Улица талалихина домодедово история кратко

Обновлено: 07.07.2024

Отважный лётчик Виктор Талалихин за свой подвиг был удостоен звания Героя Советского Союза, став одним из известнейших людей, сражавшихся за нашу Родину. Кем был этот человек, ставший в один ряд с 28 панфиловцами, Зоей Космодемьянской и Александром Матросовым? Подробнее о подвиге великого человека — в нашей статье.

Виктор Васильевич Талалихин родился в селе Тепловка Саратовской губернии в крестьянской семье. Окончив семь классов, после школы юноша отправился учиться в фабрично-заводское училище, а затем работал на мясокомбинате.

Увлечение полётами было присуще всей семье Талалихина — его родные братья уже служили в авиации, когда Виктор только начал делать первые шаги к своему увлечению. Сначала были занятия в аэроклубе. Его преподаватель ценил юношу, хотя и отмечал, что молодость и горячность берёт над молодым человеком верх, а для улучшения полётных качеств пилота необходима холодность и рассудочность.

В 1938 году Талалихин окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков в звании младшего лейтенанта. В 1939 году началась советско-финляндская война, в которой Талалихин проявил себя прекрасным лётчиком. Так, в эскадрилье капитана Королёва на долю Виктора выпало 47 вылетов.

Контурные карты Новейшая история XX-начало XXI века. 9 класс

Великая Отечественная война

Ночной таран и героический подвиг


Вот как описывал свой первый (да и первый в СССР) ночной таран сам Талалихин:

История России. 10 класс. Учебник.

Учебник, подготовленный в соответствии с ИКС, охватывает период отечественной истории с 1914 г до начала XXI века. Содержание учебника направлено на развитие познавательных интересов учащихся. В основе методики учебника системно-деятельностный подход, способствующий формированию умений самостоятельно работать с информацией и использовать ее в практической деятельности.

Гибель героя. Память о Талалихине

После прославленного подвига Талалихин совершил ещё ни одно боевое действие. Не только отличаясь храбростью и решимостью в бою, он с успехом выполнял и свои обязанности командира эскадрильи. Виктор Васильевич требовательно относился к своим подопечным, следил за дисциплиной и преследовал малейшую дезорганизацию.

Похоронили героя на Новодьевичьем кладбище в Москве. Его имя носят улицы не только в России (в Москве, Борисоглебске, Краснодаре, Новгороде, Оренбурге, Омске и многих других), но и в Украине (в Виннице, Днепре, Мариуполе, Запорожье) и в Белоруссии (в Гомеле). Помимо названия школ и других учреждений имя Талалихина носят один из кораблей Морского Флота России и даже город Домодедовского района недалеко от места падения самолёта. Памятники в честь подвига Талалихина установлены в Подольске, Москве и Саратове.

Виктор Талалихин

Виктор Васильевич Талалихин. Родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии - погиб 27 октября 1941 года в Подольском районе Московской области. Советский военный лётчик, заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка ПВО 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО. Младший лейтенант. Герой Советского Союза (8 августа 1941). Одним из первых в СССР совершил ночной воздушный таран немецкого самолёта-бомбардировщика.

Виктор Талалихин родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии в рабочей семье.

В 1933 году начал работать на Московском мясокомбинате.

В 1934-1937 годах учился в профессиональном техническом училище при комбинате.

В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков в городе Борисоглебск Воронежской области и получил звание младшего лейтенанта.

летчик Виктор Талалихин

Накануне Великой Отечественной войны служил в городе Клин Московской области.

В Великую Отечественную войну был заместителем командира авиаэскадрильи 177-го истребительного авиаполка.

В ночь на 7 августа 1941 года на И-16 тип 29 одним из первых военных лётчиков РККА произвёл таран в ночном воздушном бою над Москвой в Великой Отечественной войне, сбив в небе Москвы бомбардировщик He-111 лейтенанта И. Ташнера из состава 7-й эскадрильи 26-й бомбардировочной эскадры. Самолёт Талалихина упал в лес вблизи деревни Степыгино (городской округ Домодедово), а сам раненый лётчик на парашюте спустился в речку Северку. В бою также выжил пилот He-111 Р. Шик.

В последующих боях Виктор Талалихин сбил ещё пять немецких самолётов.

Виктор Талалихин и Любовь Орлова на съёмках Боевого киносборника

Виктор Талалихин и Любовь Орлова на съёмках Боевого киносборника

8 августа 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и героизм ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденами Ленина № 6771, Красного Знамени, Красной Звезды № 12704.

Виктор Талалихин погиб в воздушном бою около Подольска 27 октября 1941 года.

Похоронен в колумбарии Донского кладбища, в 1959 году при организации мемориала Герои Московской Битвы прах был перенесен и захоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В 1948 году зачислен навечно в 1-ю эскадрилью 177-го истребительного авиаполка.

В 2014 году поисковики нашли в лесу под Москвой самолёт И-16, на котором Виктор Талалихин 74 года назад таранил немецкий бомбардировщик. Части самолёта доставлены в Домодедовский историко-художественный музей.

В честь Виктора Талалихина названы улицы во многих городах России, учебные заведения, школы. Ему установлено ряд памятников в Москве, Саратове, Подольске Московской области, селе Тепловка Вольского района Саратовской области рядом со зданием бывшей сельской школы, где учился Талалихин.

Личная жизнь Виктора Талалихина:

У Талалихина была невеста - Александра Константиновна Ильина (по мужу - Нарбут). С ней он познакомился в школьном кружке парашютистов, которым руководил. Их роман начался в 1940 году. Александра Константиновна вспоминала: "Ухаживал Виктор трепетно, дарил цветы - любил почему-то георгины и розы. Мы ходили с ним купаться на речку, Виктор хорошо плавал, а я плохо. Он любил футбол, вместе мы ходили в кино, на танцы, много гуляли".

Виктор хотел жениться на Шурочке (как он ее называл), она тогда училась в 9-м классе. Они пошли подавать заявление о браке в загс города Клин. Но там сказали, что она по возрасту не подходит - ей еще не было 18 лет. "Можно было слукавить и сказать, что я беременна, - но я врать не захотела. Да и родители мои говорили жениху: мол, дочке нужно учиться, она еще 10 классов не окончила. Мы с Виктором продолжали встречаться. Когда мы с ним приезжали к его родителям в Москву, они уступали нам свою комнату. Они воспринимали нас как мужа и жену", - рассказывала Александра Константиновна.

Во время войны она приезжала к Виктору на территорию части, им давали комнату для свиданий.

Последний раз Шура приезжала к Виктору в поселок Кузнечики, в его авиаполк (сейчас это окраина Подольска), в сентябре 1941 года. Договорились, что в декабре пойдут в загс и наконец-то распишутся, но он погиб.

В сентябре 1941-го у Шурочки и Виктора было последнее свидание, затем девушка вместе с авиационным заводом имени Чкалова, где она работала, эвакуировалась в Ташкент. Там она узнала, что беременна от Талалихина. Но на шестом месяце беременности у нее начались ранние роды. Появился на свет мальчик. Малыш прожил всего три дня и умер.

После эвакуации Александра Константиновна вернулась из Ташкента в Клин, где познакомилась с Игорем Нарбутом, он работал инженером по вооружению самолетов. Они поженились в 1943 году. После войны Шура приходила к маме Виктора Талалихина. Александра Константиновна ушла из жизни в ноябре 2016 в 93 года.

18 сентября 1918 года, ровно 100 лет назад, родился будущий легендарный советский летчик и герой войны Виктор Васильевич Талалихин. Далеко не каждый человек удостаивается чести остаться в людской памяти и спустя целый век после своего рождения. Виктор Талалихин относится именно к таким людям, хотя и прожил он всего 23 года. Что это за возраст по сегодняшним меркам? Его ровесники только-только университеты заканчивают, а Виктор Талалихин в свои 23, трагически уйдя из жизни, получил всесоюзную известность. Ведь именно он одним из первых в советской авиации провел ночной воздушный таран, на своем истребителе И-16 атаковав немецкий самолет-бомбардировщик Heinkel He 111.

Это произошло в ночь на 7 августа 1941 года в небе над Москвой. Самолет лейтенанта И. Ташнера из 7-й эскадрильи 26-й бомбардировочной эскадры люфтваффе был сбит благодаря настоящему герою Талалихину. Наш И-16, в свою очередь, упал в лесу в районе деревни Степыгино (сейчас это городской округ Домодедово), а сам Виктор Талалихин, получивший ранение, тем не менее, смог спуститься в речку Северку и выжить. Впоследствии он провел еще несколько успешных боев, сбив пять немецких самолетов.

Однако, как и многие парни его возраста, Витя Талалихин грезил небом и мечтал о романтичной и сложной профессии военного летчика. Ведь тогда, в 1930-е годы, был самый пик развития и популяризации советской авиации. Вся страна знала имена прославленных летчиков, а молодежь стремилась равняться на них и получать связанные с авиацией профессии. Не стал исключением и Виктор Талалихин, который тоже мечтал о карьере летчика, тем более, что в авиации к этому времени уже служили его два старших брата.

Уже в сентябре 1935 года он записался в планерный кружок мясокомбината – такие кружки в то время действовали при многих советских предприятиях. Ведь именно рабочий класс считался кузницей кадров для армии, флота, органов безопасности советского государства. В октябре 1936 г. комсомол дал Виктору Талалихину путевку в аэроклуб Пролетарского района Москвы, где молодой человек в июне 1937 года и совершил первый самостоятельный полет на самолете У-2. Все же уникальная система отбора и подготовки кадров была в Советском Союзе в сталинское время! Ведь любой рабочий паренек имел все шансы проявить свои способности и таланты и стать военным летчиком или подводником, конструктором ракет или разведчиком. На примере Талалихина мы видим, что планерные кружки существовали даже на таких сугубо гражданских предприятиях как мясокомбинат, и молодые рабочие имели возможность определиться с будущей профессией и, проявив склонность к летному делу, уже всецело посвятить себя авиации.

Виктор Талалихин выпустился из Борисоглебской школы в звании младшего лейтенанта и с квалификацией летчика-истребителя. Он был распределен на должность младшего летчика в 3-ю авиационную эскадрилью 27-го истребительного авиационного полка ВВС Московского военного округа. В это время Виктор летал на И-153. Вскоре пришлось ему получить и первое боевое крещение – две эскадрильи полка перебросили на Карельский перешеек для участия в советско-финской войне, где включили в состав 152-го истребительного авиационного полка.

После того, как весной 1941 г. Виктор Талалихин окончил курсы командиров звеньев, он был назначен командиром авиационного звена 1-й авиационной эскадрильи формирующегося 177-го истребительного авиационного полка. Это назначение не было неожиданностью – 177-м полком командовал Михаил Королев, сослуживец Виктора Талалихина по Финляндии. В июне 1941 года началась Великая Отечественная война. Младший лейтенант Виктор Талалихин, служивший в 177-м полку, входившем в состав 6-го истребительного авиационного корпуса Московской зоны ПВО, с первых месяцев войны стал принимать участие в боевых действиях.

Герой Советского Союза полковник авиации Марк Лазаревич Галлай, служивший в начале войны летчиком-истребителем 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ПВО Москвы, вспоминал о Талалихине:

Первый в мире ночной таран также совершил наш военный летчик - 28 октября 1937 года в небе над Барселоной летчик-интернационалист Евгений Степанов (Эву Хеньо), сражавшийся на стороне испанских республиканцев, атаковал итальянский самолет - бомбардировщик SM-81. Интересно, что при проведении ночного тарана Евгений Степанов остался жив.

В ночь с 6 на 7 августа 1941 года командование полка получило сигнал тревоги, после чего истребитель И-16, который пилотировал младший лейтенант Талалихин, был поднят в воздух и вылетел на перехват вражеских самолетов, летевших на бомбардировку Москвы. Над деревнями Добрыниха и Щеглятьево Московской области Талалихин обнаружил следовавший на высоте 4800 м. самолет He-111 лейтенанта И.Ташнера.

Младший лейтенант Талалихин уверенно стал сближаться с вражеским бомбардировщиком. Поймав немецкий самолет в прицел, советский летчик открыл огонь, но и немец оказался не из простых – он мастерски увернулся и попытался оторваться от советского истребителя. В ответ Талалихин развернулся и снова открыл огонь по немецкому самолету. Лейтенант Ташнер, пилотировавший немецкий самолет, увеличил скорость и стал снижать свою машину. Талалихин опять ударил по немцу из пулемета и смог поразить правый мотор бомбардировщика.

Но Не-111 продолжал полет. У советского летчика, тем временем, кончились патроны и у Талалихина не оставалось иного выхода, кроме как пойти на таран. Стрелок бомбардировщика вел ответный огонь по советскому истребителю и Талалихин был ранен в руку, но не уклонился от тарана и, подойдя к хвосту немецкого самолета, нанес винтом по нему удар. Не-111 был сбит. Сам Талалихин выбросился из поврежденного истребителя с парашютом и попал в неглубокое озеро, где его увидели местные жители и помогли ему выбраться. В деревне Степыгино младшего лейтенанта перевязали, а затем доставили на У-2 в штаб полка. Там и стало известно о подвиге летчика. Советское командование тогда уделяло особое внимание подобным проявлениям отваги и доблести военнослужащих, поскольку пример Талалихина и многих других героев мог вдохновлять миллионы советских солдат и мирных граждан на фронтовые подвиги.

Получив самую высшую награду советского государства, младший лейтенант Талалихин продолжал нести службу в составе своего авиационного полка в должности заместителя командира авиационной эскадрильи. Когда командир эскадрильи, получив ранение, выбыл из строя, Талалихин стал исполнять обязанности комэска. Он провел еще несколько успешных воздушных боев. Но жизнь большинства летчиков – истребителей в первые годы войны была очень недолгой. Обычно летчик-истребитель погибал в пятом – шестом боевом вылете, летчик – штурмовик – в десятом боевом вылете. Воздушный таран был смертельным для каждого третьего летчика, решившегося на его применение, поэтому пойти на таран, особенно на ночной, означало рисковать очень серьезно. Каждый летчик, решавшийся на воздушный таран, с полным на то правом может быть назван настоящим героем.

Мемориальную доску, посвященную Талалихину, обновили

В Домодедово на улице Талалихина обновили мемориальную доску с именем героя.

талалихин


(далее…)

Безграмотность — новая беда в Домодедово

100-летие Виктора Талалихина

18 сентября 1918 года родился Виктор Талалихин – военный лётчик, Герой Советского Союза, который одним из первых совершил ночной воздушный таран немецкого самолёта-бомбардировщика во время Великой Отечественной войны.

В Домодедово во всех образовательных учреждениях в этот день прошли памятные мероприятия и тематические уроки, поскольку имя Героя очень тесно связано с нашим Домодедово. В начале августа 1941 года Талалихин совершил ночной воздушный таран вражеского самолета в небе над домодедовской деревней Мансурово. В 2014 году самолет был найден домодедовскими поисковиками.

В Домодедово открыта мемориальная доска в честь Виктора Талалихина

мемориальная доска в честь Виктора Талалихина

В Домодедово открыли мемориальную доску в честь летчика Виктора Васильевича Талалихина. В начале августа 1941 года Талалихин совершил ночной воздушный таран вражеского самолета. Произошло это в небе над домодедовской деревней Мансурово. Табличка установлена на здании детской хоровой школы на улице, названной именем героя.
(далее…)

Найден самолет Виктора Талалихина

Недавно состоялись раскопки на месте падения боевого самолета человека-легенды,героя Советского Союза В. В. Талалихина. Это тот самый истребитель И-16, на котором в ночь с 6 на 7 августа 1941 г. герой совершил свой знаменитый подвиг – ночной таран в небе над Домодедовской землей, сбив фашистский Heinkel 111.

blank

Один из сохранившихся шильдиков

Раскопкам предшествовала долгая работа, как с письменными источниками, так и на местности. В ходе исследований выяснилось, что памятник у пос. Талалихино не имеет прямого отношения к месту падения самолета. В общей сложности на предварительные исследования и подготовку к поиску ушло более года. (далее…)

Читайте также: