Уголовное право речи посполитой кратко

Обновлено: 30.06.2024

Речь Посполи́тая — федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникшая в результате Люблинской унии в 1569 году и ликвидированная в 1795 году с разделом государства между Россией, Пруссией и Австрией. Располагалась преимущественно на территориях современных Польши, Украины, Беларуси и Литвы, а также на части территории России, Латвии, Эстонии, Молдавии и Словакии. При наличии единого государственного устройства Королевство Польское и Великое княжество Литовское имели каждое свой собственный административный аппарат, казну, войско и законы. Главой государства являлся пожизненно избираемый сеймом монарх, носивший титул короля польского и великого князя литовского. Существовавший в Речи Посполитой специфический политический режим принято называть шляхетской демократией [1] .

Содержание

Название

С XVII века в дипломатической переписке использовалось название Светлейшая Речь Посполитая польская (польск. Najjaśniejsza Rzeczpospolita Polska ; лат. Serenissima Res Publica Poloniae ) [3] .

Ныне широко употребляется название Речь Посполитая Обоих Народов (польск. Rzeczpospolita Obojga Narodów ), не являющееся аутентичным, было придумано польским писателем Павлом Ясеницей и получило известность после выхода в свет в 1967 году одноимённой исторической трилогии.

Государственное устройство

Будучи парламентским институтом, сеймики также исполняли функцию органов местного самоуправления, представлявшими собой основную форму реализации политических интересов шляхты, постоянно добивавшейся расширения их полномочий. С формальной и идеологической точки зрения все представители шляхты были равны, хотя на практике решающую роль в управлении государством играла немногочисленная группа крупнейших землевладельцев — магнатов. Особенно сильно влияние магнатерии было в Великом княжестве Литовском, однако с течением времени подобная ситуация сложилась и в Королевстве Польском. Постепенно мелкая и даже средняя шляхта оказалась зависима от магнатов, так как без их поддержки не могла добиться назначения на должности и улучшения своего экономического положения. По мере расширения влияния магнатов сеймиковая политическая культура приходила в упадок, виной чему была слабость государственного аппарата и особенно отсутствие влияния центральной власти на регионы [5] .

История

Создание

Речь Посполитая явилась своего рода продолжением государства Ягеллонов — польско-литовской личной унии, существовавшей с 1385 года (с перерывами). В 1569 между Польшей и Литвой была заключена Люблинская уния, по которой оба государства объединялись в одно — с избираемым общим монархом (с двойным титулом короля польского и великого князя литовского), общим сеймом, единой внешней политикой и единой монетной системой. Однако обе части сохраняли свою администрацию, казну (включая денежную эмиссию), войско, суды, оставалась и граница между государствами с взиманием таможенных сборов. Великое княжество Литовское утратило при этом значительные территории на юге, Подолье, Киевщину, Волынь.

Сенатбыл высшей палатой сейма, в него входили высшие должностные лица государственного аппарата, верхушка католического духовенства. Количество сенаторов не превышало 150 человек.

Сейм из числа сенаторов выбирал 28 человек в Королевскую раду сроком на два года. Совет делился на четыре группы по семь человек, каждая из которых работала в Королевской раде по шесть месяцев.

Нижней палатой была Посольская изба. В нее входили представители шляхты, а также небольшое количество депутатов от наиболее крупных городов. Депутаты избирались шляхтой на поветовых сеймиках, которые созывались за шесть недель до Вального сейма. В Посольскую избу входило 200-236 депутатов.

Сеймы были обычные и чрезвычайные. Обычные сеймы созывались королем, чрезвычайные – главой католической церкви. Они созывались в случае смерти короля или его отстранения от трона.

Для избрания нового короля созывались три сейма: конвокационный, на котором определялось время и место выборов короля, вырабатывались условия договора с кандидатом на престол; элекционнный, на котором проводились выборы и заключалось соглашение с кандидатом на престол; коронационный, на котором проходила коронация и король приносил присягу.

Вальный сейм созывался королем через каждые два года в Варшаве, а с 1673 г. каждый третий сейм стал собираться в Гродно.

Сейм избирал маршалка(председателя). Если сейм проходил на территории Польши, маршалком избирался поляк, если в Литве – литвин. После этого сейм заслушивал отчет правительства о своей работе за два года.

Затем палаты заседали отдельно, за неделю до конца работы сейма снова проводилось совместное заседание. После утверждения королем законопроектов, принятых сеймом, они становились законом.

Чтобы избежать срыва сейма депутаты объявляли сейм конфедерациейи тогда решение принималось простым большинством голосов.

Решения сеймов Речи Посполитой можно разделить на три группы:

1) те решения, которые касались всей страны (избрание короля, высших органов власти, налоги и т.д.).

2) решения, которые касались Польши.

3) решения, которые касались Литвы.

Свои решения сейм оформлял постановлениями (конституциями).

До середины ХVII в. действовал учрежденный в Великом княжестве Литовском новый орган – Генеральный сеймик.Он обычно созывался перед Вальным сеймом Речи Посполитой. На Генеральном сеймике вырабатывалась инструкция послам, которой они должны были придерживаться на вальном сейме при решении вопросов.

С середины XVII в. Генеральный сеймик прекратил созываться, а вместо него был учрежден Генеральный литовский съезд, выполнявший те же функции, что и Генеральный сеймик.

Исполнительную власть в Речи Посполитой возглавлял король,который с конца XVI в. избирался.

Принимая польскую корону, Генрих Валуа обязался:

1) не решать вопросов войны и мира и не созывать народного ополчения без согласия сената;

2) объявить Речь Посполитую дворянской республикой во главе с выборным королем;

3) признать свободные выборы главы государства и не вмешиваться в них;

4) отменить любое наследования престола;

5) созывать каждые два года сейм, который длился две недели. При короле постоянно находился совет из 16 сенаторов.

В случае невыполнения правителем взятых на себя обязательств шляхта имела право отказаться повиноваться королю.

Правовое положение короля регулировалось также другими законодательными актами.

На территории Литвыположение короля регулировалось еще и Статутом 1588 г.

В этих документах подтверждались все права и привилегии шляхты, гарантировалось свободное избрание короля, сейм должен был созываться раз в два года сроком на шесть недель. Королю без согласия сейма запрещалось устанавливать новые налоги, пошлины, созывать ополчение. По закону король имел право созывать Вальный сейм и определять время его созыва; от его имени творилось правосудие; он назначал на государственные должности; вел международные переговоры и т.д. За свою деятельность король нес ответственность перед Вальным сеймом. Фактически вся его жизнь, в том числе: женитьба, развод, зарубежные поездки, была под контролем сейма.

Центральное управление совместно с королем осуществлял и ряд должностных лиц. Королевским двором руководил коронный маршалок, канцелярией – канцлер, казной – коронный казначей, армией – коронный гетман.

Однако ущемление суверенных прав осуществлялось медленно, но постоянно, на протяжении ХVII-ХVIII вв. Так, в 1696 г. по постановлению всеобщей конфедерации сословий Речи Посполитой вводилось делопроизводство только на польском языке, а в 1717 г. в результате проведения реформы в армии в Речи Посполитой войско Литвы было сокращено и не должно было превышать 6200 человек, не считая частных войск отдельных магнатов.

Большое распространение в XVIII в. в Речи Посполитой получили конфедерации (своеобразный съезд единомышленников шляхты). Они создавались либо в поддержку проводимой королем Речи Посполитой политики, либо против короля с целью заставить его положительно решить тот или иной вопрос.

Конфедерация создавалась, как правило, первоначально в одном воеводстве, а другие воеводства присоединялись к ней. Если большинство воеводств Великого княжества Литовского присоединялось к конфедерации, то она получала название Генеральной конфедерации. Члены конфедерации приносили присягу, а акт конфедерации, в котором излагались требования конфедератов, заносился в судебные книги.

В каждом из двух государств – Великом княжестве Литовском и Короне – создавалась своя Генеральная конфедерация, которая имела собственные органы, действующие параллельно с государственными (Вальная рада или Общий совет; маршалок конфедерации, военачальники войска конфедерации и др.). Создание конфедераций сопровождалось гражданской войной, что ослабляло Речь Посполитую, что и привело к трем разделам этого многонационального государства.

Система местных органов управления строилась в соответствии с административно-территориальным делением Речи Посполитой. Государство делилось на воеводства, волости и земли.

В каждом воеводстве были свои сеймики. Местное управление было в руках воевод, старост и других общественных и земских деятелей. К низшим органам местного управленияотносились волостные и сельские органы. Делами волости ведал королевский волостной староста, а в деревне все вопросы решал деревенский сход, которому был подчинен староста деревни.

На землях, которые находились в частном владении, систему местного управления определял сам собственник.

В городах также действовала система самоуправления на основе магдебургского права.

Уголовное право в древний период (XI–XVII вв.)

Уголовное право в законодательстве Речи Посполитой и Российской империи

Уголовное право в советский период

Развитие уголовного права в законодательстве Республики Беларусь

Пры выкарыстанні матэрыяла спасылка на Нацыянальны цэнтр прававой інфармацыі Рэспублікі Беларусь абавязкова!







Инфографика права

Инфографика права

1. привилейный (XIII - XV вв.) – в это время князьями издавались грамоты (привилеи). В них закреплялись права и льготы феодалов, духовенства, оформлялось правовое положение органов власти и управления, содержались нормы гражданского и уголовного права.

Первые 3 привилея были Ягайло (1387 г.) – о праве Скригайлы на управление ВКЛ после вступления Ягайлы на польский престол. По привилеям 1432 и 1434 гг. православные феодалы наделялись такими же правами, что и феодалы – католики.

Привилеем Казимира 1447 г. закреплялись права шляхты, заложены основы феодальной зависимости крестьян, закреплялась территориальная целостность государств, его суверенитет и независимость.

В привилее 1506 г. отмечалось, что избрание великого князя происходит с согласия и по желанию духовных и светских феодалов, а также других жителей ВКЛ.

Наряду с общегосударственными привилеями издавались областные, волостные и городские грамоты.

Первые областные грамоты были даны Полоцкой и Витебской землям с 1392 по 1399 гг. Затем их получили и другие земли. В них разграничивались полномочия высших и местных органов власти, признавались нормы местного обычного права, местный суд и органы управления и т.д.

Волостные привилеи выдавались властями в результате челобитной жалобы населения на произвол местной администрации.

В.2. Судебник 1468 г. Статуты ВКЛ 1529, 1566, 1588 гг.

Первая систематизация в общегосударственном масштабе была сделана в Судебнике Казимира 1468 г., в нем устанавливались единые правовые нормы для всей территории ВКЛ. Регламентировались в основном уголовно – правовые отношения. Он объединил текущее законодательство, нормы местного обычного права и судебную практику.

Положения Судебника:

1. устанавливались единые виды наказания на всей территории страны;

2. под преступлением понималось противоправное деяние, нарушавшее правовые нормы;

3. возраст уголовной ответственности устанавливался с 7 лет;

4. ответственность была только за вину;

5. новый взгляд на цели наказания, главная цель - устрашение, но не исключалось и возмещение ущерба и т.д.

2. Статутовый этап развития права (XVI в.) – господство общеземского права. Основным источником становится нормативный акт, а не правовой обычай. Появляются крупные памятники права, как Статуты ВКЛ 1529, 1566, 1588 гг.

Основным источником для Статута 1529 г. послужили нормы обычного права и привилеи великих князей.

Принципы: суверенитет государства, единство права на всей территории страны, ответственность только по закону и суду, приоритет писаного права, закрепление привилегий для феодалов.

Принципы Статута 1566 г.: единое право для всех, государственная независимость, ограничение власти великого князя, отделение суда от органов власти и управления.

Наметился переход от феодального права к буржуазному. Феодалы могли свободно распоряжаться своими землями, возраст привлечения уголовной ответственности повысился с 7 лет до 14.

Принципы Статута 1588 г.: ограничение власти монарха, наметилось разделение властей, единое право для всего государства и всех полноправных людей, все государственные органы и должностные лица обязаны действовать в соответствии с законом.

Статут 1588 г. законодательно оформил сохранение ВКЛ как государства в противовес Люблинской унии.

((Устав на волоки 1557 г.- документ, регламентирующий отношения феодальной земельной собственности, цель - размежевание великокняжеских и боярских земель, возвращение великому князю земель, захваченных боярами.))

В.3. Отрасли права ВКЛ.

Гражданское право.

Институты гражданского права ВКЛ (правоспособности, дееспособности, обязательство, лица, собственности и т.п.) входили в редакцию трех Статутов ВКЛ. Уже в Статуте 1529 г. все имущество делилось на недвижимое и движимое. Существовало понятие правоспособности, которое гарантировало мещанам, шляхте, простым людям совершать какие-либо действия, но была неодинаковой, определялась гражданской, сословной, религиозной принадлежностью.

Дееспособность наступала с 15 лет для женщин, а с 18 лет для мужчин. Собственность на землю была 3 видов: купленница, выслуженная земля и отчина, или дединец. Известны также договоры купли-продажи, залога, займа и др. Существовал десятилетний срок давности.

Уголовное право.

По видам преступления делились на: против личности, имущества, против церкви, против государства, управления, суда, воинские преступления, против господ, Также существовало деление по степени опасности: менее опасные и особо опасные. К менее опасным относились оскорбления людей, неквалифицированные кражи и др. К особо опасным относились поджоги, изнасилования, убийство, измена государству, грабежи, разбои и др. Основные виды наказаний: смертная казнь, телесные наказания, тюрьма, изгнание, лишение должности и др.




Семейное право.

По закону юридически правильным признавался только церковный брак с согласия родителей. Брачным возрастом для мужчин было 18 лет, для женщин 15, а по Статуту 1588 г. с 13 лет.

Конституционное право.

Основополагающим в праве принадлежала идея верховенства закона. Закреплялась выборность монарха, ограничение его власти. Закреплялся демократизм во многих его проявлениях. В правовых нормах 3 Статутов отстаивались идеи суверенитета государства, территориальной целостности, право занимать должности в госорганах только гражданам.

Процессуальное право.

Процессуальное право было единым для гражданских и уголовных дел, процесс носил исковой характер. Стороны носили наименования сторона поводовая (истец) и сторона отпорная (ответчик). Истец (обвинитель) обязан был сам собирать и доставлять в суд доказательства. В случае, если предъявленное им обвинение в суде не было доказано, то сам обвинитель мог быть наказан судом. На любой стадии процесса истец мог отказаться от иска, заключить мировую сделку или помиловать преступника.

Субъекты процесса имели разную процессуальную правоспособность, которая зависела от сословной принадлежности.

Тема 4. Общественно - политический строй

Речи Посполитой (1569-1795 гг.).

Вопросы:

Государственно–правовое положение ВКЛ в составе

Речи Посполитой.

Государственный строй Речи Посполитой.

Государственные реформы в XVIII в. и первый раздел

Речи Посполитой.

Конституция 1791 г. и второй раздел Речи Посполитой.

Ликвидация Речи Посполитой и присоединение Беларуси к России.

Источники права Речи Посполитой.

В.1. Государственно – правовое положение ВКЛ в составе Речи Посполитой.

Речь Посполитая - конституционная, сословная монархия, во главе с выборным королем, где главную роль играла шляхта. Другие сословия никаких политических прав не имели.

Вместе с тем ВКЛ не отводилась роль польской колонии. В качестве элементов суверенности ВКЛ можно назвать: сохранение государственной границы, наличие независимых высших органов государственной власти, отдельное от Польши законодательство и судебные органы, вхождение отдельной валюты, своя таможня, вооруженные силы, титул, герб и государственную печать. В ВКЛ сохранялся государственный старобелорусский язык.

С другой стороны Польша в то время была в лучшем политическим и экономическом положения и потому могла осуществлять великодержавную политику в отношениях к населению ВКЛ.

В.3. Государственные реформы в XVIII в. и первый раздел

Речи Посполитой.

С с. XVIII в. Речь Посполитая переживала внутриполитический кризис. Всевластие магнатов привело к децентрализации власти. Положение Речи Посполитой осложнялось и тем, что ее окружали сильные централизованные государства: Австрия, Пруссия и Россия. Для них Речь Посполитая имела стратегическое значение в борьбе за влияние в международной политике. Многонациональное, но политически слабое государство оказалось перед угрозой потери своей самостоятельности.

При поддержке России в 1767 г. в Слуцке и при поддержке Пруссии в Торуни были созваны конфедерации, которые потребовали от правительства уравнения в правах с католиками православных и протестантов, после чего заключён договор с Россией о свободе вероисповедания и расширении прав православных и протестантов.

В 1768 г. в Баре была собрана ещё одна конфедерация, представители которой выступали за отмену равноправия православных с католиками. Поддержку конфедерации оказала Турция, объявившая войну России. В это время Австрия и Пруссия ввели войска на отдельные территории Речи Посполитой и стали вести с Россией переговоры о разделе этой страны.

В 1772 г. три державы подписали конвенцию о частичном разделе Речи Посполитой (первый раздел ). В результате ВКЛ утратила Витебское, Полоцкое и Мстиславское воеводства, части Польского королевства отошли к Пруссии и Австрии.

В 60-70-е гг. были проведены реформы по дальнейшей централизации страны и демократизации общественного строя:

- в 1765 г. создан кадетский корпус для подготовки офицеров;

- в 1773 г. создана Эдукационная (Адукационная) комиссия, руководившая народным просвещением и образованием;

- в 1775 г. изданы законы, позволявшие мещанам приобретать имения, а шляхте заниматься торговлей и промышленностью;

- в 1776 г. города (за исключением Вильно, Лиды, Троков, Ковно, Новогрудка, Волковыска, Пинска, Минска, Мозыря, Бреста, Гродно) были лишены магдебургского права;

- в крупных городах действовали комиссии "доброго порядка", которые занимались хозяйством и финансами;

- мещанам гарантировалась неприкосновенность имущества, право свободного перемещения по стране;

- вводились единые меры длины.

Отмена крепостного права.

Представители дворянства Гродненской и Виленской губерний подали императору прошение, где высказывались за отмену крепостного права без наделения крестьян землей.

Согласно этим документам, освобождение крестьян рассматривалось как добровольная жертва дворянского сословия; крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом; в собственности помещиков оставались их земли, но они были обязаны сохранить в постоянном пользовании своих бывших крестьян их усадьбы и пахотные наделы в обмен на определенные повинности; после отмены в течение 9 лет крестьянин не имел право отказаться от надела и повинностей, и выйти из крестьянской общины; крестьянин имел право выкупа усадьбы и полевых угодий.

Земская реформа.

На земства возлагалось: заведование имуществом и деньгами земства, содержание земских зданий, благотворительность, участие в хозяйственных отношениях в области здравоохранения и образования.

В состав собраний входили губернские и земские гласные: землевладельцы, состоятельные горожане, крестьяне.

Судебная реформа.

В 1864 г. в Российской Империи была осуществлена судебная реформа, в основу которой положены принципы:

- отделение суда от администрации;

- равенство всех перед законом;

- публичности и состязательности судебного процесса;

- несменяемости судей и судебных следователей, суда присяжных заседателей.

В результате реформы судебная система стала состоять из двух звеньев – из местных и общих судов.

К местным относились мировые суды (в Беларуси введены в 1872 г.), которые рассматривали:

1. уголовные дела;

2. гражданские дела.

К общим относились окружные суды и судебные палаты. Окружные суды были введены в белорусских губерниях в 1883 г. и состояли из уголовного и гражданского отделения.

Тема 3. Феодальное право ВКЛ (XIII - XVI вв.).

Вопросы: 1. Источники права: привилеи и грамоты.




Читайте также: