Учреждение государственной думы 1905г кратко

Обновлено: 30.06.2024

Булыгинская Дума была учреждена в Российской Империи высочайшим Манифестом Николая 2 от 6 августа 1905 года. Манифест создавал в России законосовещательный орган для обсуждения законов. Практических результатов деятельности у этой Думы не было, поскольку население бойкотировало выборы в Думу, а разрастание революционной обстановки заставило Николая 2 изменить этот Манифест на положение от 17 октября 1905 года, по которому Дума создавалась не законосовещательная, а уже законодательная.

Предыстория создания

Разработка Манифеста о создании булыгинской Думы напрямую связана с революцией 1905-1907 гг. Как известно, волнения начались в январе 1905 года, и с каждым днём нарастание недовольства населения становилось всё выше и выше. Всего за месяц революцией было охвачено свыше 800 тыс человек. Уже 18 февраля 1905 года Николай 2 издал рескрипт на имя министра внутренних дел Булыгина (по его имени и было получено название Думы) о выработке закона создания выборного представительства от населения в государственных органах власти.

6 июня 1905 года Николай 2 встретился с деятелями городских и земских съездов. Фактически это была первая встреча между императором и либерально настроенными слоями населения. На этой встрече император подтвердил, что искренне настроен сделать все, чтобы в России появилось сословное представительство от народа во власти. Несмотря на такие заявления Николая 2, ситуация развивалась медленно. Достаточно сказать, что еще в середине февраля Император дал поручение Булыгину разрабатывать законопроект, но за 4 месяца никаких практических результатов не было. Встреча Николая 2 стала возможной во многом из-за того, что либеральных взглядов придерживался премьер-министр Витте, который активно доказывал царю, что стране необходимые либеральные изменения с большими свободами для населения.

Революция как основа для разработки Булыгинской Думы 1905 года

Что представляла собой Булыгинская дума

Главное что нужно понимать о Булыгинской государственной Думе - она должна была представлять собой законосовещательный орган. В отличие от законодательного органа, законосовещательный может только обсуждать законы. Николай 2 полагал, что Император по-прежнему должен единолично принимать или отвергать законы, а Государственная Дума должна показывать какие последствия могут быть у того или иного закона, а также возможную реакцию населения. У Императора сохранялась возможность принятия закона, несмотря на решение ГосДумы.

Выборы в России 1905 года

Кто допускался к выборам

Правом участия в голосовании по выбору выборщиков обладали 3 группы населения:

  • Собственники недвижимости. Для столиц стоимость недвижимости должна была превышать 3 тыс рублей, а для остальных городов - более 1,5 тыс рублей.
  • Крупные плательщики налогов (промысел, квартирные), а также крупные землевладельцы.
  • Крестьяне, наделенные землей.

Реакция населения

Манифест о созыве так называемой Булыгинской Государственной Думы был встречен население в основном негативно. Только незначительная часть либералов поддержала этот Манифест, но с оговорками. Для демонстрации того, что Манифест 06.08.1905 был негативно воспринят населением, можно привести слова великого князя Александра Михайловича

6 августа 1905 года е.и.в. Николай 2 подписал Манифест о созыве Государственной Думы. Это было полумера, которая вместо того, чтобы успокоить народные массы, привела к утроенной энергии и агрессивности революционеров.

Воспоминания великого князя Александра Михайловича

Великий князь Александр Михайлович

Почему же создание Государственной думы, о которой так настойчиво просили все слои общества, было встречено населением России негативно? Причин тому несколько:

  • Незначительные полномочия Думы. Изначально говорилось о том, что население хочет получить законодательный орган, а Император даровал им законосовещательный орган. Разница огромная. Булыгинская Дума по замыслу Николая 2 могла только обсуждать законопроекты и бюджет. Принимать или не принимать закон решал Император, а Дума помогла только провести совещание, чтобы определить возможную реакцию населения на тот или иной закон.
  • Ограниченное количество сословий, допущенных к голосованию. Например, Манифест не допускал к голосованию военнослужащих и рабочих. Как известно, и это подтверждают события 1905-1907 годов, а также события 1917 года, наибольший вклад в российские революции выложили именно рабочие, армия и матросы. Николай 2 же эти группы населения просто убрал и лишил их право голосования. Это активная часть населения, которая была крайне недовольна таким решением.

Булыгинская Дума по замыслу действительно была весьма странным государственным органом, который фактически не имел никакой власти. Мы уже говорили о том, что это должен был быть просто законосовещательный орган для обсуждения законов. Формально у этого органа была возможность создавать законы и направлять их на рассмотрение императору. Только это действительно было формальностью. Для того чтобы закон попал императору, этот закон должны были внутри булыгинской Думы поддержать большинство депутатов, должен был поддержать Министр, к ведению которого относится этот закон. Только после этого закон попадал Николаю 2. Если же Министр отказывался поддерживать закон, предлагаемый ему государственной Думой, то закон переходил на рассмотрение Госсовета, и в случае успешного рассмотрения этого закона он также попадал к императору. Вся эта цепочка показывает, что у Государственной Думы возможностей не было практически никаких. В любом случае окончательное решение подписывать или не подписывать закон был исключительно у императора. Государственная Дума на это никак повлиять не могла.

Историческое значение

Булыгинская Государственная Дума осталась бумажным учреждением. Она никогда не была собрана, поскольку большевики и другие революционные организации призвали бойкотировать выборы. Так и получилось. Более того революционная ситуация в России продолжала накаляться и апогей 1905 года пришелся на начало октября. В результате Николай 2 был вынужден расширить полномочия государственной Думы, которые отразились в Манифесте от 17 октября 1905 года. Новый Манифест, в отличие от Манифеста 6 августа, создавал в Российской Империи законодательный народный орган представительства. Этот орган существовал до 1917 года, до революции и уничтожения российской империи.

Манифест об учреждении законосовещательной Государственной думы

В обстановке развития революции император Николай II должен был спешить с выполнением обещаний, возвещенных в рескрипте министру внутренних дел А.Г.Булыгину. 6 августа 1905 г. был издан Манифест о созыве представительного органа - Государственной думы. Последняя получала совещательные права, и власть императора, таким образом, по-прежнему оставалась неограниченной. Выборы в Думу предполагалось сделать многостепенными. Все избиратели делились на три курии: землевладельческую (преимущественно - помещики), городскую (крупные городские собственники) и крестьянскую. Депутаты Думы должны были выбираться губернскими избирательными собраниями, членами которых являлись выборщики, представлявшие соответствующие курии. Широкие слои населения (женщины, рабочие, учащиеся, военнослужащие и др.) избирательных прав не получали.

Обещание созвать Государственную думу являлось бесспорно уступкой со стороны самодержавия, но уступкой весьма скромной и запоздалой. Дальнейшие события сорвали созыв "Булыгинской Думы". В октябре 1905 г. разразилась Всероссийская политическая стачка, в которой участвовало около 2 млн. человек. В рядах забастовщиков, требовавших свержения самодержавия и созыва Учредительного собрания, оказались не только рабочие, но и служащие, интеллигенты. Вся жизнь страны была парализована. Не имевшая в своем распоряжении достаточного количества надежных войск власть попала в критическое положение, теряя контроль над ситуацией. В правящих кругах усиливались колебания. Репрессивные меры не давали эффекта. В этих условиях роль спасителя династии сыграл С.Ю. Витте, пребывавший (после отставки в 1903 г. с поста министра финансов) в опале. Выход из сложившейся ситуации С.Ю.Витте видел в либеральных реформах, способных привлечь на сторону самодержавия оппозицию. 17 октября 1905 г. Николай II подписал после долгих колебаний Манифест, составленный в духе программы С.Ю.Витте. Этот акт обещал даровать населению демократические свободы, предоставить Думе законодательные права, расширить круг лиц, имевших возможность участвовать в выборах депутатов. 19 октября 1905 г. именным указом был реорганизован существующий еще с 1857 г., но крайне редко собиравшийся Совет министров. Он превратился в постоянно действующее высшее учреждение - в правительство Российской империи. Руководство Советом было возложено на особое должностное лицо - председателя Совета министров, призванного играть роль главы правительства. Первым председателем Совета министров стал С.Ю.Витте.

Таким образом, "Булыгинская дума" существовала только как идея, а реакция на нее стала основанием для последующих преобразований.

По материалам кн.: История России от древнейших времен до начала XX в. Под. ред. И.Я.Фроянова.

ИЗБИРАТЕЛИ И ПОРЯДОК ВЫБОРОВ

На подлинном Собственною Его императорского величества рукою написано: "Быть по сему"

I. Общие положения

1. Выборы в Государственную думу производятся: а) по губерниям и областям и б) по городам: С.-Петербургу и Москве, а также Астрахани, Баку, Варшаве, Вильне, Воронежу, Екатеринославу, Иркутску, Казани, Киеву, Кишеневу, Курску, Лодзи, Нижнему Новгороду, Одессе, Орлу, Риге, Ростову-на-Дону, совместно с Нахичеванью, Самаре, Саратову, Ташкенту, Тифлису, Туле, Харькову и Ярославлю.
Примечание: Выборы в Государственную думу от губерний Царства Польского, областей Уральской и Тургайской и губерний и областей Сибирских, генерал-губернаторств Степного и Туркестанского и наместничества Кавказского, а также выборы от кочевых инородцев производятся на основании особых правил.
2. Число членов Государственной думы по губерниям, областям и городам устанавливается приложенным к сей статье расписанием.
3. Избрание членов Государственной думы по губерниям и областям (ст. 1, п. а) производится губернским избирательным собранием. Собрание это образуется под председательством губернского предводителя дворянства или лица, его заменяющего, из выборщиков, избираемых съездами: а) уездных землевладельцев; б) городских избирателей и в) уполномоченных от волостей и станиц.
4. Общее число выборщиков по каждой губернии или области, а равно распределение их между уездами и съездами устанавливается приложенным к сей статье расписанием.
5. Избрание членов Государственной думы от указанных в пункте б статьи 1 городов производится избирательным собранием, образуемым под председательством городского головы или лица, его заменяющего, из выборщиков, избираемых: в столицах - в числе ста шестидесяти, а в остальных городах - в числе восьмидесяти.
6. В выборах не участвуют: а) лица женского пола; б) лица моложе двадцати пяти лет; в) обучающиеся в учебных заведениях; г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе; д) бродячие инородцы и е) иностранные подданные.
7. Кроме указанных в предшедшей (6) статье лиц, в выборах не участвуют также: а) подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния либо исключение из службы, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденого или полученного чрез обман имущества и ростовщичество, когда они судебными приговорами не оправданы, хотя бы после состоявшегося осуждения они и были освобождены от наказания за давностью, примирением, силою Всемилостивейшего манифеста или особого Высочайшего повеления; б) отрешенные по судебным приговорам от должности - в течение трех лет со времени отрешения, хотя бы они и были освобождены от сего наказания за давностью, силою Всемилостивейшего манифеста или особого Высочайшего повеления; в) состоящие под следствием или судом по обвинениям в преступных деяниях, означенных в пункте а или влекущих за собой отрешение от должности; г) подвергшиеся несостоятельности, впредь до определения свойства ее; д) несостоятельные, о которых дела сего рода приведены уже к окончанию, кроме тех, несостоятельность коих признана несчастною; е) лишенные духовного сана или звания за пороки или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат и ж) осужденные за уклонение от воинской повинности.
8. Не принимают участия в выборах: а) губернаторы и вице-губернаторы, а равно градоначальники и их помощники - в пределах подведомственных им местностей и б) лица, занимающие полицейские должности - в губернии или городе, по которым производятся выборы.

БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА – КОНСЕРВАТИВНЫЙ ПРОЕКТ

18 июля в Петергофе начались совещания по поводу проекта Государственной думы. В них участвовало несколько десятков человек - великие князья, министры, наиболее видные члены Гос. совета, несколько сенаторов, а также известный историк проф. В. О. Ключевский. Председательствовал государь. Когда статья была достаточно обсуждена, государь объявлял, утверждает ли он ее или нет; это заменяло голосование.

Наибольшие споры вызвала статья, по которой проекты, отвергнутые Гос. думой, не могли представляться на утверждение государя: в этом усмотрели ограничение царской власти; статья была изменена.

Избирательный закон был всецело основан на идее лояльности крестьянства. Все крестьяне, а также землевладельцы могли участвовать в избрании выборщиков, которые затем сходились для выбора депутатов. В городах, наоборот, избирательное право было очень ограниченным; голосовать могли только домовладельцы и наиболее крупные плательщики квартирного налога. Рабочие и интеллигенция были почти совершенно исключены.

Закон 6 августа не вызвал восторга почти ни в ком: большинство общества не мирилось с совещательным характером Гос. думы, а в дворянских кругах были недовольны отказом от сословного начала при выборах и преобладанием крестьянских выборщиков. Некоторые правые круги были также недовольны тем, что евреи допускались к выборам на общем основании.

Государь надеялся, что крестьянская Дума будет соответствовать тому истинному облику русского народа, в который он продолжал глубоко верить.

С.С. Ольденбург. Царствование императора Николая II

РЕАКЦИЯ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Из воспоминаний П.Н. Милюкова.

ЛЕНИН О БОЙКОТЕ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

…Ясно, что наша тактика должна состоять в настоящий момент, во-первых, в поддержке идеи бойкота. Самый вопрос об этом бойкоте есть вопрос внутри буржуазной демократии. Рабочий класс тут прямо не заинтересован, но он безусловно заинтересован в поддержке той части буржуазной демократии, которая революционнее, он заинтересован в расширении политической агитации и обострении ее. Бойкот Думы — есть усиленное обращение буржуазии к народу, развитие ее агитации, увеличение числа поводов для нашей агитации, углубление политического кризиса, т. е. источника революционного движения. Участие либеральной буржуазии в Думе — есть ослабление ее агитации в настоящем, обращение ее более к царю, чем к народу, приближение контрреволюционной сделки между царем и буржуазией.

Государственная Дума в период с 1905–1907 гг. являлась представительным органом власти, впервые ограничившим монархию в России.

Причинами формирования Думы явились: революция 1905–1907 гг., поднявшаяся после Кровавого воскресенья, и общее народное волнение в стране.

Порядок формирования и учреждение Думы устанавливались Манифестом об учреждении Государственной Думы от 6 августа 1905 г. Законодательство о представительных учреждениях включало следующие известные акты: Манифест от 6 августа 1905 г.; основные государственные законы от 23 апреля 1906 г.; Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г.

Государственная Дума должна была работать совместно с Советом министров. Совет министров был постоянно действующим высшим правительственным учреждением, возглавляемым председателем.

Совет министров возглавлял все ведомства по вопросам законодательства и высшего государственного управления, т. е. он в некоторой степени ограничивал деятельность Государственной Думы.

Основные принципы работы Государственной Думы:

1) свобода совести;

2) участие в выборах широких слоев населения;

3) обязательное утверждение Думой всех издаваемых законов.

Активным избирательным правом в Государственную Думу обладали все мужчины старше 25 лет (исключение – военнослужащие, студенты, поденные рабочие и кочевники). Правом избирать в Думу рабочие были наделены 11 декабря 1905 г.

Выборы депутатов Государственной Думы проводились избирательными собраниями, представители в которые в свою очередь избирались по куриям, не равным между собой.

Система курий по избирательному законодательству делилась по сословиям:

1) от землевладельцев;

2) городского населения;

20 февраля 1906 г. вышло Учреждение Государственной Думы.

Компетенция Думы по Учреждению: разработка законов, их обсуждение, утверждение бюджета страны. Все законопроекты, принятые Думой, должны были получить одобрение Сената, а позднее – императора. Дума не имела права рассматривать вопросы, выходящие за рамки ее компетенции, например вопросы платежей по государственным долгам и кредитам Министерству двора, а также по государственным займам.

Срок полномочий Государственной Думы – 5 лет.

Государственная Дума была двухпалатной: верхняя палата – Государственный совет (его возглавляли председатель и вице-председатель, назначаемые императором ежегодно); нижняя палата – представители от населения.

Допускалось отстранение от занимаемой должности депутатов. Это право принадлежало Сенату, являвшемуся высшим судебным органом. Отстранение депутатов возможно было за виновное их поведение.

Государственная Дума могла быть распущена досрочно императором.

В период 1905–1907 гг. было созвано 3 Думы различных составов. I Дума просуществовала 72 дня. Она была наиболее либерально настроенной, так как ее созыв стал следствием революционного движения в России, в ней не было представителей от монархического движения.

После роспуска уже III Думы (когда народные восстания были подавлены царской армией) были внесены значительные изменения в законы о Государственной Думе, например:

1) запрещалось принятие законов, не одобренных Думой;

2) ограничивалось число представителей от Польши, Кавказа и Средней Азии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 17.1. Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы

Статья 17.1. Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы 1. Невыполнение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации или общественного объединения законных требований члена

15.2. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы

15.2. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы В характеристике статуса парламентария выделяют следующие составляющие:а) правовая природа депутатского мандата;б) принцип несовместимости;в) депутатский иммунитет;г) депутатский

Статья 452. Рассмотрение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда

Статья 452. Рассмотрение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда Уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному

Статья 17. 1. Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы

Статья 17. 1. Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы 1. Невыполнение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации или общественного объединения законных требований члена

Статья 17.1. Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы

Статья 17.1. Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы 1. Невыполнение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации или общественного объединения законных требований члена

Статья 452. Рассмотрение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда

Статья 452. Рассмотрение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда Уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному

3. Структура и организация деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ

3. Структура и организация деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ Государственная Дума РФ является нижней палатой Парламента РФ. Согласно Конституции РФ (ст. 95, 96 и 97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года.

4. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации

4. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Членами Совета Федерации являются представитель законодательного и исполнительного органов субъекта РФ, уполномоченные осуществлять законодательную власть в Совете Федерации и иные

3. Местное самоуправление в России в периоды 1864–1870 гг. и 1905–1907 гг.

§ 6. Попытка группы депутатов Государственной Думы отменить ратификацию Договора 1997 года

§ 6. Попытка группы депутатов Государственной Думы отменить ратификацию Договора 1997 года Несмотря на огромную подготовительную работу, которую провел Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками по организации государственно-правовой экспертизы. Договора 1997

53. Структура Государственной Думы

53. Структура Государственной Думы Государственная Дума избирается сроком на четыре года.Государственную Думу возглавляет Председатель Государственной Думы . Председатель Государственной Думы избирается из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием:

54. Выборы депутатов Государственной Думы

55. Полномочия Государственной Думы

55. Полномочия Государственной Думы Существуют три основные группы полномочий Государственной Думы, которые установлены Конституцией РФ: относящиеся к исключительному ведению палаты (ст. 102 и 103); связанные с организацией деятельности палаты (ст. 101); по принятию

56. Порядок формирования и работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

56. Порядок формирования и работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.Первое

Возникновение парламентаризма в России в современном его понимании начинается с революции 1905-1907 гг.

В 1894 году в России императором стал 26-летний Николай II (годы правления 1894-1917). Он получил прекрасное воспитание и образование, однако не обладал широким государственным кругозором и не был достаточно хорошо подготовлен к управлению огромной страной. Суть внутренней политики правительства Николая II состояла в том, чтобы не поступиться основными самодержавными принципами и в то же время снять социальную напряженность в стране.

Социальные противоречия и неспособность правительства решить политические проблемы в начале ХХ века к глубокому социально-политическому кризису. Он выражался в обострении рабочего и аграрно-крестьянского вопросов, в борьбе трудящихся против самодержавно-полицейского строя, в создании политических партий, в спорах внутри правящей верхушки и колебаниях правительственного курса. Все это не могло не породить революционный взрыв.

Революция продолжалась 2,5 года (с 9 января 1905 года до 3 июня 1907 года). События 1905-1907 годов вызывали коренные изменения государственного строя, экономических и социальных отношений.




«1) даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов;

2) не приостанавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе… все классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…;

19 октября был опубликован указ о мерах к укреплению единства в деятельности высших органов власти. Совет министров был преобразован в постоянно действующее, высшее правительственное учреждение с особым председателем помимо императора. Председателем Совета был назначен С.Ю. Витте. На Свет возлагалось объединение деятельности всех ведомств по вопросам законодательства и высшего государственного управления. Все законопроекты до поступления в Государственную Думу должны были обсуждаться в Совете министров.

Манифест предоставил возможность создавать легальные партии.

Выборы не были равными, не были они и всеобщими: в них не могли участвовать женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий, некоторые национальные меньшинства.

Выборы были не прямыми: для крестьян- четырех степенные, рабочих - трех степенные, для буржуазии и помещиков - двух степенные. Из четырех наиболее известных демократических норм (всеобщие, прямые, равные, тайные выборы) в России оказалась реализованной только одна - тайная подача голосов.

Дума имела право делать запрос различным должностным лицам, выступать с законодательной инициативой. К её компетенции относилось утверждение бюджета, утверждение штатов и смет различных ведомств, утверждать отчет Государственного контроля, рассматривать все вопросы, связанные с железнодорожным строительством, и т. д.

Основные законы содержали и широкий перечень прав и обязанностей граждан (глава 8). Собственно к числу обязанностей относилось только две: исполнять всеобщую воинскую повинность и платить налоги. Зато перечень гражданских прав был значительно шире. В их числе: гарантия юридической защиты в случае ареста или судебного преследования, неприкосновенность жилища, неприкосновенность частной собственности.

В статье 77 особо оговаривалось, что конфискация собственности могла иметь место лишь в случае государственной надобности и только при справедливой компенсации. Закон признавал право граждан свободно выбирать место жительства в России, беспрепятственно выезжать за границу. Граждане России впервые в истории получили свободу вероисповедания и право создавать союзы и объединения.

Основные законы 1906 года утвердили три исходных элемента конституционного строя: выборное представительство с законодательными правами, разделение исполнительной и законодательной власти, независимость судебной власти.

Но всё же революция 1905 г. имела незавершенный характер, ведь она не смогла разрешить все проблемы, которые её породили.

Выборы в первую Государственную думу проходили в феврале -- марте 1906 года.

Агитация за тех или иных кандидатов в выборщики, как правило, проходила в основном в городах. Россия начала ХХ в. была уникальной страной в том смысле, что не разрешенные правительством политические партии зачастую открыто участвовали в избирательной кампании, а их кандидаты нередко побеждали на всех этапах выборов и оказывались в Зимнем дворце столицы в качестве депутатов Государственной думы.

27 апреля 1906 года в Таврическом дворце в присутствии Николая II состоялось торжественное открытие I Государственной Думы (апрель-июнь 1906 года). Среди ее депутатов было 34% кадетов, 14% октябристов, 23% трудовиков. Социал-демократы были представлены меньшевиками (около 4%). Черносотенцы в Думу не прошли. Большевики выборы бойкотировали. В общей сложности в I Государственную Думу было избрано 478 депутата.

Дума предложила программу демократизации России. Она предусматривала: введение ответственности министров перед Думой, гарантию всех гражданских свобод, установление всеобщего бесплатного образования, проведение аграрной реформы, удовлетворение требований национальных меньшинств, отмену смертной казни и полную политическую амнистию. Эту программу правительство не приняло, что усилило его противостояние с Думой.

Правительство, поддержанное всеми консервативными силами страны, отвергло все проекты. Через 72 дня после открытия Думы Николай II ее распустил, заявив, что она не успокаивает народ, а разжигает страсти.

Выборы во II Государственную думу (февраль-июнь 1907 года) проходили в начале 1907 года, а сессия ее открылась 20 февраля 1097 года. При выборах новой Думы было урезано право рабочих и крестьян участвовать в них. В общей сложности было избрано 518 депутатов. Среди ее депутатов было 19% кадетов, 15% октябристов и буржуазно-националистических депутатов, 10% черносотенцев. Трудовики, эсеры и социал-демократы имели 43%.

Проекты принудительного отчуждения помещичьей земли напугали правительство. Было принято решение разогнать Думу. Предлогом для роспуска явилось обвинение депутатов социал-демократической фракции в подготовке государственного переворота.

В послереволюционных условиях перед правительством по-новому встали три прежних вопроса: рабочий, национальный и аграрный. Пять лет Дума обсуждала 4 законопроекта о продолжении рабочего дня, о страховании и пенсиях для рабочих.

Центральное место во внутренней политике занимал аграрный вопрос. Крестьяне требовали земли. Правительство вынуждено было вернуться к идее отказа от общинного и перехода к частному крестьянскому землевладению.

В конце 1912 года прошли выборы в IV Государственную думу. Ее партийный состав почти не изменился и в ней сохранилось два большинства (правооктябристское и октябристско-кадетское). Деятельность ее проходила в период обострения мирового кризиса канун 1-й мировой войны. В Думу четвертого созыва было внесено 2625 законопроектов, но рассмотрено было лишь 1239.

С началом 1-й мировой войны сессии созывались нерегулярно.

Царским указом от 25 февраля 1917 года деятельность Государственной думы как официального органа государственной власти была временно приостановлена.

В результате 2 марта в результате переговоров с Исполкомом Петроградского совета (эсерами и меньшевиками) комитет сформировал Временное правительство.

После создания Временного правительства роль Государственной думы ограничивалась деятельностью Временного комитета и проведением частных совещаний членов Думы, на которых обсуждалась политическая обстановка в стране: финансовое положение, будущее Царства Польского, установление хлебной монополии, деятельности почт и телеграфов и т.д.

После Февральской революции в 1917 году, Государственная дума и Государственный совет (в 1906-1917 годах высшее на ряду с Государственной думой, законодательное (верхняя палата первого российского парламента), а до этого с 1810 по 1906 годы - высшее законосовещательное учреждение Российской империи) фактически перестали существовать. 6 октября 1917 года был издан декрет Временного Правительства о роспуске Государственной думы и утрате полномочий членами Государственного совета. Так как предстояло созвать Учредительное Собрание, которое должно было разработать и принять Конституцию России. 24 декабря 1917 года Государственный совет был окончательно упразднен.

После Февральской революции ни Государственная Дума, ни Государственный Совет не возобновляли свою работу. Февраль 1917 года стал завершением краткой истории развития российских парламентских традиций в начале XX века [2. С.321].

Возникновение парламентаризма в России в современном его понимании начинается с революции 1905-1907 гг.

В 1894 году в России императором стал 26-летний Николай II (годы правления 1894-1917). Он получил прекрасное воспитание и образование, однако не обладал широким государственным кругозором и не был достаточно хорошо подготовлен к управлению огромной страной. Суть внутренней политики правительства Николая II состояла в том, чтобы не поступиться основными самодержавными принципами и в то же время снять социальную напряженность в стране.

Социальные противоречия и неспособность правительства решить политические проблемы в начале ХХ века к глубокому социально-политическому кризису. Он выражался в обострении рабочего и аграрно-крестьянского вопросов, в борьбе трудящихся против самодержавно-полицейского строя, в создании политических партий, в спорах внутри правящей верхушки и колебаниях правительственного курса. Все это не могло не породить революционный взрыв.

Революция продолжалась 2,5 года (с 9 января 1905 года до 3 июня 1907 года). События 1905-1907 годов вызывали коренные изменения государственного строя, экономических и социальных отношений.

«1) даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов;

2) не приостанавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе… все классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…;

19 октября был опубликован указ о мерах к укреплению единства в деятельности высших органов власти. Совет министров был преобразован в постоянно действующее, высшее правительственное учреждение с особым председателем помимо императора. Председателем Совета был назначен С.Ю. Витте. На Свет возлагалось объединение деятельности всех ведомств по вопросам законодательства и высшего государственного управления. Все законопроекты до поступления в Государственную Думу должны были обсуждаться в Совете министров.

Манифест предоставил возможность создавать легальные партии.

Выборы не были равными, не были они и всеобщими: в них не могли участвовать женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий, некоторые национальные меньшинства.

Выборы были не прямыми: для крестьян- четырех степенные, рабочих - трех степенные, для буржуазии и помещиков - двух степенные. Из четырех наиболее известных демократических норм (всеобщие, прямые, равные, тайные выборы) в России оказалась реализованной только одна - тайная подача голосов.

Дума имела право делать запрос различным должностным лицам, выступать с законодательной инициативой. К её компетенции относилось утверждение бюджета, утверждение штатов и смет различных ведомств, утверждать отчет Государственного контроля, рассматривать все вопросы, связанные с железнодорожным строительством, и т. д.

Основные законы содержали и широкий перечень прав и обязанностей граждан (глава 8). Собственно к числу обязанностей относилось только две: исполнять всеобщую воинскую повинность и платить налоги. Зато перечень гражданских прав был значительно шире. В их числе: гарантия юридической защиты в случае ареста или судебного преследования, неприкосновенность жилища, неприкосновенность частной собственности.

В статье 77 особо оговаривалось, что конфискация собственности могла иметь место лишь в случае государственной надобности и только при справедливой компенсации. Закон признавал право граждан свободно выбирать место жительства в России, беспрепятственно выезжать за границу. Граждане России впервые в истории получили свободу вероисповедания и право создавать союзы и объединения.

Основные законы 1906 года утвердили три исходных элемента конституционного строя: выборное представительство с законодательными правами, разделение исполнительной и законодательной власти, независимость судебной власти.

Но всё же революция 1905 г. имела незавершенный характер, ведь она не смогла разрешить все проблемы, которые её породили.

Выборы в первую Государственную думу проходили в феврале -- марте 1906 года.

Агитация за тех или иных кандидатов в выборщики, как правило, проходила в основном в городах. Россия начала ХХ в. была уникальной страной в том смысле, что не разрешенные правительством политические партии зачастую открыто участвовали в избирательной кампании, а их кандидаты нередко побеждали на всех этапах выборов и оказывались в Зимнем дворце столицы в качестве депутатов Государственной думы.

27 апреля 1906 года в Таврическом дворце в присутствии Николая II состоялось торжественное открытие I Государственной Думы (апрель-июнь 1906 года). Среди ее депутатов было 34% кадетов, 14% октябристов, 23% трудовиков. Социал-демократы были представлены меньшевиками (около 4%). Черносотенцы в Думу не прошли. Большевики выборы бойкотировали. В общей сложности в I Государственную Думу было избрано 478 депутата.

Дума предложила программу демократизации России. Она предусматривала: введение ответственности министров перед Думой, гарантию всех гражданских свобод, установление всеобщего бесплатного образования, проведение аграрной реформы, удовлетворение требований национальных меньшинств, отмену смертной казни и полную политическую амнистию. Эту программу правительство не приняло, что усилило его противостояние с Думой.

Правительство, поддержанное всеми консервативными силами страны, отвергло все проекты. Через 72 дня после открытия Думы Николай II ее распустил, заявив, что она не успокаивает народ, а разжигает страсти.

Выборы во II Государственную думу (февраль-июнь 1907 года) проходили в начале 1907 года, а сессия ее открылась 20 февраля 1097 года. При выборах новой Думы было урезано право рабочих и крестьян участвовать в них. В общей сложности было избрано 518 депутатов. Среди ее депутатов было 19% кадетов, 15% октябристов и буржуазно-националистических депутатов, 10% черносотенцев. Трудовики, эсеры и социал-демократы имели 43%.

Проекты принудительного отчуждения помещичьей земли напугали правительство. Было принято решение разогнать Думу. Предлогом для роспуска явилось обвинение депутатов социал-демократической фракции в подготовке государственного переворота.

В послереволюционных условиях перед правительством по-новому встали три прежних вопроса: рабочий, национальный и аграрный. Пять лет Дума обсуждала 4 законопроекта о продолжении рабочего дня, о страховании и пенсиях для рабочих.

Центральное место во внутренней политике занимал аграрный вопрос. Крестьяне требовали земли. Правительство вынуждено было вернуться к идее отказа от общинного и перехода к частному крестьянскому землевладению.

В конце 1912 года прошли выборы в IV Государственную думу. Ее партийный состав почти не изменился и в ней сохранилось два большинства (правооктябристское и октябристско-кадетское). Деятельность ее проходила в период обострения мирового кризиса канун 1-й мировой войны. В Думу четвертого созыва было внесено 2625 законопроектов, но рассмотрено было лишь 1239.

С началом 1-й мировой войны сессии созывались нерегулярно.

Царским указом от 25 февраля 1917 года деятельность Государственной думы как официального органа государственной власти была временно приостановлена.

В результате 2 марта в результате переговоров с Исполкомом Петроградского совета (эсерами и меньшевиками) комитет сформировал Временное правительство.

После создания Временного правительства роль Государственной думы ограничивалась деятельностью Временного комитета и проведением частных совещаний членов Думы, на которых обсуждалась политическая обстановка в стране: финансовое положение, будущее Царства Польского, установление хлебной монополии, деятельности почт и телеграфов и т.д.

После Февральской революции в 1917 году, Государственная дума и Государственный совет (в 1906-1917 годах высшее на ряду с Государственной думой, законодательное (верхняя палата первого российского парламента), а до этого с 1810 по 1906 годы - высшее законосовещательное учреждение Российской империи) фактически перестали существовать. 6 октября 1917 года был издан декрет Временного Правительства о роспуске Государственной думы и утрате полномочий членами Государственного совета. Так как предстояло созвать Учредительное Собрание, которое должно было разработать и принять Конституцию России. 24 декабря 1917 года Государственный совет был окончательно упразднен.

После Февральской революции ни Государственная Дума, ни Государственный Совет не возобновляли свою работу. Февраль 1917 года стал завершением краткой истории развития российских парламентских традиций в начале XX века [2. С.321].

Началом разработки проекта стало обращение 31 января (13 февраля) 1905 г. министра земледелия и государственных имуществ А. С. Ермолова к императору Николаю II с предложением о введении выборной земской думы для предварительного рассмотрения важнейших законопроектов. По данному вопросу в феврале дважды собирался Совет министров, но решение так и не было принято. Вскоре на имя министра внутренних дел А. Г. Булыгина был дан рескрипт, поручавший ему председательство в Особом совещании для разработки проекта положения о Государственной думе. По имени своего создателя этот проект получил название Булыгинской думы.

Подготовленный в Министерстве внутренних дел проект обсуждался на совещаниях у императора в Новом Петергофе при участии великих князей, членов Государственного Совета и министров.

Избрание членов Государственной Думы должно было проводиться губернскими избирательными собраниями землевладельцев и уполномоченных от волостей под председательством губернского предводителя дворянства или собранием городских избирателей под председательством городского головы.

Лит.: Аврех А. Я. Булыгинская дума // Большая советская энциклопедия. Т. 4. М., 1971; Ганелин Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 году: Реформы и революция. Спб., 1991; Государственная дума в России. Сб. документов и материалов М., 1957; Ленин В. И. Бойкот булыгинской Думы и восстание // В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Т. 11; Осипов С. В. Булыгинская дума: Борьба вокруг создания народного представительного учреждения : дис. . к. и. н. М., 1997; Осипов С. В. Первые шаги российского парламентаризма: борьба за народное представительство в 1904-05 гг. Ульяновск, 2006; Петергофские совещания о проекте Государственной думы: Какую Думу хотели дать народу Николай II и его министры. Пг., 1917.

Читайте также: