Петр 1 гений или злодей кратко

Обновлено: 30.06.2024

Петр первый был самым противоречивым правителем в русской истории. С одной стороны он сделал очень много полезного, а с другой его сложный характер известен всем. Так все же что больше перевешивало? Стоит в этом разобраться. Человеку необходимо знать историю своей страны, потому что без достойного прошлого не может быть достойного будущего.

Сторонники того, что Петр I является великим реформатором. Обосновывают свою позицию тем, что:

Царь Пётр I основал город 16 (27) мая 1703 заложил крепость на одном из островов в дельте Невы.В1712 столица России была перенесена из Москвы в Петербург. Город официально оставался столицей до 1918.

  1. К вопросу о религии. Царь Петр I провозгласил принцип веротерпимости в государстве. Им широко воспользовались в России разные вероисповедания: римско-католическое, протестантское, магометанское, иудейское.
  2. Образование и наука. При Петре I Россия стала могущественной европейской державой. Он с большим вниманием относился к образованию и науке. Петр обязал учиться грамоте всех дворянских детей, не только посылал многих учиться за границу, но и открыл школы и училища в Москве и в Петербурге: морское, инженерное училища, артиллерийскую школу. По приказу Петра началось издание первой в России печатной газеты. Она называлась “Ведомости” и выходила в Петербурге с 1702 года. Для облегчения чтения и письма в 1708 году он провел реформу русского алфавита, значительно упростив его. В1719 году Петр основал первый в стране музей-Кунсткамеру. И, уже в конце своей жизни, 28 января 1724 года Петр I издал указ об учреждении в России Императорской aкадемии наук.

Если разделить правление Петра I на реформацию и тиранию, то проще представить в сравнительной табличке.

3. Рост крупной мануфактурной промышленности и появились новые виды мануфактур.

4. При Петре I заметно шагнула вперед торговля (внутренняя и внешняя)

5.Строились новые заводы.

6.Россия начала продавать металл Европе.

7.Создание новой армии.

8. Строительство флота военного и торгового.

9. Строительство Санкт-Петербурга, который в 1712 г. стал столицей России.

10.Царь Петр I провозгласил принцип веротерпимости в государстве

11.Петр I с большим вниманием относился к образованию и науке. открыл школы и училища в Москве и в Петербурге: морское, инженерное училища, артиллерийскую школу.

12.По приказу Петра началось издание первой в России печатной газеты

13.1708 году он провел реформу русского алфавита, значительно упростив его.

14. . В1719 году Петр основал первый в стране музей-Кунсткамеру., 28 января 1724 года Петр I издал указ об учреждении в России Императорской aкадемии наук.

15.Петр сам занимался любой работой и лично принимал участие во всех начинаниях.

16.При Петре I Россия стала могущественной европейской державой

Вывод: История не знает сослагательного наклонения. Петр Великий был и его деяния велики. Я думаю, что царь Петр I воплотил в себе столько разных и порой противоречивых качеств, что трудно его охарактеризовать однозначно. Заслуги Петра I настолько велики, что его стали называть Великим, а государство превратилось в империю. Петр естественно был реформатором, но методы, которые он выбирал для проведения реформ были радикальными. Да, Пётр I предстаёт перед нами неистовым и жестоким, но таков был век. Новое пробивало себе дорогу. Так же свирепо и беспощадно, как цеплялось за жизнь отжившее старое.

Петровская эпоха во многом поучительна для нас именно сегодня, когда приходится, как и довелось в свое время Петру Великому, на старой отжившей основе создавать и защищать новую Россию, реформировать армию и флот, воспитывать трудолюбие, деятельный патриотизм, преданность государственным интересам и любовь к военному делу. Любите свою Отчизну и гордитесь Россией.

Серьезные же реформы, затрагивающие продвижение по службе, некоторое уравнение в правах всех достойных, сообразительных и умелых людей, не могли нести ничего, кроме действительной пользы для культурной и интеллектуальной жизни государства.

Браки, которыми могли сочетаться люди разных сословий. Здесь ли не польза? Этот вопрос, правда, более спорный.

В заключение хотелось бы сказать, что Петр I, по моему мнению, не тиран и не деспот. Он старался быть справедливым. И, по большей части, это у него получалось.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дискуссионный клуб.

(внеклассное интегрированное историко-литературное мероприятие по истории и литературе среди 7-11 классах)

Учитель истории: Подереча М.И.

Учитель русского языка и

литературы: Муратаева Т. В.

Сш. имени Абая 2013-2014 учебный год.

Тема: Петр I в истории и литературе

Цель: ознакомить учащихся с личностью Петра в истории и литературе открытие образа этой неординарной личности с разных точек зрения через литературный материал и исторические хроники . Обучение учащихся умению вести дискуссию, навыков выразительности, логичности аргументированности речи : закрепить знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи .
Развивающая : формирование у учащихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока.

Оборудование :интерактив, худ.фильм, слайды, исторический и литературный материал, классическая музыка

Форма проведения: дискуссия

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник –

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник !

G:\Новая папка\P1000522.JPG

Много книг написано о преобразованиях, которые проводились в России в первой четверти XVIII века. Они связаны с именем царя Петра! Немало художественных произведений посвящено этому выдающемуся государственному деятелю. Но историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра разделились на два больших лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и продолжается в наши дни.

28 января 1725 года умер первый русский император – Петр Алексеевич Романов.

Итак, почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются и сегодня.Мы предлагаем вашему вниманию команду литераторов и историков , которые попытаются ответить на вопрос:кем же был Петр 1-гением или злодеем?

1этап работы: В начале славных дел (биографияПетра, характеристика его первых лет жизни, заграничные поездки )

------- каждая группа высказывает свое мнение по данному вопросу

G:\Новая папка\P1000493.JPG

G:\Новая папка\P1000471.JPG

На протяжении всей истории со времен Петра Великого историки спорят о личности и деяниях императора. Нет однозначной оценки его личности, так же, как и его преобразований. О нем говорили: “Царь – плотник, “Петр, прорубивший окно в Европу”, “Суровый, но справедливый и демократичный”. К этим суждениям присоединяются и другие, подчеркивающие, что Петр “выражал интересы господствующего класса” и “драл по три шкуры с трудового крестьянства”.
Прошло уже более 3-х столетий, а интерес к петровской эпохе не ослабевает. Почему? Зададимся и мы этим вопросом, Кто же был Пётр Великий? Тиран или реформатор? В чем он был прав и в чем он был виноват – вот главные вопросы нашей дискуссии

2 этап работы: строительство Санкт- Петербурга .

------- каждая группа высказывает свое мнение по данному вопросу

О лицах такого масштаба, в данном случае, руководителе государства не судят по обывательским меркам. Правильнее ставить вопрос - соответствовал ли он занимаемой должности (если это так можно назвать)? С такой точки зрения Пётр I был выдающимся государственным деятелем, но не более того. Для своего государства он был, скорее, положительным правителем, при нём Россия получила мощный толчок в развитии. Что до методов, то они были ничуть не лучше и не хуже тех, что в те годы использовались правителями других государств. Гением, конечно, он не был - он был просто человеком на своём месте. А на счёт "гений или злодей", то, как говаривал А. С. Пушкин, "гений и злодейство несовместны", но эту фразу можно продолжить " и несопоставимы".

------- каждая группа высказывает свое мнение по данному вопросу


Вывод . Петр Великий был и его деяния велики. Я думаю и надеюсь, что меня поддержат наши участники, что царь Петр I воплотил в себе столько разных и порой противоречивых качеств, что трудно его охарактеризовать однозначно. Заслуги Петра I настолько велики, что его стали называть Великим, а государство превратилось в империю. Петр естественно был реформатором, но методы, которые он выбирал для проведения реформ были радикальными. Да, Пётр предстаёт перед нами неистовым и жестоким, но таков был век. Новое пробивало себе дорогу. Так же свирепо и беспощадно, как цеплялось за жизнь отжившее старое.
4 этап работыРеформы Петра(создание армии, просвещение, летоисчисление, крепостное право) .

------- каждая группа высказывает свое мнение по данному вопросу

Нашу дискуссию я хотела бы закончить высказыванием историка М.П. Погодина, жившего в пушкинские времена. В книге “ Пётр Великий” М.П. Погодин писал: “Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года – Пётр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым… суть выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга – Пётр великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал эти буквы.

G:\Новая папка\P1000444.JPG

За обедом от соленых сельдей и картофеля, который он указал сеять, до виноградного вина им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом. Место в системе европейских государств, управление, судопроизводство… Фабрики, заводы, каналы, дороги… Военные училища, академии – суть памятники его неутомимой деятельности и его гения”.
Петровская эпоха во многом поучительна для нас именно сегодня, когда приходится, как и довелось в свое время Петру Великому, на старой отжившей основе создавать и защищать новую Россию, реформировать армию и флот, воспитывать трудолюбие, деятельный патриотизм, преданность государственным интересам и любовь к военному делу. Любите свою Отчизну и гордитесь ею.
М. Щербатов.

G:\Новая папка\P1000455.JPG

1. Существует мнение, что Петра I во время его поездки за границу подменили. Что вы можете сказать по этому поводу.

2.Почему личность Петра привлекает внимание, и споры о нём не утихают?

3.Какие уроки можно извлечь из деятельности Петра?

4. Можно ли однозначно оценить личность Петра I и его деятельность?

5. Какие реформы были проведены Петром I?

6.Какой вышла Россия из Северной войны? (Могущество, международный авторитет,империя с 1721 года, новая столица Санкт-Петербург).

8. Какова цена петровских реформ ?

(Петровские реформы проведены ценой невероятного напряжения сил народа, поэтому нередки были восстания; цена за реформы заплачена немалая, по некоторым оценкам в России погиб каждый десятый из 14-17 млн.).

G:\Новая папка\P1000527.JPG

9.Почему народ не слагал песен, прославляющих победы Петра Великого, его деяния?

(Учащиеся, обобщая все ранее сделанные ими выводы, отмечают, что народ не слагал песен, прославляющих победы и деяния Петра I, так как преобразования Петра легли тяжелым бременем на плечи народных масс, повлекли за собой снижение их жизненного уровня. Народу Петр и его дела были чужды: в этом монархе многие не без оснований видели виновника своих бед. Нередко дело доходило и до открытой борьбы против царя-реформатора.)

10.Чему учит история петровской эпохи?

Вывод: правительство может и должно проводить преобразования, если в них назрела необходимость; для успеха преобразований необходимо привлекать людей на сторону реформатов, приходится преодолевать сопротивление; начиная реформы, надо смело идти вперед, доводя дело до конца; при этом однако надо думать об интересах всего общества, а не какой-то группы лиц.

G:\Новая папка\P1000534.JPG

11.Почему интерес к личности Петра I возрастает в российском обществе всякий раз, когда страна оказывается перед необходимостью выбора путей дальнейшего развития?

Вывод: личность Петра и его реформы – предмет острых споров, которые усиливаются, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития. Так было, когда стоял вопрос об отмене крепостного права, так было в начале 20-го века, когда Россия встала на путь революционных преобразований. И сегодня, когда в обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес.

Пушкин, который утверждал, что гений и злодейство несовместны, был несколько не прав.. . Лев Толстой лучше сказал, в каждом из нас есть и черное, и белое.. . И вообще, в душе человека, с христианской точки зрения борются Бог и Дьявол.. . Кстати, гений может быть и от Дьявола.. .
Петр, гений потому что модернизировал экономику и промышленность, политическую систему, армию России, создал флот.. . Гений в том, что при проведении реформ умел подбирать талантливых сподвижников, не взирая на их социальное происхождение. .
А злодей, в том, что проводил все это чрезвычайно жесткими методами, ломая прежний вековой уклад.

Гениальными бывают не только изобретатели. Что, например, Путин изобрел, а Вы же считаете его гениальным политиком, наверное?

Гении они и есть по моему на грани помешатества, а от рехнутого до злодея один шаг .( сугубо мое мнение )

Пётр Первый прорубил окно в Европу, построил флот, перестроил армию, основал новый город- Санкт- Петербург, поэтому он гений

Он-- историческая личность (спорить о его роли в истории России ещё ДОЛГО будут) Один из тех кто сломал старое чтобы построить новое)

Все реформы Петра были оплачены жизнями огромного количества русских людей! Не умели наши лидеры беречь народ!


В последнее время, в связи с проводимыми реформами, вновь обострился интерес к великому реформатору России Петру I. Действительно ли Пётр государь Великий? И стоило ли прорубать окно в Европу? Какой была бы Россия, если бы не случились реформы Петра?


Оценивая личность и деятельность Петра, все соглашаются, что это был влиятельный исторический деятель. Никто никогда не считал его человеком, бессознательно употребившим власть или же слепо шедшим по случайному пути.

Известный историк С.М.Соловьёв отзывался о Петре в восторженных тонах, приписывая ему все успехи России как во внутренних делах, так и во внешней политике, показал органичность и историческую подготовленность реформ.

Вольтер главной ценностью петровских реформ определяет прогресс, которого русские добились за 50 лет, другие нации не могут этого достигнуть и за 500.

Личность Петра I и его реформы крайне противоречивы. Пётр не сделал в стране самого главного: не отменил крепостного права. Временные улучшения в настоящем обрекли Россию на кризис в будущем.

ПРИВЕДУ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ МОМЕНТЫ ДИСКУССИИ:

Профессор Анисимов Е.В. считает, что следует рассматривать реформы Петра I с двух сторон. С одной стороны, реформы Петра были исторически неизбежны, поскольку в России был системный кризис, экономическое отставание, не было даже серебра для чеканки денег. Церковный и династический раскол привёл к противостоянию в обществе. Россию преследовали непрерывные военные поражения. Международный престиж России был как никогда низок. Шведы смеялись над русскими послами, требовавшими вернуть по справедливости берега Невы, исконно принадлежавшие русским.

Но, возможно, у России был и другой путь реформирования и развития. Россия второй половины 17-го века это не средневековье. К европейской культуре Россия после Византии приобщилась через польско-украинскую культуру.

Пространство России это её богатство. Плох тот русский царь, который что-либо не присоединил.

Для русского менталитета очень важно сознавать свою принадлежность к великой победоносной нации.

Россия, благодаря Петру, стала вровень с развитыми европейскими державами, обладая грандиозным военным могуществом.
Но ради чего это грандиозное военное могущество?
Северная война стоила 500 тысяч человек из 12 миллионов населения. Но 87% составляли не боевые потери; люди гибли из-за голода и болезней.

До Петра в России не было ни одной мануфактуры. А к концу его правления было более двухсот передовых предприятий. 100% русского железа экспортировалось. В России было самое передовое горное законодательство: кто нашёл руду и будет её разрабатывать, того и земля.

Благодаря Петру Россия стала империей. А что плохого в империи? Хорошая жизнь, пока не начнётся сепаратизм. Жители империи космополитичны, не дают вырасти национализму. Главное – подданство, а не национальность!

Однако культура может стать мировой и без империи. Например, Культура Возрождения в Италии.
Ассирийская империя и германский рейх не принёс ничего хорошего.

В русском языке 20 тысяч слов и выражений инородных. Из них 4 тысячи было введено за 25 лет правления Петра. В результате мы стали разговаривать на европейском русском языке.

Понятие свободы личности и интеллигентности пошло от Петра. Но при этом ни одного человека по-настоящему свободного не было. Государственное насилие во всех формах. Полицейское жестокое государство. Прогресс через насилие!

Пётр заставлял священников присягать, что они будут разглашать тайну исповеди, если в ней будет содержаться состав преступления. И русские люди громили русские церкви, потому что это было торжище, контора.

Сегодня историческая фигура Петра I устраивает всех, все политические течения.
Говорят, в кабинете премьера Владимира Путина висит портрет именно Петра Великого.

Пётр I – опасный пример для подражания.
Пётр убил своего сына – царевича Алексея. Тем самым Пётр пошёл против божественной правды, нарушая моральные ценности.

Есть логика человеческая и логика государственная. Логика государственная почти всегда не совпадает с логикой человеческой.
Государственные приоритеты и ценности не совпадают с общечеловеческими!

Когда человек долго у власти, у него создаётся превратное неадекватное представление о действительности.

Заговора против Петра со стороны царевича Алексея не было. Но многие были против царя.

Майор Глебов стал любовником первой жены Петра I Евдокии Лопухиной, но не признался в этом даже под страшными пытками.

Государство не терпит стойкости человеческой. Старообрядцев тайно душили в Петропавловской крепости и спускали под лёд.

В России всегда некогда. Петровский флот гнил в пресной воде Петербурга, потому что не было времени просушить брёвна для строительства кораблей.

Исторические мифы заказывают политики. Миф о плохой России до Петра идёт от самого Петра, как оправдание проводимых им реформ.

История не точная наука. Не надо доверять источникам, ведь источники пишут люди.

Сейчас есть свобода исторических исследований. Но идёт целенаправленная кампания, чтобы исторические исследования ввести в определённые рамки с единообразным пониманием истории.

Я ЗАДАЛ ВОПРОС: Существует тайна смерти Петра Великого. Царь умер в результате политического заговора или от собственных болезней?
Профессор Анисимов Е.В. ответил:
– Пётр умер от последствий венерических болезней, которыми болел постоянно. У Петра был гарем. Жена Екатерина поставляла Петру девок. Пётр сожительствовал и с Меньшиковым, и с денщиками.

Государственная власть, наверно, как никакая другая, подчиняется необходимости, и только внешне напоминает произвол. Что бы ни говорили, а власть – это прежде всего ответственность, причём за весь народ ответственность!

Допустимо ли для правителей ради сохранения власти преступать законы моральные и человеческие, а также законы юридические (ими же самими установленные)?
Мораль подчинена политике или политика должна подчиняться морали?

При строительстве Петербурга погибло более 100 тысяч человек!
Можно ли оправдать царя, загубившего многие тысячи жизней для строительства города на болоте, построившего столицу на костях своих подданных!?

Читайте также: