Виды учебной литературы кратко

Обновлено: 07.07.2024

произведения письменности и печати, создаваемые как средство обучения для определенной системы образования или переподготовки кадров, для конкретного учебного заведения или для самообразования.

У. л. группируют по видам изданий: программно-методические – программы (рабочие, стабильные), методические указания к программам, методические письма и руководства; обучающие – буквари, учебники, учебные пособия (текстовые), лекции, конспекты лекций, сборники лекций; вспомогательные – хрестоматии, практикумы, сборники практических заданий, упражнений и задач, планы практических и семинарских занятий, атласы, сборники чертежей, рабочие тетради, лабораторные журналы; издания для чтения на иностранных языках, содержащие методический аппарат. Основной вид У. л. – Учебник.

У. л. для начальных и средних общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных учебных заведений, вузов, школ партийно-политического просвещения, системы повышения квалификации специалистов имеет определенные жанровые особенности.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Учебная литература" в других словарях:

Учебная литература — печатные произведения различных отраслей знания, направленные на достижение образовательных, а также духовно нравственных и природоохранительных воспитательных целей, включающие все виды принятых учебных изданий по отдельности и (или) их… … Официальная терминология

Учебная литература — Учебник книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения. Учебники составляются с учётом возрастных и социальных… … Википедия

учебная литература — ▲ литературное произведение ↑ для (чего), обучение азбука. букварь. учебник книга, предназначенная для обучения. пособие. учебное пособие. наглядное пособие. задачник. упражнения. решебник. вопросник. темник. хрестоматия. самоучитель. разговорник … Идеографический словарь русского языка

Литература — Библиотека колледжа Мертон Литература (лат. lit(t)eratura, написанное, от lit … Википедия

Литература — совокупность произведений письменности в опубликованном или неопубликованном виде. Л. различается по отраслям содержания (философская Л., ист. Л.), по способу отражения действительности (худож. Л., функциональная, или деловая, Л.), по социально… … Издательский словарь-справочник

Учебная марка — Учебные марки и виньетки непочтовые марки, используемые в учебном процессе общеобразовательных и профессиональных школ, а также при профессиональном обучении почтовых служащих. Известны с середины XIX века. Содержание 1 Тренировочные марки … Википедия

Учебная пьеса — драматургическое произведение, предназначенное для постановки в учебном заведении с целью решения определенных дидактических задач. У. п. часто создается на основе существующих литературных произведений. Кроме того, иногда преподаватель… … Педагогическое речеведение

Духовная литература — Библиотека колледжа Мертон Литература (лат. lit(t)eratura, буквально написанное, от lit(t)era буква) в широком смысле совокупность любых словесных текстов. Содержание 1 О границах понятия … Википедия

Детская литература — У этого термина существуют и другие значения, см. Детская литература (значения). Джон Тенниел. Иллюстрация к книге Льюиса Кэррола … Википедия

Марийская литература — так же молода, как и советская автономная Маробласть. Именно Октябрьской революции обязана она своим развитием, если не самим возникновением. Дореволюционная марийская культура характеризуется: 1. почти полным отсутствием прессы (одна газ. «Война … Литературная энциклопедия

В статье рассматриваются основные виды учебной литературы. Дана краткая характеристика печатным изданиям по целевому назначению, характеру информации и структуре. Приведены примеры казахстанских изданий.


5. Нурахметов Н.Н. Дидактические требования к разработке и экспертизе программ, учебников и элементов УМК. – Алматы РИК, 1998.

В своей профессиональной деятельности педагогу постоянно приходится сталкиваться с огромным количеством разнообразных видов учебной литературы. И молодому преподавателю, малознакомому с существующей учебной литературой по предмету очень трудно выбрать именно тот учебник, который станет лучшим помощником.

Для того чтобы квалифицированно разобраться в огромной массе произведений печати, быстро найти необходимую книгу или какое-либо другое издание, недостаточно классифицировать литературу по содержанию, отраслям знания. Важно также уметь ориентироваться в видах изданий.

Особенно важно ориентироваться в видах изданий литературы по структуре, целевому назначению и характеру информации.

В основе деления литературы на виды изданий лежат различия в задачах и целях изданий, а также различия в возможностях использования книг и брошюр читателями.

Более подробно рассмотрим виды изданий учебной литературы. Каждая книга имеет определённую цель (задачу). Например, целевое назначение учебника по педагогике – помочь учащимся овладеть этим предметом, словарь – помочь быстро отыскать нужные сведения о том или ином слове. Определяя целевое назначение учебников, можно легко убедиться, что целевое назначение отражает отношение книги к решению конкретных учебно – воспитательных задач. Целевое назначение всех учебников одинаково – помочь учащимся в овладении предметом. Задача автора – собрать и изложить материал так, чтобы книга полностью отвечала поставленной цели.

Рассматривая характер информации, мы выделяем язык и стиль изложения, степень использования научно-справочного аппарата, иллюстраций и других элементов. Характер изложения всецело зависит от целевого назначения и определяется им.

iman1.wmf

iman2.wmf

iman3.wmf

Большинство указанных видов изданий имеют разновидности (подвиды).

Официальные издания публикуются от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств; они носят законодательный, нормативный или директивный характер. К ним относятся, прежде всего, книги, брошюры и другие издания, содержащие указы Президента, документы правительства по вопросам регламентации деятельности образования.

Научные издания. Научные издания, содержащие теоретические исследования обогащают науку новыми фактами, теориями, выводами, расширяют и углубляют представления по важнейшим проблемам воспитания, образования и обучения.

К числу наиболее распространённых разновидностей (подвидов) научных изданий принадлежат монографии, обобщающие труды сборники научных трудов, документальные издания.

Монография – научное издание в виде книги или брошюры, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы, посвящённой вопросам педагогики, образования.

Часто научно-популярные книги группируются в различные серии, выходят они большими тиражами. Такого рода издания-одно из действенных средств педагогического просвещения.

Учебные издания – непериодические издания, содержащие систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для преподавания и изучения. Учебные издания – основной вид издания педагогической литературы. Миллионы школьников и студентов постоянно работают с учебной литературой. Создание высококачественной учебной литературы – одно из важнейших условий получения качественных знаний и успешной подготовки высококвалифицированных специалистов.

Учебная программа – учебное издание, определяющее содержание, объём, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины или её раздела, части.

Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или её раздела, части, соответствующее учебной программе и официально утверждённое в качестве данного вида изданий.

Учебник – основная учебная книга, предназначенная для активного и сознательного усвоения знаний. В учебниках излагаются основы изучаемых в школе наук. Учебники должны способствовать развитию познавательных интересов учащегося. В них на доступном, научном уровне даётся последовательное краткое изложение изучаемого материала, а также задания позволяющие самостоятельно добывать необходимые знания и принимать самостоятельное решение в разных жизненных ситуациях. Учебник содержит стабильный материал, включающий современные достижения науки, техники, культуры. К нему предъявляются определённые требования со стороны содержания, изложения и оформления. Важнейшее из них – доступность изложения материала для учащихся определённого возраста, рациональное соотношение между фактическим и теоретическим материалом.

Многообразные функции в учебнике выполняют иллюстрации. Они должны давать представления об изучаемых явлениях, способствовать прочности усвоения материала, служить наглядной опорой мышления. Особенно велико значение иллюстраций в учебниках, предназначенных для учащихся младших классов. Большие требования предъявляются к языку учебника. Он должен быть ясным, точным и доступным учащимся данного возраста.

iman4.wmf

Современный учебник должен:

● формировать общеучебные навыки средствами конкретного учебного предмета

● развивать когнитивные способности учащегося (память, внимание, мышление и др.)

● помогать ученику овладевать умениями и навыками, необходимыми для самообразования (работа со справочной литературой, умение составлять план, конспект) и др.

● развивать коммуникативные навыки (формировать речевую культуру учащихся)

● развивать навык постановки вопросов различных типов

● формировать навык группового взаимодействия, умение участвовать в дискуссии и т.д.

В настоящее время формируется представление об учебнике нового поколения который, прежде всего, должен создаваться на основе оригинальной концепции, отличающей его от уже имеющихся в системе образования. Создание нового поколения учебных материалов сложно планировать, так как это процесс творческий, но, тем не менее, этим процессом надо управлять.

Качество учебного материала зависит от автора: если он четко будет представлять цели и задачи будущего учебника или пособия, способы изложения учебного материала, методы проверки знаний, и все это изложит в концепции того или иного учебника, то учебник получится хороший. В каждом учебнике должна быть выражена позиция автора на преподавание данного предмета. Конечной целью учебного материала является формирование мировоззрения обучающегося.

Учебная литература представляет собой средства, благодаря которым учащиеся получают систематизированную информацию относительно некоторого предмета, дисциплины. От качества учебной литературы напрямую зависит уровень подготовленности учеников.

Материал, представленный в учебной литературе, напрямую связан с процессом обучения. Одно без другого не имеет смысла. Учебная литература представляет собой дидактический объект, выступающий и как носитель содержания образования, форм фиксации его частей, и как проект процесса обучения.

Виды учебной литературы

Учебная литература подразделяется на основную и дополнительную. К основной литературе относят учебники и учебные пособия, которые отвечают требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.

Дополнительная литература включает в себя как учебные пособия, так и справочно-библиографические, периодические издания, научные труды.

Основная учебная литература представлена:

  • учебником
  • курсом лекций
  • учебным пособием
  • хрестоматией
  • справочником
  • учебно-методическим пособием
  • рабочей тетрадью
  • учебной программой дисциплины

Существует ряд требований, которым должна соответствовать научная литература не зависимо от направленности научной дисциплины:

Готовые работы на аналогичную тему

  • точное и понятное определение целей и задач издания
  • содержание методов обучения, которые позволяют усвоить необходимый материал
  • обеспечение преемственности информации, полученной в предыдущих учебных пособиях
  • реализация связи между дисциплинами
  • последовательное изложение учебного материала
  • единый подход к терминологии

Учебник

Учебник является основным видом учебной литературы. В содержании учебника главное место занимает информация, которую учащийся должен усвоить по прошествии определенного промежутка времени. Учебник также определяет и процесс обучения.

Таким образом главной функцией учебника является регулирование процесса усвоения необходимой информации. Данная главенствующая функция реализовывается через ряд других функций учебника:

  • информационная функция
  • функция руководства
  • функция стимулирования
  • функция упражнений, самоконтроля
  • функция координации
  • функция рационализации
  • воспитательная функция

Информационная функция раскрывает суть содержания обучения, которое представлено в виде текста, таблиц, рисунков, диаграмм и так далее.

Функция руководства раскрывается в выделении основного материала и второстепенного, в возможности ранжирования учебного материала. С помощью этой функции преподаватель может планировать процесс обучения.

Функция стимулирования осуществляется в повышении интереса у учеников к предмету. Учебник демонстрирует в каких практических сферах представленная в нем информация может быть использована. Кроме того, учебник должен стимулировать учащихся на работу с дополнительными источниками информации.

Благодаря функции упражнений и самоконтроля происходит прочное закрепление усвоенного материала. По средствам упражнений информация повторяется, систематизируется, проверяется уровень ее усвоения.

Функция координации помогает устанавливать связь с другими учебными пособиями дисциплины. Учебник входит в систему учебно-методического обеспечения, куда входят другие средства, помогающие лучше овладеть основами определённой дисциплины, например, справочники, словари, рабочие тетради, атласы и так далее.

Функция рационализации помогает экономить время преподавателя, регулирует трудозатраты как учителе, так и учеников.

Воспитательная функция помогает развить у учеников научное и творческое мышление.

Другие виды учебной литературы

Курс лекций

Курс лекций представляет собой учебно-теоретическое издание, которое раскрывает содержание учебной дисциплины. Курс лекций не излагает научную точку зрения только одного автора. Курс лекций представляет разнообразные подходы дисциплины. Цель курса лекций состоит в том, чтобы дать учащемуся наиболее углублённые знания, которые он сможет применить в дальнейшем самостоятельном изучении. Материал курса лекций систематизирован, логичен, терминология едина.

Учебное пособие

Учебное пособие так же представляет собой один из видов учебной литературы. Учебное пособие является дополнением к учебнику. Учебное пособие в отличии от учебника охватывает только некоторую часть предмета, некий раздел учебной программы. Если в учебнике должны быть отражены только общепринятые сведения и положения, то учебное пособие может содержать различные мнения по тому или иному вопросу.

Хрестоматия

Справочник

Учебно-методическое пособие

Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь представляет собой вид учебно-методического пособия, которое используется учениками как на теоретических, так и на практических занятиях, может быть использована для самостоятельной работы учеников. Рабочая тетрадь содержит краткую информацию по курсу в виде тезисов. Данный вид учебной литературы помогает осуществлять контроль за качеством усвоения информации по дисциплине.

Учебная программа дисциплины

Учебная литература – книги, представляющие собой учебники и сборники практических упражнений или задач по разным областям знаний. Именно в учебных изданиях детально раскрывается содержание образования. К учебным сборникам относятся также школьные учебники, хрестоматии, учебно-методические комплекты, пособия для учащихся и учителей, некоторые словари и справочники, рабочие тетради, а также разнообразные электронные учебники.

Учебная литература и техническая

Разновидности учебников

Учебная литература является средством обучения для определенной системы образования, повышения квалификации или переподготовки кадров в конкретном учебном заведении или используется для самообразования.

Все образовательные пособия группируют по типам публикаций:

  • программно-методические – рабочие программы, методические указания к ним, методические письма и руководства;
  • обучающие – учебники, буквари, лекции, конспекты и сборники лекций;
  • вспомогательные – хрестоматии, практикумы, атласы, сборники практических заданий и упражнений, планы практических и семинарских занятий, лабораторные журналы, сборники чертежей, рабочие тетради;
  • издания для чтения на иностранных языках, в которых содержится методический аппарат.

Учебная литература также различается по назначению:

  • для начальных и средних общеобразовательных школ;
  • для профессионально-технических и средних специальных учебных заведений,
  • для ВУЗов и системы повышения квалификации специалистов;
  • для школ партийно-политического просвещения.

У таких изданий имеются определенные жанровые и функциональные особенности.

Структура и функции и школьного учебника

Структура учебника содержит главный компонент – текст и внетекстовые, вспомогательные элементы. Текстовая часть делится на описания, повествования и рассуждения.

К внетекстовым компонентам относят:

  • аппарат организации усвоения знаний (вопросы и задания, инструкции и памятки, шрифтовые выделения, таблицы, подписи к иллюстрациям и практические упражнения);
  • иллюстративный материал;
  • систему ориентировки, которая включает предисловие, примечания, приложения, оглавление, указатели.

Исследователь проблем учебных пособий Д. Д. Зуев выделил и определил основные функции школьного учебника:

  • мотивационная – создание стимула к исследованию темы и обоснование значения изучаемого материала (интересные картинки, примеры, неординарные задания и пр.);
  • информационная – обеспечение школьников необходимой информацией для формирования мировоззрения, духовного развития и практического освоения мира;
  • трансформационная – материал в книге преображается с учетом возрастных особенностей и дидактических требований, является доступным для его творческого усвоения;
  • систематизирующая – реализация систематичного и последовательного изложения материала в логике учебного предмета;
  • закрепление материала и осуществление учениками самоконтроля – учебник предоставляет возможность повторного изучения, самостоятельной проверки правильности сложившихся понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов;
  • интегрирующая – учебное издание помогает школьнику объединить знания из смежных наук или сам учебник является интегративным курсом;
  • координирующая – содействует привлечению в процессе работы над материалом учебного пособия различных других средств обучения (карт, иллюстраций, натуральных объектов);
  • развивающе-воспитательная – духовно-ценностное влияние содержания материала на учеников, формирование в процессе работы над ним таких качеств, как трудолюбие, мыслительная активность и пр.;
  • обучающая – работа с учебным руководством развивает умения и навыки для самообразования: конспектирования, обобщения, выделения главного, логического запоминания.

Однако у учебной литературы есть и другое назначение: изложить данную часть знаний системно и последовательно, чтобы адресат текста составил о ней довольно глубокое и четкое представление, овладев востребованными в этой области навыками, будь то умение правильно расставлять знаки препинания, решать уравнения или формулы.

Эта прагматическая задача определяет особенности строения учебных текстов: повторы, подхваты, проверочные вопросы и задания, и т. п.

Требования к учебным изданиям

К образовательной литературе выдвигается целый ряд требований, среди которых можно выделить основные:

  • включать изложение основ дисциплины, представленной в этом учебном предмете;
  • организовывать самостоятельную деятельность учеников по изучению материала, то есть учить учиться;
  • отражать единство логики самой дисциплины и логики учебной программы и предмета;
  • информативность, энциклопедичность, связывать материал с дополнительной и смежной литературой, побуждать к самообразованию и творчеству;
  • краткость, лаконичность, содержание обобщенного и фактического материала, конкретность;
  • доступность для учащихся, ориентированность на специфику их интересов, восприятия, мышления, памяти и развитие познавательных и практических интересов, потребностей в знаниях и практической деятельности;
  • ясность и четкость изложения материала, формулировок основных положений и выводов;
  • образность языка, увлекательность изложения с элементами проблемности;
  • эстетическое, гигиеническое, психологическое и полиграфическое оформление;
  • продуманность методической организации внетекстового компонента;
  • красочность иллюстраций в виде картинок, карт, схем, диаграмм, фотографий.

Учебная литература и техническая

Работа с учебной книгой – не менее значимый элемент образовательного процесса, чем объяснение учителя, лабораторные и практические занятия. Овладение материалом учебника самостоятельно, ученик формирует личную умение чтения, улучшает память, обучается объяснять, анализировать, оценивать, дополнять, модифицировать изучаемый текст с привлечением дополнительных источников.

Место учебной литературы в мире

В последние годы большое распространение получили учебные методические комплексы. Их информационно-образовательная среда включает: концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющие ядро ИОС и мощную методическую оболочку, представленную современными средствами обеспечения учебного процесса.

Методическая оболочка может быть представлена рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, книгами для чтения, многоплановыми методическими пособиями, высококачественными комплектами демонстрационных таблиц к предметным линиям, различными мультимедийными приложениями (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски и др.), интернет поддержкой и пр.

Таким образом, учебная литература является одним из важнейших элементов содержания образования и организации процесса обучения.

Техническая литература

Техническая литература — это тексты, которые относятся к области производства и техники. Иногда эти издания относят к учебной литературе. Однако технические тексты – это разнообразные каталоги изделий, каталоги деталей, инструкции по эксплуатации, обслуживанию и ремонту, патенты и пр.

Существуют также много других видов литературы: маркетинговая, религиозная, духовная, рекламная и другие разновидности в отраслевых областях.

В статье сделан акцент на роль образования в современном мире. Отмечено, что перед системой образования встают новые задачи, которые диктуют необходимость создания образовательного учреждения инновационного типа. В связи с этим возникают и новые подходы. Важным звеном является современная учебная литература. Дана краткая характеристика новым видам учебной литературы.


2. Таубаева Ш.Т. Концептуальные основы создания учебников нового поколения // Материалы III Международной научно-практической конференции. – Алматы 2003. – С. 62.

3. Учебник третьего тысячелетия // Материалы Международной научно-практической конференции. – Алматы, 2003.

4. Современные тенденции совершенствования учебников в системе непрерывного образования: материалы IV Международной научно-практической конференции 28–29 октября. – Алматы, 2004.

Развитие системы образования в данный исторический период может служить индикатором направленности социально-экономических изменений. В последнее десятилетие знания и компетенция все чаще рассматриваются как один из основных экономических ресурсов. Принципиальные изменения в экономике, информационных технологиях требуют от специалистов более широких компетенций, которые могут быть перенесены из одной сферы деятельности в другую. Возрастает роль социальных и коммуникативных умений, способности работать в команде, принимать решения и пр. В связи с этим роль образования приобретает особую значимость, как для стратегии развития отдельной личности, так и для работодателя и для общества в целом. Становление глобального рынка труда и политические перемены предъявляют новые требования к качеству подготовки специалиста. И на первое место выходит такая качественная характеристика результата обучения в школе, колледже, вузе как актуальность приобретенных знаний и навыков, т.е. конкурентоспособность выпускника. Качество – это степень соответствия выпускника предъявленным требованиям рынка труда, в контексте Болонского соглашения, не только одной страны рынка труда, но и Европейского. Новые задачи диктуют необходимость создания образовательного учреждения инновационного типа. Одним из путей решения данной проблемы является более широкое внедрение новых информационных технологий в образовательную среду, а именно в процесс создания, диагностирования и издания учебной литературы.

В настоящее время формируется представление об учебниках нового поколения, который, прежде всего, должны создаваться на основе оригинальной концепции, отличающей издание от уже имеющихся в системе образования. Появились новые жанры учебных изданий. Рассмотрим некоторые из них.

1. Концепция курсов. Авторы разных учебников и пособий по разному относятся к этому вопросу. Одни считают, что нужна концепция учебного издания, а другие считают, что материалы концепции можно отразить в пояснительной записке к программе. Единого подхода не существует. На мой взгляд, концепция нужна, так как автор в ней систематизирует свои мысли, ставит конкретные задачи и указывает каким образом достичь конечной цели и что это даст.

4. Учебное пособие – учебное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утверждённое в качестве данного вида изданий.

В школе, колледже, вузах к учебным пособиям относятся: хрестоматии, сборники задач и упражнений по изучаемой дисциплине различные справочники и словари (орфографические, иностранных слов), математические таблицы и т.д.

В хрестоматиях в зависимости от задач обучения определённому методу подбираются литературно-художественные или научно-популярные произведения (отрывки из них). Хрестоматии, включающие научно-популярные произведения, называют, как правило, книгами для чтения. Они предназначены для внеклассного чтения. Учебник и учебное пособие имеют гриф, который проставляется на титульном листе.

Практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению, закреплению пройденного и проверке знаний.

Учебно-методическое пособие – учебное издание, включающее материалы по методике преподавания учебной дисциплины, её раздела, части или по методике воспитания.

Содержание книг учебно-методической тематики разнообразно. В них освещается передовой опыт учителей, раскрывается специфика преподавания конкретных предметов. Издаются методические пособия, в которых раскрывается способ обучения. Эти издания называют методическими пособиями для учителей.

Методические пособия выпускаются по всем дисциплинам, изучаемым в общеобразовательных школах, колледжах, вузах. Характер пособий различен. Некоторые из них охватывают преподавание одного учебного предмета во всех классах школы, колледжа, вуза другие – изучение отдельных предметов в разных классах, группах, курсах или изучение отдельных тем программы. Пособия содержат методические указания к учебникам, методические разработки и планы уроков, темы контрольных работ, тестовых заданий, сочинений, библиографические списки и т.д.

Учебное наглядное пособие – учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию. Примером учебного наглядного пособия являются картографические издания по истории Казахстана, используемые при изучении истории Казахстана в средней школе. В этом направлении много учебно-наглядных пособий для учащихся начальной школы, для студентов колледжей, вузов по специальностям строительства, архитектуры, дизайна и т.д.

Производственное издание включает сведения по технологии, технике и организации производства, оно рассчитано на специалистов различной квалификации, занятых в сфере практической деятельности.

Производственные издания необходимы для тех, кто работает на предприятиях разного направления. Больше всего встречается в банковской структуре, на заводах, фабриках. Это: официальное, научное, научно-популярное, производственное, учебное, общественно-политическое, справочное и энциклопедические. К примеру, стандарты – нормативное производственно – практическое издание, содержащее комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, которые устанавливают на основе достижений науки, техники и передового опыта и утверждают в соответствии с действующим законодательством. Стандарты существуют и используются во всех отраслях, в том числе и в системе образования (ГОСО Р.К. по всем ступеням обучения, Положения и правила о деятельности учебных заведений, предприятий, банков и т.д.)

Практические руководства содержат преимущественно описательно-эмперический материал и служат повышению квалификации специалистов или рассчитаны на лиц, желающих самостоятельно овладеть какой-либо профессией или навыками работы. Практические руководства, методические рекомендации также используются в различных отраслях, в зависимости от направления деятельности (медицине, образовании).

Читайте также: