Новая конфессиональная карта европы кратко

Обновлено: 04.07.2024

В этих странах активизировалась инквизиция, осудившая тысячи протестантов на мучительную смерть на кострах как еретиков. Католическая церковь поощряла доносы на протестантов; имущество осужденных передавалось доносчикам.

В отличие от средневековых монахов, иезуиты жили в миру и старались не отличаться по виду от светских лиц. Они участвовали в политической и общественной жизни, чтобы оказывать на них влияние в интересах католической церкви: входили в доверие к государям, министрам, придворным фаворитам, побуждая их проводить политику, одобренную папским престолом.

Наиболее дальновидные представители католической церкви были готовы принять часть критики в адрес папства и духовенства. Они не поддерживали принципа папской теократии, предлагали отказаться от утверждения о непогрешимости папы и настаивали на том, что он должен подчиняться коллективным решениям соборов. Однако консервативная часть католического духовенства сопротивлялась всяким попыткам реформ.

Разногласия должен был разрешить Тридентский собор, заседавший с перерывали с 1545 по 1563 г. В ожесточенных спорах о реформах победили консерваторы: они настояли на верховенстве папы над собором, добились жесткого соблюдения духовенством всех церковных ритуалов и папских предписаний, укрепили инквизицию. Противоречия в католической церкви были преодолены, но это был триумф ее реакционной части.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Контрреформация и конфессионализация

Контрреформация и конфессионализация Религиозная жизнь Германии середины XVI — начала XVII вв. характеризуется динамичными изменениями конфессиональных границ, распространением новой (кальвинизма) и дальнейшим оформлением уже существовавших конфессий, политическими

§ 5. Реформация и контрреформация в Европе в середине XVI века

§ 5. Реформация и контрреформация в Европе в середине XVI века Кальвин и его учение о предопределенииВ середине 30-х гг. XVI в. в Реформации возникло новое направление – кальвинизм. Его основатель Жан Кальви?н (1509–1564) родился и провёл юность во Франции, получил прекрасное

4. Католическая контрреформация

4. Католическая контрреформация На первых порах ни католики, ни православные в Великом княжестве Литовском не оказались способными противостоять протестантскому движению на достаточно высоком интеллектуальном уровне.Римская церковь, озабоченная распространением

2. ФЕОДАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ В ЕВРОПЕ

2. ФЕОДАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ В ЕВРОПЕ Несмотря на то что феодализму в Европе феодальная реакция еще представляла собой большую силу и феодальный строй не изжил себя. После первых поражений, понесенных от буржуазной реформации и крестьянскоплебейских

К главе 26 Реформация в Швейцарии. Феодальная реакция и контрреформация в Европе

Реформация и контрреформация

Реформация и контрреформация /131/ В позднее средневековье теология католической церкви достигла апогея своего развития. Схоластика покоилась на традиционном учении церкви, переосмысленном в логическом и диалектическом ключе; представители поздней схоластики через

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ Центрами Контрреформации в 40-е годы XVI в. стали Италия и Испания. Католицизм восстановил свои позиции в южных странах Европы, в Южной Германии, в Южных Нидерландах, на Севере же утвердилась новая вера. Если в Германии Реформация объединила широкие

Контрреформация и конфессионализация

Контрреформация и конфессионализация Религиозная жизнь Германии середины XVI — начала XVII вв. характеризуется динамичными изменениями конфессиональных границ, распространением новой (кальвинизма) и дальнейшим оформлением уже существовавших конфессий, политическими

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ

Контрреформация

Контрреформация Существенным обстоятельством стала религиозная контрреформация, состоявшая в реакционном, болезненном и зачастую пагубном возврате к тому, в чем видели основные религиозные ценности католичества. Этот процесс можно возвести к неудаче Регенсбургского

10. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ

10. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ Контрреформация – это церковно—политиче—ское движение в Европе середины XVI – начала XVII вв. во главе с папством, направленное против Реформации. Это также комплекс мер, предпринятых в ходе реформ Римско—католической церкви в XVI–XVII вв.

Контрреформация

Контрреформация Линь Шу явно не понимал, кто был главным врагом населения Китая. Бестолковое управление, жадная и тупая бюрократия, дикое расходы на содержание двора и покупку для Цы Си очередных часов и люстр – всего этого было достаточно, чтобы народ обнищал. Толковые

Реформация и Контрреформация в Европе

Реформация и Контрреформация в Европе Реформация в XVI в. – важнейший переломный этап в истории западноевропейской христианской церкви, духовный переворот, в результате которого был подвергнут пересмотру ряд догматических положений, возникли новые конфессиональные

§ 5. Реформация и контрреформация в Европе в середине XVI века

§ 5. Реформация и контрреформация в Европе в середине XVI века Кальвин и его учение о предопределенииВ середине 30-х гг. XVI в. в Реформации возникло новое направление – кальвинизм. Его основатель Жан Кальвин (1509–1564) родился и провел юность во Франции, получил прекрасное


• Судя по этому источнику, какими средствами основатель ордена иезуитов призывал осуществлять Контрреформацию?

• Судя поэтому источнику, какими должны были быть главные методы Контрреформации? • Сравни два вывода и сформулируй проблемный вопрос (авторский вариант - с. 303).

ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

• Объясни значение понятий: религия и Церковь, католицизм и православие, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, англиканство, Священная Римская империя.

• Что такое Реформация: когда, где и кем она осуществлялась? (§ 4) Кто такой Карл V Габсбург, каковы были его политические мечты? (Введение)

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1. Контрреформация - ответ католиков


Густав I Ваза - король Швеции

Протестантская вера проникла и в Скандинавию. Здесь как раз накануне Реформации шведские крестьяне, горожане и рыцари восстали против власти датских королей. Вождём был избран человек по имени Густав Ваза, происходивший из знатного шведского рода. После освобождения в 1523 году столицы Швеции Стокгольма собрание шведских сословий избрало его королём (1523-1560). В обоих разделившихся государствах - Датско-Норвежском и Шведском - короли, желая усилить свою власть, решили воспользоваться начавшейся Реформацией. Среди учеников Лютера в Виттенбергском университете были и датчане, и шведы. Когда они вернулись в родные страны, при содействии королей быстро перевели Библию на шведский и датский языки. В 1527 году в Швеции, а в 1536 году - в Дании лютеранство объявили государственной религией, хотя окончательно оно утвердилось только к концу XVI века.


Игнатий Яойола

Иньиго (Игнатий) был тринадцатым ребёнком в семье испанского рыцаря. Родители сочли ненужным обременять себя лишней обузой, и мальчик был отдан на воспитание своему крёстному, королевскому казначею. По прошествии нескольких лет Иньиго оказался пажом в свите короля. За годы, проведённые при дворе, молодой человек стал страстным поклонником женщин, вина, военной славы; причём чтобы заслужить эту славу, он был готов жертвовать всем. В одном из сражений, происходивших в горах, упавший обломок скалы раздробил Игнатию левую ногу, а в правую он был ранен шальным выстрелом. Во время лечения лежащего в бреду Игнатия посетили видения: ему якобы явился апостол Пётр и пообещал вылечить храброго воина. Придя в себя, но не имея сил подняться, Игнатий потребовал от родных, чтобы ему принесли рыцарские романы. Однако вместо его любимого чтения мать дала сыну рассказы о земной жизни святых. Оставаясь прикованным к постели, Лойола зачитывался этими книгами. Вскоре он решил оставить военное ремесло и совершать подвиги во имя Господа и Пресвятой Девы Марии.


Лойола на приёме у папы

Для борьбы с Реформацией Католическая церковь стремилась усилить контроль над верующими и преобразовать собственные порядки.


Тридентский собор Католической церкви


Монахи сжигают книги

2. Распад империи Карла V Габсбурга

• Попробуйте придумать разговор, который мог состояться в первых числах января 1556 года между императором Карлом V, объясняющим, почему он отрекается от престола, и императорским советником, который уговаривает его не делать этого. • Сделайте вывод по проблеме.

Реформационное движение разрушило замыслы Карла V Габсбурга о создании единой католической империи. Он объявил войну протестантским учениям. Однако немецкие княжества Бранденбург, Брауншвейг, Гольштейн, Саксония, Пфальц, Вюртемберг и другие земли уже объявили о своей верности лютеранству. Борьба императора с ними привела к тому, что всю Германию охватили религиозные войны между католическими и протестантскими князьями.

После крушения своих планов Карл V постепенно отошёл от государственной деятельности. Его начали терзать болезни: придворные часто видели, как император впадает в уныние. 16 января 1556 года Карл V отказался от всех своих владений. Испанскую корону, а вместе с ней земли в Италии, Нидерландах и в колониях он завещал своему сыну Филиппу II (1556-1598), который стал родоначальником династии испанских Габсбургов. Австрийскую же державу (а значит, и право претендовать на императорскую корону Священной Римской империи) Карл передал своему брату Фердинанду I (1556-1564), который до этого управлял Австрией от имени Карла V. Фердинанд стал родоначальником династии австрийских Габсбургов.


Фамильный склеп Карла V


Император Карл V


Филипп II Габсбург

Религиозный раскол Германии привёл к распаду империи Карла V.


Испанские солдаты по приказу Филиппа II сгоняют протестантов на городскую площадь и предают смертной казни

3. Раскол Европы на католиков и протестантов

• С помощью конкретных фактов докажи, что христианская Европа в XVI веке делилась на три части.

• Попробуй оценить действия Филиппа II и Григория XIII с двух разных позиций: испанского инквизитора-иезуита и нидерландского купца-кальвиниста.

• Сделай вывод по проблеме.

Опорой Контрреформации стал испанский Габсбург Филипп II. Тщедушный и с рождения слабый здоровьем, он унаследовал от отца веру в то, что на его долю выпала особая миссия - сохранить величие Испании и не дать протестантизму распространиться по Европе. Он всячески поддерживал орден иезуитов и инквизицию, которая в Испании действовала особенно жестоко.


• 1. Опиши религиозный раскол Европы: назови территории, жители которых исповедовали католицизм, протестантские учения, православие.

• 2. Сравни с картой на с. 30. Сделай вывод о том, как изменились территории крупных европейских государств.

Последователей Лютера и Кальвина выслеживали и пытали, сжигали на кострах. Под страхом смерти жителям было запрещено давать приют протестантам.

За пределами своей державы Филипп II всячески поддерживал католических епископов и иезуитов деньгами из испанской казны. Католические государи во главе с Папой Римским и Габсбургами мечтали об уничтожении протестантов и восстановлении единства Западной церкви. Протестанты надеялись отстоять сделанный их предками выбор веры и по возможности расширить своё влияние в Европе. Всё это приводило к религиозным войнам.


Варфоломеевская ночь 1572 г.

24 августа 1572 года, в день святого Варфоломея, в Париже находилось множество дворян-протестантов. Они приехали на свадьбу Генриха Бурбона и молодой сестры короля Маргариты Валуа. Это торжественное событие рассматривалось как примирение двух враждующих сторон. На улицах города царили суматоха и веселье. Дамы и кавалеры все предыдущие дни были заняты тем, что примеряли изысканные наряды. А между тем католики из окружения короля втайне готовили расправу над гугенотами. Днём никто не обратил внимания на затерявшихся в праздничной толпе людей, которые пристально следили за тем, в каком доме останавливаются на ночлег гугеноты. Двери всех этих домов были помечены крестами. Как только утихло свадебное веселье и умолкли пьяные голоса гуляк, на улицах Парижа стали собираться посвящённые в заговор католики. Под покровом ночи они врывались в дома, убивая мирно спящих людей. Головорезы не останавливались ни перед чем: смерть ждала каждого, будь то малолетний ребёнок или старик. Резня длилась три дня и постепенно вышла за пределы Парижа.

Во Франции фронт этих войн прошёл прямо внутри государства. Юг страны, долгое время развивавшийся самостоятельно, продолжал бороться с центральной королевской властью. Именно в этих районах Франции было наибольшее количество кальвинистов-гугенотов. С момента их наступления на владения Католической церкви для Франции начались тяжёлые времена. Все противоречия, раздиравшие государство, сплелись в один большой клубок - здесь были и огромные налоги, и произвол королевских чиновников, и стремление феодалов к самостоятельности, и т.д. Эти проблемы, облечённые в религиозные лозунги, положили начало гугенотским войнам во Франции. В это же время достигает пика вражда между двумя ветвями династии Капетингов - Валуа и Бурбонами. Причём Валуа придерживались католического вероисповедания, а Бурбоны оказались в лагере гугенотов.


Церковь Джезу (Рим), ставшая образцом для иезуитских храмов эпохи Контрреформации

За 30 лет противостояния гугенотов и католиков во Франции десять раз происходили войны. Самым жутким событием этой эпохи стала Варфоломеевская ночь — избиение гугенотов в Париже и других городах в 1572 году. Число погибших в те дни составляло около 30 тысяч человек. Но и после этого гугенотские войны не прекратились. Они унесли жизни многих людей, среди которых были и особы королевской крови.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВЫВОДА И СРАВНЕНИЕ ЕГО С АВТОРСКИМ

В ходе Контрреформации XVI века Западная Европа раскололась на католическую и протестантскую части, причём религиозный раскол произошёл даже внутри некоторых стран - Германии и франции.

Ключевые слова: И. Лойола, иезуиты, религиозные войны, 1545 г.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ

• С помощью конкретных фактов докажи, что в XVI веке Западная Европа раскололась на два враждующих лагеря.

• Как вы думаете, должен ли был король Франции, католик, в 1572 году испытывать угрызения совести за события Варфоломеевской ночи? Объясните свой ответ.

Реформация потрясла западно-христианский мир, привнесла в него серьезный раскол. В принципе мозаика европейских государств, характерная для XIX-XX веков, сложилась именно в эпоху Реформации и последующих за ней кровопролитных войн.

Одержав победу в Восточной и Северной Европе, протестанты проиграли католической партии во Франции и не смогли сложиться в самостоятельную силу в других романских странах – Италии, Испании, Португалии.

Постепенно контуры протестантизма и католицизма почти точно совпали с этнической картой Европы (за исключением германских земель Австрии и Баварии и славянских Польши и Хорватии, оставшихся в зоне влияния католичества). Католические страны Европы преимущественно были латинскими, протестантские – германскими.

Германская зона распространения протестантизма также разделилась на две составляющие: с преобладанием лютеранства или кальвинизма. Восток и Север Европы (Пруссия, Швеция, Норвегия, Дания и т.д.) были преимущественно лютеранскими (военно-государственный тип). Швейцария и Голландия – кальвинистскими (буржуазно-демократический тип). При этом кальвинизм оказал серьезное влияние на английских пуритан, которые при Кромвеле на определенное время захватили власть в Англии, но и после реставрации Стюартов продолжали оказывать на социально-политическую жизнь этой страны огромное влияние *.

В Америку (преимущественно в Северную) после ее открытия тут же хлынул поток протестантов – в большинстве своем крайне кальвинистского толка. Согласно некоторым теориям этих сект, Америка представляла собой "землю обетованную". В целом, политическая система США – особенно после победы Севера в гражданской войне – была наиболее совершенным воплощением политических аспектов пуританства (радикального кальвинизма). Таким образом, США изначально примыкали преимущественно (несмотря на значительный объем католического элемента – в большей степени, ирландского происхождения) к кальвинистскому полюсу в европейской религиозно-политической географии.

Романский мир (Франция, Испания, Италия), а также германские Австрия и Бавария (и балтийские Польша и Литва) остались верны католической религиозно-политической модели. Но Реформация заставила и эту часть Европы активно пересмотреть некоторые свои устои. Так зародилось движение Контрреформации, представляющее собой активизацию католического мира для противодействия протестантизму. Это движение предполагало не только отстаивание старо-европейского порядка, но и его модернизацию. Так Рим под давлением Реформации отказался от индульгенций, обратил большее внимание на нравственное состояние клира. Вместе с тем католичество осознало необходимость более эффективного взаимодействия с народными массами, новыми социальными силами. Для этих целей был организован "Орден Иезуитов", ставивший целью привитие (подчас косвенное и многосложное) католических начал социальным, политическим явлениям, не несущим в себе изначально ничего католического. Так, иезуиты стали практиковать инфильтрацию в различные научные общества и властные круги, активизировали проповедническую деятельность в народных массах и городских низах. Противодействие протестантизму, играющему на назревших социальных проблемах, требовало от Рима большей гибкости, внешнего "демократизма", уступок модернизации, но вместе с тем и новую консолидацию католических сил в защиту старо-европейского порядка – папского престола и европейских монархий.

В рамках южно-американского континента и в новоприобретенных колониях в Тихом океане роль католической церкви была очень велика – повсюду католические миссионеры сталкивались не только с оппозицией местных нехристианских культов, но и с протестантами-англосаксами.

В определенном смысле, можно сказать, что после Реформации католический мир остался наиболее традиционной силой в европейской политике, а католическая церковь – последним оплотом сакральности (хотя и существенно редуцированной в самих своих основаниях в сравнении с православием).

Суммируем основы понимания Политического в западном христианстве (отдельно для католичества и протестантизма)

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Религиозная карта Европы

Продолжаем серию познавательной картографии.


На этот раз представляем религиозную карту Европы, на которой показаны четыре основные группы конфессий: православные, католики, протестанты и мусульмане:

Источником карты является Википедия, где есть очень познавательная статья "Религия в Европе", которая, к сожалению, пока не переведена на русский язык (на нём есть только статьи о религии в конкретных странах.
Приведём некоторые цифры о соотношении численности конфессиональных групп в Европе из вышеуказанной англоязычной статьи:
Католицизм (35%)
Православие (26.7%)
Протестантизм (13.7%)
Ислам (5.2%)
Буддизм (0.4%)
Индуизм (0.2%)
Другие религии (0.8%)
Не принадлежат ни к одной конфессии (18%)

В той же статье есть и другие очень интересные статистические данные, полученные в ходе недавних исследований.
Например, о том, сколько людей верят в Бога в той или иной стране.
Вариантов ответа было три: 1) верю в Бога; 2) верю в иную сверхъестественную силу, высший разум и т.п.; 3) не верю ни в Бога, ни в иные потусторонние силы.

В целом по Евросоюзу в Бога верят 51% опрошенных и ещё 26% в иные сверхъестественные силы.
Меньше половины опрошенных верят в Бога в Литве (47%), Венгрии (45), Австрии (44), Германии (44), Латвии (38), Великобритании (37), Бельгии (37), Болгарии (36), Финляндии (33), Словении (32), Дании (28), Нидерландах (28), Франции (27), Эстонии (18), Швеции (18), Чехии (16).
Почти все из этих стран являются протестантскими или бывшими протестантскими. В других конфессиях в Бога верят гораздо больше людей (в порядке убывания процента верующих): Турция (94%), Румыния (92), Кипр (88), Греция (79), Польша (79), Италия (74), Ирландия (70), Португалия (70), Словакия (63), Испания (59).

Также интересно сравнить по странам процент людей, которые не считают религию важной частью своей жизни: Эстония (84), Швеция (83), Азербайджан (74), Чехия (74), Франция (73), Великобритания (71), Россия (63), Латвия (62), Украина (54), Испания (59), Германия (57), Ирландия (42), Греция (30), Армения (29), Грузия (23), Польша (22), Румыния (18), Турция (9).

Наверное, непросто с такой разницей в базовых ценностях строить Единую Европу.

Читайте также: