Натуралистические концепции культуры з фрейд г юнг кратко

Обновлено: 05.07.2024

Главное направление натуралистической школы. З. Фрейд - основоположник психоанализа и фрейдизма. Новаторские идеи Юнга. Теория "инстинктивных основ человеческой культуры". Малиновский — основатель так называемого функционального направления в этнографии.

Подобные документы

Определение культуры Марком Туллием Цицероном. Спиральный цикл Тойнби, его элементы. Натуралистическая школа и ее представитель Зигмунд Фрейд. Социологическая школа, ее основатель Питирим Сорокин. Знаки человеческой реальности. Основные функции культуры.

презентация, добавлен 29.10.2017

Жизненный путь и научная деятельность З. Фрейда и К. Юнга. Сравнение их представлений о структурных уровнях человеческой психики. Раскрытие Фрейдом природы бессознательных влечений. Культура в понимании Юнга как предмет психоанализа, суть идеи архетипа.

реферат, добавлен 14.06.2010

Значение слова "культура". Натуралистическая школа и направление в рамках данной школы в культурологи. Концепции общественно-исторической школы. Понятие о культуре у диффузионистов. Социологическое и символистическое направление в культурологи.

реферат, добавлен 10.08.2010

Выявление особенностей и характеристика общественно-исторической, натуралистической, социологической, символической школ и структурно-функционального направления в культурологии. Рассмотрение взглядов их представителей на роль культуры в жизни общества.

контрольная работа, добавлен 17.04.2015

Становление принципов психоанализа и их значение для исследования культуры. Стимулы, подвигнувшие Фрейда к разработке особой психологической концепции. Суть культурологической теории З. Фрейда. Отличительные черты аналитической теории культуры К. Юнга.

реферат, добавлен 19.10.2012

Возникновение культурологических концепций. Концепции как системы научного знания. Общественно-историческая школа культурологии. Представители общественно-исторической школы. Натуралистическая, социологическая и символическая культурологические школы.

реферат, добавлен 15.05.2011

Социально-эволюционная школа культурологии. Изучение теории "осевого времени" К. Ясперса. Эдуард Тэйлор как один из основоположников этнографии и антропологии. Формационно-трудовая концепция культуры. Знание общественно-исторической школы культурологии.

презентация, добавлен 23.10.2019

Венская классическая школа как художественное направление в музыкальной культуре XVIII - начала XIX века. Особенности музыкальных жанров. Ф.Й. Гайдн - основатель венской классической школы. Музыкальный гений - В.А. Моцарт. Творческий путь Л. Бетховена.

курсовая работа, добавлен 28.09.2014

Характеристика основных положений психоанализа и его значения для исследования культур. Ознакомление с психологическими подходами К. Юнга к вопросам культуры. Определение необходимости интровертного мышления. Рассмотрение концепции архетипов Юнга.

реферат, добавлен 20.11.2014

Взгляды Тойнби как теоретика культуры, представителя общественно-исторической школы. Основные черты натуралистической школы, преувеличение биологической обусловленности культуры. Значение структурально-символических подходов в современной культурологии.

Ее главная черта — стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры, значительно преувеличивая ее. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснять культуру, отталкиваясь от психобиологической природы человека, недооценивая принципиальные отличия его от животного. Культура представляется им таким же приспособлением человека к окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире




Ее главная черта — стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры, значительно преувеличивая ее. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснять культуру, отталкиваясь от психобиологической природы человека, недооценивая принципиальные отличия его от животного. Культура представляется им таким же приспособлением человека к окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире

Психоаналитические концепции культуры: З.Фрейд, К.Г. Юнг

Становление принципов психоанализа и их применение для исследования феноменов культуры связано с именем З. Фрейда (1856 – 1939 гг.).

Опираясь на научные данные и собственный опыт врача-психиатра, З. Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рациональное мышление, но и иррациональные проявления его психики. В основе психоанализа лежит учение З. Фрейда о бессознательном пласте в психике человека, о его влиянии на поведение человека, человеческую деятельность в целом и, следовательно, на формирование различных культурных феноменов.

Постепенно в ходе развития принципов психоанализа З.Фрейд сформулировал следующую модель психической структуры личности.

— оно – несловесное (невербальное);

— ему закрыт прямой доступ в сознательное;

— оно целиком исходит из принципа удовольствия.

По Фрейду, культурная история человечества начинается с преодоления так называемого Эдипова комплекса (любовь к матери и желание инцеста с ней и одновременно ревность и ненависть по отношению к отцу с желанием устранить его как соперника). В результате возникают первые моральные запреты – табу инцеста и каннибализма, возникает экзогамия, потребность в религии, в Боге, во власти государства.

Наряду с анализом психоаналитических оснований происхождения культуры Фрейд дает новое объяснение отдельных элементов культуры (мифов, классических произведений искусства, религиозных ритуалов и верований науки), опираясь на свои представления о психологической структуре личности и той роли, которую играет в жизнедеятельности человека бессознательное, в том числе, психосексуальные мотивы. Однако роль этих мотивов в развитии человеческой культуры, по мнению многих современных исследователей, неоправданно преувеличена. Такое преувеличение можно считать недостатком фрейдистской концепции культуры. Но одновременно необходимо учитывать, что он был предопределен уже самой постановкой исследовательских задач. В результате возникло новое самобытное учение – фрейдизм, имевшее огромное влияние на умы человечества, предопределившее появление целого ряда последователей, что позволяет говорить о целом направлении в изучении культур, получившем название психоаналитического подхода, в центре которого стоит проблема взаимодействия культуры и личности.

В рамках психоаналитического подхода последователи З. Фрейда разработали новые концепции и идеи (А. Адлер, К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, В. Райх, О. Ранк, Г. Рохейм и др.).

Самостоятельную концепцию культуры на базе психоанализа разработал К.Г. Юнг (1876 — 1961 гг.). Прежде всего, он отказался от придания глобального смысла сексуальности: место сексуальной энергии в его концепции занимает психическая энергия вообще (обозначаемая тем же термином – либидо).

Вывод:

В заключении можно отметить, что концепция Карла Густава Юнга стала символом бессознательных, а концепция Зигмунда Фрейда — подсознательных потребностей человека. Что в настоящее время активно используется современными авторами. Определенной ошибкой, точнее, упрощенным взглядом на вещи, можно считать то, что культура у Юнга, как, впрочем, и у Фрейда, — лишь предмет психоанализа. Они не учитывали факт комплексности и неоднородности явления культуры, что привело к определенной однобокости теории.

Культура начинается с запретов.

Тенденция к ограничению сексуальной жизни со стороны культуры проявляется не менее отчетливо, чем другая ее тенденция, ведущая к расширению культурного круга. Уже первая фаза культуры, фаза тотемизма, принесла с собою запрет на кровосмешение — запрет, нанесший, вероятно, самую глубокую за все время рану любовной жизни человека. Посредством табу, закона, обычая вводятся дальнейшие ограничения, касающиеся как мужчин, так и женщин. Экономическая структура общества также оказывает влияние на меру остающейся сексуальной свободы. Культура действует принуждением экономической необходимости, тем самым отнимает у сексуальности значительную часть психической энергии, каковой культура пользуется в своих целях. Страх перед восстанием угнетенных принуждает ввести строжайшие меры предосторожности. Высшая точка такого развития обнаруживается в западноевропейской культуре. Запреты и ограничения преуспевают лишь в организации беспрепятственного протекания сексуальных интересов по допустимым каналам Современная культура ясно дает понять, что сексуальные отношения допустимы лишь в виде единственной и нерасторжимой связи между одним мужчиной и одной женщиной. Культура не желает знать сексуальности как самостоятельного источника удовольствия и готова терпеть ее лишь в качестве незаменимого средства размножения.

Культура не удовлетворяется уже существующими союзами, она желает связать членов сообщества либидонозно, пользуется для этой цели любыми средствами, поощряет установление сильных идентификаций между членами сообщества. Культура мобилизует все силы заторможенного по цели либидо, чтобы подкрепить общественные союзы отношениями дружбы. Для исполнения этого намерения она неизбежно ограничивает сексуальную жизнь.

Психоаналитическая концепция культуры – это учение о культуре, сформировавшееся в ходе развития психоанализа как вида медицинской практики и психологической теории.

В работах З. Фрейда и его оппонента и критика Г. Юнга содержатся базовые положения психоанализа. Надо сказать, что изначально З. Фрейд позиционировал психоанализ как оригинальную психиатрическую практику и теорию лечения расстройств нервной системы. Постепенно от анализа индивидуального поведения Фрейд повернул к социальному и психоанализ стал приобретать черты учения. В рамках этого учения ставились и решались проблемы, как глубинной психологии, так и философии человека и культуры.

Базой психоанализа является гипотеза о том, что невроз является следствием невозможности удовлетворить какие-либо скрытые желания, связанные с сексуальной областью, появившиеся в период раннего детства. Свой вывод Фрейд сделал на основании анализа свободных ассоциаций, ошибочных действий и сновидений, причем не только своих собственных, но и пациентов с диагнозом психического нарушения здоровья.

Его вывод говорит о том, что в структуре психики человека феномен неврозов свидетельствует о наличии неконтролируемого сознанием отдельного психического, которое он назвал бессознательное.

Готовые работы на аналогичную тему

Третий горизонт, воспринятый индивидуальной психикой – это комплекс норм, правил поведения, запретов, которые задаются семьей, социальной средой, культурной и религиозной традициями. При взаимодействии трех горизонтов психики, считает Фрейд, Сверх-Я ориентируясь на систему этических ценностей, ступает в конфликт с бессознательными побуждениями человека, подавляет их и контролирует сферу Оно.

Его работа направлена на сексуальные желания, и Фрейд оценивает их в провокационно-положительном ключе. Это врожденный в человеке заряд психической энергии – либидо, витальная жизнеутверждающая сила, которая движет человеком. Противоположностью инстинкту жизни является инстинкт к саморазрушению – танатос (смерть). Оба инстинкта в психике человека переплетаются.

В теории культуры Фрейда есть ещё один аспект, связанный с мифическим учением о врожденном чувстве вины, которая мешает человеку быть счастливым. По его мнению, культура генерирует это чувство в человеке. Корни этого чувства кроются в убийстве вождя племени, который распоряжался всеми женщинами первобытного коллектива. Это чувство вины Фрейд назвал Эдиповым комплексом.

Фрейд, таким образом, культуру трактует как систему запретов, порождающую неврозы и мешающую человеку реализовать свои естественные потребности.

Культура – программа очеловечения человека

Культура, по мнению фрейдистов, является проекцией индивидуальной психики на общественный экран. Фрейд в основу понимания культуры положил убеждение в антагонизме природного начала в человеке и культуре. Он считал, что в культуре, в её императивах, нормах и идеалах лежит причина этого антагонизма.

Культура по Фрейду – это накопленные человечеством все знания и умения, помогающие человеку овладеть силами природы, а также созданные людьми социальные институты. По Фрейду получается, что культура – это программа очеловечения человека, программа его интеграции в человеческий род.

Под психоаналитической культурологией понимается совокупность учений, сложившихся в психоанализе, которые раскрывают психологическую обусловленность культурного творчества.

В совей культурологической концепции Фрейд применил учение о бессознательном, выделив три сферы в психике человека.

Кроме бессознательного он выделял ещё сознание и предсознательное.

Бессознательные желания и идеи, вытесненные из сознания он сосредоточил в бессознательном – оно иррационально и вневременно.

Между сознанием и бессознательным находится предсознательное. Если предсознательное – это память и мышление, то сознание, управляющее поведением – это воспроизведение внешнего мира. Для того, чтобы желания бессознательного осуществились, тем более, что они стремятся к разрядке в виде какого-то действия, им надо сначала попасть в сознание, а это возможно только через предсознательное.

Предсознательное производит цензуру желаний бессознательного.

Фрейд считает, что для психической деятельности бессознательного главным является принцип удовольствия, а для предсознательного – принцип реальности.

Концепция Фрейда, таким образом, явилась основой осмысления им явлений культуры. Она базируется на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует благодаря сублимированной энергии либидо, сексуального инстинкта, развившегося в психическую энергию.

Прогресс культуры, по мнению Фрейда, уменьшает счастье человека и усиливает чувство вины в результате ограничения осуществляемых природных желаний.

Фрейд считает, что культура репрессивна и давит на человека, требуя от него жертв относительно естественных желаний.

Аналитическая концепция культуры К. Г. Юнга

Юнг внес более значительный вклад в изучение культуры в сравнении с другими её психоаналитиками. Юнг занимался анализом особенностей западной и восточной культур, парапсихологическими феноменами, логическими и интуитивными формами познания, психологическими типами мышления. По его мнению, невротическое состояние в какой-то степени является продуктивным, бессознательное имеет способность дополнять сознание и плодотворно с ним сотрудничать.

Крупнейшие произведения искусства рождаются с действием мощных сил, которые дремлют в коллективном бессознательном и проявляют себя через творчество художника. Юнг считает, что на художественное творчество большое влияние оказывает бессознательное начало. Проникновение художника в коллективное бессознательное является важным условием продуктивности художественного творчества.

Приоритет логическому мышлению отдавала западная культурная традиция и решающую роль Юнг отводит схоластике – феномену культуры средневековой Европы, которая подготовила категориальный аппарат науки. Что касается логического мышления в традиционных обществах, то оно развито слабее.

В странах Востока мышление осуществляется в виде потока образов, а не в словесных рассуждениях. Для современной индустриальной культуры интуитивное мышление непродуктивно, но является незаменимым для мифологии и религии.

Аналитическая концепция культуры Юнга, таким образом, является оригинальной теорией культур, которая не во всем была принята сторонниками ортодоксальной науки. Концепция Юнга во многом служит поискам универсального смысла истории во взаимодействии культур.

Многомерность феномена культуры объясняет ее открытость для различных исследовательских традиций. В зависимости от того, каким формам деятельности и каким результатам ее придается большее значение в культуротворческом процессе, разные исследователи предлагают разные концепции культуры.

Можно выделить следующие основные концепции культуры:

Натуралистическая концепция

Гегельянская концепция

Сформировалась в трудах Ф. Гегеля в конце 18 – начале 19 вв., а затем нашла свое продолжение в творчестве его последователей – представителей философии неогегельянства второй половины 19 – первой половины 20 вв. Культура рассматривается как реализация Абсолютной идеи (Мирового разума), которая развертывает свою сущность в науке, технике, религии, искусстве, философии, системах морали, права и т.д. Отдельные люди как непосредственные субъекты культурного творчества выступают как объекты Мирового разума, который незримо дирижирует их деятельностью, осуществляя свои цели и задачи.

Аксиологическая концепция

Сформировалась в конце 19 – первой половине 20 вв. рамках баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), в творчестве таких ученых, как В. Дильтей, П. Сорокин. Культура рассматривается как единство ценностей, созданных человечеством. Ценности рассматриваются как важнейший системообразующий фактор культуры, определяющий ее строение, целостность, основные функции и свойства. Согласно данному подходу, культура есть не что иное как реализация идеально-ценностных установок, рассматриваемых под углом их значимости для человека. Так, например, П.Сорокин в соответствии с характером доминирующей ценности делит все культурные системы на:

- идеациональные (главные ценности ориентированы на потусторонний, сверхъестественный мир - например, средневековая западная культура, буддийская культура);

- идеалистические (ценности ориентированы как на материальные, так и на сверхъестественные, религиозные цели – например, древнегреческая культура 5-4 вв. до н.э., западноевропейская культура 13-14 вв.);

- чувственные (ценности ориентированы исключительно на земной, материальный мир и отрицают требования религии и морали – например, современная западная культура).

Деятельностная концепция

Семиотическая концепция

Сформировалась в 20 в. в рамках структурализма (К. Леви-Строс, У. Эко, М. Фуко), символической теории Э. Кассирера. Культура понимается как совокупность знаков, которые служат ориентирами в жизни и деятельности человека. Основная функция знаков состоит в накоплении, хранении, преобразовании и передаче социально-исторического опыта человечества. Основанием и системообразующим механизмом культуры является язык.

Психоаналитическая концепция

Сформировалась в первой половине 20 в. рамках философии психоанализа (З.Фрейд, К.Юнг). Функционирование культуры и ее развитие объясняется из особенностей человеческой субъективности; провозглашается принципиальное противоречие между природным началом в человеке и нормами культуры. В теории З. Фрейда и его последователей культура рассматривается как механизм социального контроля и сублимации бессознательных психических процессов. Здесь, с одной стороны, отмечается репрессивная сторона культуры как отчужденной от человека принудительной системы, задачей которой выступает защита общества от природного начала в человеке путем установления нормативных запретов и символических проекций (идеалов), снимающих страх и чувство вины, возникающих под влиянием запретов. С другой стороны, отмечается продуктивная сторона культуры, которая является программой очеловечивания индивида, трансформирующей его агрессивные инстинкты в разнообразные формы созидательной, творческой деятельности.

Игровая концепция

Сформировалась в первой половине 20 в. в творчестве Й. Хейзинги, Е. Финка, Х. Ортега-и Гассета и др. В данной концепции игра рассматривается как основание и механизм развития культуры. Все формы и феномены культуры (язык, миф, религия, мораль, право, порядок, искусство, ремесло, наука и т.д.) обнаруживают свои корни в игре. Она содействует постоянному восстановлению в культуре гармонии, порядка и безопасности. Согласно Й. Хейзинге, игра рассматривается как спонтанная незаинтересованная деятельность, которая не зависима ни от какой цели. Культура непосредственно связана с игрой, потому что для осуществления любой культурной преобразовательной деятельности человек первоначально должен был осуществить ее в воображении.

Экзистенциальная концепция

Сформировалась в 20 в. в рамках философии экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер). Культура понимается как уникальный способ человеческого существования, как особое духовное измерение бытия, которое порождается стремлением человека к свободному осуществлению его личности на основе подлинного существования (экзистенции). Она возникает по мере наполнения природного существования человека духовным содержанием. Смысл культуры заключается в пробуждении человеческого духа, в указании на возможность и необходимость выхода за рамки предметного мира, круга обыденных забот.

Читайте также: