Вцик и снк взаимоотношения законодательной и исполнительной власти кратко

Обновлено: 02.07.2024

ВСС состоит из представителей городских Советов, по расчету 1 депутат на 25000 избирателей , и губернских съездов Советов из расчета 1 депутат на 125000жителей.

Порядок работы:

ВСС созывается ВЦИК не реже двух раз в год Чрезвычайный ВСС созывается либо ВЦИК или по требованию Советов местностей с числом 1/3 жителей от общего.

Компетенция:

Совместные полномочия со ВЦИКом

· Ст 49. Устанавливает, что ведению съезда Советов и ВЦИКа "подлежат все вопросы общегосударственного значения", и дается их примерный перечень,потому что он по следующей статье может быть расширен. (против этой статьи были эсеры, которые считали это ущемлением прав Советов)

· Распределяет доходы между местными Советами и общегосударственным бюджетом.

Исключительные полномочия ВСС

· Формирует ВЦИК. Максимум 200 депутатов

2) Устанавливает, дополняет и изменяет основные начала Советской Конституции

3) Ратифицирует мирные договоры.

· ВЦИК

Положение в гос механизме:

ВЦИК является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Таким образом, кроме законодательной функции он обладает еще двумя. В этом можно увидеть отражение ленинской идеи о единстве нормотворчества и исполнения законов как характерной черте Советов.

При всем этом ВЦИК является органом подконтрольным ВСС, что прямо указано в Констиутции.

Формирование органа:

Избирается ВСС.

Порядок работы:

Первое положение о ВЦИК, принятое 2 ноября 1917 г. и предусматривающее порядок его организации и деятельности, устанавливало, что Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет является постоянно действующим органом. Конституция не изменяла этот порядок. Однако, частые заседания ВЦИК не позволяли его членам отлучиться из столицы. Это, естественно, отрывало членов высшего органа власти от избирателей, от масс, от производства.

Поэтому в 1919 г. был введен новый, сессионный, порядок работы ВЦИК. VII Всероссийский съезд Советов установил, что ВЦИК должен собираться на очередные сессии раз в два месяца.

IX Всероссийский съезд Советов постановил собирать ВЦИК на три сессии в год, не считая первой (после выборов, организационной).

Компетенция:

Совместная с ВСС

· Статья 49 относит к ведению ВЦИКа " все вопросы общегосударственного значения", и дает открытый перечень. Однако, статья 52 содержит оговорку о том, что вопросы войны и мира и приема новых членов в РСФСР подлежат рассмотрению ВЦИКом только в случае невозможности собрать ВСС.

Исключительная

· Дача общего направления деятельности Правительства, надзор за законностью.

· Утверждение проектов декретов и иных положений, вносимых СНК и его отдельными ведомствами.

· Образует СНК и отделы, как органы отраслевого управления.

· Издает инструкции местным советам по вопросам выборов

· Последняя кассация по вопросам Советских выборов- ВЦИК.

· Может отменить или приостановить действие актов СНК.

Президиум ВЦИКа

Конституция в одной статье упоминает о Президиуме ВЦИК (ст. 45).

Этот орган первоначально был создан как технический, вспомогательный.

Основной закон наделил Президиум ВЦИК правами органа управления. Он предусматривает, что Президиум может рассматривать споры, возникающие по тем или иным вопросам между коллегиями наркоматов и народными комиссарами. Однако, Основной Закон не определил с достаточной полнотой правовой статус этого органа.

· Эту задачу и выполнил VII Всероссийский съезд Советов в декабре 1919 г. В резолюции съезда о советском строительстве устанавливалось, что Президиум ВЦИК кроме организационно-технических и административных функций приобретает законодательные права. В перерывах между сессиями ВЦИК он как бы замещает собой этот орган власти.

· VII Всероссийский съезд Советов еще больше расширил компетенцию Президиума ВЦИК. Президиум получил право отменять постановления Совета Народных Комиссаров и издавать в порядке управления необходимые постановления от имени ВЦИК. Таким образом, идея, которая выдвигалась еще в пору создания Конституции, теперь была претворена в жизнь.

СНК

Отличительная черта - совершенно новый орган, так как создан после ВОР.

Положение в гос механизме:

В Конституции Совету Народных Комиссаров посвящена специальная глава - восьмая.

СНК позиционируется как орган общего управления делами государства. Для осуществления этой задачи он наделен достаточно широкими законодательными полномочиями: правом издания декретов, распоряжений, инструкций. То есть его полномочия очень сильно пересекаются со ВЦИКом. Разделение было проведено по Наказу от 17 ноября, там говорилось, что по более важным вопросам работает ВЦИК.Но это не решило проблему. Тем не менее по 35 подотчетен ВЦИК, более того о всех своих постановлениях и решениях обязан сообщать ВЦИКу, который, в свою очередь, праве отменить или приостановить действие этих постановлений

Формирование органа:

СНК формируется ВЦИКом.

Состав:

СНК состоит из Народных комиссаров, которые руководят отдельными народными комиссариатами(42) , коих на момент издания Конституции было 18.

При каждом народном комиссаром, под его председательством, образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК. (44).

Комиссар имеет право издания единоличных решений по вопросам ведения соотв. наркомата

Коллегия имеет право обжаловать решения комиссара в СНК или в Президиум ВЦИК(45)

· ВСС рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов.

Положение в гос механизме:

Конституция закрепила положение ВСС как верховного органа власти.Устанавливается режим ответственности ВЦИКа перед Съездом. То есть первый ему подчинен

Формирование органа:

ВСС состоит из представителей городских Советов, по расчету 1 депутат на 25000 избирателей , и губернских съездов Советов из расчета 1 депутат на 125000жителей.

Порядок работы:

ВСС созывается ВЦИК не реже двух раз в год Чрезвычайный ВСС созывается либо ВЦИК или по требованию Советов местностей с числом 1/3 жителей от общего.

Компетенция:

Совместные полномочия со ВЦИКом

· Ст 49. Устанавливает, что ведению съезда Советов и ВЦИКа "подлежат все вопросы общегосударственного значения", и дается их примерный перечень,потому что он по следующей статье может быть расширен. (против этой статьи были эсеры, которые считали это ущемлением прав Советов)

· Распределяет доходы между местными Советами и общегосударственным бюджетом.

Исключительные полномочия ВСС

· Формирует ВЦИК. Максимум 200 депутатов

2) Устанавливает, дополняет и изменяет основные начала Советской Конституции

3) Ратифицирует мирные договоры.

· ВЦИК

Положение в гос механизме:

ВЦИК является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Таким образом, кроме законодательной функции он обладает еще двумя. В этом можно увидеть отражение ленинской идеи о единстве нормотворчества и исполнения законов как характерной черте Советов.

При всем этом ВЦИК является органом подконтрольным ВСС, что прямо указано в Констиутции.

Формирование органа:

Избирается ВСС.

Порядок работы:

Первое положение о ВЦИК, принятое 2 ноября 1917 г. и предусматривающее порядок его организации и деятельности, устанавливало, что Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет является постоянно действующим органом. Конституция не изменяла этот порядок. Однако, частые заседания ВЦИК не позволяли его членам отлучиться из столицы. Это, естественно, отрывало членов высшего органа власти от избирателей, от масс, от производства.

Поэтому в 1919 г. был введен новый, сессионный, порядок работы ВЦИК. VII Всероссийский съезд Советов установил, что ВЦИК должен собираться на очередные сессии раз в два месяца.

IX Всероссийский съезд Советов постановил собирать ВЦИК на три сессии в год, не считая первой (после выборов, организационной).

Компетенция:

Совместная с ВСС

· Статья 49 относит к ведению ВЦИКа " все вопросы общегосударственного значения", и дает открытый перечень. Однако, статья 52 содержит оговорку о том, что вопросы войны и мира и приема новых членов в РСФСР подлежат рассмотрению ВЦИКом только в случае невозможности собрать ВСС.

Исключительная

· Дача общего направления деятельности Правительства, надзор за законностью.

· Утверждение проектов декретов и иных положений, вносимых СНК и его отдельными ведомствами.

· Образует СНК и отделы, как органы отраслевого управления.

· Издает инструкции местным советам по вопросам выборов

· Последняя кассация по вопросам Советских выборов- ВЦИК.

· Может отменить или приостановить действие актов СНК.

Президиум ВЦИКа

Конституция в одной статье упоминает о Президиуме ВЦИК (ст. 45).

Этот орган первоначально был создан как технический, вспомогательный.

Основной закон наделил Президиум ВЦИК правами органа управления. Он предусматривает, что Президиум может рассматривать споры, возникающие по тем или иным вопросам между коллегиями наркоматов и народными комиссарами. Однако, Основной Закон не определил с достаточной полнотой правовой статус этого органа.

· Эту задачу и выполнил VII Всероссийский съезд Советов в декабре 1919 г. В резолюции съезда о советском строительстве устанавливалось, что Президиум ВЦИК кроме организационно-технических и административных функций приобретает законодательные права. В перерывах между сессиями ВЦИК он как бы замещает собой этот орган власти.

· VII Всероссийский съезд Советов еще больше расширил компетенцию Президиума ВЦИК. Президиум получил право отменять постановления Совета Народных Комиссаров и издавать в порядке управления необходимые постановления от имени ВЦИК. Таким образом, идея, которая выдвигалась еще в пору создания Конституции, теперь была претворена в жизнь.

СНК

Отличительная черта - совершенно новый орган, так как создан после ВОР.

Положение в гос механизме:

В Конституции Совету Народных Комиссаров посвящена специальная глава - восьмая.

СНК позиционируется как орган общего управления делами государства. Для осуществления этой задачи он наделен достаточно широкими законодательными полномочиями: правом издания декретов, распоряжений, инструкций. То есть его полномочия очень сильно пересекаются со ВЦИКом. Разделение было проведено по Наказу от 17 ноября, там говорилось, что по более важным вопросам работает ВЦИК.Но это не решило проблему. Тем не менее по 35 подотчетен ВЦИК, более того о всех своих постановлениях и решениях обязан сообщать ВЦИКу, который, в свою очередь, праве отменить или приостановить действие этих постановлений

Формирование органа:

СНК формируется ВЦИКом.

Состав:

СНК состоит из Народных комиссаров, которые руководят отдельными народными комиссариатами(42) , коих на момент издания Конституции было 18.

При каждом народном комиссаром, под его председательством, образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК. (44).

Комиссар имеет право издания единоличных решений по вопросам ведения соотв. наркомата

Коллегия имеет право обжаловать решения комиссара в СНК или в Президиум ВЦИК(45)


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК) Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов РСФСР (после января 1918 – ВЦИК Советов рабочих, крестьянских и казачьих депутатов) – формально высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган РСФСР в 1917-1937 гг. между Всероссийскими съездами Советов. Впервые избран II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917 г. в количестве 101 чел. 15 ноября 1917 г. ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов объединился с исполкомом Всероссийского Совета крестьянских депутатов, созданного на I Всероссийском съезде крестьянских депутатов в мае 1917 г., и стал представлять все Советы республики. 18 января 1918 г. ВЦИК был избран III съездом Советов в составе 306 человек. По Конституции 1918 г. он не должен был превышать 200 человек. Постановлением VIII Всероссийского съезда Советов (декабрь 1920) состав ВЦИК был увеличен до 300 человек. ВЦИК мог решать самостоятельно все вопросы общегосударственного значения, в т.ч.:

1. утверждать, изменять и дополнять Конституцию РСФСР;

2. осуществлять общее руководство всей внутренней и внешней политикой РСФСР, устанавливать границы и компетенцию областных союзов, образованных по национальному признаку, разрешать споры между ними, принимать в состав РСФСР новых членов и оформлять выход ее отдельных частей, определять общее административное деление РСФСР и утверждать областные объединения губерний;

3. осуществлять законодательную деятельность, устанавливать основы общих планов народного хозяйства в целом и его отдельных отраслей, основы организации вооруженных сил Республики, утверждать бюджет РСФСР, принимать законы по вопросам судоустройства и судопроизводства, гражданского, уголовного и других отраслей законодательства;

4. устанавливать и изменять систему мер, весов и денег, общегосударственные налоги и повинности, объявлять амнистии;

5. назначать Совет Народных Комиссаров, утверждать его председателя, назначать и смещать отдельных членов СНК.

Предоставленная Конституцией возможность ВЦИК решать вопросы наряду со Всероссийским съездом Советов на практике привела к тому, что действительной полнотой власти в РСФСР обладал ВЦИК. Действуя постоянно (до 1920 года), он самостоятельно решал все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Собирающийся время от времени на непродолжительный срок Всероссийский съезд Советов не мог оказывать существенного влияния на деятельность ВЦИК и по существу превратился в некий бутафорный орган, призванный создавать видимость полновластия трудящихся в стране. Ни один из съездов не принял ни одного принципиального решения, которое бы противоречило решениям ВЦИК, проводимой им политике, а в конечном счете интересам большевиков.

Конституция не определяла ни организационной структуры ВЦИК, ни порядка его работы. Все эти вопросы ВЦИК решал самостоятельно. Пленарные заседания проводились в расширенном составе, при наличии более половины членов ВЦИК, по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели. Так, за период с ноября 1917 года по июль 1918 года состоялось около 50 пленарных заседаний. Рабочими органами ВЦИК были его Президиум, отделы и комиссии. Первоначально Президиум создавался как коллегиальный орган из представителей партий, входящих во ВЦИК. Президиум ВЦИК осуществлял всю организационную работу по подготовке пленарных заседаний ВЦИК: вырабатывал повестку дня, доводил ее до сведения членов ВЦИК, назначал докладчиков и содокладчиков, предварительно рассматривал вопросы и запросы, поступавшие в адрес ВЦИК. Кроме того Президиум ВЦИК должен был организовывать проведение в жизнь принимаемых ВЦИК декретов и постановлений, осуществлять руководство работой отделов и комиссий ВЦИК.

Отделы ВЦИК в основном выполняли организационно-техническую работу и обеспечивали ВЦИК необходимыми материалами, осуществляли издание нормативных актов, иных печатных работ, готовили справки и др. Так, в июле 1918 года во ВЦИК имелось пятнадцать отделов, в том числе финансовый, общая канцелярия, справочный, агитационный, автомобильный, литературно-издательский, печати.¹º

1.3 Особые органы управления: полномочия, порядок формирования, структура

Совет рабочей и крестьянской обороны РСФСР – чрезвычайный орган советского государства. Образован постановлением ВЦИК 30 ноября 1918 года. Его задача заключалась в мобилизации всех сил для успешного ведения гражданской войны. Постановления Совета обороны были обязательны для всех ведомств. В его состав входили представители ВЦИК, РВСР, НКПС, Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии, Наркомпрода, Всероссийского совета профсоюзов, ВСНХ и Главкомтруда. Руководил Советом обороны председатель СНК. Заседания, как правило, проходили два раза в неделю. Решения принимались большинством голосов. Совет обороны при необходимости создавал многочисленные комиссии и направлял на места чрезвычайных уполномоченных, которые имели широкие права, в том числе отстранять от работы и предавать суду ревтрибуналов всех должностных лиц.

Между 3 и 7 апреля 1920 года ВЦИК преобразовал Совет обороны в Совет труда и обороны (СТО). Большую важность теперь приобрели вопросы экономического развития. В СТО вошли наркомы земледелия, труда, РКИ, представитель ЦСУ. Местными СТО являлись областные экономические совещания (ЭКОСО). СТО имел ряд собственных комиссий: Госплан СССР (до 1923 года), Комиссию по внутренней торговле (9.05.1922 – 9.05.1924) и др. Впоследствии СТО был ликвидирован в 1937 году. Вместо него был образован Экономический совет при СНК СССР (ЭКОСО СССР).

Таким образом, II Всероссийский съезд Советов узаконил победу Великой Октябрьской социалистической революции, свержение помещичье-буржуазной власти и установление диктатуры пролетариата в форме Советов, руководимых большевистской партией. Решения, принятые на съезде, открывали новый этап в развитии революции – этап строительства социализма в Советской России.

III съезд принял историческое решение о преобразовании Советской республики в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (РСФСР) на основе добровольного союза народов России. Образование РСФСР имело большое значение для укрепления дружбы и доверия между всеми народами Советского социалистического государства.

На IX Всероссийском съезде Советов были подведены первые итоги новой экономической политики. Анализируя международную обстановку, В.И. Ленин показал, что после разгрома интервентов и белогвардейцев наступил период равновесия, он подчеркнул, что основная задача партии и Советского государства - укрепление союза рабочих и крестьян.

26 октября 1917 г. впервые был избран Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов РСФСР - формально высший законодательный, распорядительный орган в РСФСР в 1917-1937гг.

Совет рабочей и крестьянской обороны РСФСР – чрезвычайный орган советского государства. Образован постановлением ВЦИК 30 ноября 1918 года. Его задача заключалась в мобилизации всех сил для успешного ведения гражданской войны.

Совет Народных Комиссаров (СНК) - это высший распорядительный и исполнительный орган государственной власти, фактически он являлся правительством Советского государства с 1917 по 1946 год.

Незадолго до захвата власти, в день начала революции, Центральный комитет большевиков поручил Винтеру (Берзину) и Льву Каменеву установить политические связи с левыми эсерами и обсудить с ними состав будущего правительства. На II съезде Советов большевики предложили левым эсерам присоединиться к правительству, но они отклонили предложение. Правые фракции эсеров и меньшевиков ушли, когда II съезд Советов только приступил к работе. В итоге большевики сформировали однопартийное правительство.

СНК был избран 8 ноября 1917 года на II Всероссийском съезде Советов. Он возглавлялся Владимиром Лениным и выполнял функции Временного рабоче-крестьянского правительства (до Учредительного собрания). Управление различными отраслями жизни государства осуществлялось комитетами. Власть в государстве принадлежала коллективу председателей этих комитетов – СНК. Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьян и солдатских депутатов, и его Центральный исполнительный комитет (ЦИК) получали контроль над деятельностью народных комиссаров и могли по своему желанию снимать их с должности.

Конституция РСФСР 1918 г., принятая V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г., предписывала называть правительство Советом Народных Комиссаров РСФСР.

Готовые работы на аналогичную тему

К числу народных комиссариатов СНК РСФСР относились комиссариаты:

В рамках образования СССР в декабре 1922 г. было создано союзное правительство – Совет Народных Комиссаров СССР под председательством В. И. Ленина.

Функции СНК

Согласно советской Конституции 1924 года Совет Народных Комиссаров Советского Союза являлся распорядительным и исполнительным органом Центрального исполнительного комитета Советского Союза. Совнарком должен был регулярно отчитываться о своей работе на Съездах Советов и заседаниях Центрального Исполнительного Комитета Советского Союза.

В полномочия Совнаркома Советского Союза входила организация непосредственного управления народным хозяйством и всеми другими отраслями жизни государства. За это отвечали союзные и союзно-республиканские наркоматы СССР.

Совет Народных Комиссаров СССР:

  • контролировал деятельность наркомов,
  • рассматривал их отчеты,
  • разрешал споры между различными ведомствами,
  • утверждал концессионные соглашения,
  • разрешал споры между Совнаркомами федеративных республик,
  • рассматривал протесты и жалобы на решения Совета Труда и Обороны СССР и других подведомственных ему учреждений,
  • утверждал штабы общесоюзных учреждений и назначал их руководителей.

В компетенцию Совнаркома СССР входило принятие мер, направленных на:

  • реализацию народнохозяйственного плана и государственного бюджета,
  • укрепление и развитие денежной системы,
  • обеспечение общественного порядка,
  • создание генерального управления в области внешних сношений с зарубежными странами и т. д.

Законодательная работа также была возложена на Совет Народных Комиссаров СССР: он сначала рассматривал проекты постановлений, которые затем выносились на утверждение в ЦИК СССР и его Президиум; с начала 30-х годов все законопроекты приходилось заранее вносить на рассмотрение в СНК СССР, хотя это не было предусмотрено Конституцией.

Деятельность Совета Народных Комиссаров распространилась на ключевые процессы в государстве с 1920-х по 1940-е годы. Это касалось, в том числе, репрессивной политики – в частности, функционирования системы ГУЛАГа. Созданный в 1934 году Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) включал и главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ).

Место СНК в государственном аппарате

СНК подчинялся Верховному Совету СССР (ВС) и был подотчетен ему, при этом в период между сессиями Верховного Совета СНК отчитывался перед Президиумом Верховного Совета СССР. Важно отметить, что СНК мог издавать на основании и в соответствии с действующими законами постановления, обязательные на всей территории СССР, и проверять их исполнение.

Приказы, как и государственные акты, Совнарком СССР начал издавать в 1941 году.

Для надлежащего выполнения возложенных на него функций СНК СССР мог создавать комиссии, управления, комитеты и другие учреждения.

В результате в различных ветвях власти появилась обширная сеть специальных отделов, действовавших при СНК СССР.

Председатели СНК СССР на протяжении всей истории его существования:

  • В. Ленин (1923-1924),
  • А. Рыков (1924-1930),
  • В. Молотов (1930-1941),
  • И. Сталин (1941-1946).

После войны с целью внедрения общепринятых в международной практике наименований законом от 15 марта 1946 г. СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР, при этом наркоматы были переименованы в министерства.

Всеросси́йский Центра́льный Исполни́тельный Комите́т (ВЦИК), высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти РСФСР в 1917—1937. Избирался Всероссийским съездом Советов и действовал в периоды между съездами. До образования СССР включал и членов от УССР и БССР, избиравшихся на республиканских съездах Советов. ВЦИК, избранный IX Всероссийским съездом Советов, включал помимо представителей Украины и Белоруссии делегатов от Закавказских республик [1] . Между сессиями ВЦИКа с ноября 1917 г. его задачи выполнялись Президиумом, оперативным органом ВЦИК.

Содержание

Общая характеристика

Множественность законодательных актов и, порой, дублирование функций было вызванно условиями гражданской войны и иностранной интервенции, поскольку данная ситуация требовала повышенной оперативности принятия решений и издания законодательных актов. При этом, наличие целого ряда законодательных органов не вносило коллизий в законодательную базу РСФСР благодаря четко сформулированной Конституцией РСФСР 1918 года ответственности ВЦИКа перед Всероссийским съездом Советов, Президиума ВЦИК перед ВЦИК, СНК перед Всероссийским съездом Советов, ВЦИК и Президиумом ВЦИК. [5]

В мае 1925 ВЦИК разрабатывает Конституцию РСФСР (утверждена XII Всероссийским съездом Советов мае 1925), сформировав конституционную комиссию в составе Д.И. Курского, Н.В. Крыленко, В.А. Аванесова, А.С. Енукидзе, П.И. Стучки и других. Конституция окончательно утверждает систему центральных и местных органов государственной власти и управления: РСФСР всероссийских съездов Советов, ВЦИКа, его Президиума, СНК, наркоматов.

С 1925 по 1937 год аппарат ВЦИК имел следующую структуру:

  • отделы
  • секретариат Президиума ВЦИК
  • приемная Председателя ВЦИКа.

При ВЦИК и Президиуме ВЦИК существовал ряд общереспубликанских органов (в прессе - комиссии, комитеты, управления). Некоторые непосредственно выполняли функции ВЦИК, другие были ориентированы на узкую специфику: задачи национального строительства у народов, входящих в состав РСФСР, культурного строительства, повышения жизненного уровня трудящихся, по решению некоторых конкретных народнохозяйственных задач. (по данным СУ, 1922, N 69, ст. 902.)

С 1922 года образован Верховный Суд РСФСР, состав которого назначался Президиумом ВЦИК. С созданием в июне 1933 года Прокуратуры РСФСР, прокурор РСФСР был так же подчинен ВЦИК, помимо СНК РСФСР, Наркома Юстиции и прокурора СССР (согласно данным СЗ, 1934, N 1, ст. 2.)

Согласно Конституции РСФСР (1937) высшим органом государственной власти РСФСР стал Верховный Совет РСФСР.

Законодательная деятельность

ВЦИК вёл активную разработку законопроектов и издавал большой объём законодательных актов.

Совет Народных Комиссаров (СНК) - это высший распорядительный и исполнительный орган государственной власти, фактически он являлся правительством Советского государства с 1917 по 1946 год.

Незадолго до захвата власти, в день начала революции, Центральный комитет большевиков поручил Винтеру (Берзину) и Льву Каменеву установить политические связи с левыми эсерами и обсудить с ними состав будущего правительства. На II съезде Советов большевики предложили левым эсерам присоединиться к правительству, но они отклонили предложение. Правые фракции эсеров и меньшевиков ушли, когда II съезд Советов только приступил к работе. В итоге большевики сформировали однопартийное правительство.

СНК был избран 8 ноября 1917 года на II Всероссийском съезде Советов. Он возглавлялся Владимиром Лениным и выполнял функции Временного рабоче-крестьянского правительства (до Учредительного собрания). Управление различными отраслями жизни государства осуществлялось комитетами. Власть в государстве принадлежала коллективу председателей этих комитетов – СНК. Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьян и солдатских депутатов, и его Центральный исполнительный комитет (ЦИК) получали контроль над деятельностью народных комиссаров и могли по своему желанию снимать их с должности.

Конституция РСФСР 1918 г., принятая V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г., предписывала называть правительство Советом Народных Комиссаров РСФСР.

Готовые работы на аналогичную тему

К числу народных комиссариатов СНК РСФСР относились комиссариаты:

В рамках образования СССР в декабре 1922 г. было создано союзное правительство – Совет Народных Комиссаров СССР под председательством В. И. Ленина.

Функции СНК

Согласно советской Конституции 1924 года Совет Народных Комиссаров Советского Союза являлся распорядительным и исполнительным органом Центрального исполнительного комитета Советского Союза. Совнарком должен был регулярно отчитываться о своей работе на Съездах Советов и заседаниях Центрального Исполнительного Комитета Советского Союза.

В полномочия Совнаркома Советского Союза входила организация непосредственного управления народным хозяйством и всеми другими отраслями жизни государства. За это отвечали союзные и союзно-республиканские наркоматы СССР.

Совет Народных Комиссаров СССР:

  • контролировал деятельность наркомов,
  • рассматривал их отчеты,
  • разрешал споры между различными ведомствами,
  • утверждал концессионные соглашения,
  • разрешал споры между Совнаркомами федеративных республик,
  • рассматривал протесты и жалобы на решения Совета Труда и Обороны СССР и других подведомственных ему учреждений,
  • утверждал штабы общесоюзных учреждений и назначал их руководителей.

В компетенцию Совнаркома СССР входило принятие мер, направленных на:

  • реализацию народнохозяйственного плана и государственного бюджета,
  • укрепление и развитие денежной системы,
  • обеспечение общественного порядка,
  • создание генерального управления в области внешних сношений с зарубежными странами и т. д.

Законодательная работа также была возложена на Совет Народных Комиссаров СССР: он сначала рассматривал проекты постановлений, которые затем выносились на утверждение в ЦИК СССР и его Президиум; с начала 30-х годов все законопроекты приходилось заранее вносить на рассмотрение в СНК СССР, хотя это не было предусмотрено Конституцией.

Деятельность Совета Народных Комиссаров распространилась на ключевые процессы в государстве с 1920-х по 1940-е годы. Это касалось, в том числе, репрессивной политики – в частности, функционирования системы ГУЛАГа. Созданный в 1934 году Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) включал и главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ).

Место СНК в государственном аппарате

СНК подчинялся Верховному Совету СССР (ВС) и был подотчетен ему, при этом в период между сессиями Верховного Совета СНК отчитывался перед Президиумом Верховного Совета СССР. Важно отметить, что СНК мог издавать на основании и в соответствии с действующими законами постановления, обязательные на всей территории СССР, и проверять их исполнение.

Приказы, как и государственные акты, Совнарком СССР начал издавать в 1941 году.

Для надлежащего выполнения возложенных на него функций СНК СССР мог создавать комиссии, управления, комитеты и другие учреждения.

В результате в различных ветвях власти появилась обширная сеть специальных отделов, действовавших при СНК СССР.

Председатели СНК СССР на протяжении всей истории его существования:

  • В. Ленин (1923-1924),
  • А. Рыков (1924-1930),
  • В. Молотов (1930-1941),
  • И. Сталин (1941-1946).

После войны с целью внедрения общепринятых в международной практике наименований законом от 15 марта 1946 г. СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР, при этом наркоматы были переименованы в министерства.

Читайте также: