Историческая проза это кратко

Обновлено: 06.07.2024

Литературу 1970 – 1990-х годов невозможно представить себе без произведений на исторические темы. Жанры исторической прозы, тесно связанные с общественно-политической ситуацией того времени и вместе с тем продолжающие традицию мирового искусства, предстали в современную эпоху как богатое и сложное явление. Возрастание интереса к минувшему связано с актуализацией проблемы исторической памяти в общественном сознании. В драматической действительности второй половины XX в. в поисках путей в будущее человечество стремится обрести чувство “устойчивости,

Лихачев), постигая единство настоящего и прошлого. Особенностью осмысления исторических тем и сюжетов в новейшей прозе является интерес писателей к вечным нравственным вопросам, характерный для всей современной литературы. Проблемы жизни и смерти, совести и долга, любви и ненависти приобретают особую масштабность и значимость при проекции на события, от которых зависят судьбы целых народов.

Избрав путь нравственно-философского постижения минувшего, Д. Балашов, В. Шукшин, Ю. Давыдов, Ю. Трифонов, Б. Окуджава и другие писатели вступили с

Современные исторические романисты оказались ближе к традициям русской классики (А. Пушкину, Л. Толстому) и к опыту интеллектуального романа XX в. (Т. Манну, Л. Фейхтвангеру, Д. Мережковскому, М. Алданову), чем к своим непосредственным предшественникам по советской литературе.

В центре их внимания находится сложное положение личности в объективном историческом процессе. На первый взгляд может показаться странным, что в то время как историческая наука находилась в глубоком кризисе, историческая проза переживала несомненный расцвет. Губительные препоны, мешавшие в период “застоя” работе ученых, преодолевались в исторической прозе благодаря ее специфике. Новое поколение писателей, вошедшее в литературу в “оттепельные” 1950 – 1960-е, ощутило потребность восстановить “оболганную историю” (А.

Солженицын). Развитие исторической прозы 1970 – 1990-х годов шло по линии преодоления односторонности, эстетической узости, тенденциозности в отборе фактов, отказа от политизации и непременной героизации истории, от идеализации исторических личностей.

На характер осмысления минувшего в исторической прозе 1970-1990-х годов повлиял противоречивый облик эпохи, отмеченный, с одной стороны, пафосом внутреннего высвобождения, а с другой – моментами торможения и застоя, возобладавшими в социально-политической, экономической, идеологической сферах.

Потребность в правде и невозможность реализовать ее в подцензурной печати без умолчаний побуждали художников искать в истории ответы на злободневные вопросы. В условиях “застойного” времени историческая проза была для многих писателей еще и формой ухода от идеологизированной современности. Нередко история становилась своеобразным средством заострения социально-политических и нравственно-философских проблем текущей действительности.

В атмосфере нравственных и эстетических исканий 1970 – 1990-х годов сложились ведущие типы исторического повествования: собственно исторические романы, в которых исследуются переломные эпохи отечественной истории, “судьба человеческая, судьба народная” (произведения Д. Балашова, Н. Задорнова, В. Лебедева, А. Солженицына и др.); книги, ищущие ответа на современные вопросы в толще времени (произведения В. Шукшина, Ю. Трифонова, Ю. Давыдова и др.); параболические сочинения, обращенные к вечным вопросам, конкретизированным историей (произведения Б. Окуджавы, О. Чиладзе, Ч. Амирэджиби). Параболическое повествование удаляется от современного автору мира, иногда вообще от конкретного времени, конкретной обстановки, а затем, как бы двигаясь по кривой, снова возвращается к оставленному предмету и дает его философско-этическое осмысление и оценку. В параболической прозе мир отражается не таким, каков он есть в реальности, а таким, каким его понимает автор.

Книги Д. Балашова требуют серьезного чтения. Писатель адресует многолетний труд тем “добрым россиянам”, которые, как говорил Н. М. Карамзин, “достойны иметь отечество”. Автор цикла “Государи московские” предваряет свое грандиозное повествование эпиграфом из “Истории государства Российского”: “Иноземцы могут пропустить скучное для них в нашей древней истории, но добрые россияне не обязаны ли иметь более терпения, следуя правилу государственной нравственности, которая ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному?” Слова Н. М. Карамзина являются для Д. Балашова не только нравственной максимой, но и своего рода декларацией эстетических принципов – “конвенцией о жанре”, заключаемой с читателем, открывающим его произведения.

В соответствии с замыслом цикла – показать различные этапы формирования единого Русского государства – в центре писательского внимания борьба за власть в условиях татаро-монгольского порабощения, постоянной военной угрозы с Запада, в обстановке все обострявшихся мировоззренческих споров того времени, имевших по преимуществу религиозный характер. Именно эти ведущие политические, военные, идеологические конфликты определяют систему художественных коллизий и характеров в романах Д. Балашова. Определяют, но не исчерпывают.

Римская историческая проза

Античная историческая проза

Античная историческая проза была школой стиля для новоевропейской прозы. Она дала литературе Нового времени большое количество сюжетов и образов в готовой художественной обработке и закрепила в сознании поколений выработанные поздними античными историками представления о простоте и величии республик, о деятельности могущественных монархов, отирании императоров — представления, исторически во многом неверные, но сыгравшие огромную роль в формировании гуманизма эпохи Возрождения, философии и эстетики классицизма 17 века и Просвещения, литературы периода французской буржуазной революции.

Историческая проза на Востоке

Историческая проза в арабской литературе

Историческая проза в Западной и Центральной Европе

Историческая проза в эпоху Возрождения

Эпоха Возрождения обновила историческую прозу, приблизив ее к памятникам античности, заложила основы буржуазной историографии Нового времени. В центре внимания представителей исторической прозы 15-16 веков, кроме вопросов политических, социальных и морально-этических, находились также вопросы языка и стиля. Историческая проза выдвинула в эту эпоху ряд значительных писателей: Н.Макиавелли и Ф.Гвиччардини в Италии, хронисты Р.Холиншед и Г.Холл в Англии, П.де Б.Брантом и Агриппа д’Обинье во Франции; их исторические сочинения, как и произведения ряда средневековых историков, служили источниками сюжетов и мотивов для поэтов (Жофруа де Виллардуэн — для Т.Тассо; С аксон Грамматик, Холл и Холиншед — для У.Шекспира).

В конце 18 — начале 19 века историческая проза не только оказывала влияние на исторический роман (А.Дюма, В.Гюго), но, в свою очередь, использовала опыт писателей-романтиков, а также В.Скотта (Ф.Гизо и О.Тьерри во Франции, Т.Карлейль в Англии). Во второй половине 19 и 20 века историография окончательно отделяется от литературы; однако исторические сочинения П.Мериме, некоторые труды Ж.Мишле, Т.Маколея, И.Тэна, Ж.Э.Ренана, русских историков — С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, Е.В.Тарле стоят на высоком литературном уровне и могут рассматриваться как произведения художественной исторической прозы.

Историческая проза — условное обозначение для разнородных по структуре и композиции романов, повестей, рассказов, в которых повествуется об исторических событиях более или менее отдалённого времени, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности.

В европейской культуре общепринятым основоположником и первым классиком жанра был Вальтер Скотт, хотя он имел предшественников (например, Мария Эджуорт) . Жанр получил расцвет в эпоху романтизма и сохранял популярность в последующие периоды. К наиболее известным писателям этого жанра относятся также Виктор Гюго, Фенимор Купер, Алессандро Мандзони, Генрих Клейст, Александр Дюма-отец, Лион Фейхтвангер, в русской литературе — Александр Пушкин, Михаил Загоскин, Иван Лажечников, в советской — Юрий Тынянов, Алексей Николаевич Толстой, Сергей Сергеев-Ценский, Василий Ян, Валентин Пикуль, Дмитрий Балашов, Булат Окуджава, Юрий Давыдов, Чарльз Буковски и др.

Историческая проза — условное обозначение для разнородных по структуре и композиции романов, повестей, рассказов, в которых повествуется об исторических событиях более или менее отдалённого времени, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности.

Исторический роман построен на историческом сюжете, и воспроизводит в художественной форме какую-либо эпоху, определённый период истории. Историческая правда в нём сочетается с художественной, исторический факт — с художественным вымыслом, настоящие исторические лица — с лицами вымышленными, вымысел помещён в пределы изображаемой эпохи. Всё повествование в историческом романе ведётся на фоне исторических событий [1] .

В европейской культуре общепринятым основоположником и первым классиком жанра стал Вальтер Скотт, хотя он имел предшественников вроде ирландской писательницы Марии Эджуорт. Жанр получил расцвет в эпоху романтизма и сохранял популярность в последующие периоды. К наиболее известным писателям этого жанра относятся также Виктор Гюго, Фенимор Купер, Алессандро Мандзони, Генрих Клейст, Александр Дюма-отец, Лион Фейхтвангер, Хуан Тафур; в русской литературе — Александр Пушкин, Михаил Загоскин, Иван Лажечников, в советской — Юрий Тынянов, Алексей Николаевич Толстой, Сергей Сергеев-Ценский, Василий Ян, Валентин Пикуль, Дмитрий Балашов, Булат Окуджава, Юрий Давыдов, Николай Задорнов и др.

Читайте также: