Логика в публичном выступлении кратко

Обновлено: 30.06.2024

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

.ЗНАЧЕНИЕ АРГУМЕНТАЦИИ В ВЫСТУПЛЕНИЯХ И ДИСКУСИЯХ

.ФАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ВЫСТУПЛЕНИЯ.

.1 Структура стратегии выступления.

.2 Характеристика стратегии выступления.

.3 Характеристика тактики оратора

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Логика как наука и руководство для правильного мышления не случайно возникла в античной Греции. Ее развитие было связано с потребностями совершенствования умения убедительно выступать на собрании, в суде, вести публичные дискуссии. Эти навыки позволяли людям достичь успеха в жизни, и поэтому со временем даже появились платные учителя (софисты), которые учили искусства мыслить, доказывать истинность своих мыслей и даже побеждать в словесных спорах, не обладая истиной, а лишь благодаря ораторскому мастерству. Логика в самых своих началах тесно связана с важными участками деятельности общества - с политикой, юриспруденцией, общественной жизнью. И в наше время логика в таком понимании не теряет своего значения. Она является базовой дисциплиной в подготовке юристов и лингвистов, а в политической деятельности важным ее аспектом является умение убедительно выступать перед многочисленной аудиторией, и поэтому такие выступления тщательно готовятся специалистами.

Эпиграфом для реферата может служить поэтическая формулировка значения умения общаться, предложенная известным персидским писателем и мыслителем Саади (между 1203 и 1210 - 1290):

Умен ты или глуп,

Велик ты или мал -

Пока ты слово не сказал.

Основная цель работы - исследовать применение логики в публичных выступлениях и дискуссиях.

Значение АРГУМЕНТАЦИи В ВЫСТУПЛЕНИях и дискусиях

логика мышление выступление аргументация

По своей логической природе всякое выступление представляет собой процесс аргументации, то есть процесс обеспечения доказательности рассуждения путем использования особых форм, методов. От понимаемой таким образом аргументации следует отличать доказательство как особую сложную логическую операцию обоснования необходимой истинности какого-либо положения с помощью других истинных и связанных с ним по содержанию и по логической форме положений, именуемых аргументами, доводами или основаниями. А также операции опровержения, как обоснование необходимой ложности некоторого положения. Причем в одном и том же выступлении могут иметь место сразу несколько случаев применения, как операции доказательства, так и операции опровержения. [5]

Аргументация является неотъемлемой частью человеческой коммуникации. Феномен аргументации исследовался с разных точек зрения, что находит отражение в многообразии ее определений. В современной научной парадигме существует несколько подходов, которые сыграли значительную роль в формировании основных идей теории аргументации.

В пределах каждой парадигмы допускается свое определение, и ни одно из них не может претендовать на признание наиболее полным. В каждом из них высвечивается только одна из сторон этого

Мы уже говорили, что ораторское искусство — это комплексная дисциплина, включающая в себя различные аспекты языкового об­щения. Попытаемся рассмотреть первый из упомянутых аспектов — логический. При этом будем иметь в виду, что такое вычленение довольно условно: в живой речи все элементы очень тесно связаны, и отделить логический аспект от, скажем, психологического так же трудно, как разделить рациональную и эмоциональную сферы че­ловеческой психики. Собственно говоря, устное публичное выступ­ление всегда привлекает именно ярко выраженной эмоционально­стью, художественностью, но они сами по себе немногого стоят, если не опираются на логическую организацию речи. Отсутствие логики в выступлении нельзя компенсировать ни психологическими при­емами, ни образностью языка, ни выразительным голосом.

Поскольку формальная логика является обязательным предметом в учебных программах гимназий, колледжей, гуманитарных вузов, нам нет необходимости подробно раскрывать содержание логических законов и операций, рассмотрим лишь их применение в деятельности оратора.

Однако одной содержательности еще недостаточно. Суть выступ­ления должна быть изложена в определенной последовательности, отдельные его части не должны противоречить друг другу, а главная мысль должна быть доказана с помощью аргументов.

Под этим понятием подразумевают такие проявившиеся в речи качества мышления оратора, как: способность определенно (т. е. ясно и недвусмысленно) изложить содержание основных идей; не­противоречивость в рассуждении; последовательность перехода от одной мысли к другой; доказательное (т. е. опирающееся на аргументы) изложение материала.[24]

На схеме 4 показано, использование каких законов логики обес­печивает нам эти качества.

Перечислим кратко требования, которые предъявляет логика к различным этапам работы оратора над речью.

Определив предмет своего будущего выступления, его главную проблему, оратор должен сформулировать тему речи. Главные тре­бования здесь таковы: соответствие содержанию, ясность, вырази­тельность, лаконичность.

Для обеспечения последовательности и непротиворечивости вы­ступления необходимо тщательно продумать план речи, оформить ее композицию. План отражает внутреннюю структуру выступления; это заранее продуманное развитие темы, логика перехода от одного вопроса к другому, содержательная схема речи. План может быть простым и сложным (сложный как бы является совокупностью пла­нов разработки отдельных вопросов и более удобен для оратора). Основное требование — логичность плана, в основе которой лежит операция деления понятия.

Прежде всего деление понятия должно быть соразмерным: со­держание всех пунктов плана должно совпадать с содержанием, отраженным в формулировке темы. Деление необходимо произво­дить по одному основанию, с тем чтобы взаимосвязанные пункты плана обеспечивали раскрытие вопроса в соответствии с точно оп­ределенными целями. Деление также должно быть непрерывным, т. е. нельзя допускать скачков в рассуждении, переходить от более общих пунктов плана сразу к самым мелким подпунктам, минуя промежуточные.

По ходу подготовки речи план многократно уточняется, конк­ретизируется, а затем оформляется окончательно в план-тезисы, план-конспект или план-сценарий, по которому и проходит публич­ное выступление.

Интересный и важный вопрос — соотношение плана и импрови­зации. Устное публичное выступление — это живое общение оратора с аудиторией, и оно немыслимо без незапланированных, неожи­данных, импровизационных моментов. Буквальное воспроизведение разработанного заранее подробного плана в ораторской практике

Вряд ли возможно и в любом случае нежелательно. Импровизация, отступление от запланированного хода придает речи динамизм, жи­вость, помогает удержать внимание слушателей, усилить контакт оратора с аудиторией, сильнее воздействовать на ее чувства. Но если оратор чрезмерно увлекся интуитивными, неожиданными на­ходками, если уходит от темы слишком далеко, если импровизация заслоняет рациональную, логическую, содержательную сторону ре­чи — такое выступление нельзя считать удачным. В хорошей пуб­личной речи импровизация лишь оттеняет тщательность и глубину подготовки, соразмерность и продуманность плана.

Одна из важных проблем докоммуникативной фазы работы над выступлением — композиционное оформление будущей речи. В от­личие от плана — внутренней структуры речи (что из чего выте­кает), композиция выступления — это его реально-речевая, внешняя структура (что за чем и как излагается). В ней отражается соот­ношение частей выступления по их цели, стилистическим особен­ностям, по объему, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов.

В классической модели элементы композиции — это:


Рассмотрим последовательно целевые установки каждой части и основные приемы, которые использует оратор для достижения по­ставленных целей (см. схему 5).

Главная задача вступления — расположить слушателей к себе, настроить их на восприятие речи. Как писал М. В. Ломоносов, «вступление есть часть слова, через которую ритор слушателей приготовляет к прочему слову, чтобы они склонно, прилежно и понятно оное слушали.[26]

Основные приемы, используемые здесь: обращение, апелляция к интересам аудитории, к известным событиям, к речи предыдущего оратора, к известным источникам информации или авторитетам, а также вопросы к аудитории, юмористические замечания и др.

Главные требования к вступлению:

2) следует избегать как банального, так и излишне экстраваган­тного вступления;

3) стиль изложения должен быть доступным;

4) необходимо стремиться к максимальной лаконичности вводной части речи;

5) опытные ораторы пишут (готовят) вступление в последнюю очередь, когда вся речь уже подготовлена.

Различают три основных вида вступлений: простое (когда оратор практически сразу приступает к изложению темы, ограничившись лишь приветствием или обращением); косвенное (когда оригиналь­ный и развернутый зачин подготавливает слушателей к восприятию сложного предмета речи, помогает овладеть вниманием аудитории, в некоторых случаях — преодолеть ее нежелание слушать; внезапное (применяется редко, суть его состоит в резко эмоциональном на­чале; примером может служить знаменитая речь Цицерона против Катилины).

Главная часть речи, т. е. развертывание темы, обычно включает в себя следующие элементы: изложение, аргументация, опроверже­ние. Здесь реализуются главные целевые установки оратора: сооб­щить некую информацию, изложить свою точку зрения и доказать ее (если необходимо — опровергнуть точку зрения оппонента), убе­дить аудиторию, побудить ее к конкретным действиям. Для дости­жения этих целей оратор должен хорошо владеть теорией аргументации, знать основные требования логики к тезису, аргументам, демонстрации, а также опираться на законы психологии восприятия живой речи.

Основные требования риторики здесь таковы:

1) как можно раньше и точнее сформулировать тезис — главную мысль всей речи, доказательству которой подчинено все выступле­ние. Зачастую тезис формулируется во введении, завершая его и одновременно открывая основную часть речи. Тезис должен оста­ваться неизменным в процессе всего доказательства;

2) приводить лишь те факты, которые имеют непосредственное отношение к теме, к доказываемому тезису;

3) при выборе аргументов заботиться не столько об их количе­стве, сколько о качестве;

4) аргументы должны быть истинными и достаточными для до­казательства тезиса;

5) не подменять аргументы своим мнением;


7) при выборе основного метода демонстрации (дедуктивный, индуктивный, аналогия) учитывать не только специфику темы и характер фактического материала, но и особенности конкретной аудитории, к которой обращена речь;

8) помнить, что аксиомы усваиваются хуже теорем.

В большинстве жанров риторики (политическом, академическом, деловом, судебном красноречии) главную роль играют рациональные аргументы (теоретические положения, статистические данные, со­бытия, даты и др.). Но это не означает отказа от эмоциональной аргументации, которая при умелом использовании может только усилить действенность логических доводов. Баланс между этими двумя видами аргументов так же, как их расположение, число, зависит от типа и жанра выступления, характера аудитории, типа мышления и речи оратора.

Аргументация может быть односторонней и двусторонней, и чем выше уровень подготовленности аудитории, чем она образованней и критичнее, тем желательнее использование в речи как собственных аргументов, так и мнений противоположной стороны. Если мнения оратора и слушателей в основном совпадают, можно ограничиться

односторонней аргументацией. Если они расходятся, если к тому же имеется вероятность столкновения в будущем с контрдоводами, пред­почтительней становится двусторонняя аргументация.

Заключение речи, как уже говорилось, предназначено для того, чтобы закрепить впечатление от сказанного и способствовать луч­шему усвоению главной мысли выступления. Для этого необходимо иметь в виду следующее:

1) заключение важнее начала; оно должно подытожить аргу­ментацию и одновременно нести сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определенному убеждению и конкретному действию;

2) оно требует точности изложения и разнообразия в стиле;

3) следует избегать традиционных приемов, ставших речевыми штампами, устаревших лозунгов и т. д.;

4) итог речи должен логически вытекать из всего сказанного, но при этом быть неожиданным, ярким, энергичным;

5) концовка выступления должна создать соответствующее на­строение. Заканчивать речь на отрицательных эмоциях не следует, последние фразы должны обеспечить положительный эмоциональ­ный фон, что способствует лучшему восприятию речи.

Тесная взаимосвязь логического и психологического аспектов выступления, необходимость строгого подчинения всех составных частей речи ее цели и потребностям

аудитории хорошо видны на схеме б[29]. Как видим, в центре композиции находится тезис, с которым связаны начало и конец речи, к которому относятся все приводимые аргументы.


Вопросы и задания

1. Какие функции выполняет логика в ораторской речи?

2. В чем отличие плана от композиции речи?

3. Каковы основные требования к началу и заключению речи?

4. Какие правила необходимо соблюдать при развертывании ос­новной части выступления?

5. Прокомментируйте схему 6 с позиций единства содержания, цели и композиции речи.

7. Приведите 1—2 примера на каждую из типичных логических ошибок.

8. Самостоятельно сформулируйте правила цитирования в пуб­личных речах.

Раздел IV

КУЛЬТУРА РЕЧИ ОРАТОРА

Будучи живым организмом, язык развивается и изменяется вслед за изменениями, происходящими в обществе. С возникновением и развитием различных областей жизни возникали и новые явления в языке, которые кристаллизуются в различных стилях речи. На схеме 7 приведены основные функциональные стили современного русского языка. Каждому из них присущи определенные особенности, набор специфических языковых средств, употребляемых в строго очерченных сферах общения. Изучением стилей занимается стили­стика — наука, связанная прежде всего с искусством письменной речи, однако оратор пользуется в своей деятельности живым словом устной речи, а ей присущи свои особенности, в том числе и стили­стические. Каковы эти особенности? В чем преимущества устной речи перед речью письменной?

Прежде всего, устная речь старше, а потому привычнее и предпочтительнее письменной. По свидетельству ученых-психоло­гов, большинство людей предпочитают слушать и говорить, чем читать и писать. Звучание — самая естественная форма существо­вания языка.

Устная речь — это живое общение без пространственных и вре­менных преград, ей присущи точный адрес, простота реализации, диалогичность. Она всегда предполагает конкретного собеседника и дает возможность непосредственно воздействовать на него.

В отличие от письменной речи устное слово позволяет оратору импровизировать, корректировать свою речь, постоянно поддерживать и развивать контакт со слушателями, учитывать их реакцию, их интересы.

В устной речи допустимо отступление от строгих норм речи пись­менной, что дает возможность сделать выступление более ярким, эмоциональным, а значит — более действенным. Если письменная речь вмещает в себя больше интеллектуальной информации, то ус­тное слово подходит для выражения эмоций, отношений, настроений.


Такое стилевое разнообразие дает оратору широчайшие возмож­ности для выражения своих мыслей. Но оно же обязывает руковод­ствоваться чувством меры, ясно видеть границу, отделяющую раз­говорную речь от малограмотной и вульгарной.

Некоторые ученые выделяют специфические стилистические осо­бенности ораторской речи, такие, как разговорность, широкое ис­пользование речевых периодов, относительная свобода строя пред­ложений, обилие сегментированных и присоединительных синтак­сических конструкций, связочных предложений и обращений, замена деепричастных и причастных оборотов придаточными предложени­ями и др.[32].

Следующий аспект речевой культуры — выполнение определен­ных требований к языку публичного выступления, к речи оратора. Какими качествами должна обладать эта речь?

Для ответа на этот вопрос следует представить систему отноше­ний между речью и языком, речью и действительностью, речью и сознанием слушателя, речью и условиями общения.[33]

Рассмотрение этих соотношений помогает нам вычленить и ос­мыслить такие основные коммуникативные качества речи, как пра­вильность, краткость, точность, логичность,

богатство, эмоциональ­ность (выразительность) речи (см. схему 8). Этот перечень может быть продолжен и конкретизирован, но в основном именно упомя­нутые качества обеспечивают доходчивость и действенность публич­ного выступления.

Отступление от норм языка не только затрудняет понимание речи, оно подрывает доверие к оратору, отвлекает слушателей от содержания выступления, отрицательно сказывается на действенно­сти речи.



Чтобы избежать этих и других ошибок, оратор обязан совершен­ствовать свою речь, чаще консультироваться с грамматическими справочниками и словарями.

Главные причины многословия: неясность мысли, плохая подго­товка, склонность оратора к самолюбованию и выспренности стиля.

Точность речи всегда связывалась с умением ясно мыслить, сознанием предмета выступления, а также со знанием значений слов.

Если первые два элемента принимаются как сами собой разу­меющиеся, то третий требует некоторых пояснений.

Одно из центральных качеств речи — ее богатство, или раз­нообразие лексических, фразеологических, интонационных средств языка. Оно напрямую связано с уровнем общей культуры оратора, с его эрудицией, начитанностью, опытом публичных выступлений.

Различают активный и пассивный словарный и фразеологический запас оратора (активный — те слова и фразеологизмы, при помощи которых мы выражаем собственные мысли; пассивный — все знако­мые и понятные нам слова, которые мы тем не менее в своей речи не употребляем). Считается, что активный запас современного куль­турного человека колеблется в пределах 4—5 тысяч слов и фразе­ологизмов, пассивный включает еще около 15 тысяч языковых единиц.

К фразеологизмам относятся также пословицы, поговорки, крылатые слова, афоризмы. Наконец, богатство речи — это разнообразие ин­тонаций, что является важнейшей характеристикой устного слова и столь способствует его популярности.

Подготовка кадров будет Подготовка кадров сегодня очень важна.

иметь особое значение в свете

решений сегодняшнего дня.

Отряд добровольцев проделал Отряд добровольцев помог

определенную работу по пострадавшим от наводнения.

оказанию помощи пострадавшим

Я не в курсе дел по данному Я не знаю.

Сложилось совершенно недостаточное Трудовая дисциплина очень слаба (низка).

Положение с трудовой дисциплиной.

Существуют особые языковые средства, при помощи которых оратор добивается эмоционально-образного воздействия на слуша­телей: лексические (тропы) и синтаксические (фигуры речи). Их классификация, применение, специфические функции хорошо и под­робно освещены в литературе, поэтому ограничимся лишь кратким их перечислением.

Важнейшие лексические средства выразительности, или тропы,[39] это:

К лексическим средствам выразительности примыкают ФРАЗЕ­ОЛОГИЗМЫ — устойчивые сочетания слов с полностью или час­тично переосмысленным значением, пословицы, поговорки. Они по­могают достичь и эмоциональности, и лаконичности речи в

передаче сложных представлений, образов, понятий. К ним близки также крылатые слова и афоризмы.

Другая группа средств, преследующих те же цели, — фигуры речи или приемы стилистического синтаксиса[40].

ПОВТОР — многократное повторение одного и того же слова или оборота с целью выделить, подчеркнуть существенное в речи. Разновидности повтора — анафора (повтор начальных слов) и эпи­фора (повтор заключительных слов).

АНТИТЕЗА — оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.

ИНВЕРСИЯ — намеренное нарушение обычного порядка слов в предложении.

ГРАДАЦИЯ — такое расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС — утверждение или отрицание, об­леченное в форму вопроса: оно содержит ответ в самом себе и преследует цель активизации внимания и интереса слушателей.

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ — особо эмоциональное ут­верждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее разделить мнение оратора.

Логика как руководство для правильного мышления. Структура стратегии выступления. Характеристика тактики оратора. Значение аргументации в выступлениях и дискуссиях. Аргументация - часть человеческой коммуникации. Речевое воздействие на сознание человека.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.01.2015
Размер файла 22,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Институт экономики и предпринимательства"

Реферат

На тему: "Логика публичного выступления и дискуссии"

Введение

Логика как наука и руководство для правильного мышления не случайно возникла в античной Греции. Ее развитие было связано с потребностями совершенствования умения убедительно выступать на собрании, в суде, вести публичные дискуссии. Эти навыки позволяли людям достичь успеха в жизни, и поэтому со временем даже появились платные учителя (софисты), которые учили искусства мыслить, доказывать истинность своих мыслей и даже побеждать в словесных спорах, не обладая истиной, а лишь благодаря ораторскому мастерству. Логика в самых своих началах тесно связана с важными участками деятельности общества - с политикой, юриспруденцией, общественной жизнью. И в наше время логика в таком понимании не теряет своего значения. Она является базовой дисциплиной в подготовке юристов и лингвистов, а в политической деятельности важным ее аспектом является умение убедительно выступать перед многочисленной аудиторией, и поэтому такие выступления тщательно готовятся специалистами.

Эпиграфом для реферата может служить поэтическая формулировка значения умения общаться, предложенная известным персидским писателем и мыслителем Саади (между 1203 и 1210 - 1290):

Умен ты или глуп,

Велик ты или мал -

Пока ты слово не сказал.

Основная цель работы - исследовать применение логики в публичных выступлениях и дискуссиях.

Значение аргументации в выступлениях и дискуссиях

По своей логической природе всякое выступление представляет собой процесс аргументации, то есть процесс обеспечения доказательности рассуждения путем использования особых форм, методов. От понимаемой таким образом аргументации следует отличать доказательство как особую сложную логическую операцию обоснования необходимой истинности какого-либо положения с помощью других истинных и связанных с ним по содержанию и по логической форме положений, именуемых аргументами, доводами или основаниями. А также операции опровержения, как обоснование необходимой ложности некоторого положения. Причем в одном и том же выступлении могут иметь место сразу несколько случаев применения, как операции доказательства, так и операции опровержения. [5]

Аргументация является неотъемлемой частью человеческой коммуникации. Феномен аргументации исследовался с разных точек зрения, что находит отражение в многообразии ее определений. В современной научной парадигме существует несколько подходов, которые сыграли значительную роль в формировании основных идей теории аргументации.

В пределах каждой парадигмы допускается свое определение, и ни одно из них не может претендовать на признание наиболее полным. В каждом из них высвечивается только одна из сторон этого сложного феномена и все определения лишь дополняют равно одно, а их совокупность помогает яснее представить сущность и значение аргументации. [1]

Чисто логический взгляд на проблему аргументации представлен, например, такой мыслью: "Если процесс аргументации в его абстрактной чистоте является единством логических и нелогических компонентов, направленных на единую цель - формирование у адресата определенных убеждений, то к нему обычно обращаются в тех случаях, когда логические компоненты для адресата оказываются недостаточно убедительными и вследствие этого доказательство не достигают цели. Тогда вне логические компоненты выполняют функцию усиления доказательства и обеспечения запланированного эффекта. Однако когда логические компоненты сами по себе достаточны, то потребность в любых нелогических элементах отпадает". [2]

Такая позиция характерна и для других работ специалистов по логике, которые считают аргументацию предметом чисто логическим, нужным лишь в том случае, когда аудитория сразу не воспринимает предъявленное доказательство и нужны дополнительные аргументы, которые все равно должны остаться в строго рациональных рамках.

Противоположную позицию занимают представители неориторики, в трудах которых аргументация решительно объявляется прерогативой риторики, и которые считают аргументацию одной из возможностей речевого воздействия на сознание человека.

Разграничение логического и риторического в аргументации имеет положительное значение для обеих наук. Как отправной пункт такого разграничения рассмотрим точку зрения В.Ф. Беркова: "Любая аргументация имеет два аспекта - логический и коммуникативный. В логическом плане аргументация выступает как процедура поиска и предъявления для определенного положения (тезиса), что выражает определенную точку зрения, опоры в других положениях (основаниях, аргументах). В коммуникативном плане аргументация - это процесс передачи, толкования и внушения реципиенту информации, зафиксированной в тезисе говорящего. Конечная цель этого процесса - формирование этого убеждения. Аргументация достигает цели лишь в том случае, если адресат: а) воспринял, б) понял и в) принял тезис адресата. Соответственно этим двум аспектам выделяются функции аргументации: познавательная и коммуникативная " [2]. логика оратор аргументация

Фактический материал выступления

Фактический материал - содержательная основа всякого выступления, всякой аргументации. В качестве такого материала привлекают статистические данные, факты окружающей действительности, факты из жизни людей, ссылки на авторитетные и надежные источники и т.п. [5]

Структура стратегии выступления.

Для того чтобы убедить аудиторию необходимо придерживаться некоторых правил, а именно: следует начинать речь с большим стремлением достичь поставленной цели; принадлежит твердо знать то, о чем будет идти речь.

Если человек не обдумал, не спланировал заранее речь, он будет чувствовать себя неуверенным перед слушателями и вряд ли сможет их убедить в чем то.

Речь - это не просто набор предложений, она содержит в себе ряд определенных элементов, без которых была бы бессмысленной и никому не нужной. По определении темы выступления и моделировании аудитории (составление ее портрета), важно разработать стратегию речи (выявить основные ее направления), а затем построить ее тактику - иметь внешнюю структуру доказательства идей, реализовывать в ходе выступления соответствующие принципы вещания, способы и приемы доказательства. [2]

Остановимся на освещении стратегического и тактического законов. Сначала выясним концепцию с позиций ораторского искусства и обратимся.

Концепция - это основа мыслительно-речевой деятельности, над которой надстраивается стратегия деятельности, т.е. тезис, установка (целевое направление). Итак, концепция в широком смысле этого слова не есть ни стратегией (программой действий), ни тезисом (составляющей стратегии, поскольку стратегия в реализации концепции, а тезис - главная мыслью (часть стратегии). Учитывая это обстоятельство, можно убедиться, что концепция - это система знаний о предмете, которая отражена кратко. Такое понимание концепции больше всего соответствует ее функциональному назначению - быть первоосновой мыслительно-речевой деятельности.

Характеристика стратегии выступления

Итак, определив, что такое концепция, начнем исследовать стратегический закон. Он предполагает системный построение программы воздействия на конкретную аудиторию.

Стратегия (программа действий) составляет вариант реализации концепции и характеризируется следующим признаками: динамичностью, гибкостью. Другими словами, та же концепция может иметь несколько стратегий в зависимости от аудитории и этапов ее реализации.

Из каких компонентов состоит стратегия? Прежде всего, надо выделить установку, ради которой готовится изложение концепции.

Тезис рассматривается как ключевая идея, совокупность утверждений, разворачивающихся оратором во время общения с аудиторией. Наличие тезиса позволяет избежать бессмысленного изложения концепции. Тезис играет роль взаимосвязи в целостности всех компонентов речи: концепции, вопросов, установки, аудитории.

Стратегия, хотя и представляет собой определенное уточнение концепции, все же является довольно общим явлением, которое требует дальнейшей конкретизации: развертывание тезиса и его обоснование, нейтрализации оппонентов, преклонение на свою сторону колеблющихся. Чтобы достичь данной цели, необходимо рассмотреть следующий этап развития концепции, роль которого играет тактический закон ораторского искусства.

Характеристика тактики оратора

Тактический закон предусматривает систему действий, направленных на подготовку эффективной реализации стратегии. Аргументация и активизация мышления и чувственно-эмоциональная деятельности аудитории - его составные части.

Аргументация основывается на логическом обосновании субъектом тезиса путем доказательства, убеждения. Аргументации как часть тактического закона направлена главным образом на реализацию задачи (убеждение), то есть предполагает активную деятельность прежде всего со стороны оратора, при этом аудитория находится в более или менее пассивном состоянии (приобретает новую информацию). Для полного достижения установки необходимо, чтобы аудитория не только впитывала информацию, пусть даже очень добросовестно, но и достаточно активно ее обрабатывала, т.е. проектировала на себя, на свою деятельность, свой опыт, другими словами, чтобы аудитория оказывалась на уровне применения приобретенных знаний. [3]

Для осуществления этого необходимо обратиться к другой части тактического закона - активизации мыслительной и чувственно-эмоциональной деятельности аудитории, которая направлена на реализацию задач, то есть достижения практической цели - побуждение к действию.

Активизация предусматривает такую последовательность действий: заинтересовать аудиторию; создать в аудитории атмосферу размышления; вывести аудиторию на уровень обсуждения.

Следовательно, активизация мысленной и чувственно-эмоциональной деятельности аудитории - это система действий, благодаря которой оратор обеспечивает аудитории глубокий уровень познания того или иного вопроса, то есть подносит аудиторию на несколько порядков выше в понимании определенной проблемы. Вследствие активизации создает полноценный двусторонний процесс (общение), в котором привлечены обе стороны (оратор и аудитория). [4]

Тактический закон, таким образом, позволяет оратору найти эффективные средства воздействия на аудиторию, благодаря чему осуществляется реализация установки и развертывания тезиса.

Рассмотренные законы направлены на интеллектуальное развитие человека, его эрудиции, таких качеств мышления, как самостоятельность, самокритичность, глубина, гибкость, открытость. Другими словами, знание и применение этих законов (а вместе с тем и всех рассматриваемых проблем) способствуют развитию высших интеллектуальных возможностей. Можно сделать вывод, что ораторское искусство прежде учит человека грамотно мыслить, ибо, как считал Сократ, "все, что хочешь сказать, рассмотри сначала в голове своей, потому что у многих язык предшествует самой мысли".

Заключение

Способность общаться друг с другом - это одно из главных достижений человечества, приобретенное человеком в ходе его эволюции. Каждому из нас постоянно нужно учиться искусству общения, непрерывно практиковаться и совершенствовать свои навыки общения. Если мы умеем грамотно построить высказывание, то мы умеем четко выразить свои мысли, представления, взгляды, предложения и рекомендации, а это значит, что мы сможем кратчайшим путем достичь своей цели в любой нашей деятельности.

Ораторское мастерство, основой которого является логика, особую роль играет в демократических обществах. Возможность свободно выражать свои мысли, общаться с людьми, принимать активное участие в судьбоносных политических событиях делает искусство полемики весьма актуальным. Рост интенсивности политической жизни в нашей стране, привлечение больших масс людей к различным политическим и общественных акций, постоянное внимание средств массовой информации к этим событиям - все эти признаки демократического общества спонтанно порождают интерес к качеству публичных выступлений.

Список использованных источников

1. Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Павлюкевич В.И. Логика. Учебник для вузов. Изд. 6-е. Минск, 2002.

2. Берков, В.Ф. Логика: Практикум: учеб. пособ. для студ. вузов / В.Ф. Берков, И.И. Терлюкевич. Минск: УП"Технопринт", 2003. 167с.

3. Бочаров В.А., Маркин В.И. Введение в логику. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.

4. Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации: учеб. пособие. - М.: ИД "ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.

5. Халин С.М. Методика публичного выступления: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 2006. 70 с

Подобные документы

Логика как руководство для правильного мышления. Структура стратегии выступления. Характеристика стратегии выступления. Характеристика тактики оратора. Значение аргументации в выступлениях и дискуссиях. Аргументация как часть человеческой коммуникации.

реферат [24,6 K], добавлен 01.12.2014

Логика как наука о формах и законах правильного мышления. Отличие абстрактного мышления от чувственно-образного отражения и познания мира. Значение логики в познании, задача логического действия, две ее основных функции. Возникновение и развитие логики.

лекция [34,0 K], добавлен 05.10.2009

Предмет и значение, основные законы логики, основные этапы истории. Понятие, суждение, умозаключение, логические основы аргументации. Логика и риторика: взаимодополняемость в искусстве общения. Риторика беседы и делового общения, риторический канон.

методичка [145,3 K], добавлен 21.12.2009

Основные принципы и законы правильного мышления. Нарушение закона исключения третьего. Логическая характеристика понятий по объему и содержанию. Установление отношений между понятиями с помощью кругов Эйлера. Логические основы теории аргументации.

контрольная работа [38,7 K], добавлен 10.07.2013

Сущность мышления в системе познания, способы взаимопонимания, логика объяснения. Предмет и семантические категории традиционной формальной логики. Этапы становления логики как науки. Простое суждение и его логический анализ. Основы теории аргументации.

курс лекций [138,4 K], добавлен 02.03.2011

Формальная логика как наука о законах и формах правильного мышления. Выражение с помощью символов структуры и формы мысли. Характеристика формально-логических законов логики, их функционирование в мышлении в качестве принципов правильного рассуждения.

контрольная работа [86,1 K], добавлен 01.06.2012

Логика - наука о формах и законах правильного мышления. Понятие интуитивной логики, зачем она нужна и ее роль в нашей жизни. Применение логических законов, не подозревая об их существовании. Традиционная и современная логика, основные этапы их истории.

Рецензенты: Отургашева Наталья Вадимовна, к.ф.н.,доцент СибАГС

© Николаенко В.М. 2002 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Общие требования к зачету
Содержание курса
Тематика контрольных работ
Рекомендуемая литература

ВВЕДЕНИЕ

- подготовка публичной речи;

- работа над логическими основами речи и языком выступления;

- взаимодействие оратора с аудиторией.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ

На основе полученных знаний студент готовит публичное выступление на 8 минут. Тема свободная по проблемам управления персоналом и другой управленческой деятельности. Письменный текст выступления также обязателен. В публичной речи должно быть использовано не менее 15 риторических приемов: 3 – 4 приема привлечения внимания, 3 –4 приема убеждения, 7 –8 приемов выразительности языка. Их следует выделить в тексте и обозначить на полях. По виду речь может быть убеждающей, побуждающей и развлекательной, но не информационной.

Кроме того, студент выполняет один из вариантов контрольных работ. Номер контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой своего шифра.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Подготовка публичной речи

Как правильно подготовить речь? Прежде всего необходимо собрать материал. Есть четыре основных источника информации: личный опыт, наблюдения и размышления, беседы с другими людьми, чтение литературы. Из всех форм работы с письменными источниками наиболее важны для оратора выписки, тезисы и аннотация. Выписки – запись отдельных мыслей, фактов. Тезисы – это кратко сформулированные основные положения текста. Аннотация – краткая характеристика произведения печати с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.

Древние греки считали, что для достижения успеха оратор должен четко знать, что сказать, где сказать и как сказать. Ответ на эти вопросы давал классический канон, разработанный Аристотелем. Он выделял пять этапов работы над речью.

Первый этап – изобретение содержания. На этом этапе осмысливается тема и вырабатывается позиция автора, формируется содержание речи, формулируются тезисы, отбираются аргументы, приемы, иллюстрации.

Второй этап – расположение. Отобранные аргументы перегруппировываются и располагаются в определенном порядке. Оратор решает, с чего начать и чем завершить речь. Разрабатывается композиция речи.

Третий этап – выражение речи. Это этап оформления мыслей словами. Оратор отвечает на вопрос, как сказать, подбирает выразительные средства языка.

Четвертый этап – запоминание. Это этап подготовки к произнесению речи.

Пятый этап – произнесение. Здесь написанное слово превращается в звучащую речь, оратор встречается с аудиторией. После произнесения речи наступает контрольный этап, когда оратор анализирует сильные и слабые стороны своего выступления.

Рассмотрим подробнее все эти этапы работы над речью.

Прежде всего необходимо ответить себе на вопросы: о чем я буду говорить, чего хочу добиться? О чем говорить – это тема. Она должна быть по возможности узкой, актуальной и соответствовать интересам и составу (пол, возраст, образование и т.д.) аудитории.

Цель речи определяется видом реакции, которую оратор намерен вызвать у слушателей, и зависит от того, хочет ли он развлечь слушателей, удовлетворить их любознательность, убедить, воодушевить, склонить к какому-либо действию.

В зависимости от целей различают три вида речей: информационные, агитационные и развлекательные. Информационная речь имеет целью передачу сведений, она дает новые знания о предмете. Агитационная речь призвана повлиять на чувства, убеждения или поступки слушателей. В зависимости от конкретной цели здесь выделяются следующие типы: воодушевляющая речь, убеждающая и призывающая. Воодушевляющая речь обращение прежде всего к чувствам. Цель убеждающей речи логическими доводами или иными методами склонить аудиторию к согласию со своей позицией. Призывающая речь содержит прямой призыв к действиям. Развлекательная речь имеет целью поддержать интерес и внимание слушателей, доставить им удовольствие. В ней должны быть юмор, анекдоты, веселые истории, остроумные замечания.

Композиция речи должна включать в себя три обязательные части: вступление, основную часть и заключение.

С точки зрения соотношения частей выступления выделяют следующие типы композиции. Ступенчатый тип. Каждую новую мысль оратор связывает с предыдущей и привязывает к тезису, как бы поднимаясь по ступенькам к главному выводу. Концентрический тип. Главная мысль в общем виде формулируется в начале речи. Затем она разъясняется, обосновывается, иллюстрируется. В конце речи оратор опять возвращается к основной идее, представляя ее в виде вывода. Разновидностью этого типа композиции является спиральный тип, когда оратор несколько раз в течение речи возвращается к первоначальной мысли, каждый раз обогащая ее новыми идеями или рассматривая с разных сторон. Смешанный тип встречается чаще всего. Он состоит в том, что в речи разные части сочетаются по-разному.




Как лучше запомнить текст речи? Приведем некоторые рекомендации по совершенствованию процесса запоминания.

Аналитическое усвоение материала (перегруппировка материала, выделение и озаглавливание смысловых блоков, формулировка выводов, составление таблиц, схем, диаграмм). Графически изображенная информация помогает не только лучше осознать существо проблемы, взаимосвязь отдельных частей излагаемого материала, но и подключает к процессу запоминания зрительную и механическую память, что делает его гораздо более эффективным. Составление планов, тезисов способствует лучшему усвоению материала.

Усиление первоначального впечатления (глубокое, яркое, образное восприятие материала). Закреплению зрительных образов в памяти способствуют возникающие при этом эмоции, эмоциональные оценки (радость догадки, разочарование, возмущение и т.д.).

Повторение. Экспериментально установлена наиболее эффективная частота управления: первый раз через 2 –3 часа, затем через сутки и последнее повторение через 2 недели обеспечивает запоминание материала практически навсегда.

Метод ассоциаций. Имеет значение, во-первых, прочность ассоциаций, и, во-вторых, от их количества. Чем многообразнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Иррациональные, странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

Мнемотехнические приемы запоминания. Суть мнемотехнических приемов заключается в том, что запоминаемый материал как-то осмысливается, структурируется. Так, запоминание даты может быть увязано с событием, которое хорошо сохранено в памяти: за столько-то лет до… или спустя столько-то лет после …Год французской революции – 1789 легко запомнить, выделив структуру даты – последовательность цифр 7, 8, 9. запоминанию также способствует рифмование.

В сочетании с техникой ассоциации продуктивны такие методы запоминания, как метод связок и метод мест. Метод связок заключается в объединении опорных слов текста в единую целостную структуру. Так, например, семантически не связанные между собой слова книга, кинотеатр, ветре, мост, тетрадь, песни, чертежи, лужа, утюг, трамвай, тревога, кресло легче запомнить, если придумать небольшую историю, которая объединила бы их в общем контексте. Это могло бы выглядеть так: «Перебирая книги я вспомнил, что в кинотеатре завершается показ нового фильма и, несмотря на сильный ветер, все же решил пойти. На мосту я наткнулся на оброненную кем-то школьную тетрадь. В ней были песни и чертежи. Я так увлекся, что не заметил как угодил в лужу. И тут неожиданно вспомнил, что оставил дома включенный утюг. Домой я возвращался трамваем с чувством большой тревоги, но она оказалась напрасно – утюг был выключен. С огромным облегчением я опустился в кресло. При этом следует помнить, что чем абсурднее ассоциации и ваши действия, тем легче это запоминается.

Что же делать, если не смотря на серьезную предварительную работу, Вы в процессе выступления все же потеряли нить повествования?

- сделайте краткие выводы по ранее сказанному;

- обратитесь к своим тезисам;

- если это произошло в конце выступления, то просто его завершите.

О поведении оратора при произнесении речи будет изложено ниже.

Работа над логическими основами речи и языком публичного выступления

Логика публичной речи

Требование максимальной убедительности речи предполагает знание логической природы и основных приемов аргументации. Логика речи способна захватить слушателя и подчинить его целевому замыслу оратора.

Убедительная речь должна строиться в соответствии с законами диалектической и формальной логики. Требования диалектической логики сводятся к:

-всесторонности исследования обсуждаемого предмета;

-выявления всех взаимосвязей;

-истеричности, то есть умения рассматривать предмет в процессе становления и развития;

Формальная логика – наука, изучающая формы мыслей и формы сочетания их.

Логические законы объективны, то есть действуют независимо от воли и желания моделей. Их четыре:

- закон противоречия (непротиворечивости);

- закон исключенного третьего;

- закон достаточного основания.

Определенность, то есть ясность, и точность мысли вытекает из первого закона логики- закона тождества. Этот закон формулируется следующим образом “ Каждая мысль в процессе данного рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз она ни повторялась”. Закон тождества направлен против расплывчивости, двусмысленности, не конкурентности высказываний.

Последовательное мышление - есть мышление свободного от внутренней противоречивости. Противоречия разрушают связь между мыслями и обесценивают рассуждения. Закон противоречия(непротиворечивости является самым очевидным и фундаментальным законом нашего мышления). Он звучит так: “ Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными”. Одна из них обязательно является ложной. Нельзя утверждать “Это – цветок” и “ Это – не цветок”. Подчеркнем, что речь при этом должна идти об одном и том же предмете, относиться к одному и тому же времени, и рассматриваться в одном и том же отношении.

Против непоследовательности, противоречивости наших рассуждений направлен и закон исключенного третьего. Он формулируется так: ”Из двух противоречащих высказываний в одно и тоже время и в одном и том же отношении одно непременно истинно, другое - ложно, а третье - не дано”.

Доказательное мышление – это мышление не просто формулирующие истину. А одновременно указывающее основания, по которым она необходимо должна быть признана истиной.

Доказательство.Термин “доказательство” употребляется как в широком смысле слова, означая любой способ обоснования истинности тезиса, так и в узком смысле, где оно трактуется как рассуждение, устанавливающее истинности какого-либо утверждения путем приведения других, уже доказанных утверждений.

Структура доказательства. Логический механизм доказательства состоит из трех взаимосвязанных элементов: тезиса аргументов (доводов, оснований) и способа доказательства (демонстрации). Тезис – мысль или положения, истинность которого требуется доказать. Аргументы – мысли или положения, истинность которых уже проверена. Способ доказательства (демонстрации) – форма логической связи между доводами и тезисом.

Виды доказательства. Различают доказательство прямое, косвенное и разделительное. При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без использования противоречащих тезису допущений. Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредствам опровержения противоречащего положения – антитезиса.

Читайте также: