Биография кривополенова мария дмитриевна кратко

Обновлено: 04.07.2024

Родина сказительницы Марьи Дмитриевны Кривополеновой – Река Пинега, приток Северной Двины. На Пинеге и в начале века двадцатого можно было увидеть деревянную Русь. Там во всем: в архитектуре, в одежде, в песнях, в домашнем быту – Русь, в лице граждан Великого Новгорода, освоила Север еще в четырнадцатом веке.

Неграмотная, но любознательная Кривополенова рассказывала о продвижении Руси на Север так, как будто сама в тех походах участвовала:

«Прежде на Двине, на Пинеге, на Мезени чудь жила: народ смугл и глазки не такие, как у нас. Мы – новгородцы, у нас волос тонкий, как лен белый или как сноп желтый.

Мы, русские, еще для похода на Пинегу и карбасов не смолили, и парусов не шили, а чудь знала, что русь идет, – раньше здесь леса были только черные, а тут появилась березка белая, как свечка, тоненькая.

Вот мы идем по Пинеге в карбасах. Мужи в кольчугах, луки тугие, стрелы переные, а чудь молча, без спору давно ушла. Отступила с оленями, с чумами, в тундру провалилась. Только девки чудские остались.

Вот подошли мы под берег, где теперь Карпова гора. Дожжинушка ударил, и тут мы спрятались под берег. А чудские девки – они любопытные. Им охота посмотреть: что за русь? Похожа ли русь на людей? Они залезли на рябины и высматривают нас. За дождем они не увидели, что мы под берегом спрятались. Дождь перестал, девки подумали, что русь мимо пробежала:

– Ах мы, дуры, прозевали!

Для увеселенья и запели свою песню. По сказкам-то, никому во вселенной чудских девок не перевизжать.

Выло утро, и был день. Наши карбасы самосильно причалили к берегу. Старики сказали:

– Вот наш берег: здесь сорока кашу варила.

Тут мы стали лес ронить и хоромы ставить.

В эту пору здесь у водяного царя с лешим царем война была. Водяной царь со дна реки камни хватал и в лешего царя метал. Леший царь елки и сосны из земли с корнем выхватывал и в водяного царя шибал. Мы водяному царю помогали. И за это водяные царевны не топят ребятишек у нашего берега.

Побиралась, на свадьбах невестины речи пела, на похоронах вопила. Тем и кормилась до семидесяти двух лет!

В 1915 году отправилась на Север О. Э. Озаровская, московская артистка и талантливая собирательница народных сказаний. Вскоре она писала в Москву:

Так попала пинежская сказительница в Москву белокаменную. Не многоэтажные дома, не автомобили поразили Кривополенову. Московской старине радовалась по-детски она. Побывала в Кремле, посмотрела гробницу Ивана Грозного, нашла даже за Москвой-рекой дом Малюты Скуратова. Все, о чем пела она всю жизнь в былинах, – все оказалось правдой!

Помню ее выступление в большой аудитории Московского Политехнического музея.

Слушателей набралось до трех тысяч: студенты, гимназисты, художники, ученые.

Мари́я Дми́триевна Кривополе́нова (31 [19] марта 1843, деревня Усть-Ежуга, Пинежского уезда, Архангельской губернии — 2 февраля 1924, д. Веегора, Пинежского уезда, Архангельской губернии — русская сказительница, песенница, сказочница.

Содержание

Биография

Мария Дмитриевна Кривополенова родилась в семье государственного (то есть не крепостного) крестьянина Дмитрия Никифоровича Кабалина.

Свой широкий репертуар былин и сказов Мария Дмитриевна почерпнула в детстве от своего деда, Никифора Никитича Кабалина.

В 1867 году Мария Дмитриевна выходит замуж за крестьянина Кривополенова и переезжает в его дом, в деревню Шотогорку Пинежского уезда.

Ольга Эрастовна Озаровская, привезшая в 1915 году Марию Дмитриевну в Москву, пишет о жизни Кривополеновой следующее:

Фёдор Абрамов писал о том, что Мария Дмитриевна просила милостыню по деревням даже в то время, когда уже была знаменитой на всю страну.

Известность



В 1915 году известная в то время фольклористка и артистка Ольга Эрастовна Озаровская выезжает в Архангельскую губернию для сбора нового материала для выступлений. и, по воспоминаниям её сына, Василько, которого она взяла с собой, останавливается в деревне Великий Двор у своей подруги Прасковьи Олькиной. Утром женщины отправились по делам, Василько же задержался в избе. На выходе он столкнулся с нищенкой, просящей милостыню. Пожалев её, он догнал мать и попросил у неё денег, чтобы подать старушке. Мать денег дала, старушка же, решив отблагодарить дарителей, спела им несколько былин, потрясших Озаровскую. Так начался путь к известности Марии Кривополеновой в России [2] .

В этом же году Ольга Эрастовна Озаровская вывозит Кривополенову в Москву на гастроли, организованные Северным кружком любителей изящных искусств, где та с огромным успехом выступает в Политехническом музее. Также, в период с 1915 по 1916 годы Мария Дмитриевна выступила в Петрограде, Твери, на Украине, Кавказе, провела в различных научных обществах, школах и вузах более 60 концертов, чем завоевала у публики огромную известность.

Вернувшаяся из поездки по Северу О. Э. Озаровская привезла с собою в Москву сказательницу былин, старушку М. Д. Кривополенову, 26-го сентября в переполненном публикой Большом зале Политехнического музея М. Д. Кривополенова пела старинные былины скоморошины, заученные ею с голоса еще от своего столетнего деда, и покорила москвичей. Перед успехом маленькой сухенькой старушки в расписных валенках и пестром платочке померк успех даже О. Э. Озаровской, удачно с подлинным юмором передавшей несколько былей и сказок, записанных со слов северных сказочников [3] .

Ксения Петровна Гемп, бывшая свидетельницей её выступлений, так описывала манеру декламации Кривополеновой: [4]

Однако в связи с последующими в 1917 году событиями интерес к Кривополеновой сошёл на нет, и она была вынуждена вернуться на родину, где продолжила собирать милостыню по окрестным деревням.

После своего триумфального выступления, несмотря на настойчивые уговоры остаться в Москве и продолжить свои выступления, Мария Дмитриевна отказывается от предложения и снова возвращается на родину, в Пинежский уезд, к привычной жизни.

Мария Дмитриевна Кривополенова скончалась 2 февраля 1924 года в деревне Веегоры Пинежского уезда. Похоронена в деревне Чакола. Борис Шергин, лично знакомый с Марией Дмитриевной, художественно описал её кончину: [1]

Мария Дмитриевна КривополеноваНа фотографии: Мария Дмитриевна Кривополенова

Великая русская сказительница, песельница, сказочница Мария Дмитриевна Кривополенова родилась 19 (31) марта 1843г. в семье государственного крестьянина Д.Н. Кабалина в деревне Усть-Ежуга Пинежского уезда Архангельской губернии. Дед Марии Никифор Никитич Кабалин пел былины, рассказывал сказы, и весь свой репертуар сумел передать внучке. Став двадцати четырех лет отроду женой крестьянина И.Т. Кривополенова, Мария Дмитриевна переехала в д.Шотогорку. Здесь и "открыл" ее в 1900 году известный русский фольклорист А.Д. Григорьев, отметивший, что "живет Марья с мужем бедно, очень бедно: они живут в низкой двухэтажной без крыши избе с одной маленькой комнатой в каждом этаже. Ездит на своей лошади собирать милостыню по деревням, но в своей деревне она не собирает". Фольклористка и артистка О.Э. Озаровская указывает на такие факты нелегкой семейной жизни Марии Дмитриевны: "Муж от венца молодицу в Вологодскую губернию на заработки увез, а через год бросил без копейки. Надо домой за 700 верст пешком попадать с младенцем у груди. Пришла и сердце захолонуло: в доме оконницы вынуты, сундуки взломаны - злодей раньше поспел, все пропил. Дыра, а не дом". По свидетельству Ф.А. Абрамова Махонька (так прозвали М.Д. Кривополенову за малый рост) просила по деревням милостыню до самого конца жизни, даже когда стала знаменитой на всю страну.

Записанные от М.Д. Кривополеновой старины, и в том числе уникальную песню "Вавило и скоморохи", А.Д. Григорьев опубликовал в книге "Архангельские былины и исторические песни" (1904г.).

В 1915г. О.Э. Озаровская привезла Марию Дмитриевну в Москву. С огромным успехом проходили выступления сказительницы в Политехническом музее, о чем 27 сентября 1915г. писала газета "Русское слово": "В переполненном публикой большом зале Политехнического музея М.Д. Кривополенова пела старинные былины и скоморошины, заученные ею с голоса еще от столетнего деда, и покорила москвичей". На сцену Мария Дмитриевна выходила в расписных валенках, в пестром платке, старины исполняла "истово, быстрым распевом духовных стихов, энергично, отрывисто, с резкими ударениями". С триумфом выступала пинежанка в Петрограде, Твери, на Украине, Кавказе. О.Э. Озаровская организовала в научных обществах, школах и вузах более 60 концертов. Покорила Кривополенова и архангельскую публику. В 1915-1916 годах имя Марии Дмитриевны было у всех на слуху. Ее высоко оценил Б.Пастернак, портреты сказительницы писали художники Е.Гольдингер и П.Корин, С.Коненков запечатлел образ Кривополеновой в скульптуре "Вещая старушка". Слава была всероссийская, любовь всенародная. Однако, вернувшись на родину, М.Д. Кривополенова вновь вынуждена была пойти с сумой по деревням.

"Вспомнили" об "именитой бабушке" уже после Октябрьской революции. В 1919г. в Москве издан сборник "Былины", куда вошла старина Кривополеновой о Вавиле и скоморохах, а в январе 1921г. Российский Совнарком назначил Марии Дмитриевне пенсию и академический паек как виднейшему деятелю русской культуры. И вновь приглашение в Москву - теперь уже от наркома просвещения А.В. Луначарского, добавившего к многочисленным "титулам" Кривополеновой лестный эпитет "государственная бабушка". 19 июня 1921г. по дороге в столицу сказительница выступила в Архангельске, где ей вручили пирог с изображением города.

Как и в первый раз, с полным триумфом прошел ее концерт в зале Московской консерватории, фольклористы записали много новых песен, сказок, отметив импровизационный характер их исполнения. До поздней ночи гостила "государственная бабушка" у А.В. Луначарского, которому связала в подарок трехцветные пинежские рукавички.

Несмотря на настойчивые предложения остаться в Москве, М.Д. Кривополенова вернулась домой на Пинегу, где и умерла 2 февраля 1924г. в д.Веегоры. Похоронена в д.Чакола.

В 1982г. на могиле Махоньки побывал ее земляк писатель Ф.А. Абрамов, который по воспоминаниям художника Д.М. Клопова, сказал: "Заслуживаешь ты почитания, покоряла людей трудом и умом. Напишу о тебе, пока еще есть силы. Вечно живут в нас твои рассказы, легенды передаются из уст в уста". А для предполагавшейся "Чистой книги" Федор Абрамов сделал такую запись: "Как и все люди, Махонька ходила по земным дорогам и лесным тропкам, по лугам. Но она еще ходила по векам. ".

Былины, скоморошины, сказки / ред. вступ. ст. и прим. А. А. Морозова.- Архангельск : ОГИЗ, 1950;
Шотогорка. Кривополенова : [Старины] // Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым … : в 3 т.- М., 1904.- Т. 1, ч. 2.- С. 336-391;
Озаровская О. Э. Бабушкины старины / О. Э. Озаровская.- 2-е изд., изм. и доп.- М.: Госиздат, 1922;
Вавило и скоморохи // Русская народная поэзия. Эпическая поэзия. Л., 1984.- С. 353-358;
Озаровская О. Э. Бабушкины старины / Пятиречие / О. Э. Озаровская, сост. Л. Ф. Федорова.- Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1989.- С. 245-322;
Озаровская О. Э. Бабушкины старины / О. Э. Озаровская // Пятиречие / О. Э. Озаровская.- СПб., 2000.- С. 29-127;
Пинежские сказители : [cборник / сост.: Л. А. Житов, Н. Л. Ряхина].- Архангельск : Правда Севера, 2008.- С. 19-56.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мария Дмитриевна Кривополе́нова- великая русская сказительница, песельница, с.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мария Дмитриевна Кривополе́нова- великая русская сказительница, песельница, с.

Став двадцати четырех лет отроду женой крестьянина И. Т. Кривопо-ленова, Мари.

Широкая известность пришла к Марье Дмитриевне после встре-чи ее в 1915 году.

Озаровской приглянулась мале-нькая, сухонькая, со сморщен-ным лицом старушка.

Озаровской приглянулась мале-нькая, сухонькая, со сморщен-ным лицом старушка в домот-каном сарафане, тихонько напе-вавшая редкую былину. Разго-ворились, Марья Дмитриевна, почувствовав к себе интерес, разошлась: она с удовольст-вием исполняла старины, ско-морошины, различные погудки. Ольга Эрастовна, много лет посвятившая изучению устного народного творчества, поняла, что встретилась с истинно талантливой сказительницей. Фольклористка предложила ба-бушке поехать вместе с ней в Москву. Несмотря на свои 72 года, та охотно согласилась. О.Э. Озаровская М.Д. Кривополенова

В 1915 г. О. Э. Озаровская при-везла Марию Дмитриевну в Моск-ву. С огромным у.

Весной 1916 года Марья Дмит-риевна совершала с Озаровской большую поездку по.

. Заполыхала гражданская война на Севере. Докатилась она и до Пинеги. Криво.

В Москве Кривополенова, тро-нутая вниманием и заботой столичных зрителей, рас.

. – Глядите-ко, – обратилась она к окружавшим ее посетителям. – Жили-были пре.

«Нельзя мне в городе жить, душа моя замрет без домашнего воздуха отецкого да.

 Несмотря на настойчивые пред-ложения остаться в Москве, М. Д. Кривополенова.

Несмотря на настойчивые пред-ложения остаться в Москве, М. Д. Кривополенова вернулась до-мой на Пинегу, где и умерла 2 февраля 1924 г. в д. Веегоры. Похоронена в д. Чакола. В 1982 г. на могиле Махоньки побывал ее земляк писатель Ф. А. Абра-мов, который по воспоминаниям художника Д. М. Клопова, сказал: "Заслуживаешь ты почитания, покоряла людей трудом и умом. Напишу о тебе, пока еще есть силы. Вечно живут в нас твои рассказы, легенды передаются из уст в уста". "Однажды отправилась она в дальнюю деревню. Возвращалась оттуда ночью. Снежные вихри сбивали с ног. Кто-то привел старуху на постоялый двор. Изба битком набита заезжим народом. Сказительницу узнали. Опрос-тали местечко на лавке. Сидя на лавке, прямая, спокойная, Криво-поленова сказала: - Дайте свечку. Сейчас запоет петух, и я отойду. Сжимая в руках горящую свечку, Марья Дмитри-евна сказала: - Прости меня, вся земля русская. В сенях громко прокричал петух. Сказительница былин закрыла глаза навеки. Русский Север - это был по-следний дом, последнее жилище былины. С уходом Кривополено-вой совершился закат былины и на Севере. И закат этот был великолепен.« Б.В.Шергин,писатель-сказитель.

Портреты сказительницы писали художники Е. Гольдингер и П. Корин. П. Я. Павли.

Портреты сказительницы писали художники Е. Гольдингер и П. Корин. П. Я. Павлинов выполнил прекрасную гравюру на дереве, изображающую Марью Дмитриев-ну в ее привычном деревенском наряде. Художница Е. В. Гольди-нгер написала маслом три портрета сказительницы. С. Коненков запечатлел образ Кри-вополеновой в скульптуре "Ве-щая старушка". Портрет – ри-сунок, сделанный Гольдингер и скульптура – голова Марьи Дмитриевны, выполненная Коне-нковым, находятся в государ-ственной Третьяковской галерее в Москве. Сказительница М. Д. Кривополенова. Гравюра П. Я. Павлинова

О М. Д. Кривополеновой писали Б. В. Шергин, И. Я. Бражнин, В. В. Личутин, К.

Литература.: Григорьев А. Д. Марья Дмитриевна Кривополенова // Архангельские.

Читайте также: