Международная согласительная процедура кратко

Обновлено: 04.07.2024

Международная следственная процедура (обследование) – расследование международным органом конкретных обстоятельств и фактических данных, лежащих в основе межгосударственных разногласий.

Международная согласительная процедура – рассмотрение споров в создаваемых сторонами на паритетных началах органах.

Задачей следственных комиссий является точное установление фактов, связанных со спором. Согласительные комиссии не ограничиваются выяснением фактической стороны дела, они предпринимают усилия для урегулирования спора и с этой целью вносят предложения. Выводы следственных и согласительных комиссий факультативны и не обязывают спорящие стороны. Они могут с ними согласиться или отказаться принять их. Однако существует ряд соглашений, в которых признается обязательный характер выводов таких комиссий, например в Конвенции о режиме судоходства на Дунае 1948 года (ст. 45).

Следственная процедура предусмотрена в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 года для расследования заявлений одной стороны по поводу фактов нарушения положений конвенций другой стороной.

В практике ООН большое значение придается работе по установлению фактов. Генеральная Ассамблея в ряде резолюций по вопросу о методах установления фактов, например в резолюции от 16 декабря 1963 г., отмечала значение следственной процедуры для мирного разрешения споров.

Согласительные (примирительные) комиссии возникли в международных отношениях несколько позже, чем следственные комиссии. В доктрине отмечается, что впервые согласительная комиссия была создана по Договору между США и Великобританией 1909 года о пограничных водах между США и Канадой.

Наиболее подробно порядок образования и функционирования согласительных комиссий был разработан в Общем акте о мирном разрешении международных споров 1928 года.

Положения о согласительных комиссиях (примирительной процедуре) предусмотрены в значительном количестве двусторонних и многосторонних договоров и конвенций.

Добрые услуги представляют собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих деятельность третьих государств или международных организаций, осуществляемую по их собственной инициативе или по просьбе находящихся в конфликте государств, направленную на установление или возобновление прямых переговоров между спорящими сторонами в целях создания благоприятных условий для мирного разрешения спора.

Впервые попытка международно-правового закрепления добрых услуг была предпринята на Парижском конгрессе 1856 г., но это предложение не имело юридической силы. Гаагские конвенции 1899 г. и 1907 г. о мирном разрешении международных столкновений предусматривали применение добрых услуг и посредничества, но регламентировали каждую из процедур отдельно. В настоящее время институт добрых услуг вместе с другими способами урегулирования закреплен в ряде важных международных актов.

Добрые услуги обычно применяются:

в случае нежелания одной или обеих спорящих сторон начинать переговоры относительно возникшего между ними спора;

при безрезультатности непосредственных переговоров между конфликтующими сторонами;

когда обращение спорящих государств к другим мирным средствам также не принесло положительного результата.

Правовым основанием для начала добрых услуг, которые могут применяться как во время войны, так и в мирное время, являются либо обращение спорящих сторон к третьим государствам (испрашиваемые добрые услуги), либо предложение своего содействия со стороны третьих, не причастных к конфликту держав (предлагаемые добрые услуги).

Государство, оказывающее добрые услуги, выполняет следующие функции: во-первых, стремится установить непосредственный контакт между спорящими сторонами; во-вторых, может стать связующим звеном между ними после начала прямых переговоров (в самих переговорах участия не принимает, если только стороны сами об этом не попросят).

Деятельность третьих государств проявляется в пожеланиях, предложениях, советах и ограничивается установлением контакта между спорящими сторонами. Спорящие стороны всегда вправе принять или отклонить предложения государств, оказывающих добрые услуги, хотя, с другой стороны, эти предложения могут послужить и основой для дальнейших переговоров между спорящими.

Посредничество - это участие третьих государств или международных организаций в мирном урегулировании международных споров, состоящее в ведении ими переговоров между сторонами на основе своих предложений относительно разрешения данного спора.

Процедура посредничества не связана строго определенными правилами и основывается на нормах международного права. Большое значение посредничеству как примирительной процедуре придает ООН (ст. 33 Устава).

Обычно посредничество используется в случаях:

нежелания одной или обеих спорящих сторон начинать какие-либо переговоры относительно урегулирования возникшего спора;

при безуспешности дипломатических процедур;

когда обращение к иным средствам не принесло результатов.

Процедура посредничества проходит в несколько этапов:

обсуждение кандидатуры посредника и оказание посредничества. Этот этап может заменять первый, поскольку обычно посредник обсуждается государствами заранее, о чем указано в ст. 3 Гаагской конвенции 1907 г. Это правило необходимо для случаев, когда решаются вопросы мира и международной безопасности, иные глобальные проблемы, однако даже в этих ситуациях возможно обращение и к первому этапу. Кандидатуру на роль посредника выбирают сами стороны, но это должно быть непричастное к конфликту государство.

К видам положительного результата относятся: достижение примирения, то есть взаимных уступок наряду с признанием взаимных претензий; отказ одной из сторон от своих требований; признание претензий другой стороны.

По своей природе посредничество тесно связано с институтом добрых услуг и долгое время критериев их разграничения не существовало. Тем не менее, можно выделить отличия в следующем 7 :

1. Способ возникновения - посредничество имеет место только при обоюдном согласии спорящих сторон, в противном случае возможность посредничества исключена. Для добрых услуг достаточно самого факта их предложения и согласия одной из сторон.

2. Цели и задачи государств, оказывающих добрые услуги и посредничество - конечная цель безусловно одна: содействие мирному урегулированию спора. Однако, если добрые услуги сводятся к тому, чтобы побудить спорящих начать переговоры или возобновить прерванные, то посредник принимает самостоятельное участие в переговорах сторон, дает им советы, вносит собственные проекты разрешения спора.

3. Права и обязанности - задача государства, оказывающего добрые услуги, ограничена установлением непосредственного контакта между сторонами. Посредник с решением этой проблемы только начинает работу.

4. Практика применения - находящиеся в споре государства предпочитают добрые услуги, так как третье государство не может активно вмешиваться в решение спора.

Согласительную процедуру можно определить как международно-правовое средство мирного урегулирования спора, состоящее в рассмотрении спора в создаваемых сторонами на паритетных началах органах, в состав которых, как правило, входят и представители третьих государств, имеющих своей задачей выработать проект соглашения с учетом взаимных интересов, принципов и норм международного права и предоставить его сторонам с целью примирения.

Универсальное закрепление и подробная регламентация согласительных процедур произошли в период между двумя войнами по трем основным направлениям: заключение двусторонних договоров и соглашений о согласительной процедуре; закрепление согласительной процедуры в рамках Лиги Наций на основе ее Статута; заключение многосторонних специальных соглашений. Среди наиболее известных договоров можно выделить: Общий акт о мирном разрешении международных споров 1928 г. (подтвержден Генеральной Ассамблеей ООН в 1949 г.), Договор об избежании или предупреждении конфликтов (договор Гондра) 1923 г., Договор о ненападении и примирении (пакт Сааведра Ламаса) 1933 г. Впоследствии был принят Единый американский договор о мирном разрешении споров 1948 г., а всего за период с 1918 г. по 1968 г. было заключено свыше пятисот договоров, предусматривающих применение согласительной процедуры. Закреплена она и в Уставе ООН.

Следственные и согласительные комиссии образуются, как правило, на паритетной основе из представителей спорящих сторон и представителей третьих государств, один из которых становится председателем (суперарбитром) комиссии. Наибольшее распространение получили согласительные комиссии, состоящие из нечетного числа лиц. Общий акт 1928 г. предусматривает образование согласительных комиссий из пяти членов: двое - от сторон и трое - от третьих государств, различного гражданства или подданства, и не имеющие постоянного места жительства на территории заинтересованных сторон, и не состоящие на их службе. Из числа трех последних избирается председатель.

Общий акт регламентирует создание двух типов комиссий: постоянной - образуется по просьбе одной из договаривающихся сторон в течение 6-месячного срока, применяется в тех случаях, когда споры между государствами носят систематический характер и сторонам невыгодно создавать комиссии ad hoc; и специальной - образуется в течение 3 месяцев со дня заявления одной из сторон, при условии, что к возникновению спора постоянная не создана.

Если комиссии в указанные сроки не созданы, необходимые действия выполняет третье государство, выбранное сторонами, или Председатель Генеральной Ассамблеи ООН. Если согласие по выбору третьего государства не достигается, каждая из сторон указывает особую державу, которые и займутся созданием комиссии.

Функции согласительных комиссий, в отличие от следственных, не ограничиваются расследованием и установлением фактических обстоятельств, лежащих в основе спора; в основном речь идет о предложении возможных решений для его урегулирования.

Главная задача согласительной процедуры заключается в привлечении к активному участию в разрешении спора компетентной комиссии и с ее помощью примирить стороны. В то же время согласительные процедуры включают элемент расследования фактических обстоятельств конфликта, регламентированный разделом 3 Гаагской конвенции 1907 г. о процедуре работы международных следственных комиссий 9 .

Если представленные в комиссию материалы дают возможность согласовать формулу урегулирования спора, необходимость в проведении расследования не возникает. Конкретные цели и задачи по рассмотрению спора стороны и другие члены согласительных комиссий определяют сами. Самостоятельно определяется и порядок рассмотрения спора, если нет иного мнения сторон. Процесс носит состязательный характер. Решения принимаются большинством голосов.

Непосредственные переговоры и консультации.

Содержание непосредственных переговоров заключается в поиске решения разногласий самими спорящими сторонами путем установления непосредственного контакта и достижения соглашения между ними. Переговоры – это наиболее удобное, простое и распространенное средство устранения разногласий. Не случайно в ст. 33 Устава ООН переговоры названы в числе основных средств урегулирования международных споров и конфликтов. Они позволяют принимать разнообразные варианты решения спорных вопросов.

Переговоры можно классифицировать:

1) по предмету спора (мирные, политические, торговые и др.);

2) по количеству участников (многосторонние и двусторонние);

3) по уровню представительства сторон (межгосударственные, межправительственные, межведомственные);

4) по форме (как в устной, так и в письменной) и др.

В ходе переговоров государства или международные организации могут принимать самые разнообразные варианты решения спорных вопросов. Переговоры не только являются средством урегулирования международного спора, но и выполняют функции вспомогательного средства. Практически все способы разрешения межгосударственных конфликтов всегда начинаются с непосредственных переговоров о применении этих способов и очень часто завершаются такими переговорами.

Одной из разновидностей переговоров являются консультации. Этот способ мирного разрешения споров сложился в начале XX в. В соответствии с ранее достигнутой договоренностью государства обязуются периодически или в случае возникновения определенного рода обстоятельств консультироваться друг с другом для устранения возможных разногласий. Целью консультаций является предупреждение возникновения международных споров. Предметом консультаций являются обычно вопросы, имеющие жизненно важное значение для государств или международных организаций. В международной практике используются две разновидности консультаций: факультативные и обязательные. Факультативными являются консультации, к которым стороны прибегают по взаимному согласию. Применение обязательных консультаций предусмотрено в двусторонних и многосторонних международных договорах.

Добрые услуги – это такой способ разрешения спора, при котором сторона, не участвующая в споре, по своей инициативе или по просьбе государств, находящихся в споре, вступает в процесс урегулирования. Цель добрых услуг состоит в установлении или возобновлении контактов между сторонами. При этом сторона, оказывающая добрые услуги, в самих переговорах не участвует; ее задача – облегчить взаимодействие спорящих сторон.

Посредничество (как и добрые услуги) предполагает участие в переговорах третьего государства. Однако имеются и различия между ними.

Во-первых, к посредничеству прибегают с согласия всех спорящих сторон, в то время как добрые услуги могут использоваться с согласия лишь одного спорящего государства. Во-вторых, цель посредничества состоит не только в облегчении контактов, но и в согласовании позиций сторон: посредник может вырабатывать свои проекты урегулирования спора и предлагать их сторонам. Добрые услуги и посредничество не являются обязательными. Они имеют исключительно значение совета.

Следственные комиссии. В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов государств и проистекающих из разногласий в оценке фактических обстоятельств ситуации, стороны вправе учредить специальный международный орган – следственную комиссию для выяснения вопросов фактов.




Следственные комиссии учреждаются на основании особого соглашения между сторонами, в котором определяются: подлежащие расследованию факты, порядок и срок деятельности комиссии, ее полномочия, место пребывания комиссии, язык разбирательства и др.

Расследование комиссией производится в состязательном порядке. Стороны в установленные сроки излагают комиссии факты, представляют необходимые документы, а также список свидетелей и экспертов, которые должны быть выслушаны. Комиссия может запросить от сторон дополнительные материалы. В процессе разбирательства производится допрос свидетелей, о чем составляется протокол.

После того как стороны представили все разъяснения и доказательства, а все свидетели выслушаны, следствие объявляется законченным, а комиссия составляет доклад. Доклад комиссии ограничивается установлением фактов и не имеет силы решения суда или арбитража. Стороны имеют право использовать решение комиссии по своему усмотрению.

Согласительные комиссии. Согласительные комиссии получили широкое распространение в международной практике. Они имеют более широкие полномочия, чем следственные. Согласительные комиссии, как правило, не ограничиваются только установлением того или иного факта, но и предлагают возможное решение спорного вопроса. Однако, в отличие от арбитража и суда, окончательное решение по делу принимается сторонами, которые не связаны выводами комиссии.

В соответствии с положениями Акта о мирном разрешении международных споров постоянная согласительная комиссия состоит из пяти членов. По одному члену комиссии назначают спорящие стороны, три других избираются из числа граждан третьих стран. В случае затруднения в выборе членов их назначение может быть поручено председателю Генеральной Ассамблеи ООН, третьим государствам или решено жребием.

Непосредственные переговоры и консультации.

Содержание непосредственных переговоров заключается в поиске решения разногласий самими спорящими сторонами путем установления непосредственного контакта и достижения соглашения между ними. Переговоры – это наиболее удобное, простое и распространенное средство устранения разногласий. Не случайно в ст. 33 Устава ООН переговоры названы в числе основных средств урегулирования международных споров и конфликтов. Они позволяют принимать разнообразные варианты решения спорных вопросов.

Переговоры можно классифицировать:

1) по предмету спора (мирные, политические, торговые и др.);

2) по количеству участников (многосторонние и двусторонние);

3) по уровню представительства сторон (межгосударственные, межправительственные, межведомственные);

4) по форме (как в устной, так и в письменной) и др.

В ходе переговоров государства или международные организации могут принимать самые разнообразные варианты решения спорных вопросов. Переговоры не только являются средством урегулирования международного спора, но и выполняют функции вспомогательного средства. Практически все способы разрешения межгосударственных конфликтов всегда начинаются с непосредственных переговоров о применении этих способов и очень часто завершаются такими переговорами.

Одной из разновидностей переговоров являются консультации. Этот способ мирного разрешения споров сложился в начале XX в. В соответствии с ранее достигнутой договоренностью государства обязуются периодически или в случае возникновения определенного рода обстоятельств консультироваться друг с другом для устранения возможных разногласий. Целью консультаций является предупреждение возникновения международных споров. Предметом консультаций являются обычно вопросы, имеющие жизненно важное значение для государств или международных организаций. В международной практике используются две разновидности консультаций: факультативные и обязательные. Факультативными являются консультации, к которым стороны прибегают по взаимному согласию. Применение обязательных консультаций предусмотрено в двусторонних и многосторонних международных договорах.

Добрые услуги – это такой способ разрешения спора, при котором сторона, не участвующая в споре, по своей инициативе или по просьбе государств, находящихся в споре, вступает в процесс урегулирования. Цель добрых услуг состоит в установлении или возобновлении контактов между сторонами. При этом сторона, оказывающая добрые услуги, в самих переговорах не участвует; ее задача – облегчить взаимодействие спорящих сторон.

Посредничество (как и добрые услуги) предполагает участие в переговорах третьего государства. Однако имеются и различия между ними.

Во-первых, к посредничеству прибегают с согласия всех спорящих сторон, в то время как добрые услуги могут использоваться с согласия лишь одного спорящего государства. Во-вторых, цель посредничества состоит не только в облегчении контактов, но и в согласовании позиций сторон: посредник может вырабатывать свои проекты урегулирования спора и предлагать их сторонам. Добрые услуги и посредничество не являются обязательными. Они имеют исключительно значение совета.

Следственные комиссии. В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов государств и проистекающих из разногласий в оценке фактических обстоятельств ситуации, стороны вправе учредить специальный международный орган – следственную комиссию для выяснения вопросов фактов.

Следственные комиссии учреждаются на основании особого соглашения между сторонами, в котором определяются: подлежащие расследованию факты, порядок и срок деятельности комиссии, ее полномочия, место пребывания комиссии, язык разбирательства и др.

Расследование комиссией производится в состязательном порядке. Стороны в установленные сроки излагают комиссии факты, представляют необходимые документы, а также список свидетелей и экспертов, которые должны быть выслушаны. Комиссия может запросить от сторон дополнительные материалы. В процессе разбирательства производится допрос свидетелей, о чем составляется протокол.

После того как стороны представили все разъяснения и доказательства, а все свидетели выслушаны, следствие объявляется законченным, а комиссия составляет доклад. Доклад комиссии ограничивается установлением фактов и не имеет силы решения суда или арбитража. Стороны имеют право использовать решение комиссии по своему усмотрению.

Согласительные комиссии. Согласительные комиссии получили широкое распространение в международной практике. Они имеют более широкие полномочия, чем следственные. Согласительные комиссии, как правило, не ограничиваются только установлением того или иного факта, но и предлагают возможное решение спорного вопроса. Однако, в отличие от арбитража и суда, окончательное решение по делу принимается сторонами, которые не связаны выводами комиссии.

В соответствии с положениями Акта о мирном разрешении международных споров постоянная согласительная комиссия состоит из пяти членов. По одному члену комиссии назначают спорящие стороны, три других избираются из числа граждан третьих стран. В случае затруднения в выборе членов их назначение может быть поручено председателю Генеральной Ассамблеи ООН, третьим государствам или решено жребием.

1. Споры, связанные с разграничением предметов ведения и полномочий, передачей осуществления части полномочий, должны разрешаться заинтересованными сторонами путем проведения переговоров и использования иных согласительных процедур.

2. В случае необходимости стороны договора, соглашения могут создавать согласительные комиссии.

3. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения споров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, связанным с разграничением предметов ведения и полномочий, передачей осуществления части полномочий. В случае недостижения согласованного решения Президент Российской Федерации может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Читайте также: