Торговая дипломатия великобритании кратко

Обновлено: 04.07.2024

История английской дипломатии в XVI веке значительно отличается от французской. Во Франции абсолютная монархия была сильна, как нигде. Наоборот, в Англии, даже в пору наибольшей мощи королевской власти, парламент, где гос­подствовали лорды и торговая буржуазия, не переставал су­ществовать, производя давление на королевскую власть и огра­ничивая ее. Дворянство и буржуазия, которые захватили уже в XVI веке командные высоты в экономике страны, в XVII веке осуществили буржуазную революцию; ею были установлены порядки, которые давали простор дальнейшему развитию ка­питализма. В Англии поэтому сам господствующий класс, ясно сознающий свои цели и средства их достижения, вел политику и создавал общественное мнение, с которым прави­тельство вынуждено было считаться.

8.3.6. КОНЕЦ ОПРИЧНИНЫ И РАЗГРОМ ЗАХАРЬИНЫХ В XVI ВЕКЕ. ПОЧЕМУ РОМАНОВЫ ИСКАЗИЛИ РУССКУЮ ИСТОРИЮ В XVII ВЕКЕ

8.3.6. КОНЕЦ ОПРИЧНИНЫ И РАЗГРОМ ЗАХАРЬИНЫХ В XVI ВЕКЕ. ПОЧЕМУ РОМАНОВЫ ИСКАЗИЛИ РУССКУЮ ИСТОРИЮ В XVII ВЕКЕ Знаменитая опричнина кончается московским разгромом 1572 года. В это время громят саму опричнину. Наш анализ этих событий см. в [нх6а], т.1, с. 300–302. Как показывают документы,

6. Конная фигура Карла Великого отлита якобы в IX веке, но конь в ней изготовлен в XVI веке

6. Конная фигура Карла Великого отлита якобы в IX веке, но конь в ней изготовлен в XVI веке На рис. 6.65, рис. 6.66 и рис. 6.67 представлена известная бронзовая статуэтка, изображающая Карла Великого-императора, жившего якобы в 768–814 годах. Но неожиданно сообщается следующее:

Первый крестовый поход 1096 года. Александрия в XI веке — это Ветхий Рим в Египте. Иерусалим = Троя = Илион в XI веке — это Новый Рим

Глава XII О том, что вопреки прогрессу цивилизации положение французского крестьянина в XVIII веке было иногда хуже, чем в XIII веке

Глава XII О том, что вопреки прогрессу цивилизации положение французского крестьянина в XVIII веке было иногда хуже, чем в XIII веке В XVIII веке французский крестьянин не мог уже быть жертвою мелких феодальных деспотов. Лишь изредка он становился мишенью для посягательств со

Римская политика и дипломатия на Востоке в I веке нашей эры.

Римская политика и дипломатия на Востоке в I веке нашей эры. Из всех государств Востока, находившихся в соседстве с Римом, самым могущественным тогда было Парфянское царство, которое образовалось из Древнеперсидского царства Ахеменидов. С ним, главным образом, и

2. ДИПЛОМАТИЯ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА В XVI ВЕКЕ

2. ДИПЛОМАТИЯ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА В XVI ВЕКЕ Дипломатия Московского великого княжества при Иване III. Во второй половине XVI века на международную арену выступает и Московское государство, сложившееся как национальное целое столетием раньше. Первоначально оно носило

Глава 13 Дипломатия и ещё раз дипломатия

Глава 13 Дипломатия и ещё раз дипломатия Год 1525-й был богат событиями. Начался он казнью Берсеня Беклемишева и осуждением Максима Грека, а кончился разводом с Соломонией Сабуровой. Год вообще выдался тяжелый. Летом в стране была страшная засуха (с 4 июня по 15 августа). Четыре

21. Конец опричнины и разгром Захарьиных в XVI веке Почему Романовы исказили русскую историю в XVII веке

21. Конец опричнины и разгром Захарьиных в XVI веке Почему Романовы исказили русскую историю в XVII веке Известно, что опричнина, при которой развернули террор-Пурим, кончается известным московским разгромом 1572 года. В это время громят уже саму опричнину. Как показывают

Английская дипломатия накидывает петлю

Английская дипломатия накидывает петлю В обстановке, когда широкие демократические круги повсеместно выражали возмущение и глубокую тревогу в связи с наглым актом фашистской агрессии против Чехословакии, 19 марта Н. Чемберлен сделал в своем дневнике запись: «…Я

Английская дипломатия накидывает петлю

Английская дипломатия накидывает петлю В обстановке, когда широкие демократические круги повсеместно выражали возмущение и глубокую тревогу в связи с наглым актом фашистской агрессии против Чехословакии, 19 марта Н. Чемберлен сделал в своем дневнике запись:«…Я

Работа содержит 1 файл

Дипломатическая служба Великобритании.rtf

Глава 2. Структура дипломатической службы Англии

2.1 Правовые основы организации дипломатической службы

Законодательной основой организации дипломатической службы является дипломатическое право.

Дипломатическое право - это система международно-правовых норм, относящихся к статусу и функциям государственных органов внешних сношений, иными словами регулирующих порядок установления и осуществления межгосударственных официальных контактов.

К дипломатическому праву относятся:

  • нормы, регулирующие межгосударственные отношения, возникающие в связи с обменом дипломатическими представительствами и их деятельностью;
  • нормы, регулирующие межгосударственные отношения, возникающие в связи с посылкой одним государством миссии специальной, т.е. делегации или представителя для решения того или иного внешнеполитического вопроса;
  • нормы, регулирующие межгосударственные отношения, возникающие в связи с представительством государств в международных организациях и функционированием международных организаций на территории тех или иных государств, включая нормы, касающиеся привилегий и иммунитетов международных организаций, международных должностных лиц и служащих.

В последнее время в дипломатическое право включают также консульское право, поскольку почти повсеместно произошло объединение дипломатической и консульской служб в рамках ведомств иностранных дел.

К основным международным договорам, кодифицировавшим дипломатическое право относятся:

  • Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года
  • Конвенция о специальных миссиях от 8 декабря 1973 года
  • Венская конвенция о представительстве государств и их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 года
  • Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года.

Вопросы, касающиеся иммунитетов и привилегий международных организаций, их должностных лиц и служащих, урегулированы как правило в специальных договорах, заключаемых членами конкретной международной организации или же международной организацией и государством, на территории которого она осуществляет свои функции.

2.2 Руководство Форинг Оффиса

В Англии ответственность за определение внешней политики и принятие решений возложено на кабинет, формируемый парламентской фракцией, победившей на выборах партии. Профессиональная дипломатическая служба разрабатывает предложения для кабинета и осуществляет текущую внешнеполитическую деятельность. Главным действующим лицом в Британии во внешнеполитическом процессе является премьер-министр, министерство иностранных дел и профессиональные руководители дипломатического аппарата.

В случае возникновения разногласий в отставку уходит глава Форинг Оффис.

В государственной системе Англии, включая и дипломатические службы, отсутствует четкое разделение сфер компетенции между профессиональным аппаратом и политическим руководством. Дипломаты на протяжении долгих лет службы поддерживают прочные деловые и личные связи с влиятельными кругами крупного английского бизнеса, хорошо осведомлены о его целях и интересах во внешнеполитической области. К тому же они сами являются частью правящего класса. Если профессионалы полагают, что линия политического руководства страны в том или ином вопросе не соответствует долгосрочным интересам этих кругов, они могут прибегнуть к дозволенным и не совсем дозволенным методам и приемам, чтобы оказать давление на своих политических руководителей.

Обособленность Дипломатической службы постепенно преодолевается. Двери Форинг Оффиса начинают открываться для непрофессионалов, представителей делового мира.

О сохранении профессионалами своего влияния свидетельствует и расстановка руководящих кадров в аппаратном персонале Форинг Оффисе.

В распоряжении каждого английского партийного политического руководителя оффиса - министра, главных и младших министров, представляющих в Британском Министерстве иностранных дел интересы победившей на выборах партии, имеются небольшие, но весьма влиятельные секретариаты, в которых профессионалов больше, чем политиков. Английские политики и сами дипломаты считают, что внутренняя организация Форинг Оффиса чрезвычайно сложна и запутана.

Какие бы изменения не происходили во внешнеполитических приоритетах Британии, в последние десятилетия должностные посты заместителя министра и главы дипломатической службы по-прежнему назначаются представителями консервативных кругов, связанные с партией тори и крупных капиталов. Английский внешнеполитический

2.3 Департаменты дипломатического корпуса

Если профессиональное политическое руководство Форинг Оффиса можно считать вершиной Британской дипломатической пирамиды, то ее мощным основанием являются отделы - департаменты. В них выполняются основной объем повседневных дипломатических работ. К числу особенностей Английского МИДа относится большое количество департаментов, которые подразделяются на территориальные, функциональные, административные.

Сотрудники территориальных отделов занимаются двухсторонними соглашениями с иностранными государствами. В круг их основных задач входит сбор, классификация и оценка текущей информации, разработка предложений по актуальным вопросам.

Статус департаментов невысок. Возглавляются они дипломатами в ранге советников, которые должны обращаться к Английскому послу не непосредственно, а через одного из замминистра. Территориальные отделы - наиболее устойчивое звено Форинг Оффиса. Здесь наиболее консервативные метод, их сотрудники наиболее активно сопротивляются новшествам.

У функциональных отделов иные задачи - они занимаются актуальными проблемами современной мировой экономики, участием в международных организациях, и т.д.

Руководство Министерства иностранных дел считает функциональные отделы важнейшим оперативным звеном Форинг Оффиса.

Во внешнеэкономической области дипломатическая служба преследует три основные цели:

- способствовать улучшению успешной деятельности для британского экспорта на мировом рынке;

- обеспечить своевременное получение для Англии экономики поставок

- защищать за рубежом интересы королевства.

На экономические отделы возложены задачи по сбору, обработке и анализу сведений, полученных от дипломатических представительств и доводить до сведения английских компаний.

Отдел оборонной политики - наиболее крупный и влиятельный в Форинг Оффисе. Отдел состоит из секторов и специально занимается вопросами участия в ООН. Через этот отдел осуществляется связь Министерства иностранных дел с министерством обороны, т.к. Великобритания является постоянным членом Совета Безопасности. Его сотрудники подготавливают предложения по совершенствованию механизма работы Организации Объединенных Наций.

У Форинг Оффиса имеются и сильные рычаги организационного контроля над деятельностью Британского Совета, который существует под финансовым и политическим контролем Форинг Оффиса, направляет межкультурные процессы в выгодное ей русло. Надо сказать, что среди известных инструментов дипломатического механизма, культурная дипломатия является одним из рычагов воздействия на общественное мнение.

2.4 Дипломатические представительства

Дипломатическое представительство - это зарубежный орган внешних сношений, учреждаемый на основе взаимного соглашения одними государством на территории другого для поддержания постоянных официальных контактов и выступающий от имени учредившего его государства по всем политическим и иным вопросам, возникающим во взаимоотношениях соответствующих государств.

Обмен дипломатических представительств осуществляется после установления дипломатических отношений. В соответствии с международным обычаем, получившим договорное закрепление в Венской Конвенции о дипломатических отношениях 1961 года, дипломатическое представительство может учреждаться на одном из трех уровней, которому соответствует класс его главы. Эти уровни имеют протокольное значение и не влияют на функции дипломатического представительства, его иммунитеты и привилегии, а также иммунитеты и привилегии его персонала.

В английских дипломатических службах работают более половины кадровых сотрудников Британской дипломатической службы, число которых превышает двести человек. Должность посла по-прежнему престижна и хорошо оплачиваема, имеются доплаты в виде подготовки, представительских расходов. Вопросы о приоритетности того или иного вида деятельности дипломатических представительств прямо связаны с оценкой его эффективности. Дипломатические представительства наиболее компетентны в предоставлении, сборе и анализе информации политического характера.

Распределение по видам деятельности дипломатов зарубежными представительствами основано по следующим пропорциям: политические вопросы двадцать два процента, экономические - семнадцать, административно -хозяйственные - восемнадцать процентов. Персонал посольства занимается кадровыми сотрудниками дипломатической службы, а персонал политического контингента состоит исключительно из дипломатов высшего разряда.

В типовой структуре Британского посольства обязательно предусмотрены следующие подразделения:

- отдел по информации и культуре

Имеются так же административные секции, группы по вопросам безопасности и дипломатическим связям.

Глава 3. Дипломатическая служба Англии на современном этапе

3.1 Функции дипломатической службы современной Англии

Дипломаты в Англии выполняют не только традиционные для него функции, такие как ведение межправительственных политических переговоров, но и ряд функций, относящихся к сфере культурных связей, международной информации, помощи иностранным государствам, политической разведки.

В большинстве других стран они переданы в ведение самостоятельных государственных ведомств. Структуры и формы дипломатической службы определяются в первую очередь основными целями и задачами внешней политики государства. Свое влияние так же оказывает влияние связей между партнерами, а так же общая степень подготовки дипломатического корпуса в тех или иных видах работ.

Весьма значительным и по сей день, остается прерогатива королевской власти во внешнеполитической области. В то же время роль парламента в дипломатических делах меньше, чем в большинстве западных государств. Британская дипломатическая доктрина рассматривает дипломатию в первую очередь как сферу межгосударственного политического взаимодействия. Исходя из этого, главным содержанием деятельности является политико-представительская работа. Хотя объем торгово-экономических, культурных и информационно пропагандистских и некоторых других видов деятельности дипломатической службы несколько возрос, они имеют вспомогательное значение.

Уменьшение значительной роли посольств и их руководства во внешнеполитической деятельности, что характерно для современной мировой дипломатии в целом, в Англии не вышло за критические пределы и не привело к качественным изменениям в структуре загранучреждений. Осуществляя организационные перестройки дипломатических учреждений, Форинг-Оффис в целом адекватно реагирует на коррективы, вносимые Британским правительством во внешнеполитическом курсе.

Дипломатия – это деятельность государственной власти страны по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите его интересов на международной арене.

Дипломатия является инструментом внешней политики, позволяющим защищать интересы страны и достигать определенных договоренностей. Дипломатия включает в себя различные приемы, методы и мероприятия, с учетом определенных условий и требований к их осуществлению. Под дипломатией может пониматься внешнеполитическая деятельность, способность человека к поиску компромисса и умение договариваться. Как самостоятельная отрасль, дипломатия оформилась в конце 16 века. Оксфордский словарь определяет дипломатию, как метод организации и ведения международных отношений. Она позволяет регулировать их и вести переговоры с помощью специально обученных и аккредитованных лиц. Сегодня это наука о ведении международных отношений. Дипломатия регулирует принципы осуществления переговоров между государствами. Она регламентирует участие дипломатов во внешнеполитическом курсе. Основная цель – защита интересов государства на международной арене.

Дипломатия в международной практике выполняет функции представительства, обеспечивает общение, переписку, ведение переговоров. Она способствует формированию определенного образа страны, поддерживает движение информации и сбор разведданных. На территории другого государства дипломатическая миссия защищает интересы своих граждан, проживающих за рубежом.

Методами и средствами дипломатии могут быть различные формы встреч, переписка, совместное участие в работе межправительственных и международных органов. Возможна публикация дипломатических документов, проведение в СМИ мероприятий по освещению позиции правительства по различным вопросам с целью ознакомления с ней представителей других стран.

Особенности английской дипломатии

Дипломатия Англии считается классической. Это своего рода эталон, на который ориентируются в мире. Она стала отправной точкой для развития дипломатии в 19-20 веках. У Великобритании было очень много колоний по всему миру, что тоже повлияло на становление особенностей их дипломатии уже в статусе независимых государств. Ученые отмечают, что становление английской дипломатии началось с 14 веке, когда страна установила дипломатические отношения, подписав Купеческую хартию.

Готовые работы на аналогичную тему

Основной отличительной особенностью английской дипломатии является тот факт, что она опирается на глубокое знание менталитета и традиций той страны, где имеет представительство. Кроме того, знания передаются из поколения в поколение, что позволяет проследить цепочку исторических, политических и социальных изменений в конкретной стране.

Внешняя политика Великобритании сегодня ориентируется на следующие элементы:

  • Привлекательность британской культуры.
  • Трансляция национальных ценностей.
  • Формирование трендов в развитии стран мира.

Великобритании удается успешно использовать имеющиеся инструменты для формирования благоприятной внешней среды, выбора аудитории и фокусированием на решении определенного спектра задач.

Глава 6.3.
БРИТАНСКАЯ И АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ
СЛУЖБЫ
К Л Ю Ч Е В Ы Е П О Н Я Т И Я
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ
СЛУЖБА — служба в структурах внешнеполитического ве- домства, организованная на основе пожизненного (долгов- ременного) найма, специальной профессиональной подготовки кадров и конкурентного прохождения службы.
ДЕМОКРАТИЗМ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
проявляется в ее открытости, доступности для всех социальных слоев общества, конкурсном отборе кадров, внепартийности, продвижении по службе на основе личных заслуг и достижений.
На организацию дипломатической службы любого государства влияют особенности исторического развития страны, активность и разветвленность ее международных связей, формы конституционного строя, устройство государственной власти и управления, на- личие собственной интеллектуальной базы для набора кадров и обучения персонала и некоторые другие. Из всего многообразия выработанных практикой подходов к формированию дипломатических служб можно выделить те модели, существенные компо- ненты которых в той или иной мере присутствуют в большинстве стран.
344

компактным, маневренным и недорогостоящим.
В США официальные подходы к роли дипломатии, к способам принятия внешнеполитических решений и их осуществлению, к формированию состава дипломатических и в целом внешнеполитических ведомств — принципиально иные, нежели в Великобритании. Дипломатия интерпретируется в расширенном смысле как явление, в целом тождественное внешней политике. С этой точки зрения профессиональная дипломатическая служба может быть и на деле является лишь одним из многих инструментов осуществления внешнеполитического курса. Не случайно, что влияние общественных групп и граждан на внешнеполитическую деятельность в США несравнимо выше, чем в Великобритании.
У Заграничной службы США, разумеется, есть своя определенная и важная ниша деятельности — традиционная дипломатическая работа по повседневному поддержанию политических контактов с другими государствами, сбор, обобщение и анализ полити- ческой и экономической информации, консульская работа и ряд других направлений. Но реорганизуя после Второй мировой войны свой внешнеполитический механизм, руководители США пошли не по пути укрепления традиционных дипломатических институтов, а по пути создания новых, дополняющих их, а часто и дублирующих их структур. В результате была создана достаточно громоздкая, трудно управляемая, затратная с финансовой точки зрения структура. По этой причине проблемы улучшения менеджмента, структурного и кадрового планирования, перманентной нехватки средств сейчас в центре внимания руководителей внешнеполитического ведомства Соединенных
Штатов.
Поэтому, на наш взгляд, контрпродуктивным было бы копирование американской или британской модели дипломатической службы в Российской Федерации. Могут быть учтены лишь отдельные элементы их опыта, доказавшие свою эффективность и жизнеспособность.
Контрольные вопросы
1.
Что вызвало удивление советской и американской делегаций в 1945 г. в
Потсдаме, когда туда для участия в конференции вернулась делегация Великобритании, уезжавшая на родину на время очередных парламентских выборов в этой стране?
2.
Почему в 1781—1789 гг. Госдепартамент США подчинялся не президенту, а конгрессу?
3.
Почему в США вплоть до 1924 г. не было профессиональной дипломатической службы?
4.
Какие признаки демократизма дипломатической службы Вы могли бы назвать?
5.
Какие особенности профессиональной подготовки дипслужащих
Великобритании и США Вы могли бы отметить?
6.
Какие элементы организации дипломатических служб США и
Великобритании можно было бы, на Ваш взгляд, использовать в российских условиях?
Литература
1.
Матвеев В.М. Дипломатическая служба США. М., 1987.
2.
Матвеев В.М. Британская дипломатическая служба. М., 1990.
3.
Панов А.Н. Японская дипломатическая служба. М., 1988.
4.
Попов В.И. Современная дипломатия: Теория и практика. Курс лекций. Часть 1.
Дипломатия — наука и искусство. М., 2000.
5.
Российская дипломатия в свете мирового и исторического опыта. Сборник научных трудов. Вып. второй / Под ред. В.М.Матвеева, М.И. Лебедевой. М., 1998.
358

Читайте также: