Укрепление самодержавной власти кратко

Обновлено: 02.07.2024

Царь Алексей Михайлович правил Россией с 1645 по 1676 год. Историки единодушны в том, что в это время происходит усиление самодержавной власти. Оно выразилось в том, что замирает деятельность земских соборов. Царь уже не нуждался в поддержке сословий для проведения своей политики. В том, что государь создает приказ тайных дел — орган личного надзора царя за всей системой управления. В это же время растет численность административного аппарата. В армии происходят существенные перемены, на смену дворянского ополчения идут полки иноземного строя, что увеличило возможности царской власти, как во внутренних делах, так и во внешней политике. И так, усиление царской власти несомненно, но характер этой власти, ее сущность, историки оценивают по-разному. Для одних, типологически, российское самодержавие — это разновидность европейского абсолютизма. Для других, напротив, царская власть, как при Иване Грозном, так и при Петре, типологически, ближе к власти турецкого султана, главы Османской империи.

Укрепление самодержавия

Какова была власть в Османской империи

В Османской империи власть турецкого султана не была стеснена никаким законом. Он посылал неудобному чиновнику шнурок, на котором тот должен был удавиться. Не было и аристократии в европейском смысле слова, то есть вчерашний ремесленник по воли султана становился великим визирем и, наоборот, мог быть низвергнут султаном обратно вниз. Если султан умирал, то следующий претендент на престол, один из многочисленных сыновей от разных жен султана, всходил на престол и в эту же ночь умерщвлял всех своих братьев, оставляет только одного. Его держали в клетке на случай смерти государя.

Он там жил в довольно сносных условиях, но в полной изоляции от внешнего мира. Не трудно заметить, что такие порядки весьма далеки от московских обычаев 17 столетия. Поэтому, надо полагать, что Россия, как христианская страна, была ближе, конечно, к христианской традиции Европы.

Особенности России того периода

Но другое дело, что в России в это время были свои очень существенные особенности. В чем они состояли? В том, что царская власть не была формально в законе ни чем стеснена, то есть не было никакого закона, который хоть как-то ограничивал бы самодержавную власть. И такой характер царской власти нашел косвенное отражение в русских сказках. Нетрудно заметить, что русские сказки живут в 17 веке. Весь строй понятий, одежда царя, его бояр, окружающие их стрельцы, царские помещения, все это взято напрокат в 17 веке, на рисунках Билибина мы хорошо видим, как представляли себе художники царский дворец русских сказок, и действительно, он как бы списан с подлинного дворца Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское.

Важная церковно-государственная церемония

У нас есть возможность внимательно приглядеться к этому через очень важную для средневековой Руси церковно-государственную церемонию, так называемое, шествие на осляти. Это ежегодное шествие отмечает очень важный для христианской церкви — праздник входа господня в Иерусалим. На иконах средневековой Руси мы часто видим изображение этого важного события, и оно отмечалось большим шествием. За неделю до Пасхи, когда с лобного места царь в окружении своего двора шел от лобного места в Кремль к Успенскому собору. Под уздцы царь вел коня, который изображал ту самую ослицу, на которой в Иерусалим въехал Спаситель. А Спасителя изображал патриарх.

Есть картина Вячеслава Шварца, картина 19 века, на которой в деталях изображена эта церемония при царе Алексее Михайловиче. На ней государь, его ведут под руки два боярина, на коне едет патриарх, видимо патриарх Никон, а справа вверху есть стрелец, который знаменем готов дать сигнал. Что же это за сигнал? Иностранцы, которые часто изображали эту церемонию и в своих описаниях, и, даже, в рисунках запечатлели и вот этот очень важный момент. На рисунке Мейерберга 1661 года, это германский посол, бывший в то время в Москве, можно увидеть, как все присутствующие на церемонии падают ниц. Казалось бы, это действо очень похоже на двор восточного деспота.

Но давайте задумаемся, а перед кем упали все присутствующие? Вовсе не перед государем. Они упали перед Спасителем, которого изображает патриарх. А сам государь, как тогда говорили, смиряя высоту свою царскую, пешком ведёт коня в град, в град спасения. Таким образом, вот это очень важная для русского средневековья церемония показывает, что государь вовсе не стремился к неограниченной беззаконной власти. Его власть была властью закона, она следовала божьим законам.

И вот в этом смысле самодержавие не могло считаться восточной деспотией, потому что над государем была высшая правда, которой он должен следовать. Примечательно, что Петр I затем отменит эту церемонию, потому что он не хотел, чтобы у подданных возникала иллюзия, будто бы что-то может быть выше царской власти.

Алексей Михайлович Тишайший

И так, власть Алексея Михайловича определялась не столько его произволом, его желанием, сколько необходимостью следовать божьей правде, божьей воле, которая выше любого государя. И Алексей Михайлович именно так и вел себя и не случайно за ним в исторической литературе закрепилось наименование тишайший. Строго говоря, этот титул был применим еще и к его отцу, Михаилу Федоровичу, его сыну, затем Федору Алексеевичу. Но для нас тишайшим остается, в первую очередь, царь Алексей Михайлович. Слово тишайший в данном случае понималось, как противовес смуте и беспорядку, установлению такого порядка, который предопределен свыше божьей правдой.

События во временя правления Алексея Михайловича

Конечно, время Алексея Михайловича это вовсе не тишина. Мы знаем, что в его царствование случилось два крупных восстания в самой столице — Соляной бунт и 1648 года и Медный бунт 1662 года. Наконец, грозное восстание Степана Разина, когда разинцы вышли на Волгу в 1670 году, потрясло страну до основания и, наконец, раскол русской церкви установил в стране вовсе не тишину, а церковную смуту. И тем не менее, сам государь всем своим поведением, жизнью всего двора, он утверждал вот эту истину о высшей справедливой власти, как власти тихой. И ему отчасти это удалось.

Конечно, Алексей Михайлович действительно не был кротким. Мы помним, как во время Медного бунта он закричал на восставших, велел их рубить. Мы также вспомним и о том, что царь Алексей велел уморить строптивую боярыню Морозову в темнице. Но по отношению к тем подданным, которые были верны присяге, верны государю, царь Алексей Михайлович вел себя иначе. Ему случалось драть за бороду боярина, ответ которого ему не понравился, но уже на следующий день Алексей Михайлович посылал к нему гонца с извинением и с подарком. Или вот еще один замечательный эпизод, описанный в письме самого государя.

Алексей Михайлович боролся с опозданиями придворных на службу и он ввел такой обычай, те придворные, которые не поспевали к установленному времени, им предстояло проходить процедуру: их бросали в пруд, то есть заставляли купаться, а потом Алексей Михайлович звал их к столу, и он заметил, что некоторые ловкие придворные для того, чтобы выслужиться перед государем или снискать такую высокую честь, нарочно не поспевали и проходили вот эту очистительную иордань, как по образу церковного праздника называл свое наказание государь.

И так, сказанное позволяет нам сделать вывод о том, что российское самодержавие 17 столетия было одной из разновидностей европейского абсолютизма.

И в этом смысле последующая европеизация в начале 18 века при Петре Великом, будет в этом смысле закономерным результатом, закономерным следствием всего предшествующего развития страны.

Женитьба царя

Западное влияние в конце царствования Алексея Михайловича проникает в русскую придворную жизнь в связи со вторым браком государя на Наталье Кирилловне Нарышкиной. Первая супруга Алексея Михайловича Мария Ильинична Милославская скончалась в 1669 году. Многочисленные роды истощили ее организм, она родила 13 детей. Царь Алексей Михайлович очень горевал по своей любимой первой супруге и сочинил в ее честь церковное песнопение.

Однако, к моменту смерти жены ему было всего 40 лет и он задумал жениться снова. Был настоящий выбор невест. Десятки красивых девушек были представлены ко дворцу, но царь, похоже, уже склонялся выбрать вполне определенную невесту. Это была Наталья Кирилловна Нарышкина, которая воспитывалась в доме у ближнего стрелецкого полковника, ближнего к государю, стрелецкого полковника Артамона Сергеевича Матвеева. Однако, многие бояре страшились возвышения Матвеева, и на самом заключительном этапе царских смотрин они сумели доставить во дворец еще одну девушку Авдотью Беляеву.

Она, вероятно, была очень хороша собой, потому что государь стал колебаться, кого выбрать. В этот решающий момент царских смотрин во дворце появились подметные письма. В этих подметных письмах Артамон Матвеев обвинялся в колдовстве, но государь не поверил навету и, в конце концов, склонился в пользу Натальи Кирилловны Нарышкиной.

Вторая жена царя — Наталья Нарышкина

Наталья Нарышкина провела свое детство вместе с отцом на западной границе. Там Кирилл Нарышкин служил стрелецким головой, и здесь в Смоленские еще были очень сильны польские обычаи. Наталью Кирилловну воспитывали в немного более свободной манере, и это уже сказалось в самом начале ее жизни во дворце. Во время одной из пышных церемоний, когда весь двор, царь с царицей, весь двор выезжали из Кремля, царица позволила себе приоткрыть окно в царской карете, точнее приподнять занавеску, и иностранный посол сумел разглядеть красоту чернявой молодой царицы, которая предстала перед взглядом вся в сверкании драгоценных камней.

За это патриарх, кстати, Наталье Кирилловне сделал строгое внушение. Конечно, сразу же после свадьбы на Наталье Кирилловне Нарышкиной началось возвышение боярина Артамона Матвеева. Он был пожалован думным дворянином, потом окольничим и, наконец, получил боярство, то есть он прошел один за другим думные чины, достигнув самого высшего.

Первый театр при дворе

Артамон Матвеев увлек царя Алексея Михайловича не виданным новшеством. Впервые при русском дворе был устроен придворный театр. Из-за рубежа пригласили обученного к этому делу мастера, который набрал в немецкой, мещанской слободах отроков и взрослых людей и с их помощью устроил спектакль во дворце. Темы спектаклей, сценарии выбирались, конечно, согласно текстам священного писания. У традиционалистов эти придворные действа, придворный театр, вызвал возмущение. Но представьте себе, как может обыкновенная женщина изображать Богородицу. С точки зрения традиционалистов это несомненное кощунство. Но Алексей по благословению своего духовника решился на это невиданное действо.

Между тем, в 1672 году родился и сын у Натальи Кирилловны, царевич Петр. Так у государя появилось потомство от двух браков, что заложило мину замедленного действия под всю последующую придворную историю конца 17 столетия. Она будет отмечена то скрытым, то явным противоборством двух придворных кланов, Милославских и Нарышкиных. Ну а пока же, формально наследником престола был объявлен старший царевич Федор Алексеевич, который через пару лет взойдет на российский престол.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Усиление самодержавной власти в XVII веке

После бурных событий "Смутного времени", когда авторитет верхов заметно пошатнулся, государственная власть в России была восстановлена в форме сословно представительной монархии , опиравшейся на Боярскую Думу и земские соборы. Избранный в 1613 г. царем молодой и слабохарактерный Михаил Романов долгое время не играл самостоятельной роли. Государственными делами заправляли его родственники Салтыковы и Черкасские. Затем вернувшийся из плена отец царя патриарх Филарет более десяти лет лично руководил правительством. Вошедший на престол юным, второй Романов - Алексей Михайлович (1645-1676), в начале правления был вынужден делить власть - сначала с боярином Морозовым, а затем некоторое время с патриархом Никоном. Ограничение царской власти в условиях сословно-представительной монархии объяснялось привилегированным положением боярской аристократии, верхушка которой входила в Боярскую думу - высший правительственный орган.

Но к середине XVII в. значение Боярской думы постепенно падало. Члены Думы давали присягу ничего не делать без ведома царя. Царь же мог решать вопросы и без согласия Думы.

Своеобразие русской монархии того периода выражалось в стабильности сословного представительства, особенно сословия горожан - торгово- ремесленной верхушки. Поэтому в эволюции самодержавия России роль земских соборов в XVII в. постепенно падает: крепнущее самодержавие все реже собирает их для решения тех или иных важных вопросов.

Самодержавное государство опиралось на развитый бюрократический аппарат . Центральное управление осуществлялось через приказы (особые органы исполнительной власти). Число их было различно, иногда доходило до 50. Часть приказов подчинялась не государю, а патриарху. В XVII в. значение бюрократических элементов - дьяков, подьячих в приказной системе усиливается.

Наблюдается падение выборного начала в местном самоуправлении. Здесь также проявилась тенденция к централизации. На местах всю полноту власти - военную, судебную, финансовую и т.д. - осуществляли воеводы, назначаемые правительством из дворян. Воеводское управление местами поглотило, а местами подчинило все виды прежней администрации и прежде всего земское управление.

Таким образом , новым моментом в политической области во второй половине XVII в. была эволюция сословно-представительской монархии в сторону абсолютизма.

Новые тенденции заметны в развитии российского войска . Кроме стрелецких полков и дворянского конного ополчения, с 30-х гг. XVII в. начинают создаваться т.н. полки "нового" (или "иноземного") строя, укомплектованные по принципу принудительного набора, обученные и вооруженные по западному. Полки "нового строя" к концу столетия стали играть большую роль в системе организации вооруженных сил русского государства, значение же поместного ополчения резко упало. Одновременно утрачивали прежнее предназначение боевой силы стрельцы. В 1681 г. в России насчитывалось свыше 60 тысяч солдат, около 30 тысяч рейтар, свыше 50 тысяч стрельцов и лишь около 16 тысяч дворян. Кроме того, имелось еще около 30 тысяч конных "служилых инородцев" - татар, мордвы и других.

Вместе с тем, в организации вооруженных сил России к исходу ХVII в. имелись и серьезные недостатки. Прежде всего, они представляли чрезвычайно пеструю картину. Комплектование, вооружение, обучение и снабжение всех этих разрядов войска были разнородными. Отсутствовало единое центральное управление вооруженными силами. Из-за экономической отсталости России армия испытывала большой недостаток в ружьях, мушкетах, пистолетах и боеприпасах. Артиллерия имела много орудий старых образцов, сделанных еще в XV-ХVI веках. Таким образом, существовавшая в конце ХУII века военная система не могла в должной мере обеспечить успешное решение назревших внутренних и внешнеполитических проблем русского государства. Необходима была ее коренная реорганизация.

"Уложением" 1649 г. запрещается новое приобретение земель церковью. Одновременно сокращаются ее многочисленные привилегии. Тем самым ограничивается экономическое могущество церкви. Для управления вотчинами монастырей и духовенства учреждается Монастырский приказ.

Параллельно с отмиранием сословного представительства растет политическое и идеологическое значение царской власти. Вводится новая государственная печать, в царский титул вводится слово "самодержец". Идеология самодержавия зиждилась на двух положениях: божественном происхождении царской власти и преемственности царей новой династии от династии Рюриковичей.

В начале правления Михаил Федорович утвердил сбор чрезвычайного налога «пятинных денег. Причиной введения налога, при котором сначала феодалы и купцы, а потом и крестьяне вынуждены были платить пятую часть годовых доходов стал дефицит денег в казне, вызванный событиями Смутного времени. Налог собирался 6 раз с 1614 по 1619 год и помог преодолеть кризис Смутного времени, укрепить личную власть царя. Земские соборы в будущем собираются гораздо реже.

В этот период одним из важнейших событий является принятие Соборного уложения. Причинами принятия данного уложения является, во-первых, устаревание и противоречие некоторых указов, принятых в промежуток с 1550 до 1649 года, во-вторых, массовые городские восстания (Соляной бунт 1648 года), в-третьих, Алексей Михайлович желал укрепить собственную власть и абсолютную монархию. Все вышеперечисленное привело к созданию в 1649 году согласованного и единого свода законов - Соборное уложение.

Огромную роль в этом событии сыграл Алексей Михайлович, который приказал создать специальную комиссию для разработки свода законов. Во главе комиссии был поставлен князь Никита Одоевский, который руководил процессом составления документа. Одоевский руководствовался многочисленными челобитными грамотами, на основе чего лично составлял некоторые статьи для свода законов. Также Алексей Михайлович приказал созвать Земский собор, который собрался в 1648 году, для принятия законопроекта. В результате было законодательно оформлено крепостное право, введен бессрочный сыск беглых крестьян без урочных лет. Деятельность Алексея Михайловича и Никиты Одоевского способствовала принятию Соборного уложения, которое просуществовало вплоть до 1832 года и было заменено Сводом законов Российской Империи, составленным под руководством М.М. Сперанского. Как итог, принятие Соборного уложения способствовало защите интересов самодержавной монархии, верхов общества, оно узаконило оформление перехода к абсолютной монархии в России и системы крепостного права, которое будет отменено лишь в 1861 году Александром вторым.

Не менее важным событием является учреждение приказа Тайных дел в 1654 году. Причиной данного события является тенденция централизации, укрепление собственной власти царя России, где царь, с помощью приказа Тайных дел, мог контролировать деятельность других приказов и государственных учреждений. Эта тенденция пошла благодаря принятию Соборного уложения. Как следствие, учреждение данного приказа способствовало уменьшению значения органов сословного представительства в системе государственного управления (Земский собор), централизации аппарата, в руках русского царя сосредотачивается практически неограниченная власть, что свидетельствует об активном процессе начала становления абсолютной монархии в России.

Также можно выделить еще одно событие - отмена местничества. Причиной данного события является, во-первых, местнические споры, которые переливались в кровопролитные столкновения, во-вторых, неэффективность управления государством. Важную роль в этом событии сыграл Федор Алексеевич, который сам и выступил с инициативой отмены местничества. Федор Романов приказал сжечь разрядные книги, на основе которых вёлся учёт мест, и начать вести семейные родословные книги. Действия Федора Алексеевича привели к расширению царских полномочий и укреплению самодержавия. Следствием данного события является усиление личной власти царя, который теперь имел право назначать людей по своему усмотрению на важные должности, а при служебных назначениях на первый план выдвигался принцип личных заслуг человека.

Таким образом, процесс укрепления самодержавия в годы правления первых Романовых способствовал становлению абсолютной монархии в России. Соборное уложение упорядочило систему управления государством, укрепляло положение и расширяло полномочия царской власти. Учреждение приказа Тайных дел и отмена местничества, опять же, усиливали личную власть царя и наделяли его соответствующими полномочиями, что свидетельствует о становлении абсолютизма в России 17 века. Петр первый во многом продолжил политику укрепления самодержавия, издав Табель о рангах, благодаря которому ещё больше падало значение боярской аристократии, а дворянский статус можно было получить благодаря продвижению по службе.


На про­тяже­нии все­го XVII в. про­ис­хо­дил про­цесс уси­ления цар­ской влас­ти. Как и в ря­де дру­гих стран, в Рос­сии шло ста­нов­ле­ние аб­со­лютиз­ма. Од­на­ко при­чины дан­но­го про­цес­са, внеш­не по­хоже­го на по­доб­ные яв­ле­ния в дру­гих стра­нах, в Рос­сии бы­ли во мно­гом сво­еоб­разны­ми. Стрем­ле­ние к все­мер­но­му у­креп­ле­нию цен­тральной влас­ти выз­ва­ла ка­тас­тро­фа Смут­но­го вре­мени.

Только мощ­ная власть мог­ла га­ран­ти­ровать не­зави­симость стра­ны и внут­ренний по­рядок в ней, ус­пешное раз­ви­тие хо­зяйства.

Приз­на­ком ста­нов­ле­ния аб­со­лютиз­ма яв­ля­лась эво­люция ро­ли Зем­ских со­боров. Цен­тральная власть по ме­ре сво­его у­креп­ле­ния стре­милась из­ба­виться от не­об­хо­димос­ти со­вето­ваться с сос­ло­ви­ями. Пос­ле воз­вра­щения из польско­го пле­на от­ца ца­ря Ми­ха­ила Ро­мано­ва пат­ри­ар­ха Фи­ларе­та со­зыв со­боров прек­ра­тил­ся. Од­на­ко смерть пат­ри­ар­ха в 1633 г. вы­нуди­ла его сы­на вновь пойти на со­зыв Зем­ских со­боров. При Алек­сее Ми­хайло­виче со­боры со­бира­лись в на­чале его царс­тво­вания для при­нятия ре­шений по важ­нейшим проб­ле­мам (Со­бор­ное уло­жение 1649 г., на­чало войны за вос­со­еди­нение с Ук­ра­иной).

Пос­те­пен­но Алек­сей Ми­хайло­вич до­бил­ся пол­ной по­беды прин­ци­па лич­ной и аб­со­лют­ной влас­ти, ко­торый был за­креп­лен его сы­ном, Пет­ром I.

Ти­тул са­модер­жца вна­чале ис­пользо­вал­ся для вы­раже­ния внеш­ней не­зави­симос­ти от Ор­ды, но за­тем на­пол­нился иным со­дер­жа­ни­ем, обоз­на­чая еди­нов­лас­тно­го пра­вите­ля.

К кон­цу XVII в. Зем­ские со­боры уш­ли в прош­лое. Прав­да, в 1682 г. воп­рос о сме­не мо­нар­ха на тро­не ре­шал­ся на не­ком по­добии со­бора с учас­ти­ем слу­жилых лю­дей. Од­на­ко в це­лом цар­ская власть при­об­ре­ла все приз­на­ки аб­со­лютиз­ма. В Со­бор­ном уло­жении 1649 г. бы­ло за­коно­дательно за­креп­ле­но из­ме­нение ро­ли цар­ской влас­ти. Вся­кое выс­тупле­ние про­тив мо­нар­ха на­казы­валось смер­тной казнью.

Го­сударст­вен­ный ап­па­рат.


Царь пра­вил стра­ной, опи­ра­ясь преж­де все­го на го­сударст­вен­ный ап­па­рат. Этот ап­па­рат в XVII в. рос и со­вер­шенс­тво­вал­ся. Ос­новным эле­мен­том его бы­ла при­каз­ная сис­те­ма. По ме­ре по­яв­ле­ния но­вых нап­равле­ний го­сударст­вен­ной де­ятельнос­ти, рос­та тер­ри­тории стра­ны соз­да­вались но­вые при­казы. Все­го бы­ло око­ло восьми­деся­ти при­казов, но пос­то­ян­но действо­вало око­ло со­рока.

При­каз­ная сис­те­ма бы­ла до­вольно за­путан­ной. Не су­щес­тво­вало чет­ко­го раз­де­ления об­ластей де­ятельнос­ти при­казов, не бы­ло до­кумен­тов, оп­ре­деляв­ших по­рядок де­ятельнос­ти. Су­щес­тво­вали при­казы, уп­равляв­шие тер­ри­тори­ями (Си­бир­ский при­каз, При­каз Ка­зан­ско­го двор­ца), дру­гие при­казы ве­дали нап­равле­ни­ями де­ятельнос­ти го­сударс­тва (По­сольский, Раз­рядный при­казы и др.). Приз­на­ком уси­ления влас­ти ца­ря ста­ло соз­да­ние Алек­се­ем Ми­хайло­вичем При­каза Тайных дел, ко­торый дол­жен был кон­тро­лиро­вать дру­гие при­казы, ар­мию, мес­тные влас­ти. Фак­ти­чес­ки ру­ково­дил этим При­казом сам царь.


Интерьер Московского приказа XVII в.

В мес­тном уп­равле­нии ре­ша­ющая роль при­над­ле­жала во­ево­дам, наз­на­ча­емым ца­рем в го­рода и у­ез­ды. Сох­ра­нилась преж­няя сис­те­ма са­мо­уп­равле­ния, но те­перь она бы­ла под­чи­нена во­ево­дам. Во­евод­ское уп­равле­ние ха­рак­те­ризо­валось мно­гими зло­упот­ребле­ни­ями, от че­го не спа­сали са­мые кру­тые ме­ры и на­каза­ния.

В го­сударст­вен­ном уп­равле­нии при­сутс­тво­вали и ста­рые чер­ты. Царь по тра­диции со­вето­вал­ся при при­нятии всех ре­шений с Бо­яр­ской ду­мой. Мес­та в Ду­ме за­нима­ли на ос­но­ве сис­те­мы мес­тни­чес­тва, т.е. бо­яра­ми ста­нови­лись бла­года­ря знат­ности пред­ков. Од­на­ко при Алек­сее Ми­хайло­виче в Ду­ме ока­зались нез­натные, но та­лан­тли­вые лю­ди, та­кие как А.Л.Ор­дин-На­щокин, А.С.Мат­ве­ев. Мес­тни­чес­тво бы­ло от­ме­нено в 1682 г. при ца­ре Фе­доре Алек­се­еви­че.

Пре­об­ра­зова­ния в ар­мии. Для аб­со­лютист­ско­го го­сударс­тва ха­рак­терна за­бота об ар­мии. В XVII в. в Рос­сии воз­никла не­об­хо­димость в соз­да­нии пос­то­ян­ной ар­мии.

Пер­вые пол­ки но­вого (ино­зем­но­го) строя — сол­дат­ские, рейтар­ские и дра­гун­ские — по­яви­лись при Ми­ха­иле Фе­доро­виче. Сол­да­ты сра­жались в пе­шем строю, рейта­ры — в кон­ном, а дра­гуны — как в пе­шем, так и в кон­ном строю.

Пер­во­начально пол­ки но­вого строя фор­ми­рова­лись из на­ем­ни­ков-за­пад­но­ев­ро­пейцев. Поз­же в них ста­ли слу­жить и рус­ские лю­ди. Го­сударс­тво обес­пе­чива­ло сол­дат, рейтар и дра­гун во­ору­жени­ем, ло­шадьми и пла­тило им жа­лованье.

Од­на­ко нес­мотря на пре­об­ра­зова­ния, ар­мия по-преж­не­му име­ла не­пос­то­ян­ный ха­рак­тер. Пол­ки но­вого строя бы­ли кап­лей в мо­ре по срав­не­нию с ог­ромной мас­сой стрельцов, ка­заков, от­ря­дов слу­жилых лю­дей, к ко­торым во вре­мя войны при­со­еди­нялись от­ря­ды та­тар, баш­кир, кал­мы­ков и др.

Ар­мия пос­те­пен­но из­бавля­лась от ино­зем­ных офи­церов. Рус­ские ка­пита­ны, майоры и под­полков­ни­ки окон­ча­тельно вы­тес­ня­ют инос­тран­цев. По­яви­лись и пер­вые рус­ские ге­нера­лы.

Пат­ри­арх Ни­кон и рас­кол в Рус­ской пра­вос­лавной цер­кви.




В 1652 г. пат­ри­ар­хом был из­бран Ни­кон — вы­ходец из мор­дов­ских крестьян, энер­гичный и ав­то­ритет­ный де­ятель, имев­ший гро­мад­ное вли­яние на ца­ря Алек­сея Ми­хайло­вича.

В Цер­кви воз­ник рас­кол, гла­вой ко­торо­го стал про­топоп Ав­ва­кум. От­де­лив­ши­еся — рас­кольни­ки-ста­рове­ры — нас­только не пе­рено­сили сво­их преж­них братьев по ве­ре (ни­кони­ан­цев), что не хо­тели есть и пить из од­ной с ни­ми по­суды и хо­дить в те цер­кви, где слу­жили по но­вым кни­гам.

К рас­ко­лу прим­кну­ла как часть низ­ше­го ду­ховенс­тва, про­тес­то­вав­ше­го про­тив уси­ления гне­та со сто­роны цер­ковной вер­хушки, так и выс­ше­го, не­довольно­го стрем­ле­ни­ем Ни­кона к цен­тра­лиза­ции и его са­мо­уп­равс­твом.


Пун­кта­ми на пу­ти прод­ви­жения рус­ских в Си­бирь ста­ли кре­пос­ти из за­ос­трен­ных ввер­ху бре­вен (ос­тро­ги) — Ени­сейск (1619 г.), Крас­но­ярск (1628 г.), Братск (1631 г.), Якутск (1632 г.), Ир­кутск (1661 г.), Се­лен­гинск (1665 г.) и др. Пос­ле ос­но­вания слу­жилым че­лове­ком Пет­ром Бе­кето­вым Якут­ска пер­вопро­ход­цы дви­нулись по двум нап­равле­ни­ям. Од­ни ус­тре­мились на се­веро-вос­ток — на ре­ки Яна, Ин­ди­гир­ка, Ана­дырь, Ко­лыма, на Чу­кот­ку и Кам­чатку. Большой вклад в ос­во­ение это­го края внес­ли Се­мен Деж­нёв, Ми­ха­ил Ста­духин, Фе­дот Алек­се­ев. В 1648 г. ко­рабль (коч) Деж­нё­ва пер­вым про­шел по про­ливу меж­ду Ази­ей и Аме­рикой. Так бы­ло сде­лано од­но из ве­личайших ге­ог­ра­фичес­ких от­кры­тий, ос­тавше­еся, прав­да, тог­да ма­ло­из­вес­тным.

Дру­гой по­ток пер­вопро­ход­цев ус­тре­мил­ся к Охот­ско­му мо­рю и Аму­ру. В 1639—1640 гг. ка­заки под пред­во­ди­тельством Ива­на Мос­кви­тина выш­ли к Ти­хому оке­ану. Ва­силий По­яр­ков в 1643 г. с от­ря­дом пе­решел Ста­новой хре­бет и спус­тился к Аму­ру. Ле­том сле­ду­юще­го го­да эк­спе­диция выш­ла по не­му к Охот­ско­му мо­рю. В 1650 г. Еро­фей Ха­баров зах­ва­тил на Аму­ре нес­колько го­род­ков мес­тных пле­мен, а в 1652 г. от­бил на­паде­ние от­ря­да маньчжу­ров, зах­ва­тив­ших власть в Ки­тае. В мар­те 1655 г. пре­ем­ник Ха­баро­ва на Аму­ре А.Сте­панов вы­дер­жал тя­желый бой с 10-ты­сяч­ным войском маньчжу­ров. В 1658 г. маньчжу­ры раз­гро­мили от­ряд Сте­пано­ва. Но рус­ские у­кре­пились в вер­ховьях Аму­ра.

За про­мыс­ло­вика­ми и сбор­щи­ками яса­ка шли крестьяне. Зна­комс­тво с зем­ле­дельчес­ки­ми на­выка­ми и бы­том рус­ских спо­собс­тво­вало раз­ви­тию мес­тных на­родов. При этом и са­ми рус­ские пе­ресе­лен­цы мно­гому на­учи­лись у си­бир­ских жи­телей. Об­щая чис­ленность рус­ско­го на­селе­ния Си­бири к на­чалу XVIII в. дос­тигла 170 тыс. душ муж­ско­го по­ла.

Бла­года­ря тру­ду крестьян Си­бирь уже в кон­це XVII в. пи­талась собс­твен­ным хле­бом.

Внеш­няя по­лити­ка.

Пе­ред Рос­си­ей пос­ле Сму­ты сто­яли за­дачи воз­вра­щения древ­не­рус­ских зе­мель, вы­ход к мо­рям, про­дол­же­ние борьбы с Крым­ским ханс­твом и Тур­ци­ей.




Осо­бое вни­мание бы­ло уде­лено у­креп­ле­нию юж­ной гра­ницы от на­паде­ний крым­ских та­тар. Прис­ту­пили к воз­ве­дению но­вых за­сеч­ных черт и го­родов. К кон­цу 40-х гг. XVII в. бы­ло за­кон­че­но со­ору­жение гран­ди­оз­ной у­креп­ленной ли­нии от ре­ки Ворс­кла че­рез Бел­го­род и Во­ронеж до Там­бо­ва и да­лее на вос­ток, по­лучив­шей наз­ва­ние Бел­го­род­ская за­сеч­ная чер­та.

В 1637 г. дон­ские ка­заки взя­ли ту­рец­кую кре­пость Азов. Од­на­ко Рос­сия не ре­шилась на­чать войну с Тур­ци­ей, и в 1642 г. ка­заки уш­ли.

В 1648 г. в Ре­чи Пос­по­литой вспых­ну­ло на­ци­онально-ос­во­боди­тельное вос­ста­ние про­тив польско-ка­толи­чес­ко­го гне­та. Тол­чком пос­лу­жило выс­тупле­ние за­порож­ских ка­заков во гла­ве с гет­ма­ном Бог­да­ном Хмельниц­ким. В 1648—1649 гг. вос­став­шие одер­жа­ли круп­ные по­беды над польски­ми войска­ми. С пер­вых ме­сяцев вос­ста­ния Хмельниц­кий об­ра­щал­ся за по­мощью в Мос­кву, пред­ла­гая Алек­сею Ми­хайло­вичу взять Ук­ра­ину под свою власть. Это оз­на­чало войну с Речью Пос­по­литой. Просьбы о по­мощи ста­ли еще бо­лее нас­тойчи­выми пос­ле по­раже­ний пов­стан­цев в 1651 г.

В 1653 г. Зем­ский со­бор в Мос­кве пос­та­новил при­нять в под­данс­тво гет­ма­на Б.М.Хмельниц­ко­го и Ма­лорос­сию (так на­зыва­ли Ук­ра­ину). 8 ян­ва­ря 1654 г. в Пе­ре­яс­лавле бы­ла соб­ра­на ра­да (со­вет) ка­заков, при­няв­шая ре­шение о пе­рехо­де Ма­лорос­сии в под­данс­тво Рос­сии. Ук­ра­ина вхо­дила в сос­тав Рос­сии с сох­ра­нени­ем зна­чительной ав­то­номии.

Война с Речью Пос­по­литой про­дол­жа­лась до 1667 г., ис­то­щив обе сто­роны. 30 ян­ва­ря в де­рев­не Ан­дру­сово бы­ло зак­лю­чено пе­реми­рие на 13,5 лет. Рос­сия по­луча­ла Смо­лен­скую зем­лю, Ле­вобе­реж­ную Ук­ра­ину и Ки­ев.

В 1672 г. Ос­ман­ская им­пе­рия зах­ва­тила у Польши часть Ук­ра­ины. В 1676—1677 гг. раз­го­релись ак­тивные бо­евые действия меж­ду Рос­си­ей и Тур­ци­ей. Ту­рец­ко-та­тар­ская ар­мия пы­талась взять го­род Чи­гирин — ре­зиден­цию гет­ма­нов Ук­ра­ины. Рус­ская ар­мия во­ево­ды Г.Г.Ро­мода­нов­ско­го от­ра­зила нас­тупле­ние ту­рок. В и­юне 1678 г. ог­ромное ту­рец­ко-та­тар­ское войско вновь оса­дило Чи­гирин. Рус­ско-ук­ра­ин­ские войска раз­би­ли ту­рец­кий зас­лон, но по­дош­ли к Чи­гири­ну слиш­ком поз­дно. Пос­ле ожес­то­чен­ных бо­ев гар­ни­зон ос­та­вил раз­ва­лины кре­пос­ти, рус­ская ар­мия от­сту­пила за Днепр. В 1681 г. в Бах­чи­сарае был зак­лю­чен до­говор о пе­реми­рии на 20 лет меж­ду Рос­си­ей, Тур­ци­ей и Крым­ским ханс­твом.

Вопросы и задания

1. В чем сос­то­яли при­чины у­креп­ле­ния са­модер­жа­вия в Рос­сии?

2. Ка­кие из­ме­нения в го­сударст­вен­ном уп­равле­нии бы­ли ха­рак­терны для Рос­сии XVII в.? Сос­тавьте схе­му уп­равле­ния стра­ной.

3. Оха­рак­те­ризуйте ре­фор­ми­рова­ние рус­ской ар­мии в XVII в.

4. Ка­кие ре­фор­мы про­вел пат­ри­арх Ни­кон? К ка­ким пос­ледс­тви­ям они при­вели? В чем сос­то­яли при­чины кон­флик­та меж­ду ца­рем Алек­се­ем Ми­хайло­вичем и пат­ри­ар­хом Ни­коном? Как он за­вер­шился?

5. Ис­пользуя Ин­тернет, со­бери­те ма­тери­ал о раз­ногла­си­ях меж­ду сто­рон­ни­ками и про­тив­ни­ками ре­фор­мы Ни­кона. Ре­зультат ис­сле­дова­ния офор­ми­те в ви­де срав­ни­тельной таб­ли­цы.

6. Опи­шите ход ос­во­ения Си­бири в XVII в. По­кажи­те на кар­те нап­равле­ния по­ходов рус­ских зем­лепро­ход­цев.

7. Ка­кие внеш­не­поли­тичес­кие за­дачи сто­яли пе­ред Рос­си­ей в XVII в.? Ка­кие из этих за­дач уда­лось ре­шить, а ка­кие нет? По­чему?

Читайте также: