Укрупнение российских регионов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Тема объединения регионов России неожиданно поднялась до самого верха. Даже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков вынужден был ее комментировать. Причем он не исключил, что такое возможно. Какие регионы или города могут укрупнить и зачем это нужно?

С чего все началось?

Тему укрупнения регионов в России неожиданно поднял вице-премьер Марат Хуснуллин. Во время одной научной конференции, он высказался в том ключе, что 85 регионов России не нужно.

Зачем объединять регионы?

Все просто - бедные территории присоединяют к богатым. Таким образом можно более равномерно распределять доходы и расходы бюджетов.

Могут ли на самом деле укрупнить регионы?

Могут. Как заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Он сказал , что укрупнение регионов действительно возможно, но только в том случае, если так решат сами жители регионов.

Кстати, у современной России уже есть такой опыт.

  • Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ, например, объединились в Забайкальский край.
  • Из Камчатской области и Корякского автономного округа был создан Камчатский край.
  • В Пермский край объединились Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ.

Какие регионы могут объединить?

Понятно, что первые претенденты на объединение – это Еврейская автономная область и Хабаровский край.

Уже предлагалось объединить Ненецкий автономный округ (НАО) с Архангельской областью.

В очередь на укрупнение могут попасть и другие дотационные регионы России, которых довольно много. Политолог Илья Гращенков, например, предложил следующие варианты.

ТАСС-ДОСЬЕ. 13 мая 2020 года главы Архангельской области и Ненецкого автономного округа подписали меморандум о намерении объединить регионы в единый субъект Федерации. С момента принятия Конституции РФ 1993 года в России было пять случаев слияния областей и краев с автономными округами.

ТАСС подготовил материал о том, как проходило объединение субъектов Федерации.

Конституция РФ от 12 декабря 1993 года закрепила федеративное устройство государства в составе 89 регионов (21 республика, шесть краев, 49 областей, два города федерального значения, одна автономная область, 10 автономных округов). В последующие годы в России было проведено пять слияний субъектов Федерации. Процесс проходил в 2003-2008 годах путем включения автономных округов в состав краев и областей в целях ускорения их социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения.

В ходе объединения были ликвидированы шесть автономных округов. Все они вошли в состав новых укрупненных субъектов Федерации как административно-территориальные единицы с особым статусом. В результате общее число российских регионов сократилось с 89 до 83 в 2008 году. После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в 2014 году число субъектов Федерации возросло до 85 (22 республики, девять краев, 46 областей, три города федерального значения, одна автономная область, четыре автономных округа).

Из пяти новых объединенных регионов три получили краевой статус вместо областного, при этом лишь один из них был полностью переименован (Пермский, Камчатский и Забайкальский края вместо Пермской, Камчатской и Читинской областей).

Законодательная база объединения регионов

17 декабря 2001 года был принят федеральный конституционный закон "О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ". В соответствии с документом, новый субъект может быть создан путем слияния двух и более граничащих между собой регионов. Совместное предложение об объединении президенту России направляют высшие должностные лица и органы законодательной власти заинтересованных субъектов. Оно должно содержать предполагаемое наименование и описание границ нового региона, предложения о формировании органов госвласти на его территории и др.

После одобрения главой государства вопрос выносится на местные референдумы, при этом различия в формулировке вопроса не допускаются. Согласно законодательству, референдум считается состоявшимся, если в нем приняли участие более половины избирателей субъекта РФ, внесенных в списки. В случае, если по итогам голосования вопрос об объединении регионов не получил одобрения хотя бы в одном из них, новая инициатива о слиянии может быть выдвинута не ранее чем через год.

Официальные данные о результатах референдумов направляют президенту страны. Глава государства может внести в Госдуму проект федерального конституционного закона об образовании в составе России соответствующего субъекта. Документ должен быть принят большинством голосов не менее двух третей от общего числа депутатов Госдумы (то есть не менее 300) и одобрен голосами не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации (не менее 128 сенаторов), после чего его подписывает президент РФ. На основании принятого закона в часть 1 статьи 65 Конституции РФ, определяющую перечень субъектов Федерации, вносится название нового образованного субъекта.

Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого АО

7 декабря 2003 года на референдумах по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО жителям регионов было предложено ответить на вопрос "Согласны ли Вы, чтобы Пермская область и Коми-Пермяцкий автономной округ объединились в новый субъект РФ - Пермский край, в составе которого Коми-Пермяцкой округ будет являться административно-территориальной единицей с особым статусом?". Слияние одобрили 89,77% избирателей округа и 83,81% избирателей области. Против в Коми-Пермяцком округе проголосовали 7,87%, в Пермской области - 13,97%. Явка на референдуме составила 64,17% (в округе) и 62,43% (в области).

25 марта 2004 года глава государства подписал федеральный конституционный закон. В соответствии с ним с 1 декабря 2005 года в составе РФ был образован Пермский край. Территория нового объединенного региона составила 160,2 тыс. кв. км, включая 32,9 тыс. кв. км площади бывшего автономного округа. Численность населения возросла до 2,748 млн человек, из которых 132,8 тыс. - жители Коми-Пермяцкого АО. Первым губернатором края стал глава Пермской области Олег Чиркунов. В настоящее время Пермский край возглавляет Дмитрий Махонин (в статусе врио губернатора; с февраля 2020 года).

Слияние Красноярского края, Таймыра и Эвенкии

17 апреля 2005 года в Красноярском крае, Таймырском (Долгано-Ненецком) и Эвенкийском автономных округах состоялись референдумы по вопросу объединения регионов в единый субъект - Красноярский край. За его создание в Красноярском крае высказались 92,44% избирателей, в Таймырском АО - 69,95%, Эвенкийском АО - 79,87%. Против проголосовали 6,63%, 29,1% и 19,19% избирателей соответственно. Всего в референдуме на территории края приняли участие 62,67% избирателей, на Таймыре - 62,11%, в Эвенкии - 79,92%.

Федеральный конституционный закон об образовании с 1 января 2007 года единого Красноярского края был подписан президентом России 14 октября 2005 года. Площадь региона составила 2,367 млн кв. км, из которых 879,9 тыс. и 763,2 тыс. кв. км - территории бывших Таймырского и Эвенкийского АО. Численность населения - 2,894 млн человек, включая 38,4 тыс. и 17 тыс. жителей автономных округов. Новый субъект Федерации возглавил губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. С сентября 2017 года глава Красноярского края - Александр Усс.

Объединение Камчатской области и Корякского АО

По предложению руководства Камчатской области и Корякского АО 23 октября 2005 года в регионах прошли референдумы об объединении. В области и округе 84,99% и 89,04% избирателей проголосовали за слияние субъектов в Камчатский край. Против высказались 14,22% и 10,05% соответственно. Явка на референдумах составила: 56,44% в Камчатской области и 76,63% в Корякском округе. Согласно федеральному конституционному закону от 12 июля 2006 года, Камчатский край был образован с 1 июля 2007 года. Территория нового региона увеличилась до 464,3 тыс. кв. км (включая 292,6 тыс. кв. км бывшего автономного округа), численность населения - до 345,7 тыс. человек (в том числе 22,6 тыс. жителей Корякского АО). Губернатором края стал Алексей Кузьмицкий, руководивший ранее Камчатской областью. С апреля 2020 года Камчатский край возглавляет врио губернатора Владимир Солодов.

Слияние Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО

По итогам референдумов, состоявшихся 16 апреля 2006 года в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском АО, 89,77% и 97,79% их жителей высказались за объединение субъектов. Против проголосовали 9,44% и 1,55% соответственно. Всего в референдуме приняли участие 68,98% избирателей области и 99,51% избирателей автономного округа. 30 декабря 2006 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, в соответствии с которым с 1 января 2008 года был создан новый объединенный субъект России - Иркутская область. Его площадь составила 774,8 тыс. кв. км (включая 22,1 кв. км. Усть-Ордынского округа), число жителей - 2,506 млн человек (из них 134,3 тыс. - население бывшего АО). Регион возглавил Александр Тишанин, руководивший Иркутской областью с 2005 года. В настоящее время врио губернатора Иркутской области - Игорь Кобзев (с декабря 2019 года).

Объединение Читинской области и Агинского Бурятского АО

11 марта 2007 года в Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе прошли референдумы по объединению регионов в новый субъект Федерации - Забайкальский край. В области за слияние субъектов проголосовали 90,29% избирателей, против - 8,89%. В округе за высказались 94%, против - 5,16%. Явка составила 80,46% в Читинской области и 89,92% в Агинском Бурятском АО. Новый субъект был образован 1 марта 2008 года (в соответствии с законом от 21 июля 2007 года). Территория Забайкальского края составила 431,9 тыс. кв. км (в том числе 19,6 тыс. бывшего Агинского Бурятского округа), население - 1,117 млн человек (включая 76,4 тыс. жителей округа). Первым губернатором региона стал бывший глава Читинской области Равиль Гениатулин. С октября 2018 года Забайкальский край возглавляет Александр Осипов.

УКРУПНЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ — процесс объединения граничащих субъектов Российской Федерации. Необходимость укрупнения российских субъектов Федерации возникла, вероятно, сразу после распада СССР, когда новая российская власть начала выстраивать отношения с регионами.

Тогда и была сформирована федеративная структура нашего государства в ее современном виде. Формирование структуры происходило в спешке, на фоне экономического и политического кризиса, обострения сепаратистских устремлений, в результате чего федеративная модель России оказалась слишком громоздкой и неэффективной.

Построенная на базе старого административного деления СССР, а также с учетом национально-территориального фактора, эта модель почти не учитывает таких важных составляющих эффективной федерации как территориальное соотношение субъектов и, что гораздо важнее, их экономическую неоднородность.

Сейчас уже мало кто спорит с тем, что укрупнение субъектов Федерации не просто полезный, но жизненно необходимый процесс. Объединение менее развитых регионов с более развитыми позволяет нивелировать уровень экономического развития регионов и обеспечивать относительно равные условия жизни всем гражданам, независимо от территории проживания.

Уменьшение числа субъектов Федерации — благоприятный фактор не только для укрепления управляемости страны и связи центра и периферии, но и для общего экономического развития. Упрощение федеральной картины, приведение ее к стандартной, типовой схеме взаимоотношений регионов с центром резко уменьшает административные издержки, что приводит к повышению эффективности административного ресурса и влечет улучшение экономического климата как в отдельных субъектах, так и в целом по стране. Так, по расчетам экспертов, обновленный Красноярский край уже к 2015 г. утроит валовой региональный продукт.

В 2005 г. депутаты Государственной Думы РФ практически единогласно приняли в первом чтении законопроект о порядке образования в составе России новых субъектов Федерации. Согласно закону предложение об образовании нового субъекта Федерации путем объединения регионов должно направляться президенту высшими должностными лицами заинтересованных регионов. Однако окончательное решение остается за жителями данных регионов, которые должны выразить свою волю на референдуме.

На 1 марта 2008 г. в составе Российской Федерации осталось 83 субъекта. В результате слияния двух регионов: Пермской обл. и Коми-Пермяцкого автономного округа (АО) 1 декабря 2005 г. на карте России появился Пермский край, 1 января 2007 г. — Красноярский край, объединивший 3 субъекта Красноярского края — Таймырскую (ДолганоНенецкую) АО и Эвенкийскую АО, а 1 июля 2007 г. — Камчатский край, образовавшийся из Камчатской обл. и Корякского АО.

1 января 2008 г. по итогам объединительного референдума, который состоялся 16 апреля 2006 г., в состав Иркутской обл. вошел Усть-Ордынский Бурятский АО. А 1 марта 2008 г. по итогам референдума по объединению Читинской обл. и Агинского Бурятского автономного округа, прошедшего 11 марта 2007 г., появился новый субъект РФ — Забайкальский край. Кроме того, планируется, что могут объединиться Ненецкий АО с Архангельской обл., республика Адыгея с Краснодарским краем, Тюменская обл. с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами, Республика Алтай и Алтайский край.

Один из самых острых вопросов подобных укрупнений — вопрос слияния административных образований с национальными автономиями, многие из которых крайне болезненно воспринимают идею лишения автономного статуса, видя в нем залог дальнейшей потери национальной идентичности.

Однако опыт первых двух слияний показывает: именно национальные образования (Коми и Эвенкийский округ) более активно поддержали идею укрупнения. Экономическая целесообразность этого шага перевесила соображения о национальной самобытности, которая в новых условиях, наоборот, получила экономическую основу для развития.

Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо . А. В. Беляков, О. А. Матвейчев . 2009 .

В России началось объединение первых 8 регионов

Столичная агломерация, объединяющая Москву и Московскую область, — самая крупная. По данным Росстата, в 2020 году в ней проживало более 17 млн человек. Ежедневно из Подмосковья на работу в столицу ездят около 800 тысяч жителей. Часть из них пользуется запущенными в 2019 году Московскими центральными диаметрами (МЦД), которые соединяют города области и центр Москвы, часть — личным транспортом. Здесь строится Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД, проходит по области). Границы между Москвой и Подмосковьем размыты: по сути, это давно единый макрорегион с разными органами управления.

В Краснодарскую агломерацию войдет часть Адыгеи. Общая численность составит 2,7 млн человек. Казанская агломерация тоже объединит два региона — Татарстан и частично республику Марий Эл (города Волжск и Звенигово). В совокупности население этой агломерации превысит 1,6 млн человек.

На примере первых четырех агломераций можно увидеть значительную разницу в бюджетной обеспеченности субъектов. Так, доходы Москвы в этом году прогнозируются на уровне 2,6 трлн рублей, Подмосковья — 589 миллиардов. Бюджет Санкт-Петербурга запланирован в 651 млрд рублей, Ленинградской области — 155,3 млрд, Новгородской — всего 39 миллиардов. В казне Краснодарского края доходы прогнозируются в размер 294 млрд рублей, в Адыгее — 26,5 миллиарда. Бюджет Татарстана составляет 274 млрд рублей, Марий Эл — 40 миллиардов.

В пример он привел историю 2020 года, когда врио главы Ненецкого АО Юрий Бездудный и врио губернатора Архангельской области Александр Цыбульский объявили об объединении субъектов. Это чуть не вызвало социальный взрыв в НАО и вылилось в протестное голосование по поправкам в Конституцию. К сентябрьским выборам Цыбульскому и Бездудному пришлось объявить об отказе от идеи. В апреле вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что дотационные регионы типа Еврейской автономной и Курганской областей нужно присоединить к экономически более сильным Хабаровскому краю и Тюменской области. И глава ЕАО Ростислав Гольдштейн ответил, что решение должны принимать жители, а не чиновники. А в ХМАО в мае окружная Дума приняла резолюцию, в которой сказано, что регион должен сохранить свою автономность.

Будет создана единая транспортная система и ликвидированы пробки, у регионов появится общий рынок труда и градостроительная политика, социальная инфраструктура, продолжает он.

На создании четырех агломераций правительство не остановится. Во Фронтальной стратегии развития страны предусмотрено появление 41 агломерации к 2030 году, в том числе в Нижегородской, Самарской, Калининградской, Свердловской, Тюменской, Новосибирской и в других областях.

Читайте также: