Мирное урегулирование ближневосточного конфликта кратко

Обновлено: 30.06.2024

Демченко Александр Владимирович – кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН

Позиция России несколько отличается от позиции других посредников в процессе палестино-израильского урегулирования. В первую очередь это касается не параметров возможного мирного договора, а способов его достижения. В настоящее время, когда палестинцы из-за неудач на переговорах с Израилем перешли к односторонним действиям, новые компромиссные подходы к разрешению конфликта, предлагаемые российской стороной, могут оказаться особенно востребованы.

СССР/Россия и палестинская проблема: история вопроса

После Шестидневной войны Москва, в ответ на требования своих арабских союзников, направила в Египет и Сирию технику, оружие и военных советников. Несмотря на переориентацию Каира в 1972 г. на США СССР оказал дипломатическую и военную помощь Египту в ходе Октябрьской войны 1973 г. Москва и Вашингтон стали инициаторами созыва 21 декабря 1973 г. Женевской мирной конференции по Ближнему Востоку. Однако успешное посредничество США, приведшее к заключению 26 марта 1979 г. между Израилем и Египтом сепаратного Кемп-Дэвидского мирного договора, показало, что Вашингтону удалось отодвинуть СССР от процесса мирного урегулирования.

Влияние Москвы в этом регионе стало уменьшаться еще в конце 1980-х годов в связи с курсом на прекращение конфронтации с Западом, который проводили генеральный секретарь М.С. Горбачев и глава МИДа Э.А. Шеварднадзе. Ближневосточное направление перестало быть приоритетным – как по причине нехватки ресурсов для продолжения прежней политики, так и из-за нежелания осложнять отношения с США. Новых подходов к разрешению ситуации советской стороной выработано не было. СССР стал менее жестко отстаивать интересы ООП (как легитимной стороны конфликта) на международной арене. Показателем снижения активности отечественной дипломатии может служить то, что за 1985–1991 гг. Горбачев только один раз встречался с Арафатом, да и то мимоходом, на праздновании 40-летия ГДР [7].

Тем не менее прекращение холодной войны имело и положительное влияние на палестино-израильский конфликт, который перестал быть ареной соперничества двух сверхдержав. В октябре 1991 г. между СССР и Израилем были восстановлены дипломатические отношения. К концу 1980-х годов позиция палестинцев эволюционировала от непризнания права Израиля на существование к готовности вести с ним диалог с целью образования независимого палестинского государства на территории Западного берега реки Иордан и сектора Газа. 15 ноября 1988 г. на XIX чрезвычайной сессии Национального собрания Палестины в Алжире было принято Политическое заявление, в котором говорилось о признании ООП резолюции № 242 от 22 ноября 1967 г., призывавшей Израиль к уходу с оккупированных территорий. На сессии была также принята Декларация независимости, в которой излагались основные принципы создания арабского палестинского государства и отмечалось, что Иерусалим является его столицей. В свою очередь, Израиль в ходе палестинского восстания (интифады) на оккупированных территориях в 1987–1993 гг. осознал невозможность полного контроля над ними и согласился на переговоры с палестинцами.

СССР, правильно оценив изменения в позициях палестинцев и израильтян, выступил с инициативой проведения международной мирной конференции, посвященной ближневосточному урегулированию, с участием не только двух главных сторон конфликта, но и арабских государств. Такая конференция прошла в Мадриде 30 октября – 3 ноября 1991 г. под председательством СССР и США. Внутриполитическая ситуация в Советском Союзе уже не позволяла ему в полной мере реализовать свой потенциал коспонсора процесса мирного урегулирования. На Московской организационной встрече в январе 1992 г. многосторонние переговоры велись в формате пяти рабочих групп, которые обсуждали вопросы обеспечения безопасности, региональное экономическое развитие, проблемы палестинских беженцев, распределения водных ресурсов и окружающей среды. Палестинцы участвовали в переговорах в составе совместной делегации с Иорданией, так как ООП считалась в Израиле террористической организацией и переговоры с ней были запрещены.

Возобновились визиты в Россию Арафата (февраль 1997 г., октябрь 1998 г., август 2000 г.). Это свидетельствовало о желании руководства автономии видеть Москву в качестве влиятельного коспонсора, который мог бы заставить Израиль прекратить строительство новых поселений на оккупированных палестинских территориях и выполнить условия соглашений о поэтапном выводе войск. Были созданы российско-палестинский и российско-израильский рабочие комитеты по Ближнему Востоку, возглавляемые заместителями министра иностранных дел. Эти комитеты в 1996–1999 гг. провели пять заседаний.

Очередные попытки палестинцев и израильтян найти компромисс на переговорах в американском Кемп-Дэвиде в сентябре 2000 г. и в египетском Табе в январе 2001 г. не увенчались успехом. Кроме разногласий относительно еврейских поселений и возвращения палестинских беженцев, стороны не смогли договориться по вопросу о принадлежности Восточного Иерусалима. Неспособность политиков решить эти проблемы и разочарование палестинцев в мирном процессе привели к началу второго палестинского восстания (интифады аль-Акса) в сентябре 2000 г. Оно приобрело сильную религиозную окраску в связи с активным участием в ней палестинских исламистских организаций и ростом влияния политического ислама вообще.

Современное состояние конфликта и предложения РФ по выходу из тупика

Вовлечение ХАМАС в процесс урегулирования

Усилия по примирению ФАТХ и ХАМАС

Именно по этому сценарию стали развиваться события спустя четыре года после раскола Палестины и неудачных попыток Аббаса возобновить переговоры с Израилем и заключить сепаратный мир. Революционные события в арабском мире подтолкнули ХАМАС и ФАТХ к диалогу и примирению. Оба движения стали свидетелями ослабления своих союзников (ХАМАС – Сирии, ФАТХ – Египта). Палестинские власти, несмотря на относительное спокойствие на Западном берегу и в секторе Газа, не исключали влияния событий в арабских странах на палестинцев, часть из которых разочарована и в ФАТХ, и в ХАМАС, чья борьба за власть расколола автономию. Наконец, можно предположить, что Аббас, которому в марте 2011 г. исполнилось 76 лет, решил остаться в памяти палестинцев не как неудачливый переговорщик, а как политик, приблизивший создание независимого палестинского государства.

Формат ведения переговоров

Взгляды на параметры урегулирования

Что касается деталей мирного урегулирования, тут взгляды России отличаются реализмом. Москва понимает, что на уступки должны идти не только израильтяне, но и палестинцы. Самым болезненным остается вопрос об Иерусалиме. В российском внешнеполитическом ведомстве считают, что стороны должны решать его на последнем этапе переговоров. По мнению главы МИД РФ Сергея Лаврова, Западный Иерусалим должен быть закреплен за Израилем, а Восточный – за Палестиной. При этом не исключается, что святые места, расположенные в восточной части города, могут быть переданы под контроль ООН или ЮНЕСКО, а в международном органе, который станет управлять ими, должны быть представлены все три монотеистические религии – иудаизм, христианство и ислам. Другой сложный вопрос – требование палестинцев о возвращении в Израиль беженцев и их потомков, покинувших свои дома в результате войн 1948–1949 гг. и 1967 г. Эта проблема, как отметил Лавров, должна решаться путем переселения в Израиль символического числа беженцев и выплаты компенсации остальным, так как говорить о возвращении всех беженцев нереалистично, учитывая стремление Израиля сохранить демографический баланс и еврейский характер государства. Россия признает также, что требовать полной эвакуации десятков тысяч еврейских поселенцев с Западного берега непродуктивно, и сторонам необходимо находить компромисс в виде территориальной компенсации палестинцам за освоенные израильтянами земли [21].

Неприятие односторонних действий

Сложность мирного процесса, который не приносит Палестине желанного суверенитета, а Израилю безопасности, в последние годы приводит к тому, что обе стороны считают возможным реализовывать односторонние меры. По мнению России, все спорные вопросы должны решаться путем диалога и получать признание, так как шаги, предпринимаемые без консультации с партнером, осложняют мирный процесс.

Односторонние действия палестинцев носят еще более масштабный характер. После того как последняя попытка начать прямые переговоры при посредничестве Обамы зашла в тупик, Аббас сделал ставку на провозглашение независимости в границах 1967 г. и решил добиваться принятия Палестины как независимого государства в члены ООН на сессии Генеральной Ассамблеи в сентябре этого года. Независимость Палестины в этих границах с начала декабря 2010 г. до начала июня 2011 г. признали 11 государств Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Боливия, Эквадор, Чили, Гвиана, Перу, Парагвай, Суринам, Уругвай и Королевство Лесото). Всего же с конца 1980-х годов Государство Палестина в необозначенных границах (согласно декларации о независимости 1988 г.) и в границах 1967 г. признало около 100 стран.

[2] Выступление постоянного представителя СССР при ООН А.А. Громыко на пленарном заседании второй сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 26 ноября 1947 г. // Ближневосточный конфликт: Из документов архива внешней политики РФ. 1947-1967. Том 1: 1947-1956. Отв. ред. В.В. Наумкин. М., 2003. С. 10.

[3] Звягельская И.Д., Карасова, Т.А., Федорченко А.В. Государство Израиль. М., 2005. С. 147.

[4] Телеграмма министерства иностранных дел СССР послам СССР в Монголии, КНДР, ДРВ. 13 июня 1967 г. // Ближневосточный конфликт: Из документов архива внешней политики РФ. 1947-1967. Том 2: 1957-1967. Отв. ред. В.В. Наумкин. М., 2003. С.581.

[5] Пырлин Е.Д. 100 лет противоборства. Генезис, эволюция, современное состояние и перспективы решения палестинской проблемы. М., 2001. С. 429.

[7] Пырлин Е.Д. Указ. соч. С.439.

[12] The Annapolis Declaration. – The Jerusalem Post, 27.11.2007.

[13] The Washington Post, 30.12.2008.

[14] The Washington Post, 29.11.2007.

[15] Бакланов А.Г. Ближневосточное урегулирование – причины стагнации и возможности возобновления мирного процесса // Проблемы и перспективы урегулирования на Ближнем Востоке. Отв. ред. И.Д. Звягельская. М., 2010. С.8.

Ближневосточный конфликт — противостояние между рядом арабских стран, а также арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения подконтрольных Израилю палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль, с другой. Фактически история конфликта охватывает около столетия, начиная с конца XIX века.

Создание государства Израиль. Хронология событий

После распада Османской империи в результате её поражения в Первой мировой войне конфликт между евреями-сионистами и арабским населением Палестины сводился, главным образом, к территориальным притязаниям обеих сторон на подмандатную Палестину.

Условия мирного соглашения между общинами были с каждым разом все менее благоприятными для палестинских арабов: в 1937 г. им предлагалось создать государство на 80% всей территории подмандатной Палестины, в 1947 г. — на 45%, в 2000 г. (на переговорах в Кемп-Дейвиде и в Табе) — на примерно 22% (около 95% территорий Иудеи и Самарии, а также весь сектор Газы). Палестинские лидеры последовательно отвергали все эти (и подобные) предложения, в результате чего палестинское арабское государство не создано до сих пор.


29 ноября 1947 года Генеральная ассамблея ООН проголосовала за создание двух государств – еврейского и арабского, а также интернациональной зоны Иерусалима. За раздел Палестины проголосовали 33 государства (в том числе Франция, США и СССР), против – 13, воздержались – 10 (в их числе была Великобритания). Это решение изначально было отвергнуто как соседними арабскими государствами, так и арабским населением самой Палестины. Арабы единогласно не хотели признавать идею возвращения евреев в Палестину, считая эту территорию своей. С этого момента и начались открытые столкновения между еврейскими и арабскими вооруженными формированиями.

Сионистское движение, на основе которого было создано государство Израиль, видит в Палестине историческую родину еврейского народа и исходит из утверждения, что этот народ имеет право на собственное суверенное государство. Это утверждение основывается на нескольких основных принципах: 1) равенства народов, 2) необходимости защиты от антисемитизма, 3) исторической родины.

Дата

Событие

Развитие ближневосточной проблемы

29 ноября 1947 г. ООН приняла резолюцию об образовании на территории Палестины двух государств: еврейского (57% территории) и арабского (43%). Иерусалим объявлялся международной зоной. Арабы категорически выступили против образования еврейского государства
Январь 1948 г. Арабы блокировали Иерусалим и другие города, нападали на еврейский транспорт
3 апреля 1948 г. Еврейские вооруженные отряды уничтожили арабское поселение Дейр-Ясин. Великобритания приняла решение досрочно (до 14 мая 1948 г.) вывести свои войска
Палестинцы, не признававшие резолюцию ООН от 29 ноября 1947 г., не смогли создать собственного государства; этому мешало отсутствие политических структур Палестины

Первая арабо-израильская война

15 мая 1948 г. Арабские страны (Египет, Иордания, Сирия, Ирак, Ливан, Саудовская Аравия, Йемен), которые не признавали Израиль, объявили против него войну. Армия Израиля остановила нападающих и нанесла ответный удар
Апрель-июнь 1949 г. Между сторонами было подписано перемирие. Однако палестинское государство вновь не было образовано. Территорию, отведенную для образования государства Палестина, захватили Израиль (6,7 тыс. км), Египет (сектор Газа) и Иордания (западный берег р. Иордан). Возникла проблема палестинских беженцев (около 1 млн человек), которые расселились по разным странам


Процесс нормализации израильско-палестинских отношений

1979 г. Подписано Кэмп-Дэвидское соглашение между Израилем и Египтом, которое урегулировало отношения между двумя государствами
30 октября 1 ноября 1991 г. На международной конференции в Мадриде было принято решение о начале арабо-израильских переговоров
13 сентября 1993 г. В Вашингтоне премьер-министр Израиля И. Рабин и глава Организации Освобождения Палестины (ООП) Я. Арафат подписали Декларацию о принципах мирного урегулирования между Израилем и ООП. На основе этой декларации была создана палестинская автономия в пределах Израиля
26 октября 1994 г. Подписан мирный договор между Израилем и Иорданией
Сентябрь 1995 г. Подписан израильско-палестинский договор об автономии западного берега р. Иордан

Ноябрь 1995 г. На многотысячном митинге религиозный студент убил премьер-министра Израиля Ицхака Рабина. Ряд кровавых преступлений против мирных жителей Израиля совершили палестинские террористы.

Способы урегулирования ближневосточного кризиса и решение палестинской проблемы в конце XX — начале XXI века

В мае 1996 г. премьер-министром Израиля стал Б. Нетаньяху, который занял жесткую позицию относительно палестинцев, отказался от территориальных уступок арабам, категорически отрицал возможность создания палестинского государства.

В 1999 г. новым премьер-министром Израиля стал Э. Барак. Он занял более конструктивную позицию по проблемам израильско-палестинского урегулирования. Переговорный процесс возобновился. На рубеже столетий произошло резкое обострение израильско-палестинского противостояния. В 2000 г. начались массовые беспорядки палестинцев, которые переросли осенью 2000 г. в новое восстание, а затем в открытые военные столкновения против Израиля.

Однако очередные террористические акты, предпринятые палестинцами, снова привели к военному противодействию. С 2009 года премьер-министром Израиля снова стал Б. Нетаньяху.

развитие конфликта

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Предыстория и основные события Ближневосточного конфликта 1940-1980 гг.

Ближневосточный конфликт – это арабо-израильское противостояние, основанное на противоборстве Израиля и соседних арабских стран.

На сегодняшний день Ближневосточный конфликт является наиболее продолжительным по времени военным противостоянием современности. Превратившись после Второй мировой войны в один из наиболее опасных очагов международной напряжённости, он длится уже более 70 лет. В его основе лежит конфронтация между Государством Израиль и соседними с ним арабскими странами, а также палестинцами.

Эксперты называют Ближневосточный конфликт одной из острейших проблем в сфере международных отношений второй половины ХХ – начала XXI века. В конфликте задействованы две стороны:

  • непосредственные участники конфликта;
  • косвенные участники конфликта.

К непосредственным участникам Ближневосточного конфликта относятся: Израиль, арабские страны (Ливан, Сирия, Иордания, Египет и др.) и палестинцы.

Косвенные участники задействованы в Ближневосточном конфликте в качестве наблюдателей. Ими являются ключевые акторы международной политики. В частности, речь идет о межправительственных организациях с одной стороны (Организация Объединенных Наций, Европейский Союз, Лига Арабских Государств) и отдельных государствах, такие как США и СССР (позже – Россия) – с другой стороны.

Основными причинами возникновения Ближневосточного конфликта считаются:

  • наличие в регионе межнациональных и межрелигиозных противоречий;
  • деятельность террористических организаций, нацеленных на подрыв международной обстановки;
  • борьба за землю и пресную воду.

Готовые работы на аналогичную тему

Наиболее известные военные события арабо-израильского конфликта представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Ключевые столкновения в ходе Ближневосточного конфликта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рассматривать Ближневосточный конфликт целесообразно в разрезе основных его этапов.

Ближневосточный конфликт в 1940-1950 гг.

В 1940-1950 гг. обстановка на Ближнем Востоке была довольно сложной. В этот период происходило немало вооруженных конфликтов. Вот лишь некоторые из них.

Первая арабо-израильская война началась в мае 1948 года: сразу через несколько часов после провозглашения Государства Израиль на его территорию вторглись войска Ливана, Иордании, Египта и Сирии. В Израиле ее принято называть Войной за независимость. Закончилась она в 1949 году. В результате Западный Иерусалим и порядка половины территорий, выделенных под арабское государство, были оккупированы Израилем. Восточный Иерусалим и прочие арабские территории были оккупированы Египтом и Трансиорданией. Под их управлением они находились вплоть до 1967 года.

В 1956 году произошел Суэцкий кризис, связанный непосредственно с определением статуса Администрации Суэцкого канала. Для его разрешения были привлечены силы ООН. В результате Суэцкий канал был национализирован Египтом. Для транспортировки нефти пришлось искать альтернативные пути. Очевидной стала политическая и экономическая зависимость Великобритании от США. Произошло упрочнение дипломатических позиций ООН в мире.

Ближневосточный конфликт в 1960-1970 гг.

Суэцкий кризис закончился, однако на границе между Израилем, Египтом, Иорданией и Сирией по-прежнему имели место быть пограничные инциденты. В 1967 году между странами разгорелась Шестидневная война, продлившаяся с 5 по 10 июня того же года. По ее окончанию Израилем была оккупирована территория, в 3,5 раза превышающая его довоенную площадь. В частности, был захвачен Восточные Иерусалим, Западный берег реки Иордан, Сектор Газа, Синайский полуостров и Голанские высоты.

1973 год был ознаменован Октябрьской войной (или Войной Судного дня) и Кэмп-Дэвидскими соглашениями. В период с 6 по 23 октября 1973 года между Израилем и коалицией арабских стран произошел очередной вооруженный конфликт. Основными его предпосылками стало стремление Сирии и Египта к возвращению потерянных ими ранее в ходе Шестидневной воны территорий. Во второй половине 1970-х годов Египет пошел на примирение с Израилем. В результате был подписан сепаратный мирный договор, по которому Египту возвращался Синайский полуостров, а власти Египта официально признали Государство Израиль и отказались от требования по созданию в Палестине арабского государства.

В период 1960-1970 гг. проявило себя и Палестинское движение сопротивления, основной целью которого провозглашалось обеспечение законных прав арабского народа Палестины, а именно – его возращение на родину и создание на ее территории независимого национального государства.

Ближневосточный конфликт в 1980-1990 гг.

Позже, в 1985 году произошла Первая Палестинская интифада Ее основной целью была борьба с израильской оккупацией территорий, завоеванных в Шестидневной войне 1967 года.

В 1990-е годы на Ближнем Востоке начался Мирный процесс. Биполярному миру был положен конец, на смену ему пришло единоличное лидерство США. Арабо-израильский конфликт вступил в новую фазу развития. В ходе мирного процесса санкции, введенные против Израиля со стороны арабских стран, начали постепенно ослабевать. В 1994 году между Израилем и Иорданией был заключен мирный договор. Восемь стран Лагеря Арабских Государств установили с Израилем дипломатические отношения. Позже в виду действия экстремистских сил обеих сторон мирный процесс был прерван.


Палестинская проблема составляет, как известно, ядро арабо-израильского конфликта. Вся история развития этого конфликта, а также все попытки его политического урегулирования показывают, что без соответствующих шагов, направленных на справедливое решение данной проблемы, обеспечить реальное продвижение мирного процесса на Ближнем Востоке невозможно.

Это обстоятельство объективно придает особую значимость палестинскому направлению в общем процессе ближневосточного урегулирования.

После Мадридской мирной конференции и особенно после заключения в 1993 году палестино-израильского соглашения, получившего название “Осло-1”, на палестинском направлении ближневосточного мирного процесса достигнуты впечатляющие успехи, за которыми внимательно следит мировая общественность.

Появилось много публикаций, авторы которых с различных позиций пытаются дать оценку того, что уже достигнуто на этом направлении, проследить реализацию подписанных соглашений между Израилем и палестинцами, выяснить последствия создания Палестинской автономии для палестинцев, Израиля, а также для Ближнего Востока в целом, дать свой прогноз перспектив развития Палестинского государства и его отношений с соседями, особенно с Израилем.

Многие из этих публикаций носят, к сожалению, не только поверхностный, но и тенденциозный, предвзятый характер. Это касается и российских СМИ, и работ некоторых российских востоковедов, заметно изменивших после распада СССР свой подход к арабо-израильскому конфликту вообще и к палестинской проблеме в частности. Возобладали взгляды, которые трудно оценить как объективные по отношению к арабам, палестинцам. К тому же авторы этих публикаций довольно часто опираются на домыслы, слухи, им недостает документальной базы, так как многие документы, касающиеся палестино-израильских договоренностей, либо вообще не опубликованы, либо опубликованы сравнительно недавно и не полностью.

Рассматривая причины возникновения конфликта в Палестине. Надо помнить о несостоятельности попыток израильских и западных политиков, а также ученых возложить вину за это на палестинских арабов и на правительства соседних арабских государств. Многочисленные источники свидетельствуют, что первопричиной возникновения конфликта в Палестине явилось решение западных держав, прежде всего Великобритании, поддержать намерение сионистов создать “еврейский национальный очаг” в Палестине.

Само содержание сионистского движения, которое один из основателей Государства Израиль Хаим Вейцман охарактеризовал как стремление “перевести народ без страны в страну без народа”, не могло не привести к конфликту. Как западные политики, так и сионистские лидеры сделали вид, что не знали о наличии в Палестине коренного населения, в основном арабов (земледельцы, ремесленники, торговцы, бедуины и пр.), которые с полным основанием считали ее своей родиной.

Массовая иммиграция евреев в Палестину, особенности сионистской идеологии и экспансионистская политика сионистских лидеров довольно быстро привели к столкновению интересов устремившихся в Палестину иммигрантов и местного арабского населения. Отношения между местными арабами в Палестине и евреями начали приобретать конфликтный характер уже в первое десятилетие XX века. Конфликтная ситуация имела прежде всего этнотерриториальную составляющую – спор между двумя этнорелигиозными общностями (с одной стороны, этноконфессиональная группа евреев, в основном состоявшая из иммигрантов, и местное население – палестинские арабы различной конфессиональной принадлежности, с другой) по поводу владения определенной территорией, ее статуса и размеров. Зарождавшийся конфликт не был межнациональным, так как на первых этапах его развития евреи не представляли собой нации.

Его нельзя рассматривать и как чисто межрелигиозный конфликт. Религиозный фактор, хотя и разделял противоборствующие стороны, однако существенного значения в возникновении и развитии конфликта, по крайней мере, на первых его этапах, не имел, так как еврейская иммиграция в Палестину осуществлялась в основном под лозунгами сионизма – светской идеологии, а палестинские арабы отличались религиозной терпимостью и в течение многих веков мирно уживались с местными иудеями.

Религиозная составляющая конфликта, возникшего в Палестине, проявила себя на последующих этапах его развития, начиная с 30-х годов, не без влияния, прежде всего, англичан.

Зато социально-экономическое содержание конфликта между прибывающими евреями-иммигрантами и местным населением было совершенно очевидным с самого начала его зарождения. Иммигранты стремились установить свой контроль над всеми сферами экономической жизни Палестины, вытеснив из них местных арабов.

С возникновением Государства Израиль в 1948 году конфликт трансформировался в противоборство между национальным еврейским государством – Израилем – и палестинскими арабами, которые были лишены права создать свое национальное государство и согнаны со своих законных земель, в большинстве своем, превратившись в беженцев. Одновременно произошло дальнейшее обострение этносоциального арабо-еврейского конфликта, так как в самом Государстве Израиль и на оккупированных им территориях имеют место различные формы дискриминации палестинских арабов со стороны евреев. Даже арабы, имеющие израильское гражданство, лишены доступа ко многим доходным или престижным видам деятельности, представительства в соответствующих социальных нишах и элитных слоях. Уровень жизни арабской части населения Израиля значительно ниже, чем евреев.

Зарождение конфликта в Палестине и его развитие органически связаны с международными факторами. С одной стороны решение о создании в Палестине “еврейского очага” принималось международной сионистской организацией. Иммиграции евреев в Палестину способствовали западные державы. С другой стороны, значение Иерусалима, как одного из священных городов мусульман, было причиной того, что к конфликту, разворачивавшемуся в Палестине, было приковано внимание многих мусульманских государств. То есть конфликт приобрел и межцивилизационную составляющую.

После возникновения Государства Израиль в военное противоборство с ним вступают арабские государства, и конфликт становится межгосударственным арабо-израильским, ближневосточным. В него активно вмешиваются великие державы, что придает ему значение, выходящее далеко за рамки Ближнего Востока.

Разногласия внутри арабской элиты в Палестине существенно заморозили процесс формирования национального самосознания арабского народа, превратив саму элиту в объект манипуляций со стороны британских, французских и прочих сил. Это существенно ослабило способность арабского народа Палестины противостоять сионистским планам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: