Модерн в скульптуре кратко

Обновлено: 01.06.2024

Модерн является современным, популярным и в то же время модным стилистическим направлением, которое было основан примерно в XIX столетии. В те времена мир искусства можно было истолковать по новым направлениям, а мастера хотели создавать античные, готичные скульптуры, при этом они старались в данных сочетаниях отыскать кукую-то новизну.

Какой стиль

Скульптура в стиле модерн

Самый простой способ получить красивую лужайку перед домом

Вы, конечно же, видели идеальный газон в кино, на аллее, а возможно, и на соседской лужайке. Те, кто хоть раз пытался вырастить зеленую площадку у себя на участке, без сомнений скажут, что это огромный труд. Газон требует тщательной посадки, ухода, удобрения, полива. Однако так думают только неопытные садоводы, профессионалы давно знают про инновационное средство — жидкий газон AquaGrazz.

Читать далее>>


Модерн, который с французского языка переводится как новый или современный либо Ар Нуво является стилем в искусстве США и Европы. Скульптура этого стилистического направления имеет динамические и текучие формы, виртуозную игру больших линий. Это стилистическое направление пытается оказаться единым направлением, где любые детали из окружения человека были изготовлены в едином ключе.

История возникновения стиля модерн

История возникновения стиля модерн

Из-за этого в данное время увеличился интерес к прикладному искусству:

  • дизайн интерьера,
  • керамика,
  • книжная графика.

Отличительная черта стиля модерн – это отказ от использования прямых линий и углов, при этом предпочтение отдается естественности, натуральным линиям. Это стилистическое направление пытается сочетать в себе художественные функции с утилитарными в создаваемых творениях, вовлечь в область прекрасного любые сферы жизни человечества.

История возникновения стиля модерн

Перед этим стилем шел стиль эклектики. В подобной ситуации образование нового стилистического направления было необходимостью. Толчком для возникновения нового стиля оказалось японское искусство времен Мэйдзи и искусство в Древнем Египте и иных древних цивилизаций. Огромное влияние на развитие архитектурного стиля модерн стали творения таких архитекторов, как, к примеру, Густав Климт и так далее.

Какие работы

Работы скульпторов и скульптура

Благодаря проведению всемирной выставки этот стиль получил такое широкое распространение. Во время этой выставки демонстрировали новые изумительные работы. Самую большую популярность это стилистическое направление получило во время Всемирной выставки, которая состоялась в 1900 году в Париже. Рассмотрим главные особенности стиля модерн. Отличительная черта данного стиля – это естественные природные изогнутые плавные линии, довольно часто используется прикладное искусство, использование новейших технологий, применение металла со стеклом.

В этом стилистическом направлении огромное внимание было уделено не только внешнему виду построек, но и интерьеру, который тщательным образом прорабатывали. Любые конструктивные детали вроде лестниц, дверей, столбов и балконов — были художественным образом обработаны.

Рассмотрим основные отличительные черты этого стиля в скульптуре:

  • здесь использовались главным образом приглушенные оттенки цветов — окрас увядших роз и табачных, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые оттенки;
  • в этом стилистическом направлении полностью отказались от прямых линий, предпочтение было отдано плавности, текучести линий, при этом подражали природной форме растительности. Довольно часто отказывались от симметричных линий;
  • в этом стилистическом направлении больше плавных и текучих форм, полностью отказались от симметрии, вертикальных, стремящихся ввысь доминант, перетеканий форм из одной в другую;

Модерн скульптура

Основатели стиля модерн

Живопись модерна
На живопись и скульптуру модерна сильное влияние оказал символизм, который стремился переходить от традиционных форм XIX века к новейшим европейским течениям, носившим порою условную принадлежность к той или иной стране.


Густав Климт. "Поцелуй". 1907—1908 годы


Леон Бакст. "Ужин". 1902


Фернан Кнопф. "Искусство, или нежность сфинкса". 1896

Всё это придавало картинам большую выразительность. Также символизм привнёс в живопись модерна символику линии и цвета; были широко представлены темы мировой скорби, смерти, эротики; распространённым стало обращение художников к миру тайны, сна, легенды, сказки и др. Ярким образцом живописи модерна являются полотна Климта. Художники модерна творили во всех странах Европы и Америки: Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Голландии, России, США и др.


Эдвард Мунк. "Крик". между 1893-1910


Михаил Врубель. "Пан" 1899


Валентин Серов "Похищение Европы". 1910

Альфонс Муха
Славяне на исконной Родине: между туранским кнутом и готским мечом.. 1912


Charles Rennie Mackintosh - Petunias


Анри де Тулуз-Лотрек.Сидящая танцовщица в розовом трико


Станислав Выспяньский.Портрет Ирены Сольской, 1904

Графика модерна



Поскольку такая обложка принадлежала книге, посвящённой архитектуре и купленной, вероятно, многими британскими архитекторами, она оказала сильное воздействие на создание изгибов и форм архитектурного стиля ар-нуво.


Альберт Клингер (1869-1912)

В конце XIX века сформировался тот вид графики, который принято называть плакатом. Рождение плаката обусловлено новшествами в типографской промышленности. Настоящему искусству плаката открыла путь техника литографии. Тираж издания мог составлять несколько тысяч оттисков


F. Champenois Imprimeur-Éditeur (литография, 1897) Альфонса Муха

Литография, искусство книги (книжный дизайн), графика достигли в период модерна высокого подъема благодаря работам англичанина Обри Бёрдсли, немцев Томас Гейне, Г. Фолегера и русских мастеров Александр Бенуа и Константина Сомова. Большие художественные достижения обрел модерн в создании афиш и плакатов (работы Эмиля Грассе во Франции, Альфонса Мухи в Чехии).




Афиша выставки 1896 года кисти Тео ван Рейссельберге.


Афиша выставки декоративного искусства 1894 года. Тема павлина часто встречается в стиле модерна.

Графика модерна обладала собственными выразительными средствами: энергичный обобщённый рисунок, резкие контрастные цветовые соотношения, использование больших технических возможностей литографии содействовали развитию такой разновидности графики, как афиша, плакат. Для них характерны тщательно разработанные композиции, декоративные и шрифтовые[8].



Egon Schiele - Green Stockings.

Получили широкое распространение многоцветная печать, крупноформатный литографированный плакат и вместе с тем миниатюрная рекламная наклейка. Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка. Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты. Каталоги издательских фирм, книжных магазинов, нередко, являлись настоящими графическими шедеврами, представлявшими картины художников[


Cinderella - Sarah Noble Ives

Мастера немецкой графики искали новые технические приёмы. К таким новшествам можно было отнести рисование на грубой зернистой бумаге с предварительным покрытием её белилами. Чтобы, например, получить мягко расплывающийся штрих, мюнхенские графики стали широко использовать японскую кисть. Еще один новаторский прием получение на белой бумаге отпечатка фактуры грубой материи, слегка пропитанной тёмной краской. Фон напоминал зернистую поверхность холста; нанесенный на него штрих приобрел специфические свойства. Графики учились обрабатывать бумагу разными кислотами, чтобы превращать ее в подобие пергамента. Линии на такой бумаге выглядели по-новому[



Роден Огюст Мыслитель, 1880—1882





Билек Франтишек Моисей, 1905

Необычное видение мира и трактовка человека характерны для творчества чешского модерниста Франтишика Билека. Для его работ характерны полный реализм и достоверность изображения. Персонажи его работ — Моисея, Гуса — отличает новизна и нестандартная трактовка.


Аронсон Наум Тургенев Иван Сергеевич, 1906—1913

Другими блестящими образцами модерна в скульптуре являются работы Наума Аронсона — портреты Комиссаржевской, Толстого, Пастера. Он единственный из художников создал скульптурный портрет, который теперь хранится в одном из музеев Израиля. Его работы украшают многие музеи и галереи мира


Скульптура Конь 1999 года во Дворце Люцерна, Прага. Давид Черни.


Скульптура Танец с шарфом Агатона Леонарда


Источники:

Берсенева А. Европейский модерн: венская архитектурная школа. Екатеринбург, 1991

Модерн (от фр. moderne – новейший, современный) или Ар Нуво (Art Nouveau) – стиль в европейском и американском искусстве конца 19 века – 1910-х годов. Скульптура модерна отличается динамикой и текучестью форм , виртуозной игрой крупных или же хрупких линий и силуэтов. Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике. Отличительными особенностями техники модерна являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, натуральных линий. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Яркими мастерами стиля модерн являлись скульпторы – Огюст Роден, Камилла Клодель, Аристид Майоль, все – Франция; Франтишек Билек – Чехия; Герман Обрист – Германия; Жан Минне – Бельгия.

Скульптура модерна Поцелуй


Поцелуй, 1886 Музей Родена, Париж

Скульптура модерна Вечный идол


Вечный идол, 1889 Музей Родена, Париж

Скульптура модерна Данаида


Данаида, 1885 Частная коллекция

Роден Поэт и Муза


Поэт и Муза, 1900, Частная коллекция

Роден Вечная весна


Вечная весна, 1900, Эрмитаж,Санкт-Петербург

Роден Ромео и Джульетта


Ромео и Джульетта, 1905, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Скульптура модерна Девушка с розой на шляпе


Девушка с розой на шляпе, 1865 – 1870 Музей Родена

Роден Ева


Ева 1881, ГМИИ Москва, Россия

Роден Упавшая кариатида


Упавшая кариатида 1882, Музей Родена, Париж, Франция

Огюст Роден, (Auguste Rodin) (1840-1917). Великий французский скульптор Огюст Роден во многих своих работах был близок к импрессионистам и художникам стиля модерн в стремлении передать мгновение в выражении лица или в позе человека; в переосмыслении классического академического подхода и стиля в скульптуре. Почти все его произведения вызывали интерес и неоднозначную реакцию публики, как, например, "Бронзовый век".

Скульптура модерна Бронзовый век


Бронзовый век, 1877,
Музей Родена, Париж

Именно поиск едва уловимого, изменчивого, стремление воплотить в столь "вечном" искусстве, как скульптура, всю трепетность жизни, а также новаторский характер моделировки часто вызывали негативную оценку у зрителя. Одним из самых выразительных произведений стал памятник "Граждане города Кале". Это реалистическая монументальная скульптура, в которой Роден сумел воплотить героические образы людей, абсолютно разных, но объединенных общей судьбой. Он много работал также в жанре портрета.

Портреты Родена разнообразны по характеристике, в них всегда подчеркнута главная, по мнению скульптора, черта модели: изящество и артистизм Далу, ироничность Рошфора, темперамент, вдохновенность Гюго. Интересовали скульптора и лирические, интимные сюжеты. Его работа "Вечная весна" – одно из самых проникновенных и знаменитых произведений в мировом искусстве на этот сюжет. Мастер не раз обращался к теме вечной весны, ускользающей любви, поцелуя. Движение для Родена было основной формой выражения жизни в скульптуре. Другие известные произведения: Поцелуй, 1886; Упавшая кариатида, 1882; Ева 1881; Данаида, 1885; Па-де-де, 1908; Статуя Бальзака, 1897.

Майоль Помона


Помона 1910, ГМИИ, Москва

Майоль Скованная свобода


Скованная свобода 1905, Музей Майоля, Париж

Майоль Средиземное море


Средиземное море в Перпиньяне 1902-1905, Музей Майоля, Париж

Майоль Река


Река, 1938 Музей Майоля, Париж

Майоль Памятник Полю Сезанну


Памятник Полю Сезанну 1915, Сад Тюильри, Париж

Майоль Покрывало купальщицы


Покрывало купальщицы 1928, Галерея Тэйт, Лондон

Майоль Флора


Флора, 1910, ГМИИ, Москва

Майоль Три нимфы


Три нимфы, 1930-1938, Галерея Тэйт, Лондон

Майоль Ночью


Ночью, 1930-1938,
Галерея Тэйт, Лондон

Аристид Майоль, (Aristide Maillol) (1861-1944). Выдающийся скульптор XX века Аристид Майоль (Аристид Жозеф Бонавентюр) начинал учебу в студиях салонных художников в 1881 в Париже, а затем в Школе декоративно-прикладного искусства. В своих ранних живописных работах Майоль подражал Гогену, Ренуару. Живописью он продолжал заниматься всю жизнь, считая это "необходимым отдыхом". Мастера увлекало также искусство гобелена. В 1894 году на выставке в Брюсселе его гобелен "Очарованный сад" получил восторженный отзыв Гогена. Лишь в возрасте около сорока лет Майоль занялся скульптурой. Искусство пластики захватило его и стало главным в творчестве мастера. Майоль никогда не обращался к формалистическим поискам. Он стремился к тому, что- бы его скульптуры можно было наблюдать со всех сторон и любоваться красотой естественного, прекрасного и сильного тела. Излюбленная модель – обнаженное женское тело, отличающееся отменным здоровьем. Женский образ приобретал в творчестве Майоля различный аллегорический смысл, но при этом всегда сохранял естественность и красоту натуры. "Река", одна из последних крупных работ мастера, входила в задуманную им серию, олицетворяющую три природные стихии: землю, воду и воздух, которые он представил в виде трех женских фигур. "Река" – стихия воды, быстрой, играющей, капризной, вечно изменчивой. Скульптор погиб в результате автомобильной аварии. Последней, оставшейся неоконченной, работой была статуя "Гармония".





Модерн (от фр. moderne — новейший, современный) или Ар Нуво (Art Nouveau) — стиль в европейском и американском искусстве конца 19 в. – 1910-х гг. Скульптура модерна отличается динамикой и текучестью форм , виртуозной игрой крупных или же хрупких линий и силуэтов. Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике. Отличительными особенностями техники модерна являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, натуральных линий. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Яркими мастерами стиля модерн являлись скульпторы — Огюст Роден, Камилла Клодель, Аристид Майоль, все — Франция; Франтишек Билек — Чехия; Герман Обрист — Германия; Жан Минне — Бельгия.

Огюст Роден , (Auguste Rodin) (1840-1917). Великий французский скульптор Огюст Роден во многих своих работах был близок к импрессионистам и художникам стиля модерн в стремлении передать мгновение в выражении лица или в позе человека; в переосмыслении классического академического подхода и стиля в скульптуре. Почти все его произведения вызывали интерес и неоднозначную реакцию публики, как, например, "Бронзовый век". Именно поиск едва уловимого, изменчивого, стремление воплотить в столь "вечном" искусстве, как скульптура, всю трепетность жизни, а также новаторский характер моделировки часто вызывали негативную оценку у зрителя. Одним из самых выразительных произведений стал памятник "Граждане города Кале". Это реалистическая монументальная скульптура, в которой Роден сумел воплотить героические образы людей, абсолютно разных, но объединенных общей судьбой. Он много работал также в жанре портрета. Портреты Родена разнообразны по характеристике, в них всегда подчеркнута главная, по мнению скульптора, черта модели: изящество и артистизм Далу, ироничность Рошфора, темперамент, вдохновенность Гюго. Интересовали скульптора и лирические, интимные сюжеты. Его работа "Вечная весна" - одно из самых проникновенных и знаменитых произведений в мировом искусстве на этот сюжет. Мастер не раз обращался к теме вечной весны, ускользающей любви, поцелуя. Движение для Родена было основной формой выражения жизни в скульптуре. Другие известные произведения: Поцелуй, 1886; Упавшая кариатида, 1882; Ева 1881; Данаида, 1885; Па-де-де, 1908; Статуя Бальзака, 1897.

Читайте также: