Имперская власть и общество византийской империи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Авторы: Г. Г. Литаврин (Исторический очерк, Культура), И. П. Медведев (Право), С. С. Аверинцев (Культура), М. В. Бибиков (словесность), О. С. Попова (при участии А. В. Захаровой и В. Е. Сусленкова) (Архитектура и изобразительное искусство), А. П. Каждан (образование) Авторы: Г. Г. Литаврин (Исторический очерк, Культура), И. П. Медведев (Право), С. С. Аверинцев (Культура), М. В. Бибиков (словесность), О. С. Попова (при участии А. В. Захаровой и В. Е. Сусленкова) (Архитектура и изобразительное искусство); >>

ВИЗАНТИ́Я (Во­сточ­ная Рим­ская им­пе­рия, Ви­зан­тий­ская им­пе­рия), го­су­дар­ст­во в Сре­ди­зем­но­мо­рье в 4 – сер. 15 вв. со сто­ли­цей в Кон­стан­ти­но­по­ле .

1) с одной стороны сенатом (ему принадлежит традиционное (чаще номинальное) право избрания на трон, заведывание внешней политикой и др.);

2) с другой – Государственным советом (обсуждал законопроекты, восходившие к нему дела по управлению империей и т. д. Его решения нуждались в санкции императора).

Рассматривая государственный аппарат Византийской империи, отметим, что к высшим ведомствам империи принадлежали министерства:

1) внутренних дел (полиции);

2) иностранных дел;

4) финансовое и др.

Замещение высших должностей было привилегией сенаторской знати – высшего сословия империи. Она подразделялась на 18 разрядов. Каждый замещал строго определенные должности. Переход в более высокий разряд давал право на более высокий пост.

В Византии было сильно развито налогообложение:

1) поземельная подать, которую налогоплательщик доставлял своими средствами, в виде зерна и пр.;

2) подушная подать;

3) подать с жилищ;

4) налог на париков;

5) принудительные постои солдат и чиновников в домах обывателей;

6) принудительная продажа скота и зерна по пониженным ценам;

7) поставки продовольствия в крепости;

8) принудительное участие в строительстве мостов, дорог и т. д.

Как и в других странах Европы, в Византии в период абсолютной монархии имел место быть всеобъемлющий произвол, который приводил к потокам крови – она проливалась во исполнение той или иной политики империи:

1) при императоре Фоке (602–610 гг.) было казнено множество невинных людей;

2) императору Андронику (XIII в.) принадлежала идея одновременного массового избиения всех заключенных и всех их родственников. Применение этой меры объяснялось государственным интересом и велением бога.

Подводя итог, скажем, что сохранение сильной императорской власти в течение всей феодальной истории Византии объясняется следующими причинами:

1) наличием многих крупных городских центров;

2) потребность в экономической связи между областями и провинциями;

3) особой остротой классовой борьбы, которая продиктована единением интересов крестьянской массы провинций и многочисленного городского плебса, что привело к союзу между ними;

4) постоянная внешнеполитическая опасность, дополняемой необходимостью эффективного подавления подвластных империи народов.

Имперская власть и общество Византийской империи

1) с одной стороны сенатом (ему принадлежит традиционное (чаще номинальное) право избрания на трон, заведывание внешней политикой и др.);

2) с другой – Государственным советом (обсуждал законопроекты, восходившие к нему дела по управлению империей и т. д. Его решения нуждались в санкции императора).

Рассматривая государственный аппарат Византийской империи, отметим, что к высшим ведомствам империи принадлежали министерства:

1) внутренних дел (полиции);

2) иностранных дел;

4) финансовое и др.

Замещение высших должностей было привилегией сенаторской знати – высшего сословия империи. Она подразделялась на 18 разрядов. Каждый замещал строго определенные должности. Переход в более высокий разряд давал право на более высокий пост.

В Византии было сильно развито налогообложение:

1) поземельная подать, которую налогоплательщик доставлял своими средствами, в виде зерна и пр.;

2) подушная подать;

3) подать с жилищ;

4) налог на париков;

5) принудительные постои солдат и чиновников в домах обывателей;

6) принудительная продажа скота и зерна по пониженным ценам;

7) поставки продовольствия в крепости;

8) принудительное участие в строительстве мостов, дорог и т. д.

Как и в других странах Европы, в Византии в период абсолютной монархии имел место быть всеобъемлющий произвол, который приводил к потокам крови – она проливалась во исполнение той или иной политики империи:

1) при императоре Фоке (602–610 гг.) было казнено множество невинных людей;

2) императору Андронику (XIII в.) принадлежала идея одновременного массового избиения всех заключенных и всех их родственников. Применение этой меры объяснялось государственным интересом и велением бога.

Подводя итог, скажем, что сохранение сильной императорской власти в течение всей феодальной истории Византии объясняется следующими причинами:

1) наличием многих крупных городских центров;

2) потребность в экономической связи между областями и провинциями;

3) особой остротой классовой борьбы, которая продиктована единением интересов крестьянской массы провинций и многочисленного городского плебса, что привело к союзу между ними;

4) постоянная внешнеполитическая опасность, дополняемой необходимостью эффективного подавления подвластных империи народов.

Имперская власть и общество Византийской империи

1) с одной стороны сенатом (ему принадлежит традиционное (чаще номинальное) право избрания на трон, заведывание внешней политикой и др.);

2) с другой – Государственным советом (обсуждал законопроекты, восходившие к нему дела по управлению империей и т. д. Его решения нуждались в санкции императора).

Рассматривая государственный аппарат Византийской империи, отметим, что к высшим ведомствам империи принадлежали министерства:

1) внутренних дел (полиции);

2) иностранных дел;

4) финансовое и др.

Замещение высших должностей было привилегией сенаторской знати – высшего сословия империи. Она подразделялась на 18 разрядов. Каждый замещал строго определенные должности. Переход в более высокий разряд давал право на более высокий пост.

В Византии было сильно развито налогообложение:

1) поземельная подать, которую налогоплательщик доставлял своими средствами, в виде зерна и пр.;

2) подушная подать;

3) подать с жилищ;

4) налог на париков;

5) принудительные постои солдат и чиновников в домах обывателей;

6) принудительная продажа скота и зерна по пониженным ценам;

7) поставки продовольствия в крепости;

8) принудительное участие в строительстве мостов, дорог и т. д.

Как и в других странах Европы, в Византии в период абсолютной монархии имел место быть всеобъемлющий произвол, который приводил к потокам крови – она проливалась во исполнение той или иной политики империи:

1) при императоре Фоке (602–610 гг.) было казнено множество невинных людей;

2) императору Андронику (XIII в.) принадлежала идея одновременного массового избиения всех заключенных и всех их родственников. Применение этой меры объяснялось государственным интересом и велением бога.

Подводя итог, скажем, что сохранение сильной императорской власти в течение всей феодальной истории Византии объясняется следующими причинами:

1) наличием многих крупных городских центров;

2) потребность в экономической связи между областями и провинциями;

3) особой остротой классовой борьбы, которая продиктована единением интересов крестьянской массы провинций и многочисленного городского плебса, что привело к союзу между ними;

4) постоянная внешнеполитическая опасность, дополняемой необходимостью эффективного подавления подвластных империи народов.

Имперская власть и общество Византийской империи

1) с одной стороны сенатом (ему принадлежит традиционное (чаще номинальное) право избрания на трон, заведывание внешней политикой и др.);

2) с другой – Государственным советом (обсуждал законопроекты, восходившие к нему дела по управлению империей и т. д. Его решения нуждались в санкции императора).

Рассматривая государственный аппарат Византийской империи, отметим, что к высшим ведомствам империи принадлежали министерства:

1) внутренних дел (полиции);

2) иностранных дел;

4) финансовое и др.

Замещение высших должностей было привилегией сенаторской знати – высшего сословия империи. Она подразделялась на 18 разрядов. Каждый замещал строго определенные должности. Переход в более высокий разряд давал право на более высокий пост.

В Византии было сильно развито налогообложение:

1) поземельная подать, которую налогоплательщик доставлял своими средствами, в виде зерна и пр.;

2) подушная подать;

3) подать с жилищ;

4) налог на париков;

5) принудительные постои солдат и чиновников в домах обывателей;

6) принудительная продажа скота и зерна по пониженным ценам;

7) поставки продовольствия в крепости;

8) принудительное участие в строительстве мостов, дорог и т. д.

Как и в других странах Европы, в Византии в период абсолютной монархии имел место быть всеобъемлющий произвол, который приводил к потокам крови – она проливалась во исполнение той или иной политики империи:

1) при императоре Фоке (602–610 гг.) было казнено множество невинных людей;

2) императору Андронику (XIII в.) принадлежала идея одновременного массового избиения всех заключенных и всех их родственников. Применение этой меры объяснялось государственным интересом и велением бога.

Подводя итог, скажем, что сохранение сильной императорской власти в течение всей феодальной истории Византии объясняется следующими причинами:

1) наличием многих крупных городских центров;

2) потребность в экономической связи между областями и провинциями;

3) особой остротой классовой борьбы, которая продиктована единением интересов крестьянской массы провинций и многочисленного городского плебса, что привело к союзу между ними;

4) постоянная внешнеполитическая опасность, дополняемой необходимостью эффективного подавления подвластных империи народов.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Современники считали, что в 1180 г., когда умер император Мануила Комнина, Византийская империя начал приходить в упадок. И действительно, после этого развязалась ожесточенная борьба за власть. Андроник Комнин был убит разъяренной толпой. Центральная власть ослабла, вследствие чего такие провинции как Кипр, Лидия и Пелопоннес захлестнули настроения сепаратизма. Кипр отсоединился, и в 1191 г. стал частью франкского государства.

Михаил VIII Палеолог

Начало новой династии правителей с занятием престола в 1261 г. дал Михаил VIII Палеолог. С этого времени пошло восстановление империи. Обновленная Византия мало напоминала прежнее государство. Былого величия уже не было, территория значительно сократилась.

Первым делом Михаил Палеолог стремился поднять из руин города и наладить в столице нормальное течение жизни, восстановить административный и государственный аппарат. Он создал союз с представителями военной землевладельческой знати, и учитывал его интересы, проводя внутреннюю политику. Император действовал в интересах феодалов. Тратилось очень много государственных средств, налоговые поступления заканчивались, чем был вызван экономический и социальный кризис. Разоренные крестьяне больше не могли пополнять казну, и государство постепенно разорялось. Вместе с тем росли привилегии земельных магнатов, расширялись их иммунные права. Феодалы выходили из-под контроля государства и центральная власть слабла.

Закат империи

Византийская империя снова приходит в упадок. Противоречия, раздирающие общество империи, выливаются в борьбу за власть между Иоанном Кантакузином и его противником Иоанном Калекой.

Поскольку в борьбе между феодальной аристократией и центральной властью верх одержали первые, страна пережила феодальную раздробленность: стала делиться на уделы, переходившие в управление родственникам императорской семьи. Иоанн Кантакузин вовлек во внутреннюю борьбу турок, чем открыл им дорогу на Балканский п-ов.

Внутренний конфликт перерос в гражданское противостояние, и социальное движение в Византии было крупнейшим за всю историю государства. Именно тогда настал последний период ее истории.

В конце XIV в. наблюдались потери больших территорий, исчезла земельная аристократия — она слилась с наиболее богатыми купцами, результатом чего стало образование последней правящей элиты. Социальные слои населения, способные быть опорой державы, очень ослабли.

Ничто не могло уже вытащить Византию из сильнейшего кризиса. Государство не пеклось о своих гражданах, и обнищавший его гражданин не желал его защищать.

Гражданские войны в Византии закончились, но с этим престала существовать и сама держава, история суверенного государства завершилась. На Западе некогда мощной империи господствовали сербы, Восток подвергся агрессии турок. На островах и в Константинополе делом заправляли венецианцы и генуэзцы.

Трагизм положения заключался больше не в территориальных потерях, а в уничтожении сил, потенциально способных спасти державу. Но, обескровленный народ больше не мог оказать серьезную помощь Константинополю в его борьбе с ордами османов, да правительство и не искало помощи у масс. Византия просуществовала еще век после того, но тот период можно назвать затянувшейся агонией.

Император Михаил III назначает Василия Македонянина соправителем

Император Михаил III назначает Василия Македонянина соправителем

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня разговор пойдет о власти. Тема эта интересует многих и всегда вызывает бурные споры. А какова была природа власти в византийском государстве? И что это за явление – власть византийского императора?

Такая разная власть

Начнем с предыстории. Как известно, античность довольно подробно разрабатывала учение о власти. В классических трудах Аристотеля, Платона и других авторов нарисована картина, с которой до сих пор знакомят в наших высших учебных заведениях. Власть существует в трех основных разновидностях: власть одного, власть нескольких и власть всех – то есть монархия, олигархия, или аристократия, и демократия. Во всех этих трех разновидностях Аристотель предложил выделять еще позитивную и негативную фазы: если власть монархии вырождается, она становится тиранической; если власть аристократии вырождается, она становится олигархической; если вырождается демократия, она превращается в охлократию. Человечество с тех пор не придумало ничего нового, и на протяжении 2000 лет после Рождества Христова развиваются в разных вариациях именно эти три основные формы, которые, в зависимости от нравственности того или иного общества, могут быть как позитивными, так и негативными.

Конечно, необходимо отдать должное Римскому государству. Наверное, не будет преувеличением сказать, что Римская империя создала одну из самых совершенных моделей политического устройства, одну из самых лучших и эффективных форм власти, какая только возможна на земле.

Рим: император по… доверию

Император Август

Император Август

Основой власти Августа был его личный авторитет, и это очень важно. Фактически ему удалось сохранить некую иллюзию республики, но республики, которая обрела лидера – лидера, прежде всего, народного и военного. Император – это именно военная ипостась этого лидерства, и римские принцепсы нам известны именно как императоры, потому что они возглавляли самую мощную в мире армию. Но для гражданского общества они были, прежде всего, лидерами народа, и одна из ключевых их магистратур, если угодно, – это трибунская власть. Трибунскую власть могли иметь только люди благородного происхождения, то есть патриции, но у императора была именно власть, а не сам этот титул трибуна, и они были своего рода народными лидерами, вождями, которые фактически олицетворяли собою populus Romanus. И один из ключевых, основополагающих законов Римской империи как раз гласит, что принцепс – это человек, которому римский народ доверил свою власть.

Принцепс (император) – это человек, которому римский народ доверил свою власть

Очень важно здесь, как бы мы сказали сейчас, конституционное признание, что носителем власти в Римском государстве является народ, а принцепс, император – это тот человек, которому народ эту власть передает на определенных условиях. И условия эти таковы, что император должен заботиться, прежде всего, о безопасности государства, о соблюдении законности, и в то же время, поскольку это языческая империя, в которой большую роль играет религиозное представление о власти, он должен обеспечивать, выполнять еще и религиозные функции вождя, то есть связь с богами. Не случайно все римские принцепсы, начиная с Августа, были одновременно и верховными жрецами, и Римское государство в значительной степени было связано именно этим религиозным стержнем. Но, поскольку языческая религия не знает понятия духовности, а основана именно на понимании закона, то по мере вырождения идеалов нравственности, по мере исчезновения традиций, связанных с национальными, именно римскими категориями добродетели – империя становилась все больше, всё более многонациональной, на престол часто восходили люди, чуждые римской традиции, – к концу III века империя оказалась в глубочайшем кризисе.

Византия: новая демократия

Святой равноапостольный царь Константин

Святой равноапостольный царь Константин

Стержень империи – христианство


Именно Церковь создает ту внутреннюю структуру, которая дает возможность переживать тяжелейшие политические кризисы

И второй момент – это религиозный компонент организации общественного устройства: структура управления и социальная организация общества не ограничивалась властью. Вот это очень существенный момент для понимания природы византийского политического устройства: оно немыслимо вне религиозного стержня. Именно религия, именно Церковь создает ту тонкую внутреннюю структуру, которая дает возможность переживать тяжелейшие политические кризисы, сотрясавшие время от времени империю.

Христианская модель мирского устройства оказалась на удивление жизнеспособной. Гораздо более жизнеспособной, чем языческая ее предтеча – древнеримская языческая модель, поскольку даже статистика показывает, что в языческом Риме большинство императоров погибали, и любые конфликты, связанные с передачей власти, вырождались в тяжелейшие гражданские войны, так что государство часто рассыпалось на части.

Христианская Церковь, христианская сеть, которую Константин Великий внедрил, с помощью опеки государства создала очень мощный механизм противодействия этим тенденциям распада, и в дальнейшем, при серьезной политической нестабильности, при переворотах, многочисленных конфликтах, связанных с передачей власти, Византия не знала таких катастрофических гражданских войн, какие были обычным делом в языческом Риме. И большинство византийских императоров заканчивали свою жизнь не от ножа убийцы или яда; в крайнем случае – в монастыре или где-нибудь в тюрьме. Но сам вопрос об убийстве императора представлялся уже как нечто недопустимое.

Да здравствует деревня!

Самое важное, что империя не ограничивалась высшей властью императора или командованием армией. Римская империя с самого начала возникла как некая надстройка над огромным, пестрым и разнообразным полем муниципальных структур низшего уровня. Если угодно, это можно назвать, как сделал в свое время Т. Моммзен, огромным политическим союзом разнородных и многообразных политических организмов, скрепленных железным обручем римской армии и римского законодательного механизма во главе с императором. Но на местах, в разных городах, жизнь протекала так, как она протекала столетиями до римского завоевания, и огромную роль играло самоуправление. Эти традиции впоследствии были трансформированы и потеряли свою античную форму, привычную для IV–V веков, но, тем не менее, традиции самоуправления были очень сильны в византийской системе власти. Государство, правда, стало в значительной степени деурбанизированным, то есть из городской, по преимуществу урбанистической, страны Римская империя позднего времени стала в основном страной крестьянской, но именно на этом крестьянском, сельском уровне и развивалось очень интенсивно самоуправление византийских общин. Фактически именно на них держалась византийская армия, на этих сельских обществах, и когда возникала потребность давать отпор врагу, именно самоорганизация крестьянского населения, естественно под руководством центральных властей, создавала ту удивительную, свойственную именно Византии армию, которая, с одной стороны, была фактически бесплатной для государства, а с другой – была очень эффективна, потому что люди защищали свою родину.

Нечто похожее было в свое время и у нас в России, когда во времена Московской Руси и в XVII веке, да отчасти и в XVIII-м, Россия представляла собой удивительную картину: под скипетром монарха, под железной рукою императора или царя существовали тысячи крестьянских общин, в которых действовало самоуправление. Как иногда говорят, сотни тысяч крестьянских республик уживались под властью одного монарха.

Соединение жесткой монархической вертикали и горизонтали самоуправления обеспечивало государству выживаемость

И именно такая структура – соединение жесткой монархической вертикали и горизонтали самоуправления – обеспечивала государству выживаемость в самых сложных условиях.

Византия тоже обладала этим удивительным качеством, которое приводило к регенерации империи в случае, например, внешнего вторжения, как это произошло в 1204 году, когда взятие Константинополя крестоносцами привело фактически к гибели центрального аппарата власти, к разрушению системы имперской администрации. Тем не менее, на местах оставалась власть народных общин в деревне и аристократии в городах. И очень быстро империя воссоздала свою структуру. Причем она оказалась даже еще более здоровой, чем классическая имперская, потому что гораздо меньше ресурсов уходило на содержание центрального аппарата, гораздо больше самостоятельности получали на местах правители и предводители народных дружин, и византийское войско стало более эффективным.

Слабое звено


Поэтому тот период, который начался в XII веке, византийскими историками, специалистами по каноническому праву оценивался как отступление от классических традиций государственной власти, как предательство дела святого Константина и последующих императоров, вплоть до Василия II Болгаробойцы, который считался самым великим и в то же время последним в плеяде государей, умевших поддерживать жесткую вертикаль власти и широкое поле гражданского самоуправления, основанного на крестьянской собственности на землю.

Читайте также: