Экспозиция на дне кратко

Обновлено: 03.07.2024

История создания

Пьеса была написана в конце 1901 – начале 1902 года. Данное произведение не было наваждением или порывом вдохновения, как это обычно случается у творческих людей. Напротив, она была написана специально для труппы актёров из Московского художественного театра, созданного для обогащения культурой всех классов общества. Горький не мог представить, что из этого получится, но воплотил желанную задумку создания пьесы о босяках, где присутствовало бы около двух десятков действующих лиц.

Судьба пьесы Горького не может быть названа окончательным и бесповоротным триумфом его творческого гения. Мнения ходили разные. Люди приходили в восторг или критиковали столь противоречивое творение. Она пережила запреты и цензуру, и до сих пор каждый понимает по-своему смысл драмы.

Смысл названия

На сегодняшний день многие литературоведы сходятся на том, что автор имел в виду то, что его герои находятся на дне жизни в социальном, финансовом и нравственном смысле. Это и есть смысл названия.

Жанр, направление, композиция

Композиция произведения линейная, так как все действия хронологически последовательны и образуют единую нить повествования.

Суть произведения

Суть пьесы Максима Горького заключается в изображении дна и его обитателей. Показать читателям в действующих лицах пьесы маргиналов, людей, униженных жизнью и судьбой, отвергнутых обществом и разорвавших с ним связь. Несмотря на тлеющий огонёк надежды – не имеющих будущего. Они живут, спорят о любви, честности, правде, справедливости, но их слова — лишь пустой звук для этого мира и даже для их собственных судеб.

Все происходящее в пьесе носит лишь одну цель: показать столкновение философских взглядов и позиций, а также проиллюстрировать драмы отверженных людей, которым никто не протягивает руку помощи.

Главные герои и их характеристика

Обитатели дна – люди с разными жизненными принципами и убеждениями, но всех их объединяет одно условие: они погрязли в нищете, которая постепенно лишает их достоинства, надежды и веры в себя. Она растлевает их, обрекая жертв на верную смерть.

Несмотря на, казалось бы, достаточно простой сюжет и отсутствие крутых кульминационных поворотов, произведение изобилует темами, которые дают почву для размышлений.

  1. Тема надежды тянется через всю пьесу до самой развязки. Она витает в настроении произведения, но ни разу никто не упоминает о своем намерении выбраться из ночлежки. Надежда присутствует в каждом диалоге обитателей, но лишь косвенно. Как когда-то каждый из них попал на дно, так когда-нибудь они и мечтают оттуда выбраться. В каждом теплится маленькая возможность снова вернуться к прошлой жизни, где каждый был счастлив, хоть и не ценил этого.
  2. Тема судьбы также является немало важной в пьесе. Она определяет роль злого рока и его значение для героев. Судьба может быть в произведении той движущей силой, которую нельзя было изменить, что свела всех обитателей вместе. Или тем обстоятельством, всегда подверженным измене, которое нужно было преодолеть, чтобы суметь достичь больших успехов. По жизни обитателей можно понять, что они приняли свою судьбу и пытаются изменить её лишь в противоположную сторону, считая, что падать ниже им некуда. Если же кто-то из жильцов пытается предпринять попытку изменить свое положение и выбраться со дна – претерпевает крах. Возможно, автор хотел показать таким образом, что они заслужили такую участь.
  3. Тема смысла жизни выглядит достаточно поверхностно в пьесе, но, если вдуматься, то можно понять причину такого отношения к жизни героев лачуги. Каждый считает нынешнее положение дел – дном, из которого не выбраться никуда: ни вниз, ни, тем более, наверх. Герои, несмотря на разные возрастные категории, разочарованы в жизни. Они потеряли к ней интерес, и перестали видеть какой-либо смысл в собственном существовании, что уж говорить о сочувствии друг к другу. Они не стремятся к другой участи, потому что не представляют её. Лишь алкоголь иногда придаёт существованию краски, отчего ночлежники любят выпить.
  4. Тема правды и лжи в пьесе является основной задумкой автора. Данная тема является философским вопросом в произведении Горького, о котором он размышляет устами героев. Если говорить о правде в диалогах, то, её границы стираются, ибо порой герои говорят несуразные вещи. Тем не менее, в их словах скрываются секреты и тайны, раскрываемые нам по ходу сюжета произведения. Автор поднимает данную тему в пьесе, так как рассматривает истину как способ спасения обитателей. Показать героям реальное положение дел, открыв глаза на мир и на их собственную жизнь, которую они теряют каждый день в хижине? Или скрывать правду под масками лжи, притворства, потому что им так легче? Ответ каждый выбирает самостоятельно, но автор дает понять, что ему по душе первый вариант.
  5. Тема любви и чувств затрагивает в произведении, поскольку даёт возможность понять взаимоотношения обитателей. Любовь в ночлежке, даже между супругами, абсолютно отсутствует, да и вряд ли имеет возможность там появиться. Само место словно пропитано ненавистью. Всех соединила лишь общая жилплощадь и чувство несправедливости судьбы. В воздухе витает равнодушие, как к здоровым, так и к больным людям. Лишь перебранки, словно грызутся собаки, веселят ночлежников. Вместе с интересом к жизни потеряны краски эмоций и чувства.

Проблемы

В пьесе богатая проблематика. Максим Горький попытался в одном произведении указать актуальные, на то время, нравственные проблемы, которые, впрочем, существуют и по сей день.

Смысл пьесы

Идея пьесы Горького заключается в том, что все люди абсолютно одинаковы вне зависимости от их социального и материального положения. Все состоят из плоти и крови, отличия заключаются лишь в воспитании и характере, которые дают нам возможность по-разному реагировать на сложившиеся ситуации и действовать, исходя из них. Кем бы ты ни был, жизнь может измениться в один момент. Любой из нас, потеряв все, что имел в прошлом, опустившись на дно, — потеряет себя. Больше не будет смысла удерживать себя в рамках приличия общества, подобающе выглядеть и вести себя соответствующе. Когда человек теряет ценности, установленные окружающими, он сбивается с толку и выпадает из реальности, как произошло с героями.

Главная мысль заключается в том, что жизнь может сломать любого человека. Сделать его равнодушным, ожесточённым, потерявшим какой-либо стимул к существованию. Безусловно, во многих его бедах будет виновно равнодушное общество, которое только подтолкнет падающего. Однако сломленные бедняки зачастую сами виноваты в том, что не могут подняться, ведь в их лени, порочности и безучастности ко всему сложно еще найти виноватых.

Вывод

На примере всех героев можно увидеть абсолютное бездействие и незаинтересованность в собственной судьбе. Вне зависимости от возраста и пола, они просто погрязли в своем нынешнем положении, отговариваясь тем, что поздно сопротивляться и начинать все заново. Человек должен сам иметь желание изменить свое будущее, и при любой неудаче не винить жизнь, не обижаться на нее, а набираться опыта, переживая проблему. Обитатели ночлежки считают, что на них внезапно, за их страдания в подвале, должно свалиться чудо, которое принесет им новую жизнь, как и происходит – к ним является Лука, желающий приободрить всех отчаявшихся, помочь советом, чтобы сделать жизнь лучше. Но, они забыли, что словом не помочь упавшему, он протянул им руку, только ее никто не взял. А все лишь и ждут действия от кого угодно, но не от себя самих.

Критика

Нельзя сказать, что до появления на свет своей легендарной пьесы, Горький не имел какой-либо популярности в обществе. Но, можно подчеркнуть, что интерес к нему усилился именно из-за этого произведения.

Горький сумел показать бытовые, обыденные вещи, окружающие грязных, необразованных людей под новым углом. Он знал, о чем пишет, так как сам имел опыт в достижении своего положения в обществе, он ведь был выходцем из простонародья и сиротой. Нет точного объяснения, почему именно произведения Максима Горького имели такую популярность и произвели настолько сильное впечатление на публику, ибо он не был новатором какого-то жанра, писав обо всем известных вещах. Но творчество Горького в то время было модным, обществу нравилось читать его произведения, посещать театральные постановки по его творениям. Можно предположить, что градус социального накала в России поднимался, и многие были недовольны устоявшимся порядком в стране. Монархия себя исчерпала, а народные акции последующих лет были жестко подавлены, и поэтому многие люди с удовольствием искали минусы в существующей системе, как бы подкрепляя собственные выводы.

Особенности пьесы заключаются в способе изложения и подаче характеров персонажей, в гармоничном употреблении описаний. Одной из затронутых проблем в произведении является индивидуальность каждого героя и его борьба за неё. Художественные тропы и стилистические фигуры очень точно изображают условия обитания действующих лиц, ведь автор видел все эти детали лично.

Своеобразие сюжета — жизнь деклассированных людей

  • новизны (люди дна)
  • и традиционности (любовный треугольник Василиса- Пепел- Костылев, Наташа — Пепел — Василиса).


В основе его фабулы не любовный, а социальный конфликт: хозяева жизни и ночлежники.

Композиция пьесы А.Горького

  • 1 действие — знакомство с ночлежниками. Завязка — появление Луки, необычность его поведения — отсутствие агрессивности
  • 2 действие — развитие конфликта. Взаимодействие Луки и других героев (Лука — Анна, Лука — Актер, Лука — Пепел). Развитие любовного конфликта — предложение Василисы убить мужа. Кредо Луки —

Пепел решает начать новую жизнь с Наташей. Сатин —

  • 4 действие. Отсутствие многих героев: Пепел в тюрьме, Лука пропал, Наташа, выйдя из больницы, пропала. Жизнь ночлежников внешне неизменна. Завершение спора о правде. Сатин:

Слова Сатина выражали кредо автора, воспринимались современниками как призыв к революции. Самоубийство Актера показывало вред советов Луки и утешительной лжи.

О конфликте пьесы и нашу презентацию по этому теме смотри здесь

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Экспозиция

Завязка

Появление странника Луки, который хочет всех утешить, дать надежду.

Развитие действия

Кульминация

Исчезновение Луки, драка, во время происходит убийство Костылёва,
ошпаривает кипятком Наташу.

Развязка

Крушение надежд героев: смерть Анны, весть о самоубийстве Актёра, арест Васьки Пепла.

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ

Лука

Сатин

Бубнов

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Тема: спор о человеке, смысле жизни.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

⦁ диспут с острым столкновением героев;

⦁ ведущую роль играют идеологические конфликты, резкое противопоставление общественных, философских и эстетических
воззрений персонажей;

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СРЕДСТВА

⦁ Отказ от яркой движущейся сюжетной линии, герои разобщены, сосредоточены по разным углам сцены.

⦁ Герои не делятся на главных и второстепенных, каждый персонаж имеет свою историю, судьбу, несёт в произведении свою смысловую нагрузку.

⦁ Часть важных событий пьесы происходит за пределами сцены, чтобы прислушаться к разговорам и спорам ночлежников.

⦁ Афористичность речи персонажей: жди от волка толка, когда труд — обязанность, жизнь — рабство!

СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

Цели урока. Развивать умение внимательного прочтения списка действующих лиц в драматическом произведении; развивать творческое мышление, умение сопоставлять, делать выводы; воспитывать внимание к слову.

Домашнее задание при подготовке к уроку.

Своеобразие драматических произведений (индивидуальное задание).

“Исследование” афиши (название пьесы, значение имен, профессий, возрастов героев).

Выразительное чтение 1-го акта по ролям (выбор героя – индивидуальные задания).

Словарь: драма, пьеса, конфликт, полилог.

Повторение. Драматические произведения.

Учитель. В чем состоит своеобразие драмы? Почему это самый сложный для восприятия род искусства?

Драма ( Греч. – “действие”) – самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене. Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию – исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актера, но которых не увидит зритель.

Драматург еще и ограничен в объеме произведения (спектакль может идти два-три часа) и

Учитель. Поэтому в драме особая нагрузка ложится на конфликт – острое столкновение между героями по очень значимому для них поводу. В ином случае герои просто не смогут реализовать себя в ограниченном объеме драмы и сценического пространства.

Драматург завязывает такой узел, при распутывании которого человек показывает себя со всех сторон. При этом в драме не может быть лишних героев – все герои должны быть включены в конфликт.

Прежде чем приступить к изучению пьесы, задержимся на названии пьесы, афише к ней, познакомимся с действующими лицами. Наличие конфликта обозначено уже в названии пьесы и афише.

Обратимся к афише. Поговорим об именах, фамилиях. Сила имени огромна.

В одной из старинных песен поется: “Ты скажи, молодец, каким именем зовут. А по имени тебе можно место дать”.

– Чем могло привлечь зрителей – современников М. Горького – название пьесы “На дне?

– “Дном” называли Хитров рынок. Каждый интеллигентный человек должен быть с этим знаком, считал Горький. Конфликт, несомненно, уже обозначен в названии.

Ведь сам факт существования “дна” жизни предполагает и наличие “верхнего течения”, к которому стремятся персонажи.

– Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилиями Пепел, Клещ, Бубнов, Сатин, именем Лука? Есть ли в них намек на черты их личности, род занятий, судьбу?

– Лука – один из евангелистов, Горький дает ему имя, которое ему дорого. (Газета “Московские ведомости”, 23.12.1902 г.: “Этот странник вошел в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нем все дурное… и… пробудив к жизни ростки добра”.)

– Имя Лука происходит от слова “лукавый”. Именно таким видят старика и современники Горького (Д. Мережковский: “Религия старца лукавого есть религия лжи”).

– В Красноярске жил современник М. Горького архиепископ Лука (1877-1961). Это был известный священник и хирург, человек, достойный уважения. Безусловно, он был известен Горькому. Красноярский архиепископ Лука провел двенадцать лет в сталинских лагерях.

В октябре 2002 года в честь 125-летия со дня его рождения в Красноярске был открыт памятник. Священник и хирург в ватнике – таким увидел его скульптор. (Учитель подчеркивает неоднозначное отношение к имени так же, как и к самому герою.)

– Сатин – в этом имени звучание слова “сатана”. Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?

– О чем говорит род занятий действующих лиц?

– Клещ – слесарь, Квашня – торговка пельменями, Алешка – сапожник, Кривой Зоб и Татарин – ключники. Все это нужные Профессии, то есть эти люди могут зарабатывать себе на жизнь. В этом тоже угадывается социальный конфликт. Почему эти люди не работают?

Кто в этом виноват? И будет ли дан ответ на вопрос самой пьесой?

– Каков возраст ночлежников? О чем это говорит?

Клещу и Квашне по 40 лет, Анне – 30, Бубнову – 45. Это самый работоспособный возраст.

А еще это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди – в ночлежке, они не имеют ничего.

– Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький (а мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) дает возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон?

Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.

– Родство супругов Костылевых и полицейского подчеркивает социальный конфликт между ними и обитателями ночлежки.

– Почему одни действующие лица названы только по фамилии, другие – по имени, третьи – полностью, с указанием рода занятий?

Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на “дне” жизни, в ночлежке.

Частью социального конфликта является и любовный конфликт (он обозначен в афише разницей в возрасте супругов Костылевых, присутствием девушки с нежным именем Наташа).

Понятно, что здесь, в условиях “дна”, самые возвышенные чувства не принесут счастья.

Следующий этап урока – Чтение по ролям 1-го акта (в драме важно появление героев, их первые реплики).

Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру.

Но это Дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. От другого мира веет холодом. “Озяб”, – говорит Бубнов, холодно Алешке, Клещу.

Перед учащимися поставлена задача: при чтении передать интонацией характер своего героя; после прочтения 1-го акта дать ему характеристику.

Сатин Появился не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница. Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком.

Он произносит непонятные для окружающих слова. Органон в переводе означает “орудие”, “орган знания”, “разум”. (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр – это древнегерманское племя, означает “темный человек”. В этих словах чувствуется превосходство Сатина над остальными ночлежниками.

Актер – пьяница, постоянно вспоминающий свое актерское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет ее. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя.

Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: “помолчав”, “вдруг как бы проснувшись”.

У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но “никто этого не знает”). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создает иллюзию этого имени, индивидуальности. “Мой организм отравлен алкоголем”. Ремарка “с гордостью” многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.

Бубнов. С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие. С. Лужский, исполнявший в МХАТе роль Бубнова, вспоминает беседу с Горьким: “Меня он просил в 3-м акте быть еще тупее”.

Клещ. В 1-м акте – два раза ремарка “угрюмо”. Это самая мрачная фигура.

Он трезво смотрит на жизнь и угрюмо перед собой.

Настя В 1-м акте появляется с романом “Роковая любовь”. (Газеты писали, что такие бульварные романы составляли традиционную “культуру” городской проститутки.)

Она уже нашла “возвышающий обман” до прихода Луки.

Лука появляется со словами: “Доброго здоровья, народ честной”. На вопрос Василисы: “Ты кто такой?” отвечает: “Проходящий… странствующий”.

Выводы после чтения.

В 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своем равнодушны друг к другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый почти не слушая других, – о своем.

Взаимоотчуждение постояльцев ночлежки Костылева, атмосферу духовного разобщения людей автор передает в оригинальной форме полилога. (Полилог – форма речевой организации в драме, совмещение реплик всех участников сцены.) Герои сознательно разрознены Горьким – каждый говорит о своем. О чем бы ни начал говорить герой пьесы, он все равно заговорит о том, что болит. В речи персонажей есть слова, фразы, имеющие символическое значение. (Бубнов: “А ниточки-то гнилые…”; Бубнов – Насте: “Ты везде лишняя”.) Этими словами раскрывается “подтекстовый смысл”: мнимость связей, ненужность этих людей.

Несмотря на обилие реплик, действие 1-го акта замедленное, “сонное”. Развитие конфликта начинается с появления Луки.

Литература Для справок:

1. Юзовский Ю. “На дне” М. Горького. Идеи и образы. М., 1968.

2. Горький М. Статья “О пьесах”.

3. Кузьмичев И. “На дне” М. Горького. Судьба пьесы в жизни, на сцене, в критике. М., 1981.

Читайте также: