Структура межличностного взаимодействия кратко

Обновлено: 04.07.2024

Симпатия - это эмоциональная положительная установка на субъект взаимодействия.

Притяжение - потребность человека быть вместе с другим конкретным человеком.

Симпатия и притяжение могут проявляться иногда независимо друг от друга. Межличностные симпатии и притяжения можно рассматривать как условие и результат совместимости двух лиц в определённых условиях. Совместимость людей характеризуется следующими факторами6

* социологические факторы (социальный статус, профессия, образование);

* социально-психологические факторы (ценностные ориентации, межличностный статус);

* психологические факторы ( характер, стереотипы поведения);

* психофизиологические факторы (темперамент, эмоциональность, реактивность организма.

Из ряды наблюдений и исследований вытекает, что:

а) устойчиво взаимодействуют люди, имеющие различный социометрический статус в группе;

б) отвергают друг друга, т.е. испытывают межличностное непринятие, те лица, которые имеют сходные, но недостаточно высокие статусы (уровень "пренебрегаемых" и "непредпочитаемых".

Ещё одной характеристикой МЛО можно выделить взаимопонимание (взаимное понимание и согласие).

Понимание - способность осмысливать, постигать содержание высказываемого, его значение, личностные помыслы партнёра по взаимодействию. Это когнитивный процесс установления связи между явлениями. Но одного понимания недостаточно, необходимо ещё и взаимное согласие (эмоциональная и поведенческая составляющая отношений)

Одними из основных параметров взамопонимания являются адекватность и идентификация.

Адекватность - это точность отражения одной личности другой.

Идентификация - это внутреннее отражение, уподобление человека другому лицу.

Отсутствие взаимопонимания, общих интересов, ценностей, установок характеризуется несовместимостью двух сторон. Несовместимость побуждений возникает тогда, когда два побуждения вступают в противоречие, исключая друг друга. В результате, как факт, наблюдается конфликтная ситуация.

Конфликт - столкновение целей, позиций, интересов, установок субъектов взаимодействия. Конфликты неизбежны и необходимы, т.к. могут являться движущей силой развития личности.

Если совместимость характеризуется максимальной удовлетворённостью партнёров при значительных эмоциональных затратах, то срабатываемость определяется, в первую очередь, эффективностью деятельность.

Срабатываемость - согласованность в работе между её участниками. В этом случае взаимная удовлетворённость взаимодействием партнёров опосредована деятельностью.

Таким образом видим, что основными характеристиками МЛО можно назвать:

симпатию, притяжение, совместимость, срабатываемость, взаимопонимание.

Тема. Феноменология общения

1. Определение общения. Содержание, цели и средства общения. Виды общения. Структура общения. Роль общения в развитии индивида и общества. Качественное отличие общения человека от общения животных. Историческое развитие форм общения в человеческом обществе. Специфика развития общения в онтогенезе.

2. Характеристика основных сторон общения. Коммуникативная сторона общения. Общие сведения о коммуникации. Специфика коммуникативного процесса между людьми. Использование различных знаковых систем в коммуникативном процессе. Общение и язык. Вербальная коммуникация (речь). Невербальная коммуникация. Виды невербальной коммуникации. Общение как межличностное взаимодействие (интеракция). Социальный контроль и социальные нормы. Роль и ролевые ожидания в процессе общения. Основные стратегии в поведении в процессе взаимодействия. Общение как восприятие людьми друг друга. Понятие социальной перцепции, функции социальной перцепции. Психологические механизмы межличностного восприятия человека человеком. Идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция. Причинная интерпретация поведения другого человека. Стереотипизация и пути ее преодоления. Эффекты межличностного восприятия: “эффект ореола”, “эффект первичности”, “эффект новизны”. Роль установки при формировании первого впечатления о человеке. Интерпритация причин поведения другого человека – явление каузальной атрибуции.

3. Конфликты в межличностном взаимодействии. Понятие конфликта. Признаки конфликта. Структура конфликта (участники конфликта, образы конфликтной ситуации, исходы конфликтной ситуации, условия протекания конфликта, возможные действия участников). Типы конфликтов. Варианты разрешения конфликта.Техника и приемы общения. Практические способы оптимизации общения. Правила установления контакта с партнером. Требования активного слушания. Установки, затрудняющие процесс общения. Эмоциональные переживания осложняющие процесс общения. Поведение, затрудняющее общение с другими людьми.

Определение общения

Проблема общения – одна из центральных в СП. Под ОБЩЕНИЕМ понимается внешнее, наблюдаемое поведение, в котором актуализируются и проявляются межличностные отношения (определение Я.Л.Коломинского). Часто ОБЩЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Психология. Словарь).

О. полифункционально, что отражается в множестве существующих классификаций функций О. В наиболее обобщенных классификациях выделяется три стороны О.: коммуникативная, интерактивная и перцептивная (Г. М. Андреева).

Близкая классификация предлагается в работах Б. Ф. Ломова: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема — передачи информации; регуляционно-коммуникатив-ная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

А. А. Брудный выделяет в качестве основной рабочей функции инструментальную функцию О., необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместного труда; синдикативную функцию, к-рая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп; трансляционную, необходимую для обучения, передачи 'знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания. Эта функция особенно характерна для творческих личностей.

Таким образом, существуют разные подходы к определению главных функций общения. Однако во всех подходах подчеркивается большая роль общения в развитии личности и группы. И поэтому одной из задач социальной психологии является разработка средств корректировки и оптимизации О., развития способностей и навыков О., особенно необходимых тем категориям людей, к-рые профессионально связаны с процессом О. (руководители, педагоги, врачи и др.).

Можно выделить различные основания классификации общения.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации

Соответственно, по СОДЕРЖАНИЮ выделяют:

* материальное общение (обмен предметами и продуктами деятельности);

* когнитивное общение (обмен информацией, знаниями);

* кондиционное общение (влияние на физическое или психическое состояние друг друга);

* мотивационное общение (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

* деятельностное общение (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По ЦЕЛЯМ выделяют:

* биологическое (для поддержания, сохранения и развития организма;

* социальное (развитие межличностных отношений, личностный рост).

По СРЕДСТВАМ выделяют:

* непосредственное общение (с помощью естественных органов, данных живому существу);

* опосредованное (с использование специальных средств и орудий для организации общения);

* прямое (личные контакты и непосредственное восприятие общающихся);

* косвенное (осуществляется через посредников).

По ХАРАКТЕРУ ПРОТЕКАНИЯ Л.Д. Столяренко выделяет следующие виды общения:

* примитивное общение (когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект);

* формально-ролевое общение (регламентированы и содержание и средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли);

* деловое общение (когда учитывают особенности личности собеседника, но интересы дела ставятся на первый план)

* духовно-межличное общение (вид общения, который наблюдается при дружеских отношениях);

* манипулятивное общение (общение, направленное на получение выгоды одним участником общения в ущерб интересов и ценностей другого);

* светское общение (когда собеседники придерживаются принятых норм общения в данной ситуации, а не реальное переживаемых чувств и мыслей)

В зависимости от УРОВНЯ ОБЩЕНИЯ (степени личностной вовлеченности в преобразование отношений) можно выделить:

* социально-ролевое общение (уровень общения, на которому от человека ожидается выполнение определенной ролевой функции, демонстрация знания норм социальной среды, подтверждение себя, своего статуса);

* деловое общение (уровень общения, на котором людей объединяют интересы дела, совместная деятельность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества; общение является психологически отстраненным, домини-рует Я-ВЫ контакт);

* интимно-личностный (уровень, на котором основной целью общения является удовлетворение потребностей в понимании, сочувствии, переживании; от партнеров ожидается психологическая близость, эмпатия, доверительность).

Таким образом, общение можно рассматривать с различных оснований и соответственно можно говорить о существовании многих видов общения. Анализ каждого виды позволяет более глубоко изучить механизмы межличностного взаимодействия людей и его влияния на личностное развитие.

Каждый человек живет, формируется, развивается в обществе других людей. С ними он устанавливает определенные связи и отношения. Основу этих связей и отношений составляют действия людей и их влияние друг на друга. Это и есть взаимодействие.

Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь (Словарь практического психолога).

Именно причинная обусловленность является главной особенностью взаимодействия. При этом каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно становится источником самодвижения и саморазвития процессов и явлений.

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе – это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, воздействия на оценки и эмоциональные состояния другого человека.

Под взаимодействием в социальной психологии понимаются не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность.

Взаимодействие обычно классифицируют по форме. В этом случае различают межличностное и межгрупповое взаимодействие, межличностные отношения и общение.

Межличностное взаимодействие – это случайные и преднамеренные, частные и публичные, длительные и кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

Основные признаки межличностного взаимодействия:

¨ Наличие внешней цели (или объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;

¨ Доступность (эксплицированность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;

¨ Ситуативность, зависящая от конкретных условий деятельности, правил, норм, вследствие чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом;

¨ Рефлексивная многозначность – зависимость от восприятия, от условий осуществления и от оценок его участников

Межгрупповое взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами.

Межличностные отношения (взаимоотношения) – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, в которых проявляется система их межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности (Пс. Сл. – М., 1983). Они возникают и развиваются в процессе совместной деятельности и общения.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия и взаимоотношений (Кр.пс. сл. – М.-1985). Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

В структуре взаимодействия и общения людей, как правило, выделяют три составляющие:

По А.А. Бодалеву: праксическая составляющая, аффективная, гностическая.

По Б.Ф. Ломову: регулятивная составляющая, аффективная, информационная

Мы будем придерживаться структуры, предложенной Я.Л. Коломинским.

К поведенческому компоненту относят результаты деятельности и поступки, мимику, жестикуляцию, пантомимику, локомоцию (перемещение в пространстве), речь

Эмоциональный компонент проявляется в разнообразных эмоциональных состояниях и может быть зафиксирован на уровне физиологической регистрации и субъективных отчетов (ПР-р, продолжительность отрицательных эмоций, удовлетворенность собой, партнером, работой и т.п.).

Когнитивный компонент включает в себя все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение).

Если мы хотим понять смысл и содержание взаимодействия между людьми, нам требуется знание контекста происходящего. Рассмотреть поведение человека в определенном контексте означает поместить его в такие рамки, в которых оно приобретает более или менее однозначный смысл. Отсутствие таких рамок сбивает человека с толку, не позволяет ему сориентироваться в ситуации.

Обращение к контексту выполняет, по меньшей мере, две задачи в межличностном взаимодействии. Для наблюдателя – это условие объяснения того, что происходит между людьми, почему именно так, а не иначе общаются индивиды; для действующего лица – это возможность формирования собственного отношения к происходящему, выбора способов поведения, адекватных определенной ситуации, то есть возможность соотнесения действия и ситуации.

Как удается совершенно разным людям понять друг друга, найти общий язык, договориться, согласовать свои цели и действия? По мнению специалистов в области человеческого общения, такая возможность возникает только в том случае, если люди обладают значительным объемом информации, сходной как по происхождению и содержанию, так и по структуре. К информации такого рода следует отнести, в частности, умение выделять стандартные, или типичные, социальные ситуации – такие как деловые переговоры, празднование дня рождения, любовное свидание, свадьба, разговоры в очередях, отдых в кругу семьи и многие другие. Представляя собой, часть информационного багажа нормального человека, такое знание используется в качестве контекстуальных рамок, применение которых становится предпосылкой взаимопонимания между ними /19, с. 165/.

В теории межличностного общения известно несколько классификаций стандартных социальных ситуаций.

В зависимости от степени личностной вовлеченности в преобразование отношений можно условно выделить три уровня общения: социально-ролевой (или кратковременное социально-ситуационное общение), деловой и интимно-личностный.

На социально-ролевом уровне контакт ограничиваются ситуативной необходимостью: на улице, в транспорте, в магазине, на приеме в официальном учреждении. Основной принцип взаимоотношений на этом уровне – знание и реализация норм и требований социальной среды участниками взаимодействия.

На деловом уровне людей объединяют дела и совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. Основной принцип деловых взаимоотношений – рациональность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества.

Интимно-личностный уровень характеризуется особой психологической близостью, сопереживанием, проникновением во внутренний мир других людей, прежде всего близких. Основной принцип такого общения – эмпатия.

Здесь отметим, что структура любой социальной ситуации включает в качестве необходимых следующие элементы:

- роли участников взаимодействия, то есть набор предписаний, касающийся того, как человек должен вести себя, если он занял фиксированную позицию среди людей, относительно которой уже сложились нормативные представления;

- набор и порядок действий;

- правила и нормы, регулирующие взаимодействие и характер отношений участников социальной ситуации.

Совместная деятельность всегда связана с решением определенной задачи, с наличием у ее участников единой цели. Эти задачи могут быть поставлены самими участниками взаимодействия, а могут задаваться более широким контекстом – производственным, политическим, культурным и другие. Структура совместной деятельности – осуществляется она семейной парой или производственной бригадой – включает ряд обязательных элементов. К ним относятся: единая цель; общность мотивов, побуждающая индивидов к совместной деятельности; взаимосвязанность участников; наличие единого пространства и времени выполнения индивидуальных действий; разделение единого процесса деятельности на отдельные функции и их распределение между участниками; координация индивидуальных действий, необходимость управления ими.

Если первые четыре признака в определенной степени свойственны и ритуальному взаимодействию, то последние два характеризуют именно совместную деятельность, придавая межличностному общению на этом уровне особый характер /28, с. 371/.

Цель делового взаимодействия лежит за пределами общения. Это такое взаимодействие людей, которое подчинено решению конкретной задачи (производственной, научной, коммерческой и другие) стоящей перед организацией, что накладывает определенные рамки поведения людей.

Выделяют следующие ключевые характеристики организационной структуры, которые определяют специфику делового взаимодействия.

1 Достаточно жесткая регламентация целей и мотивов общения, способов осуществления контактов между сотрудниками. За каждым работником в организации нормативно закрепляется стандарт поведения в виде устойчивой структуры формальных прав и обязанностей, которой необходимо следовать. Ожидается, что обмен сведениями между сотрудниками носит не личный характер, но подчинен, прежде всего, совместному решению служебной задачи. В результате деловое общение оказывается в значительной степени формализованным, отстраненным, "холодным".

2 Иерархичность построения организации, в соответствии с которой между подразделениями и сотрудниками закрепляются отношения подчинения, зависимости, неравенства; это, безусловно, оказывает серьезное влияние на характер межличностного взаимодействия. Одним из следствий этой особенности организационной структуры становится проблема эффективности обратной связи, передачи точной и по возможности полной информации по звеньям иерархической пирамиды.

3 Мотивация труда как необходимое условие эффективной деятельности организации или предприятия. Необходимость в особых усилиях по стимулированию труда, может, отчасти, объяснена, объективной противоречивостью поведения и самоощущения человек в организации: в деловом общении он выступает одновременно как конкретная целостная личность и как представитель организации, то есть носитель определенных профессионально-ролевых функций. В случае, если личностные потребности не удовлетворяются в процессе деятельности в организации, или собственные идеи и стиль поведения человека не совпадают с групповыми нормами, может возникнуть внутриличностный конфликт, снизиться интерес к выполняемой работе. Конфликты такого рода часто оказываются темой обсуждения между сотрудниками, а иногда и причиной проблемных бесед между руководителем и подчиненным.

Наряду с такими способами мотивация труда персонала, как различные виды морального и материального поощрения, продвижение по службе, повышение квалификации за счет организации и др., огромное мотивационное воздействие могут оказывать беседы руководителя с подчиненными, то есть непосредственное взаимодействие в деловой обстановке. Критические оценки, форма постановки задач, ответы руководителя на вопросы либо помогают сотрудникам ориентироваться в своей деятельности, побуждают их работать успешнее и прибыльнее, либо препятствуют этому.

Таким образом, в деловой сфере от людей ожидается сознательное управление ходом межличностного взаимодействия, сведение к минимуму элемента случайности; актуальной становится задача оценки эффективности взаимодействия /30, с. 485/.

В зависимости от сферы деятельности меняется интенсивность деловых межличностных контактов. Сравним, к примеру, виды деятельности, выполнение которых не требует непосредственного пребывания человека в группе (программист, дизайнер, художник и другое), и виды деятельности, для которых группа или коллектив является базовым условием (управленческая деятельность, командные виды спорта и другое). Очевидно, что во второй группе видов деятельности знание норм, правил, процедур межличностного взаимодействия оказывает большее влияние на эффективность работы людей.

Формы межличностного взаимодействия в деловой среде, в которых его специфика проявляется особенно наглядно, - деловые беседы и деловые совещания.

В теории управления деловая беседа рассматривается как вид делового общения специально организованный предметный разговор, служащий для решения управленческих задач. Он всегда имеет конкретный предмет и происходит, как правило, между представителями одной организации.

Выделяют следующие цели проведения деловой беседы: стремление одного собеседника оказать определенное влияние на другого, вызвать у другого человека или группы желание действовать с целью изменения существующей деловой ситуации или деловых отношений; анализ руководителем мнений и высказываний сотрудников для выработки соответствующих решений.

Если деловая беседа делает наглядной опосредованность межличностного взаимодействия в организации статусным, функциональным положением человека, то деловое совещание позволяет указать на еще один важнейший фактор делового взаимодействия, а именно фактор группы.

Совместная деятельность – это групповая деятельность. Для нормального функционирования группы имеет значение оптимальное согласование личных и групповых устремлений. Нельзя требовать от человека полного отказа от своих индивидуальных желаний, но в тех случаях, когда встает вопрос о существовании группы как целого, личные устремления должны быть подчинены коллективным требованиям. Установлено, что сугубо индивидуальная стимуляция и ответственность только за себя способствуют возникновению сильной психологической напряженности, агрессивных реакций, деформации внутригрупповых связей, что в итоге ведет к снижению эффективности деятельности. Оптимальное взаимодействие участников группы, их стратегия и тактика совместных действий в большей степени определяют успешность совместной деятельности, чем активность каждого члена группы в отдельности.

В теории управления деловое совещание определяется как форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями. Это своеобразный форум по выработке ключевых решений и способ координации активности людей и подразделений. Совещание – средство управления, и, как любое средство достижения желаемого результата, оно должно быть использовано надлежащим образом. Неудачное совещание может вызвать материальные и психологические потери в результате принятия неадекватных решений. Успех совещания зависит от тщательного планирования таких элементов, как цели, состав участников, повестка дня и место проведения. Также эффективность совещаний зависит от руководства ими. На всех этапах совещания необходимо воздействовать на участников таким образом, чтобы они были включены в обсуждение поставленных вопросов и стремились к их решению /29, с. 453/.

Еще один важный вопрос, имеющий непосредственное отношение к анализу межличностного взаимодействия в деловой среде, является вопрос о степени взаимосвязанности и взаимозависимости членов коллектива, или целостности коллективного субъекта как условии совместной деятельности.

Эта целостность достигается за счет сближения мнений, оценок, чувств и поступков членов группы, что может привести к сближению их интересов и ценностных ориентаций, интеллектуальных и личностных особенностей, а в результате – к уподоблению индивидов друг другу в той или иной степени. Условия взаимодействия способствуют расширению информационного пространства, дают возможность увидеть большее количество аспектов решаемой задачи и способов ее решения, а итогом взаимодействия является своего рода унификация представлений у участников деятельности.

В социальной психологии используются понятия совместимости и сработанности членов группы.

Совместимость – это, прежде всего оптимальное сочетание свойств участников взаимодействия, возможность группы в данном составе взаимодействовать бесконфликтно и согласованно, что создает условия для эффективной совместной деятельности.

Сработанность – это согласованность в работе между участниками совместной деятельности.

Как совместимость, так и сработанность служат для обозначения объективного соответствия свойств взаимодействующих людей по отношению к целям их взаимодействия. Для сработанности ведущим является поведенческий компонент: высокая результативность взаимодействия, удовлетворенность, прежде всего успешностью работы и, как следствие, отношениями с партнером, низкие эмоционально-энергетические затраты. Ведущий компонент совместимости – эмоциональная удовлетворенность общением с партнерами, высокие эмоционально-энергетические затраты. Таким образом, совместимость в большей степени выявляет ориентацию на хорошие межличностные отношения, а сработанность – нацеленность на результативность взаимодействия.

Феномен, противоположный совместимости, - несовместимость людей, когда их потребности не находят удовлетворения во взаимодействии, действия и поведение взаимоисключают друг друга. Этот процесс сопровождается субъективной неудовлетворенностью партнеров и пространственно-временной обособленностью. Психологическая несовместимость – неспособность в критических ситуациях понять друг друга, несинхронность психомоторных реакций, различия во внимании, мышлении и другие врожденные и приобретенные свойства личности, которые препятствуют совместной деятельности /19, с. 243/.

Значит, для межличностного взаимодействия в деловой среде характерны ориентация участников на статусно-ролевые позиции друг друга, принципиальное значение групповой и организационной принадлежности партнеров для осуществления коммуникации, рациональный подход к проблеме совместимости. Межличностные отношения как бы конструируются, регулируются с помощью выработанных норм и процедур и, в свою очередь, существенно влияют на характер делового общения и эффективность выполняемой работы.

Симпатия - это эмоциональная положительная установка на субъект взаимодействия.

Притяжение - потребность человека быть вместе с другим конкретным человеком.

Симпатия и притяжение могут проявляться иногда независимо друг от друга. Межличностные симпатии и притяжения можно рассматривать как условие и результат совместимости двух лиц в определённых условиях. Совместимость людей характеризуется следующими факторами6

* социологические факторы (социальный статус, профессия, образование);

* социально-психологические факторы (ценностные ориентации, межличностный статус);

* психологические факторы ( характер, стереотипы поведения);

* психофизиологические факторы (темперамент, эмоциональность, реактивность организма.

Из ряды наблюдений и исследований вытекает, что:

а) устойчиво взаимодействуют люди, имеющие различный социометрический статус в группе;

б) отвергают друг друга, т.е. испытывают межличностное непринятие, те лица, которые имеют сходные, но недостаточно высокие статусы (уровень "пренебрегаемых" и "непредпочитаемых".

Ещё одной характеристикой МЛО можно выделить взаимопонимание (взаимное понимание и согласие).

Понимание - способность осмысливать, постигать содержание высказываемого, его значение, личностные помыслы партнёра по взаимодействию. Это когнитивный процесс установления связи между явлениями. Но одного понимания недостаточно, необходимо ещё и взаимное согласие (эмоциональная и поведенческая составляющая отношений)

Одними из основных параметров взамопонимания являются адекватность и идентификация.

Адекватность - это точность отражения одной личности другой.

Идентификация - это внутреннее отражение, уподобление человека другому лицу.

Отсутствие взаимопонимания, общих интересов, ценностей, установок характеризуется несовместимостью двух сторон. Несовместимость побуждений возникает тогда, когда два побуждения вступают в противоречие, исключая друг друга. В результате, как факт, наблюдается конфликтная ситуация.

Конфликт - столкновение целей, позиций, интересов, установок субъектов взаимодействия. Конфликты неизбежны и необходимы, т.к. могут являться движущей силой развития личности.

Если совместимость характеризуется максимальной удовлетворённостью партнёров при значительных эмоциональных затратах, то срабатываемость определяется, в первую очередь, эффективностью деятельность.

Срабатываемость - согласованность в работе между её участниками. В этом случае взаимная удовлетворённость взаимодействием партнёров опосредована деятельностью.

Таким образом видим, что основными характеристиками МЛО можно назвать:

симпатию, притяжение, совместимость, срабатываемость, взаимопонимание.

Тема. Феноменология общения

1. Определение общения. Содержание, цели и средства общения. Виды общения. Структура общения. Роль общения в развитии индивида и общества. Качественное отличие общения человека от общения животных. Историческое развитие форм общения в человеческом обществе. Специфика развития общения в онтогенезе.

2. Характеристика основных сторон общения. Коммуникативная сторона общения. Общие сведения о коммуникации. Специфика коммуникативного процесса между людьми. Использование различных знаковых систем в коммуникативном процессе. Общение и язык. Вербальная коммуникация (речь). Невербальная коммуникация. Виды невербальной коммуникации. Общение как межличностное взаимодействие (интеракция). Социальный контроль и социальные нормы. Роль и ролевые ожидания в процессе общения. Основные стратегии в поведении в процессе взаимодействия. Общение как восприятие людьми друг друга. Понятие социальной перцепции, функции социальной перцепции. Психологические механизмы межличностного восприятия человека человеком. Идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция. Причинная интерпретация поведения другого человека. Стереотипизация и пути ее преодоления. Эффекты межличностного восприятия: “эффект ореола”, “эффект первичности”, “эффект новизны”. Роль установки при формировании первого впечатления о человеке. Интерпритация причин поведения другого человека – явление каузальной атрибуции.

3. Конфликты в межличностном взаимодействии.Понятие конфликта. Признаки конфликта. Структура конфликта (участники конфликта, образы конфликтной ситуации, исходы конфликтной ситуации, условия протекания конфликта, возможные действия участников). Типы конфликтов. Варианты разрешения конфликта. Техника и приемы общения. Практические способы оптимизации общения. Правила установления контакта с партнером. Требования активного слушания. Установки, затрудняющие процесс общения. Эмоциональные переживания осложняющие процесс общения. Поведение, затрудняющее общение с другими людьми.

Читайте также: