов, а дизайн-продукт высокого качества, который демонстрирует стратегию компании в целом.

Корпоративный стиль авиакомпании Lufthansa

Это значит, что смысловые акценты смещаются из области визуального в область культурных и социальных программ, и команда дизайнеров сначала формулирует, а затем решает комплексную задачу, размышляя в русле тех убеждений, которых придерживается компания-заказчик – и предлагая новые ходы. В советской теории дизайна этот подход назывался проектированием дизайн-систем.

Корпоративный стиль авиакомпании Lufthansa, разработанный в 1962, сохранялся до конца 1980-х гг. Престиж школы рос, и многие промышленные предприятия начали обращаться к ней с заказами. Расширилась и сфера приложения дизайна: транспортные системы (оборудование для остановок городского транспорта), автомобильный транспорт, радиоэлектроника. За несколько лет школа выполнила более двухсот работ для ста сорока заказчиков и даже перестала справляться с объёмом заказов.

Корпоративный стиль компании Lufthansa

Изделия рассматривались скорее как инструменты, услуги, полезные агрегаты, чем как форма для самовыражения. Объектом проектирования становилась не вещь сама по себе, а та функция, ради которой вещь замышлялась.

Интенсивная работа над мелкими бытовыми приборами стала особенно заметной вехой в жизни школы: между компанией Braun и Ульмской школой наладились тесные контакты – многие темы дипломных проектов предлагались для разработки самой фирмой, которая затем лучшие из проектов внедряла в производство.

Ульмская модель образования и Браун-стиль часто упоминаются вместе: команда из Ульма на много лет определила концептуальный курс тогда ещё молодой компании, которая начала производить долговечные приборы для повседневного использования. Браун-стиль – это не только визуальный язык, но и идея о тихих помощниках, о вещах-слугах, которые должны незаметно исчезать, когда всё уже сделано. Кроме того, мелкие бытовые приборы – радиоприёмники, бритвы, миксеры и электрические чайники – производились как элементы единой системы, каждый из которых может существовать обособленно или как часть большого комплекта.

Приборы, разработанные для компании Braun

Несмотря на большую плодотворность, история Ульма закончилась кризисом: в школе существовали явные внутренние конфликты – в 1967 году Томас Мальдонадо был вынужден покинуть школу из-за разногласий с коллегами, в 1968 школа закрылась. Это вызвало бурное недовольство: студенты и некоторые преподаватели Ульма устроили демонстрацию против закрытия.

Комплекс школьных зданий, построенный Биллом, был передан в распоряжение медицинского университета: сейчас здесь располагается университетская неврологическая клиника.

Вальтер Гропиус на студенческой демонстрации против закрытия Ульмской школы, 1968

Выпускники Ульма стали передовыми дизайнерами в разных частях света. Благодаря Ульмской школе рационалистические идеи вышли на совершенно новый уровень – главные традиции Баухауза получили своё развитие в новых социальных условиях: так на свет появился неофункционализм.

Школа не превратилась в заповедник идеалистических идей, результатом которых становились бы вещи-схемы – Ульм стал настоящим проектным бюро, организацией, напрямую связанной с промышленностью: молодая и гибкая институция больше десяти лет выпускала в производство реальные продукты и при этом существовала как площадка для активных профессиональных дискуссий.

Здание Ульмской школы в 1955 году (сверху) и в 2007 году (внизу)

Их по сей день любят рисовать на сумках для спортивного снаряжения. А в 70-80-е годы это был почти канон стиля для молодых и активных. К сожалению, не многие знают, что за лаконичными фигурками из кружочков и палочек стоит имя человека с драматичной судьбой и одного из самых признанных авторитетов в мире дизайна - Отля Айхера.

Кажется, дизайн на олимпийских играх присутствовал всегда. Но это не так. Лишь на олимпиаде 1964 года в Токио впервые была разработана графическая концепция соревнований - двадцать пиктограмм обозначающих различные виды спорта Её, кстати, эксплуатируют в Японии и сегодня. Но в этом скорее приверженность национальным ценностям, чем духу времени. По настоящему универсальные образы были созданы именно немецким дизайнером к олимпиаде 1972 года в Мюнхене.

Тогда Отл Айхер не просто выполнял заказ, он должен был стать антагонистом. Вытравить всё, с чем ассоциировалась Германия середины 20 столетия (нацизм, холокост, расизм) - задача непосильная. Но показать, что в обществе созрел новый демократичный дух и мировоззрение - было вполне по силам художнику такого уровня и класса. Вряд ли пост главного дизайнера олимпиады ему достался по каким-то другим причинам. Но если честно, они тоже были.

Айхер родился в 1922 году в Ульме и с детства был близким другом Вернера Шолля, семья которого не изменяла либеральным взглядам даже с приходом к власти Гитлера. Впоследствии он женился на его сестре Инге. А другая сестра, Софи, известная как активист антинацистского Сопротивления и лидер подпольной группы "Белая Роза", вместе с братом Гансом была казнена за распространение антифашистской литературы в 1943 году. Айхер тоже не стоял в стороне. В 1937 году его арестовали за отказ вступать в гитлерюгенд. А после того, как началась война, им было предпринято несколько попыток уклониться от призыва. В 1945 году он дезертировал с фронта и укрывался в доме Штоллей до самого краха гитлеровского режима.

Лишь в мирное время он смог полноценно заняться тем, к чему стремился - закончил отделение скульптуры в Академии изящных искусств Мюнхена и вскоре открыл собственную студию в Ульме. В 1953 году вместе с женой Ингой и швейцарским дизайнером Максом Биллом Айхер создаёт Ульмскую школу дизайна.

Сегодня это такой же брэнд как Баухаус. Есть лишь одно существенное отличие. Баухаус экспериментировал, а эта группа создавала новую методологию, основанную на науке, исследованиях и определённых принципах.

Суть этой методологии сегодня понятна каждому, кто слышал про

корпоративный стиль. Заслуга лично Айхера в том, что он довел его до совершенства. Раньше графические дизайнеры делали упаковку и рекламу собирая их из разрозненных изображений, шрифтов и декоративных элементов.

ЧИТАЙТЕ НА "АРХИСТОРИИ":

Работы Айхера создавали новую эстетику, которая была одинаково уместна на кроссовках, коробках для транспортировки вещей, стадионах и автобусных остановках.

Ну и конечно он блестяще продемонстрировал всё это, работая с такими компаниями как Braun, Lufhansa, Railroad Hamburg. Для национального авиаперевозчика Айхер буквально вылепил образ и стиль, по сей день узнаваемый миллионами людей.

Это подразумевало не только проработку логотипа, но и выбор цвета (знаменитый дынно-желтый), шрифта, формы для стюардесс.

Не удивительно, что подряд на дизайнерскую концепцию олимпиады в Мюнхене тоже достался группе художников под его руководством.

ЧИТАЙТЕ НА "АРХИСТОРИИ":

Никто не знал, как это будет выглядеть. Но все понимали, что символам берлинской олимпиады, проходившей в 1936 году, с её имперским высокомерием и спесью, здесь точно не должно быть места. Лишь один пример того, как это делалось.

К мюнхенской олимпиаде впервые решили разработать официальный талисман. Инструкцией, которую утвердил Айхер, категорически запрещалось использовать при его создании черный и красный цвета, они ассоциировались с национал-социализмом. В облике очаровательной таксы Вальди их действительно нет, как и в другой символике соревнований.

В общем, Айхер со своими единомышленниками всё придумал как надо.

Граффити с пиктограммами Айхера до сих пор сохранились на одном из сооружений олимпийской деревни Мюнхена

Граффити с пиктограммами Айхера до сих пор сохранились на одном из сооружений олимпийской деревни Мюнхена

Не смотря на то, что поначалу его человечки вызывали много нареканий, впоследствии именно эти пиктограммы пошли в тираж в качестве принтов на одежду, сумки, информационные табло. А главная заслуга Отля Айхера в том, что благодаря им люди в любой точке мира научились не только различать виды спорта, но и безошибочно находить эскалатор, остановку автобуса, аэропорт, общественный туалет.

Ульмская высшая школа формообразования была специально открыта для подготовки дизайнеров. С одной стороны, она явилась продолжателем идей и практики Баухауза, с другой - образцом, по которому строились многие другие центры дизайнерского образования в мире. V200 001 прославил германские дизель локомотивы после второй мировой войны и открыл новое направление в локомотивном строительстве.

Вложенные файлы: 1 файл

Ульмская школа.docx

Ульмская школа

Ульмская высшая школа формообразования была специально открыта для подготовки дизайнеров. С одной стороны, она явилась продолжателем идей и практики Баухауза, с другой - образцом, по которому строились многие другие центры дизайнерского образования в мире. V200 001 прославил германские дизель локомотивы после второй мировой войны и открыл новое направление в локомотивном строительстве.

"Хорошая форма" и неофункционализм. Ульм показал, что в немецком дизайне 60-х гг. стилевым принципом стал функционализм ("хорошая форма"), который даже стал представляться различным учреждениями, дизайн-центрами и советами по формообразованию как догма. Доценты Ульмской высшей школы работали для фирм "Браун", "Витсуе" и "Розенталь", чьи продукты во всем мире показали сущность "хорошей формы" и "германского дизайна". Альберт Буске. Магнитофон "КВ 100", Лейпциг, ГДР, 1957 г.

Макс Билл (Max Bill, 1908 г.) Крупнейший швейцарский художник, дизайнер, теоретик искусства, педагог. Один из лидеров европейского абстрактного искусства. Одна из ключевых фигур в мировой теории и педагогике дизайна. Настенные часы, Модель 32/0389, 1957 г. Здание высшей школы дизайна в Ульме. Интерьер и фрагмент фасада. Учебное занятие по предметному дизайну под открытым небом в Ульме. На первом плане Ханс Гугелот.

Стиль "Браун" Производители высококачественной радиоаппаратуры класса "хай-фай" и предметов потребления фирмы "Браун" в Кронберге, "Таунус" сотрудничая с такими выдающимися представителями функционализма, как Ханс Гугелот, Х.Хирхи, Дитер Рамс, Вильгельм Вагенфельд, реализовывали ульмское понимание индустриального качества. Фирма Браун стала для многих других предприятий образцом ясного функционального формообразования и образцового современного фирменного стиля.

Традиции Баухауз в дизайне восточной Германии. Противостояние двух систем Завершившаяся поражением Германии вторая мировая война разделила страну на две части: Западную Германию (ФРГ) и Восточную (ГДР). Развитие дизайна после второй мировой войны в социалистическом государстве было несколько иным.

Ульмская школа была новой передовой школой для дизайнеров, которая заменила Баухауз после второй мировой войны.

Основана в 1951 году.

Её первым директором стал Макс Билл, получивший дизайнерское образование в Баухаузе.

Он придерживался концепции чистого, функционального дизайна на протяжении тех пяти лет, пока был директором в Ульме. В течение второй половины 50-х годов эта концепция получила теоретическое обоснование. К этому времени директором Ульмской школы стал аргентинец Томас Мальдонадо (р. в 1922 году).

Более четверти своего времени в Ульме студенты тратили на изучение эргономики, социологии, экономики и психологии, чтобы затем в профессиональной деятельности уметь применять системный подход к процессу проектирования.

Ульмские профессора сетовали на то, что богатство западных стран увеличилось настолько, что дизайн стал удовлетворять не только действительные потребности, но и капризы заказчика. Эта критика капиталистической системы, которой занимались Мальдонадо и его коллеги, бывшие ульмские студенты, Гуи Бонсип и Клод Шнейдт, а также упорные дебаты привели к закрытию школы в 1968 году.

В послевоенный период наиболее известной и созданной специально для подготовки дизайнеров стала Высшая школа формообразования в Ульме. Она явилась, с одной стороны, продолжателем идей Баухауза, а с другой – образцом, по которому строились другие центры дизайн-образования во всем мире.

Ульмская школа создавалась в условиях усиливающейся стабилизации экономики, которая быстро возрождалась в Германии в послевоенные годы. В этот период в промышленных кругах стала осознаваться потребность в дизайнерах. В начале 50-х годов возобновил свою деятельность Германский Веркбунд (Художественно - промышленный союз). По примеру США на крупных немецких предприятиях и в концернах открываются художественно-конструкторские бюро.

Естественным было обращение дизайнеров к опыту 20-х годов, к Баухаузу. Но дальше внешнего, чисто формального заимствования дело чаще всего не шло. Только Ульмская школа смогла достаточно глубоко переосмыслить и применить опыт Баухауза. Относительная самостоятельность Школы как частного учебного заведения (ее финансировали семейства И. Шолл и О. Айхера) давала возможность поддерживать и развивать эти широкие идеи. Официальное открытие школы состоялось 2 октября 1955 года. Выступая с приветственной речью, В. Гропиус выразил надежду, что школа продолжит на новом этапе начинания 20-х годов.

В основу концепции Школы легла идея подготовки кадров, способных строить обновленную демократическую Германию.

В проект учебной программы был заложен принцип триады: теоретические дисциплины, исследования и разработки вплоть до создания опытных образцов. На фоне происходившей в то время в Западной Германии дискуссии о высшем образовании естественным было взять за основу будущего дизайнерского заведения модель университетского образования.

Возглавить Школу согласился Макс Билль, один из деятелей художественной культуры того времени.

Макс Билль (род. 1908 г.) - крупнейший швейцарский художник, дизайнер, архитектор, теоретик искусства, педагог.

М. Билль получил художественное образование сначала в Школе декоративных искусств в Цюрихе, затем в Баухаузе. Он работал в ателье Ле Корбюзье, в мастерских В.Кандинского, Л. Мохой-Надя. Его творчество формировалось под влиянием идей конструктивизма. Он воплощал новый тип художника, органически соединявшего в себе архитектора, скульптора, живописца, графика и дизайнера, видящего свою задачу в организации всей среды, окружающей человека. Со сферой промышленного производства Билль непосредственно соприкоснулся в послевоенные годы, когда по заказу ряда фирм начал проектировать промышленные образцы. Как дизайнер-практик Билль разработал серии рекламных плакатов для швейцарских кондитерских фабрик, проектировал бытовые электроприборы, настенные часы для офисов, мебель, много занимался дизайном выставок.

В основе преподавания лежал следующий метод обучения – проектирование должно вестись на основе тщательного сбора фактического материала, его анализа и исследования с позиции научных и технологических знаний. Считалось, что чисто художественная подготовка не может принести положительных результатов. Макс билль требовал от студентов не только художественных способностей, но и технических знаний по механике, физике, а также общего гуманитарного образования.

Школа была интернациональной по составу студентов и преподавателей. Основной состав преподавателей составлял примерно 15 человек, но ежегодно для чтения лекций и ведения занятий приглашались ученые, дизайнеры и архитекторы из разных стран.

Работало 4 факультета: дизайна промышленных изделий, строительства и архитектуры, визуальных коммуникаций, информации.

Поначалу в школе не предусматривалось живописных и скульптурных классов - считалось, что нет ничего опаснее, чем внесение в строительство или дизайн- графику элементов конкретного искусства. Правда, исходные намерения претерпели впоследствии изменения.

Но даже начальная реализация замыслов Билля показала их несостоятельность. Школа натолкнулась на те же преграды, которые стали перед Баухаузом. И если идеи социального переустройства

20-х годов имели под собой реальную почву, то в начале 50-х идеи гармонизации мира становились не только утопичными, но и чисто формальными.

Читайте также: