Укрепление государственного механизма власти кратко

Обновлено: 02.07.2024

Государство — это универсальная политическая организация, осуществляющая суверенную власть в интересах людей, проживающих на определенной территории, и регулирующая их взаимоотношения на основе права и с помощью специального государственного аппарата.

Государство генетически обусловлено историческим развитием общества, оно обеспечивает его целостность, защищает интересы определенного класса или социального слоя, структурно закрепляет способы и формы функционирования политической власти и специфику аппарата управления.

Государство является центральным элементом политической системы, придает ей определенную устойчивость и целостность, упорядочивает жизнедеятельность общества, направляет и руководит им, используя его ресурсы. Государство — это определенная социальная форма, в которую облекаются общезначимые интересы общества, группы, отдельных граждан и представляет способ их существования.

Особое место государства в политической системе обусловлено характерными признаками:

  • публичная власть как особая система органов управления социальными процессами;
  • территориальная организация населения, выступающего объектом государственной власти;
  • суверенитет верховной власти по отношению к иной власти внутри страны;
  • самостоятельность верховной власти в системе внешнеполитических отношений;
  • право на нормирование жизни общества посредством законов и иных нормативно-правовых актов;
  • монополия на легальное применение силы в рамках закона;
  • монопольное право на взимание налогов и сборов с населения, на формирование общенационального бюджета.

Функции государства

Любое государство выполняет ряд функций, представляющих важнейшие направления деятельности, соответствующие основным задачам определенного этапа исторического развития.

Функции государства классифицируют по разным основаниям:

  • по продолжительности действия (постоянные, осуществляемые на всех этапах развития государства, и временные, прекращающие свое действие с решением определенной задачи, имеющей чрезвычайный характер;
  • в зависимости от значения (основные и неосновные);
  • в зависимости от сферы проявления (внешние и внутренние).

Готовые работы на аналогичную тему

Внешние функции государства:

  • оборона страны, обеспечение суверенитета, безопасности, территориальной целостности страны;
  • сотрудничество с иными государствами, находящее выражение в развитии взаимовыгодных политических, экономических, торговых, культурных и других отношений и связей;
  • поддержание мирового порядка, участие в делах мирового сообщества для обеспечения благоприятных условий для развития страны и решения проблем, требующих совместных усилий.

Полнота реализации функций государства и их содержание взаимообусловлены и тесно взаимосвязаны, детерминированы политическим режимом, политической системой, типом общества, формами государственного правления и устройства.

Внутренние функции государства:

  • политическая — обеспечение политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке общезначимого политического курса, реализация прав и свобод личности;
  • экономическая — организация, координация и регулирование экономических процессов, используя кредитную и налоговую политику, определенные стимулы экономического роста;
  • правовая — обеспечение правопорядка, защита социально-политического строя от разрушительных и дестабилизирующих действий экстремистов, установление правовых норм, регулирующих поведение граждан и общественные отношения;
  • социальная — удовлетворение потребностей людей в жилье, поддержании здоровья, в работе; предоставление социальных гарантий инвалидам, престарелым, молодежи, безработным; страхование здоровья, жизни, собственности;
  • культурно-воспитательная и др.

Механизм государства и государственная власть

Для реализации государственных функций формируется особый государственный механизм, представляющий совокупность специальных органов и учреждений. Для государственного механизма характерна определенная степень сложности, разнообразие составляющих его систем.

К основным элементам современного государственного механизма относятся:

  • представительные учреждения;
  • надзорные и контрольные инстанции;
  • исполнительно-распорядительные органы;
  • органы безопасности и охраны общественного правопорядка;
  • судебная система;
  • вооруженные силы.

Государственная власть является единственным и необходимым связующим звеном между государством, правом и политикой. По своему существу государственная власть является социальной, она проявляется в общности индивидов и сформирована на социальных и биологических законах управления.

Государственная власть является обязательным атрибутом государства, выступающим гарантом исполнения его воли и государственной политики. Как структурированная социально-психологическая инстанция, государственная власть первична по отношению к государству и его механизму, призвана управлять делами общества и обеспечивать его стабильность. Государство и власть соотносятся как форма и содержание.

Государственная власть — это разновидность политической власти, являющейся делегированной или санкционированной государством, то есть проводится по его уполномочию, от его имени, при его поддержке. Государственная власть в равной степени представляет определенную организацию и практическую деятельность по реализации целей и задач данной организации.

К задачам государственной власти относятся:

  • сохранение государства как формы организации общества;
  • укрепление власти, усиление роли государства в регулировании социальных отношений;
  • защита социально-экономического строя от внешних и внутренних посягательств.

Выполнение задач должно соответствовать государственным целям: обеспечение стабильности общественных отношений, их поступательного, динамичного и последовательного развития; приведение частных интересов индивида или групп людей к интересам всего общества при максимальной возможности сохранения частного интереса, сглаживание социальных конфликтов посредством достижения компромисса. Чем более эффективно государство реализует функции по поддержанию равновесия и баланса интересов, тем слабее оппозиция, тем свободнее в решениях и действиях существующая власть.

Проблема укрепления российского государства — одна из главнейших для властных структур. Она охватывает слой отношений, далеко выходящих за пределы экономики. Вместе с тем укрепление и повышение работоспособности государственных институтов является принципиальным условием улучшения делового и инвестиционного климата в России.

Важнейшие направления этой работы:

• совершенствование действующего законодательства в сфере экономики, скорейшее принятие ряда важнейших законодательных актов и поправок к ним, в том числе Налогового кодекса, Земельного кодекса, Закона о валютном регулировании и др.;

• осуществление судебной реформы с целью обеспечения реальной независимости судов, повышение эффективности и пропускной способности судебной системы; суд сегодня — самое слабое звено в системе государственной власти, что должно быть срочно исправлено;

• усиление борьбы с преступностью и коррупцией;

• укрепление федерализма за счет четкого разграничения прав и ответственности между федеральным центром

и регионами, обеспечения неуклонного исполнения федеральных законов и единства правового пространства на всей территории Российской Федерации, в том числе силой закона и судебных решений;

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

17. Сущность бюджета государства в рыночной экономике, его роль, место и функции в фин. — кредит. системе. Бюджетный кодекс государства. Бюджетное устройство государства и его принципы

17. Сущность бюджета государства в рыночной экономике, его роль, место и функции в фин. — кредит. системе. Бюджетный кодекс государства. Бюджетное устройство государства и его принципы Необходимо отметить, что важнейшей задачей любого государства является экономическое

Укрепление семьи

Укрепление семьи Семья имеет самое прямое отношение к успеху человека. Скажу больше: именно семья и качество отношений внутри семьи напрямую влияют на успешность и достижения человека.По данным американских исследователей, 76 % миллионеров, сделавших состояние своими

Кому выгодно укрепление рубля?

5.2.1. Укрепление защитных сил организма

5.2.1. Укрепление защитных сил организма Практически все, что мы слышали в детстве от родителей и учителей о здоровом образе жизни, является правдой и заслуживает не просто извлечения из туманных глубин нашей памяти, но и энергичного претворения в жизнь.Прежде всего Вы

8. Типы государства

8. Типы государства В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.До недавнего времени формационный подход признавался в качестве единственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение к

Укрепление государства; конституция 1889 г.

Укрепление государства; конституция 1889 г. Либерализм не сошел со сцены вместе с роспуском политических партий в 1883–1884 гг., но после первых вспышек политического энтузиазма и бесплодных усилий он стал еще более умеренным и соглашательским движением. Мы здесь не будем

Собственность для государства

Собственность для государства Есть ли какие-нибудь конкурентные преимущества у государственной собственности? Да, конечно. Когда реализуется мобилизационное, экстенсивное развитие, ничего более эффективного, чем госсобственность, не придумаешь. Она позволяет быстро

Возникновение и укрепление мирового демократического рынка.

Возникновение и укрепление мирового демократического рынка. Как уже говорилось, после второй мировой войны в результате отпадения ряда стран Европы и Азии от капиталистической системы произошёл распад единого мирового рынка. Страны, отпавшие от мировой системы

§ VI. Власть государства

4.3.2 Укрепление институтов государственной власти

4.3.2 Укрепление институтов государственной власти Другое важнейшее направление перспективных действий по улучшению инвестиционного климата — преодоление слабости государства. К этому направлению относятся:• совершенствование законодательства, которое, надо

3. Зарождение государства

3. Зарождение государства Прасословные отношения первобытнообщинного строя европеоидного первобытного общества были нацелены на достижение согласования противоречий между всеми членами в интересах наиболее полной эксплуатации земельной собственности. С течением

Модель GROW, или модель РОСТа, – укрепление потенциала

Модель GROW, или модель РОСТа, – укрепление потенциала Джон Уитмор, эксперт в области коучинга[3], придумал довольно интересный акроним для обозначения как индивидуального, так и командного развития. Он назвал свою модель GROW (РОСТ): цели (Goals), реальность (Reality), возможности

Глава 7 Укрепление собственных надежных баз

УКРЕПЛЕНИЕ ИМИДЖА КОМПАНИИ

К теории государства

Модуль 1. Государство
1. Общие положения о государстве и государственной власти
1.1. Понятие и сущность государства
1.1.1. Сущность государства

Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить обо всем обществе. Общество не является простой совокупностью индивидов. Это сложный социальный организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная, прежде всего, с производством, обменом и потреблением жизненных благ. Общество – сложная динамическая система связи людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями. Это такая общность индивидов, где действуют уже не биологические, а социальные законы.

Рассматривая общество, необходимо различать три категории индивидов:

1)человек – это разумное психофизическое существо, живущее в обществе;

2)личность – это человек, обладающий определенным статусом в обществе, комплексом прав, свобод, обязанностей;

3)гражданин – это личность, действующая в политической жизни, имеющая политические права, свободы, обязанности. По отношению к конкретному государству гражданином является лицо, находящееся в определенной политико-правовой связи с этим государством, с определением взаимных прав и обязанностей государства и гражданина.

По отношению к обществу государство выступает как субъект управления, обеспечения законности и правопорядка, а по отношению к нарушителям порядка - как орудие принуждения и насилия. Наиболее важной чертой государства является то, что оно всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. Для этой цели используется государственный аппарат, который отделен от общества и в общественных отношениях представляет государство.

Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство используется в более широких целях, как средством для достижения интересов общества. Государство в такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Таких государств, в реальности нет. Но есть ряд стран, которые в достижении этой цели добились гораздо больше успехов, нежели современная Россия. К таким государствам можно отнести Германию, Швейцарию, Швецию, Австрию и др.

Религиозный подход проявляется в организации политической власти, содействующей преимущественно осуществлению интересов определенной религии. Например, католический Ватикан, исламские Пакистан, Иран, Ливия и др.

В рамках национального подхода государство проявляется как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет ущемления интересов других наций, проживающих на территории страны. Например, современные Латвия, Эстония и др.

Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели, задачи и функции, которые оно ставит перед собой.

Структуру государственной власти можно охарактеризовать еще с точки зрения ее внештатного оформления, внешней организации. Государственная власть всегда организационно оформлена. Свое организационное выражение государственная власть находит в определенном механизме.

Что же следует понимать под механизмом государственной власти? Механизм государственной власти, как правило, отождествляют либо с государственным аппаратом, либо с механизмом государства, либо с тем и другим сразу, поскольку между государственным аппаратом и механизмом государства часто не проводят никакого различия.

Государственный аппарат чаще всего определяют как совокупность или систему государственных органов, с помощью которых выполняются задачи и функции государства.

Не случайно государственную власть определяют иногда как систему государственных органов. Но только ли в органах государства государственная власть получает свое организационное выражение?

В отечественной литературе бытует мнение, что государственные учреждения и предприятия — это организации, которые не обладают властными полномочиями и не участвуют в осуществлении государственной власти, хотя способствуют решению задач государства и выполняют определенные его функции. Государственные учреждения и предприятия — это определенные организации. В них существует власть, которая выражена в их руководящих органах, именуемых администрацией. Администрация государственных учреждений и предприятий выражает и осуществляет государственную власть. Однако в отличие от власти органов государства эта власть не выходит за пределы данных организаций. Она распространяется только на членов (работников) данных организаций. Поэтому можно утверждать, что государственные учреждения и предприятия обладают определенными властными полномочиями в лице своих руководящих органов.

Таким образом, в системе государственных учреждений и предприятий руководящие органы (администрацию) можно считать органами государственной власти. Но их властная деятельность ограничена рамками только трудовых коллективов государственных учреждений и предприятий. Это, однако, не дает оснований не включать государственные учреждения и предприятия в механизм государственной власти.

В практике отдельных государств имеют место случаи, когда негосударственные организации начинают выполнять определенные функции государственных органов. Происходит это обычно в результате передачи отдельных полномочий государственных органов каким-либо негосударственным организациям. Например, в современной Российской Федерации органы субъектов федерации могут передавать некоторые свои полномочия органам местного самоуправления, которые органами государства не являются.

Наделение негосударственных организаций государственно-властными полномочиями не приводит к превращению их в государственные организации. Подобные негосударственные организации тоже следует включить в состав механизма государственной власти, поскольку они становятся носителями государственной власти.

Итак, механизм государственной власти — понятие более широкое, чем механизм государства и государственный аппарат. Механизм государственной власти можно определить как систему государственных и негосударственных организаций, в которых государственная власть находит свое организационное выражение и с помощью которых государство выполняет свои задачи и функции. В структуре механизма государственной власти можно выделить: органы государства, в своем единстве образующие государственный аппарат; государственные учреждения и предприятия; негосударственные организации, обладающие государственно-властными полномочиями.

Читайте также: