Учредительная власть это кратко

Обновлено: 08.07.2024

Учреди́тельная вла́сть — независимая и самостоятельная публичная власть, занимающая место в разделении властей наравне с законодательной, исполнительной и судебной властями. Наличие учредительной власти предусмотрено в конституционной доктрине Франции и Колумбии. Учредительной власти принадлежат полномочия по принятию или существенному изменению конституции государства. Учредительная власть может осуществляться законодательными органами, специальными учредительными собраниями, непосредственно избирательным корпусом через референдум. В некоторых исключительных случаях осуществление учредительной власти берут главы государств или правительств (октроирование конституций).

Учредительная власть подразделяется на первоначальную и установленную (производную). Основной задачей первоначальной учредительной власти является создание конституционной основы государства, определение формы правления, разделения властей, национально-государственного и территориального устройства, системы прав и свобод граждан, направление и содержание общегосударственной политики. Первоначальная учредительная власть появляется вследствие смены старого конституционного порядка. Установленная учредительная власть производна от первоначальной, ее назначением является внесение изменений и дополнений (поправок) в действующую конституцию В Российской Федерации установленной учредительной властью наделено Конституционное собрание.

Новые подходы к разделению властей повлекли закрепление в конституциях некоторых стран ветви избирательной, контрольной, гражданской власти[317].

Исследователи констатируют, что в конституционных актах некоторых стран выделяется до шести самостоятельных ветвей власти[318].

В.Е. Чиркин отмечает, что в конституциях некоторых стран названо пять ветвей власти (в Конституции Венесуэлы 1999 г. кроме трех традиционных – законодательной, исполнительной и судебной власти названы также избирательная и гражданская власть), иногда фигурируют четыре ветви власти (три традиционные и избирательная, например, в конституциях некоторых латиноамериканских стран)[319].

Однако вопрос о деятельной разработке отечественным конституционным правом теории учредительной власти, которой придерживаются в своей конституционной практике многие государства, стал достаточно актуальным только в последнее время[321]. Обоснование этого интереса видится, прежде всего, в практическом его применении, прежде всего, в необходимости разработки и принятия предусмотренного Конституцией страны Федерального конституционного закона о Конституционном Собрании.

Ю.А. Веденеев и В.В. Смирнов подчеркивали, что в механизме разделения властей в его российском варианте должно быть найдено место для избирательной власти, через которую в первую очередь реализует свой суверенитет гражданское общество, и который выражает фундаментальное разделение между обществом и государством функций политического государства и управления[324].

В дальнейшем авторы исследовали концепцию избирательной власти и ее конституционные основы, определяли ее место в существующей системе разделения властей, предлагая выделить избирательную власть как ветвь государственной власти и т. д.[327].

Итак, анализ работ, посвященных избирательной власти показывает, что ее субъектом-носителем называют граждан, избирательный корпус, гражданское общество, систему избирательных комиссий.

К полномочиям избирательной власти относят, основные вопросы государственной жизни; трансформирование политической власти в государственную. Формами ее осуществления называют демократический избирательный процесс, выборы, референдум, народную законодательную инициативу и другие способы.

Народ, принимая конституцию, учреждает форму конкретного государства. Право избирать собственную форму правления, сменить или изменить ее является неотъемлемым, неотчуждаемым и суверенным правом народа[333].

Н.Н. Балагурова считает, что верховенство власти народа выражается в том, что народ путем принятия конституции, а также другими способами определяет основы общественно-политического строя и государственных отношений[335].

Н.В. Еленин признавая особый конституционно-правовой характер учредительной власти, аргументирует его следующим:

1) социальная функция (назначение) нормотворчества учредительной власти (разработка и принятие особых законов, определяющих государственный и социальный строй страны);

3) процедура осуществления учредительной власти, отличающаяся от обычного законодательного процесса;

4) конституционно-правовая основа деятельности учредительной власти (правовые нормы, устанавливаемые учредительной властью в качестве нормативной основы деятельности законодательной власти, саму учредительную власть не связывают)[341].

Один из важнейших вопросов – может ли учредительная власть осуществляться не только народом. Главное – в принадлежности народу учредительной власти, под которой обычно понимают его высшую власть установить для себя конституцию и по мере надобности изменять ее.

Основываясь на этой дефиниции, Ю. Гачек делает вывод о том, что эта власть не может осуществляться представителями. Если, тем не менее, последнее имеет место, т. е. там, где представители народа разрабатывают конституцию, они являются лишь поверенными народа, акты которых должны быть утверждены самим народом[342].

В современной науке конституционного права выделяют две основные разновидности учредительной власти: учредительную власть социальных общностей и учредительную власть государственной власти и должностных лиц[343].

Неоднозначен вопрос о делении учредительной власти федерального уровня и субъектов Российской Федерации[344].

В.Д. Граждан считает возможным выделение учредительной ветви государственной власти. По его мнению, система государственной власти в Российской Федерации может быть представлена учредительной, законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти[345].

Во французской конституционной доктрине выделяют первоначальную и институционализированную учредительную власть[347].

Рассмотрим подходы к наполнению системы установленной учредительной власти.

В.М. Гессен считал конституционным государство, в котором народ или народное представительство принимают решающее участие в осуществлении законодательной и учредительной власти[351]. Таким образом, в осуществлении учредительной власти, по мнению В.М. Гессена, мог принимать как народ, так и народное представительство.

По мнению О.Е. Шишкиной учредительная власть осуществляется непосредственно народом, и через органы государственной власти, в том числе через специально создаваемые учредительные органы[352].

В.В. Бриксов пишет, что учредительная власть реализуется непосредственно через всероссийский референдум и представительные формы (Конституционное Собрание, Федеральное Собрание и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации)[355].

К группе производных органов учредительной власти некоторые авторы относят не только органы представительной власти. Так, И.Н. Гелиева к органам учредительной власти относит парламент, надпарламентские структуры[356]; О.И. Рабцевич пишет об учредительной власти законодателя[357]; К.В. Черкасов – о полномочиях органов государственной власти в учредительной сфере[358].

Возникает правомерный вопрос о полномочиях органов установленной учредительной власти[359].

Рассматривая избирательные комиссии как государственно-властные органы учредительной власти, Ю.Ф. Петров отмечает, что их деятельность также ограничена конкретной целью – подготовкой и проведением выборов[362].

Иной точки зрения придерживается Б.С. Эбзеев. Учредительная власть, – по мнению Б.С. Эбзеева, может осуществляться не только самим народом, но и его чрезвычайными представителями – Конституционным Собранием; эти представители, выступая от имени народа, не связаны каким-либо поручением; при этом представители народа, осуществляющие учредительную власть – Конституционное Собрание – должны только учредить Конституцию, т. е. разработать проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование, либо они подтверждают неизменность действующей Конституции Российской Федерации…[363].

Остановимся на современном регулировании в Российской Федерации органов, в чью компетенцию вменены разработка и принятие основных законов. К производным формам учредительной власти можно отнести специально создаваемые с целью разработки, в некоторых случаях и принятия основного закона, органы[365].

На федеральном уровне это Конституционное Собрание, ФКЗ о котором еще не принят, статус не урегулирован. Высказываются различные точки зрения на эту новеллу в российской правовой действительности[366].

Конституционное Собрание, вероятно, должно быть представительным федеральным органом государственной власти с ограниченным сроком действия, особым статусом и специальной компетенцией. Остается открытым вопрос о представительстве его членов и необходимости отдельного представительства субъектов Российской Федерации[367], тем не менее представительный характер и коллегиальность принятия решения не оставляет сомнений. Вопросы профессионализма, работоспособности, неангажированности[368] – важны и требуют максимального учета, не смотря на то, что кажутся взаимно исключающими друг друга.

На федеральном уровне были разработаны и внесены в Государственную Думу Федерального Собрания РФ несколько проектов Федерального конституционного закона о Конституционном Собрании (в 1997 г. – депутатами Государственной Думы О.О. Мироновым и А.И. Лукьяновым; в 1998 г. – депутатом Государственной Думы В.П. Зволинским; в 2000 г. – 1) депутатами Государственной Думы Б.Б. Надеждиным, А.И. Лукъяновым, В.В. Володиным, Е.Б. Мизулиной, В.А. Крюковым; 2) депутатом Государственной Думы С.А. Ковалевым[369]). Как известно, инициатива не дошла до логического завершения – Федерального конституционного закона о Конституционном Собрании нет до сих пор.

В Конституциях некоторых субъектов закреплен аналогичный институт специально создаваемого органа для разработки и принятия Конституции – примером может быть Республика Дагестан[370], Кабардино-Балкарская Республика.

Конституцией Республики Тыва за Конституционной комиссией предусмотрено только право разрабатывать проект новой Конституции Республики, который Палата представителей выносит на референдум Республики[371].

Конституционная комиссия Республики Хакасия после рассмотрения предложений об изменении Конституции Республики может только предложить Верховному Совету подтвердить неизменность Конституции Республики Хакасия, либо внести в нее изменения и дополнения[372].

Конституционное Собрание Республики Марий Эл было исключено из Конституции Республики 29 июня 2005 г.

Конституционная комиссия Республики Башкортостан является совещательным органом, создаваемым в целях организации и проведения научно-правовой экспертизы, разработки предложений по проекту Закона для внесения в Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан субъектами права внесения предложений о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан[373].

Субъекты федерации в некоторых случаях урегулировали вопрос формирования этого учредительного органа. Конституционное Собрание Кабардино-Балкарской Республики, например, состоит из депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Кабардино-Балкарской Республики, депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики и депутатов органов местного самоуправления всех уровней Кабардино-Балкарской Республики[374].

Конституционная комиссия Республики Башкортостан, формируется указом Президента Республики Башкортостан из числа представителей органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, политических партий, иных общественных объединений, профсоюзов, религиозных объединений.

Следует отметить, что практика создания совещательных и координационных органов (Республики Башкортостан, Забайкальский край) подменяет и выхолащивает идею учредительного органа. Конституционная комиссия Республики Башкортостан, будучи совещательным органом, формируется указом Президента Республики Башкортостан из числа представителей органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, политических партий, иных общественных объединений, профсоюзов, религиозных объединений[376].

Комиссия по разработке проекта Устава Забайкальского края являлась координационным органом, образованным для разработки проекта Устава вновь образованного Забайкальского края и ее состав утверждался Губернатором Забайкальского края[377].

Конституционная комиссия Республики Хакасия после рассмотрения предложений об изменении Конституции Республики может только предложить Верховному Совету подтвердить неизменность Конституции Республики Хакасия, либо внести в нее изменения и дополнения.

Конституционная комиссия Республики Башкортостан – совещательный орган, создаваемым в целях организации и проведения научно-правовой экспертизы, разработки предложений по проекту Закона для внесения в Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан субъектами права внесения предложений о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан.

Помимо органов с полномочиями разработки и принятия основного закона, к органам учредительной власти относят конституционные суды. Следует согласиться и с мнением, что толкование принципов и норм столь универсального характера и столь высокого ранга, как конституционные, наделяет (в определенном смысле) конституционный суд учредительной властью, а его актам придает конституционно-атрибутивный характер[378].

Судья Конституционного Суда Российской Федерации проф. Н.В. Витрук указывает на то обстоятельство, что конституционный суд, в известном смысле и в известных пределах, творит право, определяя тенденции развития законодательства, создавая прецеденты толкования конституции и законов, заполняя пробелы в самой конституции[379].

Эту теоретическую идею поддержали в Калининградской области. Там, согласно Устава, проекты уставных законов Калининградской области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) рассматриваются Калининградской областной Думой после получения заключения Уставного Суда Калининградской области[380].

Таким образом, к производным органам учредительной власти можно отнести специально создаваемые и постоянно действующие органы (выборные).

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 1 учредительная власть

УЧРЕДИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - УЧРЕДИ́ТЕЛЬНАЯ ВЛА́СТЬ - независимая и самостоятельная публичная власть (см. ВЛАСТЬ), занимающая место в разделении властей наравне с законодательной, исполнительной и судебной властями. Наличие учредительной власти предусмотрено в конституционной доктрине Франции и Колумбии. Учредительной власти принадлежат полномочия по принятию или существенному изменению конституции государства. Учредительная власть может осуществляться законодательными органами, специальными учредительными собраниями, непосредственно избирательным корпусом через референдум. В некоторых исключительных случаях осуществление учредительной власти берут главы государств или правительств (октроирование конституций).

Учредительная власть подразделяется на первоначальную и установленную (производную). Основной задачей первоначальной учредительной власти является создание конституционной основы государства, определение формы правления, разделения властей, национально-государственного и территориального устройства, системы прав и свобод граждан, направление и содержание общегосударственной политики. Первоначальная учредительная власть появляется вследствие смены старого конституционного порядка. Установленная учредительная власть производна от первоначальной, ее назначением является внесение изменений и дополнений (поправок) в действующую конституцию В Российской Федерации установленной учредительной властью наделено Конституционное собрание.

Учредительное собрание, как правило, полностью выборный, однопалатный, временный и имеющий целевое назначение орган. Оно избирается гражданами страны и после выполнения им поставленной задачи (принятие конституции) обычно прекращает свою деятельность. Считается, что, если учредительное собрание сформировано на основе демократических принципов избирательного права и пропорциональной избирательной системы, оно обладает представительным характером. Это положение обеспечивается тем, что в нем представлены основные политические партии и организации, выражающие интересы всех социальных групп. Такое учредительное собрание способно выразить и закрепить в конституционных нормах действительное соотношение социальных сил. Составляющие его фракции имеют возможность детально подготовить и обсудить все положения конституции, выработать и утвердить ее окончательный текст. Учредительное собрание может выработать проект конституции и внести его на одобрение народа (референдум) через избирательный корпус либо принять Основной Закон самостоятельно.

© При копировании любой части текста ссылка на сайт обязательна

Новые статьи

Самые популярные статьи

Новый фриланс 24

Новый фриланс 24 - При копировании активная ссылка на сайт обязательна! 2016-2022

Учредительная власть - что это такое, определение и понятие - 2021 - Economy-Wiki.com

Учредительная власть - это власть, которой обладает определенный народ, чтобы конституировать себя как государство. Таким образом, можно свободно принимать законы и политическую организацию, которая им больше всего подходит.

Когда граждане определенной территории организуются и наделены необходимыми инструментами для создания нового государства или его новой перестройки, как это происходит при переходе к демократии, мы называем конституционной властью способность, которую эти народы должны выполнять. это.

Поскольку владение этой властью принадлежит гражданам, мы будем говорить только об учредительной власти в случае демократии. Хотя потом качество того же недостаточное.

В тех случаях, когда смена режима была продвинута насильственным путем, особенно посредством государственных переворотов, чья воля принадлежит военным или руководителю государственного переворота, мы не можем говорить о конституционной власти. Что ж, он не отвечает необходимым требованиям, чтобы считаться таковым.

Происхождение учредительной власти

Учредительная власть теоретизировалась многими авторами, от философов до юристов.

Среди них политический философ Карл Шмитт, известный своей принадлежностью к нацистской партии (хотя позже преследовавшейся) и разработкой многочисленных концепций и теорий в политической сфере.

Но первым, кто ввел этот термин в употребление, был Эммануэль Сийес, теоретик Французской революции. По мнению автора, эта власть положила конец старому режиму, предоставив власть всему французскому народу, который будет отвечать за утверждение и распространение новой Конституции и нового государства, возникшего после революции.

Характеристики учредительной власти

По словам профессора права Патросинио Корреа, существует семь характеристик конституционной власти:

  • Оригинал: Он тот, кто начинает новый процесс, как законодательный, так и политический. Будучи первой силой, она не проистекает из какой-либо предыдущей, и в ее руках находится разработка и утверждение новой Конституции.
  • ПостоянныйХотя Конституция утверждена, эта власть остается в собственности народа и активируется при возникновении обстоятельств.
  • Уникальный и неделимый: Люди, составляющие нацию, не могут быть разделены. Он уникален, так как принадлежит всем горожанам.
  • Эффективный: Законность, которую поддерживает появившаяся Конституция, такова, что она является обязательной для всех людей. Гарантировано судами.
  • Непередаваемый: Только должности, избранные гражданами, временно осуществляют власть. Но как только их мандат истекает, они снова становятся общей частью народа.
  • Неотчуждаемый: Его нельзя отчуждать. В случае переворота новый правитель не удержит его, а исчезнет. А также сопутствующее законодательство.
  • Безусловный: Хотя он выполнил свою функцию, он не является скоропортящимся. При необходимости он будет повторно активирован.

Составляющий процесс

Составляющая власть - это главный элемент, который действует в рамках процесса, составляющий процесс. И, как правило, он следует ряду шагов и требований:

Производная составляющая власть

Первоначальная конституирующая власть - это та, которую мы определили в этом тексте. На самом деле оригинальность - одна из его характеристик. Но также необходимо выделить концепцию производной конституционной власти, которая ограничена в самой Конституции и активируется для ее изменения.

Если верховенство закона сильное и не поддерживает разрешающие законы, изменение конституции будет довольно сложной задачей. Он требует значительного большинства, его одобрения во многих случаях и палатах и, наконец, народной ратификации посредством референдума.

Читайте также: