Уголовно процессуальный кодекс 1808 г кратко

Обновлено: 05.07.2024

Старая судебная система была реорганизована Учредительным собранием в 1790 г. Окончательное новая судебная система Франции была создана Наполеоном в начале XIX в. Согласно тройственному делению преступных деяний устанавливалось три вида судов:

1. Низшую инстанцию, существующую в каждой коммуне, составляет мировой судья, которому подсудны мелкие гражданские ( с ценой иска до 500 фр. ) и уголовные дела ( нарушения ).

2. Второе звено в административных округах составляют административные суды - суд исправительной полиции от 3 до 10 судей, разбиравший более значительные гражданские дела и проступки средней тяжести без участия присяжных заседателей.

3. Третье звено в департаменте - апелляционный суд, который состоял из двух отделений: по уголовным и гражданским делам. Одно из его отделений образует апелляционную инстанцию для уголовных дел. разрешенных судами исправительной полиции. Они по жалобам сторон вновь пересматривают обстоятельства дела по существу и постановляют новый приговор, повторяя судебную процедуру, какую уже проделал по этому поводу суд первой инстанции ( т. е. производит снова допросы подсудимого и свидетелей, проверку доказательств и т. п.). При нем же образуется особый суд ассизов, состоящий из трех судей и 12 присяжных заседателей, для рассмотрения дел о тяжких уголовных преступлениях.

Всю судебную систему возглавлял Кассационный суд. пересматривающий решения и приговоры с точки зрения соответствия их закону и его правильному истолкованию, а также с точки зрения соблюдения всех установленных форм судебного производства. При этом происходит проверка, законно ли судил суд ( например, выясняется незаконный состав присяжных, отсутствие гласности разбирательства ), и поэтому в его компетенцию не входит проверка и установление фактических обстоятельств дела. Дело передается для нового рассмотрения в ту же инстанцию, приговор которой отменен ( кассационный суд не может вносить в приговор какие -либо изменения ), но в другой суд, или в тот же суд в другом составе.

При судах, начиная с окружных, состояла прокуратура, которая поддерживала обвинение и осуществляла надзор за законностью действий должностных лиц судебного аппарата. Низшим его звеном является имперский прокурор ( затем прокурор республики ). который непосредственно подчинен генеральному прокурору при апелляционном суде, являющемуся вторым звеном прокуратуры. Во главе всей системы находится министр юстиции -член правительства. Ему был также подчинен генеральный прокурор при суде. Прокуроры перемещаются приказами министра юстиции.

Все судьи назначаются правительством. Судебная власть представляет собой особую отрасль государственной деятельности, обособленную от других функций государства. Независимость судебной власти выражается в том, что:1) органы суда отличны от органов администрации; 2) судебные решения не нуждаются в чьем-либо утверждении или санкции; 3) общий надзор за деятельностью судов принадлежит высшим судебным органом, а не органам администрации; 4) судьи не могут быть смещены с должности администрацией, однако все сменявшиеся во Франции режимы нарушали несменяемость судей.

Общая характеристика французского уголовного процесса

Уголовно-процессуальный кодекс ( УПК ), принятый в 1808 г.. устанавливал смешаннуюформу уголовного процесса ( следственно-обвинительный, состязательно-розыскной ). Функция обвинения ( обнаружение преступлений и преследование виновных ) отделилась от суда ( рассмотрение уголовных дел и вынесение приговоров ), обвинитель и обвиняемый стали сторонами в процессе, спор между которыми решает суд.

Уголовный процесс делится на две стадии: 1) предварительное следствие, построенное по инквизиционному типу, и 2) состязательное судебное разбирательство.

Предварительное следствие

Предварительное следствие имеет целью принять меры против уклонения обвиняемого от суда и собрать доказательства по делу. В период предварительного следствия следственный судья, назначаемый на 3 года, под руководством и наблюдением прокурора собирает доказательства, имеющие отношение к совершенному преступлению, и передает виновных судам. облеченным правом назначения наказания, с ведома прокурора он производит главные следственные действия, он имеет право лично производить обыски, очные ставки, допрос обвиняемого, свидетелей, назначать меры пресечения.

Предварительное следствие сохраняет розыскной,инквизиционный характер, при соблюдении прав обвиняемого. Предварительное следствие может быть начато и без жалобы обвинителя. Основные черты предварительного следствия:




1. Отсутствие состязательности обвинения и защиты - обвиняемый не мог присутствовать при допросе свидетелей, следователь не информировал его о том, что выяснилось на предварительном следствии, он не имел защитника. пытка отсутствовала ( пытка была отменена ещё в 1787 г. ), обвиняемый может предъявлять в суд свои заявления и возражения против действий следователя в письменном виде. Будущий обличитель преступника перед судом - прокурор имеет доступ ко всем следственным актам и действиям, права же обвиняемого в этом отношении ограничены.

Закон 1897 г. ввел в известных пределах состязательное начало в предварительное следствие и расширил процессуальные права обвиняемого в этой стадии процесса Этим законом была установлена обязательность допроса обвиняемого следственным судьей не позднее 24 часов после ареста обвиняемого. Следственный судья при первом же появлении у него обвиняемого должен познакомить последнего с фактами, которые вменяются ему в вину, и выслушивает его объяснения, предупредив его, что он имеет право никаких объяснений не давать С этого же момента обвиняемый получал защитника, который свободно общался с обвиняемым, присутствует при допросах обвиняемого, но в ведении самого следствия участия не принимает.

2. Стеснение личной свободы обвиняемого - обвиняемый рассматривался не как сторона в процессе, а как объект исследования. Каждый обвиняемый в совершении преступления ( в отличие от проступков и нарушений ) до 1865 г. подвергался обязательному заключению, где оказывался в зависимости от следственных властей. Эта мера пресечения применялась весьма широко.

3. Тайна следствия - оно проводилось при закрытых дверях без допущения к ознакомлению с актами обвиняемого, адвоката.

4. Письменный характер - каждое действие следственного судьи -допрос, осмотр, обыск - должно подробнейшим образом протоколироваться.

Судебное разбирательство

В процессе судебного разбирательства производится проверка собранных предварительным следствием доказательств, прения сторон и вынесение приговора. Предварительное следствие является подготовительной стадией к судебному разбирательству, на котором должны быть проверены все собранные по делу доказательства.

Судебное разбирательство носит состязательныйхарактер, носит характер устного и гласного состязания сторон перед беспристрастным судом, решающем дело на основе внутреннего убеждения. Гласность состоит в разбирательстве дел при открытых дверях и в возможности печатать в газетах акты о ходе заседаний. Устность означает, что ни одно письменное показание не может быть оглашено перед присяжными до устного допроса соответствующего лица, судебное решение должно быть результатом личного наблюдения судьи.

Состязательность - судебное разбирательство построено в форме гласного состязания между формально равноправным прокурором, как государственным обвинителем и обвиняемым, пользующимся помощью адвоката. Каждая сторона вправе предоставлять доказательства, которые должны быть рассмотрены судом, и предъявлять возражения против доказательств противника. Подсудимый и его защитник вправе возражать против объяснений обвинителя. Приговор суда основывается только на доказательствах, которые проверены судом в порядке устного, гласного и состязательного производства. Но в судебном разбирательстве сказываются следы инквизиционного процесса, выражающиеся в дискреционной власти председателя суда и в преимуществах прокурора перед защитой.

Судебное следствие начинается чтением обвинительного акта; за ним может следовать устное изложение обвинения прокурором. После того представляются суду все доказательства по делу, как обвинительные, так и защитительные, причем стороны могут обращать на них внимание суда, сопоставлять их и обмениваться о них своими взглядами. Судебное разбирательство предусматривает заключительные прения сторон, во время которых стороны подробно излагают свои соображения по поводу рассмотренных в суде доказательств. После прений сторон могут быть допущены реплики, обмен возражениями прокурора и адвоката, при этом закон требует, чтобы последнее слово было обязательно предоставлено обвиняемому или его защитнику. Так как судебное следствие ведется здесь не сторонами, а судом, то его нужно было поставить раньше речей и отделить от них.

Прокурор имел ряд преимуществ перед обвиняемым и его защитником. После оглашения обвинительного акта прокурор произносил вступительную речь. Допрос свидетелей производится в порядке один после другого, указанном прокурором. При этом прокурор имеет право непосредственного допроса свидетелей и экспертов, тогда как подсудимый и его защитник задают им все вопросы через председателя суда.

Прокуроры с ожесточением преследовали обвиняемых. Остроумный француз Лабулэ влагает в уста прокурора следующую тираду о подсудимом, обращенную к присяжным: " Я беру его со времени рождения: имея год от роду, он укусил свою кормилицу, двух лет он показал язык своей матери, трех лет украл два куска из сахарницы своего деда, четырех лет таскал яблоки из чужого сада и, если негодяй в пять лет от роду не сделался отцеубийцей, то лишь потому, что имел счастье быть сиротой". Адвокат, как " наемный укрыватель всякого преступления", цветисто оправдывал обвиняемого, объясняя совершение умышленного убийства тем, что у несчастного было тяжелое детство без коляски, он мочился в постели.

В судебном разбирательстве председатель суда играл главную, руководящую роль. Он не только ведет процесс, но и допрашивает подсудимого, только после него допрос подсудимого ведут стороны. Председатель суда имеет право, не мотивируя, отклонить любой вопрос адвоката, имеет право останавливать защитника в любом месте его выступления и объявлять те или иные положения защиты, не имеющими отношения к делу и нежелательными для воспроизведения их в суде. Председатель произносит так называемое резюме по делу, т. е. заключительную речь по итогам судебного следствия и прениям сторон. Он может так сгруппировать доказательства по делу, чтобы в наибольшей степени оказывать влияние на присяжных заседателей.

Таким образом, председателю суда принадлежит неограниченная дискреционная ( решающая в окончательном виде) власть " принимать все меры, необходимые для открытия истины по делу" ( он обязан употребить все имеющиеся в его распоряжении дозволенные законом средства для полного разъяснения дела, суд должен установить действительно существующее ), таковы - назначение экспертизы, вызов новых свидетелей.

Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. был первым чисто процессуальным кодексом. Он закрепил принцип назначения судей правительством и утвердил трехстепенную систему суда, соответствующую делению на три вида правонарушений, установленному Уголовным кодексом.

Мировой судья, осуществлявший по уголовным делам функции суда простой полиции, являлся первой инстанцией. Вторая инстанция была представлена судом исправительной полиции, это был коллегиальный суд, но он действовал без присяжных заседателей. Третьей инстанцией стал апелляционный суд, он был коллегиальным с присяжными заседателями и состоял из двух отделений: по уголовным и по гражданским делам.

Судебную систему возглавлял кассационный суд. При суде состояла прокуратура, которая поддерживала обвинение и осуществляла надзор за законностью действий должностных лиц судебного аппарата.

Кодекс 1808 г. установил смешанную, состязательно-розыскную форму процесса. Первая стадия - предварительное расследование - содержала все черты розыскного процесса, ставя обвиняемого в полную зависимость от судебного чиновника. На стадии судебного следствия доминировала состязательная форма процесса, предоставляющая обвиняемому права активного участника процесса. Этой стадии были присущи гласность и устность. Вместе с тем право председателя суда активно вмешиваться в ход судебного следствия, направлять его в нужную сторону свидетельствует о сохранении некоторых следов розыскного процесса и на этой стадии.

61. Германское гражданское уложение 1900 г. Общая характеристика основных правовых институтов.

Крупнейшей кодификацией буржуазного гражданского права является Германское Гражданское Уложение (ГГУ), введено в действие в 1900 году.

Уложение состояло из 2385 статей. Оно состоит не из трех частей, как Кодекс Наполеона, а из пяти (общая часть и четыре специальных):

1. Общая часть (о лицах физических и юридических, сделках и вещах вообще, давности и т.д.);

2. Обязательственное право;

3. Вещное право (собственность, владение);

4. Семейное право;

5. Наследственное право.

ГГУ значительно превосходит французский кодекс по своему общему объему. Оно написано тяжелым слогом, доступным только специалистам, обилие ссылок одних статей на другие; характерна неопределенность формулировок.

Существенные черты ГГУ:

  • Германская буржуазия должна принять как должное сохранение феодального землевладения и многих связанных с ним пережитков прошлой эпохи;
  • Законодательно признаны права юридических лиц: подразделялись на общества (устав, наличие правления, полномочия) и учреждения (для создания акт учреждения и утверждение его тем союзным государством, в пределах которого учреждение должно иметь свое место жительства);
  1. Общая часть, 7 разделов: лица; вещи и животные; сделки; сроки; исковая давность; осуществление прав, самозащита (самопомощь); обеспечение интересов
  2. Обязательственное право, 7 разделов: содержание обязательств; обязательства, вытекающие из договора; прекращение обязательств; уступка требования; перевод долга; множественность на сторонах должника и кредитора; отдельные виды обязательств
  3. Вещное право, 9 разделов: владение; общие предписания о правах на земельные участки; собственность; наследственное право застройки; сервитуты преимущественное право покупки; вещное обременение; ипотека, поземельный и рентный долги; залоговое право на движимые вещи и права.
  4. Семейное право, 3 раздела: гражданский брак, опека, родство
  5. Наследственное право, 9 разделов: порядок наследования, правовое положение наследника, завещание, договор о наследовании, обязательная доля, недостойный наследник, отказ от права наследования, свидетельство о праве на наследство, покупка наследства .

62. Основные тенденции государственно-правового развития США в 20 веке.

К началу XX в. США превратились в крупнейшую мировую державу, благодаря природным, демографическим, внешнеполитическим условиям. Мировые войны фактически не затронули ее территории. Из этих войн страна вышла еще более усилившейся как в экономическом, так и в военном отношении. Уже после первой мировой войны США из страны-должника превратились в страну-кредитора. За это время американская экономика претерпела важные структурно-социальные преобразования. Еще в конце XIX в. господство в американской экономике перешло к крупнейшим финансово-промышленным корпорациям, присваивавшим большую часть национального дохода. Впрочем, это не сдерживало развития мелких и средних промышленных, сельскохозяйственных и торговых предприятий. Значительная, но рациональная интенсификация труда в условиях начавшейся в середине 50-х гг. научно-технической революции позволила правящим кругам существенно расширить социально-экономические и политические права американских граждан.

Развитие государственности США носило главным образом фактический характер и не меняло основ конституционной структуры. Результатом этого развития стало либерально-демократическое правовое государство.

Начиная с 1920-х гг. стала развиваться прогрессивная тенденция, которая проявилась прежде всего в дальнейшей демократизации избирательной системы:

На основе общефедерального законодательства соответственно демократизировались избирательные законы в отдельных штатах. Хотя проведенные преобразования не устранили все архаические цензы, действующие в отдельных штатах, тем не менее избирательное право стало в основном равным и всеобщим. Также на федеральном и местном уровне принимались законы, защищавшие права человека и направленные против расовой, религиозной и другой дискриминации.

Чрезвычайным банковским законом (9 марта 1933г.) президент получил право контролировать международные финансовые сделки, изымать золото из владения частных лиц. Пре­кращался размен банковских билетов на золото, устанавливался го­сударственный контроль над золотым запасом банков. В итоге пра­вительство перешло к декретированию золотого со­держания доллара. На основании принятого в мае 1933 г. зако­на о помощи сельскому хозяйству государственное казначейство получило право выпускать в определенных пределах не обеспечен­ные золотом банкноты. Следом правительство осуществило деваль­вацию доллара (в январе 1934 г. на 14%). Количество банков было принудительно сокращено на 1/5.

Правительство установило жесткие ограничения банковской де­ятельности. Законом Глосса-Стигалла (1933) банкам было запреще­но совмещать депозитные и инвестиционные функции (для предотв­ращения спекулятивного и мошеннического вложения частных вкладов в ничем не обеспеченные проекты). Вводилось страхование государством частных банковских депозитов (на сумму до 5 тыс. долл.). Было проведено реформирование Федеральной Резервной си­стемы, основного органа правительственного участия в банковской деятельности. По закону 1935 г. ФРС подчинялась совету управля­ющих, назначаемым президентом, и на нее возлагались полномочия по директивному определению суммы госрезерва, т. е. в конечном счете ФРС устанавливала кредитный процент, облегчая или затруд­няя доступ корпораций к кредиту.

64. Государство и право Англии после Первой мировой войны. Изменения в государственном строе. Британская колониальная империя.

Великобритания принадлежала к числу держав -- победительниц в первой мировой войне, однако война серьезно ослабила ее финансово-экономические позиции. Так, промышленное производство сократилось на 20%; страна потеряла треть своего национального богатства. За годы войны получили развитие новые отрасли промышленности, выпускавшие продукцию военного назначения, но производство в старых отраслях значительно сократилось. Ухудшилось материальное положение рабочего класса и как следствие этого усилилась его политическая активность. За годы войны численность профсоюзов выросла вдвое. Активизации рабочего движения способствовала победа Октябрьской революции в России.

В военные и послевоенные годы активизировался процесс капиталистической монополизации. В 1916 г. возникло крупнейшее объединение монополистов -- Федерация британской промышленности. К 1920 г. в нее входили фирмы, на которых работала треть рабочих страны, с капиталом, превышавшим капитал всех английских компаний до войны. Одной из главных целей Федерации было дальнейшее подчинение правительства и государственного аппарата монополистическому капиталу.

В результате мировой войны Великобритания получила новые колониальные владения. В старых колониях увеличилось промышленное производство, численно вырос пролетариат, окрепла местная буржуазия. Широкие народные массы Индии, Египта и других стран поднялись на борьбу за свободу и национальную независимость. Усиление национально-освободительного движения вызвало кризис Британской империи.

---Изменения в гос. строе В 1914 г. был приостановлен Хабеас корпус акт и принят Акт о защите государства, законно передававший правительству на время войны всю полноту власти. По окончании войны этот акт был отменен, однако некоторые права, врученные правительству в качестве временных и экстраординарных, продолжали применяться и после их официальной отмены. Кроме того, было положено начало практике издания актов, предоставляющих правительству чрезвычайные полномочия. Так, в 1920 г. был принят Закон о чрезвычайных полномочиях, который носил уже не временный характер, а являлся постоянно действующим. Этот закон предусматривал возможность издания правительством от имени короля указа о введении в стране чрезвычайного положения, если оно сочтет, что какое-либо лицо или группа лиц своими действиями нарушают нормальную жизнь общества (мешают снабжению продовольствием, водой, топливом, электроэнергией). В условиях чрезвычайного положения правительство может применять любые меры, необходимые для поддержания общественной безопасности и нормальной жизни общества. Содержание Акта позволяло применять его против забастовок, что на практике делалось неоднократно. Накануне второй мировой войны, в 1939 г., парламентом был принят новый Акт о чрезвычайных полномочиях, предоставляющий исполнительной власти полномочия на издание предписаний, которые правительство считает необходимыми для обеспечения общественной безопасности, защиты государства, поддержания общественного порядка.

---Британская колон. Империя --- В годы первой мировой войны доминионы Британской империи были важной опорой страны, являясь поставщиками сырья и людских ресурсов. За это время значительно усилилась экономика доминионов, окрепла национальная буржуазия, которая стала все решительнее добиваться предоставления доминионам большей самостоятельности.

В 1917 г. на очередной имперской конференции за доминионами был признан статус автономных государств Британской империи.

В период после первой мировой войны доминионы расширили свою автономию. Нередко они вели вполне независимую от метрополии политику, хотя взаимные экономические финансовые связи побуждали и буржуазию доминионов, и буржуазию метрополии к компромиссам с целью сохранения сложившихся форм отношений.

В наиболее развитом британском доминионе Канаде после войны развернулось мощное рабочее и фермерское движение. Окрепшие экономические позиции канадской буржуазии и усилившиеся связи канадских монополий с монополиями Соединенных Штатов получили отражение в политике канадского правительства. Участвуя в работе Парижской мирной конференции (1919--1920 гг.), делегация Канады добилась для доминиона права самостоятельно подписывать мирные договоры, иметь отдельное от Великобритании представительство в Лиге Наций.

На состоявшейся в 1923 г. очередной имперской конференции Великобритания была вынуждена признать за доминионами право самостоятельно заключать договоры с иностранными государствами, а также определять в каждом отдельном случае свое участие или неучастие в международных договорах, заключенных Великобританией.

После первой мировой войны большой остроты достигла борьба ирландского народа за освобождение. Результатом этой борьбы стал Англо-ирландский договор, заключенный 6 декабря 1921 г. Он предусматривал создание доминиона Британской империи Ирландское свободное государство, но 6 северо-восточных графств (Ольстер), составляющих наиболее развитую в промышленном отношении часть Ирландии, отторгались от нее и оставались в пределах Великобритании. Английское правительство сохраняло в новом доминионе свои военные и военно-морские базы. Ирландские крестьяне по-прежнему вносили в английскую казну выкупные платежи за землю.

65. Государственно-правовое развитие Франции после Первой мировой войны.

Согласно Конституции 1875 года, главой исполнительной власти в стране являлся президент республики. Он назначал и отстранял от должности председателя совета министров и других министров, но был лишен права принимать единолично какие-либо важные решения. Президент республики представлял Францию на международной арене, подписывал декреты и обнародовал законы, мог возвращать законы на повторное обсуждение в парламент, обладал правом помилования.

Законодательная власть в стране принадлежала двухпалатному парламенту. Нижняя палата — Палата депутатов — избиралась на всеобщих выборах сроком на четыре года, верхняя — Сенат — специальными коллегиями выборщиков на девять лет с переизбранием трети ее состава каждые три года (не считая нескольких десятков пожизненных сенаторов). Право голоса имели только мужчины не моложе 21 года, кроме военнослужащих. На конгрессе — совместном заседании обеих палат — избирался президент республики сроком на семь лет и принимались поправки к конституции.

66. Ноябрьская революция 1918 года в Германии. Веймарская конституция 1919 года.

УПК 1808 г. был подготовлен и вступил в силу одновременно с УК 1810г. — с 1 января 1811 г. (первоначально предполагалось издать единый нормативный акт по вопросам уголовного права и процесса, но затем проект был разделен на два самостоятельных кодекса). УПК 1808 г. сыграл важную роль в практическом претворении ряда важнейших положений Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. был первым чисто процессуальным кодексом. Он закрепил принцип назначения судей правительством и утвердил трехстепенную систему суда, соответствующую делению на три вида правонарушений, установленному Уголовным кодексом.

Мировой судья, осуществлявший по уголовным делам функции суда простой полиции, являлся первой инстанцией. Вторая инстанция была представлена судом исправительной полиции, это был коллегиальный суд, но он действовал без присяжных заседателей. Третьей инстанцией стал апелляционный суд, он был коллегиальным с присяжными заседателями и состоял из двух отделений: по уголовным и по гражданским делам.

Судебную систему возглавлял кассационный суд. При суде состояла прокуратура, которая поддерживала обвинение и осуществляла надзор за законностью действий должностных лиц судебного аппарата.

Кодекс 1808 г. установил смешанную, состязательно-розыскную форму процесса. Первая стадия - предварительное расследование - содержала все черты розыскного процесса, ставя обвиняемого в полную зависимость от судебного чиновника. На стадии судебного следствия доминировала состязательная форма процесса, предоставляющая обвиняемому права активного участника процесса. Этой стадии были присущи гласность и устность. Вместе с тем право председателя суда активно вмешиваться в ход судебного следствия, направлять его в нужную сторону свидетельствует о сохранении некоторых следов розыскного процесса и на этой стадии.

УПК ввёл смешанный процесс. В период расследования дела вплоть до судебного разбирательства сохранялось тайное и письменное делопроизводство. Следствие контролировалось особыми следственными судьями, полномочия которых включали выдачу приказа о явке обвиняемого к следователю, о его принудительном приводе или аресте. Следственный судья мог сам производить допрос обвиняемого, свидетелей, другие следственные действия. На второй стадии процесса разбирательство в суде строилось на основе принципа гласности, устности и состязательности. Обвинение в суде поддерживал не следственный орган, а прокурор. Кодекс не требовал единогласия присяжных при вынесении ими вердикта. Перед вынесением вердикта судья обращался к присяжным с напутственной речью-резюме, в которой он формулировал те вопросы, на которые должны были дать ответ присяжные. Система судебных инстанций и институтов для обжалования:

Единоличный мировой судья (мелкие уголовные и гражданские дела). По кодексу мировой судья и мэр выполняли функции полицейского судьи, а полномочия судебной полиции они осуществляли вместе с комиссарами полиции, офицерами жандармерии, сельскими и лесными стражниками (ст. 9).

Трибунал первой инстанции (более значительные гражданские дела) Он же исполнял функцию трибунала исправительной полиции по делам о проступках или деликтах.

Апелляционный суд – пересмотр решений трибуналов по существу.

Серьёзные преступления рассматривались с коллегией присяжных. Они выбирались из граждан в возрасте 30 лет, пользующихся политическими и гражданскими правами. Они могли избираться из определённых социальных групп, перечисленных в кодексе в ст. 382. Никто не может быть присяжным в деле, в котором он участвовал в качестве должностного лица судебной полиции, свидетеля, эксперта или стороны (ст. 383.). Список присяжных составлял префект.

Кассационный суд (один на всю страну) занимался рассмотрением жалоб на формальные упущения, нарушения закона, их неверное истолкование, имевшее место в апелляционном суде.

Мелешко Александр

В последнее время участники уголовно-процессуальных отношений, включая автора этого очерка, все чаще вспоминают древнюю мудрость о тяготах жизни в эпоху перемен. Бесконечное мелкое и не очень реформирование уголовно-процессуального законодательства заставляет нас задуматься о том, к чему нас ведет законодатель и где в конце концов мы хотим оказаться. В этой связи особую актуальность приобретает изучение зарубежного процессуального опыта. Это касается и стран англо-американской модели правосудия, и стран континентального права, с которыми у нас исторически сложились более тесные отношения в плане восприятия и реализации правовых идей. В области уголовного процесса это касается, наверное, в первую очередь уголовно-процессуального законодательства Франции, которому и посвящен этот очерк.

Уголовный процесс Франции основан на разделении форм судопроизводства в зависимости от вида совершенного правонарушения. Вид правонарушения определяет подведомственность дела определенному суду при рассмотрении его по существу (des juridictions de jugement) и необходимую форму досудебного производства по нему (des juridictions d`instruction).

Французское уголовное право разделяет все уголовно наказуемые деяния на три вида:
нарушения (или проступки) (contravention) – те правонарушения, за которые установлено максимальное наказание в виде штрафа до 3000 евро (ст. 131.13 УК Франции). Они разделяются на пять классов. Рассматриваются мировыми судьями, а правонарушения пятого класса – полицейскими трибуналами.
деликты (delites) – те правонарушения, за которые установлено максимальное наказание до 10 лет лишения свободы (ст. 131.4 УК Франции). Рассматриваются коррекционными трибуналами, входящими на правах палаты в трибуналы высокой инстанции.
преступления (crimes) – те правонарушения, за которые установлено наказание в 10 и более лет лишения свободы вплоть до пожизненного заключения (ст. 131.1 УК Франции).

Суды, рассматривающие дела по существу
Полномочия и компетенция суда определяются как УПК Франции, так и Кодексом организации судопроизводства.

Суды ассизов. Рассматривают преступления (crimes). Они организованы в Париже и в каждом департаменте Франции (ст. 232 УПК Франции). В состав входят 3 профессиональных судьи и 6 присяжных заседателей. В апелляционной инстанции – 3 профессиональных судьи и 9 присяжных. Решения против подсудимого принимаются квалифицированным большинством голосов – в 6 голосов для первой инстанции и 9 голосов для апелляционной инстанции соответственно.

Коррекционные трибуналы (le tribunal correctionnel). Рассматривают деликты (ст. 381 УПК Франции) в составе председательствующего судьи и двух судей (ст. 398 УПК Франции). Решения коррекционного трибунала может быть обжаловано в апелляцию, которая также заседает в составе трех судей (ст. 510 УПК Франции).

Коррекционные трибуналы организационно входят в трибуналы высокой инстанции (le tribunal de grand instance) в виде палаты (chamber). Например, Трибунал высокой инстанции в Париже имеет 15 коррекционных палат. Трибуналы высокой инстанции имеются в каждом департаменте Франции.

Кроме того, в состав трибунала высокой инстанции организационно входят следственные судьи и судьи по свободам и задержанию, о которых речь пойдет ниже и которые по существу дело не рассматривают.

Полицейские трибуналы. К их компетенции относятся правонарушения (проступки) пятого класса. С июля 2017 г. будут рассматривать все правонарушения во исполнение Закона от 18 ноября 2016 г. Дела рассматриваются судьей единолично. Организованы в каждом департаменте Франции и в крупных кантонах.

Мировые судьи (juge de proximite) рассматривают нарушения (проступки), за исключением проступков пятого класса. С июля 2017 г. мировые судьи перестанут рассматривать уголовные дела.

Интересно, что мировой судья не является в полном смысле профессиональным судьей и назначается из практикующих юристов сроком на 7 лет. Такой судья проходит некоторую профессиональную подготовку до начала выполнения своих обязанностей.

Иные участники судопроизводства
Судебная полиция. В УПК Франции определен уголовно-процессуальный статус судебной полиции, представленной жандармерией, национальной и муниципальной полицией. Судебная полиция проводит неотложные следственные действия при обнаружении преступления, предварительное дознание до возбуждения уголовного дела, под контролем прокурора отвечает за сбор доказательств и поиск лиц, причастных к преступлению. Судебная полиция по открытому (возбужденному) делу выполняет поручения следственного судьи.

Прокуратура (ministère public). Прокурор республики. Прокуратура отнесена к стороне обвинения и осуществляет публичные полномочия, направленные на соблюдение закона на основе принципа беспристрастности, а также на надлежащее выполнение судебных решений. Ее представители участвуют в рассмотрении уголовного дела по существу в качестве обвинителей, все судебные решения провозглашаются в присутствии сотрудников прокуратуры. Как специально отмечается в законе, прокуратура ответственна за выработку аргументов, направленных на надлежащее отправление правосудия (ст. 31–33 УПК Франции).

Прокурор республики определяется как должностное лицо, лично или через своих заместителей представляющее прокуратуру в отправлении ее функций. В рамках судебной юрисдикции он участвует в заседаниях судов ассизов, трибуналов высокой инстанции, полицейских трибуналов и при необходимости мировых судей (ст. 39 УПК Франции).

Следственный судья (juge d`instruction). Является знаковой фигурой французского уголовного процесса на досудебной стадии. Он организует предварительное расследование и структурно входит в трибунал высокой инстанции. Однако формально следственный судья независим. В узком (российском) смысле слова правосудие он не отправляет и не может принимать участие в рассмотрении по существу дел, в которых участвовал в качестве следственного судьи. Независимость следственного судьи не означает бесконтрольность.

Его действия подконтрольны соответствующей палате (палата расследований) при апелляционном суде. Этот суд является вышестоящим по отношению к трибуналу высокой инстанции, к которому принадлежит следственный судья. Указанная палата рассматривает жалобы участников процесса на действия следственного судьи. В случае поступления такой жалобы дело передается следственным судьей в палату (ст. 173 УПК Франции). Прокурор дает свое заключение по жалобе (ст. 194 УПК Франции), после чего палата выносит свое решение, имея возможность полностью или в части аннулировать действия следственного судьи (ст. 174 УПК Франции).

Для обеспечения гарантий независимости правосудия от предшествующего ему предварительного расследования следственный судья и судьи апелляционной инстанции, контролирующие в той или иной форме расследование, организационно входят в палаты (палаты расследований), не занимающиеся рассмотрением дел по существу. Таким образом, при сохранении судебного контроля за следствием на формальном институционном уровне исключается возможность какой-либо предвзятости в отношении подсудимого со стороны судей первой и апелляционной инстанций, рассматривающих дело по существу.

Судья по свободам и содержанию под стражей (juge des libertes et la detention). Этот институт введен Законом от 15 июня 2000 г. о презумпции невиновности. Организационно такие судьи также входят в трибуналы высокой инстанции. Они тоже не слушают дела по существу, что является компетенцией судей других палат. Например, в состав Суда высокой инстанции Парижа входят как судьи коррекционных палат, слушающие уголовные дела о деликтах по существу, так и судья по свободам и задержанию. Их компетенции при этом в известной степени не пересекаются.

Решения такого судьи относительно меры пресечения могут быть обжалованы в апелляционном порядке. При этом жалобу будут рассматривать судьи особой палаты по свободам и задержанию при соответствующем апелляционном суде, не участвующие в рассмотрении дела по существу.

Подозреваемый, обвиняемый. Во французском уголовном процессе на стадии предварительного расследования лицо, привлекаемое к ответственности, может иметь два статуса. Первый статус именуется timion assiste – нечто среднее между свидетелем и обвиняемым (подозреваемый). С него не берется клятва о даче правдивых показаний. Такое лицо по своей инициативе вправе потребовать для себя права обвиняемого, обратившись с соответствующим заявлением к следственному судье. В этом случае он получает такие права и считается обвиняемым.

Адвокат. Выступает на стороне как подозреваемого и обвиняемого, так и потерпевшего. В своей деятельности в области уголовного правоприменения адвокат должен руководствоваться не только УПК Франции, но и Кодексом профессиональной этики (Code de déontologie des avocats), последний из которых (ныне действующий) вступил в силу 4 ноября 2005 г. Данный Кодекс принят законодательным актом – Декретом премьер-министра Французской Республики (Доминика де Вильпена) от 12 июля 2005 г. № 2005-790. Поэтому в отличие от российского КПЭА, принятого профессиональным сообществом и обязательного только внутри него, французский Кодекс этики адвоката является важным элементом всей системы судопроизводства. Он обязывает (в силу публично-властного характера своего происхождения) всех участников уголовного процесса соблюдать и уважать закрепленные в Кодексе основы адвокатской профессии: свободу, независимость и достоинство при осуществлении им профессиональной деятельности.

Впервые официально признанная декретом Филиппа XI Валуа в 1327 г. адвокатура была упразднена во время Французской революции в 1791 г. и восстановлена в 1810 г. С 1971 г. адвокаты получили монополию в большинстве сфер юридической деятельности перед другими представителями юридической профессии, в том числе по вопросам представительства в суде. Однако за исключением некоторых судов (Кассационный суд Франции) стороны могут выступать в суде лично, без участия адвоката. Доступ к профессии предполагает сдачу экзамена в одной из школ адвокатов. Для поступления в школу также сдается теоретический экзамен. Поступить в школу могут лица, получившие степень мастера права (минимум 4 года обучения на юридическом факультете). Обучение в таких школах длится 2 года.

Каждый адвокат должен состоять в бюро, действующем при Трибунале большой инстанции. Адвокаты таких бюро выбирают членов совета своего адвокатского образования и батонье – координатора адвокатов, приписанных к бюро. На уровне всей Франции адвокаты представлены Национальным советом бюро адвокатов.

Читайте также: