Учреждение цехов и гильдий при петре 1 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Задолго до введения в России гильдий, отечественные торговцы и купцы объединялись в различного рода союзы и корпорации, что вполне естественно, для столь рискованной, даже в наши дни профессии.

В XVI-XVII веках наиболее активная часть купцов и посадских людей, занимавшихся торговлей, была разделена по имущественному признаку на первостатейных, средне-статейных и третье-статейных.

Основание гильдий в России при Петре

При проведении реформ сверху, со стороны государства, оформление гильдий с самого начала имело две цели – фискальную для обеспечения большего сбора налогов, и управленческую, через прикрепление торгового люда к определённым местам, посадам и оформления сословий.

Вообще, внутренняя политика российских императоров XVIII века имела совершенно явную целью оформления, упрочнения и регламентации сословной системы, которая являлась не просто средством упорядочения отношений внутри общества, но и позволяла обеспечить внутреннее самоуправление внутри каждого сословия.

В те времена, государство не обладало ещё достаточно многочисленным и обширным бюрократическим классом и опиралось на органы самоуправления, существовавшие в каждом из сословий.

Новая схема имущественного деления торговых людей взяла за основу прежнее статейное или степенное разделение жителей посада. В последующие годы система разделения на гильдии претерпевала неоднократные изменения и окончательно оформилась при Екатерине Второй.

Гильдии купцов при Екатерине Второй

Будучи освобождены от подушной подати, купцы трех гильдий должны были платить сбор размером в 1% от заявленного капитала. Жалованная грамота городам 1785 года дополнила манифест и дала купцам различных гильдий монопольное право на ведение того ли иного вида торговой и промышленной деятельности.

Первая гильдия состояла из купцов с капиталом более 10 тысяч рублей и ее члены обладали правом заграничной торговли и владения морскими судами. Вторая гильдия – капитал от 1 до 10 тысяч рублей, с правом владения фабричными производствами и речными судами.

Соответственно, третья гильдия имела капитал от 500 до 1000 рублей, а её члены занимались малой торговлей и ремеслом, содержали трактиры и постоялые дворы. Несмотря на то, что в дальнейшем система разделения купечества на гильдии неоднократно пересматривалась, менялись размеры сборов, а также правила отнесения к третьей гильдии, которая и вовсе было ликвидирована после отмены крепостного права, в целом, в своих основных принципах гильдии окончательно сформировались при Екатерине Второй.

Расцвет гильдий пришелся именно на период от времени правления Екатерины Второй до отмены крепостного права, после чего с началом формирования капиталистических отношений, принадлежность к гильдиям носила скорее символический характер, вплоть до падения империи в 1917 году.

Зачем учредили

Члены купеческого сословия освобождались от подушной подати и рекрутской повинности, а члены первой и второй гильдий даже от телесных наказаний. Принадлежность к более высокой гильдии, давала возможность осуществлять новые виды торговли и ремесленной, промышленной деятельности.

Серьёзным стимулом для включения купцов в более высокую гильдию, а значит и для повышения налоговых сборов в пользу государства, стали символические привилегии. Принадлежность к высшим гильдиям давала возможность пользоваться теми или иными правами, доступными для дворянского сословия и высшего общества, а члены первой гильдии имели больше шансов на получение дворянского титула.

Гильдии обладали своим собственным самоуправлением, занимавшимся сбором налогов и выдачей купеческих свидетельств, что играло на руку государству, которое предпочитало опираться на подобные объединения внутри каждого сословия.

Помимо прочего, уже в пореформенный период в 1860-1880 годы, с развитием земского местного самоуправления, купеческие торговые объединения и их предводители, стали одной из основ формируемых в стране земств, сыграв большую положительную роль для государства в целом.

Как в ранее существовавших купеческих объединениях, так и в гильдиях, оформились свои собственные понятия о сословной чести, о верности купца своему слову. Без сомнения, подобные внутренние установления среди российского купечества пошли на пользу не только экономике государства, но и культурному развитию, нравственному состоянию общества.

Все это не могло появиться вне собственных сословных союзов купцов, то есть, тех самых гильдий.

По разным причинам, купеческие гильдии и само купечество как особое российское сословие, отличное от европейской буржуазии, не смогли вписаться в российскую капиталистическую экономику образца второй половины XIX - начала XX века и это сыграло свою роль в будущей трагической судьбе империи.

О том, как государство формировало систему контроля за качеством ремесленной продукции и регулировала процесс обучения мастеровых рассказывает в четвертом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

Ни одна сфера жизни в России не избежала радикальных реформ Петра I. В 1722 году особым указом императора в России было введено цеховое устройство ремесленников.

Нечто вроде цехов у ремесленников существовало и ранее, но это были часто самодеятельные организации, создававшиеся обычно стихийно, снизу для защиты прав ремесленников. Такие объединения существенно отличались друг от друга по порядкам и уставам, и их права не были четко регламентированы государством.

В литературе высказывалось мнение о том, что как во многих других, так и в данном случае мы видим копирование Петром I западноевропейских примеров. Но, во-первых, в Западной Европе средневековые цехи уже отживали свой век и считались архаикой. Зачем было просвещенному реформатору перенимать уже отработанные формы? Во-вторых, согласно реформе царя, российские цеха не были полной копией жестких европейских объединений ремесленников.

Полностью перенять опыт Запада и четко регламентировать права ремесленников в России предлагалось и ранее, еще в XVII веке, Юрием Крижаничем, хорватским богословом, поступившим на царскую службу в Москву. Позднее, уже современник Петра, первый в России экономист-теоретик Иван Посошков тоже предлагал создать в России цехи по европейскому образу и подобию.

Выражаясь современным языком, речь шла о том, что недостаточно подготовленные мастера, пользуясь отсутствием правовых ограничений, самовольно выходили со своими низкокачественными изделиями на рынок, сбивали цены и обрекали настоящих умельцев на бедность из-за сокращения спроса на их качественные, но более дорогие вещи.

Когда ученик какого-нибудь ремесла выучивался своему делу, то дворцовые приказы наводили справку у мастера, и приказные люди старались убедиться в том, насколько ученик успел обучиться своему ремеслу.

Таким образом, Петр I, похоже, не ставил своей целью переселить западноевропейский институт на русскую территорию в полном его составе. Он заимствовал лишь некоторые основные положения: обязательность ученичества, выбор старейшин, необходимость свидетельства от мастера и известного испытания для права на открытие собственной мастерской.

Всего остального, всех многочисленных правил иностранных цеховых уставов, всей сложной регламентации жизни ремесленника в самых разнообразных направлениях, связанной с цеховым строем, он совершенно не коснулся, о них ничего не упоминается. Так, например, о подмастерьях петровская реформа говорит лишь вскользь, не нормируя этой стадии работ.

Что же касается тех немногих моментов, которые регулируются петровскими указами, то они вполне имели почву под собой в истории русского ремесленничества и в значительной мере уже ранее существовали у нас в силу обычая, отчасти и на основании различных законодательных актов.

Далее, согласно реформе Петра I, каждый цех состоял из членов двух категорий, членов полноправных и неполноправных. К первым принадлежали все мастера цеха, то есть имеющие право производить ремесло самостоятельно и держать подмастерьев и учеников; последние обе группы составляли категорию неполноправных членов.

Немаловажным, видимо, было и стремление государства создать систему контроля за качеством ремесленной продукции. Ведь отныне мастер обязан был ставить личное клеймо на изделии. Важнейшим следствием цеховой структуры ремесла было упорядочение практики ученичества и закрепление прав учеников. Как следствие при Петре I ученичество приняло огромное распространение.

Коллегии при Петре Первом начали создаваться в 1717 году. Все они имели единую систему управления: 1 президент, 1 вице-президент, 4 советника (генералы) и 4 асессора (полковники). Каждая коллегия имели широкие полномочия. В частности, им разрешалось выступать в качестве законодательного органа. При Петре 1 было создано 12 коллегий: военная, адмиралтейская, чужестранных дел, берг, мануфактур, главный магистрат, вотчинная, юстиц, камер, штатс-контор, ревизион, коммерц. С 1721 года ликвидируется патриаршество. Взамен создается 13-ая коллегия - Духовная. В дальнейшем ее трансформировали в Синод.

Коллегии в России при Петре 1

Создавая новую систему управления страной, Петр фактически ликвидировал систему Приказов, функционировавших ранее. При этом Петр занимался любимым делом - проводил реформы на западный манер. Большинство коллегий создавались не в виду острой необходимости, а по причине желания перенять еще что-то у запада. Например, 3 финансовые учреждения (камер, штатс-контор и ревизион) были полной копией аналогичных шведских коллегий. Тем не менее большинство коллегий просуществовали достаточно долго. Они исчезли только в результате реформаторской деятельности Екатерины 2 и Александра 1.

Рассмотрим более подробно каждую коллегию, ее задачи и руководителей.

Здание 12 коллегий в Санкт-Петербурге

Военная коллегия

Указ о создании Военной коллегии был подписан Петром 1 в конце 1719 года, а работать ведомство начало с началом 1720 года. Общая численность ведомства по указу составила 530 человек, в том числе и 454 солдата, приписанных к коллегии. При этом 83 места были вакантными, так как в России остро не хватало профессиональных офицеров. Военное ведомство подразделялось на 3 структуры:

  1. Армейское - действующая сухопутная армия.
  2. Артиллерийское - ведало делами артиллерии.
  3. Гарнизонное - войска, несшие гарнизонно-караульную службу.

Руководителями ВК при Петре Первом значились:

  • Меншиков Александр Данилович (1719-1724)
  • Репин Аникита Иванович (1724-1726)

Ведомство упразднено по указу 1802 года от 7 сентября. Она прекратила самостоятельное существование и передала свои функции Министерству.

Адмиралтейская коллегия

Адмиралтейств-коллегия была создана в 1717 году. Основанием послужил указ от 22 декабря 1717 года. Ведомство управляло всем флотом России, как гражданским, так и военным. С момента формирования коллегии, до смерти Петра 1, ею заведовал Апраксин Федор Матвеевич. Его заместителем значился норвежец, Крюйс Корнелиус.

С 1723 году Адмиралтейство подразделялось на 12 контор: адмиралтейская (вопросы работы верфей), цейхмейстерская (артиллерия), комиссариатская (решение проблем служащих), подрядная (ведение подрядов), провиантская (вопросы продовольствия), казначейская (финансовые вопросы), цалмейстерская (выдача жалования), контролерская (надзор за финансами), мундирная (вопросы обмундирования), обер-сарваерская (непосредственное кораблестроение и прием материалов для этого), вальдмейстерская (управление лесами для нужд флота), московская.

Адмиралтейство при Петре 1

Самостоятельное существование коллегия завершила в 1802 году, когда перешла под контроль Морского Министерства. Окончательное же прекращение существования относится к 1827 году, когда орган стал совещательным и никаких практических задач не решал.

Коллегия иностранных дел

Коллегия иностранных (чужестранных) дел была создана в 1718 году. Она преобразована из Посольского приказа. С 1717 по 1734 годы (время царствования Петра Великого, Екатерины 1, Петра 2 и Анны Иоанновны) ведомством управлял Головкин Гаврила Иванович. Коллегия являлась аналогом современного министерства иностранных дел. Именно эта государственная структура решала все вопросы, связанные со взаимоотношения с другими (чужими) государствами.

Коллегия существовала до 1802 года, когда было создано министерство иностранных дел, которому перешли многие функции коллегии. Окончательное же упразднение пришлось на 1832 год.

Берг-коллегия

Берг-коллегия была сформирована в 1719 году и отвечала за горнорудную промышленность Российской Империи. То есть, ведомство управляло тяжелой промышленностью. Специфика ее работы регламентировалась задачами, поэтому основные центры работы были сосредоточены на Урале и в Сибири. При жизни Петра 1 коллегией управлял Брюс Яков Вилимович. Важно отметить, что при Петре берг-коллегия работала совместно с Мануфактур-коллегией, поэтому Брюс руководил обоими департаментами. Основная задача этого органа - стараться расширять и увеличивать количество промышленных предприятий, прежде всего, в районе Урала. Коллегия работала с перерывами. Непрерывная работа осуществлялась в периоды 1719-1731 (закрыта Анной Иоанновной), 1742-1783 (закрыта Екатериной 2), 1797-1807 (ликвидирована Александром 1).

Тяжелая промышленность России 18 века

Мануфактур-коллегия

Мануфактур-коллегия создана в 1719 году. Ее основная задача заключалась в создании мануфактур. То есть, основная сфера ответственности - легкая промышленность.

Руководители при Петре 1:

  • Брюс Яков Вилимович (1719-1722) - совмещал пост с президентством в берг-коллегии.
  • Новосильцев Василия Яковлевич (1722-1731).

После смерти Петра, в 17272 году мануфактур-коллегия была ликвидирована. Восстановили ее только в 1742 году. В 1779 году опять прошла ликвидация, но в 1796 году вновь восстановили. Окончательно упразднено управление в 1805 году. Приказ о закрытии был подпиmanufactur802 году.

Коммерц-коллегия

С 1731 года данной структуре были отданы функции трех коллегий, которые временно прекратили работу: берг, мануфактур, главный магистрат. Функции первых двух исполнялись до 1742, а магистрата до 1743 года.

27 сентября 1796 Екатерина 2 подписывает указ о закрытии коммерц-коллегии. Это требовало определенного времени, но уже 2 ноября Екатерина 2 умерла, а Павел 1, занявший престол после нее, коммерц сохранил указом от 30 ноября 1796 года. Либеральные реформы Александра создали Министерство финансов, при котором временно работала коллегия, но с существенным ограничением полномочий. Окончательное упразднение ее относится к 1824 году, когда 8 января был подписан соответствующий указ.

Камер-коллегия

Камер-коллегияКамер-коллегия была создана в 1718 году. Это было любимое детище Петра, поскольку это ведомство занималось налогами, к которым царь-император был крайне благосклонен.

В петровскую эпоху на посту президента Камер-канцелярии сменилось 3 человека:

Коллегия без серьезных изменений функций существовала до 1785, после чего ее временно закрыли. Последний период ее работы, 1797 - 1801, связан с контролем за откупами.

Штатс-контор-коллегия

Штатс-контор-коллегия создавалась Петром в 1717 году для выполнения функций ведения государственных расходов. Здесь Петр копировал шведскую модель, где функционировали одноименные финансовые учреждения (камер - прибыль, штатсконтор - убытки, ревизион - контроль).

Еще при жизни Петра штатс-контор-коллегия перешла под начало Сената. Произошло это в 1723 году. Самостоятельность органу возвращена Анной Иоанновной в 1730 году. В таком виде коллегия существовала до 1780 года, когда Екатерина 2 ее ликвидировала.

Ревизион-коллегия

Ревизион-коллегия была создана в 1717 году для надзора за финансами страны. До 1723 года органом управлял Долгоруков Яков Федорович. Позже Ревизион на 2 года лишилась статуса самостоятельности. С 1723 по 1725 годы коллегия была переведена под контроль Сената. С возвращением самостоятельности, коллегию возглавил Бибиков Иван Иванович.

Коллегия существовала до 1788 года, когда ее ликвидировала реформами Екатерины 2. Также следует отметить, что в период непродолжительного царствования Петра 2, Ревизион работала в Москве.

Юстиц-коллегия

Суд в России 18 века

Указ о создании юстиц-коллегии был подписан Петром Первым в 1717 году, а работа ее началась год спустя, в 1718. Орган выполнял функции верховного суда России под всеми типами дел. Также коллегия отвечала за работу судов. В петровскую эпоху этим органом управляли 2 человека:

Уже после смерти Петра 1 юстиц-коллегию наделяли дополнительными полномочиями. В ее ведение была передана “крепостная контора” (до 1740 года и сыскной приказ (1730-1763 гг). Проведение реформ Екатериной 2 прекратили существование юстиц коллегии. Ее ликвидировали в 1780 году.

Вотчинная коллегия

Вотчинная коллегия возникала в 1721 году на базе Поместного приказа. Она отвечала за все дела, связанные с земельным вопросом (регистрация поместий, переход земель между людьми, выдача земли, конфискация и так далее. Изначально коллегия работала в Москве, но после 1727 года переехала в Санкт-Петербург.

С 1717 по 1721 годы земельными вопросами ведала юстиц-коллегия. В дальнейшем Вотчинная канцелярия функционировала без серьезных потрясений и изменений до реформ Екатерины 2, по которым был создан вотчинный департамент, а коллегию закрыли в 1786 году.

Главный магистрат

Создавался как единый орган, управляющий всеми магистратами городов Российской Империи Главный магистрат начал работу в 1720 году. Кроме непосредственного управления городами, в его функции входило утверждение всех судебных решений в городах: как гражданских, так и уголовных. Также происходил контроль над сбором налогов в городах.

Президенты коллегии при Петре:

  • Трубецкой Юрий Юрьевич (1720-1723)
  • Долгоруков Алексей Георгиевич (1723-1727)

После смерти Петра 1, магистрат был переименовал в Ратушу (1727 год). В 1743 году органу вернули название Главного магистрата, но перевели из Петербурга в Москву. Упразднен магистрат в 1796 году.

Петр I

Петр I

В начале своего периода правления Пётр Первый пытался использовать систему местного управления, которая была сложена до него. При этом, он планировал вводить в неё собственные дополнения и элементы.

Суть и основные положения городской реформы Петра I

Десятого марта 1702 года царь подписывает один из главных указов будущей городской реформы, согласно которому отныне участие в управлении уездами могли осуществлять не только воеводы, но и выборные представители дворянства. Развивая интересы этого высшего сословия, которое выступало в качестве основы петровского абсолютистского государства во всех уездах создавались так называемые дворянские советы из нескольких представителей этого класса, которые там проживали. Спустя три года данный порядок приобрёл статус обязательного. По мнению Петра, такое внедрение в управление могло повысить эффективность работы.

Создание губерний и административных округов

Ещё спустя три года правитель подписывает указ, согласно которому Россия была разделена на восемь административных округов, которые были названы губерниями. В их список входили:

  • Сибирская;
  • Азовская;
  • Казанская;
  • Архангельская;
  • Смоленская;
  • Киевская;
  • А также Ингерманландская и Московская губерния.

Губернии, в свою очередь, разделялись на провинции во главе с воеводами, а те – на уезды или дистрикты.

Данное преобразование фактически изменило всю систему местного самоуправления. В качестве главной цели реформы выступало актуальное на тот момент обеспечение армии всеми необходимыми вещами. При этом, с распределёнными по губерниям армейскими полками устанавливалась прямая связь губерний через так называемый институт кригскомиссаров.

Данная реформа не только привела к сосредоточению всех административных и финансовых полномочий в руках местных губернаторов, но и сформировала огромную сеть бюрократических учреждений в которую входило большое количество чиновников.

Стоит отметить, что ещё в 1699 году для предоставления широкого спектра прав купечеству правитель планировал провести первую городскую реформу, которая впервые вводила в русском государстве элемент городского самоуправления.

При всём несовершенстве данная реформа имела принципиальное значение. Особенно, учитывая его заинтересованность в подъёме, по образу западных меркантилистов, городского торгово-промышленного класса. Таким образом, фактически была предпринята попытка наделить русские города собственными правами и статусом, вместе с собственной организацией, что, безусловно, приближало бы русские города к городам развитой западной Европы.

Создание бурмистерской палаты

Для достижения этой цели многие русские города выводились из-под власти воевод и их управление передавалось бурмистрам, которые избирались посадским населением этих городов. Царь Пётр открывает в Москве Бурмистерскую палату, которая совсем скоро стала называться Ратушей. Этот орган должен был регулировать работу местных бурмистров, которые ведали сборами и доставкой в Москву государственных пошлин, сборов и налогов.

Управление во всех других городах осуществлялось находящимися там земскими избами с бурмистрами. В начале второй городской реформы в 1720 году Пётр Первый создаёт в Петербурге по западноевропейскому образцу Главный магистрат, который регулировал деятельность городских магистратов, избираемых в больших русских городах.

Регламент 1721 года. Создание магистратов

Также, регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии. В первую входили:

  • серебряных дел мастера и иконописцы;
  • живописцы;
  • шкиперы купеческих судов;
  • аптекари;
  • доктора;
  • купцы;
  • банкиры.

Ко второй гильдии регулярных граждан относились:

  • мелкие торговцы;
  • сапожники;
  • портные;
  • столяры;
  • ремесленники.

Однако, такое деление горожан оказалось чисто формальным, ведь занимающиеся им военные ревизоры заботились, прежде всего, о повышении числа плательщиков подушной подати и довольно часто из-за этого включали в определённые гильдии людей, которые не имели к ним отношения.

Итоги городской реформы Петра I

В целом, городская петровская реформа, которую так долго планировал и воплощал в жизнь русский император Пётр Первый оказалась по факту незавершённой. При этом, многим из нововведений (к примеру, магистратам и губерниям) удалось надолго пережить их создателя и принести немалую пользу государству.

Ещё в период правления Петра усилилось противостояние между земскими и бюрократическими учреждениями, которые со временем полностью подчинил и подавил деятельность выборных органов местного самоуправления.

Схема: городская реформа Петра I (1699-1720 гг.)

Схема: городская реформа Петра I

Схема: городская реформа Петра I

Схема: система органов управления при Петра I

Система органов управления при Петре I

Система органов управления при Петре I

Читайте также: