Уголовное право южной кореи кратко

Обновлено: 04.07.2024

Как и в других странах Юго-Восточной Азии, право в Корее характеризуется влиянием конфуцианской традиции, принятой с установлением династии Чосон (в 1392 году) в качестве господствующей. В период оккупации Кореи Японией (1910-1945) в корейское законодательство проникают элементы западных правовых систем, заимствованных японскими законодателями от Франции, а позже от Германии 1 . На содержание уголовно-правовых норм Республики Корея существенное влияние оказал, в частности, проект Уголовного кодекса Японии 1941 года. В то же время нельзя забывать и об англо-американском влиянии на корейское право, особенно в последние годы.

Серьезные изменения как в системе права, так и во всей государственности и общественном устройстве Республики Корея повлекли события июня 1987 года после общенациональных массовых волнений, захвативших всю страну и приведших к свержению авторитарного режима. С этого времени в государстве начат 2 широкомасштабный процесс модернизации и демократизации.

Одним из механизмов поддержания авторитарного режима в Корее было наличие специальных уголовных законов, не включаемых в Уголовный кодекс и создаваемых для обуздания диссидентов и контроля над населением 1 . В связи с этим, после июня 1987 года перед государством встала задача устранения пережитков авторитаризма, прежде всего в системе уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права.

Основные принципы современного корейского уголовного права

Lexcerta (или Lexsempercerta – закон всегда определен) означает то, что закон однозначно должен определять перечень деяний, признаваемых преступными, а также соответствующие наказания, установленные за их совершение. Как будет указано ниже, некоторые Специальные законы нередко подвергались критике из-за нарушения именно этого принципа.

Следующий принцип – lexstrictа, запрещающий назначение наказания по аналогии в тех случаях, когда отсутствует точное указание о наказании, назначаемом за совершение того или иного деяния. И последний принцип lexscripta запрещает применять обычное уголовное право. Судьи, для определения виновности и наказания, должны руководствоваться только писаным правом 1 .

Система корейского уголовного права

Как уже указывалось, наряду с Уголовный кодексом в Республике Корея по-прежнему действует целый ряд специальных законов. Специальные уголовные законы Республики Корея в целом можно характеризовать следующим образом.

В-пятых, Уголовный кодекс содержит не исчерпывающий перечень преступлений. Преступления, в области здравоохранения, в сфере экономики, охраны окружающей среды, воинские, таможенные преступления и некоторые другие регулируются соответствующими специальными законами.

Раздел 2. Особенная часть корейского уголовного права (2 час.)

«Преступления против государственной власти

Перейдем к характеристике преступлений, предусмотренных главой I, которая объединяет ст.ст.87-91 УК РК.

Под мятежом, как это следует из содержания ст.87 УК РК, законодатель понимает нарушение лицом общественного порядка с целью узурпации национальной территории либо подрыва Конституции. Наказание лиц, осуществляющих мятеж, дифференцируется в зависимости от выполняемой ими роли.

Закон предусматривает классификацию субъектов данного преступления с учетом характера выполняемых ими деяний. В первую группу входит руководитель преступной организации, который за совершение мятежа подлежит наказанию в виде смертной казни, либо пожизненных каторжных работ, либо пожизненного лишения свободы. Вторую группу образуют лица, которые:

- принимают участие в заговоре;

- принимают участие в руководстве;

- вовлечены в иные подобные виды деятельности,

За совершение перечисленных деяний лицо подлежит наказанию в виде смертной казни, либо каторжных работ или лишения свободы пожизненно либо на срок не менее пяти лет.

Аналогичному наказанию подлежит лицо виновное в совершении убийства, либо причинении вреда здоровью, либо уничтожении имущества, либо совершении грабежа.

Если же лицо виновно только в агитации или следовании руководству другого лица, либо виновно только в присоединении к беспорядкам, оно подлежит наказанию в виде каторжных работ либо лишения свободы на срок не более пяти лет.

Как видно из анализа ст.87 УК РК, наиболее суровому наказанию (вплоть до смертной казни) подвергаются мятежники, являющиеся руководителями данного преступления. Это вполне оправданно, так как общественная опасность такого рода деяний является крайне высокой.

Субъективная сторона состава мятежа предусматривает в качестве обязательного признака цель – узурпацию национальной территории либо подрыв (ниспровержение) Конституции.

Необходимо отметить, что данный состав преступления наряду с государственной изменой является исключением из президентского иммунитета от уголовного преследования. Ст. 84 Конституции РК, предусматривает, что во время пребывания в должности, президент не может быть подвергнут уголовному преследованию за любое преступление, кроме мятежа или государственной измены.

К другому преступлению, связанному с мятежом, законодатель относит состав, сформулированный ст. 88 УК РК - убийство с целью мятежа. Закон гласит: лицо, совершившее убийство другого лица с целью узурпации национальной территории либо ниспровержения Конституции, подлежит наказанию в виде смертной казни, либо пожизненных каторжных работ, либо пожизненного лишения свободы. Сопоставление преступлений, предусмотренных в ст.ст.87 и 88 УК РК, показывает, что они различаются по объективной стороне. В последней из перечисленных статей законодатель предусматривает ответственность лица не за нарушение общественного порядка с указанной целью, а за лишение жизни другого человека с этой целью. Поэтому и наказание за данное преступление самое суровое.

Покушение либо приготовление к преступлениям, предусмотренным ст.ст.87 и 88 УК РК, уголовно наказуемо по правилам, обозначенным в ст.89 и 90 этого же закона.

Замыкает главу I книги 2 Уголовного закона Республики Корея ст.91, которая содержит понятие ниспровержения Конституции. Под ниспровержением Конституции в настоящей главе, - говорится в законе, - понимаются следующие действия, соответствующие одному из определений, содержащихся в нижеследующих пунктах:

1. Прекращение действия Конституции или законов без соблюдения процедуры, установленной Конституцией или законом;

2. Свержение органов государственной власти, установленных Конституцией, либо насильственное воспрепятствование осуществлению ими своих функций.

Представляется, что наличие законодательного определения одной из целей мятежа, скорее всего, способствует единообразному пониманию корейского уголовного закона.

Завершая рассмотрение государственных преступлений, отметим, что в соответствии с традициями корейского уголовного права посягательства на безопасность государства считаются наиболее опасными. Поэтому, помещая государственные преступления в начало Особенной части Уголовного кодекса, законодатель, по-видимому, показывает тем самым их высокую степень общественной опасности. За время действия шесть статей об ответственности за государственные преступления были дополнительно введены в кодекс Законом № 5057 от 29 декабря 1995 г. и одна статья (ст.104-2) из кодекса Законом № 4040 от 31 декабря 1988 г. исключена.

Шесть преступлений: побуждение иностранной агрессии (ст. 92), переход на сторону врага (ст. 93), оказание помощи врагу путем набора солдат (ст. 94), оказание помощи врагу путем поставок оборудования (ст. 95), оказание помощи врагу путем уничтожения оборудования (ст. 96) и шпионаж (ст. 98) караются смертной казнью.

К преступлениям по оказанию помощи врагу в проведении враждебной деятельности помимо вышеназванных согласно ст. 99 УК РК относится и оказание ему помощи другими способами, т.е. нанесение удара военным интересам Республики Корея либо оказание помощи врагу путем совершения иных преступлений, чем перечислены в ст. 92-98 УК. Признаки преступлений по оказанию помощи врагу описаны в большинстве статей УК РК достаточно детально.

Враждебным государством УК РК признает иностранное государство либо группу иностранных граждан, указанных в ст. с 93 по 101, которые совершили враждебные действия против Республики Корея (ст. 102).

Статьями 100 –101 УК РК устанавливается ответственность за приготовление, покушение, а также сговор с умыслом совершить преступления, связанные с иностранной агрессией (ст. 92-99). Обязательное смягчение наказания предусмотрено за приготовительные действия или сговор в виде каторжных работ на сокращенный срок, но не менее, чем на два года. В случае же, если лицо отказалось от совершения преступления, то наказание уменьшается либо лицо может быть освобождено от уголовной ответственности.

Уголовный кодекс РК защищает государственную безопасность стран-союзников. В соответствии со ст. 104 УК РК положения главы 2 применяются к действиям, совершенным против союзнических государств. Это принципиальная норма, не имеющая аналога в УК РФ. Так, иностранец, совершивший в Южной Корее шпионаж против США, будет привлечен к ответственности по ст. 98 и 104 УК РК. Иностранец же, совершивший аналогичные действия на территории РФ против США, не может быть привлечен к уголовной ответственности по УК РФ за шпионаж, поскольку российский закон шпионажем признает только действия, совершенные в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Норма, зафиксированная в ст.ст. 105, 106 не уникальна. Аналогичные предписания содержатся в законодательстве таких стран как Куба, Китай, Гаити, Иран, Ирак, Новая Зеландия, Финляндия и некоторых других. Соединенные Штаты Америки не раз пытались принять поправку к Конституции, признающую надругательство над американским флагом деянием, противоречащим Конституции США. Последняя такая попытка предпринималась в 2006 году, однако Сенату США не хватило одного голоса, чтобы двумя третями голосов ввести данную поправку. Тем не менее, ряд исследователей, в том числе и корейских 1 , полагают, что запрет на уничтожение флага является нарушением свободы слова, при этом все они ссылаются на соответствующее решение Верховного Суда США по делу Ейхмана 2 .

Аналогичным образом поступили законодатели Дании (параграф 110е) 1 , Норвегии (параграф 95) 2 и некоторых других стран, запретившие уничтожение флагов иностранных государств.

К ответственности за указанные преступления по уголовному закону РК могут привлекаться виновные лица только при предварительном выражении одобрения возбуждения уголовного дела иностранным правительством.

Своеобразный состав закреплен в ст. 111 УК РК. Он устанавливает ответственность за ведение лицом частной войны против иностранного государства, караемое наказанием в виде ограниченного тюремного заключения на срок не менее одного года. Наказуемы покушение, приготовление и сговор к совершению частной войны. В случае добровольного отказа от совершения такой войны наказание либо уменьшается, либо лицо освобождается от уголовной ответственности.

Ответственность установлена для лица, нарушившего нейтралитет в войне между иностранными государствами (ст. 112 УК). Наказание в виде каторжных работ на срок не более пяти лет или штрафа в размере не более десяти миллионов вон предусматривается за разглашение дипломатической тайны, а также за действия, направленные на установление или собирание дипломатических тайн с целью их последующего разглашения (ст. 113 УК).

Уголовный кодекс РК не имеет самостоятельной главы об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества. Ряд международных преступлений закреплен в главах 2-4 УК РК. К ним можно отнести: побуждение иностранной агрессии (ст. 92 УК), насильственные или оскорбительные действия против иностранного суверенитета, а также против иностранного представителя (ст. 107, 108 УК), оскорбление иностранного флага или герба иностранного государства (ст. 109 УК), нарушение нейтралитета (ст. 112 УК), разглашение дипломатических тайн (ст. 113 УК).

Преступления против общественной безопасности и общественного порядка

Открывает главу, организация преступной группы (ст. 114 УК). Организатор группы с целью совершения преступления, а равно участник такой группы подлежат наказанию, установленному за совершение соответствующего преступления, однако наказание может быть и уменьшено. В ч. 2 ст. 114 УК закреплена специальная норма, предусматривающая ответственность за организацию группы с целью уклонения от прохождения обязательной военной службы или исполнения обязанности по уплате налогов, либо за участие в такой группе. Оконченными указанные преступления являются с момента организации группы с целью совершения преступления либо с момента участия в этой группе. Преступления, закрепленные в ст. 114 УК РК, представляют собой аналог российских норм об организации преступной организации (преступного сообщества). Существенное отличие корейской уголовно-правовой нормы от российской состоит в том, что преступлением по корейскому закону признается создание группы и участие в ней с целью совершения любого преступления независимо от его тяжести.

В ст. 115 УК РК преступными признаются массовые беспорядки: совершение лицами, собравшимися в большом количестве, действий с насилием или угрозой его применения либо разрушительных действий.

В этой же V главе установлена ответственность за неисполнение контракта о поддержке государства в военное время (ст. 117). Она наступает в отношении лица, незаконно неисполняющего заключенного контракта на поставку продовольствия или удовлетворение иных нужд государства или государственных органов в военное время, в период бедствия или военного инцидента. Представляется, однако, что данное преступление посягает не на отношения по обеспечению общественного порядка, а в первую очередь на отношения, связанные с порядком управления.

К числу опасных деяний закон относит преступления, связанные с взрывчатыми веществами (глава VI), располагая их вслед за государственными преступлениями. Традиционно в зарубежном законодательстве преступления, предметом которых выступают взрывчатые вещества, относят к преступлениям против общественной безопасности, но корейский законодатель имеет иной взгляд по данному вопросу. Место расположения рассматриваемых преступлений в системе Особенной части УК РК указывает на то, что законодатель расценивает их как опасные преступления против государства.

Глава VI УК РК (ст.ст.119-121) предусматривает две разновидности преступлений, связанных с взрывчатыми веществами. Это – использование указанных предметов, а также их производство и тому подобные действия в военное время.

Сопоставление размера санкций преступлений, предусмотренных ч.1 и ч.2 ст.119 УК РК, показывает, что они идентичны. Тогда остается неясно, какую цель преследовал корейский законодатель, когда вводил дополнительно в состав использования взрывчатых веществ другой обязательный признак.

В соответствии со ст.120 УК РК наказуемо приготовление, сговор с целью использования взрывчатых веществ либо подстрекательство к нему. В случае, если лицо отказалось от совершения преступления, предусмотренное ч.1 или ч.2 ст.119 УК РК, то наказание ему подлежит смягчению либо не назначается.

Другая разновидность преступлений, связанных с взрывчатыми веществами предусмотрена в ст.121 УК РК. В ней регламентирована ответственность за их производство и тому подобные действия в военное время. Так, если лицо без законных оснований производит, импортирует, экспортирует, поставляет или хранит взрывчатые вещества во время войны либо в период военного инцидента, то в соответствии со ст.121 УК РК оно подлежит наказанию в виде каторжных работ на срок не более десяти лет.

Должностные преступления

Глава VIII Преступления, связанные с обязанностями должностных лиц включает в себя широкий спектр должностных преступлений. Анализ этой главы показывает, что сюда входят как так называемые общие должностные преступления (к примеру, злоупотребление властью), так и должностные преступления, относящиеся в зарубежной законодательной практике к числу специальных (например, незаконный арест и тюремное заключение).

Две статьи южно-корейского УК формулируют так называемые общие составы должностных преступлений. Так, в соответствии со ст.122 УК РК должностное лицо подлежит уголовной ответственности за неисполнение обязанностей. Объективная сторона данного преступления описана законодателем в двух формах деяний должностного лица: отказ от исполнения своих обязанностей и оставление исполнения своих обязанностей. Конструктивным признаком при совершении указанных деяний является отсутствие законных оснований для их выполнения. Если должностное лицо, имея законные основания, отказывается от исполнения своих обязанностей либо оставляет исполнение своих обязанностей, то его деяние не может быть квалифицировано как преступление по ст.122 УК РК.

За неисполнение обязанностей должностному лицу грозит наказание в виде каторжных работ или лишения свободы на срок не более одного года либо приостановления квалификации на срок не более трех лет.

Законом № 5057 от 29 декабря 1995 г. УК Республики Корея был дополнен составом злоупотребления властью, помещенном в ст.123. В качестве способа совершения этого преступления должностное лицо избирает злоупотребление своими полномочиями, в результате которого оно вынуждает другое лицо совершить действия, совершать которые данное лицо не желало, либо отказаться от осуществления принадлежащих данному лицу прав.

За совершение злоупотребления властью должностному лицу грозит наказание в виде каторжных работ на срок не более пяти лет и приостановления квалификации на срок не более десяти лет либо штрафа в размере не более десяти миллионов вон. Толкование санкции ст. 123 УК РК показывает, что должностное лицо подлежит не только основному наказанию в виде каторжных работ, но и дополнительно приостановливается его квалификация либо налагается штраф.

Наказание за злоупотребление властью по ст.123 УК РК является более строгим, чем за неисполнение обязанностей по ст.122 этого же закона. Это свидетельствует о том, что первое из указанных преступлений признается законодателем опаснее второго.

Следующие три статьи (ст.ст.124-126) южно-корейского уголовного закона формулируют преступления, которые в зарубежном уголовном законодательстве зачастую относят к преступлениям против правосудия.


  • лицо, осуществляющее функции, связанные с отправлением правосудия, уголовным преследованием, полицейской охраной порядка, либо иные функции, связанные с ограничением личной свободы;

  • лицо, способствующее осуществлению указанных функций.

  • арест другого лица;

  • тюремное заключение другого лица.

Насилие и жестокий поступок уголовно наказуемы при наличии признаков, предусмотренных ст.125 УК РК. Субъект этого преступления аналогичен субъекту приведенного выше состава незаконного ареста и незаконного тюремного заключения. Объективная сторона преступления, сформулированного в ст.125 уголовного закона Республики Кореи, выступает в форме совершения насильственного либо жестокого поступка в отношении подозреваемого в совершении преступления либо другого лица.


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уголовный кодекс Республики Корея предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Действующий Уголовный кодекс Республики Корея [1] был утвержден Законом № 293 от 18 сентября 1953 г. и вступил в действие в октябре этого же года. Затем в него несколько раз вносились изменения и дополнения: Законом № 2745 от 25 марта 1975 г., Законом № 4040 от 31 декабря 1988 г., Законом № 5057 от 29 декабря 1995 г., Зако ном № 5454 от 13 декабря 1997 г.

Уголовный закон Республики Корея включает в себя 390 действующих статей (с учетом исключенных и дополнительно введенных), которые имеют сквозную нумерацию: 89 статей (с 1 по 86) включены в книгу I, а в книгу II входит 301 статья (с 87 по 372).

Из содержания ст. 9 УК РК следует, что возраст уголовной ответственности наступает с 14 лет. Никаких исключений из этого правила нет.

Данью восточным традициям (восходящим, скорее всего, к идеям конфуцианства) можно, вероятно, считать установление в ст. 11 УК РК положения, согласно которому наказание за деяния, совершенные глухонемыми, должно быть смягчено. Напомним, что аналогичная норма еще содержится в УК КНР (ст. 19), но уже исключена из УК Японии (ст. 40) [2] .

К числу обстоятельств, исключающих преступность деяния, уголовный закон Республики Корея причисляет: оправданное действие (ст. 20), самооборону (ст. 21), необходимость (ст. 22), самосохранение (ст. 23), согласие потерпевшего (ст. 24). Первое и последнее из перечисленных обстоятельств неизвестны российскому уголовному закону, три других именуются иначе, чем в УК РФ, но соответствуют необходимой обороне, крайней необходимости и обоснованному риску.

Институту соучастия в преступлении отведен самостоятельный раздел 3 (ст. 30–34), в котором выделяются три вида соучастников: исполнитель (соисполнитель), подстрекатель и пособник, а также описываются правила определения наказания при ответственности за соучастие в преступлении.

В разделе 5 (ст. 37–40) подробно описывается порядок назначения наказания при множественности преступлений. При этом законодатель различает назначение наказания по совокупности преступлений (ст. 38) и назначение наказания по совокупности приговоров (ст. 39). Представляется, что данный раздел в системе Общей части уголовного закона Республики Корея расположен не совсем удачно, так как его положения в целом относятся к вопросам института наказания.

Корейский уголовный закон устанавливает два института: отсрочку назначения наказания и отсрочку исполнения наказания, которые различаются между собой по условиям, необходимым для предоставления отсрочки.

Открывается книга II преступлениями, которые можно причислить к государственным, а именно: преступления, связанные с мятежом (глава I); преступления, связанные с иностранной агрессией (глава II); преступления, связанные с национальным флагом (глава III); преступления, связанные с международными отношениями (глава IV). Причем обращает на себя внимание тот факт, что многие государственные преступления подвергаются весьма суровому наказанию в виде смертной казни, либо пожизненных каторжных работ, либо пожизненного лишения свободы. К таким преступлениям относятся, к примеру: мятеж (ст. 87), убийство с целью мятежа (ст. 88), побуждение к иностранной агрессии (ст. 92), оказание помощи врагу путем набора солдат (ст. 94), оказание помощи врагу путем уничтожения оборудования (ст. 96) и др.

В традициях корейского уголовного права посягательства на безопасность государства считаются наиболее опасными. Поэтому, помещая нормы о государственных преступлениях в начало Особенной части Уголовного кодекса, законодатель тем самым показывает их высокую степень общественной опасности. За время действия УК РК шесть статей об ответственности за государственные преступления были дополнительно введены в него Законом № 5057 от 29 декабря 1995 г. и одна статья (ст. 104-2) исключена из Кодекса Законом № 4040 от 31 декабря 1988 г.

Определенный интерес представляет и ст. 114 УК РК. В ней предусмотрена ответственность за организацию преступной группы. Организатор группы с целью совершения преступления, а равно участник такой группы подлежат наказанию, установленному за совершение соответствующего преступления, однако наказание может быть и смягчено. В ч. 2 ст. 114 УК РК закреплена специальная норма, предусматривающая ответственность за организацию группы с целью уклонения от прохождения военной службы или исполнения обязанностей по уплате налогов либо за участие в такой группе. Оконченными указанные преступления являются с момента организации группы с целью совершения соответствующего преступления либо с момента участия в такой группе. Нетрудно убедиться, что преступные деяния, ответственность за которые закреплена в ст. 114 УК РК, представляют собой аналог российских норм о создании преступной организации (преступного сообщества). Существенное отличие южно-корейской уголовно-правовой нормы от российской состоит в том, что преступлением по УК Республики Корея признается создание группы и участие в ней с целью совершения любого преступления независимо от его категории и, соответственно, степени тяжести.

Своеобразной является позиция законодателя и в формулировании составов должностных преступлений. Так, в соответствии со ст. 135 УК РК должностное лицо за совершение с использованием своего служебного положения преступления, не предусмотренного настоящей главой, подлежит наказанию. Причем оно ужесточается наполовину, за исключением случаев, когда привлечение к уголовной ответственности за совершение такого преступления обусловлено статусом должностного лица.

Отдельная глава (VIII) включает в себя нормы, устанавливающие ответственность за преступления, связанные с воспрепятствованием исполнению должностных обязанностей. Потерпевшим в такого рода составах преступлений выступают различного вида должностные лица. Тем самым законодатель подчеркивает особое положение в государстве лиц, призванных представлять власть и управление.

Далее в структуре книги II УК РК расположены преступления, традиционно относящиеся к посягательствам на интересы правосудия или порядка управления, а именно: преступления, связанные с побегом и укрывательством преступников; преступления, связанные с лжесвидетельством и уничтожением доказательств; преступления, связанные с ложным обвинением; преступления, связанные с умершими (главы IX–XII), а также деяния, связанные с ложным арестом, незаконным заключением под стражу (глава XXVIII).

Особое внимание законодатель уделяет регламентации преступлений, связанных с опиумом (глава XVII). Ответственность наступает не только за производство, продажу, хранение опиума (а также приспособлений для его курения), но серьезному наказанию в виде каторжных работ на срок до пяти лет подлежит и лицо, которое употребляет опиум или делает инъекции морфина. Аналогичное наказание может быть назначено также лицу, извлекающему прибыль из содержания места для курения опиума или употребления морфина.

Обширным дополнениям Законом № 5057 от 29 декабря 1995 г. были подвергнуты преступления, связанные с валютой (глава XVIII), что обусловлено объективной необходимостью увеличения размеров штрафа за совершение подобных деяний.

Уголовной ответственности подлежит также лицо, которое с целью получения дохода вовлекает несовершеннолетнюю девочку или особу женского пола, не отличающихся аморальным поведением, в занятие сексом (ст. 242). Из изложенного следует, что по УК Республики Корея вовлечение в проституцию признается преступным только в том случае, если вовлекаемое лицо исключительно женского пола. Между тем по УК РФ (в отличие от корейского законодательства) в аналогичном составе преступления гендерный признак не используется и потерпевшим от такого преступления может быть лицо любого пола. С учетом наметившейся в мировой практике тенденции к вовлечению в проституцию и особ мужского пола позицию российского законодателя по данному вопросу следует признать более обоснованной.

Преступным по этой главе УК РК рассматривается и публичное непристойное действие (ст. 245). В российском уголовном законодательстве подобной нормы в настоящее время нет. По УК РСФСР 1960 г. при наличии соответствующих признаков публичное непристойное действие могло расцениваться как хулиганство, совершенное с исключительным цинизмом.

Преступления, связанные с лишением жизни человека, а также преступления, связанные с причинением физического ущерба телу и насилием (изнасилованием), размещены в Уголовном законе Республики Корея, как это ни парадоксально, лишь на 24-м и 25-м местах соответственно.

Закон не дает легального определения убийства, но различает: убийство, убийство родственника по прямой линии (ст. 250); детоубийство (ст. 251); убийство по просьбе или по сговору с потерпевшим (ст. 252); убийство по просьбе потерпевшего с использованием мошеннических средств (ст. 253). Первое и последнее из перечисленных видов убийств караются вплоть до применения смертной казни. Состав детоубийства относится к числу привилегированных, но наказывается тем не менее достаточно строго — каторжными работами на срок до десяти лет.

Интерес представляет и подход законодателя Республики Корея к конструированию уголовно-правового поощрения посткриминального поведения лиц, виновных в похищении людей. Согласно ст. 295-2 УК РК виновному в совершении преступлений, предусмотренных главой XXXI УК, который освобождает захваченного, обольщенного, проданного или перевезенного потерпевшего и помещает его в безопасное место, наказание может быть смягчено. Напомним, что по УК РФ принятие подобных мер к похищенному является специальным видом освобождения от уголовной ответственности, в то время как по законодательству Республики Корея — только смягчающим наказание обстоятельством. Думается, что в данном случае прав корейский, а не российский законодатель, ибо в описанных выше ситуациях посткриминальное поведение похитителя можно рассматривать лишь как особую разновидность деятельного раскаяния, а не добровольный отказ от совершения преступления. Соответственно и поощрением в подобных случаях должно быть смягчение наказания (или освобождение от него), но не освобождение от уголовной ответственности.

Особенностью данной главы УК РК является и то, что преследование за преступления, связанные с похищением, укрывательством с целью совершения непристойных или сексуальных действий, похищением с целью вступления в брак, а также за покушение на совершение упомянутых деяний, осуществляется не иначе как при наличии жалобы со стороны потерпевшего (ст. 296 УК). Таким образом, и в отношении указанных преступлений применяется корейский аналог российского института частного обвинения.

Завершают Особенную часть Уголовного кодекса Республики Корея посягательства, которые по общему правилу принято именовать преступлениями против собственности. Это глава XXXVIII — преступления, связанные с похищением имущества и кражей; глава XXXIX — преступления, связанные с мошенничеством и вымогательством; глава XL — преступления, связанные с растратой имущества и злоупотреблением доверием; глава XLI — преступления, связанные с похищенной собственностью; глава XLII — преступления, связанные с разрушением или повреждением. Всего насчитывается 44 статьи, устанавливающих ответственность за посягательство на имущество. Деяния, связанные с похищением имущества, представлены в различных модификациях: похищение имущества (ст. 329), сложный случай похищения имущества (ст. 330), особый случай похищения имущества (ст. 331).

Итак, из краткого обзора предлагаемого российскому читателю Уголовного кодекса Республики Корея видно, что он, во-первых, представляет собой своеобразный симбиоз как довольно архаичных (с оттенком восточного колорита), так и современных моделей уголовно-правовых норм общемирового уровня; во-вторых, не содержит (за редким исключением) привычных глазу и уху российского юриста развернутых определений традиционных категорий, понятий, институтов (преступление, состав преступления, вина, вменяемость, соучастие, цели наказания etc); в-третьих, не имеет четко выраженной системы Особенной части, которая опиралась бы на особенности родового объекта преступления, учитывала иерархию правоохраняемых благ и интересов; в-четвертых, обладает известной пробельностью в уголовной наказуемости целого ряда общественно опасных деяний (например, воинских преступлений). Вместе с тем бесспорным остается и тот факт, что впервые переведенный на русский язык в полном объеме действующий в настоящий момент Уголовный кодекс Республики Корея характеризуется достаточно яркой национальной спецификой, динамизмом развития уголовно-правовой и уголовно-политической мысли тамошнего законодателя, его постоянным стремлением объективно отразить в уголовно-правовых запретах новые вызовы и угрозы, возникающие в ходе эволюционного развития корейского общества и государства. Все это, а также целый ряд любопытнейших примеров и способов борьбы с преступностью, которые мы обнаруживаем в УК РК, представляют, как нам кажется, несомненный интерес и для отечественного законодателя.

Содержание

Государственное устройство

Правовая система

Современная правовая система Республики Корея входит в романо-германскую правовую семью, имея также значительные заимствования из американского права. При этом правосознание и правовая культура корейцев по-прежнему в значительной степени основываются на общих для народов Восточной Азии конфуцианских традициях: коллективизм, патернализм, приоритет этических норм над юридическими, обязанностей над правами, предпочтение неформальных примирительных процедур судебному разбирательству и т.д.
На протяжении столетий Корея находилась под влиянием китайской (конфуцианской) государственно-правовой культуры. В соответствии с этим собственно правовые предписания ограничивались преимущественно уголовными нормами. Основная масса общественных отношений регулировалась морально-этическими нормами, обычаями и традициями. Наряду с заимствованием китайских законов в средневековой Корее принимались и оригинальные правовые акты.
Первая рецепция европейского, романо-германского права в Корее произошла "опосредованно" через введение японского законодательства в период реформ конца XIX в. и японского колониального господства (1910-1945 гг.). В то же время в период японской оккупации корейское обычное право сохраняло роль главного правового источника в сфере семейных отношений и наследования.
После достижения независимости все японские кодексы и законы, ассоциировавшиеся с иноземным гнетом, были заменены на корейские. В частности, приняты собственные Уголовный кодекс (1953), Уголовно-процессуальный кодекс (1954), Гражданский кодекс (1958), Гражданский процессуальный кодекс (1960) и Торговый кодекс (1962), а также ряд других кодексов, при разработке которых законодатель подчеркнуто старался отойти от прежних японских актов. Тем не менее в наиболее важных отраслях и институтах южнокорейское право сохранило основные принципы и черты романо-германского права в том самом виде, в котором они были заимствованы через японское законодательство.
Как результат деятельности американской военной администрации в 1945-1948 гг. и общей ориентации сеульского правительства на США, в послевоенный период правовая система Кореи заимствовала многие элементы американского права, особенно в административной, торговой, трудовой, уголовно-процессуальной сферах.
В 1980-1990-е гг. важнейшие изменения в южнокорейской правовой системе связаны с ее демократизацией. Конституция 1987 г. ввела прямые президентские выборы вместо многоступенчатых, расширила права парламента, ограничила полномочия Президента и сократила срок его пребывания на посту с 7 до 5 лет, закрепила свободу печати, право на создание профсоюзов и проведение собраний, демонстраций. Под давлением оппозиции в Конституцию включено положение о недопустимости вмешательства армии в политику. В конце 1988 г. приступил к работе Конституционный суд.
Основным источником права в РК являются законодательные и другие нормативные акты. Иерархию образуют: Конституция, законы Национального собрания, декреты Президента, ордонансы премьер-министра или исполнительного министерства.
Южнокорейской правовой системе известен институт чрезвычайного законодательства. В соответствии со ст.76 Конституции во время внутренних беспорядков, внешней угрозы, естественного бедствия или серьезного финансового или экономического кризиса Президент может издавать приказы, имеющие силу закона, если необходимо принять срочные меры для обеспечения национальной безопасности или публичного мира и порядка и нет времени ждать созыва Национального собрания. Такие же полномочия принадлежат Президенту в случае военных действий.
Согласно Конституции (ст.6) ратифицированные международные договоры становятся частью правовой системы. Они, как и общепризнанные нормы международного права, имеют ту же силу, что и внутренние законы.
Вспомогательным источником права для некоторых отраслей (гражданское, торговое, трудовое право) признается обычай, который не должен противоречить законодательству. Вспомогательным источником рассматривается и судебная практика.
Особое место в системе источников занимают решения Верховного суда и Конституционного суда, выносимые в порядке конституционного контроля. Некоторые из них имеют революционное значение для развития правовой системы страны, утверждая новые стандарты защиты прав человека.

Гражданское и смежные с ним отрасли права

Уголовное право и процесс

Основным, но далеко не единственным источником уголовного законодательства РК является Уголовный кодекс Республики Корея 1953 г., действующий с многочисленными изменениями и дополнениями. По своей структуре он делится на Общую часть, где изложены основные принципы и категории уголовного права, и Особенную, посвященную главным образом конкретным видам преступлений. Кодекс состоит из 46 разделов, включающих 372 статьи.
УК предусматривает девять видов наказаний: 1) смертная казнь; 2) "каторга" (тюремное заключение с исполнением тяжелых физических работ); 3) тюремное заключение (без исполнения тяжелых физических работ); 4) лишение определенного права; 5) отстранение от должности; 6) штраф в крупном размере; 7) арест, заключение под стражу; 8) мелкий штраф; 9) конфискация имущества. К основным видам наказания относятся: смертная казнь, каторга, тюремное заключение, штраф в крупном размере. Мелкий штраф, лишение определенного права, отстранение от должности и арест являются дополнительными видами наказания, хотя могут применяться и самостоятельно.
Система уголовных санкций отражает суровость южнокорейского уголовного права. Смертный приговор может быть вынесен по широкому кругу преступлений (среди которых нет ни одного "общеуголовного") на основании Уголовного кодекса и других законов. Это обязательная мера наказания для граждан РК (и иностранцев, задержанных на территории республики), воюющих на стороне врага, и за преступления, предусмотренные Воинским уголовным кодексом, такие как руководство вооруженным восстанием или дезертирство офицера. Каторга предусмотрена в более чем 210 статьях УК РК, в то время как простое тюремное заключение - только в 29 статьях, а арест в виде самостоятельного наказания устанавливается лишь санкциями пяти статей. Каторга и простое тюремное заключение могут быть как срочными, так и бессрочными.
Уголовный процесс в РК представляет собой смесь обвинительной и состязательной моделей, поскольку уголовно-процессуальное законодательство сформировалось преимущественно под влиянием уголовных процедур Германии и США.
Основным источником уголовно-процессуального права является УПК 1954 г. Он сохранил основные черты, присущие романо-германской правовой системе, закрепив и ряд элементов англо-американского права. Среди заимствований из правовой системы США - необходимость судебных ордеров для производства ареста и обыска, право на освобождение до суда под залог, усиление роли института назначаемого государством защитника.
Согласно Конституции (ст.12), по общему правилу, для ареста или обыска требуется ордер, выданный судом в соответствии с должной процедурой по запросу прокурора. Всякий, кто арестован или задержан, имеет право на получение помощи адвоката. Если обвиняемый не способен обеспечить себе адвоката, государство должно его назначить. Арестованный или задержанный имеет также право обратиться в суд для проверки законности ареста или задержания. В соответствии с УПК РК обвиняемый должен быть представлен адвокатом, если инкриминируемое преступление наказуемо смертной казнью или заключением на срок более трех лет.
Суд присяжных в РК отсутствует. Уголовные дела, по которым наказание может составлять один год лишения свободы и выше, рассматриваются коллегией из трех судей, остальные дела - судьей единолично.
На практике уголовное судопроизводство в Республике Корея всегда демонстрировало обвинительный уклон; судьи обычно следуют доводам обвинения, доля оправдательных приговоров в начале 1990-х гг. не превышала 0,5%. Значительно ограничены права обвиняемого при производстве по делам, затрагивающим вопросы национальной безопасности. В частности, нередко исключается участие адвоката на стадии предварительного следствия, до 1989 г. по таким делам не применялось освобождение до суда под залог.

Судебная система. Органы контроля

Основы судебной системы РК установлены Конституцией и Законом об организации суда 1949 г. (с изменениями и дополнениями).
Во главе системы общих судов находится Верховный суд, являющийся высшей апелляционной инстанцией по всем делам, включая подсудные военным судам. Изъятие составляют смертные приговоры и решения военных судов, вынесенные в период действия чрезвычайного положения.
Высокие суды в Сеуле, Кванджу и Тэгу рассматривают апелляции на решения нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам. Они могут также выступать в качестве судов первой инстанции по искам против правительственных учреждений и высших должностных лиц.
Судами первой инстанции для большинства гражданских и уголовных дел служат окружные суды в Сеуле и главных провинциальных городах. Семейный суд в Сеуле рассматривает вопросы семейного права и дела о правонарушениях несовершеннолетних; в других городах соответствующие вопросы рассматриваются окружными судами. Помимо Семейного суда специальными являются также военные суды.
Главный судья Верховного суда назначается Президентом РК с согласия Национального собрания, другие - Президентом РК по рекомендации Главного судьи с согласия Национального собрания. Судьи нижестоящих судов назначаются Главным судьей Верховного суда с согласия Конференции судей Верховного суда. Срок полномочий судей Верховного суда - 6 лет, нижестоящих судей - 10 лет.
Осуществление конституционного контроля в соответствии с Конституцией отнесено к компетенции Верховного и Конституционного судов. Верховный суд проверяет только конституционность (законность) декретов и других подзаконных актов в связи с проблемой, возникшей в конкретном судебном процессе. Конституционный суд имеет значительно более широкие полномочия. Он рассматривает конституционность законов по просьбе суда в конкретном процессе, а также по запросу любого лица, исчерпавшего все другие средства правовой защиты.
Помимо этого Конституционный Суд имеет исключительное полномочие выносить решение о роспуске политических партий и об импичменте Президента, членов правительства и других высших должностных лиц.
В состав Конституционного суда входят 9 членов, назначаемых в равных долях (т.е. по 3) Национальным собранием, Президентом и Главным судьей Верховного суда. Председатель Конституционного суда назначается Президентом РК из числа судей с согласия Национального собрания.
Преследование по уголовным делам осуществляется прокуратурой. Прокуроры находятся под руководством и надзором Службы высшего генерального прокурора. Последний назначается Президентом РК.
В период диктаторских режимов судебная власть в РК находилась под сильным влиянием правительства. С 1989 г. наблюдается процесс постепенного укрепления независимости судов. В частности, по целому ряду дел Конституционный суд признал действия и акты правительства нарушающими конституционные права граждан. Кроме того, Верховный суд аннулировал результаты выборов двух членов Национального собрания, указав на нарушение избирательного законодательства кандидатами от правящей партии.

Литература

Иванов А.М., Корчагин А.Г. Законодательный опыт решения вопроса об уголовных наказаниях в соседних странах: Краткий обзор УК КНДР и УК Республики Корея // Правоведение. 1998. N 2.
Song Sang Hyun. Introduction to the Law and Legal System of Korea. Hyung Mun Sa Publishing Co, 1983..
Kim Chan Jin. Business Laws in Korea. Panmun Book Company Ltd, 1990.
Laws of Republic of Korea. Korean Legal Center, 1992.

Особое внимание законодатель уделяет регламентации преступлений, связанных с опиумом (глава XVII). Ответственность наступает не только за производство, продажу, хранение опиума (а также приспособлений для его курения), но серьезному наказанию в виде каторжных работ на срок до пяти лет подлежит и лицо, которое употребляет опиум или делает инъекции морфина. Аналогичное наказание может быть назначено также лицу, извлекающему прибыль из содержания места для курения опиума или употребления морфина.

Обширным дополнениям Законом № 5057 от 29 декабря 1995 г. были подвергнуты преступления, связанные с валютой (глава XVIII), что обусловлено объективной необходимостью увеличения размеров штрафа за совершение подобных деяний.

Уголовной ответственности подлежит также лицо, которое с целью получения дохода вовлекает несовершеннолетнюю девочку или особу женского пола, не отличающихся аморальным поведением, в занятие сексом (ст. 242). Из изложенного следует, что по УК Республики Корея вовлечение в проституцию признается преступным только в том случае, если вовлекаемое лицо исключительно женского пола. Между тем по УК РФ (в отличие от корейского законодательства) в аналогичном составе преступления гендерный признак не используется и потерпевшим от такого преступления может быть лицо любого пола. С учетом наметившейся в мировой практике тенденции к вовлечению в проституцию и особ мужского пола позицию российского законодателя по данному вопросу следует признать более обоснованной.

Преступным по этой главе УК РК рассматривается и публичное непристойное действие (ст. 245). В российском уголовном законодательстве подобной нормы в настоящее время нет. По УК РСФСР 1960 г. при наличии соответствующих признаков публичное непристойное действие могло расцениваться как хулиганство, совершенное с исключительным цинизмом.

Преступления, связанные с лишением жизни человека, а также преступления, связанные с причинением физического ущерба телу и насилием (изнасилованием), размещены в Уголовном законе Республики Корея, как это ни парадоксально, лишь на 24-м и 25-м местах соответственно.

Закон не дает легального определения убийства, но различает: убийство, убийство родственника по прямой линии (ст. 250); детоубийство (ст. 251); убийство по просьбе или по сговору с потерпевшим (ст. 252); убийство по просьбе потерпевшего с использованием мошеннических средств (ст. 253). Первое и последнее из перечисленных видов убийств караются вплоть до применения смертной казни. Состав детоубийства относится к числу привилегированных, но наказывается тем не менее достаточно строго – каторжными работами на срок до десяти лет.

Интерес представляет и подход законодателя Республики Корея к конструированию уголовно-правового поощрения посткриминального поведения лиц, виновных в похищении людей. Согласно ст. 295-2 УК РК виновному в совершении преступлений, предусмотренных главой XXXI УК, который освобождает захваченного, обольщенного, проданного или перевезенного потерпевшего и помещает его в безопасное место, наказание может быть смягчено. Напомним, что по УК РФ принятие подобных мер к похищенному является специальным видом освобождения от уголовной ответственности, в то время как по законодательству Республики Корея – только смягчающим наказание обстоятельством. Думается, что в данном случае прав корейский, а не российский законодатель, ибо в описанных выше ситуациях посткриминальное поведение похитителя можно рассматривать лишь как особую разновидность деятельного раскаяния, а не добровольный отказ от совершения преступления. Соответственно и поощрением в подобных случаях должно быть смягчение наказания (или освобождение от него), но не освобождение от уголовной ответственности.

Особенностью данной главы УК РК является и то, что преследование за преступления, связанные с похищением, укрывательством с целью совершения непристойных или сексуальных действий, похищением с целью вступления в брак, а также за покушение на совершение упомянутых деяний, осуществляется не иначе как при наличии жалобы со стороны потерпевшего (ст. 296 УК). Таким образом, и в отношении указанных преступлений применяется корейский аналог российского института частного обвинения.

Завершают Особенную часть Уголовного кодекса Республики Корея посягательства, которые по общему правилу принято именовать преступлениями против собственности. Это глава XXXVIII – преступления, связанные с похищением имущества и кражей; глава XXXIX – преступления, связанные с мошенничеством и вымогательством; глава XL – преступления, связанные с растратой имущества и злоупотреблением доверием; глава XLI – преступления, связанные с похищенной собственностью; глава XLII – преступления, связанные с разрушением или повреждением. Всего насчитывается 44 статьи, устанавливающих ответственность за посягательство на имущество. Деяния, связанные с похищением имущества, представлены в различных модификациях: похищение имущества (ст. 329), сложный случай похищения имущества (ст. 330), особый случай похищения имущества (ст. 331).

Итак, из краткого обзора предлагаемого российскому читателю Уголовного кодекса Республики Корея видно, что он, во-первых, представляет собой своеобразный симбиоз как довольно архаичных (с оттенком восточного колорита), так и современных моделей уголовно-правовых норм общемирового уровня; во-вторых, не содержит (за редким исключением) привычных глазу и уху российского юриста развернутых определений традиционных категорий, понятий, институтов (преступление, состав преступления, вина, вменяемость, соучастие, цели наказания etc); в-третьих, не имеет четко выраженной системы Особенной части, которая опиралась бы на особенности родового объекта преступления, учитывала иерархию правоохраняемых благ и интересов; в-четвертых, обладает известной пробельностью в уголовной наказуемости целого ряда общественно опасных деяний (например, воинских преступлений). Вместе с тем бесспорным остается и тот факт, что впервые переведенный на русский язык в полном объеме действующий в настоящий момент Уголовный кодекс Республики Корея характеризуется достаточно яркой национальной спецификой, динамизмом развития уголовно-правовой и уголовно-политической мысли тамошнего законодателя, его постоянным стремлением объективно отразить в уголовно-правовых запретах новые вызовы и угрозы, возникающие в ходе эволюционного развития корейского общества и государства. Все это, а также целый ряд любопытнейших примеров и способов борьбы с преступностью, которые мы обнаруживаем в УК РК, представляют, как нам кажется, несомненный интерес и для отечественного законодателя.

Доктор юридических наук, профессор А. И. Коробеев

Уголовный кодекс Республики Корея[4 - Текст Кодекса приводится по состоянию на 1 октября 2003 г.]

(Утвержден Законом № 293 от 18 сентября 1953 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Законами № 2745 от 25 марта 1975 г., № 4040 от 31 декабря 1988 г., № 5057 от 29 декабря 1995 г., № 5454 от 13 декабря 1997 г.)

Книга 1. Общие положения

Глава I. Ограничение действия уголовного кодекса

Статья 1 (Преступность и наказуемость деяния)

(1) Преступность и наказуемость деяния должны быть установлены законом, предшествующим во времени совершению этого деяния.

(2) В случае, если закон изменился после совершения преступления, и такое деяние в связи с этим не является более преступным в соответствии с новым законом, либо наказание в соответствии с новым законом становится менее строгим, чем в соответствии с ранее действовавшим законом, применению подлежит новый закон.

(3) В случае, если закон изменился после вынесения приговора за совершение преступления, и в соответствии с законом в его окончательной редакции такое деяние не является более преступным, исполнение наказания должно быть прекращено.

Статья 2 (Внутренние преступления)

Настоящий Кодекс подлежит применению как в отношении граждан Кореи, так и в отношении иностранцев, совершивших преступления на территории Республики Корея.

Статья 3 (Преступления корейцев за пределами Кореи)

Настоящий Кодекс подлежит применению ко всем гражданам Кореи, совершившим преступления за пределами территории Республики Корея.

Статья 4 (Преступления иностранцев на борту корейского судна или летательного аппарата, совершенные за пределами Кореи)

Настоящий Кодекс подлежит применению к иностранцам, совершившим преступления на борту корейского судна или корейского летательного аппарата за пределами Республики Корея.

Статья 5 (Преступления иностранцев за пределами Кореи)

Настоящий Кодекс подлежит применению к иностранцам, которые совершат за пределами Республики Корея любое из следующих преступлений:

1. Преступления, связанные с мятежом;

2. Преступления, связанные с иностранной агрессией;

3. Преступления, связанные с национальным флагом;

4. Преступления, связанные с валютой (денежным обращением);

5. Преступления, связанные с ценными бумагами, почтовыми документами и таможенными пломбами;

6. Преступления, указанные в статьях с 225–230, связанные с документами;

7. Преступления, указанные в статье 238, связанные с печатями.

Статья 6 (Преступления иностранцев против Республики Корея и корейской нации за пределами Кореи)

Настоящий Кодекс подлежит применению к иностранцам, совершившим против Республики Корея или ее граждан иные преступления, кроме перечисленных в предыдущей статье, за исключением случаев, когда такие действия не являются преступлениями в соответствии с законом, действующим в месте их совершения, либо судебное преследование по данному факту или исполнение наказания за эти деяния прекращены.

Статья 7 (Исполнение наказания, назначенного за границей)

В случае, если лицо, совершившее преступление, отбыло полностью или частично наказание, назначенное за границей, в Корее наказание за совершенное преступление может быть смягчено или не назначается.

Статья 8 (Применение общих положений)

Установленные настоящим Кодексом общие положения подлежат также применению к преступлениям, наказание за совершение которых установлено другими законами, если иное не предусмотрено этими законами.

Читайте также: